Что такое быль для детей
Роль устного народного творчества в развитии речи детей в средней группе. «Быль или небылица».
Мария Спирина
Роль устного народного творчества в развитии речи детей в средней группе. «Быль или небылица».
Воспитатель МДОУ № 33
Спирина Мария Кабдрахимовна
Цель: Учить устанавливать простые закономерности, замечать нелогичность высказываний, умение находить в тексте небылицы, развивать память, внимание.
1. Познакомить учащихся с устным народным творчеством (небылицы).
2. Развивать связную речь, память, логическое мышление и фантазию.
3. Расширять кругозор и любознательность детей.
4. Воспитывать умение находить небылицы, отличать реальные события от вымышленных.
5. Развитие эмоциональной отзывчивости на произведения русского народного творчества.
Предварительная работа: Чтение произведений К. И. Чуковского. Просмотр мультфильмов по мотивам произведений К. И. Чуковского.
Методы и приемы: наглядный (иллюстрации к русским народным небылицам, сказкам К.Чуковского: «Тараканище», «Путаница», словесный (загадки, практический (использование фланелеграфа и героев из разных сказок).
Материал и оборудование: фланелеграф, набор героев из разных сказок на липучках, иллюстрации к сказкам.
Ход занятия:Воспитатель: Ребята, знаете ли вы,что такое небылицы? (Ответы детей).
Небылицы – это выдумка, то чего не бывает в жизни. Небылицы часто встречаются в сказках.
Сегодня мы с вами побываем «В гостях у сказки» и узнаем, где в сказке быль, а где небылица.
Сначала отгадайте загадки о героях из разных сказок:
Круглый, вкусный и румяный,
Он не слушал деда с бабой.
Прямо с печки, прыг да скок,
Колобок с крыльца скатился,
По тропинке в лес пустился.
Вслед ему, зубами щелк,
Выскочил голодный (Волк).
Он не низок не высок
Стоит в поле… (Теремок).
Изловил на склоне лет.
Попросил у рыбки кепку
И обхватов в десять (Репку)
Репку дружно тянут с грядки
Утром в качестве зарядки
Дедка, бабка, кошка, внучка,
Мышка и собака… (Жучка).
Воспитатель: Я принесла вам волшебную книгу – «Книгу сказок». В ней собраны иллюстрации из разных сказок. Внимательно послушайте, посмотрите и скажите, где правда, а где вымысел? (Иллюстрации из русских народных небылиц, сказок К.Чуковского: «Тараканище», «Путаница»).
Воспитатель: А сейчас я предлагаю немного поиграть и отдохнуть.
Отдых наш физкультминутка.
Занимай свои места.
Раз – присели, два – привстали
Руки к верху все подняли
Сели, встали, сели, встали
Ванькой – встанькой словно стали,
А потом пустились в вскачь,
Будто мой упругий мяч.
Мы немного встрепенулись
В сказку мы опять вернулись.
Будем сказку сочинять
Дружно всем показывать.
Ребята, а какие сказки вы знаете? (Ответы детей)
Какие герои бывают в сказках? (Злые и добрые, красивые и некрасивые).
Назовите своих любимых сказочных героев? (Ответы детей).
Хотите побыть настоящими сказочниками, сочинить и показать свою сказку (Ответы детей). На столах у ребят фланелеграф с героями и декорациями из сказок. Дети по картинкам составляют небольшой описательный рассказ.
Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами побывали в «Гостях у сказки», посмотрели волшебную «Книгу сказок», и узнали, что в сказках есть быль (правда) и небылица (вымысел). Давайте с вами закрепим наше занятие игрой «Быль или небылица».
Игра «Быль или небылица».
Дети встают полукругом напротив воспитателя. Воспитатель читает двустишия и если то,что может случиться в жизни (быль, надо встать и поднять руки над головой, а то,чего быть не может (небылица, нужно присесть на корточки.
Подарила Мише Света
Восемь ног и шесть ушей.
Мальчик Петя на прогулке
Собирал с деревьев булки.
Прилетели к нам с Луны.
В зоопарке обезьяны
По утрам едят бананы.
Петушок, пропев зарю,
Молодой рыбак Федот
В лодке по реке плывет.
Муха с кухни у Антошки
Вилку унесла и ложку.
Воспитатель: Ребята вам понравилось «В гостях у Сказки»? Мы с вами обязательно сюда еще не раз вернемся.
Конспект занятия по развитию речи «Небылицы» Тема урока: «Небылицы» Цель: Учить устанавливать простые закономерности, замечать нелогичность высказываний, умение находить в тексте небылицы,.
Игра «Небылицы» — развиваем речевое творчество и фантазию Игра «Небылицы» Предлагаю Вашему вниманию игру «Небылицы», направленную на развитие творческого мышления, воображения и речевого творчества.
Урок по литературному чтению С.Михалков «Быль для детей»(2 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Технологическая карта урока литературного чтения
Учебный предмет : литературное чтение
Класс: 2 класс
Учитель : Бычкова Ольга Вячеславовна
УМК «Начальная школа XXI века»
Тема: Произведения о Дне Победы . С.Михалков «Быль для детей».
Цели урока:
1. Способствовать обогащению читательского опыта через знакомство с произведением о Великой Отечественной войне.
2. Способствовать развитию читательского интереса и читательских умений, навыков выразительного чтения, речи, образного мышления.
3. Способствовать воспитанию любви к Родине, к её истории, уважению к ветеранам.
Формирование УУД на уроке:
Личностные : содействовать осознанию ценности изучаемого предмета; познание героического прошлого своей страны и народа.
Регулятивные: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; формировать у детей умение анализировать, обобщать, оценивать результат своей деятельности.
Познавательные : воспринимать прослушанное художественное произведение; уметь работать с текстом стихотворного произведения: определять тему, жанр, понимать главную мысль произведения, объяснять своё эмоциональное состояние в процессе слушания.
Коммуникативные : уметь слушать и слышать речь учителя и одноклассников; использовать речь для регуляции своего действия; воспитывать культуру диалогового общения.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» авт.Л.А. Ефросинина, 2 класс М.: «Вентана-Граф», 2011; рабочая тетрадь «Литературное чтение» авт. Л.А. Ефросинина, 2 класс. М.: «Вентана-Граф», 2011; чистые листы бумаги для моделирования; цветные карандаши; аудиозаписи Ю.Левитана о начале и завершении войны.
Тип урока: урок литературного слушания
С. Михалков- Быль для детей
Эту, тогда только вышедщую книгу Сергея Михалкова- «Стихи для детей», М. 1947г мама подарила к 10-летию в сентябре 47. и она по-сути стала моей первой книгоё в жизни. Начиналась она текстом гимна СССР, сочинённым автором(дважды
изиенённым после смерти Сталина и развала СССР), затем следовади стихи о только окончившейся о войне- «Быль для детей», первоначальный текст которых сумел сохраниться лишь в этой «состарившейся» книге и в интернете прежний текст с упоминанием имени Сталина вы уже не найдёте (и новый текст растянут
вдвое).
Все стихи, басни настолько легко и образно написаны, что сами с детства запомнились на всю жизнь и передавал позже детям и внукам.
„Быль для детей” Стихотворение
Он хотел людей свободных
Превратить в рабов голодных,
Навсегда лишить всего.
А упорных и восставших,
На колени не упавших,
Истребить до одного!
Он велел, чтоб разгромили,
Растоптали и сожгли
Всё, что дружно мы хранили,
Пуще глаза берегли,
Чтобы мы нужду терпели,
Наших песен петь не смели
Возле дома своего,
Чтобы было всё для немцев,
Для фашистов-иноземцев,
А для русских и для прочих,
Для крестьян и для рабочих
Ничего!
Мы тогда лишь вольно дышим,
Если речь родную слышим,
Речь на русском языке,
И в своей столице древней,
И в посёлке, и в деревне,
И от дома вдалеке.
Где найдётся в мире сила,
Чтобы нас она сломила,
Под ярмом согнула нас
В тех краях, где в дни победы
Наши прадеды и деды
Пировали столько раз?»
И от моря и до моря
Поднялись большевики,
И от моря и до моря
Встали русские полки.
Встали, с русскими едины,
Белорусы, латыши,
Люди вольной Украины,
И армяне, и грузины,
Молдаване, чуваши
Все советские народы
Против общего врага,
Все, кому мила свобода
И Россия дорога!
* * *
Дни бежали и недели,
Шёл войне не первый год.
Показал себя на деле
Богатырский наш народ.
Не расскажешь даже в сказке,
Ни словами, ни пером,
Как с врагов летели каски
Под Москвой и под Орлом.
Как, на запад наступая,
Бились красные бойцы
Наша армия родная,
Наши братья и отцы.
Как сражались партизаны.
Ими Родина горда!
Как залечивают раны
Боевые города.
Посмотри по школьной карте,
Где мы были в феврале?
Сколько вёрст прошли мы в марте
По родной своей земле?
Здесь в апреле мы стояли,
Здесь войска встречали май,
Тут мы столько пленных взяли,
Что попробуй подсчитай!
Слава нашим генералам,
Слава нашим адмиралам
И солдатам рядовым
Пешим, плавающим, конным,
В жарких битвах закалённым!
* * *
Где бы мы врага ни били,
Где бы враг ни отступал,
Вспоминал всегда о тыле
Наш солдат и генерал:
«Да!
Нельзя добить фашистов
И очистить мир от них
Без московских трактористов,
Без ивановских ткачих,
Без того, кто днём и ночью
В шахтах уголь достаёт,
Сеет хлеб, снаряды точит,
Плавит сталь, броню куёт».
Не расскажешь в этой были
Всех чудес о нашем тыле,
Видно, времечко придёт,
И о тружениках честных,
Знаменитых, неизвестных
Сложит песни наш народ.
Без ружья и без гранаты
И от фронта в стороне
Эти люди, как солдаты,
Тоже были на войне.
Никогда мы не забудем
Их геройские дела.
Честь и слава этим людям
И великая хвала!
* * *
Друг за дружкой, пешим строем,
По камням и по траве
Гонят пленных под конвоем,
Гонят к матушке Москве.
Их не десять и не двадцать,
Их не двести пятьдесят
Может армия набраться
Офицеров и солдат.
Мимо вас везут трофеи
В наши русские музеи,
Чтобы людям показать,
Чем вы нас хотели взять.
А навстречу мчат машины
Наших доблестных полков.
— Далеко ли до Берлина?
Вам кричат с грузовиков.
Облаками пыль клубится.
По дорогам, там и тут,
Душегубы и убийцы
Под конвоем в плен идут.
Пыль. Пыль. Пыль. Пыль.
Продолжаю детям быль!
Под победный грохот пушек
В грозовые эти дни
В море, в небе и на суше
Мы сражались не одни.
Руки жал бойцам английским
Русской армии солдат,
А далёкий Сан-Франциско
Оказался так же близко,
Как Москва и Ленинград.
С нами рядом, с нами вместе,
Как поток, ломая лед,
Ради вольности и чести
И святой народной мести
За народом встал народ.
* * *
Спать легли однажды дети
Окна все затемнены,
А проснулись на рассвете
В окнах свет и нет войны!
Можно больше не прощаться,
И на фронт не провожать,
И налётов не бояться,
И ночных тревог не ждать.
Отменили затемненье,
И теперь на много лет
Людям только для леченья
Будет нужен синий свет.
Люди празднуют Победу!
Весть летит во все концы:
С фронта едут, едут, едут
Наши братья и отцы!
Не расскажешь в этой были,
Что за жизнь они вели:
Как они в Карпатах стыли,
Где рекой, где морем плыли,
Как в восьми столицах жили,
Сколько стран пешком прошли.
Как на улицах Берлина
В час боёв нашли рейхстаг,
Как над ним два верных сына
Русский сын и сын грузина
Водрузили красный флаг.
От Берлина до Амура,
А потом до Порт-Артура,
Что лежит у тёплых вод,
Побывали на Хингане,
Что всегда стоит в тумане,
И на Тихом океане
Свой закончили поход.
Говорит сосед соседу:
— Как домой к себе приеду,
Сразу в школу загляну
И колхозных ребятишек
Танек, Манек, Федек, Гришек
Я опять учить начну!
— Ну, а я домой приеду,
Говорит сосед соседу,
После фронта отдохну,
Поношу ещё с недельку
Гимнастёрку и шинельку,
Строить в городе начну,
Что разрушено в войну!
— А по мне колхоз скучает,
Третий с полки отвечает,
Мой колхоз под Костромой.
Еду я восьмые сутки
Да считаю всё минутки
Скоро, скоро ли домой!
День и ночь бегут вагоны,
По шоссе идут колонны
Фронтовых грузовиков,
И поют аккордеоны
О делах фронтовиков.
И смешались на платформах
С шумной радостной толпой:
Сыновья в военных формах,
И мужья в военных формах,
И отцы в военных формах,
Что с войны пришли домой.
Здравствуй, воин-победитель,
Мой товарищ, друг и брат,
Мой защитник, мой спаситель
Красной Армии солдат!
Всю войну в любом селенье,
В каждом доме и в избе
Люди думали с волненьем,
Вспоминали с восхищеньем
И с любовью о тебе.
Наконец-то в час желанный
Нашей сбывшейся мечты
В час победы долгожданной
В отчий дом вернулся ты!
Если встретишь ты такого,
Молодого, но седого,
Ветерана боевого
(Знак раненья на груди),
Окажи ему услугу,
Помоги ему, как другу,
Равнодушно не пройди.
* * *
За дела берутся смело
Молодцы-фронтовики,
И в стране любое дело
Им сподручно, им с руки!
Нужно всех советских граждан
Накормить, одеть, обуть,
Чтобы был доволен каждый
От души, не как-нибудь!
Если раньше «самоходки»
Поставлял иной завод,
То сегодня сковородки
Запустил на полный ход.
Да! У нас одна забота
И мечта у всех одна,
Чтобы к солнечным высотам
Поднялась опять страна
Сильной, славной и могучей
От столицы до села,
Много краше, много лучше,
Чем когда-нибудь была.
Дни сражений миновали,
Мы неплохо воевали
Как солдаты, выполняли
Нашей Родины приказ.
И сегодня, в мирный час,
Дорогая мать-Отчизна,
Положись опять на нас!
* * *
Всем, что Родина имеет,
Сообща народ владеет,
Счёт ведёт полям, лесам,
Нивам, пастбищам и водам,
Шахтам, копям и заводам
И в пример другим народам
Управляет ими сам!
Он богат своей свободой
И сознанием того,
Что от имени народа
Он вершит судьбу его!
Он богат своей любовью
К той земле, что в грозный час,
Окропив своею кровью,
Он, как мать родную, спас.
Соберутся две палаты,
Сядут рядом депутаты:
Белорус и армянин,
Украинец, молдаванин,
Осетин, казах, татарин,
И эстонец, и грузин
Все народы, как один!
Их не мало соберётся,
Сыновей и дочерей:
И солдат, и полководцев,
И других богатырей.
С нашей партией любимой
Мы нигде не разделимы.
За народ стоит она,
С нею Родина сильна.
Кто сегодня неизвестен,
Но бесстрашен, смел и честен,
Тот, кто любит свой народ
И за партией идёт,
Кто хоть что-то делать может,
Тот стране своей поможет
В том краю, где он живёт!
Так поможем нашей власти
В городах и на селе
Добывать народу счастье
На родной своей земле!
А начиналась «Быль» несколько иначе:
Летней ночью, на рассвете,
КОГДА МИРНО СПАЛИ ДЕТИ,
Гитлер дал войскам приказ
.
.
т.е. невольная ассоциация Страны(с Вооружёнными Силами)
с беззаботным детским сном.
„Быль для детей” Стихотворение
Он хотел людей свободных
Превратить в рабов голодных,
Навсегда лишить всего.
А упорных и восставших,
На колени не упавших,
Истребить до одного!
Он велел, чтоб разгромили,
Растоптали и сожгли
Всё, что дружно мы хранили,
Пуще глаза берегли,
Чтобы мы нужду терпели,
Наших песен петь не смели
Возле дома своего,
Чтобы было всё для немцев,
Для фашистов-иноземцев,
А для русских и для прочих,
Для крестьян и для рабочих
Ничего!
Мы тогда лишь вольно дышим,
Если речь родную слышим,
Речь на русском языке,
И в своей столице древней,
И в посёлке, и в деревне,
И от дома вдалеке.
Где найдётся в мире сила,
Чтобы нас она сломила,
Под ярмом согнула нас
В тех краях, где в дни победы
Наши прадеды и деды
Пировали столько раз?»
И от моря и до моря
Поднялись большевики,
И от моря и до моря
Встали русские полки.
Встали, с русскими едины,
Белорусы, латыши,
Люди вольной Украины,
И армяне, и грузины,
Молдаване, чуваши
Все советские народы
Против общего врага,
Все, кому мила свобода
И Россия дорога!
Дни бежали и недели,
Шёл войне не первый год.
Показал себя на деле
Богатырский наш народ.
Не расскажешь даже в сказке,
Ни словами, ни пером,
Как с врагов летели каски
Под Москвой и под Орлом.
Как, на запад наступая,
Бились красные бойцы
Наша армия родная,
Наши братья и отцы.
Как сражались партизаны.
Ими Родина горда!
Как залечивают раны
Боевые города.
Посмотри по школьной карте,
Где мы были в феврале?
Сколько вёрст прошли мы в марте
По родной своей земле?
Здесь в апреле мы стояли,
Здесь войска встречали май,
Тут мы столько пленных взяли,
Что попробуй подсчитай!
Слава нашим генералам,
Слава нашим адмиралам
И солдатам рядовым
Пешим, плавающим, конным,
В жарких битвах закалённым!
Где бы мы врага ни били,
Где бы враг ни отступал,
Вспоминал всегда о тыле
Наш солдат и генерал:
«Да!
Нельзя добить фашистов
И очистить мир от них
Без московских трактористов,
Без ивановских ткачих,
Без того, кто днём и ночью
В шахтах уголь достаёт,
Сеет хлеб, снаряды точит,
Плавит сталь, броню куёт».
Не расскажешь в этой были
Всех чудес о нашем тыле,
Видно, времечко придёт,
И о тружениках честных,
Знаменитых, неизвестных
Сложит песни наш народ.
Без ружья и без гранаты
И от фронта в стороне
Эти люди, как солдаты,
Тоже были на войне.
Никогда мы не забудем
Их геройские дела.
Честь и слава этим людям
И великая хвала!
Друг за дружкой, пешим строем,
По камням и по траве
Гонят пленных под конвоем,
Гонят к матушке Москве.
Их не десять и не двадцать,
Их не двести пятьдесят
Может армия набраться
Офицеров и солдат.
Облаками пыль клубится
Над дорогой фронтовой.
Что невесело вам, фрицы?
Что поникли головой?
Вы не ждали, не гадали
Ни во сне, ни наяву
Только так, как мы сказали,
Попадёте вы в Москву.
Мимо вас везут трофеи
В наши русские музеи,
Чтобы людям показать,
Чем вы нас хотели взять.
А навстречу мчат машины
Наших доблестных полков.
— Далеко ли до Берлина?
Вам кричат с грузовиков.
Облаками пыль клубится.
По дорогам, там и тут,
Душегубы и убийцы
Под конвоем в плен идут.
Пыль. Пыль. Пыль. Пыль.
Продолжаю детям быль!
Под победный грохот пушек
В грозовые эти дни
В море, в небе и на суше
Мы сражались не одни.
Руки жал бойцам английским
Русской армии солдат,
А далёкий Сан-Франциско
Оказался так же близко,
Как Москва и Ленинград.
С нами рядом, с нами вместе,
Как поток, ломая лед,
Ради вольности и чести
И святой народной мести
За народом встал народ.
Спать легли однажды дети
Окна все затемнены,
А проснулись на рассвете
В окнах свет и нет войны!
Можно больше не прощаться,
И на фронт не провожать,
И налётов не бояться,
И ночных тревог не ждать.
Отменили затемненье,
И теперь на много лет
Людям только для леченья
Будет нужен синий свет.
Люди празднуют Победу!
Весть летит во все концы:
С фронта едут, едут, едут
Наши братья и отцы!
Не расскажешь в этой были,
Что за жизнь они вели:
Как они в Карпатах стыли,
Где рекой, где морем плыли,
Как в восьми столицах жили,
Сколько стран пешком прошли.
Как на улицах Берлина
В час боёв нашли рейхстаг,
Как над ним два верных сына
Русский сын и сын грузина
Водрузили красный флаг.
От Берлина до Амура,
А потом до Порт-Артура,
Что лежит у тёплых вод,
Побывали на Хингане,
Что всегда стоит в тумане,
И на Тихом океане
Свой закончили поход.
Говорит сосед соседу:
— Как домой к себе приеду,
Сразу в школу загляну
И колхозных ребятишек
Танек, Манек, Федек, Гришек
Я опять учить начну!
— Ну, а я домой приеду,
Говорит сосед соседу,
После фронта отдохну,
Поношу ещё с недельку
Гимнастёрку и шинельку,
Строить в городе начну,
Что разрушено в войну!
— А по мне колхоз скучает,
Третий с полки отвечает,
Мой колхоз под Костромой.
Еду я восьмые сутки
Да считаю всё минутки
Скоро, скоро ли домой!
День и ночь бегут вагоны,
По шоссе идут колонны
Фронтовых грузовиков,
И поют аккордеоны
О делах фронтовиков.
И смешались на платформах
С шумной радостной толпой:
Сыновья в военных формах,
И мужья в военных формах,
И отцы в военных формах,
Что с войны пришли домой.
Здравствуй, воин-победитель,
Мой товарищ, друг и брат,
Мой защитник, мой спаситель
Красной Армии солдат!
Всю войну в любом селенье,
В каждом доме и в избе
Люди думали с волненьем,
Вспоминали с восхищеньем
И с любовью о тебе.
Наконец-то в час желанный
Нашей сбывшейся мечты
В час победы долгожданной
В отчий дом вернулся ты!
Если встретишь ты такого,
Молодого, но седого,
Ветерана боевого
(Знак раненья на груди),
Окажи ему услугу,
Помоги ему, как другу,
Равнодушно не пройди.
За дела берутся смело
Молодцы-фронтовики,
И в стране любое дело
Им сподручно, им с руки!
Нужно всех советских граждан
Накормить, одеть, обуть,
Чтобы был доволен каждый
От души, не как-нибудь!
Если раньше «самоходки»
Поставлял иной завод,
То сегодня сковородки
Запустил на полный ход.
Да! У нас одна забота
И мечта у всех одна,
Чтобы к солнечным высотам
Поднялась опять страна
Сильной, славной и могучей
От столицы до села,
Много краше, много лучше,
Чем когда-нибудь была.
Дни сражений миновали,
Мы неплохо воевали
Как солдаты, выполняли
Нашей Родины приказ.
И сегодня, в мирный час,
Дорогая мать-Отчизна,
Положись опять на нас!
Всем, что Родина имеет,
Сообща народ владеет,
Счёт ведёт полям, лесам,
Нивам, пастбищам и водам,
Шахтам, копям и заводам
И в пример другим народам
Управляет ими сам!
Он богат своей свободой
И сознанием того,
Что от имени народа
Он вершит судьбу его!
Он богат своей любовью
К той земле, что в грозный час,
Окропив своею кровью,
Он, как мать родную, спас.
Соберутся две палаты,
Сядут рядом депутаты:
Белорус и армянин,
Украинец, молдаванин,
Осетин, казах, татарин,
И эстонец, и грузин
Все народы, как один!
Их не мало соберётся,
Сыновей и дочерей:
И солдат, и полководцев,
И других богатырей.
С нашей партией любимой
Мы нигде не разделимы.
За народ стоит она,
С нею Родина сильна.
Кто сегодня неизвестен,
Но бесстрашен, смел и честен,
Тот, кто любит свой народ
И за партией идёт,
Кто хоть что-то делать может,
Тот стране своей поможет
В том краю, где он живёт!
Так поможем нашей власти
В городах и на селе
Добывать народу счастье
На родной своей земле!