Что такое булыгинская дума
ЕГЭ. История. Термины. Булыгинская дума
ЕГЭ. История. Термины.
Булыгинская дума
Манифест императора о создании думы вышел 6 августа 1905 года под названием «Положение о выборах в Государственную думу». В то же день было издано «Положение», в котором определялся порядок выборов в Думу.
Цели принятия документа:
Расколоть силы революции, которая тогда шла в России
Создать условия для выхода из революции буржуазии, пойти на соглашение с ней
Привлечь на свою сторону и отвлечь от революции зажиточную часть крестьянства
Основные положения Булыгинской думы:
Дума должна быть лишь законосовещательным органом власти
Созвать не позднее середины января 1906 года Государственную Думу.
Большинство населения пол данному проекту не имелоизбирательного права: рабочие, женщины, учащиеся, военнослужащие и другие.
Выборы были для крестьян четырёхстепенные ( избирались выборщики от села, волости, губернии и лишь затем- в Думу), для буржуазии и помещиков – двухстепенные (то есть сначала избирались выборщики, а затем- члены думы).
Устанавливался имущественный ценз. Для землевладельцев – от 100 до 800 десятин, для городских избирателей недвижимое имущество 1500 руб., а в столице- 3000 руб. Для крестьян не было имущественного ценза.
Ленин В.И. оценил данный проект как «самое наглое издевательство над народным представительством». Партия большевиков призвала к бойкоту данного проекта и к подготовке вооружённого восстания.
Проект Булыгинской думы не был принят. Всероссийская октябрьская стачка вынудила императора издать Манифест 17-го октября 1905 года.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Булыгинская дума
Полезное
Смотреть что такое «Булыгинская дума» в других словарях:
БУЛЫГИНСКАЯ ДУМА — БУЛЫГИНСКАЯ ДУМА, в исторической литературе название проекта высшего законосовещательного представительного органа Российской империи (см. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ), о создании которого было объявлено царским манифестом от 6 августа 1905 года в… … Энциклопедический словарь
Булыгинская дума — в исторической литературе название проекта высшего законосовещательного представительного органа Российской империи, о создании которого было объявлено царским манифестом от 6 августа 1905 года в соответствии с опубликованным в тот же день… … Политология. Словарь.
БУЛЫГИНСКАЯ ДУМА — принятое в литературе название высшего законосовещательного представительного органа Российской империи (по имени А. Г. Булыгина). По разработанному в июле 1905 проекту большинство населения (рабочие, военнослужащие, женщины и др.) не имело изби … Русская история
БУЛЫГИНСКАЯ ДУМА — в литературе название (по им. А. Г. Булыгина) высшего законосовещательного представительного органа Российской империи. По разработанному в июле 1905 г. проекту большинство населения (рабочие, военнослужащие, женщины и др.) не имело избирательных … Юридический словарь
БУЛЫГИНСКАЯ ДУМА — в литературе название (по имени А. Г. Булыгина) высшего законосовещательного представительного органа Российской империи. По разработанному в июле 1905 проекту большинство населения (рабочие, военнослужащие, женщины и др.) не имело избирательного … Большой Энциклопедический словарь
БУЛЫГИНСКАЯ ДУМА — в литературе – название представительного высшего законосовещательного органа Российской империи, утвержденного Николаем II 6 августа 1905 г. в соответствии с «Положением о выборах в Государственную думу» и «Учреждением Государственной думы»… … Российская государственность в терминах. IX – начало XX века
БУЛЫГИНСКАЯ ДУМА — представительный законосовещат. орган, проектировавшийся манифестом от 6 авг. 1905 в соответствии с Положением о выборах в Гос. думу (опубл. в тот же день); проект Б. д. был маневром, рассчитанным на раскол сил революции, на создание основы для… … Советская историческая энциклопедия
«Булыгинская дума» — в литературе название (по имени А. Г. Булыгина) высшего законосовещательного представительного органа Российской империи (Государственная дума). По разработанному в июле 1905 проекту большинство населения (рабочие, военнослужащие, женщины и др.)… … Энциклопедический словарь
Булыгинская Дума — законосовещательная Дума, объявленная царским правительством указом 6 го августа 1905 г., известная по имени автора законоположения о ней, сенатора Булыгина. Таков был ответ царского правительства на разроставшуюся после 9 го января 1905 г.… … Популярный политический словарь
булыгинская дума — в литературе название (по им. А. Г. Булыгина) высшего законосовещательного представительного органа Российской империи. По разработанному в июле 1905 г. проекту большинство населения (рабочие, военнослужащие, женщины и др.) не имело избирательных … Большой юридический словарь
Публикации
События 1905 года вынудили российского императора пойти на либеральные инициативы. Общественное обсуждение сорокалетней годовщины судебной реформы стало основанием для появления проекта выборного законосовещательного органа. Однако первый проект создания Государственной думы оказался мертворожденным. Как выглядел бы российский парламент, если бы первой революции удалось избежать рассказывает кандидат исторических наук, депутат Госдумы первого созыва Александр Минжуренко.
«Маленькая победоносная война», начатая царским правительством в январе 1904 года с Японией, была призвана решить не только внешнеполитические задачи, но и снять внутреннее социально-политическое напряжение, нараставшее в стране. Внешняя опасность должна была сплотить народ вокруг трона и заставить, хотя бы временно, забыть внутренние распри.
Однако война оказалась не маленькой и не победоносной. Только в самом начале военных действий наблюдался подъем патриотических и шапкозакидательских настроений в населении. Последовавшие затем нерадостные новости с фронта быстро погасили эту шовинистически-милитаристскую волну.
Все проблемы вновь встали в полный рост и даже обострились. Ведь известно, что война, особенно неудачная для правительства, всегда выступает катализатором революций.
Первыми выступили либералы, так как они к этому моменту были лучше других сорганизованы и имели в своих руках детально разработанные проекты реформ государственного строя и планы введения выборных начал при формировании органов власти.
Активисты Союза освобождения изобрели оригинальную форму борьбы за свободы и конституцию: по стране покатилась «банкетная кампания». В качестве повода была взята круглая дата – 40-летие введения судебных уставов.
Судебная реформа 1864 года была одной из самых прогрессивных либеральных реформ Александра II, согласно которой произошло полное отделение судебной власти от административной, была введена процессуальная независимость судей, появился единый суд для всех сословий, обязательной стала гласность судопроизводства, устанавливалась выборность мировых судей и т.д.
И вот, отмечая круглую дату этого важного события, либеральная оппозиции и проводила, под видом юбилейных банкетов, собрания, на которых произносились речи о необходимости введения свобод и конституции. Всего по России прошло более 120 таких собраний в 34 крупных городах, в которых принимало участие около 50 тыс. человек.
Участники собраний принимали резолюции с требованиями политических реформ. В журнале «Освобождение» печатались подробные отчеты об этих собраниях, публиковались итоговые документы и полные тексты речей.
Требования «освобожденцев» нашли отклик и понимание в рабочем движении. С Союзом освобождения установил связь лидер крупнейшей рабочей организации страны «Собрание русских фабрично-заводских рабочих Санкт-Петербурга» священник Георгий Гапон.
Именно деятели «Союза освобождения» на совместном совещании с Гапоном и рабочими предложили им также подать и свою петицию в адрес царя. Но идея организовать шествие людей с «Рабочей петицией» непосредственно к царской резиденции принадлежала самому Гапону.
Расстрел рабочей демонстрации 9 мая 1905 года принято считать началом Первой русской революции. Её составляющие были разнообразными, не имели общего сценария и руководящего центра. Значительный удельный вес занимали стихийные выступления, как крестьян, так и рабочих. Спонтанно поднимали бунты, мятежи солдаты и матросы.
Либеральная оппозиция не принимала участие в насильственных действиях. Ее представители заявляли, что они хотят направить революционное движение в «мирное русло».
Именно в этом направлении они и действовали в эти дни. Так, освобожденцы на своем третьем съезде, который проходил в Москве на частных квартирах 25-27 марта в обстановке нарастания революционного движения, приняли новую программу Союза, включавшую требования созыва всенародного Учредительного собрания, 8-часового рабочего дня и отчуждения частновладельческих земель.
В апреле в столице была создана нелегальная типография, в которой в том числе печатался и «Листок «Союза освобождения»». Пытаясь объединить все антисамодержавные силы в единый фронт, Союз разработал и издал летом «Устав союза рабочих», а также проект российской конституции под названием «Основной закон Российской империи», в котором предусматривалось создание избираемого всем народом двухпалатного парламента.
Однако, призывая к ненасильственным действиям, либералы в то же время сами фактически опирались на народные революционные выступления и использовали их в своих интересах, всё смелее и настойчивее выдвигая власти свои требования реформ.
Они исходили из того, что лозунги рабочего и крестьянского движения были максималистскими, т.е. излишне радикальными и невыполнимыми, тогда как главные требования либералов не затрагивали материальные интересы помещиков и буржуазии, а касались лишь проведения сверху назревших преобразований в сфере государственного устройства и избирательных прав.
Такую позицию либералов Ленин называл «торгом с царизмом» за спиной народа. И действительно, в обращениях либеральной оппозиции к царю чувствовался намек на то, что она готова отступиться от поддержки революционных выступлений народа и радикальных социально-экономических лозунгов в случае выполнения их основных политических требований.
И этот намек императором был понят. Царю стало ясно, что с революцией надо бороться известными классическими приемами: усмирением с одной стороны и уступками – с другой. Надо было расколоть единый и очень широкий фронт недовольных властью классов и социальных групп.
В итоге, для бунтовавших крестьян и восставших рабочих были введены военно-полевые суды, на них были отправлены карательные экспедиции. А для либеральной оппозиции начали готовить уступки в виде реформ. Вначале хотели отделаться малым.
Николай II решил рассмотреть проект о введении центрального народного представительства (Думы) в дополнение к уже существовавшим на местах земствам. Подготовку документа он поручил министру внутренних дел А.Г.Булыгину. По имени этого министра и получила название эта проектируемая дума. Проект, представленный Булыгиным, обсуждался на трех особых совещаниях и был утвержден.
6 августа 1905 г. Николай II поставил свою подпись под несколькими документами, создававшими правовую основу для формирования законосовещательной Государственной думы. Это «Манифест об учреждении Государственной думы», «Учреждение Государственной думы» и «Положение о выборах в Государственную думу». Сама Дума должна была быть созвана не позднее середины января 1906 года.
Это была неоправданно минимальная уступка революционному движению. Мало того, что создаваемый орган имел только законосовещательные, а не законодательные функции, так и выборы в него были далеко не всеобщими. Большинство населения вообще не получало избирательных прав (рабочие, женщины, военнослужащие, учащиеся и др.)
Не были эти выборы прямыми и равными. Для крестьян устанавливались четырехстепенные выборы, а для помещиков и буржуазии двухстепенные. Это означало, что крестьяне на сельском сходе выбирали своих представителей на волостной сход, который из них выбирал своих делегатов в уезд, где избирали уже выборщиков в губернское собрание. И только на этом губернском собрании и происходили выборы депутатов Думы.
Состав губернских собраний был квотирован законом: крестьянских выборщиков на нем должно было быть 42%, выборщиков от крупных землевладельцев – 34%, и от городских собственников – 24% участников собрания. Сравнительно высокое представительство от крестьян объяснялась тем, что царские чиновники всерьез верили в то, что в крестьянстве по-прежнему доминируют консервативные монархические настроения и они не поддержат никакие революционные идеи.
Имущественный ценз для горожан был довольно высоким, они должны были иметь в собственности недвижимого имущества не менее, чем на 1500 рублей, а в столицах – не менее чем на 3000 рублей.
Либералы были не очень довольны скромными полномочиями запланированного законосовещательного органа, но все же согласились участвовать в выборах в Думу. Однако более левые демократические силы не удовлетворились этими уступками, и революционное движение продолжало нарастать. Уже в октябре 1905 года стало ясно – данная мера была недостаточной для того, чтобы сбить революционную волну.
Таким образом, Булыгинская дума оказалась мертворожденным учреждением и ей не суждено было собраться. Революция «отменила» и данный проект и царский Манифест. Становилось очевидным, что на повестку дня выдвигается ни много ни мало учреждение законодательного парламента и существенное расширение избирательных прав для всех слоев населения.
Продолжение читайте на сайте РАПСИ 8 июня
Булыгинская дума
Булыгинская Дума была учреждена в Российской Империи высочайшим Манифестом Николая 2 от 6 августа 1905 года. Манифест создавал в России законосовещательный орган для обсуждения законов. Практических результатов деятельности у этой Думы не было, поскольку население бойкотировало выборы в Думу, а разрастание революционной обстановки заставило Николая 2 изменить этот Манифест на положение от 17 октября 1905 года, по которому Дума создавалась не законосовещательная, а уже законодательная.
Предыстория создания
Разработка Манифеста о создании булыгинской Думы напрямую связана с революцией 1905-1907 гг. Как известно, волнения начались в январе 1905 года, и с каждым днём нарастание недовольства населения становилось всё выше и выше. Всего за месяц революцией было охвачено свыше 800 тыс человек. Уже 18 февраля 1905 года Николай 2 издал рескрипт на имя министра внутренних дел Булыгина (по его имени и было получено название Думы) о выработке закона создания выборного представительства от населения в государственных органах власти.
6 июня 1905 года Николай 2 встретился с деятелями городских и земских съездов. Фактически это была первая встреча между императором и либерально настроенными слоями населения. На этой встрече император подтвердил, что искренне настроен сделать все, чтобы в России появилось сословное представительство от народа во власти. Несмотря на такие заявления Николая 2, ситуация развивалась медленно. Достаточно сказать, что еще в середине февраля Император дал поручение Булыгину разрабатывать законопроект, но за 4 месяца никаких практических результатов не было. Встреча Николая 2 стала возможной во многом из-за того, что либеральных взглядов придерживался премьер-министр Витте, который активно доказывал царю, что стране необходимые либеральные изменения с большими свободами для населения.
События были ускорены восстанием на броненосце «Потемкин», которое началось 14 июня 1905 года. В результате уже 6 августа Николай 2 подписал Манифест «Об учреждении государственной думы», а также «Положение о выборах в Государственную думу».
Что представляла собой Булыгинская дума
По Манифесту, Булыгинскую Думу предполагалось собрать до января 1906 года. Наравне с Думой существовал Госсовет. Для назначения в ГосДуму создавалась многоступенчатая система, а в самой Думе большинство должны были занять крестьяне и помещики. Многоступенчатая система выборов касалась прежде всего бедных слоев населения. Так для крестьян создавалась трехступенчатая система выборов, для землевладельцев двухступенчатая система, а для крупных владельцев недвижимости и крупных землевладельцев предполагались прямые выборы. На основе голосования выбирались «выборщики», которые в дальнейшем должны были из своего числа выбрать представителей в Государственную думу.
Кто допускался к выборам
Правом участия в голосовании по выбору выборщиков обладали 3 группы населения:
В общей сложности крестьяне должны были избирать порядка 42% выборщиков, владельцы недвижимости 24%, 34% крупные землевладельцы и плательщики налогов. Кроме того, «Положение о выборах в Государственную думу» допускало к голосованию только мужчин старше 25 лет, которые не проходят службу в действующей армии, не проходят обучение, а также не являются подданными иностранного государства.
Реакция населения
Манифест о созыве так называемой Булыгинской Государственной Думы был встречен население в основном негативно. Только незначительная часть либералов поддержала этот Манифест, но с оговорками. Для демонстрации того, что Манифест 06.08.1905 был негативно воспринят населением, можно привести слова великого князя Александра Михайловича
6 августа 1905 года е.и.в. Николай 2 подписал Манифест о созыве Государственной Думы. Это было полумера, которая вместо того, чтобы успокоить народные массы, привела к утроенной энергии и агрессивности революционеров.
Воспоминания великого князя Александра Михайловича
Почему же создание Государственной думы, о которой так настойчиво просили все слои общества, было встречено населением России негативно? Причин тому несколько:
Булыгинская Дума по замыслу действительно была весьма странным государственным органом, который фактически не имел никакой власти. Мы уже говорили о том, что это должен был быть просто законосовещательный орган для обсуждения законов. Формально у этого органа была возможность создавать законы и направлять их на рассмотрение императору. Только это действительно было формальностью. Для того чтобы закон попал императору, этот закон должны были внутри булыгинской Думы поддержать большинство депутатов, должен был поддержать Министр, к ведению которого относится этот закон. Только после этого закон попадал Николаю 2. Если же Министр отказывался поддерживать закон, предлагаемый ему государственной Думой, то закон переходил на рассмотрение Госсовета, и в случае успешного рассмотрения этого закона он также попадал к императору. Вся эта цепочка показывает, что у Государственной Думы возможностей не было практически никаких. В любом случае окончательное решение подписывать или не подписывать закон был исключительно у императора. Государственная Дума на это никак повлиять не могла.
Историческое значение
Булыгинская Государственная Дума осталась бумажным учреждением. Она никогда не была собрана, поскольку большевики и другие революционные организации призвали бойкотировать выборы. Так и получилось. Более того революционная ситуация в России продолжала накаляться и апогей 1905 года пришелся на начало октября. В результате Николай 2 был вынужден расширить полномочия государственной Думы, которые отразились в Манифесте от 17 октября 1905 года. Новый Манифест, в отличие от Манифеста 6 августа, создавал в Российской Империи законодательный народный орган представительства. Этот орган существовал до 1917 года, до революции и уничтожения российской империи.
Что такое булыгинская дума
Булыгин Александр Григорьевич,
автор идеи создания законосовещательной Думы.
Таким образом, «Булыгинская дума» существовала только как идея, а реакция на нее стала основанием для последующих преобразований.
Использованы материалы кн.: История России от древнейших времен до начала XX в. Под. ред. И.Я.Фроянова.
«БУЛЫГИНСКАЯ (законосовещательная) ДУМА», название представительного законосовещательного органа — Государственной думы. О ее создании было объявлено манифестом имп. Николая II от 6 авг. 1905 в соответствии с «Учреждением Государственной думы» и «Положением о выборах в Государственную думу» (опубликованы в тот же день). Непосредственным началом разработки проекта стало обращение А. С. Ермолова к имп. Николаю II (31 янв. 1905) с предложением введения выборной земской думы для предварительного рассмотрения важнейших законопроектов. В февр. дважды собирался Совет министров, но решение принято не было из-за противодействия С. Ю. Витте, вел. кн. Владимира Александровича и государственного контролера П. Л. Лобко. 18 февр. на имя А. Г. Булыгина (по его имени — «Булыгинская дума») был дан рескрипт, поручавший ему председательство в Особом совещании для разработки проекта. В его состав также вошли: помощник начальника Главного управления по делам местного хозяйства Министерства внутренних дел С. Е. Крыжановский, директор Общей канцелярии Министерства финансов А. И. Путилов, А. Ф. Трепов, профессор государственного права И. М. Ивановский и Ф. Д. Самарин. 23 мая подготовленные Булыгиным «Соображения» были переданы имп. Николаем II в Совет министров, который одобрил предлагавшуюся избирательную систему, внеся ряд поправок. Окончательный проект был утвержден на совещаниях под председательством имп. Николая II 19, 21, 26 июля, с участием вел. князей, ряда государственных деятелей. В ходе обсуждения против проекта выступили члены Государственного Совета А. С. Стишинский, директор канцелярии и секретарь имп. Марии Федоровны гр. А. А. Голенищев-Кутузов, гр. В. А. Бобринский, товарищ обер-прокурора Синода кн. А. А. Ширинский-Шихматов. Проект активно поддержали гр. Д. М. Сольский, Э. В. Фриш и др., к работе в совещаниях был привлечен В. О. Ключевский. Проект всесословной избирательной системы поддержали вел. князья Николай Николаевич и Владимир Александрович, К. П. Победоносцев, сословную — Бобринский, Стишинский и др. Большую роль в обсуждении и уточнении проекта сыграл Н. С. Таганцев. «Булыгинская дума» должна была быть созвана не позже середины янв. 1906.
«Булыгинская дума» получила право обсуждать все законопроекты, бюджет, отчет Государственного контроля, давать по их поводу заключения, которые передавались в Государственный Совет; оттуда законопроекты с заключениями Думы и Совета представлялись на «Высочайшее благовоззрение» (за исключением законопроектов, отклоненных двумя третями членов Думы и Совета). «Булыгинская дума» избиралась на 5 лет. В выборах не участвовали женщины, лица моложе 25 лет, учащиеся, воинские чины, состоявшие на действительной военной службе, бродячие инородцы, иностранные подданные. Кроме того, избирательных прав не имели находившиеся под судом или следствием, подвергшиеся несостоятельности, лишенные духовного сана или исключенные из обществ и дворянских собраний, уклонявшиеся от воинской повинности, совершившие уголовные преступления, а также (в течение 3 лет) лица, осужденные за должностные преступления. В выборах не участвовали губернаторы, вице-губернаторы, градоначальники и их помощники, полицейские чины — в пределах подведомственных им местностей. Выборы проводились по губерниям и областям и отдельно по столицам и 23 крупным городам. Выборы предполагалось установить четырехстепенные (для крестьян), трехстепенные (для мелких землевладельцев), двухстепенные (для крупных землевладельцев и городских избирателей). 42% выборщиков должны были избираться уполномоченными от волостей и станиц, 34% — съездами уездных землевладельцев [ценз 100—800 десятин (в зависимости от местности) или недвижимое имущество св. 15 тыс. руб.; уполномоченные от лиц, владевших не менее 0,1% от ценза; уполномоченные от владевших землей священнослужителей], 24% — съездами городских избирателей [ценз — недвижимое имущество в 1500 руб., в столицах — 3000 руб.; владельцы торговых (1—2-го разрядов) и промышленных (1—5-го разрядов) предприятий, лица, платившие квартирный налог выше 10-го разряда (т. е. в столицах — св. 1320 руб.), и др.]. Избрание членов «Булыгинской думы» должно было проводиться губернскими избирательными собраниями землевладельцев и уполномоченных от волостей (под председательством губернского предводителя дворянства) или собранием городских избирателей под председательством городского головы (выборщиков в столицах — 150, в других городах — 80 чел.). Созыв «Булыгинской думы» давал России шанс организованно соединить принципы монархической государственности и народного представительства. Однако подрывная деятельность врагов России опрокинула этот шанс. Вместо законосовещательной думы при царе России был навязан враждебный орган — законодательная Государственная дума.