Что такое быть проактивным
Проактивность
На человека постоянно оказывают влияние масса разных факторов, и наша реакция на них меняет нашу жизнь. Есть люди, которые плывут по течению, а есть, кто сам выбирает свой путь. Проактивность – это не навык и не умение, это не природный талант. Проактивность прежде всего это наш выбор. Этому слову сложно дать определение и описать его в одном предложении, но это очень важное качество человека.
Что такое проактивность
Проактивность – это осознанное желание человека влиять на происходящие вокруг него события, явления, процессы. Проактивность описал Стивен Кови, с книге «семь навыков высокоэффективных людей». Именно после этого слово получило широкое распространение, ранее они использовалось в психологии.
Стивен Кови, выделил проактивность как первый навык высокоэффективных людей. Всю деятельность можно охарактеризовать как активность, а вот активность можно разделить на: проактивность и реактивность. Реактивность – это пассивная реакция на внешние условия, человек просто течёт по течению и не проявляет никаких усилий, чтобы поменять условия существования. Проактивный человек, воздействует на все события, которые находятся в зоне его влияния. Это очень важный момент, у проактивного человека все силы направлены на влияние на подконтрольные ему процессы. При этом он не тратит силы на то чтобы изменить, то на что он повлиять никак не может.
Здесь очень важно правильно расставлять зоны влияния, многие люди считают, что на многие вещи они не способны повлиять, а это оказывается не так. И наоборот, многие думают, что они могут повлиять на происходящее, и ошибаются. Для понимания приведу небольшой пример из жизни. Наверное, многие слышали, от людей жалобы на то, что им мало платят денег на работе. И повлиять на это они никак не могут. Это суждение реактивного человека, потому что из этой ситуации есть выходы: попросить надбавки или повышения, взять на себя больше ответственности или поменять работу. Реактивный человек будет сидеть, и ждать чуда, именно по этому, ему так мало и платят. На самом деле в жизни очень много процессов, на которые мы сможем повлиять.
Бывает и обратная ситуация человек, уделяет слишком много времени вещам на которые он не может повлиять и которые никогда не принесут ему прибыли и удовольствия. К примеру, встречаются индивиды, которые занимаются тем, что пытаются поменять власть в стране или изменить политику государства или компании.
Зачем нужна проактивность
Проактивность в делах и на работе серьёзно увеличит ваши результаты, проактивность по жизни приведёт вас к успеху. Плыть по течению намного проще, чем бороться, но только в борьбе можно достичь желаемого и превратить мечты в реальность. Проактивность это не залог успеха, без этого качества многие люди которые обладали талантами и способностями так и остались не известными, просто по тому что ждали когда всё произойдёт само собой.
На работе проактивный сотрудник это большая ценность и за таких стоит держаться и заниматься их развитием. Как правило, проактивность закладывается при воспитании, ещё в детстве, но есть люди которые изменили своё отношение к миру и в зрелом возрасте.
Как воспитать проактивность
Воспитать проактивность в себе крайне не просто, а в подчиненных и того сложнее. Кроме того если вы сам не проактивный человек, то и добиться этого от подчиненных никогда не сможете.
Если хотите чтобы вас окружали проактивные люди, начните с себя. Никогда не впадайте в уныние, учите своих людей во всем искать выгоду, и возможности извлечь из всего пользу. Для того чтобы воспитать проактивность начните обдумывать и взвешивать все свои решения. Вы должны хорошо понимать чего вы хотите достигнуть и принимать решения исходя из этого, нужно избегать принятия импульсных решений которые свойственны многим людям и которые, как правило преследуют текущий интерес и не направлены на перспективу.
Что такое быть проактивным
Проактивность – важное качество успешного руководителя
_» href=»photos/145/13115.jpg»> Проактивность – важное качество успешного руководителя
Термин «проактивность» уже давно стал популярным благодаря книгам по психологии и менеджменту. Многие бизнес-тренеры и консультанты используют это слово, говоря о неотъемлемых качествах успешного руководителя. Это вполне объяснимо, поскольку проактивность – это один из ключей к дверям успеха как в личной, так и профессиональной сферах. Ключ, позволяющий понять причины эффективности любой деятельности. Единственный вопрос – готовы ли сам человек открыть эти двери?
Что такое проактивность?
Слово «проактивный» было впервые введено автором логотерапии Виктором Франклом в его книге «Человек в поисках смысла» для обозначения личности, принимающей ответственность за себя и свою жизнь, а не ищущей причин происходящих с ним событий в окружающих людях и обстоятельствах.
Реактивные люди – это люди, действия которых продиктованы прежде всего реакцией на внешние обстоятельства. Эмоции этих людей в основном зависят от того, какой будет погода, настроение родных, близких, коллег по работе, обстановка на работе или дома. Как правило, у них нет точки внутренней опоры, и соответственно их достаточно легко вывести из состояния устойчивости.
Когда в тех или иных жизненных ситуациях вы автоматически реагируете на внешние условия – проявляется ваша реактивность. К примеру, вашу машину поцарапали на парковке или на вас накричал клиент, и у вас ухудшилось настроение. В этих случаях ваша реакция была мгновенной и не находилось под сознательным контролем.
Итак, основная идея Франкла гласит: в промежутке между любым внешним событием и вашей реакцией на него существует одна важная возможность – это свобода вашего выбора.
Таким образом, проактивные люди – это те, кто преимущественно сами выбирают реакцию на внешнее воздействие. Это те, кто старается минимизировать воздействие внешних факторов на достижение поставленных целей. Те, кто ставит перед собой цели и достигает их, уверенно опираясь на принципы, составляющие неотъемлемую часть характера.
Например, на увольнение с работы проактивный человек скажет себе: «Ну и что? Значит, будет предложение и лучше!» и с улыбкой пожелает удачи бывшему работодателю.
Структура проактивности
Понятие проактивности включает в себя два слагаемых: активность и ответственность.
«Лакмусовой бумажкой» проактивности может стать ответ на вопрос – куда вы направляете свои усилия: на те сферы, где вы можете оказать свое влияние или же на те, на которые вы повлиять никак не сможете?
Проактивный человек всегда направляет свои усилия в зону своего влияния. В то время как реактивный, как правило, концентрируется на событиях, на которые он изменить не в силах. К примеру, менеджер по персоналу объясняет вышестоящему руководству причину долгого поиска сотрудников тем, что на рынке труда нет подходящих компании соискателей, в то время как банальный анализ объявлений на предмет заинтересованности потенциальным соискателем проведен не был. Это яркий пример реактивного поведения.
Другой пример. Проактивный руководитель не будет сильно беспокоиться о повышении цен на услуги связи операторами, а постарается найти способы оптимизации затрат. Например, за счет внедрения новых систем цифровой связи, которые позволят снизить затраты, а также поднять уровень обслуживания клиентов.
Концентрируясь на событиях в «круге влияния», вы ощущаете больше силы и уверенности, благодаря способности изменить ситуацию вокруг себя. Ощущение свободы за выбор направления движения в своей жизни является спутником проактивных людей. В то время как ощущение беспомощности, уныния и зависимости – удел реактивных.
Как это ни странно, но есть термины, схожие с проактивностью по значению. Например, такие как «локус-контроля» и «локализация контроля волевого усилия» из гештальт-терапии. А это еще раз подтверждает то, что истина одна, только подходов к ее интерпретации несколько.
В таблицах указаны основные черты, присущие проактивным и реактивным людям, и то, по каким высказываниям можно отличить одних от других.
Проактивность | Реактивность |
Активность и инициативность | Пассивность |
Изменение обстоятельств сообразно своим целям или выбор обстоятельств, благоприятствующих достижению целей | Прямая зависимость настроения, результата действий от внешних обстоятельств и факторов |
Принятие ответственности за последствия принятых решений | Избегание ответственности, перекладывание ее на других |
Стремление к целям, с опорой на принципы | Ориентир на эмоции |
Быть объектом действия | Быть субъектом действия |
Осознание свободы выбора реакции на любое событие | Прямая зависимость между событием и реакцией на нее |
Высказывания реактивных людей | Высказывания проактивных людей |
– Как я могу выделить время для этой деятельности? | |
– Я не знаю с чего начать. | – Где я могу получить необходимую информацию? |
– У меня нет необходимой информации. | – Как я могу узнать об этом больше? |
– Я раньше этим не занимался и ничего об этом не знаю. | – Как я могу приобрести необходимые мне связи? |
– У меня нет необходимых связей. | – Где я могу получить необходимые финансовые средства? |
– У меня нет денег, чтобы начать это дело. | Как я могу заручиться их поддержкой? |
– Они все равно не поддержат мое предложение. | – Как изменить или улучшить свое предложение, чтобы его поддержали? |
– Никому это не надо. | – Что я могу сделать сам для улучшения ситуации? |
Приведенные сравнения наглядно демонстрируют разницу между проактивностью и реактивностью. Реактивные люди в большинстве случаев ссылаются на невозможность выполнения чего-либо. Это выражается в виде отрицательных предложений, которые воспринимаются как данность.
Проактивные же люди в большей степени ориентируются на то, что возможно изменить в сложившейся ситуации. Эти люди задаются вопросом: «А какие действия необходимо предпринять?» Другими словами, проактивность – это фокусирование на своей способности изменить действительность.
Более подробно с описанием проактивности можно ознакомиться в книгах Стивена Кови. Проактивность, по мнению Кови, – один из 7 ключевых навыков любого успешного человека, не говоря уже о руководителях, результаты работы которых являются залогом достижений любой компании.
А вот теперь попробуйте мысленно соотнести образ руководителя с образами реактивных и проактивных людей, и вы увидите перспективы одного и второго подходов к решению управленческих задач. Выводы очевидны.
Евгений Христенко,
директор компании «АйТек»
Ссылки на исследования в области проактивности
• Стивен Кови. «7 навыков высокоэффективных людей».
• Радислав Гандапас. «Харизма лидера в бизнесе».
• Видеотренинги Владимира Герасичева.
• Ицхак Адизес. «Идеальный руководитель».
• Исследования понятий «локус-контроля» и «локализацией контроля волевого усилия» в гештальт-терапии.
• Песня «Пусть этот мир прогнется под нас».
• Поговорка «Тот, кто хочет, находит возможности, кто не хочет – оправдания».
Рекомендации к проактивной позиции
• Трезво взвешивайте свои силы и границы Вашей «сферы влияния». Старайтесь концентрировать свои усилия на том, где вы реально можете приложить свои усилия.
• Если начинаете обвинять обстоятельства в том, что вам что-то не удалось сделать, подумайте, может быть дело вовсе и не в обстоятельствах. Это не означает, что нужно постоянно заниматься самокритикой и самоуничижением. Ведь полученный плохой результат – это тоже опыт, который можно использовать для дальнейшего самообучения и саморазвития.
• Общаться с позиции «я выигрываю – он выигрывает».
Что кроется за “проактивностью” в ИТ-вакансиях?
В кандидатах на вакансии ИТ-компании часто ищут проактивность. Определения проактивного человека по интернету ходит два. С точки зрения психолога это человек, принявший ответственность за себя и свои решения и не ищущий причин событий в окружающем. Бизнес-консультанты немного его перефразировали в “желание контролировать события своей жизни и влиять на них”. Но что все это значит в конкретных ситуациях?
Разбираем на примере командной разработки в ИТ.
Статья написана по мотивам внутреннего собрания, где высказалась большая часть коллектива. Кажется, что перечисленные навыки очевидны. Но по словам нашего собственного рекрутинга и партнеров из крупных компаний найти их на рынке не так и легко. Спасибо всем, кто поучаствовал в обсуждении.
Если следовать определению, проактивность — очень широкое понятие. Условно в рамках ИТ-отрасли его можно разложить на несколько составляющих, о которых пойдет речь дальше. С любым из этих качеств можно “перегнуть палку”. Важно помнить об этом и, стремясь к совершенству, не уйти в другую крайность.
Инициативность
Компании, которые хотят развиваться, ожидают от сотрудников мнений о том, что внутри не так, чтобы это исправить. Вы видите какие-то проблемы на проекте и приходите с предложениями, как их можно решить. Не ждете, пока проблему заметит начальство, а действуете на опережение.
Стараясь проявить инициативу, важно помнить, что мы работаем в коллективе. Активность стоит разводить только в рамках своей сферы деятельности. Не нужно в перерывах между сессиями кодинга объяснять уборщице, что она не так моет пол, а директору, что он не так руководит. Есть вопросы, касающиеся непосредственно вашей работы и некоторых смежных областей, там и ищите несовершенство мира. Насколько далеко вы можете отойти от своего профиля в смежные, определяется скорее культурой каждой конкретной команды и компании. А вот лезть совсем не в свое дело стоит, только если вас явно об этом спрашивают.
Отношение к инициативе со стороны сотрудника — это тот момент, который стоит оценивать в обе стороны. Не только рекрутингу проверять в кандидатах, но и самим кандидатам проверять в компаниях, на чьи вакансии они претендуют. Хотите работать у деспотичного директора в жестких рамках, ищите тех, кто не терпит никакой инициативы снизу. И наоборот.
Самостоятельность
Вы самостоятельны, если можете сами провести какое-то исследование, чтобы получить ответ на свой вопрос, найти нужные источники информации, прочитать документацию и разобраться в проблеме.
Есть вопросы, ответы на которые нельзя получить без помощи коллег (например, если они касаются “тайных знаний” о проекте). А еще есть понятие целесообразности. Даже если речь не о конкретном проекте, самостоятельный поиск ответа может занять втрое больше, чем вопрос соседу по столу. И верх мастерства здесь — быстро и адекватно оценивать, как правильно действовать: отвлекать коллегу или искать ответ своими силами. Достичь этого мастерства помогает расширение кругозора на смежные сферы деятельности. Фронтенд должен понимать, как собирается и доставляется релиз, что в общих чертах происходит на бэкенде и т.п. Тогда становится понятно, куда стучаться с очередным вопросом. Да и сформулировать его будет проще (как известно, правильно сформулированный вопрос — это уже половина ответа).
К слову, самостоятельность — это обязательный навык для удаленной работы. Наверное, по итогам многомесячного эксперимента из-за пандемии, это уже все поняли.
Умение видеть чужую позицию и точку зрения
Одно из важнейших качеств — умение признавать, что кроме вашей, есть другие точки зрения. И они могут быть правильными. И другие взгляды на проблему, отличные от вашего, имеют право быть ничуть не хуже.
Если вы разработчик, разговаривая с аналитиком или тестировщиком, нужно помнить, что у них — другие задачи и другой бэкграунд. Вы находитесь глубоко в своей специализации, а они — в своей. Это почти тоже самое, что разговаривать с иностранцем — вам нужно либо изучить его язык (погрузиться в работу коллег и уметь поговорить с ними на их языке), либо доступно объяснить на своем, убедившись, что вас корректно поняли.
В живом разговоре почувствовать, поняли вас или нет, довольно легко. Когда речь доходит до документации, лучше представлять, что читают ее неподготовленные джуны. Чем больше там будет информации, тем проще потом будет понять коллегам. При этом не надо растекаться “мыслью по древу”. Больше информативности!
Отдельный аспект — умение говорить с клиентом, не вызывая у него дискомфорта. Не стоит ждать от бизнеса технически-грамотных разъяснений и подробнейшего технического задания. Бизнес нанимает команду, чтобы не думать об этом. Поэтому нужно понимать желания клиента, высказанные обычным языком, и “переводить” ему с технического, если это требуется для принятия решений. Еще лучше — формировать с клиентом общий контекст, в рамках которого вы понимаете особенности и ограничения задачи, а клиент — чувствует, что вы осознали его проблему и готовы предложить решение.
Кстати, уже упомянутое выше расширение кругозора на смежные области и коммуникациям здорово помогает развить способность вникать в чужие точки зрения.
Гибкость и адаптивность
Умение понять и принять чужую точку зрения приводит нас к еще одному человеческому качеству — способности адаптироваться под ситуацию. Возможно, вы считаете свое решение лучшим. Но если было принято мотивированное решение применять другой архитектурный подход, вам придется к нему адаптироваться.
Гибкость — важное качество в ИТ, где постоянно меняются проекты и задачи. По сути эта бесконечная череда разных задач и дает развитие.
Умение доводить идею до воплощения
Реализуя какую-то фичу, важно уметь не только поставить задачу на кодинг, но и дописать код до конца, а потом не забыть протестировать, поскольку ошибки совершают все. На выходе решение должно точно работать и не требовать, чтобы кто-то отвлекался от своих дел и “подчищал хвосты”.
В идеале, конечно, довести решение до конечного пользователя. Но здесь все зависит от деталей работы конкретной команды. Иногда разработчики имеют доступ в продакшн — и тогда, действительно, свое решение нужно доводить до потребителя, сопровождая на всех этапах. А иногда фича отправляется в отдел тестирования и разработчики ее больше не видят. В этом случае все, что доступно, это “протыкать” готовую опцию уже на продакшене — просто на всякий случай. Да и в целом нужно понимать свою ответственность за эту фичу, помогать, если впоследствии вопросы появляются уже у поддержки.
Умение поддерживать связь
Хотя идеи об обратной связи уже звучали в пунктах выше, важность коммуникаций хочется отметить отдельно.
Вы работаете не один, а в команде, поэтому важно убедиться, что вас понимают правильно коллеги и клиенты.
Надо видеть, как на вас реагирует команда: где ждет инициативы, а где — нет.
Надо стараться писать понятную документацию.
Обратная связь во всех ее формах помогает корректировать направление работы, не уходить далеко в тупик и не забывать о том, что на все задачи есть несколько точек зрения.
Стивен Кови в книге “7 навыков высокоэффективных людей” выделял проактивность, как одну из самых главных характеристик успешных людей. Пожалуй, это определение можно расширить и на ИТ-шников. Хотите развиваться и идти вверх по карьерной лестнице, придется стать проактивным. Выбирайте сами, куда хотите идти по жизни дальше, не плывите по течению, не ищите оправданий и причин в окружающем мире. Делайте чуть больше, чем от вас ждут, предлагайте решения и объясняйте, почему это сработает. Так вы заработаете больше веса в коллективе и у клиентов, а вместе с тем вам откроются новые двери.
Проактивность как составляющая успеха
Проактивность – качество личности, присущее людям, которые привыкли сами нести ответственность за свою жизнь, а не перекладывать вину за плохие результаты на других людей. Проактивность помогает вовремя увидеть необходимость действий там, где нужно, и начать действовать.
Проактивным людям не нужны указания со стороны, они самостоятельно принимают решения и занимаются делами. Можно ли выработать проактивность и насколько это качество личности распространено – разберемся в статье.
Что такое проактивность?
Понять, что такое проактивность, поможет определение этого качества. Понятие «проактивность» относится к области психологии гуманистической направленности и означает осознанную человеком реакцию на раздражители из внешнего мира.
Другими словами, человек, обладающий этим качеством, способен сам выбрать, как отреагировать на то или иное событие или ситуацию. Он не импульсивен, не «рубит с плеча» (хотя и может), он в состоянии оценить происходящее и адекватно отреагировать.
Понятие «проактивный» впервые употребил психолог Виктор Франкл (Австрия) в работе «Человек в поисках смысла». Термин обозначал человека, который самостоятельно принял ответственность за все происходящее в жизни на себя. По мнению Стивена Кови, проактивность является первым и главным качеством успешных людей.
Проактивность – непростое качество, требующее способности предвидения и учета разных вариантов развития событий, принятия важных и взвешенных решений.
Внешние обстоятельства – не помеха для проактивного человека, он не обратит на них никакого внимания, так как его главная ответственность с ними не связана, она зацикливается исключительно на нем.
Проактивный человек: особенности поведения
Существуют разные сферы, в которых человек способен проявлять проактивность:
Одновременно можно успевать все, а можно отдать проактивности лишь одну отрасль, например, работу.
Безусловно, работодатель положительно оценит целеустремлённость, самоотдачу, инициативность человека. Тогда возникает вопрос: а как обстоят дела в семье, есть время на себя, любимое хобби и занятия спортом? Иногда в остальных сферах деятельности наблюдается пробел.
Поэтому важно держать баланс и вовремя реагировать на поступающие внешние запросы.
Есть хороший пример, как может вести себя проактивный человек.
Разразился экономический кризис, деньги обесцениваются, растет инфляция, повышаются цены на продукты и другие товары. Обычные люди беднеют, ругают власть и правительство, копят злобу и жалуются.
Проактивный человек в это время анализирует ситуацию на предмет возможности получения дополнительного заработка, чтобы покрыть собственные нужды и потребности своей семьи. У него нет времени, желания на пустые разговоры и выражение недовольства, он находит выход и начинает действовать.
С практической точки зрения эффективен именно такой подход к решению проблемы, перемещение акцента с обвинения правительства на продуктивные и результативные собственные действия. Эмоциональная реакция на возникшую проблему у проактивного человека вытесняется при осуществлении внутреннего выбора в пользу иных ценностей.
Проактивность и реактивность – в чем различия?
Проактивность и реактивность являются противоположными по смыслу понятиями 😳. Если проактивный человек не будет списывать проблемы на других и искать виноватых, то реактивный – как раз займется этим с удовольствием.
Все люди знают, что с профилактической целью желательно один раз в шесть месяцев посещать врача-стоматолога. Проактивный человек обычно посещает, так как уверен, что лучшее лечение – профилактическое. Реактивный человек подождет, когда заболит зуб, образуется кариес, «дупло», скол, и только тогда запишется на прием.
В профессиональной деятельности реактивный человек не проявляет инициатив, живет в надежде, что с него не спросят, не поручат сложную и срочную работу, что все проблемы «рассосутся» сами собой. Обычно так не происходит, поэтому реактивный человек начинает искать виновных в сложившихся ситуациях.
Есть даже различные выражения, по которым легко можно отличить реактивного индивида от проактивного.
Реактивность – естественное качество, оно присуще всем людям. Отличие лишь в том, что кто-то позволяет ему развиться, а кто-то нет. Например, встав утром с постели и увидев пасмурную погоду, реактивный человек решит, что весь день будет мрачным и тоскливым, на работу надо ехать на такси, чтобы не промочить ноги, встречи надо отменить, чтобы в дождь никуда не идти.
А проактивный человек подумает, что надо взять зонт и надеть закрытые туфли, а то встрече с друзьями может помешать дождь, а поход по лужам способствует промоканию обуви.
Реактивный человек, услышав критику в свой адрес, теряет веру в себя, бросает начатое дело, отходит в сторону. Проактивный – анализирует, почему не получилось, правильно ли критикуют, работает над ошибками.
Качества успешного человека
Качества успешного человека можно развивать в себе с помощью психолога или самостоятельно. Проактивность – как раз такое качество, которое позволяет добиться результативности, успеха, достичь цели и реализовать собственный потенциал. Человек, который не ждет толчка и совета со стороны, а сам ищет варианты саморазвития, никогда не будет стоять на месте и двигаться назад.
Что нужно делать, чтобы развить такое личностное качество, как проактивность?
Учитесь проактивности, это положительное качество, способствующее дисциплинированности и ведущее к успеху.
Проактивный человек во всем и всегда найдет правильный выход и продуктивное решение. Ваша жизнь принадлежит только вам и лишь вы способны изменить ее к лучшему. Не бойтесь брать ответственность за поступки, ведь именно ваши решения лежат в основе всех позитивных и негативных изменений. Не пускайте жизнь на самотек, следите за речью и мыслями!