Что такое бытие общества
Социальное бытие общества.
Полезное
Смотреть что такое «Социальное бытие общества. » в других словарях:
Экономическое бытие общества — кратко Основные сферы жизни о тва, сложный характер развития о тва определяется его весьма сложной структурой, действием в нем многих неоднородных факторов. Прежде всего в нем осуществляются различные по своему характеру и содержанию виды о нной… … Малый тезаурус мировой философии
Политическое бытие общества — кратко Основные сферы жизни общества Сложный характер развития общества определяется его весьма сложной структурой, действием в нем многих неоднородных факторов. Прежде всего в нем осуществляются различные по своему характеру и содержанию виды… … Малый тезаурус мировой философии
БЫТИЕ — (от лат. есть, существовать) философская категория, обозначающая, все то, что существует как таковое, действительность, реальность, которая является предметом особого раздела философии онтологии. Понятие «бытия» ввел в философию Парменид,… … Тематический философский словарь
ВРЕМЯ СОЦИАЛЬНОЕ и ПРОСТРАНСТВО СОЦИАЛЬНОЕ — категории, характеризующие социальное бытие как процесс сочетающихся и сменяющих друг друга деятельностей людей. В. с. фиксирует устойчивость социальных форм как их воспроизводимость, П. с. представляет движение человеческого бытия в виде… … Современный философский словарь
ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА ХУДОЖЕСТВЕННАЯ — относительно самостоятельная область обществ. жизни, основу к рой составляют специфич. виды художественного творчества и обществ. отношений, регулирующих функционирование искусства, взаимосвязь художников и публики. В социологич. теории понятие Ж … Российская социологическая энциклопедия
Воображаемое установление общества — «Воображаемое установление общества» книга Корнелиуса Касториадиса, французского социолога, психоаналитика, философа и социального активиста, одного из создателей группы «Социализм или варварство», изданная в 1975 г. Перевод с франц. Г … Википедия
СОЦИАЛЬНО-КЛАССОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА — вся совокупность социально классовых отношений между индивидами, объединенными в социальные классы, социально классовые группы и в элементарные профессиональные, имущественные и объемно правовые группы и самих этих индивидов. С. К.О. охватывает… … Социология: Энциклопедия
Индекс историй мертвых философов и их идей — оглавление Билеты для сдачи кандидатского экзамена по философии: Генезис философии. Мифология и философия: единство и различия Философия техники … Малый тезаурус мировой философии
ФИЛОСОФИЯ — (от греч. phileo люблю, sophia мудрость, philosophia любовь к мудрости) особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных… … Философская энциклопедия
Онтософия — Онтология (новолат. ontologia от др. греч. ὤν род. п. ὄντος сущее, то, что существует и λόγος учение, наука) раздел философии, изучающий бытие. Термин «Онтология» был предложен Р. Гоклениусом в 1613 году в его «Философском словаре» («Lexicon… … Википедия
ОБЩЕСТВЕННОЕ БЫТИЕ И ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ
Полезное
Смотреть что такое «ОБЩЕСТВЕННОЕ БЫТИЕ И ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ» в других словарях:
ОБЩЕСТВЕННОЕ БЫТИЕ И ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ — две стороны жизни общества (материальной и духовной), находящиеся между собой в определенных взаимосвязях. Общественное бытие (материальные отношения людей в процессе производства) определяет общественное сознание (отражение в духовной жизни… … Тематический философский словарь
Общественное сознание — в марксизме: отражение общественного бытия; совокупность коллективных представлений, присущих определённой эпохе. Общественное сознание нередко противопоставляется индивидуальному сознанию как то общее, что содержится в сознании каждого человека… … Википедия
ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ — духовная жизнь общества, представляющая собой знания, накопленные историей, политические и правовые идеи, достижения искусства, мораль, религию, общественную психологию, которые являются отражением общественного бытия (материальные отношения… … Тематический философский словарь
БЫТИЕ — филос. понятие, обозначающее наличие явлений и предметов самих по себе или как данности в сознании, а не содержательный их аспект. Может пониматься как синоним понятий «существование» и «сущее» или же отличаться от них теми или иными смысловыми… … Философская энциклопедия
СОЗНАНИЕ — многообразие различений и их различий (первичный опыт), а также предпочтений (выделение того или иного элемента различаемого в качестве переднего плана) и идентификаций различенного. В корреляции с миром как различенностью сущего С. образует… … Философская энциклопедия
Бытие определяет сознание — Из предисловия к «К критике политической экономии» (1859) Карла Маркса (1818 1883): «Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание». Иносказательно: оправдание чьих либо настроений, пристрастий… … Словарь крылатых слов и выражений
Бытие (философ. категория) — Бытие, философская категория, обозначающая реальность, существующую объективно, независимо от сознания, воли и эмоций человека. Проблема трактовки Б. и соотношения его с сознанием стоит в центре философского мировоззрения. Диалектический… … Большая советская энциклопедия
сознание — СОЗНАНИЕ (англ. consciousness, mind; нем. Bewusstsein) состояние психической жизни индивида, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, в отчете об этих событиях. С. противопоставляется… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
Бытие сотворённых человеком вещей соотносится в значительной мере с бытием самого человека, ибо созданная им «вторая природа» служит в первую очередь удовлетворения его материальных потребностей. Искусственная среда, созданная человеком постоянно обновляется и увеличивается за счёт роста численности населения Земли.
Одна из основных форм бытия – человеческая деятельность. Последняя представляет собой активное целесообразное изменение человеком как социальным существом окружающей действительности и самого себя. Деятельность людей всегда носит коллективный характер, и она изначально раздвоена на две формы – материально-практическую и идеальную, духовную.
Материально-практическая деятельность и есть общественное бытие – материальная жизнь общества, производство материальных благ и те отношения, в которые вступают люди в процессе производства. Духовное бытие – духовное производство, производство идей, представлений. Понятий. Бытие духовное может быть индивидуализированным (сознание) и объективным (язык, идеалы, нормы, ценности).
Начиная с первобытного общества, люди пытались объяснить жизнь посредством духов, душ, которыми наделены не только люди. Но и животные, а также предметы и явления окружающей среды. Соответствующие верования получили названия анимизма (от лат. Anima – дух, душа). У Аристотеля, а затем в средневековой схоластике и у Лейбница (1646-1716 г.г.) находим термин энтилехии (от греч. Entelecheia – имеющий цель в самом себе), истолковывается как активное начало, движущая сила.
Понятия «общество», «общественный», «социальный» имеют широкое распространение в философии. Следует различать понятия «общность» и «общество», где общность определяется как форма совместного бытия людей, связанных общим происхождением, языком, территорией. Общество понимается как продукт целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности больших групп людей, объединённых на основе общности. Отсюда первоначальное значение общества – общность, союз, сотрудничество.
Философский смысл понятия общества состоит в определении специфики типа связей индивида в единое целое. К ним относят духовные (Августин Блаженный, Фома Аквинский), конвенциональные (философы XVII-XVIII в.в.), материальные, основанные на взаимодействии людей (Маркс).
Выделяют три основных подхода к объяснению этих взаимосвязей и закономерностей:
n Натуралистический – человеческое общество рассматривается как естественное продолжение закономерностей природы – Космоса. С этих позиций тип общественного устройства и ход истории определяется ритмами солнечной активности (А.Чижевский, Л.Гумилёв), особенностями географической и природно-климатической среды (Монтескье, Л.Мечников);
n Идеалистический – объединяющий людей в единое целое на основе комплекса идей, верований, мифов. История имеет примеры теократических государств, где единство обеспечивалось одной верой, которая становилась государственной идеологией;
n Естественное состояние общества, связанное с философским анализом межличностных отношений, которые возникают в соответствующих природных условиях и при наличии тех или иных верований. В данной модели общество представляет собой конгломерат индивидов, связанных условными связями.
Общественное бытие понимается как материальная жизнь общества, связанная с производством материальных благ, как материальные отношения людей к природе и друг к другу, которые возникают вместе со становлением человеческого общества и существуют независимо от сознания человека. Общественное бытие – это онтология социальной жизни, которая имеет устойчивое образование на основе закономерностей. Основу общественного бытия составляют социально-производственные отношения в коллективе. По своей структуре общественное бытие представлено реалиями предметно-практической деятельности и отношениями между людьми. Практика – основа человеческого бытия, в которой труд выполняет главную роль, поэтому движущей силой развития социального бытия является общественное производство. Идея первичности материального производства в жизни общества отличает материалистическое понимание истории от идеалистического.
Развитие общественного бытия невозможно без взаимодействия между неорганической и органической формами бытия. Общественное бытие представляет конкретно-исторический характер, что позволяет рассматривать его как результат жизнедеятельности индивида.
Бытие общества – это объективная реальность, которая первична по отношению к сознанию, каждое новое поколение вступает в жизнь, имея определённые общественные отношения и уровень развития общественного производства. Именно этот факт говорит о том, что бытие определяет сознание. Изучение закономерностей развития общественного бытия позволяет понять особенности развития политических, философских, религиозных воззрений той или иной эпохи. Общественное бытие воздействует на общественное сознание через государственный строй, хозяйственные, правовые нормы, политические приоритеты.
При рассмотрении общественного бытия, как социального организма, следует указать принципиальные отличия, которые отличают общество от стада животных. Говоря о бытии общества, следует определить диалектическую связь между понятиями: человек, индивид, личность. При этом личность как социальное явление формируется только в обществе, применяя опыт и знания, накопленные предшествующими поколениями.
Проблема бытия, заявленная в античную эпоху, определила развитие бытия в эпоху нового времени. Мировоззрение нового времени утратило прежнее понимание бытия, как абсолютного и подлинного. Человек, его сознание, его жизнь, его потребности стали восприниматься как единственное подлинное бытие. Философская антропология рассматривает бытие как способность человека выходить за свои собственные пределы и тем обосновывает всё сущее.
Марксистская философия отождествляет бытие с природой, утверждая, что бытие «бытие есть, то, что может быть определено научно-рациональным знанием и предметно-практической деятельностью человека. Философия Нового времени начала трансформировать античную идею объективного и абсолютного бытия: бытие стало субъективным.
Сущность общественных связей и отношений, соединяющих людей, вещи и идеи в единое целое, состоит в том, что отношение человека к человеку опосредуется миром вещей и наоборот. Выясняется качественная двойственность человека и всех предметов и явлений, относящихся к миру культуры. Любое явление культуры, в том числе и человек, характеризуется системой социальных качеств, возникающих именно в процессе деятельности в обществе.
Во взаимоотношениях человека и общества на определённом этапе их развития может возникнуть феномен отчуждения, суть которого состоит в растворении человека в абстрактных социальных качеств, в утрате им контроля за результатами своей деятельности. Преодоление отчуждения в современном мире связывается с освоением личностью разнообразных условий и форм деятельности.
Бытие общества и его философский анализ
1.Социальная форма движения материи, ее отличие от других форм.
2.Формы существования людей в обществе.
3. Философские подходы к определению основы бытия общества.
4. Структура общественной жизни.
5. Общественное и индивидуальное сознание.
6. Общественная психология и идеология
Социальная форма движения материи
Раздел философии, который рассматривает общество как специфическое явление, называется социальная философия.
Главное отличие социальной формы движения материи от других форм в том, что все процессы общественной жизни человеком осуществляются сознательно.
Решающий фактор становления общества – труд.
Носитель всех форм и проявлений общественной жизни – человек.
Общество-это исторически сложившиеся формы взаимодействия людей и процессы взаимоотношений между ними.
Понимание общества в философии
• Аристотель. Совокупность человеческих индивидов, объединившихся для удовлетворение социальных инстинктов.
• Гоббс, Руссо. Совокупность индивидов, связанных общественным договором.
• Маркс. Совокупность общественных отношений.
• Мертон, Парсонс. Система разделения социальных ролей.
Отношения людей в обществе это общественные отношения.
• Творческий коллектив и др.
Форма совместного бытия людей называется общностью.
Подходы к определению основы бытия общества
• Натуралистический. Природная среда является основой бытия, оказывает влияние на общественный строй.
• Идеалистический. Основа бытия общества –сознание, абсолютный дух, идея.
• Материализм. Основа бытия общества – материальное производство..
• Теория переплетения различных взаимодействующих факторов.
• Формационный подход ( марксизм). Главное понятие – общественно-экономическая формация.
• Цивилизационный подход. Главное понятие – цивилизация ( Арнольд Тойнби).
• Культурологический подход ( Освальд Шпенглер) Главное понятие – культура.
Надстройка | Политические, экономические, правовые, нравственные, религиозные, эстетические учения, отношения и соответствующие им организации, учреждения, партии, союзы. |
Способ материального производства | Базис( совокупность производственных отношений, основой которых являются отношения собственности). |
Производительные силы общества(орудия труда, предмет труда, средства труда и люди- главная производительная сила. |
Структура общественной жизни
• Экономическая сфера ( производство материальных благ)
• Политико-управленческая ( сфера власти и управления)
• Социальная сфера ( сфера отношений, возникающих в обществе)
• Духовная сфера ( сфера деятельности людей по производству, потреблению и передачи духовных ценностей)
• Включает в себя: производство, обмен, распределение, потребление материальных благ.
• Способ производства имеет две составляющие: производительные силы и производственные отношения.Форма собственности- это сущность производственных отношений.
Социальная сфера – мир социальных групп, социальный строй общества, определяется как социальное пространство, включает в себя:
• Социально-классовые общности (классы, слои, сословия, касты,маргиналы, люмпен).
• Социально-этнические общности( род, племя, народность, нация, народ, расы).
• Социально-демографические общности(дети, молодежь, женщины, пенсионеры, мужчины).
• Малые группы ( семья, трудовой коллектив, класс )
Политико-управленческая сфера- это совокупность учреждений, организаций, которые выражают интересы социальных групп, осуществляют руководство обществом. Это сфера власти и управления.
• Элементы: государство, партии, профсоюзы, общественные организации. Главный элемент –государство. Оно характеризуется:
• формой правления (монархия, республика)
• формой государственного устройства (унитарное государство, федерация)
• политическим режимом (тоталитарный, авторитарный, демократический)
• Духовная сфера –это мир чувств, идей. Это духовное освоение действительности. Основные элементы:
Общественное сознание – это взгляды, идеи, чувства, мнения людей, которые отражают духовную сторону бытия общества.
• Уровни: обыденное, теоретическое, (научное).
• Формы общественного сознания: политическое, правовое, философское, религиозное, научное, моральное, художественное.
Структура общественного сознания
• Общественная психология – это эмоциональная реакция, которая выражается в виде определенных переживаний, чувств, настроений. поведения. Сплачивает людей на основе чувства «МЫ», против тех, кто не «МЫ», а «ОНИ».
• Общественная идеология – система взглядов, установок, принятых в обществе, отражающая интересы социальных слоев, классов, партий. Вся действительность рассматривается через оценку этих групп: она признается или отрицается.
• Компоненты идеологии: позиции, идеалы, лозунги, наглядная агитация, СМИ, специальные издания.
• Идеология может объединять, а может разъединять людей.
Тема 7. Бытие общества (социальная философия)
— Общество как отдельное общество, как самостоятельная единица исторического развития (общество древнего Египта или Афин, средневековой Флоренции, современной Украины, Польши или Германии). Каждое такое общество является единственной, присущей только ему, системой общественных отношений, развивается относительно независимо от других обществ, или же, как часто можно встретить в литературе, является “социальным организмом”.
— Та или иная конкретная совокупность социальных организмов (в этом значении употребляется, например, понятие “европейское общество”).
— Общество определенного типа (первобытное, феодальное, индустриальное или постиндустриальное, информативно).
— Напоследок, как совокупность всех социальных организмов, которые существовали и существуют на земном шаре, то есть человечество в целом.
Чрезвычайная сложность, динамизм общественной жизни создают для исследователей-обществоведов немало трудностей. Сущность проблемы заключается в том, чтобы понять, каким образом люди связаны с обществом? Какова природа этих связей и возникающих между людьми отношений? Что определяет в конечном итоге развитие общества и ход мировой истории? Ответов на эти и подобные им вопросы в социальной истории давалось много, но их можно свести к нескольким основным типам.
В философии Нового времени были распространены натуралистические концепции общественной жизни, т.е. объяснение общественных явлений исключительно действиями природных закономерностей: физических, географических, биологических и т.п., или же особенностями человека как природного существа (раса, пол и др.)
Идеализм слишком одухотворяет человека, отрывает его от природы, превращает духовную сферу общественной жизни в самостоятельный и определяющий фактор его существования и развития. В этих толкованиях общества его сущность усматривается в комплексе тех или иных идей, верований, мифов и т.д. (отсюда принцип “Идеи правят миром”).
Идеалистический подход к обществу наиболее четко отражен в философской системе Г.Гегеля, в которой абсолютный дух отражает себя в “осознании свободы” в человеческой истории (т.е. свобода есть для духа материалом, в котором он познает себя и поднимается на новую, высшую ступень.
В целом все названные, как и многочисленные неназванные теории общества не могут претендовать на полную истину, поскольку они отражают лишь определенные стороны той сложной реальности, которая определяется понятием “общество”.
Материалистическое понимание истории опирается на объективность процессов, которые происходят в обществе, на принципы детерминизма (то есть определенности), согласно которым определенные формы материального производства определяют определенную структуру общества и определенные отношения людей к природе. Поэтому общество нужно изучать как естественно-исторический процесс, подобно тому, как естествознание изучает природу и ее законы. Но это не отрицает субъективного фактора в истории, то есть деятельности людей. При ее рассмотрении всегда необходимо исследовать истоки, причины, объективные условия, которые решающим образом влияют на действия людей. Но в основе общественных связей находится система материальных отношений.
Понятие “общественные отношения” в литературе употребляется в двух смыслах: в широком, когда имеются в виду все, любые отношения между людьми, поскольку они складываются и реализуются в обществе (в том числе и межличностные отношения); в узком, когда под ними понимают только отношения между большими социальными группами, имеющие непосредственно социальный характер (производственные, межклассовые, межнациональные, экологические, международные и внутренние т.д.). Именно такие отношения и являются социальными, хотя в первом случае понятие “социальное” является синонимом “общественного”.
Социальные отношения составляют социальную систему общества, которая отражается в понятии “социум”. Эта система является упорядоченной, самоуправляемая целостность множества разнообразных общественных отношений, носителем которых является индивид и те социальные группы, в которые он включен (об этом речь дальше).
Характеристиками социальной системы являются следующие:
— существует значительное многообразие социальных систем, ведь индивид включен в различные социальные группы: планетарное сообщество людей, общество в пределах определенной страны, класс, нация, семья и другие. Поэтому общество имеет чрезвычайно сложный и иерархический характер;
— главным в системах является их интегративная качество, не свойственное частям или составным, их образующие, но присущее системе в целом;
— человек является универсальной составляющей социальных систем, она с необходимостью включена в каждую из них, начиная от общества и заканчивая семьей;
— социальная система относится к самоуправляемых, имеет определенный механизм управления (органы, институты, нормы).
Социальными институтами являются определенная совокупность учреждений, социальных норм и культурных образцов, определяющих устойчивые формы социального поведения и действия, систему поведения в соответствии с этими нормами.
Итак, первая особенность социального познания в том, что оно требует учета субъективного фактора, то есть воли, целей, мотивов человеческой деятельности. Но как познать намерения и мотивы человека? Прежде всего необходимо учитывать, что реальные вещи и отношения, с которыми мы имеем дело в обществе, является сознанием людей, опредметненою в их деятельности. Но в том, какими и как мы видим эти вещи и отношения, отражается и наш уровень развития, в частности, способ и стиль мышления, научные методы, которые мы используем, а также цели и идеалы.
Внутренний мир человека бесконечно сложный. Познание человека человеком является воспроизведением ее внутреннего мира в своем сознании, поэтому социальное познание имеет органическую связь с психологией, литературой и искусством. Именно они помогают нам исследовать субъективный мир людей и проецировать его на познание общества.
Второй особенностью социального познания является его историчность. Человек всегда живет общественной жизнью, включена в те ценности и культуру, которые приняты в обществе. Но историческое познание никогда не может быть усвоенным следующими поколениями в полной мере, для него характерна неполнота информации: всегда что-то неизвестное, что-то никогда не может быть воспроизведенным полностью, как, например, духовная атмосфера того времени, так называемая “аура” и т.д.
Поэтому социальное познание в историческом плане является сложным процессом, более того, оно зависит от того, какие вопросы ставит общество сегодня, познавая прошлое. Ведь в прошлом мы ищем ответов, важных для нашего настоящего, мы заглядываем в прошлое, стремясь понять нынешнее положение. Человек всегда является представителем не только своего времени, но и своей среды, своих потребностей и интересов, поэтому и ответы на поставленные вопросы являются разными в разные времена и у разных народов.
Следовательно, знание истории дает возможность определить тенденции развития (а особенностью законов общества является то, что они проявляются как тенденции. Поэтому в прошлом социальное познание интересует то, что влияет на современность: нас мало сегодня интересуют крестовые походы, но вопросы становления государства, менталитета, свободы человека актуальны для нас и сегодня, особенно для современного украинского общества.
Следовательно, обществознание является совокупностью наук о общество, его функционирование и развитие. Каждая из этих наук изучает:
— процесс возникновения общества (такими являются антропология как наука о возникновении и развитие человека как общественного существа); история первобытного общества, археология, которая изучает памятники материальной культуры прошлых обществ и другие);
В изучении общества значительная роль принадлежит социологии как науке о закономерностях возникновения и развития социальных образований, социальных систем, форм общности и т.д. Философия история рассматривает и оценивает историю с точки зрения выявления закономерностей исторического процесса, изучение специфики исторического знания, смысла и направленности человеческой истории.
Познание общества невозможно без познания его исторического развития, то есть его истории. Историческая наука занимается описанием исторических событий в их взаимосвязи и последовательности; прослеживает действия общих закономерностей в конкретной истории разных стран и народов; раскрывает собственно исторические законы, которые определяют своеобразие исторических событий.
Специфика же подхода к изучению общественных явлений с позиций социальной философии проявляется в рассмотрении общественных явлений с точки зрения причин их возникновения, в выявлении наиболее общих законов их развития и функционирования. Если говорить о своего рода “стержень” социальной философии, то им является изучение отношений человека и общества во всей сложности их оттенков, то есть общественного бытия человека.
Социальная философия является мировоззренческой наукой, поскольку изучает закономерности и проблемы развития общества через определение места и роли в нем человека. К числу ключевых проблем относятся:
— проблемы человеческого начала: как возник человек? Каковы основные определяющие факторы ее появления и существования? Природное в человеке и обществе и т.д.;
— проблемы индивидного начала в обществе: каким образом возможно превращение индивидного в общественное и наоборот? Взаимодействие индивидов как основной элемент социума;
— проблемы развития и функционирования законов социальной системы;
— проблемы способов человеческого бытия в обществе, деятельности, труда, производства;
— проблемы социальных форм духовного, его объективации и индивидуального освоения;
— наконец, проблемы направленности человеческой истории.
Социальная философия, таким образом, является разделом философии, который включает в себя изучение качественной своеобразной общества, его отличий от природы, отношение к государству, религии, морали, духовной культуры; его целей, общественных идеалов, генезиса и развития социальной истории, ее судьбы и перспектив.
Рассмотрев этот вопрос, перейдем к анализу природного, экономического, социального и этносоциального, политического и духовного бытия (жизни) общества.
Природа как материальная предпосылка возникновения и развития общества. Этимологически, то есть соответственно до первоначального значения слова, понятие “природа” является производным от слов “при роде” (т.е. родовой общине), “при родах”, “при родильниці” (то есть при рождении, ведь природа порождает человека). Но это понятие и в литературе, и в обыденной речи употребляется неоднозначно.
Но наиболее употребительным является понимание природы как совокупности объективных условий существования человечества, окружающей его среды, как части материального мира, что в определенной степени противостоит обществу. Именно в этом смысле понятие “природа” употребляется для характеристики ее места и роли в системе отношений человека и общества к объективной действительности, понимание которой на протяжении исторического развития человечества менялось.
Таким образом, понятие “природа”, “природная среда” имеют важное практическое и психологическое значение, поскольку в них акцентируется внимание на той части мира, центром которой является человек и которая является сферой его обитания, объектом изучения и преобразования. В этом аспекте природа как составная часть мировой целостности составляет основу бытия человека и общества, предмет человеческой деятельности, среду человеческого существования.
Человек в своей деятельности противопоставлена природе, но в то же время она является частью и порождением великой “матери-природы”. Природа же связана сама с собой, поскольку человек является ее частью. Поэтому культурной истории человечества предшествовала естественная предыстория, в процессе которой складывались естественные предпосылки общественной жизни.
Таким образом, человек, общество и культура одновременно и противостоят природе, и органично в нее входят. Такое противоречие порождает различное понимание взаимоотношений человека и природы, о чем пойдет речь дальше.
На сегодня человечество создало искусственную среду своего существования, которое в десятки и сотни раз производительнее за природную среду. К этому следует добавить также техногенное влияние человека, который приводит к изменениям геологических структур, создание искусственных водоемов, изменений атмосферы и даже свечение Земли, то есть изменения ее излучения под воздействием искусственных энергетических процессов.
В то же время природная среда является не только материальными условиями жизнедеятельности человека и исходным объектом производства, но и объектом определенного эстетического и нравственного отношения. Поэтому отношение человека к природе определяется не только утилитарными, меркантильными интересами, оно охватывает также и понимание глубин человеческой души.
Сущность ноосферы кратко можно сформулировать так: если согласованность процессов, которые происходят в неживой природе, обеспечивается механизмами саморегуляции, то согласованность характеристик природной среды и общества может быть осуществлена разумом и волей. То есть речь идет не о разрушительное вмешательство в природу, а о научно обоснованное сохранение на Земле условий для жизни и счастья людей. Определяющим фактором должно быть не стихия естественного развития, а интеллект человека.
Таким образом, учение о ноосфере с самого начала содержало в себе элемент утопии, в нем тесно переплетены ценностные и бытийные подходы без какого-либо их разграничения. Поэтому нужно различать понимание ноосферы как утопии и как реального состояния, одно не должно заслонять собой другое. И исходя из реального состояния отношений человека с природой, справедливым можно считать мнение некоторых современных ученых, в том числе и отечественных, о том, что ноосфера знаменует собой начало нисходящего этапа развития человечества.
Идея определяющей роли природных условий в жизни общества выдвигалась еще античными авторами (например, Платоном), однако получила распространение только в период становления капитализма.
Внешние относительно человека природные предпосылки делятся на общие, которые действуют на протяжении всей истории на все поколения (космические явления, геологические и климатические факторы), и специфические, к которым можно отнести запасы минералов, полезных ископаемых, топлива, природные средства коммуникации и другие, которые действуют в различные периоды истории человечества с разной силой и оказывают неодинаковое влияние на народы, которые существуют одновременно.
Природные условия влияют на общество, прежде всего, своими процессами, явлениями, силами как постоянными (состав атмосферы и воды, приливы и отливы, например), так и временными, единичными (метеориты, изменение географических и магнитных полюсов и другие), которые действуют и непосредственно, и опосредованно, то есть сами собой и с участием людей.
Материально-производственная сфера общества является определяющей в нем. Она осуществляется через человеческий труд. Природа является общим условием и предметом человеческого труда. Природные условия оказывают влияние на развитие производительных сил, их направление. Существенным является влияние природных условий на формы и темпы исторического процесса. Ведь известно, что природные циклы (суток, времена года) определяют ритм жизнедеятельности человека, от них зависит производительность человеческого труда. Засухи, наводнения, извержения вулканов, землетрясения могут уничтожать результаты человеческого труда и тормозить развитие общества.
Семейно-бытовая сфера человеческой жизнедеятельности также имеет природный характер. Известно, что рождаемость детей разного пола в определенной статистической пропорции естественно определена, хотя этот фактор имеет свои общественные проявления. Такие социальные институты, как брак, медицинские учреждения также непосредственно связаны с природой человека.
Природные условия во многом определяют быт человека. Ведь и характер помещения, и формы расселения зависят прежде всего от природных условий: климата, ландшафта и т.д. От этих условий зависит также необходимость определенного одежды, разная калорийность продуктов питания и др.
Природные факторы відігріють значительную роль и в социальной сфере общества: весь мир социальных общностей как мир связей, отношений, контактов и т.д. тоже имеет отпечаток природного. Рассмотрим это на конкретных примерах.
Естественным процессом является рост народонаселения как потребность общества, ведь без него невозможен восходящее развитие человечества.
Учета природной составляющей в национальных сообществах, возможно, прольет свет на особую жизнестойкость этих сообществ, высокую приверженность к ним людей.
Имеющиеся определенных аспектов природного в социально-классовых разделах общества, хотя они на сегодня еще мало исследованы и не имеют ярко выраженного характера. Можно лишь констатировать определенные аспекты разделения труда между мужчинами и женщинами, разный удельный вес этих групп в социальном управлении и т.д.
Содержательным является взаимосвязь духовной сферы общества и природы. Итак, даже краткое рассмотрение проблемы свидетельствует о том, что природное начало проявляется во всех сферах общественной жизни, и формы его проявления богаты и разнообразны.
Поскольку отношение человека к природе основывается прежде всего на производстве, то переход от одного этапа взаимоотношений общества и природы определяется революционными переворотами в производительных силах общества. В истории имели место три такие перевороты:
— неолитическая революция (возникновение земледелия, переход от так называемой “присвоюючої экономики” к производственной”;
— промышленная революция (переход от ремесленных орудий труда к машинам, создание промышленности);
Согласно этих “узловых точек” в развитии производительных сил выделяются и этапы взаимодействия общества с природой и их последствия для природы:
Уже на этом этапе влияние человека на окружающую среду приобретает порой разрушительного характера. На завершающем его этапе процесс выделения человека из природы приобрел формы противостояния человека природе. Этот этап и является следствием неолитической революции.
Сферой жизни человека стала практически вся планета. Предыдущие, локальные или региональные, экологические кризисы стали предпосылкой для современной глобальной, всепланетной, общечеловеческой трагедии. Причинами глобального экологического кризиса являются: нерациональное, потребительское отношение человечества к природе; загрязнение человеческого сознания ложными преступными идеями превосходства одних рас, народов над другими; милитаризация, а также подчинение этим идеям научных поисков и исследований.
Итак, мы живем в трагическую эпоху, но не надо отождествлять трагическое с безнадежным. Сегодня стоит помнить и о определенные надежды, предпосылки преодоления глобальных кризисных явлений, блокирования и отведения вселенской угрозы для человечества. Основными факторами этого являются: развертывание информационной (компьютерной), биотехнологической революции как технической основы возможного выхода из ситуации “выживания”, преодоление препятствий на пути объединения человечества, то есть создание новой цивилизации.
— Формирование смешанной рыночной и социально ориентированной экономики как доминирующего типа мирового хозяйства. Она даст возможность укрепить мировые хозяйственные связи, решить глобальные проблемы.
— Интегративные процессы, которые уже охватили всю планету.
— Напоследок, уже можно видеть некоторые “прорывы” в сфере интеллектуальных поисков; мы накануне интеллектуальной революции, перед лицом новой Вселенной, новой природы и соответственно нового человека, о котором мечтали мыслители прошлого.
Итак, стратегические и тактические пути выживания человечества существуют, человеческий разум открывает их, хотя они извилистые и тернистые.
Материальное производство. Материальное производство является основой возникновения всех других видов общественного производства, поскольку оно требует для своего осуществления определенных программ, проектов и идей (а последнее и есть продукт духовного производства, о котором речь будет далее); определенной системы отношений людей к природе и между людьми (что составляет продукт общественных отношений); определенного типа личности, способной к участию в конкретной общественно-производственной деятельности (то есть “производство человека”, формирования определенного типа личности); материальное производство является также производством потребностей.
Материальное производство не только база возникновения других видов общественного производства, но и условие их развития. Оно также определяет характер и направленность развития общественного производства.
Что же такое материальное производство? Это процесс трудовой деятельности людей, которые с помощью имеющихся средств осуществляют преобразование природы с целью создания материальных благ, необходимых для удовлетворения человеческих потребностей. Следовательно, оно имеет двойственный характер, одновременно направлено и на преобразование природы, и на общественную “самопреобразованию” человека.
Следовательно, способ производства является исторически конкретным единством производительных сил, как активной формы отношения людей к природе, и производственных отношений как совокупности отношений, складывающихся между людьми в процессе освоения ими природы.
Производительные силы. Главной производительной силой общества являются люди, трудящиеся, которые приводят в движение все другие элементы производительных сил. Ведь человек как производитель материальных благ включена в процесс производства и характеризуется некоторыми свойствами: во-первых, определенным уровнем и составом физических сил; во-вторых, навыками к труду, то есть умением оперировать орудиями труда; в-третьих, психическими способностями к труду, т.е. мышлением, волей, знаниями.
Таким образом, психические, идеальные свойства людей являются моментами производительных сил общества. Все это позволяет человеку выступать не только главным элементом производительных сил, но и движущей силой их развития.
Рассмотрим эти элементы производительных сил подробнее.
Орудия труда является измененной частью природы, с помощью которой человек в процессе производства воздействует на предмет труда. К ним относятся различные механические, физические, химические, биологические и другие средства изменения вещей и явлений в природе.
Они воплощают в вещественной, материальной форме техническую сторону прогресса производительных сил, что обеспечивает возможность передачи достижений одного поколения к другим. Эпохи различаются не тем, что производится, а тем, как они производят, какими орудиями труда осуществляется процесс производства. Но сами по себе орудия труда, которые вместе с предметами труда образуют вещественную форму производительных сил, не могут саморазвиваться, более того, они теряют свои полезные качества, если не охваченные живым трудом человека.
Предметы труда являются частью природы, на которую направлен труд человека для производства вещей. Они делятся: на первичные, характерные в основном для добывающей промышленности (уголь, нефть, газ, которые добываются из земли; целинные земли, которые обрабатываются и др.); вторичные как необходимый компонент обрабатывающей промышленности, в которой уже вложен человеческий труд: переработанное сырье и напівфабриками, металл, хлопок и т.д.
Итак, теоретической основой практической производственной деятельности возникает наука, которая выступает духовным регулятором производства и в процессе своего развития оказывает существенное влияние на все основные элементы производительных сил, в том числе и на человека. Вот почему речь сегодня идет о том, что наука превратилась (или превращается) в непосредственную производительную силу.
Итак, отношения собственности являются главной, определяющей стороной производственных отношений.
Во-вторых, отношения людей по поводу вещей распространяются и на произведенные продукты, которые созданы для использования. А для этого они должны быть предварительно распределены, затем обменены и, наконец, потребленные.
Как социальный феномен, НТР имеет такие особенности:
— во-первых, это коренные качественные изменения как в науке, так и в технике; в прошлом не было такой взаимосвязи открытий в науке с качественными изменениями в технике;
— во-вторых, если раньше качественные изменения происходили в отдельных сферах науки и техники, НТР являются всеохватывающими качественными изменениями во всех основных сферах науки и техники;
— в-третьих, это качественные изменения характера труда: человек все больше освобождается от нетворческой продуктивной деятельности, за ней сохраняется творческая сторона участия в производстве.
Для более содержательного понимания феномена НТР рассмотрим ее основные направления.
1. Автоматизация производства как высшая форма механизации, которая находит свое выражение в использовании совокупности технических средств, которые образуются без непосредственного участия человека и позволяет осуществлять производственные процессы непрерывно, в оптимальном технологическом режиме, и обеспечивает получение наилучших результатов при наименьших затратах. Автоматизация является технологической сути НТР; изменение же в результате автоматизации места человека в системе производства, характера и содержания труда человека является социальной сущности НТР.
5. Внедрение биологии в производство. Так называемая “биологическая революция” привела к широкому применению в промышленности, сельском хозяйстве биологических технологий наиболее эффективных и экономных. Успехи современной генетики позволили не только “заглянуть” в тайны жизни, но и улучшать породу животных, их клонирования, увеличивать урожайность сельскохозяйственных растений, по-новому подойти к самой человека вплоть до изменения его наследственности и лечения путем генной инженерии и т.д.
6. Освоение космического пространства, то есть “космізація” науки, производства. Чертами космизации производства являются:
— воспроизведение и использование в производственной сфере процессов, условий, аналоги которых в их естественном виде существуют преимущественно в космосе (вакуумная, криогенная техника, мощная радиация, плазма, сверхвысокое давление и температура и т.д.);
— развитие ракетной и космической техники и внедрение их достижений в другие отрасли производства (создание новых материалов, приборов, технологических и производственных процессов);
Итак, под космизации производства мы понимаем сознательную деятельность людей, в которой непосредственно или опосредованно используется процессы и явления космоса или же знания о них, а также связана с освоением космоса техника.
Таким образом, НТР превращает производительные силы, но, согласно ранее сформулированным законом, их коренное изменение невозможна без соответствующих преобразований производственных отношений. Поэтому сегодня речь идет о качественно новое, информационное общество, социальные последствия НТР.
К таким последствиям относятся проблемы занятости, рабочего времени; изменение отраслевой структуры производства; географическое размещение производительных сил; рост и развитие городов, то есть урбанизационные процессы; форма, структура управления предприятиями и организация труда, изменение его содержания и характера, улучшение условий; проблемы подготовки и переподготовки рабочих, инженерно-технических работников и менеджеров; это также проблемы быта и семьи, демографических процессов; наконец, это проблема культуры, в частности формирование массовой культуры, о чем будет идти речь в соответствующем разделе этого руководства.
Социальное бытие общества. В предыдущих главах общество рассматриваемое не как механическая сумма индивидов, а как социальная система, в основе которой лежит способ производства материальных благ. В рамках этой системы формируются и функционируют различные общности и группы, большие и малые, взаимоотношения которых и составляют собственно социальную структуру. Поэтому последняя существует как совокупность демографической, поселенческой, классовой (или стратифікаційної), профессионально-образовательной и етносоціальної структур.
Рассмотрим кратко каждую из них.
Наряду с природной средой оно является первейшим условием жизни и развития общества, предпосылкой и субъектом исторического процесса. Ускоренные или замедленные темпы общественного развития в значительной мере зависят от таких демографических показателей, как общая численность населения, его плотность, темпы роста, статевовікова структура, состояние психофизического здоровья, миграционная мобильность и т.д.
Ускорение или замедление темпов экономического развития зависит уже от такого вроде бы этажного показателя как общее количество населения. Заметное влияние на экономику оказывает и плотность народонаселения. К наиболее активно воздействующих на экономику демографических факторов относятся темпы прироста народонаселения, которые определяются не только показателями естественного прироста населения, но и его половозрастной структуре, темпам и направленности миграции. Понятно, что для нормального развития общества и прежде всего его экономики одинаково вредны и минимальные, и максимальные темпы.
Влияние демографических факторов проявляется во всех составляющих общества, он не ограничивается лишь экономикой: отражаясь в морали, политике, праве, в общественной психологии, менталитете.
Существенные различия между городом и деревней вырастают из причин технологического плана, но основные причины этого обусловлены экономическим способом производства, для которого характерно деление населения на классы. Неравномерность развития города и деревни превращается в противоположности, то есть в отношения подчинения и эксплуатации.
Профессионально-образовательная структура общества. Профессии и образование появились в результате выделения ремесел (гончарного, кузнечного и т.д.), торговли, обособление труда по управлению общинными делами и осуществлению культурных функций, и с тех началам трудового обучения, которые обязательно присутствовали в воспитании это первобытного человека.
В отечественной философской и социологической литературе нашла широкое распространение версия о интеллигенцию как прослойку. Она является общностью людей, занимающихся умственным, преимущественно сложным, творческим трудом. Интеллигенция является одновременно и профессиональным и образовательным сообществом. Вследствие высокого образовательного уровня именно в интеллигенции сконцентрирован основной интеллектуальный потенциал общества. Следовательно, общество, которое не понимает этого, и относится к интеллигенции с пренебрежением, не имеет будущего.
Специфическим признаком малых социальных групп (к которым относятся семья, школьный класс или академическая группа, курс, производственная бригада, дружеские компании, приятельские группы, соседские общности и т.п.) являются непосредственные контакты ее членов. При этом различают формальные и неформальные группы.
Средние группы больше по количеству, они объединяют производственные объединения работников одного предприятия, студентов одного вуза, территориальные общности, например, жителей одного села, района и т.д. Здесь имеют место и совпадение интересов, и возможности непосредственного общения.
Особое место среди социальной структуры общества принадлежит крупным социальным группам, ведь именно они являются многочисленными объединениями, где уже нет непосредственных контактов, фундаментальный интерес формируется на основе осознания людьми объективных обстоятельств своей жизни. Как и предыдущие, малые и средние, крупные социальные группы изучаются социальной психологией и социологией. Но в изучении этих групп самые значительные достижения социальной философии.
Классы возникали двумя путями: путем превращения пленных в рабов и вследствие возникновения экономического неравенства в общине, общественного разделения труда, выделение групп людей, которые выполняли социальные функции и использовали свое положение для обогащения за счет других.
Но в современной социальной философии есть разные точки зрения на сущность классов:
— классовое расслоение возникло вследствие различий в психологии, идеях, уровнях нравственного и интеллектуального развития людей (психологический и другие);
— классы относительно самостоятельными группами людей, которые объединяются на основе фактически разрозненных интересов в сфере производства, социальной жизни, политики (М.Вебер);
Поскольку общество является чрезвычайно сложной системой взаимодействия людей и их общностей (а они всегда имеют свои интересы), то между ними возникающие на этой основе противоречия и конфликты, которые приобретают форм кровавых столкновений, восстаний, революций, войн и т.д. По свидетельству истории, все эти конфликты были результатом обострения противоречий между классами в экономической, социально-политической и духовной сферах жизнедеятельности общества.
Абсолютизация роли и значения классовой борьбы как движущей силы развития общества в ортодоксальном марксизме приобрело, скажем так, антигуманного характера. Под этим углом зрения рассматривалась история общества, что было упрощенным подходом к действительности. Он исключал из исторического процесса средние классы общества, отрицал их творческую деятельность в общественном развитии. Это приводило к затушевывание единства общества как социального организма, игнорирование единства социальных объединений, их разносторонних и сложных контактов.
В западной социальной философии, начиная еще с П.сорокина, происходит разработка новых теорий социальной структуры общества. В этом аспекте интересны и достаточно убедительными являются теории социальной стратификации и социальной мобильности.
Кроме “вертикальной мобильности”, когда люди “поднимаются и спускаются, как лифты в учреждениях” (по терминологии американского философа и экономиста Ст.Чейза), существует и так называемая “горизонтальная мобильность”, когда социально-экономическое положение человека существенно не меняется, а лишь связано с переходом с одного места работы на другое без значительного улучшения или ухудшения экономического положения человека.
Итак, социальное бытие общества является сложным, многоуровневым исторически изменчивым образованием.
Духовная жизнь общества. Важной стороной развития функционирования общества является духовная жизнь. Оно может быть содержательным, вследствие чего возникает благоприятная духовная атмосфера жизни людей, хороший морально-психологический климат. Оно же может быть бедным и невыразительным, а иногда в нем царит настоящая бездуховность. А в содержании духовной жизни общества проявляется его истинная человеческая сущность, ведь духовное присуще только человеку, выделяет и возвышает его над миром.
Структура духовной жизни общества. Духовная жизнь общества чрезвычайно сложное. Оно не ограничивается разнообразными проявлениями сознания людей, их помыслов и чувств, хотя сознание является стержнем, ядром духовной жизни человека и общества.
К основным элементам духовной жизни общества относятся духовные потребности людей, направленные на создание определенных духовных ценностей, духовное производство в целом. К элементам духовной жизни относится также потребление духовных ценностей; сюда же относится и межличностное духовное общение.
Основу духовной жизни общества составляет духовная деятельность, которую можно рассматривать как деятельность сознания, в процессе которой возникают те или иные мысли и чувства людей, их образы и представления о природных и социальных явлений. Результатом этой деятельности становятся определенные взгляды людей на мир, научные идеи и теории, мораль, искусство, религию и т.д. Они воплощаются в моральных принципах и нормах поведения, произведениях народного и профессионального искусства, религиозных обрядах, ритуалах и т.п.
Особым видом духовной деятельности является распространение духовных ценностей с целью их усвоения людьми, что имеет решающее значение для повышения их образованности культуры. Поэтому трудно переоценить деятельность, связанную с функционированием многих учреждений науки и культуры, где бы и как они не осуществлялись: в семье, школе, вузе или в трудовом коллективе. Итогом такой деятельности является формирование духовного мира людей и, соответственно, обогащение духовной жизни общества.
Существенной составляющей духовной жизни общества является также духовное потребление, то есть потребление тех духовных ценностей, о которых шла речь ранее и пойдет речь более подробно в заключительном разделе этого руководства. Потребление этих ценностей направлено на удовлетворение духовных потребностей людей. Предметы духовного потребления (произведения искусства, моральные, религиозные ценности и т.д.) формируют соответствующие потребности, следовательно, богатство вещей и явлений духовной культуры общества является важной предпосылкой формирования разнообразных духовных потребностей человека.
Духовное потребление может быть стихийным, когда никем не направляется и человек сам выбирает те или иные духовные ценности, приобщается к ним самостоятельно. Оно может навязываться людям рекламой, средствами массовой информации, массовой культуры и т.д. В таком случае происходит манипулирование сознанием людей, что приводит к усреднению и стандартизации потребностей и вкусов многих людей.
Общественное и индивидуальное сознание. Общественное сознание представляет собой совокупность чувств, настроений, разнообразных взглядов, идей и теорий, отражающих те или иные стороны общественной жизни. Она имеет социальную природу, возникает из общественной практики людей как результат их производственной, семейно-бытовой и других видов деятельности. Ведь в процессе совместной практической деятельности люди осмысливают окружающий мир с целью его использования в своих интересах. Различные общественные явления и их отражения в образах и понятиях, идеях и теориях являются двумя сторонами практической деятельности людей.
Как отражение явлений общественной жизни, разнообразные образы, взгляды, теории направлены на глубокое познание этих явлений в своих практических целях, вплоть до их непосредственного потребления или иного использования, например, с целью эстетического наслаждения ими и т.д. В конечном итоге содержание общественной практики, всей социальной действительности, осмысленное людьми, становится содержанием их общественного сознания. В этом заключается социальная природа общественного сознания и его основная особенность.
Индивидуальное сознание является отображением в голове человека отдельных сторон, черт и связей внешнего мира, а также совокупность чувств, настроений и взглядов на мир. Содержание индивидуального сознания зависит от индивидуальных особенностей психики человека, то есть ее врожденных задатков, способностей, склонностей; от особенностей ее воспитания, обучения и образования. Индивидуальное сознание отдельных людей является, прежде всего, индивидуальными особенностями восприятия ими различных явлений общественной жизни, т.е. индивидуальные особенности их взглядов, интересов и ценностных ориентаций. Они же порождают особенности их действий и поведения. В ней проявляются особенности человеческой жизни и деятельности в обществе, личностный жизненный опыт, а также особенности характера, темперамента, уровень духовной культуры и другие объективные и субъективные обстоятельства социального бытия человека. Все названное формирует неповторимый духовный мир отдельных людей, проявлением которого является их индивидуальное сознание.
Общественное сознание и ее многообразные формы при всей зависимости от общественного бытия имеет относительную самостоятельность. Она заключается в том, что:
— общественное сознание не просто отражает общественное бытие, а осмысливает его, раскрывает сущность общественных процессов. Она имеет тенденцию отставания от бытия. Известно, что глубокое осмысление бытия становится возможным лишь тогда, когда оно приобретает зрелых форм и проявляет себя в наибольшей степени. В то же время общественное сознание может опережать общественное бытие: опираясь на анализ тех или иных общественных явлений, можно найти важнейшие тенденции их развития и предвидеть ход событий;
— общественное сознание в своем развитии опирается на достижения человеческой мысли, науки, искусства и т.д. Это свидетельствует о преемственности в развитии общественного сознания, благодаря которой сохраняется и развивается духовное наследие поколений, накопленный в различных сферах общественной жизни. Итак, общественное сознание не только отражает общественную жизнь людей, но и имеет свою внутреннюю логику развития, свои принципы и свои традиции. Показательным в этом аспекте является развитие науки, искусства, морали, религии, философии;
— относительная самостоятельность общественного сознания проявляется также в ее активному воздействию на общественную жизнь. Разные идеи, теоретические концепции, политические доктрины, моральные принципы, направления в сфере искусства и религии могут играть прогрессивную или, наоборот, реакционную роль в развитии общества. они могут способствовать духовному обогащению общества, его укреплению и развитию, или вести к разрушению и деградации личности и общества.
Структура общественного сознания. Структуру общественного сознания можно рассматривать в разных аспектах, главными из которых являются следующие. Существенным принципом рассмотрения структуры общественного сознания является ее разделение с уровнем, степенью и глубиной проникновения в действительность, обобщенного отражения общественного бытия.
И, наконец, в структуру общественного сознания органично включены ее формы.
В структуре общественного сознания как сложного духовного явления выделяются различные стороны, каждая из которых является относительно самостоятельным духовным образованием и одновременно связана с другими его сторонами как прямо, непосредственно, так и опосредованно. Поэтому общественное сознание является структурной целостностью, отдельные составляющие (стороны) которой взаимосвязаны между собой.
В современной социальной философии выделяются следующие стороны (элементы) общественного сознания:
— обыденное и теоретическое сознание;
— общественная психология и идеология;
— формы общественного сознания.
Обыденное сознание означает эмпирический, теоретически не обобщенное отражение жизни общества, человека, которое охватывает опыт и наблюдения в тесной связи с практической деятельностью.
Обыденное сознание присуще всем людям. Она формируется в процессе их ежедневной практической деятельности на основе их эмпирического опыта, то есть повседневной жизненной практики, и представляет собой стихийное, отражение людьми всего процесса социальной жизни без какой-либо систематизации общественных явлений и раскрытие их сущности. Обыденное сознание включает в себя также такие специфические компоненты, как нормы морали, обычаи, ценности, нормы, так называемое “естественное право”, реализм во взглядах на мир и т.д. Когда же люди лишены научного понимания каких-то явлений общественной жизни, они размышляют о эти явления на уровне своего обыденного сознания. А таких примеров в жизни каждого человека и человеческих сообществ достаточно много, потому что далеко не все мы мыслим научно.
Чем ниже образовательный уровень людей, тем в большей степени процесс отражения явления общественной жизни происходит на уровне обыденного сознания. Но далеко не каждый грамотный человек мыслит о все научно, поэтому сфера функционирования обыденного сознания достаточно широкая. Она позволяет с достаточной достоверностью, на уровне “здравого смысла” рассматривать явления и события общественной жизни и принимать на этом уровне в целом верные решения, которые подтверждаются жизненным опытом. Этим определяется роль и значение обыденного сознания в жизни людей и развития общества. В обыденном сознании, которая базируется на повседневном жизненном опыте, находится большое количество полезных сведений, крайне необходимых для ориентации людей в окружающем мире, для их производственной и иной деятельности. Эти сведения касаются свойств природного мира, трудовой деятельности, семьи и быта людей, их экономических отношений, нравственных норм, искусства и т.д. Народное искусство и сейчас почти полностью основано на обыденных представлениях людей о красоте. Вместе с тем в обыденном сознании много иллюзий, неточных, и даже ошибочных суждений и предрассудков.
Обыденное сознание нельзя отождествлять с массовым сознанием. Последняя включает в себя и научное познание, которое проявляется в индивидуальной деятельности. Следовательно, обыденное сознание является элементом, составной частью массового сознания.
Субъектами теоретической сознания являются далеко не все люди, ими могут быть ученые, специалисты, теоретики разных сфер знаний, то есть люди, способные научно анализировать соответствующие явления общественной жизни.
Обыденное и теоретическое сознание взаимодействуют, следствием чего является развитие того и другого. Так, обогащается содержание обыденного сознания, в который включается все более научных сведений и суждений о различных явлениях общественной жизни. Поэтому современное обыденное сознание существенно отличается от той, какой она была, например, сто или двести лет назад.
Своеобразными структурными элементами общественного сознания являются также общественная психология и идеология.
Общественная психология есть совокупность эмоциональных состояний социальных групп, их переживаний и світовідчуттів, их радостей и забот, ритуалов и традиций. В них укоренены мотивы экономической, политической и морального поведения, приверженность людей к определенному образу жизни и социально-экономических стандартов. Но в ней имеются и непосредственная реакция групп или сообществ на экономические, социально-политические и культурные события.
В общественной психологии можно легко найти психологический аспект, к которому относятся установки, настроения и переживания, которые влияют на поведение человека как в социальной группе, так и общества в целом. Вместе с тем в ней имеющийся социальный аспект, потому что акцентируется внимание на переживаниях и настроениях, обычаях и обрядах общественных групп. Такими могут быть и молодежные объединения любителей музыки или фанатов футбольных команд, союзы ветеранов, трудовые коллективы, социальные слои (бюрократия, театральная интеллигенция), общественный класс (рабочие, капиталисты) и т.п. Итак, социальный аспект чрезвычайно важен, общественный образ группы определяет структуру переживаний и настроений, эмоциональные отношения к “чужим” и конкурентов.
В соответствии со структурой общественных отношений можно выделить некоторые аспекты структуры общественной психологии: по признаку субъектов общественных отношений, то есть носителей сознания (психология классов, наций, профессий, социальных групп и т.п.); по признаку видов общественных отношений (психология производственных, моральных, политических и других отношений); за отношениями между личностью и социальной группой (неустойчивые объединения типа публики, приятельских групп и т.п.); по признаку состояний общественной психологии (групповые мнения, настроения, подражание, мода и т.д.). Социальная психология в любом обществе выполняет познавательную, регулятивную, коммуникативную и воспитательную роли.
Идеология отражает объективные потребности и интересы различных социальных групп, наций, но на более высоком уровне. Как система взглядов и установок, идеология является теоретическим отражением социально-политического строя общества, его социальной структуры, потребностей и интересов различных социальных сил. В ней может четко отображаться отношение тех или иных групп, политических партий и движений к существующей политической системы общества, государственного устройства, политических институтов и т.д.
Следовательно, идеология, которая выступает в виде теоретических концепций, должна научно отображать процесс общественного развития, раскрывать сущность политических, правовых и других явлений и закономерностей их развития. Но в каждой идеологии есть доля односторонности, субъективизма, классовой или сословной ограниченности, которая не дает возможности понять и тем более полностью отразить интересы всего общества.
Идеология формируется под влиянием объективных и субъективных условий развития общества, в том числе и общественной психологии. Вместе с тем она существенно влияет на общественную психологию. Под ее влиянием может в значительной степени меняться эмоциональный настрой, вся система социально-психологических мотивов деятельности социальных групп. Итак, идеология имеет, таким образом, познавательную, організуючо-мобилизационную, воспитательную и коммуникативную функции.
Формы общественного сознания, в отличие от “вертикальной”, то есть уровневой структуры, о чем речь была ранее, создают так называемую “горизонтальную” структуру общественного сознания. К ним относятся формы духовно-практического освоения бытия общества: моральная, политическая, правовая, историческая, экономическая, научная, философская, эстетическая, экологическая и религиозное сознание.
Каждая из них отражает соответствующие стороны общественной жизни, воспроизводя их духовно. При этом сохраняется относительная самостоятельность всех форм, которые в той или иной степени влияют на те политические, экономические и другие процессы, происходящие в обществе.
Наконец, формы общественного сознания различаются также по их ролью и значением в жизни общества. Это определяется теми функциями, которые выполняет каждая из них. Речь идет о познавательной (например, наука, философия), эстетическую (искусство), воспитательную функции, а также функции нравственного, правового, политического регулирования поведения людей и их общественных отношений.
Стоит отметить и такую функцию, как сохранение духовного наследия общества в науке, искусстве, а также прогностическую функцию науки, философии и других форм общественного сознания, их способность предвидеть будущее и прогнозировать развитие общества в близкой и отдаленной перспективе. Каждая форма общественного сознания имеет определенный набор указанных функций. В их реализации проявляется ее роль и значение в жизни общества.
Рассмотрим кратко содержание названных форм общественного сознания.
В каждом обществе, кроме первоначального, важнейшей формой общественного сознания политическое сознание как отражение политических отношений, политической деятельности, что происходит в обществе. Она является совокупностью идей, взглядов, учений, политических установок, тех или иных методов, с помощью которых обосновываются и воплощаются в жизнь политические интересы субъектов общественных процессов.
Существенную роль в жизнедеятельности общества играет правовое сознание как совокупность знаний, взглядов на юридические права и нормы, регулирующие поведение людей в обществе. Она тесно связана с правовыми нормами и законами в соответствии с господствующими представлениями о законность, порядок, справедливость.
Важное место принадлежит эстетической сознания, которая отражает жизнь в художественных образах. В отличие от научного познания, отражает бытие в форме логических понятий и теорий, эстетическое сознание отражает его в конкретной чувственно-наглядной форме, в художественных образах, которые воздействуют на наши органы чувств, вызывают определенную эмоциональную реакцию, оценку.
Экономическое сознание является продуктом осознание людьми экономических условий жизни, деятельности и отношений в виде экономических идей и взглядов, теорий и концепций, других духовных образований, отражающих отношение к экономической действительности.
Про философию как форму общественного сознания речь идет с самого начала ее изучения, прежде всего как теоретическую основу мировоззрения человека и общества.
Итак, общественное сознание как сложное социально-духовное образование и социальное явление, необходимость ее формирования и развития в современных условиях качественных преобразований в стране и мире обусловили ее важную роль в духовной жизни общества. Как важнейший элемент духовного производства, общественное сознание осуществляет существенное влияние как на духовную жизнь общества, так и на все сферы общественных отношений. От зрелости сознания в значительной степени зависит зрелость общества в целом, динамизм процесса утверждения его прогресса и свободы. Итак, усложнение процессов общественного развития, усиления их динамизма, переход к новым формам жизни требует повышения творческой активности людей. Эта активность должна быть глубоко осознанной, опираться на ясные цели и убеждения. Таким образом, возрастает роль и значение всех уровней и форм общественного сознания, через которые происходит осмысление различных явлений и процессов общественной жизни и формируются способы активного воздействия на них. Особенно актуальным это является для нашего современного украинского общества.
1. Что такое общество?
2. Что является предметом социальной философии?
3. Выясните сущность понятия “общественные отношения”.
4. В чем заключается специфика социального познания?
5. Какое место занимает социальная философия в системе общественных наук?
6. Выясните содержание понятий “природа”, “географическая среда”.
7. Что такое ноосфера?
8. Что такое биосфера?
9. В чем заключается сущность географического детерминизма?
10. Охарактеризуйте современную экологическую ситуацию в мире. Назовите ее главные факторы.
11. Как вы понимаете понятия “материальное” и “духовное” производство?
12. Какова структура производительных сил?
13. Какова структура производственных отношений?
14. В чем заключается основной социологический закон?
15. В чем сущность научно-технической революции?
16. Какие важнейшие последствия НТР?
17. Какова структура общества?
18. Какой смысл вкладывается в понятие “социальная группа”?
19. Причины возникновения и существования классов.
20. Что включается в понятие “средний класс”?
21. В чем сущность теории социальной стратификации?
22. Какие виды социальной мобильности?
23. Какие основные составляющие духовной жизни общества?
24. Какие элементы структуры общественного сознания?
25. В чем заключается главный смысл обыденного и теоретического сознания?
26. Какие основные отличия общественной психологии и общественной идеологии?
27. Какие главные формы общественного сознания и в чем их особенности?
28. В чем заключается относительная самостоятельность общественного сознания?
1. Предмет социальной философии.
2. Специфика социального познания и его методологические основы.
4. Общество как система и жизнедеятельность человека.
5. Основные законы развития общества.
6. Человек и Вселенная.
7. Природа как материальная предпосылка возникновения человека и общества.
8. Биосфера и ноосфера.
9. Основные факторы воздействия общества на природу.
10. Экология, мораль, политика.
11. Человек как главная производительная сила.
12. Взаимосвязь производительных сил и производственных отношений как движущая сила общественного развития.
13. Диалектика производства и потребления.
14. Сущность и основные направления научно-технической революции.
15. Основные социальные последствия НТР.
16. Диалектика форм духовного освоения мира.
17. Духовная жизнь общества и его структура.
18. Духовное производство как производство сознания.
19. Общественное сознание как социальная память народа.
20. Диалектика форм общественного сознания.
21. Демографическая ситуация в Украине.
22. Социальные группы, их роль в обществе.
23. Сущность классов, их роль в общественном развитии.
24. Современность: классовая борьба или классовое партнерство?
25. Становление среднего класса в Украине.
26. Место и роль интеллигенции в обществе.
1. Андрущенко В., Михальченко М. Современная социальная философия. К., 1996.
2. Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990.
3. Келле Ж.В., Ковальзон М.Я. Теория и история. Проблемы теории исторического процесса. М., 1981.
4. Философия. Учебное пособие. 2-е издание, переработанное и дополненное. К., 2000, тема 11.
5. Чинакова Л.И. Социальный детерминизм. М., 1986.
6. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.