Что такое бурлеск танец
Бурлеск. Или как всё начиналось..
Бурлеск – это развлекательное театрализованное шоу, которое берет свое начало в первой трети XIX века.
Термин «бурлеск» имеет много значений. В литературе бурлеском называют вид комической поэзии. В эпоху античности появился первый образец бурлеска: древние греки без всякого почтения посмеялись над стариком Гомером, сочинив «Батрахомиомахию» — пародию на «Илиаду». Вместо героев здесь описывается война мышей и лягушек. Эстафету через века подхватила эпоха Возрождения, и потом пародирование уже никогда не исчезало из литературы. Но нас интересует другой бурлеск, сценический.
Бурлеск придумали мужчины для мужчин?
Американские нравы времен покорения дикого Запада были просты. Спрос на массовые развлечения, когда не было кино, телевидения и люди, страшно сказать, как-то обходились без интернета, удовлетворял театр во всех его разновидностях. Массовый зритель вряд ли ежедневно посещал театр. Зато пропустить стаканчик вечером после работы мог позволить себя каждый. В салунах, барах и клубах посетителям давали непритязательные представления с юмористическими диалогами.
Схема сценария многие годы оставался неизменным. Ведущим выступал известный комик, другие актеры ему подыгрывали, выступая в комедийном гриме. Инсценированные песни обязательно разбавлялись юмористическими монологами или диалогами, пикантность которым придавал двусмысленный эротический подтекст. Еще одним непременным элементом представления были танцы из разряда «погорячее». По ходу дела актрисы использовали элементы раздевания. Мужчины были в полном восторге.
Первые пьесы в жанре бурлеска начал сочинять англичанин Джеймс Планш, который в 1831 году создал бурлеск-пародии на античные мифы. Пьесы стали пользоваться популярностью. Постановки нравились зрителям во многом благодаря великолепным костюмам, которые по требованию драматурга были исторически точными. Так бурлеск сделал первые шаги на пути превращения в театральное искусство.
Ровно 30 лет спустя Ада Исаак Менкен поставила бурлеск по поэме лорда Байрона «Mazeppa», представ перед зрителями привязанной к лошади в трико телесного цвета, имитирующем наготу. Это было рождение жанра бурлеск в сегодняшнем его понимании.
Еще одна маленькая революция произошла на одном из представлений, когда актрисы вышли на сцены в ажурных чулочках и кружевных панталонах, которые пикантно выглядывали из-под платьев.
Вторая революция в бурлеске
Искусство дразнить и возбуждать было главным в их артистическом арсенале. В процессе «раздевания» они могли снять всего лишь перчатку, но мужчины были в полном восторге. На фотографиях тех лет королевы бурлеска демонстрируют пышные женские фигуры, изгибы которых напоминают песочные часы с крутыми бедрами и тонкой талией.
Актрисы бурлеска благодаря своей независимости и дерзости не считались «порядочными женщинами», их задерживала полиция за выступления, однако это не мешало им быть центром притяжения для многочисленных поклонников, фотографов и покровителей.
На пороге стоял ХХ век, и бурлеск стал одним из знаков нового времени. На этом поприще блистали Мэй Уэст, Зорита, Шерри Бриттон, Салли Рэнд.
Длалее копипаста (да и на пикабу уже было):
Я предлагаю шокировать всю никчёмную толпу новой фишкой — бурлестанием.
Для революции в досуге вам понадобится: клизма, воронка для наливания бензина, бабушкин бисквитный пирог (не на коржах, тупорылая ты тварь), краситель розового цвета, пищевые блёстки золотого оттенка (хотя вообще похуй), ванильный усилитель вкуса. Короче, когда ты понимаешь что вечер начинает напоминать унылую картину, ты идёшь в толкан и проделываешь следующее:
Промываешь анальные трубы клизмой
Достаёшь таз, кладёшь в него бабушкин пирог
Перемешиваешь его с розовым красителем для достижения соответствующего цвета
В готовую смесь добавляешь ванильный усилитель вкуса
Обильно посыпаешь всё пищевыми блёстками
Гарантию, что последующие года три все присутствующие будут говорить только об этом я от себя лично даю.
Бурлестать — это стильно, модно, молодёжно.
«Никаких тебе весёлых оргий»: что такое бурлеск на самом деле?
Страусиные боа, длинные перчатки, гигантские бокалы для мартини… Если это складывается в одну картинку, скорее всего, вы представляете себе, что такое бурлеск. Однако велики шансы того, что вместе с этим названием в голову лезут и ассоциации с Америкой, стриптизом, модельными фигурами и прочими стереотипами из художественных фильмов и поп-культуры.
Часть этих установок пропадает, как только узнаёшь, что само слово «бурлеск» (от итальянского «burla» — шутка) изначально принадлежало миру литературы. Так называли комический жанр, где смешивались разные стили, высокая и низкая лексика, а классические сюжеты использовались в сатирических интерпретациях.
Театральным жанром он стал в середине XIX века с лёгкого взмаха руки Лидии Томпсон — английской актрисы, комика и театрального продюсера. Её труппа «Британские блондинки» прославилась благодаря спектаклю «Иксион», где девушки занимались тем, что сейчас ближе к стендапу: с юмором адаптировали пьесы на злободневные темы. Для викторианской Англии сама идея того, что женщина смешно шутит на сцене, да ещё в коротком платье и колготках, была абсолютным скандалом. Шоу быстро стало популярным.
Photo by Julia Balatskaya
У жанра непростая судьба, но его принципы всё же дошли до наших дней. Любой номер в бурлеске — это, прежде всего, театрализованное представление: у него должен быть сюжет, костюм и герой. Каждая актриса готовит своё выступление от первой стразы на одежде до последнего движения на сцене.
Сейчас бурлеск-шоу больше популярны в Европе: артисток приглашают на юбилеи, свадьбы, корпоративы крупных компаний. В России жанр распространён до обидного меньше.
Мы попросили Аню Павлову, «королеву-мать русского бурлеска», как она сама себя называет, помочь нам развеять стереотипы вокруг этого направления и рассказать, как с ним обстоят дела на самом деле.
Как объяснить родителям и друзьям, что, если ты хочешь танцевать бурлеск, ты не становишься от этого девушкой лёгкого поведения?
Мне кажется, этот стереотип устарел примерно лет на сто, потому что танцовщицы-дамы полусвета — это что-то из эпохи Маты Хари, когда любая женщина, работавшая в индустрии развлечений, автоматически становилась какой-то сомнительной, потому что показывала себя мужчинам.
В бурлеске, как и в любой другой индустрии, есть очень разные люди с очень разным отношением ĸ своему искусству и тому, что оно означает.
Я вот вообще замужняя тётя с дипломом МГУ, трудоголичка и домоседка, никаких тебе весёлых оргий, никакой красивой жизни, никаких богатых спонсоров. Эта дорожка гораздо менее скользкая, чем кажется на первый взгляд.
Говорят, в бурлеске ты в таком же, условно говоря, «рабстве», как танцовщицы стриптиза. Это правда?
Это так далеко от правды, как только может быть, потому что нет в современном мире более про-феминистского искусства, чем бурлеск. Здесь вся индустрия — от артисток и продюсерок до зрительного зала — состоит преимущественно из самых разных женщин. То есть, конечно, никто не выгоняет мужиков из зрительного зала поганой метлой, но они довольно редко приходят сами по себе, не в компании женщин.
Ну а женщины на сцене имеют в бурлеске бо́льшую творческую и личную свободу, чем в любом другом сценическом жанре (особенно в России), потому что им никто не говорит, как выглядеть, сколько весить и какого возраста быть, чтобы выйти на сцену. Все сами ставят себе номера, опираясь на своё понимание красоты, сексуальности и свободы. Ограничивает их полёт фантазии только бюджет, потому что костюмы все делают себе сами. Так что, если честно, можно сказать, что мы в рабстве только у своих костюмных амбиций, потому что это всегда немножко не по карману.
Photo by Olga Rudenko
Танцовщицы бурлеска — скорее свободные художники или часть индустрии? Это искусство или потоковый бизнес?
Это может быть и тем, и другим. Вопрос в том, насколько вы согласны на творческие компромиссы и насколько хотите этим зарабатывать на жизнь. Если вы хотите, чтобы это приносило прибыль, придётся свои мечты пропускать через фильтр суровой коммерческой реальности, где 80% заказчиков хотят видеть веера из перьев, корсеты и стразы. А если вам интересно время от времени выступать в маленьком шоу с номерами, вдохновлёнными вашей любовью ĸ компьютерным играм или книгами Стивена Кинга — вашу творческую свободу не ограничивает вообще ничего, кроме тайминга шоу и рамок приличий, которые в бурлеске довольно широки.
Я бы сказала, что это ближе ĸ работе комика, чем ĸ работе графического дизайнера — ты вроде и свой личный материал делаешь, но не совсем оторвана от реальности, чтобы не ориентироваться на зрителя вообще. Полюбившийся публике материал придётся повторять, пока он тебе не надоест до смерти, а потом ещё пару лет.
Есть ли в жанре критерии внешности для артисток? Что, если ты хочешь танцевать, но у тебя комплексы по поводу роста, веса, внешности?
Терапевтическая сила бурлеска огромна, потому что он позволяет на пять минут в достаточно дружелюбной обстановке под вопли восторженной публики стать новой, более уверенной версией себя и примерить на себя своё, максимально экстравагантное, яркое и громкое видение красоты.
Ну и, конечно, даже из зрительного зала эта сила ощущается, потому что среди нас, артисток, довольно мало конвенционально красивых тоненьких юных дев без целлюлита, растяжек и шрамов. Молодость, худоба и гладкость кожи не гарантируют успеха, как гарантируют его трудолюбие, обаяние и полное отсутствие тормозов, когда речь идёт о костюмах.
Есть ли место мужчинам в этом жанре? Существуют ли гендерные ограничения?
Бойлесĸ — мужской бурлеск — существует достаточно давно и в последние годы становится всё популярнее. Правда, почему-то не в России, где артистов пока можно пересчитать по пальцам одной руки. Хотя запрос на мужские номера огромный, только приходите, делайте!
Та что да, мужчинам место есть, с одним только замечанием от меня лично: они должны всегда помнить, что это индустрия, созданная женщинами для женщин, и они в ней — любимые младшие братья, друзья и коллеги. Сексизму и сомнительному поведению с их стороны места нет. И если артист мужского пола не готов уважительно относиться к женщине в трусах за соседним гримёрным столом и не уверен, что удержится от того, чтобы неловко пошутить в их адрес или кого-то ухватить за бочок — тогда, наверное, бойлеск не для них, и лучше попробовать себя в чём-то ещё. Прецеденты были, больше не нужно.
В кино показывают, что танцовщицы постоянно находятся в состоянии холодной войны друг с другом. Всё действительно так?
Вот это самая большая ложь вообще с тех пор, как «Джонсон & Джонсон» впервые сказали, что их детский шампунь не вызывает слёз.
Конечно, без лёгкой драмы не обходится, мы же творческие люди. Но на самом деле бурлеск-сообщество очень милое и строится если не всегда на любви и взаимоподдержке, то на дружелюбном принятии друг друга. По крайней мере, за 11 лет, что я в индустрии, с лестницы никто никого не скидывал, стекло в туфли не сыпал и даже сплетни особо чудовищные не распускал.
Photo by Taya Jevtic
Ещё остались люди, которые считают, что бурлеску нет места в современности. Как их переубедить и стоит ли?
Привести на шоу, конечно же, например, на моё московское Ladies of Burlesque. С другой стороны, в современности, помимо бурлеска, есть место ещё одной важной вещи — свободе выбора. Может быть, это просто не подходит конкретному человеку, и это тоже оĸ!
Photo by Anna Gavrilov
Юля Яковлева
Журналист, филолог, рекламист. Может подготовить материал даже тогда, когда все устали и спят, — а также на бегу, на лету, на скаку и вплавь.
Королевы бурлеска: 7 великих танцовщиц, которые покорили мир
Бурлеск впервые появился в Европе в середине XIX века. Ты удивишься, но в те времена девушки еще не танцевали на сцене, вместо этого они читали стихи и смешили зрителя! Само слово произошло от французского «burla» — шутка, насмешка.
Это часто была юмористическая пародия на какое-то серьезное драматическое произведение или классическую работу.
Бурлеск в форме, знакомой нам, был популярен в Лондоне с середины до конца XIX века. Американский бурлеск предполагал небольшие сценические скетчи, остроумные, провокационные и иногда — скабрезные.
А первые элементы стриптиза появились к 1930-м годам в США. Тогда-то и стали одна за другой восходить звезды жанра: Салли Рэнд, Джипси Роуз Ли, Дикси Эванс и другие.
Номера становились все откровеннее, одежды на актрисах оставалось все меньше. Неумение танцевать артистки успешно компенсировали декорациями и невообразимыми костюмами.
Бурлеск-театры предлагали зрителям представления на любой вкус: в ход шли дрессированные птицы, подводные номера или выступления на трапеции.
Красавица-блондинка обрела известность в 1933 году. Еще подростком сбежав с передвижным театром, она продавала в очереди сигареты, а также подрабатывала танцовщицей и моделью. Один раз ее даже арестовывали за будто бы непристойный вид, впрочем, этот арест только привлек зрителей, которые хотели полюбоваться выступлением Леди Годивы, как она себя называла.
Салли стала известна благодаря танцам с огромными веерами и «танцу с пузырем» — приемом в эротическом танце, когда между зрителем и выступающим находится пузырь, не позволяющий разглядеть наготу артиста.
Впрочем, Салли никогда не выступала нагой — она всегда надевала костюм телесного цвета.
Считается одной из величайших танцовщиц стриптиза за всю историю бурлеска. Если ты найдешь ее ролики, ни за что не догадаешься с самого начала, что эта очаровательная девушка собирается раздеться. Ее карьера началась случайно. Как-то во время выступления лямка ее платья порвалась, и оно упало на пол. Зрители впали в неистовство, а Роуз Ли это понравилось. Тогда она подумала, что совмещать выступление со стриптизом — отличная мысль.
Роуз Ли часто называют «интеллектуальной танцовщицей», потому что ее зарисовки на сцене полны остроумных шуток и тонких аллюзий.
Сама Блейз вспоминает, как попала в шоу-бизнес: «Мне было 15, я работала официанткой в магазине пончиков в Вашингтоне. Как-то ко мне подошел человек по имени Ред Снайдер. Он сказал мне, что я красавица и просто обязана попасть в шоу-бизнес. Я была уверена, что танцевать — это грех, но я умела играть на гитаре. Он сказал, что сделает меня звездой. Он попросил меня одеться ковбоем, сыграть на гитаре, а потом раздеться. Я никогда до этого не слышала о стриптизе.
Ред говорил со мной очень ласково, он убеждал меня, что раздеваются только самые красивые девушки. Когда ты ни разу никому даже свой пупок не показывала, мысль об обнажении пугает. Так что в первый раз я просто прикрыла себя ковбойской шляпой, которая на мне была. Но в конце шоу отшвырнула ее. Эмоции меня переполняли, я поняла, что в том, чтобы раздеться, нет ничего страшного».
Хотя ее нельзя назвать самой грациозной танцовщицей бурлеска, она, безусловно, одна из красивейших артисток «золотой эры» бурлеска.
Танец пришел в ее жизнь внезапно. Когда Розита (тогда Марджори) была еще маленькой девочкой, врачи обнаружили у нее проблемы с сердцем. Тогда отец девочки предложил ей заняться танцами — в качестве упражнения. Она путешествовала и выступала по всей Америке, пока один продюсер не сказал ей: «Розита, это просто позор, прикрывать такое тело, как у тебя». Она приняла это во внимание и решила сделать что-то необычное. Так появился ее танец с голубями. Называя каждую птицу по имени, она выдрессировала их таким образом, что они по очереди снимали элементы ее одежды.
Бетти Роланд «Огненный шар»
Так называли Бетти за огненно-рыжие волосы, которые покоряли зрителей с первой минуты. У Бетти была нелегкая жизнь. Она и ее сестры хотели поступить в колледж, но из-за Депрессии их выбросили оттуда. Их отец больше не мог оплачивать для Бетти танцевальные классы, и она была вынуждена отправиться танцевать бурлеск, чтобы как-то помочь семье с деньгами. Были времена, когда из-за произвола полиции, которая боролась с аморальным поведением танцовщиц, она работала за ужин, а не за деньги.
Бетти ушла из бурлеска в начале 60-х, после того как вышла замуж, но письма фанатов приходят к ней до сих пор.
Икона современного бурлеска начала выступать со своим шоу с 1992 года. По словам самой Диты, она хочет вернуть игривость стриптизу. Одним из ее коронных номеров является знаменитый «Бокал мартини».
В США, кстати, в 50-60 годах под предлогом борьбы с «красной угрозой» с ТВ и радио выпилили всех, кто нарушал образ добропорядочной американской семьи. Циганку Розу Ли и многих других.
тю, разве ж это бурлеск?
бурлестать так бурлестать
мне еще Ляля Бежецкая вспомнилась
Ну как стриптизерша Дита фон Тиз, видимо неплоха.
Суровый челябинский стриптиз
Охлади свой пыл
Когда есть надо, но работа не отпускает
Кажется, я немного ошибся при заказе стриптизерши на дом.
А вот сейчас обидно было
Кто меня давно читает, в курсе, что внешность у меня так себе https://pikabu.ru/story/vneshnost_6842183
Но меня окружают удивительно вежливые и воспитанные люди, и впрямую мне об этом сказали только однажды.
Одна моя коллега Женька из фитнес-клуба параллельно работала в шоу-балете, по-русски, в стриптизе. Как-то раз мы с ней пришли к ней на вторую работу, мне было очень любопытно посмотреть.
Сидим с девчонками в гримерке, болтаем, я примеряю у зеркала какие-то перья, заходит артдиректор(?) и тыча в меня пальцем кричит:
-Поприличнее никого не было?
Заказал другану стриптизершу в подарок
(071/366) 9 февраля случился первый в истории стриптиз )
Понятное дело, что наверное дамы и до этого высвобождали свое тело из оков одежды, параллельно приплясывая (и мне кажется, что не только для своих мужиков, но и прилюдно), но первым в историю попал именно случай в Мулен Руж. 9 февраля 1893 года во время вечеринки парижской молодежи, одна девушка (то ли танцовщица, то ли из числа тусовки) во время шутливого конкурса красоты решила, что голая она непобедима. Говорят, после этого ее арестовали и оштрафовали.
Все, кто первый раз видит мои посты, просто знайте: я рисую каждый день по картинке связанной с каким-нибудь интересным событием, произошедшим в этот день, это длится уже больше двух месяцев и будет длиться целый год )))
О стриптизёршах)
Жутко стыдно перед этой женщиной, но это действительно не её
А те две студентки потом приезжали к нам в «Б» еще раз и там тоже были интересные моменты, но это уже совсем другая история )))
«Приличный стриптиз»: история бурлеска от начала до наших дней
Впервые бурлеск упоминается еще в рукописях эпохи Возрождения, но тогда так назывался вид комической поэзии. Бурлеск как шоу появился гораздо позже — в середине XIX века, когда спрос на массовые развлечения только зарождался, а кино и телевидения еще не существовало. Тогда Лидия Томпсон, танцовщица и по совместительству продюсер, придумала комедийное шоу под названием «Британские блондинки». Танцевальные номера включали в себя смесь комедийного и эротического. Правда, тогда девушки появлялись на сцене относительно одетыми.
Чем дальше, тем сильнее акцент смещался на визуальную составляющую: костюмы, хореография, пластика становились для постановки первостепенными. Бурлеск уже не равнялся на театральные представления. На сцене царила аура обольщения и кокетства.
В 1960-х по всему миру гремела сексуальная революция, на время остановившая развитие жанра. Лозунг «Больше тела, меньше шоу» превратил бурлеск в то, с чем его принято путать: в стриптиз. Конечно, он никогда не воспринимался как элитарный вид досуга, но обилие полуобнаженных тел в бурлеске всегда смягчалось акцентом на хорошо поставленное яркое шоу — в этом их основное отличие.