Что такое былина для детей дошкольного возраста

Духовно-нравственное развитие дошкольника в процессе ознакомления с былинным эпосом

Шпилевой Ирины Викторьевны

«Духовно – нравственное развитие дошкольника в процессе ознакомления с былинным эпосом»

Будущее России во многом определяется уровнем воспитанности, духовно-нравственного развития, гражданского становления подрастающего поколения. В настоящее время, несмотря на общемировые тенденции стандартизации личности и навязывание образа человека–потребителя, в России можно отметить рост интереса к истории нашего государства и общества. Возрождается интерес к национальной культуре, к обрядам и обычаям наших предков, к различным этапам развития истории народов, населяющих нашу Родину.

Но если мы представим новорожденного ребенка, входящего в современный мир цивилизации, то можем увидеть, что родители окружают его вниманием и заботой в соответствии со своим пониманием и своими возможностями. Традиционным в их действиях является лишь разговор с ребенком на родном языке, реже использование напевов, пестушек, потешек, народных игр.

Народная мудрость гласит «Если ты выстрелишь в прошлое из пистолета, будущее выстрелит в тебя из пушки». Перефразируя, можно сказать, что человек, не знающий прошлого своего народа, его культуры, подобен дереву без корней, кораблю, не знавшему родного порта и обреченного скитаться, как легендарный «Летучий Голландец» не имея нравственных ориентиров, человек теряет самые главные человеческие ценности. Народная культура не только хранит эталоны этих качеств, но и бережет их в естественных и универсальных формах, доступных пониманию детей. Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Для дошкольного возраста характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений.

Каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру народа, к которому он принадлежит, свое место и место его детей в окружающем мире. Но и этого мало. Чтобы быть уверенным, что детям и внукам будет хорошо в будущем, надо уметь уважать себя и учить этому детей.

А такое становится возможным только тогда, когда освоена родная культура,включающая много различных аспектов: традиции и обычаи народа, историю его развития, духовное наследие и т. д. А. С.Макаренко говорил: «Правильное воспитание — это наша счастливая старость, плохое воспитание — это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша перед другими людьми, перед всей страной».

Если целостность этого процесса нарушится, будут потеряны ориентиры развития, разрушатся связи между поколениями, может оказаться под угрозой государственность.

Иными словами, нужно воспитывать будущего гражданина своей страны. Воспитание самого маленького гражданина младшего дошкольного возраста возраста осуществляется через сказки, рассказы, стихи. Былинный материал используется недостаточно.

Слушая волшебные сказки, былины, дети старшего дошкольноговозраста понимали общий смысл произведения: победа добра над злом, вслушиваясь в мелодику звучания слов, но не понимали значения, смысла отдельных фраз. Устранять этот пробел пришлось с помощью иллюстраций, дополнительных бесед, НОД.Многие впервые слышали слова: лапти, гусляр, кольчуга шлем. Казалось, что детей зачаровывает волшебство звучания слов и радуют новые знания о них.

В младшей группе знакомила только с названиями предметов и показывала их функциональное использование: лошадка на ней ездят; гусли – на них играют, звучит музыка; лапти – обувают на ноги.

Былины о богатырях – один из наиболее древних фольклорных жанров. Сказочность повествования, поэтика языка, делают былину неисчерпаемым источником обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста. Обогащала и активизировала словарь за счет старорусских и устаревших слов, это способствовало более глубокому пониманию былины.

Помогала ребенку осмыслить текст, вовремя объясняла непонятные слова, подкорректировала восприятие, тактично расставив нужные акценты, где прочитать, показав красоту родного языка, а чаще всего приходилось пересказывать текст. В своей работе использую былины в обработке И. В. Карнауховой.

Время идет, рождаются новые традиции, складываются новые обычаи. Но без наследия прошлого и настоящего не может быть будущего. Нынешние дети растут в эпоху,разительно отличающуюся от времени их родителей: другие ценности, идеалы, правила.

Результаты не заставили себя долго ждать. У детей появилась любознательность, доброжелательность, уравновешенность. Дети стали более терпимыми по отношение друг к другу, к родителям, воспитателям.

Углублённое изучение проблем по ознакомлению с былинным эпосом привело к созданию развивающей предметно – пространственной среды. Мною была подобрана художественная литература, картины, альбомы с пословицами,изготовлены дидактические игры: «Собери богатыря в дорогу», «Герои русских былин», «Не одежда красит человека, работа», «Придумай богатыря». Я старалась пополнить свои личные знания в области былинного наследия. Ведь нельзя детям давать того, чего не знаешь сам.

Увлечение собственным примером является самым действенным средством в работе с детьми. Былины я усваивала вместе с детьми. Работу по приобщению детей к познанию былин вела постоянно, систематически. Не нужно охватывать все сразу.

Игра — обязательный спутник детства, своеобразный способ освоения детьми жизни. Дети с интересом играют в сюжетно – ролевые игры.

Чтобы было, интересно играть родители пошили костюмы богатырей.

Игровой материал подбирался с учетом возраста и потребностей детей, учитывала интересы мальчиков и девочек

Былинные герои: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович и другие борются с чудовищами, врагами–захватчиками за свободу и счастье своего народа, за независимость Родины. Дети остро реагируют на содержание былины, сопереживают богатырям, радуются их победам. Положительный конец былины, ясный, точный и понятный детям убеждает в силе богатырей и в благородстве их подвигов. Именно в этом заключена патриотичность былин.

Русский богатырь мужественный, храбрый, но и благоразумный, осторожный. Богатырь не только сильный, он — добрый, милосердный, защитник всех слабых. Русские богатыри — достойный пример для подражания.

Только сейчас мы начинаем понимать, что без таких постоянных возрождений прошлого в настоящем немыслимо и само будущее.

Проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством ознакомления с традициями Кубани» Название проекта: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников через ознакомление с традициями Кубани». Авторы: Чукаева Ирина Александровна,.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем Тараканова Марина Валерьевна, воспитатель, МАДОУ детский сад№1, г. Лысково, Нижегородской области. «Духовно-нравственное воспитание дошкольников.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в процессе приобщения к русской народной культуре Приобщение детей-дошкольников к традициям русской народной культуры способствует становлению человека, который впоследствии станет порядочным.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей в процессе ознакомления с природой В современных условиях от человека требуется не только владение знаниями, но и в умение добывать эти знания самому. Экспериментирование.

Развитие связной речи детей в процессе ознакомления с сезонными явлениями в природе «Развитие связной речи детей в процессе ознакомления с сезонными явлениями в природе». Актуальность выбранной темы определяется следующим.

Духовно — нравственное развитие и воспитание младших школьников средствами внеурочной деятельности ИПМ-1 1. Наименование темы: Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников средствами внеурочной деятельности. 2. Актуальность.

Духовно-нравственное воспитание дошкольника В настоящее время экономические и политические изменения привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех.

Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством ознакомления с художественной литературой 1. Столетиями передавались из поколения в поколение тексты «материнского» фольклора, колыбельные песни. Ритм колыбельной песни обычно соотнесен.

Из опыта работы «Духовно-нравственное воспитание детей 5–7 лет в процессе театрализованной деятельности» Актуальность. В связи с заметными искажениями нравственного сознания подрастающего поколения, социальной незрелостью детей и подростков.

Презентация «Развитие речи детей в процессе ознакомления с художественной литературой» «Развитие речи детей в процессе ознакомления с художественной литературой» Сообщение для педагогов ДОУ Выполнила: Кравцова Ольга Михайловна,.

Источник

Конспект занятия-экскурсии «В мире сказок и былин»

Что такое былина для детей дошкольного возраста. Смотреть фото Что такое былина для детей дошкольного возраста. Смотреть картинку Что такое былина для детей дошкольного возраста. Картинка про Что такое былина для детей дошкольного возраста. Фото Что такое былина для детей дошкольного возраста Ирина Беркалова
Конспект занятия-экскурсии «В мире сказок и былин»

Познавательное развитие: Ознакомление с окружающим.

С учётом дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы дополнительного образования детей дошкольного возраста «Внесём в свой мир Красоту» художественной направленности.

Группа: средняя.

Тема:

«Занятие – экскурсия «В мире сказок и былин».

Цель: создать условия для повышения художественно – творческой активности детей при восприятии былинных и сказочных героев, изображённых на картине.

Задачи:

1. Образовательн ые:

• Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях.

• Оживить представление о сказочных героях, о былине, о былинных героях – Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче.

2. Развивающ ие:

• Развивать умение рассматривать детали картин и описывать увиденное;

• Вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях.

• Продолжать пополнять и активизировать словарь детей.

• Развивать внимание, память, наблюдательность, мышление;

• Развивать коммуникативные навыки, умение общаться со взрослыми и сверстниками;

3. Воспитательн ые:

• Воспитывать навыки культурного общения;

• Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.

Репродукции картин: К. Е. Маковский «На попечении у бабушки», В. М. Васнецов «Богатыри», В. М. Васнецов «Гусляры», В. М. Васнецов «Иван-царевич на Сером Волке», В. М. Васнецов «Алёнушка».

Словарь: колорит, сказочно-былинный жанр, передний и задний план, образ.

Оборудование и материалы: музыкальный проигрыватель, мольберт, стойки и ткань для картин.

Ход Н ОД:

1. Вводная часть: Мотивационная ситуация:

Мольберт с картиной «На попечении у бабушки», накрытой тканью.

Дети садятся лицом к мольберту.

— Ребята, как вы думаете, что скрыто под тканью? (предположения детей).

Что такое былина для детей дошкольного возраста. Смотреть фото Что такое былина для детей дошкольного возраста. Смотреть картинку Что такое былина для детей дошкольного возраста. Картинка про Что такое былина для детей дошкольного возраста. Фото Что такое былина для детей дошкольного возраста

Как только дети догадались, что это картина, ткань снимается.

Беседа:

— Кто изображён на живописном произведении?

— Где находятся эти люди?

— Кто из них младше всех?

— Кто из них старше всех?

— Как вы думаете, кем они друг другу приходятся?

— Что делает бабушка?

Что такое былина для детей дошкольного возраста. Смотреть фото Что такое былина для детей дошкольного возраста. Смотреть картинку Что такое былина для детей дошкольного возраста. Картинка про Что такое былина для детей дошкольного возраста. Фото Что такое былина для детей дошкольного возраста

Воспитатель обращает внимание детей на детали:

— Обстановка комнаты близка к сказочной. На заднем плане, на красном ковре, изображена прекрасная сказочная героиня – птица с головой девушка, птица Феникс.

Что такое былина для детей дошкольного возраста. Смотреть фото Что такое былина для детей дошкольного возраста. Смотреть картинку Что такое былина для детей дошкольного возраста. Картинка про Что такое былина для детей дошкольного возраста. Фото Что такое былина для детей дошкольного возраста

2. Основная часть:

— Ребята, сегодня мы с вами побываем «В мире сказок и былин».

Проходим в галерейную зону.

— Перед вами картины, и я предлагаю вам подумать и предположить, что на них изображено. (Ответы детей)

Что такое былина для детей дошкольного возраста. Смотреть фото Что такое былина для детей дошкольного возраста. Смотреть картинку Что такое былина для детей дошкольного возраста. Картинка про Что такое былина для детей дошкольного возраста. Фото Что такое былина для детей дошкольного возраста

Затем дети рассматривают репродукции и вспоминают русские сказки и былины.

Воспитатель открывает первую картину.

Что такое былина для детей дошкольного возраста. Смотреть фото Что такое былина для детей дошкольного возраста. Смотреть картинку Что такое былина для детей дошкольного возраста. Картинка про Что такое былина для детей дошкольного возраста. Фото Что такое былина для детей дошкольного возраста

— Это полотно художника Виктора Михайловича Васнецова относится к сказочно – былинному жанру живописи. На ней изображены три русских богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович – знаменитые герои русских былин.

Слово «былина» означает то, что было на самом деле. Вот и образ Ильи Муромца написан художником с реального человека, который известен как защитник земли Русской и славился ратными подвигами. Зоркий взгляд, острое копьё, крепкий щит говорят о его готовности ринуться в бой.

Не отстанут от него и два других богатыря: по правую руку, на белом коне, Добрыня Никитич, а слева от Ильи, на коричневом скакуне – Алёша Попович.

— Ребята, что в руках у богатырей? (ответы детей)

— Когда богатыри останавливались, чтобы отдохнуть, Алёша Попович играл им на гуслях свои мелодии.

— В далёкие времена гусли были неотъемлемой частью жизни народа. Под их звучание и работали, и отдыхали, и былины сказывали, и танцевали. Человека, играющего на гуслях, называли гусляром.

Воспитатель открывает картину «Гусляры».

Что такое былина для детей дошкольного возраста. Смотреть фото Что такое былина для детей дошкольного возраста. Смотреть картинку Что такое былина для детей дошкольного возраста. Картинка про Что такое былина для детей дошкольного возраста. Фото Что такое былина для детей дошкольного возраста

— Сюжет картины Васнецова навеян сказкой А. Н. Островского «Снегурочка» и рассказывает о певцах и рассказчиках Древней Руси.

— Кого вы видите на картине? (ответы детей)

— В центре композиции – трое гусляров. Они изображены сидящими на скамье внутри избы. Пальцы их рук перебирают струны, а из уст льётся песня.

Воспитатель включает фрагмент песни «Что ни три горы, обращая внимание на то, как музыка помогает услышать картину, а картина увидеть музыку.

Что такое былина для детей дошкольного возраста. Смотреть фото Что такое былина для детей дошкольного возраста. Смотреть картинку Что такое былина для детей дошкольного возраста. Картинка про Что такое былина для детей дошкольного возраста. Фото Что такое былина для детей дошкольного возраста

Воспитатель приглашает детей в игровую зону и предлагает поиграть в дидактическую игру «Испорченный телефон»:

Дети встают в круг, воспитатель называет рядом стоящему ребёнку на ухо имя сказочного героя. Сказанное слово передаётся по цепочке так, чтобы его не было слышно другим игрокам. Как только слово доходит до воспитателя, его озвучивают.

По окончании игры возвращаемся в галерейную зону.

Что такое былина для детей дошкольного возраста. Смотреть фото Что такое былина для детей дошкольного возраста. Смотреть картинку Что такое былина для детей дошкольного возраста. Картинка про Что такое былина для детей дошкольного возраста. Фото Что такое былина для детей дошкольного возраста Что такое былина для детей дошкольного возраста. Смотреть фото Что такое былина для детей дошкольного возраста. Смотреть картинку Что такое былина для детей дошкольного возраста. Картинка про Что такое былина для детей дошкольного возраста. Фото Что такое былина для детей дошкольного возраста

— Следующее полотно Виктора Васнецова «Иван – царевич на Сером Волке».

Что такое былина для детей дошкольного возраста. Смотреть фото Что такое былина для детей дошкольного возраста. Смотреть картинку Что такое былина для детей дошкольного возраста. Картинка про Что такое былина для детей дошкольного возраста. Фото Что такое былина для детей дошкольного возраста

— В основу сюжета легла русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк». Художник показывает зрителю напряжённый момент, когда Иван-царевич и Елена Прекрасная спасаются от погони. Их спаситель – огромных размеров волк. Он одним махом вырывается из непроходимого леса, оставляя позади стволы вековых дубов.

Образы главных героев отражают эмоциональный настрой и сказочность сюжета.

— Во что одеты главные герои? (ответы детей)

— Похожа их одежда на современную?

Что такое былина для детей дошкольного возраста. Смотреть фото Что такое былина для детей дошкольного возраста. Смотреть картинку Что такое былина для детей дошкольного возраста. Картинка про Что такое былина для детей дошкольного возраста. Фото Что такое былина для детей дошкольного возраста

Обратить внимание детей на следующую картину.

Что такое былина для детей дошкольного возраста. Смотреть фото Что такое былина для детей дошкольного возраста. Смотреть картинку Что такое былина для детей дошкольного возраста. Картинка про Что такое былина для детей дошкольного возраста. Фото Что такое былина для детей дошкольного возраста

— Ребята, почему она грустит и печалится? (ответы детей).

— Правильно! Она грустит и скучает по счастливому времени и по брату.

— Что мы видим на заднем плане картины?

— Общее настроение картины – глубокая печаль.

Что такое былина для детей дошкольного возраста. Смотреть фото Что такое былина для детей дошкольного возраста. Смотреть картинку Что такое былина для детей дошкольного возраста. Картинка про Что такое былина для детей дошкольного возраста. Фото Что такое былина для детей дошкольного возраста

3. Заключительная часть. Рефлексия:

— Ребята, подойдите поближе к картинам и рассмотрите их.

— Какая картина самая яркая?

— Какая самая тёмная?

— Какая самая весёлая?

— Какая репродукция понравилась больше и почему?

Что такое былина для детей дошкольного возраста. Смотреть фото Что такое былина для детей дошкольного возраста. Смотреть картинку Что такое былина для детей дошкольного возраста. Картинка про Что такое былина для детей дошкольного возраста. Фото Что такое былина для детей дошкольного возраста

Воспитатель приглашает детей присесть на ковре в круг и вспомнить название картин, с которыми познакомились.

Что такое былина для детей дошкольного возраста. Смотреть фото Что такое былина для детей дошкольного возраста. Смотреть картинку Что такое былина для детей дошкольного возраста. Картинка про Что такое былина для детей дошкольного возраста. Фото Что такое былина для детей дошкольного возраста«В мире сказок!» Рисунки детей совместно с родителями В апреле месяце в нашей подготовительной группе «А» прошла тематическая неделя на тему: «Моя любимая сказка», в которой приняли активное.

Что такое былина для детей дошкольного возраста. Смотреть фото Что такое былина для детей дошкольного возраста. Смотреть картинку Что такое былина для детей дошкольного возраста. Картинка про Что такое былина для детей дошкольного возраста. Фото Что такое былина для детей дошкольного возрастаДидактическая игра «В мире сказок» для второй младшей группы Цель: 1. Развитие воображение, мышления, внимания, памяти; 2. Развитие диалоговой и монологовой речи; 3. Развитие умение ориентироваться на.

Что такое былина для детей дошкольного возраста. Смотреть фото Что такое былина для детей дошкольного возраста. Смотреть картинку Что такое былина для детей дошкольного возраста. Картинка про Что такое былина для детей дошкольного возраста. Фото Что такое былина для детей дошкольного возрастаФестиваль «В мире сказок и фантазий» В Георгиевске 7 июня, в городском Доме культуры, прошел ежегодный городской фестиваль детского творчества. В нем приняли участие многие.

Что такое былина для детей дошкольного возраста. Смотреть фото Что такое былина для детей дошкольного возраста. Смотреть картинку Что такое былина для детей дошкольного возраста. Картинка про Что такое былина для детей дошкольного возраста. Фото Что такое былина для детей дошкольного возрастаСценарий игры-викторины «В мире русских народных сказок» Недаром дети любят сказку. Ведь сказка тем и хороша, Что в ней счастливую развязку Уже предчувствует душа. И на любые испытанья Согласны.

Конспект НОД «В мире много сказок» Цель: Сформировать интерес к художественной литературе, к сказкам. Продолжать развивать артистические качества. Повысить уровень эмоционального.

Что такое былина для детей дошкольного возраста. Смотреть фото Что такое былина для детей дошкольного возраста. Смотреть картинку Что такое былина для детей дошкольного возраста. Картинка про Что такое былина для детей дошкольного возраста. Фото Что такое былина для детей дошкольного возрастаПроект «В мире сказок» (фотоотчет) Что же так любят слушать все дети?И что же читают детям родители чаще всего?Сказки. Сколько бы я не становилась старше, сказки не перестают.

Сценарий НОД в подготовительной группе «В гостях у героев былин и сказок» Цель: через синтез искусств развивать художественно – творческие способности ребёнка. Задачи: Образовательные: формировать гуманные чувства.

Что такое былина для детей дошкольного возраста. Смотреть фото Что такое былина для детей дошкольного возраста. Смотреть картинку Что такое былина для детей дошкольного возраста. Картинка про Что такое былина для детей дошкольного возраста. Фото Что такое былина для детей дошкольного возрастаСпортивный праздник «В мире спорта и сказок» Спортивный праздник «В мире спорта и сказок»Воспитатель:Здравствуй, солнце золотое! Руки разводим в стороны, как лучи солнышка. Здравствуй,.

Источник

Былины: о героическом русском эпосе и детском чтении

Что такое былина для детей дошкольного возраста. Смотреть фото Что такое былина для детей дошкольного возраста. Смотреть картинку Что такое былина для детей дошкольного возраста. Картинка про Что такое былина для детей дошкольного возраста. Фото Что такое былина для детей дошкольного возраста Художник: Владимир Перцов – А что вы сейчас с вашим мальчиком читаете? – спрашивают меня.

Мои знакомые – интеллигентные, думающие, внимательные родители. Спрашивают с неподдельным интересом, им важно. У них тоже пятилетний мальчик. Думают, что-то необычное, современное, остроумное я им сейчас порекомендую.

– Ну, мы про космос книгу читаем. И былины.

Несколько секунд недоумённого молчания.

– Ну… да. Сам просит. Третий раз уже читаем.

– Но там ведь ничего не понятно! И язык такой древний. Правда, слушает?

Что такое былина для детей дошкольного возраста. Смотреть фото Что такое былина для детей дошкольного возраста. Смотреть картинку Что такое былина для детей дошкольного возраста. Картинка про Что такое былина для детей дошкольного возраста. Фото Что такое былина для детей дошкольного возраста Художник: Владимир Перцов Понимаю, что на этот раз мои рекомендации – мимо. Иду за сыном в садик не то чтобы расстроенная, но в странных чувствах. Может, и правда, что-то странное и сложное навязываю? Может, ему не это совсем надо?

По дороге домой сын щебечет не переставая. Даня принёс нового робота, а с Никитой они играли в машинки, а на прогулке его хвалили за поведение. Небольшая пауза, я быстро вклиниваюсь.

– Скажи, сынок, тебе нравятся былины?

Смотрит на меня недоумённо, дескать, что за странные вопросы.

– А что тебе там больше всего нравится?

Рассказывает долго, увлечённо. Про Илью Муромца и Соловья-разбойника, про Добрыню Никитича и змея, про Вольгу, про Микулу-Селяниновича. Про Святогора-богатыря – с особенной какой-то интонацией: осторожно, что ли.

Это не сказки, это не песни. Особенные они, былины. И вечные

И тут я вспоминаю себя в детстве. Я очень любила былины. Любила Киев с его золотыми маковками, и речку Смородину (такое название красивое, а от него жутью веет), и шатры белополотняные в чистом поле, и неспешный слог, и бесконечные повторения – из текста в текст. Особенно любила Василису Микуличну. А Святогор вызывал смешанные чувства – страха и восхищения. Осмыслить саму фразу о том, что «не носит его мать-сыра земля», было сложно, но и притягивала она чем-то.

Былины – особая штука. Это не сказки, это не песни. Особенные они, былины. И вечные. Об этом свидетельствует, прежде всего, неиссякающий детский интерес: и герои, и сюжеты – цельные, увлекательные. Главное, чтобы родителям хватило внутренней смелости и свободы открыть их для ребёнка. И для себя тоже.

Былинные герои – зачем и откуда?

Что такое былина для детей дошкольного возраста. Смотреть фото Что такое былина для детей дошкольного возраста. Смотреть картинку Что такое былина для детей дошкольного возраста. Картинка про Что такое былина для детей дошкольного возраста. Фото Что такое былина для детей дошкольного возраста Конашков Федор Андреевич Если говорить о научной классификации, то былины относятся к героическому эпосу. И это важный момент: изначально у них была иная задача, чем, например, у сказок. Былины (или «старины», так говорили сказители) воспринимались как «дела давно минувших дней», но дела вполне реальные.

Моя книга былин, адаптированная для детей, создана выдающимся фольклористом Александром Нечаевым. Он был настоящим энтузиастом своего дела, много ездил по северным деревням, кропотливо собирал материал. В одной из таких экспедиций, в олонецкой деревне, он встретил сказителя Фёдора Конашкова. Слушая его исполнение, Нечаев отметил важную деталь: «Подлинное искусство не терпит фальши, лжи, а Фёдор Конашков убеждённо верил в то, о чём пел, и потому пение его так заразительно действовало на слушателей».

К сожалению, у нас нет возможности послушать старых сказителей, но и то, что осталось, – огромное богатство. Богатыри, словно бы вырастающие из страниц детской книги, – не просто сказочные герои. Каким бы ни был далёким от нас источник этих произведений – он лежит не в фантазии, а в реальности. То есть, конечно, чудеса, удивительные метаморфозы, происходящие с героями, злодеи, наделённые необыкновенными способностями, битвы, которые разворачиваются перед нами, – причудливый, веками наслаивавшийся вымысел. Но сами образы богатырей, рождённые в древности, в основе своей имеют образы реальных людей, искусных воинов, защитников родной земли.

Богатыри – не просто сказочные герои

И мой пятилетний сын это чувствует: не только восхищается силой Ильи Муромца, удалью Алёшки, возможностью Вольги превращаться в животных, птиц и рыб. Ему нравится сама идея богатырской заставы, его восхищает то, как вовремя появляются они на поле брани, вновь и вновь спасают стольный Киев-град от разорения.

Святость Ильи сблизила для маленького человека два мира, нет, даже три: книжный; героический; православный

А больше всего его поразило то, что Илья Муромец, оказывается, – святой. Он долго и внимательно соотносил иконописный образ и иллюстрацию в книге, расспрашивал, рассуждал и думал. Святость Ильи сблизила для маленького человека два мира, нет, даже три: книжный, литературно-художественный; былинный, героический; православный – тот, что он видит, чувствует и впитывает, приходя в храм, становясь на молитву дома.

И само слово «герой» вдруг вспыхивает новой гранью. И мы долго говорим о том, что настоящий герой – это не только тот, чья рука разит без промаха, но и тот, например, кто может забыть обиду на князя ради благополучия родной земли.

Былинный слог

Ритмическая организация у былин особая. Это тонический стих с особым соотношением ударений, что и придаёт напевность, плавность, неспешный ритм повествованию. Причём интересный момент: рифмы в былинах нет, но ритм занимает место ничуть не меньшее, чем в привычных нам силлабо-тонических стихотворениях. Проще говоря, сказители выстраивали информацию, подчиняя её ритму.

В детском пересказе былин, хотя он и прозаический, тонический ритм отчасти сохраняется. Это невероятно важно: не просто рассказать о богатырях, а почувствовать обволакивающее действие мелодии текста. Многих родителей пугает этот момент: вроде как, где мы с нашими гаджетами, мемами, мультсериалами, а где былины. Не стоит бояться: просто начните читать ребёнку вслух былинный текст. Главное – никуда не спешить, а он сам подхватит, как речной поток, понесёт дальше – в свою глубину.

Особенности структуры

Мне кажется, ребёнку полезно и важно видеть и пробовать новое. Былинный слог, да и само сюжетное строение, неторопливое повествование отличается от современных способов подачи информации. Хорошая книжка для нас – та, в которой нас лихо заносит на сюжетных поворотах, неожиданно переворачивает с ног на голову, не даёт замедлиться, задуматься – не дай Бог, заскучает читатель. Это не плохо и не хорошо – это данность.

А вот былины построены совсем не так. В них – обстоятельные зачины, подробное описание сборов богатыря, его доспеха, конской упряжи:

«И стал коня засёдлывать. Сперва накладывал потничек, а на потничек накладывал войлочек, на войлочек – седло черкасское недержанное. Подтягивал двенадцать подпругов шелковых со шпенёчками булатными, с пряжками красна золота, не для красы, для угожества, ради крепости богатырской: шелковые подпруги тянутся, не рвутся, булат гнётся, не ломается, а пряжки красного золота не ржавеют».

Многие сюжетные ходы повторяются из текста в текст, вновь и вновь. В каждом или почти в каждом богатырь седлает коня и надевает доспех, крестится и кланяется на все стороны, заходя в горницу, в его речи постоянно встречаются одни и те же формулировки. Практически в каждой былине встречаются троекратные повторения действий. Но при этом абсолютно нет впечатления скуки, того, что «я это всё уже знаю». Вспоминая себя в детстве и глядя на своих детей, я с уверенностью могу сказать, что такое возвращение к известному, повторение доставляет удовольствие и не надоедает.

В чём же секрет? Мне кажется – в утверждении незыблемости, верности действий и поступков, самой жизни. Богатырь знает, как поступить и что сказать, да и весь былинный мир – яркий, красочный, опасный порой – живёт по своим незыблемым законам. Читатель – маленький или большой, неважно – быстро воспринимает и усваивает их и внутренне радуется узнаванию этих деталей в процессе чтения.

Иллюстрации

Что такое былина для детей дошкольного возраста. Смотреть фото Что такое былина для детей дошкольного возраста. Смотреть картинку Что такое былина для детей дошкольного возраста. Картинка про Что такое былина для детей дошкольного возраста. Фото Что такое былина для детей дошкольного возраста Владимир Перцов Самые любимые – Владимира Перцова. В его рисунках живёт и дышит та самая былинная Русь. Он прекрасный стилизатор, в его иллюстрациях есть и бытовые подробности, и динамика, движение – словно бы везде бушует порывистый ветер, развевающий одежды, гривы коней, волосы, выбивающиеся из-под шлемов.

Его чудесная находка – фронтисписы с полноразмерными образами персонажей, которые предваряют титул. Дети очень любят рассматривать богатырей – мельчайшие подробности: плетение кольчуг, мечи и кинжалы, щиты и колчаны, притороченные к сёдлам. Обсуждают, почему богатыри вооружены по-разному, чем сражаются.

В его рисунках живёт и дышит та самая былинная Русь

Я читала отзывы об этих иллюстрациях, в которых есть опасения родителей: им кажется, что слишком уж грубые, условные это фигуры, не имеющие отношения к детству, жёсткие. Для меня в таких случаях всегда ценность иллюстрации определяет реакция маленьких читателей. Те, что создал Перцов, дети любят. Им вовсе не страшно. Их восхищают богатыри.

Архаизмы и что с ними делать

Главный страх для большинства современных родителей – это то, что чадо не поймёт. Кажется, что объяснять ему – скучно, долго и сложно. Кажется, что это должны делать учителя. Да и вообще, зачем нам все эти устаревшие слова, столетия назад вышедшие из употребления понятия? На собеседовании в престижную компанию их не спросят, денег от их знаний не прибавится.

Всё так, да не так. Во-первых, не так уж и сложно объяснить архаизм ребёнку: чаще всего это понятие как раз из практической сферы, и обозначает оно очень даже реальную вещь/явление. Во-вторых, учителя не должны. Ну, мы же не требуем от учителя физкультуры, чтобы он нам воспитал спортсмена-разрядника. Есть дела школьные, а есть домашнее чтение, и поясняться оно должно дома. Ну, а в-третьих – все историзмы и архаизмы, встречающиеся в пересказанных для детей былинах, можно растолковать, пользуясь словариком в конце книжки и Интернетом.

Знание природы человеческой, полученное на художественных примерах, останется неизменным

А зачем это нам? Что мы получим в итоге? А мы получим кругозор, опосредованное знание о мире, которое поможет и людей понимать, и события, их причины и следствия. Понимать поступки, их внутренние мотивы, эмоции, почву, откуда вырос, например, подвиг – или предательство. Это очень важное знание. Новым информационным технологиям, работе с соцсетями, маркетингу придётся учиться вновь и вновь, ведь они постоянно меняются. А знание природы человеческой, полученное на художественных примерах – живых, глубоких, мудрых, – останется неизменным.

А ещё, работая со словариком или отыскивая нужное понятие в сети, мы даём ребёнку невероятно важный навык – работы с информацией. Не просто захлопнуть книжку, увидев там «тавлеи», «булаву», «шалыгу» или «поляницу», а заинтересоваться, докопаться до сути, найти ответ, пример, применение. Любознательность тоже тренируется – как мышца. И, как натренированная мышца, оказывается полезной.

Былинные образы

Что такое былина для детей дошкольного возраста. Смотреть фото Что такое былина для детей дошкольного возраста. Смотреть картинку Что такое былина для детей дошкольного возраста. Картинка про Что такое былина для детей дошкольного возраста. Фото Что такое былина для детей дошкольного возраста Художник: Владимир Перцов Меня всегда восхищало, что богатыри – очень разные. У каждого не только свой характер, но и особая цель, миссия, если можно так сказать. При всей подчинённости былинных образов канонам жанра, они словно бы ломают шаблон и предстают перед нами живыми, неидеальными, а от этого более близкими. Они не просто скачут на богатырских конях, рубят врагов и пируют в княжеской горнице – они радуются и негодуют, горюют, ошибаются, хитрят, любят. Каждый – индивидуальность.

Илья Муромец – крестьянский сын. Его не очень-то жалуют в Киеве, в палатах княжеских. Илья неудобен, но без него не выдержать набегов Дикого Поля: сколько силы несметной он побивает, например, под Черниговом. Но главное – он стоит за правду. Ценность для Ильи – не золото и не почести (хотя, уважения он к себе требует). Богатырь не раз подчёркивает свою независимость от князя и бояр, но за землю Русскую стоит крепко: здесь для него всё определённо.

Они не просто рубят врагов – они радуются и негодуют, горюют, ошибаются, хитрят, любят

Достоверно неизвестно, насколько совпадает былинный образ Ильи Муромца и его житие, но святость богатыря кажется логичным завершением его воинского пути.

Добрыня Никитич – совсем другой. Не такой сильный, но образованный, мудрый, дипломатичный – он не раз выручает князя, выполняя сложные поручения за пределами Киева. Добрыня мастер вести речи с ханом Бахтияром, играть в тавлеи золочёные. А цель всё та же, что и у Ильи, – мир на русской земле.

Алёша, поповский сын, опять ломает стереотипы. Дерзкий, смешливый, остроумный, весельчак и балагур, он воспитывается отцом-священником вовсе не в строгости. «Лихостью-строгостью ничего не поделаешь, а вот вырастет, возмужает он, и все шалости-проказы как рукой снимутся», – говорит ростовский протопоп. А через несколько лет благословляет сына защищать родную землю: «На доброе дело прими наше благословение родительское, на худые дела не благословляем тебя!»

А вот ещё один образ – Вольга Всеславьевич, богатырь с таинственной историей рождения, умеющий оборачиваться и туром, и орлом. Хитрость и мудрость помогают ему в борьбе с вражескими силами, но и мечом, и копьём умеет бить и разить и он, и его «дружинушка хоробрая».

А ещё есть путешественник Соловей Будимирович и великий певец Садко, каждый из них – со своими талантами. Есть Микула Селянинович – весёлый крестьянин, легко поднимающий суму перемётную, в которой вся тяга земная: это не под силу славным воинам. И, конечно, особенно выделяется Святогор-богатырь – фигура загадочная, один из самых архаичных образов. Как говорят исследователи, это персонаж пограничный между миром живых и миром мёртвых. Однако в переложениях для детей Александра Нечаева нет сложных и спорных моментов из оригинальных былин – а вот величие образа Святогора видно в полной мере.

Былины и девочки

Я всегда любила былины. С удовольствием читала их сама. Это были захватывающие истории – а хорошо закрученный динамичный сюжет одинаково интересен и мальчишкам, и девчонкам. Поэтому, мне кажется, не стоит определять эти произведения как «чтение для мальчиков».

Не стоит определять эти произведения как «чтение для мальчиков»

А если вы всё же боитесь, что девочке всё это далеко и неинтересно, стоит начать с былины о Василисе Микуличне. Этот удивительный образ вообще заслуживает полнометражного фильма (есть советский мультфильм, очень хороший, снял его в 1975-м году режиссёр Роман Давыдов).

Василиса Микулична – верная жена СтавраГодиновича. Она ждёт его в тереме, но когда мужа постигает несчастье, делает всё возможное, да и невозможное тоже, чтобы выручить любимого из беды. Отрезает волосы, одевается в мужское платье, мчится в Киев, обманывает князя, состязается в скачках, игре в шахматы, стрельбе и борьбе, пирует, интригует – и вызволяет Ставра из темницы.

Эта былина всегда говорила мне о двух важных вещах. Первое – огромное уважение к женщине, восхищение её талантами, смелостью, предприимчивостью, мудростью – вовсе не только красотой. Вторая – женщина в русском эпосе (впрочем, не только в русском) – вовсе не безответное молчаливое создание. Это личность. И сказители бережно, как драгоценность, несут перед слушателями рассказ о ней, показывают, каким огнём могут вспыхивать её грани.

«Как и теперь, вспоминается мне восьмидесятилетний крепкий старик с седой бородой. В большой олонецкой избе вязал он рыболовную сеть. Проворно орудуя нехитрым приспособлением, он проворно метал ячеи и глуховатым голосом пел речитативом о прославленном богатыре Илье Муромце».

Так описывал свою встречу со сказителем Фёдором Конашковым Александр Нечаев. Ему удалась трудная, тонкая задача: пересказать это сокровище детям понятно и интересно, сохранив его суть, смысл, глубину и образность. А нам остаётся только усесться поудобнее с ребёнком и начать неторопливо:

«Возле города Мурома, в пригородном селе Карачарове, у крестьянина Ивана Тимофеевича да у жены его Евфросиньи Поликарповны родился долгожданный сын…».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *