Что такое бюджет региона
7. Региональные бюджеты
7. Региональные бюджеты
Региональные бюджеты– центральное звено территориальных бюджетов, которые служат для финансового обеспечения задач, лежащих на государственных органах управления субъекта РФ.
Целью региональных органов власти является обеспечение развития регионов, а также производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях.
В последнее время наблюдается регионализация экономических и социальных процессов.
Роль региональных бюджетов усиливается.
С помощью региональных бюджетов государство проводит экономическую политику, выравнивая уровни экономического и социального развития территорий, которые в силу исторических, географических, военных и других условий отстали в своем экономическом и социальном развитии от других районов страны. Разрабатываются региональные программы, которые финансируются из региональных бюджетов.
В соответствии с БК РФ, доходы региональных бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих доходов.
Собственные доходы включают следующие региональные налоги и сборы:
1) налог на имущество предприятий;
2) налог на недвижимость;
4) транспортный налог;
6) налог на игорный бизнес;
7) региональные лицензионные сборы.
Основные направления использования средств региональных бюджетов:
1) обеспечение функционирования органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ;
2) обслуживание и погашение государственного долга субъектов РФ;
3) обеспечение реализации региональных целевых программ;
4) формирование государственной собственности субъектов РФ;
5) осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ;
6) обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов РФ;
7) оказание финансовой помощи местным бюджетам;
8) обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень;
Первое место в расходах занимают ассигнования на народное хозяйство (промышленность, строительство, сельское хозяйство, транспорт, дорожное хозяйство, связь, и др.).
Второе место – расходы на социально—культурные мероприятия (образование, культура и искусство, социальная политика) – свыше 25 %; расходы на управление и содержание правоохранительных органов составляют примерно 8 %.
Читайте также
18. Бюджетная система страны: федеральный бюджет, бюджеты субъектов, местные бюджеты. Межбюджетные отношения. Консолидированный бюджет
18. Бюджетная система страны: федеральный бюджет, бюджеты субъектов, местные бюджеты. Межбюджетные отношения. Консолидированный бюджет Бюджетная система страны представляет собой сложный механизм, характеризующий особенности взаимоотношений между государством и
5.10.1. Бюджеты
5.10.1. Бюджеты Формированием бюджета занимается центр финансовой ответственности (ЦФО). ЦФО – это структурная (организационная) единица, отвечающая за показатели и имеющая полномочия влиять через свою деятельность на изменение этих показателей в рамках общей цели.
2. Операционные бюджеты, особенности и порядок их составления
2. Операционные бюджеты, особенности и порядок их составления 2.1. Бюджет (план) продаж Любое планирование в условиях рынка начинается с прогноза продаж. Прогнозирование объема продаж является отправным моментом бюджетирования. Иногда эти термины (прогнозирование,
2.4. Бюджеты (сметы) накладных коммерческих и управленческих расходов
2.4. Бюджеты (сметы) накладных коммерческих и управленческих расходов Бюджеты накладных затрат на продажу и управление составляются в форме самостоятельных документов:1. Бюджет коммерческих расходов;2. Бюджет управленческих расходов.Эти бюджеты отражают ожидаемые
4. Бюджеты как инструмент финансового контроля
4. Бюджеты как инструмент финансового контроля 4.1 Бюджетный контроль, формы, виды контроля и связи между ними В процессе бюджетирования реализуются не только функции планирования целевых показателей деятельности организации, но и функции контроля – наблюдение за
4.2 Гибкие бюджеты и контроль
4.2 Гибкие бюджеты и контроль Составление гибких бюджетов связано с тем, что некоторые показатели финансово-хозяйственной деятельности организаций, предусмотренные бюджетом, изменяются в связи с изменением объема производства и продаж.Изменение объемов деятельности
1.1. Кому это надо: бюджеты, планы, деньги
1.1. Кому это надо: бюджеты, планы, деньги При изучении экономики оказывается, что лучшее время для инвестирования было в прошлом году. Лесная мудрость Существуют два пути, ведущие к счастью: можно снизить свои потребности или увеличить средства. Мудрые люди делают и то и
13. Субфедеральные бюджеты
13. Субфедеральные бюджеты Бюджетная система РФ отличается концентрацией финансовых ресурсов на федеральном уровне при постоянном дефиците средств субфедеральных бюджетов.Так как в последние годы наблюдалось сокращение доходов местных бюджетов, то произошло это в
29. Региональные трансферты
29. Региональные трансферты Региональные межбюджетныетрансферты предоставляются в форме:1) финансовой помощи местным бюджетам. Данный вид межбюджетных трансфертов существует в виде дотаций из региональных фондов финансовой поддержки поселений и дотаций из
30. Норматив отчислений в бюджеты поселений
30. Норматив отчислений в бюджеты поселений Особенность региональных межбюджетных трансфертов заключается в следующем. При составлении и утверждении бюджета субъекта РФ дотации из регионального фонда финансовой поддержки поселений могут быть полностью или частично
2.2. Гибкие бюджеты в системе затрат
2.2. Гибкие бюджеты в системе затрат В условиях развития рынка любому типу бизнес – предприятия присуще составление статического (главного) бюджета. Несмотря на последующее фактическое изменение технологий, объема продаж, затрат главный бюджет не корректируется в
2.2 Региональные бюджеты и местное самоуправление
2.2 Региональные бюджеты и местное самоуправление 2.2.1 Централизация ресурсов Как уже отмечалось, несмотря на меньшую налоговую базу, по расходам региональные бюджеты имеют, по оценкам экспертов, бо?льшие резервы по сравнению с федеральным бюджетом.Таблица 8. ОСНОВНЫЕ
2.2.5 Бюджеты местного самоуправления
2.2.5 Бюджеты местного самоуправления Особое внимание следует обратить на бюджеты органов местного самоуправления. Сегодня употребление понятия «местное самоуправление» к органам с соответствующим названием является недоразумением. Не случайно выдвигаются
31. Бюджеты субъектов Российской Федерации
31. Бюджеты субъектов Российской Федерации В соответствии с положениями, закрепленными в ст. 15 БК РФ, бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) – это форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных
34. Местные бюджеты
34. Местные бюджеты Определение местного бюджета дается в ст. 14 БК РФ.Бюджет муниципального образования (местный бюджет) – форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств
БЮДЖЕТЫ И ПРОГНОЗЫ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА
БЮДЖЕТЫ И ПРОГНОЗЫ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА Бюджеты и прогнозы оплаты труда связаны с общими расходами на оплату труда и затратами на общие и индивидуальные повышения
РЕГИОНАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ
Смотреть что такое «РЕГИОНАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ» в других словарях:
Региональный бюджет — см. Бюджет субъекта РФ … Энциклопедия права
региональный бюджет — совокупность валют, правил и норм их использования, взаимного обмена, применения в качестве платежных средств, а также денежно кредитных отношений, связанных с применением валюты в определенном регионе. Например, региональный бюджет… … Словарь экономических терминов
Региональный бюджет — см. Бюджет субъекта РФ … Большой юридический словарь
Бюджет субъекта РФ — по законодательству РФ форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Синонимы: Региональный бюджет См. также: Бюджеты субъектов Российской Федерации … Финансовый словарь
БЮДЖЕТ СУБЪЕКТА ФЕДЕРАЦИИ — (региональный бюджет) форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенного для финансового обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Российской Федерации. Поскольку субъектами РФ являются разл. виды … Финансово-кредитный энциклопедический словарь
Бюджет субъекта Российской Федерации — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Российской Федерации. Понятия бюджет субъекта Российской Федерации и региональный бюджет используются как… … Российское избирательное право: словарь-справочник
Бюджет Региональный — территориальный бюджет административно территориальных единиц. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов
бюджет региональный — Территориальный бюджет одной или нескольких крупных административно территориальных единиц. [http://www.lexikon.ru/dict/buh/index.html] Тематики бухгалтерский учет … Справочник технического переводчика
бюджет — План, отражающий ожидаемые результаты и распределяемые ресурсы в количественной форме. Служит в качестве контрольного эталона. [http://tourlib.net/books men/meskon glossary.htm] бюджет Роспись (в денежной форме) доходов и затрат любого… … Справочник технического переводчика
Бюджет — [budget] – роспись (в денежной форме) доходов и затрат любого экономического объекта, от государства до семьи. Бюджет государства [state budget] – роспись его доходов (главным образом от налогообложения) и расходов (на социальные нужды, оборону,… … Экономико-математический словарь
Бюджеты регионов: кому на Руси жить плохо, а кому не очень
Виктория Павлова
«Новые Известия» выяснили, какие регионы стоят первыми в очереди на дополнительную поддержку, и куда же оттуда утекают все деньги?
Потратить сложнее, чем заработать
Все привыкли слышать от региональных чиновников, что денег катастрофически ни на что не хватает: ни на здравоохранение, ни на ремонт дорог, ни на образование. Но Минфин убеждает в обратном: никаких финансовых проблем нет, средств более чем достаточно. С дефицитом 2021 год закончит только каждый четвёртый регион России. Да и здесь замминистра финансов Леонид Горнин успокаивает: «Мы понимаем, что это такой технический, чисто финансовый показатель». Ежемесячные отчёты Минфина о состоянии консолидированного бюджета субъектов РФ показывают, что к началу октября 2021 года общий профицит всех бюджетов регионов составил 987 млрд рублей. Это максимальное значение за последние 10 лет! Ближе всего идут показатели 2011 года – тогда за 9 месяцев регионы получили на 831,6 млрд рублей больше, чем потратили. И только 6 регионов из 85 входят в четвёртый квартал с дефицитом. В прошлом году таких регионов было 33. Удивительно, но потратить деньги сейчас оказывается сложнее, чем их получить.
Чтобы понять, какие регионы купаются в деньгах, а какие вынуждены стоять с протянутой рукой, «Новые Известия» обратились к данным Федерального казначейства по итогам 8 месяцев 2021 года.
Самыми богатыми регионами, которые даже не успевают тратить деньги, оказались вовсе не Москва с Санкт-Петербургом, а промышленные центры, в которых сконцентрирована металлургия, и аграрные регионы. Даже нефтегаз представлен лишь одним ЯНАО (сама Тюменская область без автономных округов специализируется в первую очередь на обрабатывающей промышленности и нефтесервисе, но не на добыче). Картошка и металл – вот залог успеха в 2021 году! Столицы на этом фоне выглядят совсем бледно: Санкт-Петербург занял 15 место с профицитом 15,4%, а Москва оказалась на 58 месте, получив на 5,6% больше денег, чем потратив.
Главный секрет богатства регионов – экономия и сохранение расходов примерно на прежнем уровне. Из этого списка можно выделить разве что Красноярский край с Курской областью, которые нарастили расходы по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 10% и 13% соответственно, и Сахалинскую область: губернатор Валерий Лимаренко просто сократил расходы региона на 7%.
Регионы с дефицитом, наоборот, не стесняются тратить деньги: их расходы в среднем выросли на 6%–13%, а глава Севастополя Михаил Развозжаев нарастил расходы региона аж на 28%. Это максимальный показатель среди всех! Кое-как приблизиться к нему пытается Амурская область под руководством Василия Орлова. Но так ли плох дефицит, который образовался из-за дополнительных расходов? Стоит ли чахнуть над златом, как Кащей Бессмертный?
На что тратятся бюджеты
Расходы бюджета – это не поход в супермаркет, они строго распланированы. Отличительной чертой планов 2021 года стало увеличение расходов по статье «Национальная экономика». И в этом нет ничего удивительно. В эту статью входят не только инвестиции в различные инфраструктурные мегапроекты, но и поддержка предпринимательства в период локдаунов. От положенных бизнесу компенсаций никуда не деться, поэтому большинство регионов заметно увеличили расходы по статье «Национальная экономика». Куда интереснее обстоят дела с финансированием здравоохранения. Заболеваемость бьёт все прошлые рекорды, а по смертности от ковида Россия и вовсе выходит на первое место в мире. В такой ситуации деньги в медицину должны литься рекой, но в реальности всё наоборот. Только 38 субъектов РФ номинально увеличили финансирование здравоохранения. По мнению завкафедрой госрегулирования экономики РАНХиГС Владимира Климанова единства в расходах быть не может в принципе:
— При единстве социальной политики, при единстве ряда требований к среде, в которой все это развивается, тем не менее очень сильно различается и структура экономики, и структура населения по территориям, поэтому можно ожидать, что расходы будут разные.
Сложно на первый взгляд обвинить в транжирстве Дмитрия Развозжаева, ведь дополнительные 2,1 млрд рублей получила севастопольская система здравоохранения. Но как были потрачены эти деньги – большой вопрос. Например, больные с коронавирусом, отправленные на лечение в госпиталь на базе пансионата «Изумруд» жалуются на отсутствие лечения, лекарств, аппаратов ИВЛ и «диету», состоящую исключительно из яиц с хлебом. Фельдшерско-акушерские пункты, которые не закрыты на ремонт, сталкиваются с нехваткой фельдшеров и медсестёр.
Бюджеты субъектов Российской Федерации
Бюджет РФ
Бюджетную систему Российской Федерации регламентирует Бюджетный кодекс РФ. В соответствии со статьей 6 данного документа понятие бюджета предполагает следующее.
Бюджет — форма образования и использования финансирования, предназначенного для денежного обеспечения функций и задач государства и местного самоуправления.
Согласно статье 10 рассматриваемого кодекса бюджет страны включает три уровня:
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Местные бюджеты делятся на два подуровня :
Виды бюджетов в России
Федеральный бюджет
Федеральный бюджет представлен в виде федерального закона. Этот документ считается основным финансовым планом страны. Утверждение закона о федеральном бюджете является одной из функций Федерального Собрания.
Функции федерального бюджета:
Структура рассматриваемого бюджета предполагает наличие доходной и расходной части.
Формирование доходной части осуществляется за счет двух видов поступлений:
Состав доходной части главного бюджета государства обусловлен потребностью страны в денежных средствах, возможностями разумного и результативного применения этих финансов. Также существует зависимость от действующей экономической политики в данный промежуток времени.
Структура расходной части бюджета представлена двумя составляющими:
Определяющими моментами формирования расходной части федерального бюджета являются основные государственные функции, установленные на законодательном уровне. На первом месте в очереди на финансовое обеспечении стоит социальная сфера, а именно оборона, правопорядок, здравоохранение, культура и пр.
Оптимальным при составлении федерального бюджета считается его сбалансированность. Данный принцип предполагает равенство доходной и расходной части. Однако сбалансированный бюджет достаточно редкое явление.
Ситуация, когда доход превышает расход, называется профицитом и считается положительной. В случае превышения расхода над доходом имеет место дефицит. Считается, что при небольшом перевесе в сторону расходов экономика испытывает положительное влияние, так как небольшой дефицит подстегивает ее на развитие. В ситуации с большой разницей в пользу расходов может возникнуть рост инфляции. Также большой дефицит представляет опасность в виде экономической нестабильности, увеличением госдолга. Все перечисленное в итоге грозит дефолтом.
Закрепление финансового плана государства в виде закона определено необходимостью отслеживания расходования бюджетных средств и источников дохода. Бюджет позволяет делать прогнозы по исполнению масштабных госпрограмм, контролировать соблюдение бюджетного законодательства.
Бюджеты субъектов Федерации
Для реализации задач, относящихся к предмету ведения субъекта Российской Федерации, существует региональный бюджет.
Функции бюджета субъектов РФ:
Доходная часть регионального бюджета поступает в распоряжение органов государственной власти субъекта РФ на безвозмездной основе.
Доходы бюджета региона состоят из следующих источников:
Расходная часть регионального бюджета включает:
Местные бюджеты
Финансовое обеспечение деятельности местного самоуправления осуществляется за счет местного бюджета. Органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют данный вид бюджета.
Структура рассматриваемой формы распределения средств предполагает доходную и расходную часть.
Доходы местного бюджета складываются из следующих денежных средств:
Расходы местного бюджета:
Консолидированный бюджет субъекта Федерации
Консолидированный бюджет субъекта Федерации — это объединенный бюджет, который складывается из регионального бюджета и свода бюджетов муниципалитетов, находящихся на территории субъекта РФ. Данное понятие дает полную картину всех доходов и расходов конкретного региона.
Консолидированный бюджет субъектов Российской Федерации и федеральный бюджет составляют консолидированный бюджет государства. Этот термин используется в статистической работе и планировании бюджета. Консолидированные бюджеты не несут правовой нагрузки.
Что такое государственный внебюджетный фонд
Переход государства к рыночной экономике обусловил необходимость в создании внебюджетных фондов.
Государственный внебюджетный фонд — форма перераспределения и реализации денежных средств для финансирования социальных потребностей граждан. Рассматриваемые фонды находятся под управлением органов государственной власти.
Главное назначение таких фондов заключается в обязательном социальном страховании, подразумевающем совокупность государственных правовых, экономических и организационных мер. Эти меры направлены на возмещение последствий изменения финансового или общественного положения граждан и наступления социальных страховых рисков, к которым относятся:
Финансовые ресурсы данных фондов не включены в состав бюджетов и являются федеральной собственностью страны. Фондовые деньги не могут быть изъяты. Деятельность этих организаций регламентируется федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования», где установлен порядок из создания, функционирования и ликвидации. Бюджеты фондов ежегодно утверждаются федеральными законами.
Субъекты обязательного социального страхования:
Финансы внебюджетных фондов находятся на хранении на банковских счетах организаций, определенных Правительством государства. Целевое расходование денежных средств на финансовый год установлено законодательно.
Существуют федеральные и территориальные внебюджетные гос.фонды.
Органы управления фонда составляют проект бюджета организации. Затем документы рассматривает и утверждает Федеральное Собрание Российской Федерации параллельно с принятием федерального бюджета. Федеральное казначейство страны осуществляет исполнение бюджета фондов. Отчет об исполнении составляют органы управления фонда. Этот документ подлежит утверждению законодательными органами в виде закона. Исполнение бюджета государственных внебюджетных фондов контролируют органы, осуществляющие контроль над исполнением соответствующего бюджета.
Разновидности внебюджетных фондов
Пенсионный фонд РФ
Пенсионный фонд Российской Федерации существует с 22 декабря 1990 г. Данное госучреждение и его территориальные органы образуют единую систему, осуществляющую централизованное управление средствами обязательного пенсионного страхования. ПФ функционирует на основании федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ».
Бюджет Пенсионного фонда разрабатывается и утверждается ежегодно с учетом норматива оборотных средств и является консолидированным.
Доходная часть бюджета ПФ:
Расходная часть бюджета ПФ:
Поступающая в Пенсионный фонд часть единого социального налога делится на две составляющие: одна идет в федеральный бюджет, другая — в бюджет ПФ. Часть средств, поступающая в ФБ, направляется на государственное пенсионное обеспечение и выплату доли базовой части трудовой пенсии. Часть денег, направленная в Пенсионный фонд, идет на выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии.
При профиците бюджета фонда «излишки» идут на создание резерва, целью которого является гарантия финансовой устойчивости рассматриваемой системы. Целевое использование бюджетных средств контролирует Счетная палата РФ и наблюдательный совет страховщика.
Фонд социального страхования
Данное автономное государственное финансовое учреждение создано 7 августа 1991г.
Средства фонда складываются из следующих источников:
Расходы бюджета ФСС:
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования
Деятельность этого фонда началась 28 июня 1991 года. Данное учреждение предназначено для гарантии стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования. Фонд является автономным некоммерческим финансово-кредитным госучреждением.
К основным функциям фонда можно отнести следующие:
Задачи фонда обязательного мед. страхования:
Доходная часть ФФОМС:
Расходы фонда:
Бюджеты субъектов РФ. Местные бюджеты. Особенности формирования и функционирования
Оглавление
Цель
Определить особенности формирования доходов и порядок расходования бюджетных средств бюджетов РФ. Раскрыть содержание бюджетного федерализма.
Задачи
1. Особенности структуры доходов и расходов бюджетов субъектов РФ
В соответствии с принципами территориального устройства нашей страны образовано 89 субъектов РФ, к которым относятся 21 республика, 55 краев и областей, 10 автономных округов, 1 автономная область, 2 города федерального значения — Москва и Санкт-Петербург, кроме того существует около 29 тысяч местных бюджетов (городских, районных, поселковых, сельских). Для выполнения своих функций, обеспечения комплексного социально-экономического развития территорий органы государственной власти субъектов РФ используют средства региональных бюджетов, или, как определено в Бюджетном кодексе РФ, бюджеты субъектов РФ.
Бюджеты субъектов РФ — важнейший источник финансирования социально-экономических программ регионов.
Традиционно к местным бюджетам относились: районные бюджеты, городские бюджеты, районные бюджеты в городах; сельские и поселковые бюджеты. Местные бюджеты осуществляют важную роль в процессе социально-экономического развития России, обеспечивая финансирование основной сети социально-культурных учреждений, таких как детские дошкольные учреждения, школы, медицинские и социальные учреждения.
Доходы субъектов РФ подразделяются на налоговые доходы и неналоговые доходы и иные поступления.
Налоговые доходы в свою очередь делятся на собственные и регулирующие.
К собственным относятся доходы, полностью или частично закрепленные на постоянной основе законодательством РФ за соответствующими бюджетами.
Под регулирующими доходами понимают федеральные и региональные налоги, а также иные платежи, по которым на очередной финансовый год или на долговременной основе (не менее чем на три года) устанавливаются нормативы отчислений (в %) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты.
В Бюджетном кодексе РФ установлено, что при распределении налоговых доходов по уровням бюджетной системы налоговые доходы бюджетов субъектов РФ должны составлять не менее 50% от суммы доходов консолидированного бюджета РФ.
К неналоговым доходам относятся доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов РФ.
Иные неналоговые доходы включат в себя средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, средства, полученные в возмещение вреда, причиненного субъектам РФ, а также доходы в виде полученной финансовой помощи.
К расходам бюджетов субъектов РФ относятся следующие:
Доходная часть местных бюджетов состоит из собственных доходов и поступлений от регулирующих доходов, она также может включать в себя финансовую помощь в различных формах (дотации, субвенции, средства фонда финансовой поддержки муниципальных образований), средства по взаимным расчетам.
К собственным доходам местных бюджетов относятся местные налоги и сборы, другие собственные доходы местных бюджетов, доли федеральных налогов и налогов субъектов РФ, закрепленные за местными бюджетами на постоянной основе. Эти налоги и сборы перечисляются налогоплательщиками в местные бюджеты.
К неналоговым собственным доходам местных бюджетов относятся:
К собственным доходам местных бюджетов относятся также доли федеральных налогов, распределенные между бюджетами разных уровней и закрепленные за муниципальными образованиями на постоянной основе. К ним относятся:
Размеры минимальных долей (в процентах) федеральных налогов, закрепляемых за муниципальными образованиями на постоянной основе, определяются законодательными (представительными) органами субъекта РФ.
К расходам, осуществляемым из местных бюджетов, относятся расходы:
2. Межбюджетные отношения
Межбюджетные отношения — это отношения между органами государственной власти РФ, государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления в осуществлении бюджетного процесса.
Необходимость успешного и стабильного развития регионов и муниципальных образований требует оптимизации межбюджетных отношений в первую очередь в направлениях более четкого разграничения полномочий органов власти и установления соответствующих расходных полномочий бюджетов всех уровней.
Полномочия разграничиваются между региональным и местным уровнями власти на постоянной или долговременной основе и должны удовлетворять следующим принципам:
Эти принципы являются объективной базой разграничения функций между региональным и местным уровнями власти.
2.1. Сущность и содержание бюджетного федерализма
Согласно экономическому словарю, бюджетный федерализм — это устройство бюджетной системы государства, при котором каждый из уровней государственной власти располагает собственным бюджетом и действует в пределах закрепленных за ним бюджетных полномочий.
Это также форма автономного функционирования бюджетов различных уровней государственной власти, которая основана на четких, закрепленных законодательством нормах.
Основными принципами бюджетного федерализма являются:
Федеративные принципы построения бюджетной системы направлены на сочетание самостоятельного и совместного управления бюджетным процессом. В более широком смысле федерализм подразумевает различного рода объединения для обеспечения совместного достижения общих целей при сохранении целостности, но ограничении самостоятельности каждой из сторон.
Политический принцип федерализма заключается в конституционном распределении между сторонами федеративного образования принадлежащих им по праву властных полномочий в реализации единой политики при обеспечении целостности составных единиц Федерации.
Экономический принцип федерализма состоит в разделении полномочий в отношениях собственности, в разработке и реализации денежно-кредитной, бюджетно-налоговой, структурной, инвестиционной политики между Федерацией и ее субъектами.
Федеративные системы характеризуются рядом признаков:
Бюджетный федерализм предполагает самостоятельность в нахождении средств для финансирования децентрализованно принимаемых решений и региональных программ субъектами Федерации. Только в этом случае можно говорить о реальной самостоятельности регионов.
2.2. Модели бюджетного федерализма
Для государств с федеративным устройством выделяют три типа организации бюджетной системы: централизованные, децентрализованные и комбинированные.
Централизованный тип. Для него характерно:
Децентрализованные типы организации бюджетной системы основаны на следующих принципах:
При этой организации проведение единой финансовой и экономической политики в рамках государства весьма затруднено.
Комбинированный тип бюджетного федерализма, для которого характерно следующее:
Вертикальное выравнивание подразумевает процесс нахождения соответствия между объемом обязательств каждого уровня власти по расходам с его доходными источниками и компенсирование дисбаланса региональных бюджетов за счет трансфертов; оно означает недостаточность поступлений из собственных источников в бюджет какого-либо уровня для покрытия расходов, связанных с предоставлением населению общественно значимых услуг.
Горизонтальное выравнивание предполагает пропорциональное распределение налогового бремени между субъектами Федерации для устранения или, по крайней мере, снижения неравенства налоговых возможностей различных территорий, а также учет дифференциации населения по уровню среднедушевого бюджетного дохода и нивелирование региональных различий в прожиточном минимуме, денежных доходах и расходах населения.
Для обеспечения эффективного функционирования любой модели бюджетного федерализма должны выполняться по крайней мере три условия, а именно:
Отдельные штаты, местные органы власти имеют право осуществлять собственную налоговую политику. Федерация, штаты, муниципалитеты имеют собственные «непересекающиеся» налоги. Регионы значительно отличаются по налогам и расходам друг от друга.
Для германской модели бюджетного федерализма характерной чертой является все возрастающая тенденция к единообразному распределению ресурсов между землями.
Бюджетная система базируется на «общих» налогах, поступления от которых распределяются между всеми ее уровнями. К ним относятся: налог на заработную плату, прямой подоходный налог, налог с доходов корпораций, непрямой подоходный налог с дивидендов и процентных прибылей, налог на добавленную стоимость.
Однако имеются и такие налоги, которые применяет только один уровень власти. В частности, в федеральный бюджет поступают все акцизы. К региональным (налогам земель) относятся транспортный налог, налог наследства; к местным налогам относятся налог на недвижимость, местный предпринимательский налог и ряд других.
Для выравнивания условий между отдельными землями (богатыми и бедными) используется механизм дифференциации нормативов отчислений от одних налогов. Основные финансовые ресурсы для выравнивания социально-экономических условий жизнедеятельности земель поступают через федеральные и совместные программы регионального развития.
Расходные полномочия между всеми уровнями власти в Германии распределены в соответствии с принципами классического бюджетного федерализма. Система бюджетного налогового выравнивания возможностей в Германии вызывает действие разнонаправленных, порою спорных стимулов. Экономически сильные земли не очень-то заинтересованы укреплять свою налоговую базу или преследовать лиц, уклоняющихся от налогов, так как значительные суммы фактически собственных доходов через федеральное правительство перечисляются в финансово слабые земли. В то же время необходимо отметить, что все решения, принимаемые в Германии по общим задачам, включают в себя категорическое требование необходимости достижения консенсуса. Достижение его обеспечивается требованием Основного закона Германии (Конституции) о необходимости установления по всей стране единообразных условий жизни населения.
Канадская модель бюджетного федерализма сочетает в себе американскую и германскую модели межбюджетных отношений. Она характеризуется высоким уровнем децентрализации, самостоятельностью штатов при формировании и использовании бюджетных средств. При этом со стороны федеральных властей значительное внимание уделяется выравниванию их экономического развития.
В Швейцарии бюджетный федерализм существует еще со Средних веков. Кантоны наделены значительным суверенитетом, они имеют собственные налоги, как и каждый уровень власти. Вместе с тем кантоны получают и различные субсидии от федерального правительства с целью выравнивания экономического положения.
В Российской Федерации большое внимание уделяется вопросам совершенствования межбюджетных отношений на федеральном и региональном уровнях в ежегодных бюджетных посланиях Президента РФ и в бюджетных посланиях руководителей субъектов РФ.
Как правило, межбюджетные отношения в регионах во многом определяются нормативами отчислений в региональный бюджет и в бюджеты городов и районов от сумм доходов, поступающих в бюджет региона. Их соотношение определяется основными направлениями бюджетной политики, проводимой в регионе.
2.3. Межбюджетные трансферты
Отношения между разными уровнями государственной власти, а также и характер межбюджетных отношений закреплены в конституции страны. Межбюджетные трансферты являются частью системы межбюджетных отношений и выполняют следующие функции:
Для федерального центра трансферты — это статьи расходов федерального бюджета. В условиях недостаточности средств в федеральном бюджете, в том числе временной, федеральное правительство сокращает объемы трансфертов и тем самым переводит проблемы дефицита бюджета с национального уровня на уровень субъектов Федерации.
Система межбюджетных трансфертов в федеративных государствах включает обусловленные и безусловные ассигнования.
Обусловленные трансферты предполагают:
Эти трансферты направлены, как правило, на финансирование проектов деятельности, которые соответствуют национальным интересам государства и которые без данных трансфертов не могут быть реализованы за счет средств собственных бюджетов. Примерами обусловленных трансфертов являются средства, выделяемые на дорожное строительство, охра ну окружающей среды и т. п. Обусловленные субсидии могут принимать самые разные формы и применяться к различным видам нижестоящих бюджетов.
Безусловные трансферты представляют собой денежные ассигнования бюджетов-получателей и используются последними по собственному усмотрению. Эти трансферты, как правило, направлены на выравнивание уровней жизни населения, на выполнение государством обязательств перед своими гражданами, закрепленными в Конституции РФ. В Российской Федерации ввиду большого неравенства между налоговым потенциалом субъектов Федерации и потребностью в расходах по обеспечению минимальных социальных стандартов объек ивно существует необходимость в наличии выравнивающих трансфертов.
При переходе к новой системе межбюджетных отношений для того, чтобы разделение ответственности за осуществление расходов было эффективным, необходимо учитывать три основных принципа:
Именно эти принципы нужно иметь в виду при рассмотрении вопросов оказания централизованной помощи отдельным регионам (субъектам Федерации). Соответствующий анализ позволяет также определять наиболее целесообразную форму помощи (дотации, субсидии, субвенции).
Важным компонентом межбюджетных трансфертов является Фонд финансовой поддержки регионов (ФФПР). Финансовая помощь из ФФПР должна осуществляться на основе норматива финансовых затрат на предоставление государственных услуг в целях финансирования расходов, обеспечивающих минимальные государственные социальные стандарты и социальные нормативы по вопросам местного значения.
Право на получение трансфертов из ФФПР предоставляется тем субъектам РФ, среднедушевые налоговые доходы которых не достигают установленного минимального уровня. Соответственно расчетные трансферты должны обеспечивать для всех дотационных регионов одинаковое значение скорректированных душевых налоговых доходов.
Одной из главных целей межбюджетных трансфертов является сокращение зависимости субъектов Федерации от финансовой помощи федерального центра, обеспечение сбалансированности бюджетов и наращивание бюджетного потенциала регионов. Для этого необходимо:
Выводы
Таким образом, в теме рассмотрены особенности структуры доходов и расходов как бюджетов субъектов РФ, так и местных бюджетов. Раскрыты особенности межбюджетных отношений, заключающиеся в отношениях между органами государственной власти РФ, государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления в осуществлении бюджетного процесса. Определены основные принципы, на которых строятся межбюджетные отношения.
Дана характеристика бюджетного федерализма, принципов, на которых он строится. Рассмотрены основные модели бюджетного федерализма:
Дана характеристика межбюджетных трансфертов, определено их назначение, цели и порядок предоставления.