Что такое быть достойным сыном отечества
Отечества достойные сыны
О патриотизме в России сегодня не спорит только ленивый. Одни связывают понятие «патриот» со слепой верой в глас государства, другие – с любовью к малой родине. Как понимали патриотизм наши предки и почему Петра I можно назвать первым русским патриотом?
С чего начинается родина?
Понятие «патриот» в прошлом году отпраздновало свой трехсотлетний юбилей. Оно появилось в 1716-ом, раньше же никто такого слова не использовал и подобными категориями не мыслил. На Руси патриотизма в нашем современном понимании не существовало. Нет, конечно, землю родную народ любил и даже воспевал. Правда, определить, что такое русская земля XIII века, например, достаточно сложно — территории, которые мы привыкли называть русскими, таковыми себя вовсе не считали. Однако они были в некотором роде едины — как земли христиан.
Но именно это единство на основе христианской веры и мешало появлению понятия патриотизма. Москва, считавшая себя наследницей Византии и Рима, переняла и их самоопределение как мирового царства. А в Евангелие от Иоанна и вовсе значится: «Иисус отвечал: Царство мое не от мира сего», то есть настоящему христианину следовало задумываться о вечной жизни, а не о бренном земном существовании. И лишь много лет спустя, в XIX веке появился девиз «За Веру, Царя и Отечество», объединивший в сознании русского человека православие и любовь к своей стране.
Понятию патриотизма предшествовала любовь к отечеству, к тому, что мы сейчас называем малой родиной. Например, во времена монгольского ига отечеством считалась одна конкретная земля, «вотчина», наследие отцов. Лишь к XIV веку отечество получает иную трактовку — более масштабную, границы его выходят за пределы одной земли. Этому во многом способствовало возвышение Московского княжества.
Долгое время патриотизм был связан не с любовью к стране, а с преклонением правителю. Само слово «государство», в привычном нам понимании, появилось только к XVI веку. Еще в XV столетии под «государством» понималась личная власть, в частности, Ивана III. Но уже в Судебнике 1550 года «государство» означает определенную территорию, землю. Ярче всего смена фокуса с правителя на территорию проявилась во времена Смуты. Начало XVII века отчетливо показало, что жители России были готовы сражаться за страну, в которой они живут, даже если над ними нет царя-батюшки.
Великий князь Московский Иван III
В XVII веке появляется понятие «общего блага», возникшее на почве объединения идеи «родины» и «государства». Алексей Михайлович, например, в своих письмах рассуждает о благости для государства. Его сын, Петр I, по праву может считаться первым патриотом в современном понимании этого слова. Впервые термин «патриот» встречается в трактате «Рассуждение о причинах Свейской войны», написанном соратником Петра I Петром Шафировым в 1716 году.
Тогда слово «патриот» еще сохраняло значение, пришедшее из греческого — «земляк». Именно поэтому Шафиров использует сочетание «истинный патриот» или, как равнозначное ему, «сын отечества». Правителя он именует «отцом отечества» и считает настоящим патриотом, то есть борцом за свою родину. Термин «патриот» пришел на смену уже существовавшим в языке выражениям — «отечестволюбец», «доброхот». Правда, в речи они не прижились, а вот заимствование осталось.
Петр Павлович Шафиров
В начале XVIII века слово «патриот» использовалось только знатью, и лишь спустя несколько десятилетий оно вошло в лексикон образованных людей. К концу века возникает понятие «патриотизм», которым оперируют писатели того времени. Например, в сочинении «Беседа о том, что есть сын Отечества» Радищев рассуждает, любой ли человек, рожденный в стране, достоин носить имя патриота.
Интегрированный урок-презентация на тему «Гражданин — достойный сын Отечества». 5-й класс
Класс: 5
Тип урока: Изучение нового материала.
Интегрирующая цель: На конкретных примерах раскрыть понятия « гражданин», «гражданский поступок», «достойный сын Отечества». Научить учащихся быть достойными гражданами. Овладеть коммуникативно-информационной компетенцией.
Образовательная цель: подвести учащихся к пониманию, что каждый человек обязан, стремится стать достойным гражданином своего Отечества, познакомить с основными понятиями.
Развивающая цель: развивать умение работать с электронными презентациями и развитие коммуникативных навыков посредством работы в группах.
Воспитательная цель: пробудить в учащихся чувства патриотизма, формирование в учащихся граждански активных и социально значимых качеств, готовности отдать все силы служению Отечеству.
Оборудование: диск с электронной презентацией, компьютерный класс, вырезки из газет: «Известия»№ 08, «КП» Россия, «Север – Пресс».
Ход урока.
1. Орг. момент.
(Пожелание успеха учащимся). Вступительное слово учителя: Сегодня у нас необычный урок, урок – презентация. Мы познакомимся с такими понятиями, как «гражданин», «гражданский поступок», «достойный сын Отечества». Сегодня на уроке мы выясним, как гражданин должен относиться к своему Отечеству и какого человека можно считать достойным гражданином своей страны? А компьютер позволит нам сделать этот процесс интереснее и увлекательнее. Поработаем в группах, вы представите результаты своих домашних заданий.
2. Изучение новой темы.
Урок хочется начать с эпиграфа (слайд из презентации).
«Не может сын глядеть спокойно
На горе матери родной,
Не будет гражданин достойный
К Отчизне холоден душой»
Н.Некрасов.
Вопрос учителя: Какие здесь ключевые слова, в соответствии с темой нашего урока? Ученик: Не будет гражданин достойный, к Отчизне холоден душой. Вопрос учителя: Как вы понимаете слово «холоден душой»? Ученик: Безразличный.
Учитель: Давайте для начала вспомним историю происхождения слова «гражданин», из курса истории Древнего мира. Ученик: Гражданин – коренной житель города Афин, чьи родители оба граждане. Обладал политическими правами, участвовал в Народном собрании. А теперь давайте попробуем сформулировать современное значение слова «гражданин». Какие ассоциации у вас вызывает это слово? Ответы детей проектируются на интерактивной доске. Общее понятие: гражданин – это человек, который постоянно проживает на территории данного государства и имеет права и обязанности. Учитель: Мы получаем гражданство с момента рождения. В Конституции РФ 1993 года закреплены наши основные права и обязанности. Мы с вами изучали, какие права имеет гражданин. Задание (на повторение): Перечислите права человека. Ученики: право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, право на образование, право избирать и быть избранным в органы власти и т.д. Учитель: Но гражданин имеет не только права, у него есть обязанности. Задание: Откройте электронную презентацию, найдите схему «Основные обязанности граждан РФ». Прочитайте её, а затем перечислите обязанности, которые вы сейчас не можете выполнить в соответствии с вашим возрастом и объясните почему?
— Защита Отечества (с 18 лет);
— Платить налоги (нет заработка, т. к. работать можно с 16 лет).
Учитель: Подумайте, а какого человека можно назвать достойным гражданином?
Ответ: Достойный сын Отечества – это человек мысли и поступки, которого направлены на благо Отечества, на благо своего народа. Учитель: Например, 8 августа 2008г. Грузия вероломно напала на Южную Осетию.
Военная операция под кодовым названием «Чистое поле» предполагала полное уничтожение города Цхинвале и его мирного населения. Мирных жителей сжигали заживо, давили на танках, расстреливали в упор. Слайд из презентации: дирижёр Валерий Гергиев. Он дал концерт в разрушенном г. Цхинвале и как мог, помог своему осетинскому народу, подержав его дух после ужасов войны. Его концерт стал символом возрождения к новой мирной жизни. Он достойный сын своего Отечества.
Учитель: Как вы думаете, что такое гражданский поступок? Ответ: Гражданский поступок – полезные и разумные действия гражданина, которые влияют на судьбу Отечества. Таких примеров в истории много.
Групповая работа. (На предыдущем уроке дети были поделены на три группы и получили опережающее домашнее задание, результаты своих работ они представляют в форме презентации).
Домашнее задание группы №1 «Историки».
Итак, внимание на экран – Москва, Красная площадь – здесь установлен памятник К.Минину и Д. Пожарскому. Надпись «Гражданину Кузьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому. Благодарная Россия 1818 г.». Задание: Прослушайте историческую справку и ответьте на вопросы.
Домашнее задание группы №2 «Фотокорреспонденты».
Слайд « Школьная хроника», наши пятиклассники:
Домашнее задание группы №3 «Журналисты». Примеры гражданских поступков из СМИ.
Задание 1: Откройте на рабочем столе компьютера созданную ранее папку «Гражданин», в Microsoft Word и продолжите предложения, допечатайте.
Задание 2: Вставка рисунка в документ, чтобы он стал более привлекательным и запоминающимся. Проверка работ учащихся.
3. Закрепление:
1.Что означает слово «гражданин»? 2. Как гражданин должен относиться к своему Отечеству? 3. Какого человека, можно считать достойным гражданином своей страны?
4. Подведение итогов:
Сегодня на уроке мы учились быть достойными гражданами. Учитель представляет на интерактивной доске основные выводы урока «Памятка гражданина».
«Памятка гражданина».
Закончить урок хочется стихами Ю.Яковлева (читает ученица).
Мы к будущему готовимся.
И сердце стучит: пора!
И взрослыми мы становимся
Сегодня, завтра, вчера!
Мы видим себя входящими
В грядущие времена.
Как клятву произносящими,
Я твой гражданин, страна!
Анализ работы учащихся на уроке, выставление оценок.
Домашнее задание: Принести 1–2 фотографии ваших полезных дел. Напечатать 5-6 предложений, в которых вы расскажите о ваших делах.
Самый ТОП в обществознании
Здесь все, что надо знать
по обществознанию
Самый ТОП в обществознании
Здесь все, что надо знать
по обществознанию
Принадлежность лица к государству дает ему определенные права и возлагает некоторые обязанности. Так граждане РФ могут участвовать в выборах в высшие органы государственной власти, беспрепятственно перемещаться и жить на территории России. Однако у них есть и обязанности, определенные Конституцией. к таким обязанностям относя уплату налогов, защиту отечества и окружающей среды.
Отечество в широком смысле слова это родина человека. Место где он родился и вырос. Место где его воспитали. Термин отечество приближен к термину отец, то есть тот кто воспитал и заботился о человеке в его детстве. Соответственно все граждане своего государства являются своего рода детьми его.
Когда речь заходит об иностранце, который не воспитывался в нашей стране, но по воле судьбы становится гражданином, то он все равно приравнивается к сыну государству, так как он имеет равные со всеми права и обязанности. Это как случай с приемным сыном, по крови он не родной, но по факту все по другому.
Что значит быть достойным сыном отечества?
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Что значит быть
достойным
сыном отечества?
(сочинение- рассуждение)
Выполнили: Еремеева И.А., учитель русского языка и литературы,
Описание слайда:
Описание слайда:
Сочинение – упорядоченное изложение мыслей на определенную тему
Описание слайда:
Чтобы написать сочинение, надо
знать,
о чем
писать
знать,
как
писать
понимать,
для чего
писать
Описание слайда:
Описание слайда:
Слово публицистический образовано от латинского слова publicus, что значит «общественный, государственный».
Публицистический стиль речи
Однокоренные слова: публицистика (общественно-политическая литература на современные, актуальные темы) и публицист (автор произведений на общественно-политические темы).
Этимологически все эти слова родственны слову публика, имеющему два значения:
1. посетители, зрители, слушатели;
2. люди, народ.
Описание слайда:
Описание слайда:
Для публицистического стиля речи характерны
Логичность;
Образность;
Эмоциональность;
Оценочность;
Призывность.
Описание слайда:
Тип речи:
РАССУЖДЕНИЕ
Описание слайда:
ОСНОВАНИЕ (аргументы, доводы, доказательства, примеры)
ВЫВОД
Тип речи: РАССУЖДЕНИЕ
КОМПОЗИЦИЯ
Описание слайда:
Описание слайда:
Гражданин?
Гражданин – житель страны, имеющий право гражданства, участник правовой и политической жизни.
Гражданин – человек, наделенный правами, свободами и ответственностью.
Имеет установленные законом права и свободы
Несет определенные обязанности
Перед государством
Описание слайда:
Описание слайда:
1. Чувство собственного достоинства
2. Дисциплина
3.Хитрость
4. Самостоятельность
5. Эгоизм
6. Альтруизм
7.Сила воли
8. Мужество
9. Уважение
10. Доверие
11. Бережливость
12.Работоспособность
13.Ответственность
14. Покорность
15. Честность
16. Красота
17. Доброта
18. Лукавство
19. Талант
20. Оптимизм
21. Пессимизм
22. Сила воли
23. Внутренняя свобода
24. Критичность
25. Вера в человека
26. Совесть
27. Гуманизм
28. Активность
29. Пассивность
Описание слайда:
Кузьма Минин
(XVII в.)
Андрей Сахаров
(XX в.)
— Нижегородский староста;
— Торговец мясом;
— Организатор народного ополчения, изгнавший из Москвы поляков;
— Пожертвовал 1/3 часть своего состояния на благо Родины.
— Ученый- физик;
— Боец за права и свободы граждан в СССР;
— Боец за разоружение, Лауреат Нобелевской премии мира;
«Как гражданин… я чувствую ответственность за всё трагические события в стране»
Описание слайда:
Не может сын глядеть спокойно
На горе матери родной,
Не будет гражданин достойный
К отчизне холоден душой.
Некрасов Н.А.
Описание слайда:
Примерный план сочинения
Вступление. Любовь к Родине – первое достоинство цивилизованного человека.
Основная часть. Что значит быть «достойным сыном Отечества».
Кого можно назвать гражданином?
В чем заключается «достоинство» гражданина.
Великие сыны России.
Заключение. «Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!»
Пушкин А. С.
Описание слайда:
Как начать сочинение рассуждение? (приемы)
От ключевого слова
Прием: вопрос-ответ
От цитаты
?
Описание слайда:
Именно этот клочок земли я люблю всей душой. Самозабвенно.
До судорог.
И.Анненский
Любят родину не за то, что она велика, а за то, что своя.
Сенека
Но люблю тебя, родина кроткая! А за что — разгадать не могу. Весела твоя радость короткая С громкой песней весной на лугу.
Есенин С. А
Любовь к родине — первое достоинство цивилизованного человека.
Наполеон Бонапарт
Для измены родине нужна чрезвычайная низость души.
Чернышевский Н. Г.
Всякая благородная личность глубоко сознает свое кровное родство, свои кровные связи с отечеством.
Белинский В. Г.
Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы!
Пушкин А. С.
Патриот — это человек, служащий родине, а родина — это прежде всего народ.
Чернышевский Н. Г.
Кто не сделался, прежде всего, человеком, тот плохой гражданин
В. Белинский
Чтобы сделать из людей хороших граждан, им следует дать возможность проявить свои права граждан и исполнять обязанности граждан С. Смайлс
Описание слайда:
Описание слайда:
«Процветание Родины
целиком и полностью
зависит от гражданина,
жизнь которого должна быть наполнена смыслом, должна быть духовно богата. И только осознав это, гражданин может стать свободным и счастливым.»
(А. Сахаров)
Описание слайда:
Написать черновик сочинения
Описание слайда:
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Что значит быть достойным сыном отечества? (сочинение- рассуждение) Публицистический стиль речи Слово публицистический образовано от латинского слова publicus, что значит «общественный, государственный». Однокоренные слова: публицистика (общественно-политическая литература на современные, актуальные темы) и публицист (автор произведений на общественно-политические темы). Этимологически все эти слова родственны слову публика, имеющему два значения: 1. посетители, зрители, слушатели; 2. люди, народ. Что значит быть достойным сыном отечества? (сочинение- рассуждение) Публицистический стиль речи Слово публицистический образовано от латинского слова publicus, что значит «общественный, государственный». Однокоренные слова: публицистика (общественно-политическая литература на современные, актуальные темы) и публицист (автор произведений на общественно-политические темы). Этимологически все эти слова родственны слову публика, имеющему два значения: 1. посетители, зрители, слушатели; 2. люди, народ.
Что значит, на ваш взгляд, быть сегодня достойным сыном Отечества?
Это пример текста для эссе.
Эссе на тему Отечества.
Каждый житель своей страны является её гражданином, а значит её частью.
Какой он, достойный гражданин? Достойный сын своего Отечества прежде всего это тот человек, который живёт в своей стране, любит и защищает её. Он ни за что не променяет своё Отечество на другую страну. Конечно, в жизни, возможно бывают сложности, страна может переживать трудные моменты, но мы, как дети своих родителей, должны быть верными своей родине, своей отчизне.
Ведь только такая страна будет могущественной и процветающей.
Мы дети, сыновья своего Отечества должны жить в мире с другими народами, уважать их вероисповедание.
Каждый достойный сын своего Отечества должен стараться привнести что-то своё, сделать свою родину лучше, а значит и мир счастливее.
Достойным сыном Отечества может быть любой гражданин России, который любит и верит в свою страну, трудится ради блага народа и защищает Родину в минуты опасности.
Каждый достойный сын или дочь Отечества должны поддерживать мир и спокойствие, но в лихую годину мы должны быть готовы защитить Родину. Наши ветераны Великой Отечественной войны и сегодня являются для нас примером мужества, патриотизма и веры в победу. Вот таких людей можно назвать достойными сынами Отечества, а мы должны на них равняться.
Эссе, не что иное как литературное произведение, но небольшого объёма (по объёму, так точней).
Написать можно следующее:
Трудно любить современную Россию, но всё же есть люди, которых можно назвать достойными сынами Отечества.
В первую очередь, это защитники Родины, которые на передовой, в Сирии например.
Они рискуют и зачастую отдают свои жизни за Отечество.
Быть сыном отечества, это быть патриотом своей страны, любить и уважать её.
Стараться внести что-то своё, то есть принести пользу.
Напишем эссе на тему «Достойным сын Отечества»:
Каждый гражданин должен быть достойным сыном своего отечества. Для меня это прежде всего быть законопослушным гражданином, не нарушать законы.
Также очень важно любить свою Родину, быть патриотом своего отечества, при этом любить и уважать не только свой народ, но и другие национальности, которые проживают на территории нашей страны.
Если есть возможность, то делать весомый вклад в развитие своей страны, к примеру сделать новое открытие в области науки или стать лучшим в своей профессии.
Если вдруг понадобиться отечеству защита, то смело и достойно ее оказать.
Наше общество постепенно катится по наклонной. Люди перестали ценить подвиги и заслуги великого русского народа. Патриотов становится всё меньше и меньше.
Напиши это, только расскрой мысль поглубже, думаю, что у тебя всё получится, удачи^