Что такое бурса учебное заведение
Бурса (учебное заведение)
Бу́рса (лат. bursa — первоначальное значение — карман, кошелек) в Средние века означало, собственно, общую кассу какого-либо союза или учреждения, например монастыря, братства и т. п. Затем его стали применять преимущественно к кассе общежития учащихся и к самому помещению общежития. Такие общежития под названием бурс, возникли сперва во Франции, где большей частью на средства благотворителей (впоследствии и за плату) студентам университетов предоставлялась общая квартира с полным содержанием, причем жившие тут вместе студенты (называвшиеся Bursarii или Bursiati) находились под строгим надзором, не смели выходить без разрешения, должны были одеваться согласно предписаниям и т. п. Институт этот был распространен и в других странах, очень часто имея характер только частного предприятия. Подобные структуры существовали во Франции в конце XIX века (фр. Bourse ) и представляли собой множество безвозмездных вакансий в пансионах при учебных заведениях или стипендий для учащихся.
Содержание
Бурсы в России
От Киевской духовной академии название бурсы перешло вообще на все общежития при духовных учебных заведениях, особенно при семинариях. В первой половине текущего столетия состояние этих бурс было еще очень жалкое: крайняя неопрятность и запущенность помещений, злоупотребления при снабжении воспитанников пищей и одеждой, антигигиенические условия жизни, жестокость в обращении с воспитанниками, нерациональные педагогические приемы (застращивание, возбуждение розни между бурсаками и др.) — все это придавало бурсам отрицательный образ. Картина нравов бурсы ярко очерчена в известных «Очерках бурсы» Н. Г. Помяловского (СПб., 1865, 2-е издание, 1874), публикация которых вызвала широкий общественный резонанс.
В настоящее время термин «бурса» иногда используется в ироническом смысле к средним специальным учебным заведениям, не только к духовным.
Что такое «бурса» и «институт благородных девиц»?
Рассказываем, где и чему учились герои классики
Средняя школа — настолько привычное место, что кажется, она всегда была такой, как сейчас: с просторными классами, четким расписанием занятий, звонками и переменами. Поэтому на уроках литературы нас нередко ставили в тупик названия заведений, в которых учились персонажи классических книг.
Мы решили собрать самые интересные старинные школы и рассказать, что это такое и кто там учился.
Бурса
— А поворотись-ка, сын! Экой ты смешной какой! Что это на вас за поповские подрясники? И этак все ходят в академии? — Такими словами встретил старый Бульба двух сыновей своих, учившихся в киевской бурсе и приехавших домой к отцу. Николай Гоголь «Тарас Бульба»
Среди героев Николая Гоголя сразу несколько студентов бурсы, самые известные из них — Хома Брут («Вий») и братья Остап и Андрий («Тарас Бульба»). Во вступлении к «Вию» автор дает красочное описание Киевской академии, где холодная война семинаристов и бурсаков не прекращается уже несколько поколений. Но кто же такие бурсаки и чем они отличались от товарищей по несчастью?
В дореволюционной системе образования так назвались студенты духовных училищ, состоящие на полном пансионе. Следовательно, бурса — это та же семинария, но с общежитием. Здесь изучали богословие, риторику и философию. Положение бурсаков было незавидным. Из-за скудного финансирования ученики жили в тяжелых антисанитарных условиях, где частенько голодали и донашивали ветошь.
Весь этот ученый народ, как семинария, так и бурса, которые питали какую-то наследственную неприязнь между собою, был чрезвычайно беден на средства к прокормлению и притом необыкновенно прожорлив; так что сосчитать, сколько каждый из них уписывал за вечерею галушек, было бы совершенно невозможное дело; и потому доброхотные пожертвования зажиточных владельцев не могли быть достаточны. Николай Гоголь «Вий»
У студентов существовало несколько способов поправить свое финансовое положение: пожертвования, о которых пишет Гоголь, обучение детей и выступления с церковными гимнами и балаганами в дни религиозных праздников. Чтобы заработать побольше, бурсаки кочевали от хутора к хутору. Во время одного из таких походов Хома Брут и встретил панночку.
Лицей
Благослови, ликующая муза, / Благослови: да здравствует лицей! / Наставникам, хранившим юность нашу, / Всем честию, и мертвым и живым, / К устам подъяв признательную чашу, / Не помня зла, за благо воздадим. Александр Пушкин «19 октября»
Большинство современных лицеев специализируется на точных предметах. И это не имеет ничего общего с теми учебными заведениями, к которым когда-то принадлежал воспетый Пушкиным Царскосельский лицей.
Проект школы для будущих просвещенных чиновников был разработан Михаилом Сперанским в самом начале XIX века. Изначально в Царском селе должны были учиться не только дворянские дети, но и великие князья Николай и Михаил Павловичи. После падения Сперанского Александр I не позволил младшим братьям поступать в лицей, но не тронул ни программу учебного заведения, ни финансирование, которое планировалось выделять на его содержание. Студенты изучали различные дисциплины, начиная с «нравственных» (Закон Божий, этика, политическая экономия) и заканчивая точными науками (математика, статистика, физика и космография), в этот список также входили курсы фехтования, верховой езды и плавания.
Помимо Царскосельского, в России существовало еще семь лицеев подобного типа, во многих из них образование приравнивалось к университетскому.
Институт благородных девиц
Прошло два дня, и институтская жизнь снова вошла в прежнюю колею. Потянулись дни и недели, однообразные донельзя. Наступало сегодня, похожее как две капли воды на вчера.
Занятия шли прежним чередом. Крикливый голос инспектрисы и несмолкаемое «пиление» Пугача наводили ужасную тоску. Я взялась за книги с жаром, граничившим с болезненностью. Лидия Чарская «Записки институтки»
Полное название этих учебных заведений — Закрытые женские институты Ведомства учреждений императрицы Марии. В отличие от тех же бурсаков, институтки ассоциируются с хорошими манерами, спокойствием и беззаботной жизнью. Тем удивительнее кажется, что девочек привилегированного сословия и богатых мещанок воспитывали так же сурово, как и мальчиков. Конечно, лохмотья никто из них не носил, напротив, ученицы таких институтов славились своей аккуратностью в одежде, однако скудный рацион, плохо отапливаемые комнаты и ледяная вода для умывания делали жизнь учениц весьма и весьма непростой.
В образовании уклон делался на языки и этикет. Телесные наказания не были приняты, зато поощрялось различного рода психологическое давление: бойкоты и прилюдное унижение провинившейся. Девочки существовали в очень маленьком закрытом обществе, где для эмоций просто не было повода. Чтобы хоть как-то исправить эту ситуацию, институтки придумали традицию обожания, объектами которого становились старшие ученицы и преподаватели.
Подростков собирали всюду. Их брали из «нормальных» детдомов, из тюрем, из распределительных пунктов, от измученных родителей и из отделений милиции, куда приводили разношерстную беспризорщину прямо с облавы по притонам. Комиссия при губоно сортировала этих «дефективных», или «трудновоспитуемых», как называли тогда испорченных улицей ребят, и оттуда эта пестрая публика распределялась по новым домам.
Так появилась особая сеть детских домов-школ, в шеренгу которых стала и вновь испеченная «Школа социально-индивидуального воспитания имени Достоевского», позднее сокращенная ее дефективными обитателями в звучное «Шкид». Григорий Белых и Л. Пантелеев «Республика ШКИД»
Школа имени Достоевского для трудновоспитуемых была открыта в 1920 году, когда в стране активно действовали банды беспризорников, и стала одним из десятков учебных заведений, где воспитывались бывшие малолетние бандиты. Однако у истоков знаменитой «Шкиды» стояли педагоги Виктор Николаевич Сорока-Росинский и его жена Элла Андреевна Люмберг, сделавшие школу на Старо-Петергофском проспекте, 19 уникальной.
Несмотря на сложный контингент учеников, Сорока-Росинский ввел систему самоуправления, практиковал наказания, но не опускался до розг, и считал игру самой важной частью воспитания ребенка. Индивидуальный подход здесь был скорее необходимостью, чем модной новинкой: в «Шкид» попадали и те, кто едва умел читать в свои пятнадцать лет, и те, кто свободно владел одним-двумя европейскими языками. Создание и существование школы было похоже на полосу препятствий.
Из шестидесяти педагогов, в разное время работавших в «Шкиде», надолго тут задержались только десять. Но старания этих людей дали свои плоды: среди выпускников школы были инженеры, писатели и режиссеры.
Значение слова бурса
Словарь Ушакова
б у рса, бурсы, мн. нет, жен. (лат. bursa, букв. кошель) (устар. презр.). Духовное училище, семинария (первонач. общежитие, где воспитанники содержались на казенный счет).
| собир. Воспитанники этого училища, бурсаки. Бурса идет.
Энциклопедия моды и одежды
на Руси шелковый персидский паволок.
(Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)
Архитектурный словарь
1. Мужское духовное училище с общежитием (ученики Б. находились на казенном обеспечении).
2. Общежитие при мужском духовном училище.
3. Персидская шелковая ткань.
(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)
Педагогический терминологический словарь
(Бим-Бад Б.М. «Педагогический энциклопедический словарь». М., 2002 г., c.31)
См. также Киево-Могилянская академия
Православие. Словарь-справочник
(лат. «сумка», «карман», «кошелек»)
общежитие при духовном учебном заведении (в России до 1917 г.). Первоначально общая касса какого-либо союза или учреждения, например монастыря, братства и т.п. В средневековых университетах бурсой называлась денежная сумма, ассигнованная учредителем университета на содержание одного студента, а студенты, жившие в общежитии, – бурсаками. Впоследствии это наименование распространилось и на все общежитие бурсаков в целом. В этом последнем смысле бурса представляла собой ассоциацию студентов, связанных правилами внутреннего распорядка.
На Руси слово «бурса» стало употребляться с XVII в. Первые бурсы появились при учебных заведениях в Юго-Западной Руси. Наибольшую известность приобрело общежитие при киевской братской школе, возникшее в 1-й половине XVII в. в результате преобразования митрополитом святителем Петром (Могилой) странноприимного дома, состоявшего при училище, в помещение для нуждающихся воспитанников. Скудное содержание подталкивало бурсаков искать дополнительные материальные средства. Студенты создавали артели, путешествуя по городам и селам, они совершали богослужения, пели канты, произносили речи и стихи, осуществляли театральные постановки и таким образом добывали деньги, необходимые для продолжения учебы. От Киевской школы название «бурса» перешло на все общежития при российских духовных семинариях и училищах, где учащиеся содержались на казенный счет (бурсак – казеннокоштный семинарист). В XIX в. слово «бурса» также употреблялось в широком смысле и означало само духовное учебное заведение. В России, особенно в 1-й половине XIX в., для бурсы были свойственны суровый режим, телесные наказания, грубые нравы, злоупотребления при обеспечении воспитанников одеждой и питанием, антисанитарные условия жизни.
Быт бурсы нередко подвергался критике, наибольший общественный резонанс вызвали «Очерки бурсы» Н.Г. Помяловского (опубликованные в 1862-1863 гг.). С критикой порядков, царивших в бурсах, выступали многие известные церковные деятели конца XIX – начала XX в.: митрополиты Антоний (Храповицкий), Евлогий (Георгиевский), Вениамин (Федченков) и Леонтий (Лебединский), архиепископ Савва (Тихомиров) и др.
Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков
1. Духовное училище, духовная семинария, общежитие при них, где воспитанники содержались на казенный счет.
* ► [Дети Тараса] тогда были, как все поступавшие в бурсу, дики, воспитаны на свободе. // Гоголь. Тарас Бульба // *
* ► Голодная бурса рыскала по улицам Киева и заставляла всех быть осторожными. // Гоголь. Тарас Бульба //. *
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
БУРСА, ы, ж. В старое время: духовное училище с общежитием [ первонач. общежитие при духовном училище].
Словарь Ефремовой
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
— Слово это (первоначальное значение — карман, кошелек) в средние века означало, собственно, общую кассу какого-либо союза или учреждения, например монастыря, братства и т. п.; затем его стали применять преимущественно к кассе общежития учащихся и к самому помещению общежития. Такие общежития под названием бурс, возникли раньше всего во Франции, где большей частью на средства благотворителей (впоследствии и за плату) студентам университетов предоставлялась общая квартира с полным содержанием, причем жившие тут вместе студенты (называвшиеся Bursarii или Bursiati) стояли под строгим надзором, не смели выходить без разрешения, должны были одеваться согласно предписаниям и т. п. Институт этот был распространен и в других странах, очень часто имея характер только частного предприятия. Во Франции до сих пор существует под этим названием (Bourse) множество безвозмездных вакансий в пансионах при учебных заведениях или стипендий для учащихся. Средства на этот предмет даются государством, департаментами и общинами; в 1888 г. французское правительство издержало на Б. около 5 млн. франков, из которых 3150000 франков на Б. при средних учебных заведениях, лицеях и коллегиях, 924000 на Б. при элементарных школах, остальные — на Б. при высших учебных заведениях.
В России под именем Б. известно было прежде всего специальное общежитие при Киевско-братском училище (впоследствии Киевская духовная академия). Оно возникло в первой половине XVII века, при Петре Могиле, преобразовавшем состоявший при училище странноприимный дом в постоянное помещение для нуждающихся воспитанников, число которых было очень велико (простиралось от 200 до 500). Положение питомцев, живших в Б. (так называемых бурсаков), уже в конце XVII века становится, однако, очень незавидным: жилье, пища, одежда, предлагавшиеся им безвозмездно, были очень скудны, и обычным средством поддержать материальное положение Б. считался в конце XVII и в продолжение почти всего XVIII века сбор добровольных подаяний, производившийся самими воспитанниками. Последние торжественно избирали для этого из своей среды ежегодно двух так называемых префектов, нескольких ассистентов и секретарей; этим выборным вручалась особая книга (Album), с которой они обходили киевских граждан и жителей окрестностей. Кроме того, многие бурсаки составляли из себя походные артели, чтобы пением кантов, произнесением речей и стихов, представлением различных пьес, отправлением церковных служб и т. п. заработать нужные им средства. Во второй половине XVIII в. положение киевской Б. начинает улучшаться: при митрополите Арсении Могилянском она была переведена из деревянного строения в каменное; в 1786 г. сбор пожертвований воспитанниками был окончательно запрещен. См. М. Булгаков, «История Киевской духовной академии», (СПб., 1843 г.).
От Киевской духовной академии название Б. перешло у нас вообще на все общежития при духовных учебных заведениях, особенно при семинариях. В первой половине текущего столетия состояние этих Б. было еще очень жалкое: крайняя неопрятность и запущенность помещений, злоупотребления при снабжении воспитанников пищей и одеждой, антигигиенические условия жизни, жестокость в обращении с воспитанниками, нерациональные педагогические приемы (застращивание, возбуждение розни между бурсаками и др.) — все это делало значение Б. того времени довольно отрицательным. Картина нравов Б. ярко очерчена в известных «Очерках бурсы» Н. Г. Помяловского (СПб., 1865; 2-е изд., 1874; см. также «Полное собрание сочинений» Н. Г. Помяловского, СПб., 1865, 1868 и 1874), наделавших в свое время много шуму (см. «Отечественные Записки», 1862 г., кн. 11; «Духовный Вестник» 1863 г., № 4; «Время», 1862 г., кн. 9 и др.). В течение последних 30—35 лет во внутреннем строе семинарских Б. произошли значительные изменения к лучшему.
Значение слова «бурса»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
БУ’РСА, ы, мн. нет, ж. [латин. bursa, букв. кошель] (устар. презрит.). Духовное училище, семинария [первонач. общежитие, где воспитанники содержались на казенный
|| собир. Воспитанники этого училища, бурсаки. Б. идет.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
бу́рса
1. истор. в Российском государстве XVIII в. — первой половины XIX в. · общежитие при духовных учебных заведениях (семинариях, училищах), в которых воспитанники содержались на казенный счёт ◆ У нас в Висиме служил единоверческий священник, о. Николай, типичный старый бурсак, отлично рассказывавший о своём времени. Мой отец, по органическому отвращению к бурсе, никогда не вспоминал о ней. Д. Н. Мамин-Сибиряк, «Отрезанный ломоть», 1899 г. (цитата из НКРЯ)
2. истор. учебное заведение с общежитием такого типа
Бурса
1. город в Турции ◆ Расположенный на маршруте Великого шелкового пути, город Бурса быстро рос и богател. И. Логвиненко, Ю. Белочкина, О. Чичинская, «Все о Турции», 2017 г.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: влажнеть — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Различные значения слова. Бурса — это учебное заведение или провинция в Турции
Слово «бурса» имеет несколько значений. В одноименной провинции в Турции, к примеру, расположен такой город. Прочие значения считаются устаревшими и вышедшими из употребления. Хотя ещё совсем недавно в южной части России и Украины слово «бурса» использовалось в обозначении училищ: ПТУ, СПТУ, ГПТУ. А ещё раньше так назывались некоторые иные учебные заведения или общежития к ним. На Руси, кроме духовных училищ, бурсой именовалась ткань из персидского шёлка. В общем, вариантов немало.
Значения слова
При слове «бурса» у большей части русскоязычного населения территории бывшего СССР всплывают вспоминания из произведений Н.В. Гоголя про бурсака из «Вия» и Андрея с Остапом. Кроме обозначения духовных училищ и семинарий на территории Украины и Польши, это слово имеет несколько значений, менявшихся в зависимости от времени и местности.
Местность
Бурса — это древняя провинция в Турции, ведущая своё летоисчисление с давних времён династии Османов, с одноимённым городом. последний является сегодня четвёртым по величине городом страны с численностью населения свыше миллиона человек на 2000 г. Основан в III в. до н. э. С 395 года находился под юрисдикцией Византии до нашествия турков. После продолжительной осады город был завоёван османами в 1326 г. И сразу же стал столицей будущей империи османов. Так продолжалось до 1365 г.
Сегодня это богатая историей курортная местность с множеством термальных и минеральных источников, расположенная на побережье Мраморного моря. Это древний город, в котором полно интереснейших достопримечательностей. Богатая архитектура строений несёт отпечаток всех пережитых эпох.
Бурса в Европе
Жизнь этих студентов проходила под жёстким контролем и предписанием. Они не могли покинуть место жилища или учебного заведения — бурсы, без дозволения. Требовалось придерживаться определённой формы одежды. Практиковались физические наказания.
Бурсы в Российской империи
И напоследок. На территории Российской имерии бурсами именовались общежития при училищах духовной направленности и семинариях, содержащиеся за счёт государства. Исконно название подобных учреждений пошло от Киевской духовной академии в XVII в. Позже это название перешло на все общежития. Со временем, помимо обиталища студентов, название распространилось на все учебное заведение. Бурса стала синонимом духовной семинарии.
Состояние бурс и условия жизни в них оставляли желать лучшего. Финансовые трудности вынуждали послушников производить сбор подаяний с населения. Некоторые одарённые и предприимчивые бурсаки зарабатывали постановками пьес, чтением стихов, проведением служб.
Кроме денежных затруднений, антисанитарийное содержание бурсаков с жестоким обращением администрации и физическими наказаниями делали жизнь студентов невыносимой. Постоянное недоедание и недосыпание отражались на качестве обучения. Тем более методы преподавания оставляли желать лучшего.
Отношение, основанное на рассказах самих бывших бурсаков и вышедшей в свет повести от автора Помяловского Н.Г. (11 (23) апреля 1835 — 5 (17) октября 1863) «Очерки бурсы», в народе сложилось в основном негативное к подобному обучению. Будучи в юношесткие годы бурсаком, Помяловский описал весь внутренний мир и уклад жизни этих заведений. Таким, каким он являлся в действительности.