Что такое бумагопластика ее виды
Консультация «О технике «бумагопластика»
Любовь Федотова
Консультация «О технике «бумагопластика»
«Бумагопластика». само название техники говорит о том, что работа в ней основывается на одном из свойств бумаги — способности «запоминать форму» или пластичности. Что же такое «бумагопластика»?
«Бумагопластика» – техника создания полуобъемных (рельефных) и объемных изделий из бумаги. История «бумагопластики» связана с возникновением бумаги. Она стала не только основной для писем, книг, но и благодаря своим свойствам: пластичности, послушности, возможности сохранять заданную форму, оказалась превосходным материалом для творчества.
Мы говорим о значении «бумагопластики» на развитие детей. Общение с бумагой существенно влияет на общее развитие ребенка. Еще В. А. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка находиться на кончиках пальцев». Любая работа с бумагой: складывание, вырезание – дает возможность проявить свою индивидуальность; развивает творческое мышление, воображение, мелкую и крупную моторику; помогает приобщиться к миру прекрасного; помогает приобретать навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения. Ребенок знакомится с «бумагопластикой» еще в 2 – 3 года – это занятия аппликацией.
Таким образом, можно говорить, что все работы, связанные с изменением формы листа бумаги – это уже техника «бумагопластика».
Поэтому видами работ в технике «бумагопластика» являются (начнем самых простых и доступных форм для детей):
1. Простая аппликация
(от лат. «прикладывание») – наклеивание готовых деталей из цветной бумаги на плотную основу – картон (это для детей раннего возраста; для более старших детей – процесс вырезания деталей – самостоятельная работа).
2. Обрывная аппликация или бумажная мозаика
— это процесс заполнения контура рисунка. Всё просто и доступно, как в выкладывании мозаики. Основа — лист картона, на котором нарисован контур рисунка, который необходимо заполнить кусочками цветной бумаги. При этом цветная бумага разрывается руками.
3. Объемная аппликация
Разновидностью объемной аппликации являются:
— скручивания салфеток в жгуты и выкладывание рисунка;
— скатывание шариков из салфеток и выкладывание рисунка.
Любой вид аппликации связан с познавательной деятельностью и огромное влияние оказывает на развитие умственных и творческих способностей детей.
Этот вид аппликации наиболее любим детьми.
4. Торцевание
– выполняется так: из гофрированной цветной бумаги вырезают небольшой квадратик, на середину квадратика ставят торцом стержень (например: не заточенный карандаш) и закручивают бумагу вокруг стержня. Получившуюся маленькую торцовку, не снимая со стержня, приклеивают клеем ПВА на рисунок, нанесённый на плотную бумагу или картон, и только тогда вынимают стержень. Каждую следующую торцовку приклеивают рядом с предыдущей плотно друг к другу, чтобы не оставалось промежутков.
— контурное (торцовки выкладываются по контуру изображения);
— плоскостное (торцовки располагаются плотно друг к другу по всей поверхности рисунка);
— объёмное (торцовки приклеиваются под разным углом наклона к поверхности листа, что позволяет создать объёмное изображение;
— многослойное (торцовки вклеивают друг в друга).
5. Папье-маше
(с фр. «жёваная бумага») — легко поддающаяся формовке масса, получаемая из смеси бумаги клеящим веществом (как правило – ПВА). Из папье-маше изготавливают муляжи, маски, игрушки. Со старшими дошкольниками легко делать простые формы (мисочки, блюдца, бокальчики). Работа идет в два этапа:
1. непосредственно изготовление формы из папье – маше;
2. раскрашивание высохшей формы.
Выполняя поделки в этой технике, дети приобретают навыки графического и пластического изображения предметов, овладевают умением в силуэтной форме, образно, творчески перерабатывать свои впечатления.
6. Оригами
Для изготовления сложных фигур оригами используют базовые элементы: квадрат, треугольник, книжка, дверь, блин, рыба, лягушка, птица и др. С их помощью можно создавать более сложные фигуры. В последнее время разновидность модульное оригами выделяют в отдельный вид. Поэтому и мы будем придерживаться этого.
7. Модульное оригами
8. Киригами
9. Квиллинг
В отличие от оригами, родиной которого является Япония, искусство бумагокручения возникло в Европе в конце 14 — начале 15 века. В средневековой Европе монахини создавали изящные медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумагу с позолоченными краями. При близком рассмотрении эти миниатюрные бумажные шедевры создавали полную иллюзию того, что они изготовлены из тонких золотых полосок. В 15 веке это считалось искусством. В 19 — дамским развлечением. Большую часть 20 века оно было забыто. И только в конце прошлого столетия квиллинг снова стал превращаться в искусство. В России искусство квиллинга считается корейским и известно как бумагокручение. Технику квиллинга со старшими дошкольниками можно применять для изготовления объёмных открыток, создания декоративных панно. Каждая композиция в квиллинге состоит из бумажных элементов различной формы, приклеенных к основе или склеенных между собой. Обычно для этого тонкие полоски бумаги скручиваются в рулончики (роллы, которым затем дают немного развернуться и придают форму.
10. Айрис фолдинг
11. Бумажная скульптура
— это искусство художественного моделирования из бумаги объемных композиций и создания на основе моделей трехмерных бумажных скульптур. Это новый современный вид искусства – «бумагопластика» (появился к концу 20 – го столетия). В основе техники лежат приемы: биговка, фальцовка, высечка и вырубка, склейка. В настоящее время широко используют в дизайне интерьеров, создании авангардной моды и других направлениях. В работе с дошкольниками эта техника из – за сложности не применяется.
Закончить хочется словами Канта:
Статья получилась большая, поэтому образцы работ придется показать в продолжении.
С Днем Влюбленных. Сегодня, в День Святого Валентина, мы с детьми решили сделать объемные «валентики» для своих близких и родных. Техника была новая для детей,.
Валентинка БУМАГОПЛАСТИКА- очень интересная техника создания бумажных композиций. Техника бумагопластики,пожалуй, делится на 4 части. Подготовка материала,.
Урок «Техника Бумагопластика»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Гимназия № 19 г. Орла
Художественная обработка конструкционных материалов:
Мосин Сергей Евгеньевич
Что такое бумагопластика?
Бумагопластика… само название техники говорит о том, что работа в ней основывается на одном из свойств бумаги- способности «запоминать форму» или пластичности.
Бумагопластика наиболее современный вид искусства. В начале XX века стали появляться первые работы в технике бумажной пластики. Ее использовали в своих работах как зарубежные, так и российские художники. К концу 20-го столетия бумагопластику признали как отдельный вид искусства. В настоящее время бумагопластику широко используют в дизайне интерьеров, создании авангардной моды и других направлениях.
Бумагопластика менее трудоемка, чем аппликация, и больше напоминает скульптуру на плоскости, где форма создается за счет объема, поэтому картины, модели, макеты смотрятся как произведение искусств. В них ощущается пространство, образ, стиль, изящество, композиция.
Дети через практическую деятельность лучше воспринимают пространственное отношение окружающего мира, аналитическое и пространственное мышление, восприятие и воспроизведение детали и целого предмета, объема и плоскости. Также решаются и педагогические задачи: развитие мелкой моторики пальцев рук, внимание, усидчивости, усердия, аккуратности, сотрудничеству и многому другом.
Самоделки из бумаги интересны, разнообразны, оригинальны и всегда привлекательны для детей. Из бумаги дети с удовольствием делают к праздникам для своих близких.
В основе технологии конструирования из бумаги лежат приемы ее обработки и способы соединения. Для освоения данных навыков используются два пути: выполняя специальные упражнения или художественно-творческие задания. Приемом разрывания бумаги мы разрушаем в определенном месте структуру листа, где образуется рыхлая каемочка. Приемы разрезания ножницами, просекания резаком или иглой циркуля внутренней части листа, прокалывание листа шилом, перфорирование (пробивание или прорезывание разнообразных по форме отверстий) с использованием пробойки (трубка с заточенным торцом) или других инструментов, позволяют расширить технический замысел изготовления поделки.
Бумагопластика позволяет создавать полуобъемные и объемные бумажные композиции, схожие внешне с барельефом и скульптурой.
Работы создаются из отдельных элементов, каждому из которых специальными инструментами придается нужные форма и объем. Затем элементы собираются в композицию, образуя целостный образ.
Существуют самые разные виды бумагопластики: оригами, торцевание, квиллинг, аппликации, работа с гофрированной бумагой и многие другие.
1)Оригами (с японского буквально: «сложенная бумага») — древнее искусство складывания фигурок из бумаги.
Теперь оригами все чаще и чаще напоминает конструирование изделий из бумаги, где находят применение и клей, и краски, и возможно создание фигур из нескольких частей и деталей (сборных). Есть элементы и вырезания и надрезания бумаги. Оригами, как и любой другой вид искусства, не избежало проникновения в него компьютерной графики. И здесь первенство снова принадлежит японцам. В конце прошлого столетия Иссей Йошино начал чертить схемы для складывания бумажных фигур при помощи компьютерной графики.
М
Большинство людей помнят, как в детстве делали бумажные снежинки. Да и взрослые с восхищением и удивлением разворачивают бумажные снежинки, к тому же почти невозможно сделать один и тот же образец дважды. Так вот эти бумажные Снежинки и декорации и есть первые шаги в изучении техники Киригами.
История киригами столь же древняя, как и оригами. Дополняя друг друга, они открывают новую выразительную грань материала. В типичном случае технология изготовления киригами предусматривает разметку заготовки, раскрой, сгибание и складывание.
К в и л л и н г — от слова «quill» или «птичье перо». Искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.
В отличие от оригами, родиной которого является Япония, искусство бумагокручения возникло в Европе в конце 14 — начале 15 века.
Большую часть 20 века оно было забыто. И только в конце прошлого столетия квиллинг снова стал превращаться в искусство. С бумагой у нас связано представление о непрочности и недолговечности. Но квиллинг опровергает это утверждение – на филигранную объёмную подставку можно поставить, к примеру, чашку или положить тяжелую книгу, и ни один завиток бумажного кружева при этом не пострадает. Можно собрать из бумажных элементов вазу для конфет и спокойно использовать её по назначению — не развалится и не сломается. В общем, квиллинг — это возможность увидеть необычные возможности обычной бумаги.
Торцевание из бумаги – несложная техника, в которой можно создать оригинальные декоративные композиции.
Технология торцевания заключается в следующем: из гофрированной цветной бумаги вырезают небольшой квадратик, на середину квадратика ставят торцом стержень (например: не заточенный карандаш) и закручивают бумагу вокруг стержня. Получившуюся маленькую торцовку, не снимая со стержня, приклеивают на рисунок, нанесённый на плотную бумагу или картон, и только тогда вынимают стержень. Каждую следующую торцовку приклеивают рядом, с предыдущей, плотно друг к другу, чтобы не оставалось промежутков.
Торцевание из бумаги бывает:
• контурное (торцовки выкладываются по контуру изображения);
• плоскостное (торцовки располагаются плотно друг к другу по всей поверхности рисунка);
• объёмное (торцовки приклеиваются под разным углом наклона к поверхности листа, что позволяет создать объёмное изображение;
• многослойное (торцовки вклеивают друг в друга).
Для того чтобы выполнить мозаику в технике торцевания, необходима цветная гофрированная бумага, стержень от шариковой авторучки и клей ПВА.
А
йрис фолдинг — можно перевести как «радужное складывание». Рисунок заполняется тонкими бумажными полосками, которые, накладываясь друг на друга под определённым углом, создают интересный эффект закручивающейся спирали.
Аппликации доступны даже детям раннего возраста: создать целое из имеющихся частей гораздо проще, чем тот же рисунок создать из мозаики. Части аппликации можно заготовить заранее и дать их ребенку для создания изображения, а мозаику – нет.
В работе над аппликацией используют клей, ножницы, цветную бумагу (которую можно сделать самим с помощью красок или фломастеров), обёрточную бумагу, журналы, фольгу, фантики, поролон и просто неожиданные материалы.
Обрывная аппликация — один из видов многогранной техники аппликация. Всё просто и доступно, как в выкладывании мозаики. Основа — лист картона, материал — разорванный на кусочки лист цветной бумаги (несколько цветов), инструмент — клей и ваши руки.
Вырезание силуэтов
Вы можете научиться выполнять силуэты, которые показаны на рисунке. Вырезая силуэты ваших друзей и родных, старайтесь добиваться портретного сходства.
Освоение основ бумагопластики
Известно, что детское творчество явление уникальное. Многие педагоги и психологи, как отечественные. Так и зарубежные, подчеркивают большое значение занятий художественным творчеством во всестороннем развитии личности ребенка.
Дети в любом возрасте любят работать с бумагой, творить из нее свои маленькие шедевры. Одним из любимых детьми видов творческой деятельности является занятия бумагопластикой.
В своей работе я стараюсь использовать разнообразные техники и приемы работы с разнообразными материалами. Их желание научиться создавать своими руками красивые вещи их художественных различных материалов. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает интерес к работе, приносит удовлетворение результатами своей деятельности.
Дети с интересом осваивают новые приемы работы, создают оригинальные композиции.
Уроки Технологии объединили в себя коллекцию самых оригинальных, забавных, интересных для детского творчества поделок.
Изготовление поделок требует от ребенка ловких действий, и в процессе систематического труда, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. В процессе изготовления постепенно образуется система специальных навыков и умений. Поделки удовлетворяют любознательность детей. В этом труде всегда есть возможность добиваться более совершенных результатов
Бумагопластика является эффективным средством воспитания детей. Занятия бумагопластикой формируют такие нравственные качества, как коллективизм, готовность оказать помощь, радовать окружающих результатами своего труда.
Педагогическая целесообразность данной программы важна для формирования у школьников навыков пространственного мышления, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка. Предлагаемая система практических заданий и занимательных упражнений позволит формировать, развивать, корректировать пространственные и зрительные представления, наличие которых является показателем школьной зрелости, а также помочь детям легко и радостно включиться в процесс обучения.
Занятие бумагопластикой – процесс творческий, осуществляемый через совместную деятельность педагога и детей, детей друг с другом. Для педагога, родителей и ребёнка – это должно стать смыслом и образом жизни, который научит детей через развивающие практические занятия преодолевать трудности, принимать самостоятельные решения, находить более нужный способ достижения возникающей в ходе занятий учебной цели.
Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает развитие интеллектуальных умений у учащихся, необходимых для формирования личности ребенка.
Одна из основных задач образования – развитие способностей ребёнка и формирование Универсальных Учебных Действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
Цель данной программы: раскрытие творческого потенциала ребёнка художественно – изобразительными средствами.
развитие воображения, фантазии, художественного вкуса;
расширение методов познания окружающей действительности;
формирование культуры личности ребёнка во всех проявлениях;
воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально – ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру.
Формы и режим занятий. Ведущей формой организации занятий является групповая. Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:
— учебно – познавательного интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;
— навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
— ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
— заложены основы социальных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Школьники получат возможность для формирования:
— устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
— возможности реализовывать творческий потенциал в собственной деятельности;
— эмоционально – ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
— выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ.
— планировать свои действия;
— осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
— адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;
— навыкам работы с разнообразными материалами;
— вносить изменения в действие после его завершения на основе ошибок.
Школьники получат возможность научиться:
-осуществлять контроль по результату и способу действия;
— самостоятельно оценивать правильность выполнения действия.
-осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;
-выстраивать технологическую последовательность собственного или предложенного замысла;
В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
— приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
— развивать художественный вкус;
— художественно – образному, эстетическому типу мышления;
— развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;
— способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства;
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
— сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми
— формировать собственное мнение и позицию;
Получают возможность научиться:
— учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
В результате занятий у обучающихся должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность. Изучение данной программы позволить школьникам сформировать
устойчивый интерес к творчеству из бумаги, получить опыт работы с
разными материалами, поверить в себя и свои способности. Развить такие
качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие,
-умение учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от
собственной позиции других людей;
-умение учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную
-умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной
деятельности и сотрудничества с партнером;
-умение адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей
Гукасова А.М. Практические работы по труду (обработка бумаги, картона, волокнистых материалов и ткани).
Конышева Н.М. «Умелые руки»; «Чудесная мастерская»; «Наш рукотворный мир»; «Секреты мастеров».
Романина В.И.Дидактический материал по трудовому обучению.
Трумпа Э.А. Самоделки из бумаги (складывание и сгибание) —М.Учпедгиз, 1995
Гарматин А. А. «Уроки для начинающих». Владис. Рипол. Классик. Оригами, 2011г.
Джун Джексон «Поделки из бумаги». М.: Просвещение, 1979г.
Лубковская К. «Сделаем это сами». М.: Просвещение, 1983г.
Перевертень Г. И. «Самоделки из разных материалов». М.: Просвещение, 1985г.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема: «Виды бумагопластики и их характеристика»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования г. Хабаровска
«Центр детского творчества «Радуга талантов»
Тема: « Виды бумагопластики и их характеристика»
Подготовила: Стяжкина А.Р.
педагог дополнительного образования
Цель программы: развитие творческих способностей детей средствами бумажной пластики.
• Обучать техническим приемам и способам создания различных поделок из бумаги.
• Создавать условия для развития творческой активности детей.
• Формировать сенсорные способности, целенаправленное аналитико-синтетическое восприятие создаваемого предмета, обобщенное представление об однородных предметах и сходных способах их создания.
• Способствовать развитию мелкой моторики рук, воображения и фантазии.
• Воспитывать бережное отношение к природе.
Бумагопластика наиболее современный вид искусства. В начале XX века стали появляться первые работы в технике бумажной пластики. Ее использовали в своих работах как зарубежные, так и российские художники. К концу 20-го столетия бумагопластику признали как отдельный вид искусства. В настоящее время бумагопластику широко используют в дизайне интерьеров, создании авангардной моды и других направлениях.
Бумагопластика менее трудоемка, чем аппликация, и больше напоминает скульптуру на плоскости, где форма создается за счет объема, поэтому картины, модели, макеты смотрятся как произведение искусств. В них ощущается пространство, образ, стиль, изящество, композиция.
Существуют самые различные виды бумагопластики: оригами, торцевание, квиллинг, работа с гофрированной бумагой и многие другие. Все эти виды бумагопластики широко используются воспитателями. Рассмотрим более подробно некоторых из них.
1. Оригами – японское искусство складывания из бумаги фигурок людей, животных, геометрических тел; это игровая технология, бумажный конструктор, способствующий формированию устойчивого интереса к учебной деятельности, обеспечивающий преемственность между учебой и игрой. В России оригами как дидактическое средство нашло применение в дошкольной педагогике, дополнительном образовании. Стимулом к творчеству в этом виде деятельности служит желание ребенка создать фигурку из бумаги, а процесс превращения листа бумаги в игрушку способствует созданию дидактической проблемы, для решения которой детям необходимо активизировать мыслительные процессы: самостоятельно понять и сформулировать ее суть, найти пути решения, оценить полученный результат. Использование оригами способствует оптимизации воспитательного и образовательного процесса дошкольников. Гармонизируется развитие детей, происходит формирование базовых математических способностей, воспитывается активное познавательное отношение, удовлетворяется стремление детей к движению, конкретной деятельности, деятельному общению. Язык оригами обладает четкой ритмической организованностью. Наличие единого модуля и модульной сетки обусловливает чистоту отношений малых и крупных элементов. Привлекает яркое знаковое начало. Восхищает то, с какой остротой и выразительностью реализованы принципы традиционного для Японии формирования эстетического пространства. Помимо визуальной выразительности, которая достигается благодаря лаконичности, внутренней организованности и выдержанности в едином ключе всех элементов пластического языка, современных дизайнеров привлекает также прочное конструктивное начало, свойственное оригами. В оригами формообразовательные возможности бумаги используются самым естественным образом.
В зависимости от способа соединения модулей между собой можно получить ту или иную конструкцию. Модели модульного оригами могут быть как плоскими, так и трёхмерными. Первые обычно представлены многоугольниками (их обычно называют подставками), звёздами, вертушками и кольцами, вторые же — правильными многогранниками или их композициями.
3. Квиллинг. В России искусство квиллинга считается корейским и известно, как бумагокручение. Однако истоки этого рукоделия восходят к монастырям Европы XVI века, а, по некоторым сведениям, даже к ранним цивилизациям Ближнего Востока и Древнего Египта, где оно эволюционировало из других видов филиграни. К сожалению, точно проследить историю квиллинга невозможно по той простой причине, что бумага – материал очень недолговечный. Ещё в XVI веке итальянские и французские монахи и монахини украшали бумажной филигранью иконы и панно на религиозные темы, обложки религиозных книг и предметы культа, например, ковчеги для хранения реликвий. Позолоченными и посеребрёнными полосками бумаги успешно заменяли настоящие золото и серебро в бедных церквях. В XVII и XVIII веках бумагокручением увлеклись в среде благородных дам. Квиллинг был одним из немногих видов рукоделия, которыми представительницы знати могли заниматься, не роняя своего достоинства. Дамы украшали орнаментом из кручёных бумажных полосок коробочки и ящички, корзинки, чайницы, родовые гербы. В Викторианскую эпоху (1837-1901) женщины высших классов среди прочего проводили своё свободное время за занятиями бумажной филигранью, схемы по квиллингу даже печатались в женских журналах того времени. С первыми поселенцами из Европы искусство квиллинга попало в Америку, где оно особенно любимо. Своё имя квиллинг получил от английского слова quill – перо. Предположительно именно на кончик пера накручивали бумажные полоски первые мастера квиллинга. Интересную мысль высказывает Paula Bauer в своём исследовании по истории квиллинга: она считает, что в Америке полоски наматывались на иглы дикобраза (также quill по-английски), которые широко применялись индейцами в местных ремёслах. И именно иглы дикобраза дали название этому виду рукоделия, а не птичьи перья, которые представляют собой гораздо менее удобный инструмент для квиллинга из-за своей толщины. Естественно, на протяжении веков в мире квиллинга происходили изменения: менялись техники, стили, материалы, инструменты и популярность этого вида рукоделия. Давно уже квиллинг перестал быть достоянием исключительно женщинам из «высших классов». Появился трёхмерный квиллинг. К началу XXI века бумажная филигрань стала полноценным искусством и произведения, выполненные в этой технике, украшают галереи Европы и США. В современной Азии (Япония, Корея) семена квиллинга упали на благодатную почву древнейших местных традиций филигранного мастерства, в том числе и с использованием бумаги в качестве основного материала (достаточно вспомнить оригами). Нужно, правда, отметить, что согласно некоторым гипотезам, искусство бумагокручения на Дальнем Востоке существовало задолго до того, как оно появилось в Европе. Технику квиллинга (квиллинг, бумагокручение, бумажная филигрань) применяют для изготовления объёмных открыток, украшения предметов, создания декоративных панно и даже объёмных скульптур. Каждая композиция в квиллинге состоит из бумажных элементов различной формы, приклеенных к основе или склеенных между собой. Обычно для этого тонкие полоски бумаги скручиваются в рулончики (роллы), которым затем дают немного развернуться и придают форму, но существуют и другие способы изготовления элементов. Квиллинг часто комбинируют с другими техниками, например, используют в скрапбукинге. В технике квиллинга делают открытки, панно, с его помощью декорируют предметы быта (коробочки, рамочки для фотографий и т.п.), из полосок бумаги также изготавливают ажурную и оригинальную бижутерию. Бумагокручение – очень кропотливое занятие, оно требует точности и терпения, аккуратности, но в то же время успокаивает. Необходимо отметить, что в последнее время появилось новое направление в квиллинге – квиллинг трёхмерный, или объёмный. Основные принципы техники бумагокручения для него остаются теми же, но трёхмерный квиллинг имеет свои особенности. Несмотря на то, что в квиллинге используется достаточно ограниченный набор базовых форм, их названия часто могут сильно различаться в зависимости от географии или школы квиллинга. Начальные заготовки по виду делят на плотные и свободные спирали (кольца, рулоны), открытые и закрытые спирали, а также обычные спирали и спирали со сдвинутым центром (эксцентричные). Материалом для квиллинга являются цветные бумажные полоски. Самые распространённые — шириной 1/8 дюйма (3 мм) и 3/8 дюйма (9 мм), но используются также полоски и ленты другой ширины, в соответствии с замыслом мастера. Полоски можно нарезать самостоятельно или купить готовые, в наборах. Специальная бумага имеет особый состав и по плотности идеально подходит для квиллинга, но она далеко не везде доступна в магазинах. Большинство промышленно выпускаемых полосок имеют длину 12 или 24 дюйма (соответственно 30 и 60 см). От таких полосок отрезаются куски нужной длины, в зависимости от размера элемента, который необходимо сделать. Иногда наоборот несколько лент склеивают, чтобы получить полоску большей длины или полоску, в которой скомбинированы несколько цветов. Бумага для квиллинга должна быть окрашена в массе, чтобы срез был такого же цвета, как и плоскость, хотя иногда срез специально имеет другой цвет. Выпускаются полоски для квиллинга самых разных цветов и оттенков, блестящие, перламутровые, градиентные полоски, а также полоски с двойным тонированием, у которых одна сторона светлее, чем другая
4. Торцевание – это своеобразный вид аппликации из бумаги. Таким способом могут создаваться мозаичные изображения. В основе торцевания лежит принцип вырезания квадратиков из гофрированной бумаги нужного цвета и размера, в зависимости от выполняемого изделия. Вырезанные квадратики с помощью клея или зубочистки закрепляются на поверхности формы. Торцеванием можно выполнить всевозможные панно, декоративные открытки, сюжетные композиции. Материалом для выполнения таких работ служит цветная бумага, а также цветная гофрированная бумага. Дети с большим интересом занимаются в этой технике. Но, кроме того, что выполняются мозаичные плоские изображения, в этой технике можно создать и объемные скульптурные формы. Для торцевания используются самые разнообразные материалы и приспособления. Если идет процесс создания объемной композиции, то здесь используется и пластилин, так как именно в него с помощью зубочистки или палочки вставляются кусочки бумаги, свернутые вокруг нее. По цветовому колориту работы, выполненные с помощью торцевания, выглядят очень нарядно, ярко и красиво. Все это достигается не только с помощью оригинальной техники, но и за счет гофрированной бумаги, которая имеет самые разнообразные цветовые решения.
5. Бумажная пластика – изготовление объёмных поделок из бумаги. Обычно, получив бумажные полоски разной длины и ширины, дети тут же начинают их непроизвольно скручивать, свивать, переплетать, перекрещивать, соединяя одну с другой, в результате чего возникают разнообразные композиции. Работу в технике оригами и бумажной пластики лучше всего предлагать детям старшей и подготовительной групп. Для выполнения данного вида работы дети должны уже обладать достаточным опытом: уметь вырезать, клеить, работать ножницами, закручивая края бумажных полосок для получения эффекта воздушности и т.д.
6. Рваная бумага – чаще всего газеты, которые ребёнок сминает, рвёт, бросает, наслаждаясь при этом производимым шумом и изменением формы бумаги, которая целиком зависит от действия его руки. Новые формы, возникшие при разрывании бумаги, можно наклеить на основу.
7. Мятая бумага. Сначала желательно использовать мягкие сорта бумаги (папиросную, салфетки), а потом более жесткие. Дети младшего дошкольного возраста, сминая бумагу, создают определённые предметы. Например, тонкой папиросной бумаге можно придать форму цветка и наклеить его на основу – корзиночку или собрать из цветов яркий букет. Дети старшего дошкольного возраста могут самостоятельно и осмысленно, сминая бумагу, создать определенные формы, необходимые им как детали для игрушек. Сгибание бумаги сводится в основном к повторению устоявшихся форм и выполняется поэтапно по указанию взрослого.
8. Плетение – один из наиболее интересных видов художественного творчества, любимых детьми и взрослыми. Для плетения можно использовать разнообразную по качеству бумаг, учитывая три её свойства – гибкость, прочность и толщину. Предложенные задания, как показывает опыт, посильны старшим дошкольникам и призваны оказывать помощь в самостоятельной работе над созданием игрушки, украшения, сувенира. Полоски, размещённые блоками в виде разнообразных фигурок. Соединяя фигурки плетением, можно получить различные изображения, а затем дополнить их аппликацией, выполненной в одной из нетрадиционных техник (из ваты, пуха, скорлупы, крупы и т.п.). Нельзя забывать о цвете полосок: он играет в оформлении работы важную роль.
9. Мозаика – изображение или орнамент, выполненный из отдельных, плотно пригнанных друг к другу разноцветных кусочков. Выполнение мозаичных аппликаций требует большой точности, аккуратности. Эскизы мозаики желательно составлять со стилизованными формами, с небольшим количеством деталей. Бумагу соответствующего тона подготавливают к наклеиванию резанием или обрывом. Каждый кусочек накладывают отдельно. Небольшую часть эскиза (на фоне) промазывают клеем и на неё накладывают заготовленные кусочки бумаги. Сделать это можно, наколов кусочки бумаги на большую иглу, или с помощью пинцета. Мозаика может быть контурной, т.е. кусочки наклеивают по краю изображения, или сплошной, когда заклеивают внутреннюю часть изображения. Мозаику делают с просветами и без них. Мозаика, как и обычная аппликация, бывает предметной, сюжетной, декоративной. Последнюю можно выполнять на различных геометрических формах: полосе, квадрате, круге и т.д. Мозаику можно использовать для оформления плоскостных, полуобъёмных и объёмных поделок, для оформления поздравительных открыток, закладок для книг, сувениров.
10. Обрывание. От листа бумаги отрывают кусочки небольшого размера или длинные полоски. Затем рисуют клеем то, что хотят изобразить (малышам педагог выполняет один рисунок на всех), накладывают кусочки бумаги на клей. В результате изображение получается объемным. Части изображения намазываются клеем и наклеиваются на основу. Этот вид работы используется на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста.
11. Скатывание бумаги. Сминают в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывают из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
Бумагопластика – очень увлекательное занятие, которое нравится и взрослым, и детям. Не каждый ребёнок имеет способности к рисованию или лепке, а такие техники как бумагопластика (с использованием пошаговой инструкции, технике выполнения, трафаретов и шаблонов, позволяет создавать оригинальные работы. Занятия с применением данных техник можно проводить как на НОД, так и в совместной с детьми работе вне образовательной деятельности.