Что такое былички и бывальщины

Быличка

Что такое былички и бывальщины. Смотреть фото Что такое былички и бывальщины. Смотреть картинку Что такое былички и бывальщины. Картинка про Что такое былички и бывальщины. Фото Что такое былички и бывальщины

Что такое былички и бывальщины. Смотреть фото Что такое былички и бывальщины. Смотреть картинку Что такое былички и бывальщины. Картинка про Что такое былички и бывальщины. Фото Что такое былички и бывальщины

Содержание

Происхождение термина

Как и многие другие жанры русского фольклора, быличка имеет давнюю историю. Исследователи приходят к выводу, что этот жанр бытовал на Руси ещё задолго до XVII века. [2] [3] Однако среди дошедшего до нас материала раннего времени очень мало собственно текстов быличек с присущими им важными жанровыми особенностями. Приблизительно до конца XIX века фиксируется только факт бытования жанра.

Специфика жанра

В силу своей жанровой специфики (повествование о сверхъестественном; использование традиционного круга мотивов, сюжетов, персонажей; опора на личный опыт рассказчика; установка на достоверность повествования; кодификация бытового поведения) быличка сближается с такими жанрами, как бывальщина, сказка, легенда, историческое предание, бытовой рассказ, не теряя при этом своей уникальности.

Быличка отличается от легенды и сближается с бывальщиной тем, что она не апеллирует к традиции, а рассказывает историю из современной жизни, произошедшую с самим рассказчиком, но чаще — с его знакомыми или знакомыми его знакомых. То есть отличительным признаком этого жанра является установка на реальность описываемых событий. Как и бывальщина, быличка описывает повторяющиеся события, которые могут случиться и со слушателями. В отличие от легенды и предания, быличка и бывальщина не объясняют некую реалию, а предостерегают или просто повествуют о сверхъестественном случае.

Быличка отличается от бывальщины и сближается с легендой своим обращением к чудесному, выходящему за пределы наблюдаемого мира. В современном фольклоре быличка чаще встречается именно в качестве страшилок.

Классификация быличек

Функционирование в литературе

Былички традиционно считаются жанром-прародителем волшебных сказок. Например, Е. М. Мелетинский называет былички «предком волшебной сказки» [5]

Источник

Былички

БЫЛИ́ЧКИ (бывальщины) — вид устной несказочной прозы: сравнит. небольшого объема рассказы о разных сверхъестеств. мифологич. существах и связанных с ними фантастич. событиях — о «хозяевах», «духах» природы (лешем, водяном, полевике, полуднице, русалках), о домашних «духах» (домовом, баннике, кикиморе), о чертях, мифич. змеях, ведьмах, колдунах, оборотнях, мертвецах, проклятых людях, привидениях, о предзнаменованиях, о заклятых кладах. В Б. необычайное подается подчеркнуто как действительно происходившее, имевшее место в реальности: свидетелями и участниками событий, встреч с персонажами оказываются сами рассказчики либо их близкие и знакомые; места действия называются определенно и точно — это обычно знакомые поле, лес, река, кладбище, двор, баня. Б. являются средоточием рус. нар. демонологии.

Лит.: Померанцева Э. В. Мифологич. персонажи в русском фольклоре. М., 1975; Мифологич. рассказы рус. населения Восточной Сибири / Сост. В. П. Зиновьев. Новосибирск, 1987.

Смотреть что такое «Былички» в других словарях:

Быличка — Картина «Пан», М. А. Врубель, 1899. Холст, масло. Быличка жанр устного народного творчества: рассказ героя о встрече с «нечистой силой»[1] … Википедия

Быличка — (др. рус.) – краткий мифический рассказ, форма русского фольклора, в котором преобладает трагичная тема или драматический исход. В быличках рассказывается о страшных событиях, неожиданных встречах, зловредных существах или людях магической… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

ПАПУАССКАЯ МИФОЛОГИЯ — мифологические представления папуасов основного коренного населения острова Новая Гвинея и ряда прилегающих островов и архипелагов Меланезии. К папуасам относят несколько сотен отдельных этнических общностей, отличающихся значительной языковой… … Энциклопедия мифологии

Городская легенда — Крокодилы в канализации Городская легенда (байка, вымысел, выдаваемый за правду, англ. urban legend) современная разновидность легенды (мифа): коро … Википедия

Бывальщина — (быль) в русском народном творчестве краткий устный рассказ о происшествии, случае, имевшем место в действительности, без упора на личное свидетельство рассказчика. Перекликается с термином «городская легенда» (калька с англ. urban legend).… … Википедия

Новелла — Эта статья в данный момент активно редактируется участником Ghirlandajo. Пожалуйста, не вносите в неё никаких изменений до тех пор, пока не исчезнет это объявление. В противном случае могут возникнуть конфликты редактирования. Данное… … Википедия

Гипотезы происхождения НЛО — Термин «неопознанный летающий объект» обобщающее понятие, обозначающее передвижение в воздушном пространстве не идентифицированных летательных аппаратов, употребляется диспетчерами наземных служб слежения по отношению к зарегистрированному… … Википедия

Терский берег — Координаты: 66°09′11″ с. ш. 37°32′31″ в. д. / 66.153056° с. ш. 37.541944° в. д. … Википедия

Быль — Бывальщина (быль) в русском народном творчестве краткий устный рассказ о невероятном происшествии, случае, якобы имевшем место в действительности. Перекликается с теримином «городская легенда» (калька с англ. urban legend). Бывальщина (по… … Википедия

Тихов, Василий — (Шумов Константин Эдуардович; р. 5. 12. 1959) Род. в г. Пермь в семье служащих. Окончил филол. ф т Пермского ун та (1982) и аспирантуру Уральского ун та (1991). Кандидат филол. наук. Был членом КПСС (с 1981). Работал редактором многотиражной газ … Большая биографическая энциклопедия

Источник

Что такое быличка?

В статье рассказывается об одном из жанров устного народного творчества. Как появилась быличка и развивалась, в чём её особенности и отличие от других видов фольклора. Какой след оставила в русской литературе. Всё это можно узнать из материала работы.

В устном народном творчестве существует много жанров, каждый из которых имеет свои особенности. Одним из них является быличка, о ней и пойдёт речь.

Быличка как жанр устного народного творчества

Сегодня этот термин обозначает жанр устного народного творчества, его синонимами являются легенда, былина, бывальщина, предание. На первый взгляд кажется, что это одно и тоже, но у былички свои особенности и назначение – она представляет собой мифологические рассказы об общении «очевидцев» с представителями нечистой силы. Эта специфичность объясняет второе название жанра – страшилка.

Происхождение и эволюционное развитие жанра

Происхождение былички таится где-то в глубинах истории Руси. Слово было заимствовано у крестьян Белозерья (один из северных районов Вологодчины) и стало употребляться фольклористами в практике исследовательской работы.

Само название «быличка» утверждает правдивость истории, реальность событий, которые случились с людьми, хорошо известными рассказчику. Возможна и передача повествования знакомых, ставших очевидцами.

В любом случае жанр подразумевает искреннюю веру в реальность произошедшего. События былички обязательно происходят в обычной жизни. Место действия – территория хорошо известная рассказчику и его слушателям. Это дополнительный способ придания правдивости истории.

Изначально целью этого вида устного народного творчества было предостережение от каких-то поступков. Например, ходить ночью на кладбище (мертвеца встретишь) или не наклоняться близко к воде в реке (водяной утащит). С другой стороны, просто череда праздных историй о встречах с мифическими персонажами во время общения группы лиц на отдыхе.

Лесовики не всегда приветливы, часто они нападают на тех, кто вторгается на их территорию.

В начале ХIХ века набирает обороты интерес исследователей к этим произведениям. Начинается сбор и публикация их в общих сборниках наряду со сказками и другими устными жанрами. Многие писатели включают их в канву своих произведений как часть повествования.

Во второй половине 20 века быличка оформилась как официальный жанр, когда началось её детальное изучение и разграничение с другими видами устного народного творчества.

Классификация быличек

Литературоведами был составлен каталог быличек по тематическим разделам:

Сюжеты устного фольклора объединили дохристианские и христианские представления народа о сверхъестественных силах. Характерно, что нечистая пришла из язычества, а вот обереги (молитва, крестное знамение, святая вода и другие атрибуты) взяты из христианства.

Былички или страшилки в литературе

Использовали былички в своих произведениях и многие писатели, делая их основой сюжета или художественно вплетая в канву повествования. Часто элементы встречаются у Гоголя и Пушкина. Примером такого использования может служить рассказ И.С. Тургенева «Бежин луг».

«Бежин луг» – яркий пример страшных историй

В цикле рассказов «Записки охотника» у И.С. Тургенева есть замечательное произведение о деревенских мальчишках. Юные пастухи, сидя у костра, рассказывают страшные истории про покойников и нечисть. Они искренне верят в то, о чём рассказывают. А как же, ведь это происходило у них на глазах.

Всего быличек в рассказе 13, они повествуют о ряде мифических персонажей, с которыми сталкивались земляки ребят в окрестных землях. Это домовой, русалка, оборотень под видом белого барашка, барин-покойник, леший, небесные предвиденья и многое другое.

Провоцируют возникновение тематики ночь и костёр, за светлым кругом которого прячется этот таинственный мир. Рассказывая поочерёдно страшилки, мальчишки коротают время в ожидании утра, набираются знаний правильного общения и поведения с окружающими их духами.

Вместо заключения

Знакомство с быличками формирует у рассказчиков умение отлично разбираться в значении различных примет, правильно понимать предсказания и символы. Наивный суеверный слушатель набирается необходимого багажа знаний и уже знает, как распознать злые силы, избежать контактов с ними и защититься в случае опасности.

Источник

Быличка :: Общие сведения

Быличка – жанр устного народного творчества: рассказ «очевидца» о встрече с нечистой силой. Былички традиционно считаются жанром-прародителем волшебных сказок. Например, Е.М. Мелетинский называет былички «предком волшебной сказки».

Как и многие другие жанры русского фольклора, быличка имеет давнюю историю. Исследователи приходят к выводу, что этот жанр бытовал на Руси ещё задолго до XVII века. Однако среди дошедшего до нас материала раннего времени очень мало собственно текстов быличек с присущими им важными жанровыми особенностями. Приблизительно до конца XIX века фиксируется только факт бытования жанра.

Интерес исследователей к этому жанру возрастает в начале XIX века. В это время записывается большое количество текстов, былички публикуются первоначально не отдельными сборниками, а вместе с текстами сказок. При этом, однако, исследователи разделяют оба жанра. Более того, указывается, что их разделяют и сами информанты, называя быличку «бывальщиной», «бывальщинкой». Как пишет об истории термина Э.В. Померанцева, «само слово «быличка» было подслушано братьями Б. и Ю. Соколовыми у белозерских крестьян, использовано и прокомментировано, и с их лёгкой руки вошло в практику фольклористов, которые стали употреблять его как синоним терминам «предание», «легенда», «бывальщина»».

В силу своей жанровой специфики (повествование о сверхъестественном; использование традиционного круга мотивов, сюжетов, персонажей; опора на личный опыт рассказчика; установка на достоверность повествования; кодификация бытового поведения) быличка сближается с такими жанрами, как бывальщина, сказка, легенда, историческое предание, бытовой рассказ, не теряя при этом своей уникальности.

Быличка отличается от легенды и сближается с бывальщиной тем, что она не апеллирует к традиции, а рассказывает историю из современной жизни, произошедшую с самим рассказчиком, но чаще – с его знакомыми или знакомыми его знакомых. То есть отличительным признаком этого жанра является установка на реальность описываемых событий. Как и бывальщина, быличка описывает повторяющиеся события, которые могут случиться и со слушателями. В отличие от легенды и предания, быличка и бывальщина не объясняют некую реалию, а предостерегают или просто повествуют о сверхъестественном случае.

В основе таких рассказов могут лежать действительные случаи (были), интерпретированные в свете господствующих мифологических представлений. К числу таких быличек следует отнести и рассказы, которыми матери «стращают» детей, – о злых духах-людоедах, в том числе и о духах, похищающих (согласно представлениям непосвящённых) мальчиков, достигших зрелости, для превращения их во взрослых мужчин – полноправных членов племени.

Быличка отличается от бывальщины и сближается с легендой своим обращением к чудесному, выходящему за пределы наблюдаемого мира. В современном фольклоре быличка чаще встречается именно в качестве страшилок. Традиционно былички классифицируются по содержанию, в указателях сюжетов и мотивов русских быличек разделы и подразделы выделяются по сановным мифологическим персонажам, например, былички о духах природы, о домашних духах, о чёрте, змее, проклятых и т.д.

Зачастую былички становятся основой сюжета художественного произведения (Н.В. Гоголь «Вий») или включаются в текст (например, И.С. Тургенев включил быличку в рассказ «Бежин луг»).

Былички русской фольклорной прозы

Быличка – что это такое в литературе? Определение былички (не из википедии).

Почему быличку назвали быличкой? Этимология слова «быличка».

Былички как отдельный жанр устного народного творчества (фольклора). Характеристика жанра, классификация быличек.

Чем быличка отличается от бывальщины, побывальщины и в чём их сходства.

Былички героев рассказа Тургенева «Бежин луг»: мальчика Феди и других детей.

Примеры кратких (небольших) быличек про русскую нечисть: домового, лешего, водяного, русалок, чертей, ведьм, колдунов.

Какие былички были в старину на территории Вологодской области, Воронежского и Забайкальского краёв?

Источник

Бывальщина :: Общие сведения

Бывальщина (быль) – в русском народном творчестве краткий устный рассказ о происшествии, случае, имевшем место в действительности, без упора на личное свидетельство рассказчика. Перекликается с термином «городская легенда». Бывальщина по сравнению с быличкой уже ближе к легендам и сказаниям («люди сказывают, что…»).

Термины «быличка» и «бывальщина» стали известны в народе не позднее, чем в XIX веке. В конце XIX – начале XX вв. бывальщины и былички собирали Д.Н. Садовников, П.С. Ефименко, Н.Е. Ончуков, Д.К. Зеленин, Б.М. и Ю.М. Соколовы, И.В. Карнаухова. Огромное количество мифологических рассказов удалось записать С.В. Максимову.

Более полное изучение быличек началось со второй половины XX века. Э.В. Померанцева предложила чёткое разграничение терминов «быличка» и «бывальщина»: «термин «быличка» соответствует понятию суеверный меморат… От бывальщины, досюльщины, предания, то есть фабулата… быличка отличается… бесформенностью, единичностью, необобщённостью».

В настоящее время нет классификации, которая учитывала бы все особенности суеверных меморатов. Исследователи предлагают различные подходы к изучению данного жанра. Как правило, разнообразный по тематике репертуар быличек и бывальщин фольклористы делят на ряд тематических циклов, где в свою очередь выделяют группы суеверных меморатов. Так, Э.В. Померанцева предлагает классифицировать былички на рассказы о духах природы, о домашних духах, о чёрте, о волшебных кладах, о мертвецах, о привидениях, о колдунах, о нечистой силе.

Другие исследователи предлагают, что бывальщины по жанрам можно разделить на охотничьи, рыбацкие, военные, любовные, о колдунах, видениях и т.д., но такое деление было бы очень условным. В любой группе бывальщин могли оказаться элементы соседней группы и даже не одной, а нескольких, реалистические образы могли чередоваться с фантастическими, поскольку все зависело от таланта рассказчика, обстоятельств во время импровизации и от состава слушателей.

Немаловажную роль при записи быличек имеет не только их тематика, но и ситуация, в которой они рассказаны, и личность повествователя. Добавляя к реальным фактам нечто своё, образное, фантазируя и сочиняя, они постепенно и сами начинали верить в то, что рассказывали. После нескольких повторений фантастический образ закреплялся, становился для импровизатора как бы реально случившимся фактом.

В отличие от преданий бывальщина жила ровно столько, сколько минут её рассказывали, но тот или иной сюжет или ход мог всплыть по любому поводу и в любом месте. Кочующие сюжеты теряли, однако, свою прелесть.

По пристрастиям, по преобладанию бытового материала не всегда можно было угадать профессиональную принадлежность рассказчика. Так, сюжет о собаке, оставлённой охотником один на один с медведем, мог родиться и в среде, далёкой от охоты. Большое число бывальщин создавалось на основе видений, так называемой блазни. Поблазнило – значит показалось, померещилось, случилось нечто сверхъестественное, нездешнее. Бытовые детали таких видений бывают настолько реалистичны, точны и образны, что не верить в рассказ очень трудно. Бывали, с другой стороны, и вполне документальные, невыдуманные бывальщины, пульсирующие у самой кромки фантастического, потустороннего. Если в этом смысле вспомнить литературу, то рассказ И.С. Тургенева «Стучит» – лучший пример. Будучи сам полностью реалистом, писатель как бы оставляет возможность и фантастического толкования обстоятельств: читатель-скептик услышит в тургеневском рассказе стук обычной телеги, а читатель с фантазией – грохот дьявольской колесницы. Кстати, в большой группе народных фантастических бывальщин как раз и используется сюжет с лошадьми, то скачущими в пределы потустороннего, то угоняемыми нечистым, отбирающим вожжи у пьяных возниц и т.д.

Почти все сюжеты гоголевских «Вечеров», да и сам образ рыжего малороссийского пчеловода, очень близки русскому Северо-Западу. Родство гоголевских историй с северными бывальщинами удивительно. Например, рассказ о дочери сотника и её мачехе. Страшная кошка с воем исчезла, когда падчерица ударила её отцовской саблей. Мачеха появляется наутро с завязанной рукой. Тема оборотня с подобным сюжетом звучит и во многих северных бывальщинах, но вместо мачехи может быть колдун, вместо кошки – волк, а сабля может стать хлебным ножом или серпом. Интересно, что в таких рассказах вовсе не каждый раз добрые силы побеждают и торжествуют, хотя нравственная направленность всегда ясна и определенна. У мужика, который в молодости сбросил церковный колокол, начинают сохнуть руки, изменивший своей невесте парень «сгорает» от вина, спивается до смерти и т.д.

Художественная сила народных бывальщин достигает своих пределов как раз на неуловимых стыках реального и фантастического. Плясали, плясали девицы с какими-то уж очень нахальными чужаками, и вдруг один наступил девушке на ногу. Но поскольку каждая деревенская девушка знает разницу между копытом и человеческой ногой, она тут же сообразила, что это за чужаки. В других случаях ничего вроде бы сверхъестественного не происходит, например, дедушка-странник, которого пустили ночевать, накормили и напоили, в благодарность за всё это увёл из дома всех тараканов. А то вдруг женщина никак не может затопить печь поутру, и выясняется, что причина тому некий ночной грех. Фривольность многих бывальщин нейтрализуется общей нравственной интонацией. Так, оказалось, что неверный муж, взявший у жены деньги на прелюбодейство, имел дело не с бобылкой-соседкой, а со своей же супружницей. Утром, хвалясь перед ним заработком, жена приговаривает: «Сено продадут, дак ещё дадут».

Военный фольклор также богат короткими занимательными рассказами. Чудесные истории с часовыми, стоящими на посту, рассказы о нечистой силе, противостоящей солдатской хитрости, перемежаются здесь подлинными эпизодами и интересными случаями, которыми изобиловал фронтовой и солдатский быт.

Бывальщина русской фольклорной прозы

Бывальщина – что это такое в литературе? Определение бывальщины (не из википедии).

Почему бывальщину назвали бывальщиной? Этимология слова «бывальщина».

Бывальщина как отдельный жанр устного народного творчества (фольклора). Характеристика жанра, классификация бывальщин.

Чем бывальщина отличается от былички, побывальщины и в чём их сходства.

Примеры кратких (небольших) бывальщин про русскую нечисть: домового, лешего, водяного, русалок, чертей, ведьм, колдунов.

Какие бывальщины были в старину на территории Вологодской, Вятской, Орловской области и Алтайского края?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *