Что такое бумагопластика кружок
Кружок «Бумагопластика» как средство развития творческих способностей детей
Елена Кузнецова
Кружок «Бумагопластика» как средство развития творческих способностей детей
(Слайд 1)
[/b] В своей жизни мы каждый день сталкиваемся с бумагой. Но что это такое? В одной очень умной и полезной книге, которая называется «Толковым словарем» говорится, что БУМАГА- это материал, предназначенный для письма, рисования, печати и других целей. Изготавливается она из тряпичной массы и древесины. БУМАГУ называют источником мудрости, так как с её помощью можно сберечь нашу историю и культуру. Человек всегда хотел рассказать о себе и своей жизни. Сначала он оставлял настенные рисунки на камне.
(Слайд 2)
(Слайд 3)
[/b] На Руси его начали выделять только лишь в хv веке для государственных грамот, законов и книг. Это очень тонкий, прочный и в то же время дорогой материал. Но он уступил дорогу бумаге.
Впервые бумагу изготовили во II веке в Китае. Считают, что её изобрел Цай Лунь. Потом начали делать бумагу и в Индии, Вьетнаме, Японии. Сегодня насчитывают более 600 видов этого материала, которые различаются по цвету, толщине, белизне, массе и другим свойствам. В России бумага появилась достаточно поздно: её ввозили из Франции и Голландии, так как первая бумажная мельница была построена у нас лишь в хvI веке.
(Слайд 4)
(Слайд 5)
Как помочь ребенку открыть себя наиболее полно? Как создать условия для динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление ребенка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? Именно эти вопросы поможет решить
БУМАГОПЛАСТИКА
Бумагопластика
[/b] менее трудоемка, чем аппликация, и больше напоминает скульптуру на плоскости, где форма создается за счет объема, поэтому работы, выполненные детьми, смотрятся как произведения искусства. В детских поделках ощущается пространство, образ, стиль, изящество, композиция. Они богаты по содержанию и целостны по восприятию.
Кружок «Бумагопластика» развивает творческие способности детей старшего дошкольного возраста. Занятия с детьми проводятся два раза в неделю, по подгруппам. Продолжительность занятия 25-30 минут. Программа кружка рассчитана на два года.
(Слайд 6)
Цель программы «Бумагопластика»:
[/b] самостоятельно создавать образы и поделки, развивать ручную умелость и формировать обобщенные способы конструирования.
Задачи кружка:
(Слайд 7)
1. Обучать детей приемам работы с бумагой различной фактуры, изготовлению из нее разнообразных изделий, поделок.
2. Повышать сенсорную чувствительность, т. е. способствовать тонкому восприятию формы, цвета, веса, фактуры, пластики.
3. Способствовать развитию творческих способностей и активности:
— развивать воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику, последовательность в выполнении действий; синхронизировать работу обеих рук.
4. Формировать умения планировать работу по реализации замысла, предвидеть
результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.
5. Воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, бережное отношение к
6. Воспитывать бережное отношение к предметам и игрушкам как к результатам своего труда и труда взрослых.
Виды и способы работы с бумагой:
(Слайд8)
Аппликация
(Слайды 9,10,11,12)
Художественное конструирование
«А кого мы сегодня будем делать? Что мы сегодня будем делать?» Результат работы – это удивление и восторг в глазах детей, когда получилась поделка.
Работая в технике художественного конструирования, стараюсь подбирать необычный материал и необычные поделки, например, «Зимние деревья», «Голубка», «Ангелочек» из ажурных салфеток, «Осенняя ветка», где дети используют готовые детали – скрученные полоски и осенние листочки для создания объемной картинки.
(Слайды 13,14,15,16,17)
За время работы кружка провела работу и с родителями. Анкетирование показало готовность родителей воспитанников стать непосредственными участниками изготовления оригинальных поделок из бумаги. Был организован мастер – класс на тему: «Что такое бумагопластика?»
(Слайды 18,19)
[/b], в рамках Дня семьи проведены открытые занятия, на которых дети и родители являлись активными участниками.
(Слайды 20,21,22,23)
В ДОУ были организованы выставки детских работ, посвященные Дню матери, приходу весны.
(СЛАЙД 24,25,26)
[/b]Ребята поучаствовали во Всероссийском конкурсе «Новогодняя открытка», г. Санкт – Петербург. Одна из работ «Елочка» (поделка из скрученных салфеток, участница Соня Панфилова) была признана Лауреатом конкурса
(Слайды 27)
«Бумагопластика»
[/b] доставляют радость всем участникам творческого процесса: мне, как педагогу, детям и родителям.
(СЛАЙДЫ 28,29)
А закончить свое выступление хотелось бы стихами Е. Руженцевой :
Если б все на свете было
Вас бы это рассердило
Видеть мир привыкли люди
Белым, желтым, синим, красным…
Пусть же все вокруг нас будет
Удивительным и разным!
Спасибо за внимание! (СЛАЙД 30)
Уголок «Наши работы». Где мы помещаем наши творческие работы по аппликации и ручному труду. Развивая творческий потенциал с детства, мы не только совершенствуем познавательные процессы, но но и формируем личность ребенка. Для.
Рабочая программа кружка по бумагопластике
Козина Юлия Александровна
Рабочая программа кружка по бумагопластике
Программа кружка «Фантазеры» (бумагопластика)
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важной составной частью в развитии и воспитании детей. Уровень программы: ознакомительный. Программа разработана в соответствии с новыми требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта и составлена с учетом программы и методических рекомендаций Л. В. Куцаковой «Конструирование и ручной труд».
Обеспечивая в процессе работы с бумагой всестороннее развитие детей, у них формируются жизненно необходимые навыки и умения, раскрываются и развиваются потенциальные возможности. Организовывать работу необходимо так чтобы ребята обретали уверенность в своих силах, стремились создавать красивое, глядя на окружающий мир глазами художника; ощущали себя значимыми, умелыми, способными и талантливыми. Программа способствует формированию у детей творческих способностей и фантазии. При организации работы с бумагой необходимо соединять игру, труд и обучение, что поможет обеспечивать единство решения познавательных, практических и игровых задач.
Художественный труд способствует развитию сенсомоторики: согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движения, гибкости, точности в выполнении действий. Конструируя, ребёнок развивается умственно. Развивается смекалка, сообразительность, память, пространственно- ассоциативное и логическое мышление. Все это необходимо для дальнейшего обучения детей в школе.
Большая роль в овладении бумагопластикой в программе отводится коллективным работам.
В процессе совместной работы создаются положительные условия для формирования общественных мотивов труда, которые в старшем дошкольном возрасте приобретают значительную побудительную силу. Каждый ребёнок получает возможность почувствовать и пережить радость от личного участия в общем деле. В данном виде труда есть реальные возможности формировать у детей контроль и оценку собственной деятельности. У ребят наблюдается стремление оказать друг другу помощь, заинтересованность результатом общего дела. Результаты коллективного труда открывают ребят, побуждают их к выполнению новых поделок.
Система работы с бумагой построена по принципу от простого к сложному. Программа помогает индивидуализировать сложность работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным можно предложить работу попроще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняются. Это даст возможность предотвратить перегрузку ребенка, освободить его от страха перед трудностью и приобщить к творчеству.
Актуальность программы
Убедительно доказано научными исследованиями прямая зависимость между уровнем сформированности речи и развитием тонкой моторики рук у детей. Это отчетливо прослеживается в ходе индивидуального развития каждого ребенка. Поэтому развитые, усовершенствованные движения пальцев рук способствуют более быстрому и полноценному формированию у ребенка речи и психических процессов, тогда как неразвитая ручная моторика, наоборот, тормозит такое развитие. В сенсомоторном развитии важное место занимает ручной труд, с помощью которого формируется точность в выполнении действий, совершенствуется координация движений, согласованность в работе глаза и руки, эталонные представления о форме, цвете, величине, пространстве, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, закладывается основа для развития мыслительных операций.
Одним из близких и доступных видов работы с детьми по формированию мелкой моторики является художественно-продуктивная деятельность, занятия бумагопластикой.
Бумагопластика дает возможность детям фантазировать и проявлять свои творческие способности.
Способствовать развитию личности детей через творческую деятельность. Формирование художественно-творческих способностей, обеспечение эмоционально-образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений в процессе работы с бумагой.
Задачи программы
Задачи в обучениии:
• Познакомить со свойствами и различными видами бумаги.
• Познакомить с различными техниками работы с бумагой.
• Познакомить и расширить знания о геометрических терминах, использовать их в речи при работе.
• Научить способам отрывания, сминания, скатывания, скручивания, обрывания, разрезания, вырезания, многократного сгибания в разных направлениях, складывания и приклеивания.
• Учить составлять узоры, различные композиции, создавать поздравительные открытки и поделки.
• Развивать глазомер, ловкость движений рук, пальцев.
• Развивать умения владеть необходимыми для работы инструментами и материалами.
• Развивать творческое воображение, художественные и интеллектуальные способности.
Задачи в воспитании:
• Воспитывать аккуратность при выполнении работ и умение доводить начатое дело до конца.
• Воспитывать чувство коллективизма, товарищества и адаптации к социуму во время выполнения коллективных работ.
Категория обучающихся по программе: возраст 5-7 лет.
Срок реализации программы: 1 год; 16 часов.
Форма обучения: групповая.
Режим занятий: 1 раз в неделю по 30 минут.
Планируемые результаты реализации программы:
• познакомятся со свойствами и возможностями бумаги как материала для художественного творчества;
• познакомятся с основами знаний в области композиции,
• познакомятся с основными видами работ из бумаги (поделки из комочков бумаги, мозаика из рваной бумаги, оригами, торцевание, гофрирование и квилинг).
• овладеют основными приемами работы с бумагой: складывание, сминание, скручивание, комкование, сгибание, вырезание, гофрирование, склеивание;
•научатся работать необходимыми для изготовления поделок инструментами и приспособлениями;
• познакомятся с основными видами работ из бумаги (поделки из комочков бумаги, мозаика из рваной бумаги, оригами, торцевание, гофрирование и квилинг).
• научатся сознательно использовать знания и умения, полученных на занятиях для воплощения собственного замысла в бумажных объемах и плоскостных композициях.
• научатся в доступной форме подчеркивать красоту материалов, форм, конструкций при создании индивидуальных работ;
• научатся взаимодействовать друг с другом во время коллективных работ: помогать, уступать и договариваться с товарищами.
Содержание программы
Учебно-тематический план кружка «Бумагопластика»
месяц Тема занятия Количество занятий
всего теория практика
октябрь Различные виды бумаги и ее свойства
Украшение карандашницы из картона божьими коровками (комкование из креповой бумаги) и бабочкой (оригами) 1 1 1
Натюрморт «Фрукты в вазе» из бумажной тарелки и салфеток (комкование) 1 1
«Ежик» (гофрирование цветной бумаги) 1 1
Ноябрь «Ветка с осенними листьями» (ветка- скручивание бумаги; листья—гофрирование) 1 1
«Аквариум с рыбками» из коробки из-под конфет (рыбки-оригами, камни-комкование, водоросли- скручивание) 1 1
Подарок ко Дню Матери «Рамка для портрета» из бумажной тарелки (мозаика из рваной бумаги и цветы- складывание) 1 1
Коллективная работа
«Жар-птица» (оригами,гофрирование, комкование, квилинг) 1 1
Елочная игрушка-шар из картона и ажурной салфетки (снежинка – торцевание) 1 1
Коллективная работа
«Новый год в зимнем лесу» (елка –оригами; снег и бусы – комкование; зайцы-оригами) 1 1
Январь «Рождественский ангелок» (оригами и гофрирование) из ажурной бум. салфетки. 1
«Снеговик» (комкование, торцевание из белой салфетки) 1 1
«Снегирь на ветке ели» (оригами и комкование) 1 1
Февраль «Зимний лес» (из мятых и рваных салфеток) 1 1
«Гиацинт в горшке» (торцевание) 1 1
«Птица счастья» (оригами,гофрирование) 1 1
Коллективная работа «Грачи прилетели» (оригами) 1 1
Апрель «Ракета» (оригами) 1 1
«Пасхальное яйцо с цыпленком» (торцевание) 1 1
«Цветок весенний» (квиллинг) 1 1
«Бабочки на лугу» (оригами) 1 1
«Ветка сирени» (торцевание) 1 1
«На пруду» (лебеди, лягушки, цветок лотоса, стрекоза-оригами; камыши-скручивание)
Коллективная работа 2 2
Методы,применяемые при подготовке к занятиям подразделяются на:
— Словесные (рассказ-объяснение, беседа, пальчиковая гимнастика, стихи, загадки);
— Наглядные (демонстрация педагогом приемов работы, наглядных пособий, самостоятельные наблюдения детей);
— Игры, игровые ситуации (обыгрывание поделок детьми, физкультминутки);
— Практические (выполнение упражнений, овладение приемами работы с бумагой и инструментами);
При организации работы кружка используется дидактический материал. Он включает в себя образцы работ, выполненные педагогом, иллюстрации.
Формы подведения итогов реализации программы
Проведение выставок детских работ, участие в различных творческих конкурсах.
Организационно-педагогические условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение программы
Для того чтобы успешно обучить детей, необходимо, прежде всего, владеть необходимыми знаниями, умениями и навыками изготовления разнообразных доступных и посильных для детей данного возраста изделий, имеющих практическую значимость.
Помещение в котором проводятся занятия должно быть светлым, соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям.
В процессе обучения дети и педагог должны строго соблюдать правила техники безопасности труда.
Для успешной реализации программынеобходимо материально-техническое обеспечение: бумага офисная цветная, бумага цветная, гофробумага, картон цветной, цветные бумажные салфетки, креповая бумага, клей ПВА, клей-карандаш, ножницы, кисточки.
1. Л. В. Куцакова «Конструирование и ручной труд» в детском саду». Программа и методические рекомендации для работы с детьми 2-7 лет. Изд-во Мозаика-Синтез Москва 2008 г.
2. Л. В КУцакова «Творим и мастерим».Серия: библотека программы воспитания и обучения. Изд-во Мозаика-синтез Москва 2010 г.
3. С. Афонькин и Е. Афонькина «Игрушки из бумаги». Изд-во «Литера» Санкт-Петербург 1998г.
4. Галина Корнева «Бумага» Азбука творчества; Играем, вырезаем, клеим. Издательский дом «Кристалл» Санкт-Петербург; 2001г.
5. И. И. Кобитина «Работа с бумагой: поделки и игры». Занятия с детьми старшего возраста. Творческий центр «Сфера» Москва 2001г.
6. Г. И. Долженко «100 оригами».Академия развития: Академия Холдинг; Ярославль 2002 г.
7. Г. И. Долженко «100 поделок из бумаги».Академия развития: Академия Холдинг; Ярославль 2004 г.
8. И. Агапова и М. Давыдова «Игрушки и подарки из бумаги и картона». Изд-во «ДОМ. ХХI век» Москва 2007г.
Рабочая программа кружка «Народное творчество» «Народное творчество, как средство приобщения молодежи к изучению русской народной культуры» Рабочая программа кружка «Народное творчество».
Программа кружка по бумагопластике для детей 5–7 лет Программа кружка художественно-эстетической направленности «Бумагопластика» для детей 5-7 лет СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка 2.
Рабочая программа кружка «Говорушки» Рабочая программа кружка «Говорушки» для детей среднего дошкольного возраста ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Одним из немаловажных аспектов развития.
Рабочая программа кружка «Красочный мир» План. Пояснительная записка. 1. Тематический план. 2. Учебно-тематический план. 3. Содержание изучаемого курса. 4. Методическое обеспечение.
Рабочая программа кружка «Умелые ручки» Содержание 1. Пояснительна записка 2. Актуальность. Цель. Задачи. 3. Формы работы. Сроки реализации. Режим проведения. Ожидаемые результаты.
Рабочая программа кружка «Умелые ручки» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 41 «Ласточка» г. Улан-Удэ Рабочая программа кружка «Умелые ручки».
Рабочая программа кружка «Умные ладошки» ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ КРУЖКА «УМНЫЕ ЛАДОШКИ» ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые.
Рабочая программа кружка «Весёлая мастерская» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «Весёлая мастерская» Художественно-эстетической направленности Руководитель: Домарева С. А. 2017-2018.
Рабочая программа кружка «Волшебные комочки» Рабочая программа кружка «Волшебные комочки» Актуальность Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития.
Рабочая программа кружка «Волшебный завиток» Пояснительная записка. Новые жизненные условия, в которые поставлены дети, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования: ребёнок должен.
Рабочая программа кружка «Бумагопластика»
Ольга Безрукова
Рабочая программа кружка «Бумагопластика»
Рабочая программа
кружка «Бумагопластика»
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека.Именно в этот период устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.
Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. На занятиях по рисованию, лепке, аппликации у детей развиваются эмоционально-эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки изобразительного и конструктивного творчества.
Одно из наиболее интересных направлений художественно-эстетического цикла – это конструирование из бумаги. При работе с бумагой у детей совершенствуется ряд важнейших умственных качеств, а также предоставляется платформа для развития творческих задатков.
Содержание кружковой программы «Чудеса из бумаги» предполагает развитие творческих способностей детей при конструировании из бумаги при взаимодействии с другими видами деятельности. В процессе реализации кружковой деятельности формируется способность дошкольников отбирать нужные средства для презентации творческих способностей, стремление достигнуть положительного результата, свободное оперирование усвоенными способами, по-разному комбинируя и трансформируя их.
Занятия кружка «Бумагапластика» направлены на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие дошкольников, повышение их эффективности. Одной из основных целей конструкторской деятельности из бумаги является развитие личности ребенка, его способностей, творческих задатков, интеллекта. Обучение умениям не вытесняет непосредственности детского восприятия. В процессе конструирования из бумаги помимо развития мелкой моторики у ребенка развивается пространственное воображение, художественный вкус и аккуратность. Конструкторская деятельность из бумаги учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделок, учит следовать устным инструкциям, а также стимулирует развитие памяти, пространственное воображение.
Для обучения широко используются игровые формы активности детей. Учет специфических особенностей конструкторской деятельности детей позволяет определять задачи работы кружка:
1. формировать психические предпосылки трудовой деятельности;
2. интерес к результату и чувство гордости за него, стремление совершенствовать его качество.
3. разнообразные способы работы с различными материалами и инструментами;
4. совершенствовать способность воспроизводить простейшие образцы поделок.
При конструировании из бумаги дети учатся различным приемам работы таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Посещение кружка позволит развить у детей способность работать руками, приучить к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развить глазомер. В процессе создания композиции у детей формируется чувство цвета, симметрии, представление о глубине пространства листа бумаги. Они научатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях фона. Очень важный момент работы с бумагой – взаимосвязь занятий с самостоятельной творческой деятельностью детей.
Широкие возможности для активизации учебного процесса дает использование соответствующих педагогических технологий, в частности, технологии, предполагающие построение учебного процесса на ситуативной, прежде всего, игровой основе. Выбор методов и приемов способствует формированию мотивации учения, формированию умений и навыков. При отборе содержания методов и форм учебно-воспитательного процесса учитывается уровень подготовки развития детей, индивидуальные и психологические особенности, склонности детей. Среди приемов, используемых в процессе реализации кружковой деятельности, усиливающих мотивацию обучения,следует назвать:
1. активизация и индивидуализация обучения;
2. игры и игровые ситуации;
3. творческие работы и т. д.
Задачи программы кружка:
1. формировать умения следовать устным инструкциям;
2. обучать различным приемам работы с бумагой;
3.знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол.
4. обогащать словарь ребенка специальными терминами;
5. создавать композиции с изделиями, выполненными из бумаги.
1. развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение;
2. развивать мелкую моторику рук и глазомер;
3. развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей;
4. развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев;
5. развивать пространственное воображение.
1. воспитывать интерес к конструированию из бумаги;
2. формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;
3. учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место
Методы,используемые на занятиях:
1. беседа, рассказ, сказка;
2. рассматривание иллюстраций;
3. показ образца выполнения последовательности работы.
Форма занятий – тематическая совместная деятельность.
В результате обучения по данной программе дети:
1. научаться различным приемам работы с бумагой;
2. научаться следовать устным инструкциям;
3. будут создавать композиции с изделиями, выполненными из бумаги;
4. разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение;
5. разовьют мелкую моторику рук и глазомер;
6. разовьют художественный вкус, творческие способности и фантазию;
7. познакомятся с различными техниками работы с бумагой;
8. овладеют навыками культуры труда;
9. улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Формы подведения реализации кружка:
1. составление альбома лучших работ;
2. проведение выставок детских работ.
Содержание изучаемого материала
Как родилась бумага. Сколько у бумаги родственников.
«Волшебные свойства бумаги», «Объемные фигуры», «Нарядные открытки», «Вращающаяся елочка»
Плоскостные композиции из бумаги. Аппликация. Художественное вырезание.
Мозаика из бумаги.
«Фантазии с листом», «Вазон с цветам», «Осенние листья», «Сказка», «Озеро», «Снежинки», «Овечки на лугу», «Коврик», «Рябина», «Ветка вяза», «Бумажный бант», «Шкатулка», «Цыплята», «Гусеница»,
История возникновения технологии оригами. Изготовление плоских фигурок в технике оригами.
«Снеговик-артист», «Герои сказок», «Игрушка-коробочка», «Кошки, мышки».
«Клематисы», «Ветка вяза», «Снеговики», «Мышиный пир», «Матрешка», «Божья коровка», «Пчелка на сотах», «Весенний букет».
Организационно-методическое обеспечение программы (возраст детей, сроки реализации, режим занятий, наполняемость группы)
Программа кружка рассчитана на 1 год с детьми старшей группы. Для успешного освоения программы занятия численность детей в группе кружка должна составлять 15 человек. Занятия проводятся 2 раз в неделю по 25 минут. Всего в год 72 занятия в год.
Рабочая программа хореографического кружка «Весёлые горошинки». Календарно-тематический план кружка по ритмике Рабочая программа Кружок «Весёлые горошинки» Для детей 5-6 лет (срок реализации – 1 год) Пояснительная записка Последние годы всё настойчивее.
Рабочая программа кружка «Игралочка для малышей». Рабочая программа кружка по интеллектуально – речевому развитию детей младшего дошкольного возраста «Игралочка для малышей» Аннотация.
Рабочая программа кружка «Ознакомление с фольклором» Актуальность Важной задачей воспитания подрастающего поколения всегда было и остается воспитание патриотизма и гражданственности, так как.
Рабочая программа кружка по пластилинографии Филиал МОУ Зеленорощинской СОШ-детский сад «Дубравушка» Рабочая программа кружка «Волшебный пластилин» в старшей группе «Карамелька».
Рабочая программа кружка «Расту культурным!» Программа кружка «Расту культурным!» Пояснительная записка Культура поведения предполагает различные аспекты поведения человека в обществе:.
Рабочая программа кружка «Творческая мозаика» Пояснительная записка Программа кружка «Творческая мозаика» ориентирована на детей 8-15 лет и составлена с учетом особенностей подросткового.
Рабочая программа кружка «Эколята-дошколята» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «ЭКОЛЯТА-ДОШКОЛЯТА»Возраст детей, на которых рассчитана программа: 5–6 лет. Срок реализации-1 год Автор программы:.
Рабочая программа кукольного кружка Пояснительная записка. Одной из форм приобщения детей к искусству является кукольный кружок. Кукольный театр близок детям. Он создаёт хорошее.
Рабочая программа «Экология малышам» кружка «Юный эколог» Пояснительная записка Как особое направление науки экология возникла в XIX столетии. В то время она была лишь частью зоологии и рассматривала.