Что такое бюджетное правило в россии простыми словами
Что такое бюджетное правило. Объясняем простыми словами
Бюджетное правило — ограничение на рост бюджета страны, вводимое для снижения зависимости экономической политики от цен на сырьё на мировом рынке.
Бюджетные правила обычно вводятся странами, экономика которых сильно зависит от торговли сырьём (в частности, нефтью).
Это работает так: власти определяют базовую цену (её ещё называют ценой отсечения) на сырьё, исходя из которой планируется бюджет. Если цена окажется выше, то разницу (сверхдоходы) складывают в «кубышку» — чтобы из неё инвестировать в экономику и социальную сферу, а также иметь запасы на будущее (или на случай кризиса). Если ниже — то из «кубышки» компенсируют дефицит бюджета.
Бюджетное правило также регулирует ряд других показателей расходов — например, по обслуживанию госдолга страны.
Пример употребления на «Секрете»
«Введённое правительством бюджетное правило сработало, и такое падение цен на нефть не оказало такого драматического влияния на экономику, волатильность валюты и т. д».
(Президент и председатель правления Сбербанка Герман Греф — в интервью РБК).
История
Нюансы
Согласно бюджетному правилу, на дополнительные доходы от высокой стоимости нефти Минфин закупает валюту и золото и направляет эти средства на счета в Центробанке. Затем эти средства перечисляются в ФНБ. Резервы фонда можно тратить только на компенсацию снизившихся нефтегазовых доходов. Но если они превышают 7% ВВП, то «излишек» можно тратить на инфраструктурные проекты.
Практика
С началом пандемии ярко проявился главный недостаток существующего бюджетного правила, заключающийся в том, что в нём не заложена достаточная гибкость, чтобы оперативно реагировать на резкое изменение экономической обстановки в стране.
В бюджетной политике многих стран есть оговорки, что во время чрезвычайных обстоятельств (например, глобальный финансовый кризис) из подобных установок можно делать исключения. В бюджетном правиле России таких исключений нет.
После экономических санкций и падения цен на нефть в 2014–2016 годах российские власти повысили требования к финансовой дисциплине — бюджетное правило стало оплотом стабильности экономики.
Бюджетное правило и в каких случаях его могут изменить
Всем известно, что доходы от экспорта углеводородов составляют львиную долю бюджета нашей страны. Мировые цены на них подобно качелям взмывают то вверх, то вниз. Чтобы уберечь бюджет от раскачивания в такт волнующейся нефти, ввели бюджетное правило.
«Голландская болезнь» – такой экономический диагноз часто свидетельствует о том, что государство прочно подсело на «нефтяную иглу». Теоретически «игла» может быть любой, не только углеводородной. Но на практике чаще всего экономики «захворавших» стран полностью ориентируются на экспорт именно «черного золота» или «голубого топлива».
История этого недуга берет свои корни в Нидерландах (напомним, Голландия – это лишь наиболее известный регион государства). В середине прошлого века открытие Гронингенского месторождения углеводородов вызвало в стране настоящий «нефтяной бум». Масла в огонь подлили государства Аравийского полуострова, которые в начале 70-х годов в отместку Западу за поддержку Тель-Авива в арабо-израильских войнах резко (в разы) повысили цены на углеводороды.
Высочайшая рентабельность экспорта нефти и газа привела к тому, что все остальные отрасли нидерландской экономики оказались в роли второстепенных. Кроме того, тотальная ориентированность на экспорт привела к сильному и неконтролируемому укреплению гульдена – национальной валюты Нидерландов. А чем сильнее курс, тем ниже конкурентоспособность производимой продукции за рубежом. В стране начали массово закрываться промышленные предприятия, резко выросла безработица.
Однако в начале 80-х годов ХХ века нефтяные цены пошли на спад, и в «стране тюльпанов» разразился жесткий экономический кризис. Его усугубила деградация всех остальных отраслей промышленности кроме добывающей.
Таким образом, ситуативное везение в одной-единственной сфере при отсутствии должного государственного регулирования вылилось в крах всей экономической системы.
Кстати, нечто подобное в то же время пережила и экономика СССР, что стало одной из причин развала великой державы.
Учитывая этот поучительный исторический урок, экономисты и финансисты государств, ориентированных на экспорт, разработали бюджетное правило.
Бюджетное правило – предохранительный алгоритм, направленный на то, чтобы защитить бюджет страны от разрушительного воздействия колебаний цен на важные экспортные статьи доходов.
Регулирование нефтегазовых доходов бюджета
Бюджет – один из основополагающих элементов государства, его «казна». За счет него исполнительная власть в нашей стране финансирует федеральные и региональные программы здравоохранения и образования, обеспечивает оборону границ и соблюдение законности и правопорядка, отстаивает интересы России на международной арене.
Российский бюджет формируется из различных статей доходов, в первую очередь за счет налогов – на добавленную стоимость (НДС), на прибыль компаний и на добычу полезных ископаемых (НДПИ). При этом наибольший вклад – почти 40% (в 2020 году) – приносят доходы от экспорта нефти и газа.
К счастью, российских добытчиков такая проблема не коснулась, и тем не менее в прошлом году они пережили весьма серьезное падение доходов. Соответственно, резко уменьшились и уплаченные ими в государственный бюджет налоги. И если бы не обновленное в 2018 году бюджетное правило, нагрузка на «казну» оказалась бы куда существеннее.
Суть алгоритма заключается в том, что ежегодно Минфин России во взаимодействии с Минэкономразвития и под четким контролем Госдумы на законодательном уровне определяет, так называемую отсечную цену нефти.
Отсечная цена нефти – пороговое значение экспортной цены «черного золота», при поднятии выше которого все дополнительные доходы от его реализации уходят не на пополнение расходной части бюджета, а в специальные фонды. Например, в стабилизационный или в Фонд будущих поколений.
К слову, доходы от реализации газа и ряда других сырьевых продуктов также подчиняются этому правилу.
Другими словами, составители бюджета заранее определяют для себя максимальную планку государственных расходов на следующий год, даже если текущие цены на углеводороды позволяют поднять ее гораздо выше. А все, что удастся накопить сверху, положат в «кубышку» – Резервный фонд (по другому ФНБ или Фонд национального благосостояния) – на непредвиденные расходы.
Определяется эта планка по итогам детального анализа мировых рыночных тенденций и прогнозов их изменений.
Кроме того, бюджетное правило регулирует ряд других показателей расходов – например, по обслуживанию госдолга страны.
История бюджетного правила в России
В нашей стране бюджетное правило было впервые вступило в силу в 2004 году, после очередной долгосрочной «просадки» нефтяных цен. С тех пор цена отсечения росла вслед за ростом спроса на углеводороды и за 9 лет поднялась с 20$ до 91$ за баррель нефти марки Urals.
2015 год запомнится нам, как “тяжелый” в связи с обвалом курса рубля к доллару. Прогнозируя дальнейшее ухудшение экономической обстановки, российское правительство приняло решение отменить ограничение государственных расходов.
Но уже в 2018 году эксперты отметили, что экономика начала стабилизироваться. В итоге по просьбе Минфина Госдума восстановила действие бюджетного правила.
Бюджетное правило по отношению к курсу рубля
Если в отношении нефтегазовых доходов бюджетное правило образца 2018 года не сильно отличается от предыдущих редакций, то в регулировании курса рубля произошли серьезные изменения.
До 2015 года был жестко закреплен валютный коридор. Другими словами, Центробанк России корректировал курс рубля к доллару строго в установленных границах. При этом нефтяные доходы сверх цены отсечения он переводил в доллары по собственному курсу (ЦБ РФ).
С началом кризиса это условие потеряло актуальность. Центробанк отпустил рубль в «свободное плавание», амплитуда колебаний его курса заметно увеличилась. При этом, когда цена доллара опускалась ниже отметки в 60 рублей, конкурентоспособность добытчиков российской нефти и газа резко снижалась.
Интересная информация: для компаний-экспортеров, равно как и для государств с экспортоориентированной экономикой, выгоден низкий курс национальной валюты по отношению к доллару.
Доходы экспортеров падали, а значит уменьшались и отчисления в российский бюджет.
После того, как в 2018 году бюджетное правило было восстановлено, в отношении рубля оно получило новое толкование. Теперь обмен в доллары национальной валюты, направляемой в Резервный фонд, производится не внутри Центробанка, а по свободному курсу на мировом валютном рынке.
Проблема бюджетного правила
С началом коронавирусного кризиса ярко проявился главный недостаток существующего бюджетного правила – в нем не заложена достаточная гибкость, чтобы оперативно реагировать на резкое изменение экономической обстановки в стране.
Эпидемия дважды ударила по нашему бюджету. С одной стороны, обрушились доходы сразу в нескольких отраслях экономики, потребовалось ввести налоговые льготы для многих предприятий бизнеса, а значит поступления денег в “казну” упали. С другой – потребовались значительные непредвиденные расходы на поддержание системы здравоохранения в рабочем состоянии.
Сделать бюджетное правило более гибким могли бы, например, освобождающие оговорки. Это своего рода триггеры, запускающие другой, более подходящий для разрешения проблемной ситуации алгоритм формирования государственного бюджета.
Сегодня многие «светлые умы» финансового пула страны бьются над решением этой проблемы. Так что не за горами новая редакция российского бюджетного правила.
Что такое бюджетное правило
Бюджетное правило — финансовое правило, накладывающее длительное ограничение на бюджетную политику посредством количественных ограничений на бюджетные показатели.
Бюджетное правило является, пожалуй, единственным зарекомендовавшим себя в международном опыте работающим механизмом снижения зависимости федерального бюджета и внутренних экономических условий от цен на энергоносители для сырьевых стран.
С 2018 г. в РФ вступило в силу новое бюджетное правило. Согласно нему, все нефтегазовые доходы от цен на нефть выше базового значения, заложенного в бюджете, используются для покупки валюты Минфином и размещения в Фонде Национального Благосостояния (ФНБ).
За первые 4 месяца 2018 г. покупки валюты Минфином составили 988 млрд руб. С учетом мая совокупный объем средств, направленных в ФНБ, составит 1,3 трлн руб. Всего по итогам года ведомство прогнозирует поступления в резервы 3,5 трлн руб.
При этом расходы бюджета увеличиваются всего на 62 млрд руб., так как согласно бюджетному правилу дополнительные нефтегазовые доходы помещаются в резерв и не расходуются. Такая бюджетная политика призвана снизить зависимость экономики от цен на энергоносители и сформировать надежный резерв для периодов дефицита.
Бюджетное правило снижает зависимость экономики от внешних факторов и позволяет сформировать надежный резерв на периоды дефицита бюджета.
Большое влияние правило оказывает на курс национальной валюты. Если раньше при повышении цен на нефть рубль укреплялся из-за роста продаж валютной выручки экспортерами, то теперь этот эффект компенсируется за счет покупок валюты Минфином. Аналогично, при падении цен на нефть ниже базовой цены продажи валюты из ФНБ будут поддерживать российский рубль.
Бюджетное правило делает рубль более стабильной валютой и снижает его зависимость от нефтяных цен.
Стабильная валюта поддерживает привлекательность рынка инструментов с фиксированной доходностью и снижает риск-премию российских долговых бумаг из-за меньшего влияния волатильности нефтяных котировок на экономику. Также это способствует формированию предсказуемых макроэкономических условий, необходимых для обеспечения устойчивого роста экономики.
Позитивное влияние правило оказывает на экспортеров нефтегазовой отрасли. Из-за сильной корреляции цен на нефть и курса рубля в прошлые годы позитивный эффект для выручки компаний со стороны высоких нефтяных цен нивелировался укреплением национальной валюты.
Сейчас такой зависимости нет, что позволяет экспортерам получать больший финансовый эффект от дорогой нефти.
Критика бюджетного правила
Ряд экспертов критикуют существующее бюджетное правило за чрезмерную жесткость. Высокий порог ФНБ в 7% ВВП уменьшает эффективное инвестирование дополнительных нефтегазовых доходов в инфраструктурные проекты.
По мнению сторонников смягчения правила, существующие жесткие условия не позволяют стране выйти на темпы роста экономики выше 2-3%. Кроме того, ряд экспертов ссылаются на то, что негативное влияние оказывается и на социальное развитие страны из-за чрезмерной экономии.
Сторонники правила в существующем виде приводят в качестве аргументов снижение волатильности национальной валюты, зависимости от нефтяных цен и повышение предсказуемости макроэкономических условий для реального сектора экономики.
Галактионов Игорь
БКС Брокер
Последние новости
Рекомендованные новости
Главное за неделю. Продай, купи, спи
Акции Oracle взлетели к максимумам. Разбираем отчет
Американская экономика: ключевые факторы 2022
5 самых ярких сделок M&A на российском рынке в 2021
Как Магнит будет работать с Wildberries
Илон Маск продолжает продавать акции. А что Tesla?
Он как Тинькофф, но на 7 лет моложе. Новая банковская фишка на рынке
Акции Costco растут после отчета. Какие перспективы?
Адрес для вопросов и предложений по сайту: bcs-express@bcs.ru
* Материалы, представленные в данном разделе, не являются индивидуальными инвестиционными рекомендациями. Финансовые инструменты либо операции, упомянутые в данном разделе, могут не подходить Вам, не соответствовать Вашему инвестиционному профилю, финансовому положению, опыту инвестиций, знаниям, инвестиционным целям, отношению к риску и доходности. Определение соответствия финансового инструмента либо операции инвестиционным целям, инвестиционному горизонту и толерантности к риску является задачей инвестора. ООО «Компания БКС» не несет ответственности за возможные убытки инвестора в случае совершения операций, либо инвестирования в финансовые инструменты, упомянутые в данном разделе.
Информация не может рассматриваться как публичная оферта, предложение или приглашение приобрести, или продать какие-либо ценные бумаги, иные финансовые инструменты, совершить с ними сделки. Информация не может рассматриваться в качестве гарантий или обещаний в будущем доходности вложений, уровня риска, размера издержек, безубыточности инвестиций. Результат инвестирования в прошлом не определяет дохода в будущем. Не является рекламой ценных бумаг. Перед принятием инвестиционного решения Инвестору необходимо самостоятельно оценить экономические риски и выгоды, налоговые, юридические, бухгалтерские последствия заключения сделки, свою готовность и возможность принять такие риски. Клиент также несет расходы на оплату брокерских и депозитарных услуг, подачи поручений по телефону, иные расходы, подлежащие оплате клиентом. Полный список тарифов ООО «Компания БКС» приведен в приложении № 11 к Регламенту оказания услуг на рынке ценных бумаг ООО «Компания БКС». Перед совершением сделок вам также необходимо ознакомиться с: уведомлением о рисках, связанных с осуществлением операций на рынке ценных бумаг; информацией о рисках клиента, связанных с совершением сделок с неполным покрытием, возникновением непокрытых позиций, временно непокрытых позиций; заявлением, раскрывающим риски, связанные с проведением операций на рынке фьючерсных контрактов, форвардных контрактов и опционов; декларацией о рисках, связанных с приобретением иностранных ценных бумаг.
Приведенная информация и мнения составлены на основе публичных источников, которые признаны надежными, однако за достоверность предоставленной информации ООО «Компания БКС» ответственности не несёт. Приведенная информация и мнения формируются различными экспертами, в том числе независимыми, и мнение по одной и той же ситуации может кардинально различаться даже среди экспертов БКС. Принимая во внимание вышесказанное, не следует полагаться исключительно на представленные материалы в ущерб проведению независимого анализа. ООО «Компания БКС» и её аффилированные лица и сотрудники не несут ответственности за использование данной информации, за прямой или косвенный ущерб, наступивший вследствие использования данной информации, а также за ее достоверность.