Что такое даджаль в исламе
Самая страшная смута на Земле. Приход Даджаля
Пророк Мухаммад ﷺ настолько подробно в хадисах изложил описание и время появления Даджаля, что сомнений по этому поводу быть не может. Он сказал: «… На вид Даджаль безобразен и мерзок, сама природа его обезобразила. Своим обликом напоминает шайтана, и окружают его шайтаны, и сподвижники его шайтаны. Когда Даджаль объявится, за ним последуют 70 тысяч иудеев, одетых в чёрные балахоны ».
Ещё Посланник Аллаха ﷺ рассказывает о родителях Даджаля: «Родители Даджаля тридцать лет не имели детей, и только после этого времени у них рождается косой ребёнок, самое вредное и бесполезное существо. Глаза его закрываются, но сердце не засыпает. Родители его высокого роста, кожа у них бугристая, покрытая волдырями, не как у обычных людей, у отца длинный нос, похожий на клюв, а мать имеет большие груди».
Облик Даджаля
Что касается облика самого Даджаля, то Пророк ﷺ в хадисах достаточно подробно описал его. Когда он появится, у верующих не останется никаких сомнений в том, что он – Даджаль. Он будет очень известным. «Он небольшого роста. Очень толстый, темнокожий. Голова большая, и волосы очень кучерявые, цвета высохшей пыли. Если смотреть вблизи, то на его лице заметен шрам, из-за которого на правой стороне лица нет брови и ресниц, и как бы выколот глаз».
Он, как указывается, не с одним глазом в центре лба, а с двумя глазами, только один зрячий, а другой слепой. Левый глаз зелёного цвета, будто стеклянный, напоминает испорченную виноградинку или плевок. Обо всех этих сифатах есть достоверные хадисы, которые не вызывают никаких сомнений и достигли степени таватура (таватур – хадис, переданный из поколения в поколение столь большим числом передатчиков, что невозможно, чтобы они объединились во лжи). Пророк Мухаммад ﷺ говорит: «Между его глазами написано «кяфир», и эту надпись может прочесть каждый мумин, как умеющий читать, так и безграмотный».
В другом хадисе сказано: «Человек плотного телосложения, темнокожий, с кучерявыми волосами и косоглазый». Ещё есть хадис: «Масих Даджаль – человек маленького роста, кривоногий, косоглазый, один глаз у него выколот. Голова Даджаля кучерявая».
«Косой на правый глаз, и этот глаз похож на тухлый плод винограда».
«У него меж глаз будет написано «кяфир», и он будет косой. Даджаль будет утверждать, что он господь. А ведь ваш Господь не косой». Признаки Даджаля будут явно выраженными и очень заметными.
Испытания Даджаля
Кто же подвергнется испытанию Даджаля? Посмотрите на сегодняшнюю жизнь. Людей можно разделить на верующих и неверующих. Среди верующих можно найти людей со слабым иманом, который не подкреплён доводами и логическими умозаключениями.
Если появляется человек, способный совершать чудеса, пусть даже мнимые, то у него будет масса поклонников – неверующих. Даджаль обладает сильными способностями. Но верующий человек не пойдёт за Даджалем.
Где же сейчас находится Даджаль?
Есть длинный хадис, который дошёл до нас от Фатимы бинт Кайис. Там говорится, что муэдзин Пророка ﷺ созвал как-то раз людей не на обязательную молитву, а для того, чтобы рассказать о чём-то необычном.
Он говорит: «Я с тридцатью своими товарищами отправился на корабле в плавание по делам. На море поднялся шторм, и мы причалили к берегу в ожидании хорошей погоды. В это время к нам приблизилось какое-то животное, покрытое волосами, с виду напоминающее сатану; было непонятно, где у него голова, а где конечности. Животное назвало себя джассадом и сказало: «Пойдёмте со мной к человеку, который находится в монастыре и жаждет беседы с вами». Мы хоть и испугались, но отправились за этим животным, и нашли в монастыре большого человека, который был закован цепями, руки его были привязаны к шее. Мы спросили: «Кто ты такой?» Он же сказал: «Раз вы пришли ко мне, расскажите о себе». И мы рассказали, как оказались на острове. Этот человек стал нам задавать вопросы:
– Расскажите мне о плодовой роще Бисан, находящейся в Палестине.
– Что ты имеешь в виду?
– Дают ли эти пальмы плоды?
– Да. А что, они могут не давать плоды?
Он не ответил и продолжал спрашивать:
– Расскажите мне об озере Табария в Сирии. Есть ли там вода?
– Да. Озеро богато водой. А что, там может не быть воды?
– Расскажите мне о Пророке, появившемся среди неграмотных. Что он делает?
– Он родился в Мекке, переселился в Медину.
– Воевали с ним арабы?
– Да, воевали. Но он одержал над ними победу, и арабы подчинились ему.
– Разве так произошло?
– Для них же лучше подчиниться. А я расскажу вам о себе. Я Масих. Я жду разрешения выйти. Я выйду, и буду ходить по земле в течение сорока суток, не пропущу ни одну деревню, кроме Мекки и Медины. Туда меня не пустят ангелы, стоящие у ворот города».
Далее Пророк ﷺ добавил: «Это есть тот самый проклятый Даджаль, о котором я вам рассказывал«».
В хадисах Пророка ﷺ говорится также о конкретном месте, где он должен появиться.
«Даджаль появится на Востоке, из земли, которая называется Хорасан». В другом хадисе Пророк ﷺ говорит: «За Даджалем последуют 70 тысяч иудеев из Исфахана» (местность в Хорасане).
Как уберечься от смуты Даджала
Одним из признаков появления Даджаля является появление Махди – имама, объединяющего всех мусульман. Христиане это событие называют Армагеддоном. Второй признак – это взятие мусульманами Константинополя (Стамбул). Появлению Даджаля будут предшествовать три тяжёлых года. В первый год Аллах велит небесам удержать треть влаги, посылаемой на землю. Земле же велит удержать треть урожая. Во второй год небеса удержат две трети влаги, а земля – две трети урожая. На третий год небо и земля и вовсе откажут во благе. А что же заменит людям пищу? Мумины насытятся произнесением «Ла илаха илла ллаху ва ллаху Акбар ва лиллахильхамд». Нам это кажется простым, но есть люди, которые не знают этих слов, они и будут больше всех страдать, умирать с голоду.
Перед появлением Даджаля разразится кризис, разруха, голод, высохнут реки. Высохнет даже полноводный Евфрат.
3. от смуты живых и мёртвых;
4. от смуты масиха Даджаля.
Представители разных конфессий называют Даджаля по-разному (у христиан – антихрист), но о смуте, которую он посеет, предостерегали все пророки.
Как же защититься от смуты Даджаля?
В первую очередь, нужно соблюдать чистоту и усердие в поклонении, выполнять все наказы Всевышнего, отбросить плохие деяния, запрещённые Аллахом. Только этим мы обретём любовь к Пророку ﷺ и укрепим истинную веру. Только так мы сможем увидеть надпись «кяфир» между глаз Даджаля, и нам будет противно видеть и слушать его.
Все способности Даджаля (вызывание дождя, увеличение мирских благ его последователей, обнищание отрицавших его, подчинение природных ресурсов и т. д.) – это всё Всевышний даст как испытание, чтобы проверить, насколько глубока истинная вера мумина.
Дай Аллах нам всем силы защититься от самой большой смуты на земле – смуты Даджаля. Амин.
Десять признаков Даджаля (Антихриста)
Вопрос №182:
Кто такой Даджаль? Можно ли считать интернет чем-то из проделок Даджаля?
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَٰنِ الرَّحِيمِ
Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему любимому Посланнику, его семье и сподвижникам, а также тем, кто последовал по его пути до Судного Дня.
Передается в достоверных сборниках имамов Бухари и Муслима хадис, в котором Пророк ﷺ предостерегает свою умму от одноглазого лжеца[1]. В других версиях этого хадиса передается, что он назвал его Даджалем. Слово Даджаль происходит от слова «دَجَلَ» [даджаля] — «покрывать что-то». Известно, что в Багдаде есть река, которая называется Диджля. Воды этой реки покрывают земли Багдада, так же и Даджаль — это тот, кто покроет большую часть нашего мира ложью и бесчестием.
Передается, что Даджаль обладает определенными качествами, с помощью которых мы можем узнать его. Нашему Пророку ﷺ, как это приходит в достоверном сборнике имама Муслима, да помилует его Аллах, было сообщено об этом человеке то, что не было известно никому из пророков и посланников до него.
Вкратце упомянем десять его примет и качеств, которые передаются в достоверной Сунне нашего Пророка ﷺ.
Первое: он является одноглазым, правый глаз у него отсутствует[2]. В других же версиях хадиса говорится, что у него отсутствует левый глаз[3]. Ученые, которые проанализировали оба сообщения, сказали, что обе версии являются достоверными, без сомнения. И, как обычно делается в подобных случаях, их решили объединить. Версия о правом глазе указывает на то, что этого глаза нет, а в версии о левом глазе указывается на дефект, но сам глаз присутствует.
Второе: у него длинные волосы[4].
Третье: он является красным, то есть цвет кожи его тела ближе к красноте[5].
Четвертое: его лицо белое[6]. Если все его тело ближе к красноте, то лик более близок к белизне.
Пятое: его голова похожа на змеиную[7]. «Асаля» — это змея, которая является большой, но короткой, и Пророк ﷺ сравнил голову этого человека с головой этой змеи.
Шестое: он является низким, но когда он идет, то шагает большой поступью[8].
Седьмое: лоб его является широко открытым[9], несмотря на то, что его волосы длинные. Даже некоторые упомянули в комментариях этого качества, что с передней части головы и почти до ее половины у него нет волос, и его лоб открыт.
Восьмое: у него нет потомства[10].
Девятое: он будет передвигаться по земле очень быстро — так, как передвигается облако, гонимое ветром.
Десятое: между его глазами написано «كَافِر» [кяяфир] — неверующий[11]. Это является знамением, и каждый из верующих, кто встретит его, увидит эти слова между его глаз.
Также известно, что его выход имеет предзнаменования, и это изучается в хадисе Джассаса, который привел имам Муслим, да помилует его Аллах. Известно, что Тамим ад-Дари, да будет доволен им Аллах, встретился с Даджалем на одном из островов, где задавал ему вопросы про некоторые сады, деревья, озера и так далее. Этот хадис приведен в достоверном сборнике имама Муслима[12], да помилует его Аллах. В нем можно подробнее изучить события, с происшествием которых выйдет Даджаль.
Известно, что Даджаль выйдет на Востоке[13], между Ираком и Шамом, после Махди и перед ‘Исой, мир ему. Шам — это общее название стран восточной части Средиземного моря, в более узком смысле — Сирии, Палестины, Иордании и Ливана. Он пробудет в этом мире сорок дней[14]: один день — как год, второй — как месяц, третий — как неделя, а остальные дни будут как обычные. Его последователи — семьдесят тысяч иудеев из Исфахана[15] (город в центральном Иране), а также каждый, кто не пройдет это испытание. Большая часть из них — женщины[16]. Также известно, что он не войдет в два города — Мекку и Медину[17]. ‘Иса ибн Марьям, мир ему, настигнет его возле местечка, который называется Баб Люд в Палестине, и убьет[18].
Кто-то может спросить, почему его имя не упоминается в Коране, несмотря на то, что он — самое большое испытание со времен Адама, мир ему, по сегодняшний день и до конца света? Ученые на это ответили так: «Всевышний Аллах не упомянул о нем в Священной Книге, чтобы унизить его».
Также известно, что хариджиты и джахмиты отрицают его существование.
Как можно спастись от его фитны? Ответ — чистым единобожием, праведными деяниями и прибегая к Всевышнему от его фитны. Передается в достоверном хадисе у имама Муслима[19], да помилует его Аллах, что тот, кто знает и следует первым, а в другой версии — последним десяти аятам суры «аль-Кахф», будет защищен от его фитны.
Является ли интернет чем-то из промысла Даджаля? Сегодня многие упоминают Даджаля в связи с тем, что им известно от людей Писания про антихриста. Нет проблем, если мы называем его этим же именем, хотя более правильно называть нам его тем именем, которое приходит в нашей религии — Масих ад-Даджаль. Они считают, что знаком его являются «три шестерки», и порой называют его интернетом, телевидением и другими подобными определениями.
К сожалению, многие мусульмане сегодня впали в заблуждения в некоторых моментах относительно информации о Даджале. Они сказали, что в основном хадисы о Даджале приводят шесть самых распространенных сборников, и это не просто так, ведь его число 666. Также сура «Пещера» находится под номером 18, что является тремя шестерками, поэтому все совпадает.
Однако мы — мусульмане, и у нас нет никакой необходимости брать эти знания у людей Писания. Мы знаем из Откровения про Даджаля то, чего нет у других людей, и мы следуем тому, что передано в достоверной Сунне. Нет никакого подтверждения этим данным про три шестерки, про антихриста, про те вещи, которые говорят нам люди Писания.
Исходя из этого мы следуем правилу, которому научил нас в достоверном хадисе Пророк ﷺ: «Рассказываете от людей Писания, и нет в этом проблем. Однако кто оболгал меня, тот пусть приготовит свое место в огне».[20]
Все, что к нам приходит от людей Писания, мы делим на три категории.
Первая: то, что пришло от них, и у нас есть на это подтверждение. В данном случае мы это принимаем.
Вторая: то, что пришло от них, и у нас это опровергнуто. Это, разумеется, мы не принимаем.
Третья: то, что пришло от них, и у нас об этом умалчивается. В данном случае мы не отрицаем этого полностью, но и не принимаем в полной мере. У нас нет на это подтверждения из Корана или Сунны ﷺ, и раз у нас этого нет и нет того, что это бы отрицало, то мы просто молчим об этом.
То же самое касается и данной ситуации. То, что они говорят про антихриста и про знак «трех шестерок» и тому подобное, — у нас нет об этом никакой информации. Исходя из этого мы молчим об этом, не отрицая и не подтверждая полностью.
Резюмируя вышесказанное, можно сказать, что, возможно, интернет и телевидение в общем являются одними из его деяний, потому что большая часть того, что мы видим в них, — это нечестие и испытание для людей. Нет никакого сомнения, что это уменьшает веру людей, негативно влияя на нее.
А так известно, что он находится закованным на острове и не появится в этот мир до тех пор, пока не пожелает Всевышний Аллах в конце времен.
А Аллаху ведомо лучше.
Абу Ислам аш-Шаркаси
Эр-Рияд, Саудовская Аравия
7 Раджаб 1440 г. (14.03.2019)
[1] Сахих Аль-Бухари, хадис № 7131, т. 9, с. 60; Сахих Муслима, хадис № 2933, т. 8, с. 195.
[2] Сахих Аль-Бухари, хадис № 3439, т. 4, с. 166; Сахих Муслима, хадис № 169, т. 1, с. 107.
[3] Сахих Муслима, хадис № 2934, т. 8, с. 195; Сунан Ибн Маджа, хадис № 4071, т. 5, с. 525;
[4] Сахих Муслима, хадис № 2934, т. 8, с. 195; Сунан Ибн Маджа, хадис № 4071, т. 5, с. 525.
[5] Сахих Аль-Бухари, хадис № 7026, т. 9, с. 39.
[6] Муснад Ахмада, хадис № 2148, т. 4, с. 48.
[7] Муснад Ахмада хадис № 2852, т. 5, с. 48.
[8] Сунан Абу Дауда, хадис № 4320, т. 4, с. 322; Муснад Ахмада, хадис № 22764, т. 37, с. 423.
[9] Муснад Ахмада, хадис № 7905, т. 13, с. 282.
[10] Сахих Муслима, хадис № 2927, т. 8, с. 190.
[12] Сахих Муслима, хадис № 2942, т. 8, с. 203; Сунан Абу Дауда, хадис № 4325, т. 4, с. 324.
[13] Сунан Ат-Тирмизи, хадис № 2237, т. 4, с. 90.
[14] Сахих Муслима, хадис № 2937, т. 8, с. 196.
[15] Сахих Муслима, хадис № 2944, т. 8, с. 207.
[16] Муснад Ахмада, хадис № 5353, т. 9, с. 255.
[17] Сахих Муслима, хадис № 2942, т. 8, с. 203; Сунан Абу Дауда, хадис № 4325, т. 4, с. 324.
[18] Сунан Абу Дауда, хадис № 4321, т. 4, с. 322; Сунан Ибн Маджа, хадис № 4075, т. 5, с. 528; Муснад Ахмада, хадис № 17629, т. 29, с. 172.
[19] Сахих Муслима, хадис № 2937, т. 8, с. 196, а также хадис № 809, т. 2, с. 199.
[20] Сунан Абу Дауда, хадис № 3662, т. 4, с. 46, Муснад Ахмада, хадис № 11536, т. 18, с. 94.
Если Вы нашли ошибку, пожалуйста сообщите нам об этом по следующему адресу:
[email protected]
Антихрист (Даджаль)
В истории человечества, начиная со времен Адама
и заканчивая [моментом наступления] Конца Света,
нет ничего более страшного,
чем [появление и властвование] Антихриста.
Кто такой Антихрист?
На арабском языке в наследии заключительного Божьего посланника Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) этот персонаж фигурирует как Даджаль. Слово «даджаль» имеет значение «обманщик, шарлатан».
Ему будет дана временная возможность поменять местами ложь и правду. Правдивое, праведное в его времена станет ложным и греховным, а грех станет формой проявления набожности пред новым «богом», которым Антихрист себя объявит, и все это станет непростым испытанием для человечества в доказательство духовной проницательности и веры пред Единым и Единственным Богом для всех времен и народов, Сотворившим все и вся, в том числе и самого Антихриста.
Пророк Мухаммад часто молил Всевышнего в завершение молитвы-намаза: «О Господи! Поистине, я прошу защиты у Тебя от мучений Ада, мук в загробной жизни, от искушений жизни и смерти и от соблазна Антихриста»[3], оставляя последующим поколениям мольбу-спасение на случай, если человек окажется живущим именно в это смутное время.
Нечеловеческие возможности будут, по воле Творца, сопровождать Антихриста на протяжении некоторого времени, но в какой-то момент он лишится всего этого и не сможет защитить даже самого себя от наступившего срока смерти — он будет убит Иисусом, чье второе пришествие придется именно на это время.
Антихрист в Сунне
Упоминание об Антихристе в наследии последнего Божьего посланника (да благословит его Всевышний и приветствует):
— «Есть три вещи, после появления которых смысла в вере не станет для всех тех, кто не уверовал прежде [до их появления], а также тех, кто не сделал ничего хорошего из религиозных побуждений [ведь вера — это не философия, а твердые убеждения и конкретные благие дела]: (1) восход солнца с запада; (2) появление Антихриста и (3) появление земляного ползучего животного»[4].
— «[Антихрист своим умением творить чудеса, умом и непостижимыми по мирским меркам возможностями будет поначалу убеждать людей в том, что он — новый пророк, а потом — что и сам Бог, потому навеки уясните для себя, что] воистину, Аллах (Бог, Господь) не является одноглазым [не имеет подобных человеческих изъянов]. Знайте же, Антихрист будет одноглазым (будет иметь явный дефект) на правый[5] глаз. Глаз его будет подобен жухлой[6] виноградине[7]»[8].
— «[Еще со времен Ноя][9] каждый из Божьих пророков предостерегал своих последователей от [зла] одноглазого лжеца. Да, он (Антихрист) одноглазый [будет иметь явный физический недостаток, и он будет говорить вам, что он — Господь Бог, но знайте] Бог ваш не может быть таковым! Меж глаз у Даджаля (Антихриста) будут написаны [три арабские буквы] «кяф», «фа», «ра», то есть «безбожник»[10]. Любой мусульманин [любой верующий в Единого Творца, будь то француз, немец, татарин или японец, вне зависимости от языка и образования] сможет прочитать это[11]. [По воле Всевышнего это будет очевидно и заметно для тех верующих, которые все-таки смогут не ослепнуть духовно от его невероятной по мирским меркам мощи и творимых чудес. Проницательность верующего даст точный и однозначный ответ][12]»[13].
— «У Даджаля будет вода и огонь. [Но] огонь его — это [на самом-то деле] прохладная вода, а вода его — огонь. Не погибните же [соблазнившись тем, что погубит вас, разрушит вероятность вашего вечного благополучия в Раю]»; «У Антихриста будет подобие Рая и Ада. То, что он будет называть Раем, на самом деле — Ад. [То, что будет считаться счастьем в его империи, обернется для людей горем; а то, чего будут ужасаться и сторониться, — счастьем. Но лицезреть настоящее обличье обстоятельств и истинную цену навязанных ценностей люди смогут лишь по завершении этого глобального для человечества испытания]»[14].
— «Появится Антихрист в среде последователей моих и пробудет он на земле — сорок. [Но] не знаю, сорок ли это дней, месяцев или лет. И ниспошлет Господь ‘Ису (Иисуса), сына Марьям (Марии)[15]. Найдет он Антихриста и уничтожит его. После чего люди семь лет будут пребывать в полном мире и благополучии, не будет вражды между ними. Затем Всевышний пошлет со стороны Шама (Сирии) холодный [пронизывающий] ветер, который не оставит на земле ни одного человека, имеющего хотя бы малую часть веры в Единого Господа. Даже если человек постарается спрятаться в глубине горы [самом надежном подземном бункере], ветер[16] настигнет его и там»[17].
Явные отличительные характеристики Антихриста
1. Он одноглазый. Достоверно известно, что у него будет явный дефект, связанный именно с глазами. Суть богословских комментариев, с учетом всех хадисов, где оговаривается данный физический недостаток, такова: «Бросающийся в глаза изъян будет касаться как правого глаза, так и левого. Плохое зрение или отсутствие возможности видеть на один глаз. Одно око будет потухшим и запавшим (вероятно, правый глаз), а другое — выпуклым и блестящим (вероятно, левый глаз). Для людей, которые смогут сохранить зрячесть разума и души, несмотря на обвораживающую и околдовывающую силу мирского притяжения Антихриста, будет очевидно, что Всевышний (а Антихрист на определенном этапе своей жизни начнет называть себя богом) не может быть человеком, а тем более иметь явный изъян»[18].
2.Меж глаз у него написано «безбожник». Как это будет, в какой форме? До фактического появления самого Антихриста это известно лишь одному Богу. Думаю, и смысла нет понапрасну рассуждать об этом, следует ограничиться текстом хадиса.
3.«Крупного телосложения, красный [с покрасневшим лицом], курчавый (с кудрявыми, вьющимися волосами)»[19].
4.На земле у Антихриста будет свой, в мирских границах и возможностях, Рай и Ад. Это — Богом данная Антихристу временная возможность вершить все по-своему. Но и этому, с одной стороны, великолепию и обольщению с одновременным обожествлением Антихриста в сознании слабых интеллектом и верой, а с другой — жесткому испытанию не продолжаться вечность. Одного волеизъявления Всевышнего «будь» (стань иным) достаточно, дабы вся иллюзорная феерия[20] империи Даджаля рассыпалась в прах подобно карточному домику, канув в историю человечества как явное знамение преддверия Конца Света и неотвратимого Судного Дня[21].
5.«Свирепствовать, сеять зло он будет повсюду»[22].
Место появления Антихриста
Говорится ли в Коране о том, что в Сане (столице Йемена) должен родиться Антихрист (он же Сатана?). Я недавно был в Йемене, и там рассказывают, будто бы этот город проклят. Соответствует ли это действительности, и если да, то в какой суре Корана упоминается об этом? Эмиль.
Во-первых, Антихрист — это не Сатана, который является джинном, а — человек. Во-вторых, в Коране нет прямого упоминания об Антихристе, а тем более о месте, где он появится[23].
Лишь в своде хадисов имама Муслима приведены слова пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) о том, что «появится Антихрист где-то между Шамом (Сирией) и Ираком»[24]. С учетом некоторых разногласий, мусульманские ученые единодушны в том, что Даджаль (Антихрист) появится на Востоке[25].
Границы его империи
К концу жизни его власть распространится практически по всему земному шару, кроме двух городов — Мекки и Медины[26]. Также в некоторых хадисах упоминается Иерусалим[27].
Сколько он пробудет на Земле
«…И пробудет он на земле — сорок, [но] не знаю, — говорил пророк Мухаммад, — сорок ли это дней, месяцев или лет»[28]. В другом случае, когда у него (да благословит его Всевышний и приветствует) спросили о времени пребывания Антихриста на земле, он ответил: «Сорок дней. День как год, день как месяц и день, подобный пятнице. А остальные дни подобны вашим»[29].
24 часа нарастающего глобального ужаса могут показаться человеку целой вечностью!
Смерть Антихриста
«Скорость распространения зла Антихриста по земле будет подобна скорости [свинцовых грозовых] туч, причем невероятно великой. Он придет к народу, призовет их уверовать в него [считать его сначала пророком, а затем и самим Господом Богом], они ответят на его призыв, и тогда по его приказу с неба польет обильный дождь, а земля даст хороший урожай. Их стада будут отправляться утром на пастбища и вечером возвращаться сытыми, окрепшими и дающими необычайно много молока.
Затем отправится он к другим. Призовет их [уверовать в него как бога], а они откажутся. Он покинет их, а наутро они лишатся всего [сохранив за собой лишь свою веру в Господа миров].
Проходя мимо руин и развалин, он скажет: «Выведите все сокровища [что таятся в вас; выведите наружу все ценное и драгоценное, что в недрах ваших]!» И последуют эти сокровища за ним подобно пчелиному рою. [Антихрист будет притягивать к себе невероятное количество сокровищ и богатств.]
Подзовет он к себе крепкого юношу и разом разрежет его пополам [на отдельные половинки, что станет явным доказательством его смерти]. Затем обратится к нему, и тот возродится, сияя и смеясь от радости[30].
Так будет продолжаться до тех пор, пока не ниспошлет Господь миров ‘Ису (Иисуса), сына Марьям (Марии) [что явится вторым пришествием вознесенного ранее на небеса одного из величайших Божьих посланников]. Он опустится на землю к востоку от Дамаска, опираясь на крылья двух ангелов …и убьет ‘Иса (Иисус) Антихриста»[31].
Насколько все это страшно
Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) подчеркнул: «В истории человечества, начиная со времен [праотца людей и первого пророка] Адама и заканчивая [моментом наступления] Конца Света, нет ничего более страшного, чем [появление и властвование] Даджаля (Антихриста)»[32].
Да убережет нас Всевышний от зла Антихриста, от гипнотических и ослепляющих чудес его и власти; от страшных наказаний, что будет осуществлять он в отношении непокорных ему.
Верующий спокоен и целеустремлен, старается делать все, что в его силах, на благо общества и последующих поколений. Он преодолевает испытания, если нет возможности обойти и избежать, но не погрязает в них. С благословения Творца и с Его помощью видит, куда идти и зачем.
Интеллектуально или физически бросаться на поиски Даджаля (Антихриста), что делают некоторые, говоря, что, мол, он там-то уже появился или родился, а тем более переполняться страхом и депрессивным чувством безысходности неуместно для верующего. Трата на это времени и сил не обернется для нас каким-либо благом, а жизнь может в любой момент завершиться, и тем самым для покойного наступит уже Конец Света еще до появления многих признаков, в том числе и Антихриста. Предполагаю, что мало кто из многословных «искателей» прислушается к этим словам, но я все же предупрежу о бесполезности траты времени на подобные «поиски». Да, нужно знать достоверное и поясненное, но при этом в контексте многих светских и религиозных познаний следует прожить жизнь осмысленно, которая была бы полезна и плодотворна не только для себя лично, чего уже непросто достичь, но и — для других.
Защита от Антихриста
Заключительный посланник Творца Мухаммад еще более четырнадцати веков назад оговорил несколько важных защитных аспектов для тех, кто попадет в жернова времени правления Антихриста, но будет иметь желание сохранить веру и благополучно преодолеть непростое мирское испытание:
— «Кто прочитает три начальных аята суры «Пещера», тот будет защищен от [ослепляющего] соблазна Антихриста»[33].
— «Кто выучит первые десять аятов суры «Пещера», тот будет защищен от [ослепительного] соблазна Антихриста»[34].
— «Кто прочитает десять последних аятов суры «Пещера», тот будет защищен от [ослепляющего] соблазна Антихриста»[35].
Все эти хадисы достоверны и применимы[36].
Предполагаю, что защита, упомянутая в хадисах, больше касается сакральности слов Писания на языке оригинала, нежели их смысловой нагрузки, но ознакомиться с отдельными гранями смыслов упомянутых аятов представляется полезным и нужным.
Первые 10 аятов суры 18 «Пещера»
بسم الله الرحمن الرحيم
الْحَمْدُ لِلَّهِ الَّذِي أَنْزَلَ عَلَى عَبْدِهِ الْكِتَابَ وَلَمْ يَجْعَلْ لَهُ عِوَجًا (1) قَيِّمًا لِيُنْذِرَ بَأْسًا شَدِيدًا مِنْ لَدُنْهُ وَيُبَشِّرَ الْمُؤْمِنِينَ الَّذِينَ يَعْمَلُونَ الصَّالِحَاتِ أَنَّ لَهُمْ أَجْرًا حَسَنًا (2) مَاكِثِينَ فِيهِ أَبَدًا (3) وَيُنْذِرَ الَّذِينَ قَالُوا اتَّخَذَ اللَّهُ وَلَدًا (4) مَا لَهُمْ بِهِ مِنْ عِلْمٍ وَلَا لِآبَائِهِمْ كَبُرَتْ كَلِمَةً تَخْرُجُ مِنْ أَفْوَاهِهِمْ إِنْ يَقُولُونَ إِلَّا كَذِبًا (5) فَلَعَلَّكَ بَاخِعٌ نَفْسَكَ عَلَى آثَارِهِمْ إِنْ لَمْ يُؤْمِنُوا بِهَذَا الْحَدِيثِ أَسَفًا (6) إِنَّا جَعَلْنَا مَا عَلَى الْأَرْضِ زِينَةً لَهَا لِنَبْلُوَهُمْ أَيُّهُمْ أَحْسَنُ عَمَلًا (7) وَإِنَّا لَجَاعِلُونَ مَا عَلَيْهَا صَعِيدًا جُرُزًا (8) أَمْ حَسِبْتَ أَنَّ أَصْحَابَ الْكَهْفِ وَالرَّقِيمِ كَانُوا مِنْ آيَاتِنَا عَجَبًا (9) إِذْ أَوَى الْفِتْيَةُ إِلَى الْكَهْفِ فَقَالُوا رَبَّنَا آتِنَا مِنْ لَدُنْكَ رَحْمَةً وَهَيِّئْ لَنَا مِنْ أَمْرِنَا رَشَدًا (10)
Бисмил-ляяхи ррахмаани ррахиим.
Аль-хамду лил-ляяхил-лязии анзаля ‘аляя ‘абдихиль-китааба ва лям ядж‘ал-ляхуу ‘иваджээ.
Кайиман лиюнзира ба’сан шадиидан мил-лядунху ва юбашшираль-му’миниинал-лязиина я‘малююнас-соолихаати анна ляхум аджран хасанэ.
Маакисиина фиихи абэдэ.
Ва юнзирал-лязиина каалют-тахазал-лааху валядэ.
Маа лахум бихии мин ‘ильмив-ва ляя лиаабааихим. Кябурат калиматан тахруджу мин афваахихим ий-якуулююна илляя кязибэ.
Фаля‘алляка баахи‘ун-нафсакя ‘аляя аасаарихим иль-лям ю’минуу би хаазаль-хадииси эсэфэ.
Иннаа джа‘альнаа маа ‘аляль-арды зиинатал-ляхээ линаблювахум айюхум ахсану ‘амаля.
Ва иннаа ляджаа‘илююнэ маа ‘аляйхээ со‘иидан джюрузэ.
Ам хасибта анна асхаабаль-кяхьфи вар-ракыыми кяяну мин ааяятина ‘аджэбэ.
Из аваль-фитьяту иляль-кяхьфи факаалюю раббанаа аатинаа миль-лядункя рахматан ва хаййи’ лянаа мин амринаа рашэдэ.
«(1) Хвала Всевышнему, Который низвел рабу Своему [заключительному Божьему посланнику Мухаммаду] Писание [Священный Коран], где нет кривизны (неправильности). [В тексте Писания и его смыслах нет отклонений от истины, в нем присутствует целостность, нет изъянов, все пропитано Божественной мудростью и охраняемо в первозданном виде до Конца Света.]
(2, 3) [Низведено оно] верным (правильным, полезным, на благо людей). [Не призывает впадать в крайности, дает усредненный подход, не усложняет и не отягощает жизнь верующих. Одной из миссий Писания является] предупреждение [безбожных и беспутных] о [возможных] суровых наказаниях от Бога и вселение радости [в души] верующих, совершающих добрые дела, [сообщением] о том, что их ждет благое воздаяние [в различных формах, в том числе и в виде райской обители], где пребудут они вечно.
(4) [Ниспослал Творец сие заключительное Писание, чтобы] предостеречь [от возможного наказания и возмездия] тех, кто [сеет неправду] говоря: «У Аллаха (у Бога) есть сын (ребенок)».
(5) А ведь на этот счет нет знаний ни у них, ни у их отцов [нет убедительных аргументов, доказывающих их правдивость]. Сколь же ужасно слово [богохульства], сходящее с их уст. Ведь говорят они ложь [навязывают и распространяют свои выдумки и фантазии].
(6) Не губи себя переживаниями о том, что они не уверовали в Слово Божье [Священный Коран. Не убивайся печалью и скорбью за них. Ведь тебе необходимо лишь призвать]!
(7) [Жизнь идет своим чередом в русле Божественного замысла, она не останавливается; и] то, что на земле, Мы [говорит Господь миров] сделали украшением для нее [жизнь и все, что в ней, — прекрасны], дабы провести людей через экзамен: кто из них лучший делами (поступками) [в умении правильно и легко относиться к происходящему, имеющемуся, на время приобретенному; верно распоряжаться, придавая этому мирскую и вечную перспективу; созидая в контексте этой Божественной красоты, а не отравляя либо разрушая ее].
(8) А ведь [придет время и] все, что на земле, будет превращено Нами в бесплодную (мертвую) почву. [Пусть же земное не станет пределом ваших духовных и интеллектуальных поисков, стремлений и стараний].
(9) Ты[37] думаешь, что случившееся с обитателями пещеры в той долине (или: «с обитателями пещеры и обладателями того письма[38]») было чем-то необыкновенным, более удивительным, нежели другие Наши знамения [окружающие людей повседневно и повсеместно на земле и в небесах]?!»
(10) [Но если люди желают удостовериться в правдивости твоей миссии, Мухаммад, и спрашивают тебя о событиях давно минувших лет, то следующая информация будет полезна для всех вас.] Скрываясь [ради сохранения своей веры и жизни], они спрятались в пещере и взмолились: «Господи, помилуй нас [благослови, одари, защити] и поведи по верному пути (дай нам верность пути в сложившихся обстоятельствах)[39]» (Св. Коран, 18:1–10).
Последние 10 аятов суры 18 «Пещера»
بسم الله الرحمن الرحيم
وَعَرَضْنَا جَهَنَّمَ يَوْمَئِذٍ لِلْكَافِرِينَ عَرْضًا (100) الَّذِينَ كَانَتْ أَعْيُنُهُمْ فِي غِطَاءٍ عَنْ ذِكْرِي وَكَانُوا لَا يَسْتَطِيعُونَ سَمْعًا (101) أَفَحَسِبَ الَّذِينَ كَفَرُوا أَنْ يَتَّخِذُوا عِبَادِي مِنْ دُونِي أَوْلِيَاءَ إِنَّا أَعْتَدْنَا جَهَنَّمَ لِلْكَافِرِينَ نُزُلًا (102) قُلْ هَلْ نُنَبِّئُكُمْ بِالْأَخْسَرِينَ أَعْمَالًا (103) الَّذِينَ ضَلَّ سَعْيُهُمْ فِي الْحَيَاةِ الدُّنْيَا وَهُمْ يَحْسَبُونَ أَنَّهُمْ يُحْسِنُونَ صُنْعًا (104) أُولَئِكَ الَّذِينَ كَفَرُوا بِآيَاتِ رَبِّهِمْ وَلِقَائِهِ فَحَبِطَتْ أَعْمَالُهُمْ فَلَا نُقِيمُ لَهُمْ يَوْمَ الْقِيَامَةِ وَزْنًا (105) ذَلِكَ جَزَاؤُهُمْ جَهَنَّمُ بِمَا كَفَرُوا وَاتَّخَذُوا آيَاتِي وَرُسُلِي هُزُوًا (106) إِنَّ الَّذِينَ آمَنُوا وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ كَانَتْ لَهُمْ جَنَّاتُ الْفِرْدَوْسِ نُزُلًا (107) خَالِدِينَ فِيهَا لَا يَبْغُونَ عَنْهَا حِوَلًا (108) قُلْ لَوْ كَانَ الْبَحْرُ مِدَادًا لِكَلِمَاتِ رَبِّي لَنَفِدَ الْبَحْرُ قَبْلَ أَنْ تَنْفَدَ كَلِمَاتُ رَبِّي وَلَوْ جِئْنَا بِمِثْلِهِ مَدَدًا (109) قُلْ إِنَّمَا أَنَا بَشَرٌ مِثْلُكُمْ يُوحَى إِلَيَّ أَنَّمَا إِلَهُكُمْ إِلَهٌ وَاحِدٌ فَمَنْ كَانَ يَرْجُو لِقَاءَ رَبِّهِ فَلْيَعْمَلْ عَمَلًا صَالِحًا وَلَا يُشْرِكْ بِعِبَادَةِ رَبِّهِ أَحَدًا (110)
Бисмил-ляяхи ррахмаани ррахиим.
Ва ‘араднаа джаханнэмэ явмаизин лиль-кяяфириина ‘ардо.
Аллязиина кяянат а‘юнухум фи гитооин ‘ан зикрии ва кяяну ляя ястатыы‘ууна сам‘а.
Афахасибэл-лязиина кяфаруу ай-яттахызу ‘ибаади мин дуунии авлияя’а. Иннаа а‘таднаа джаханнэмэ лиль-кяяфириина нузуля.
Куль хэль нунабби’укум биль-ахсариина а‘мааля.
Аллязиина долля са‘юхум филь-хаяятид-дуньяя ва хум яхсабууна аннахум юхсинууна сун‘а.
Уляяикял-лязиина кяфэруу би ааяяти раббихим ва ликааихь. Фахабитот а‘маалюхум фаляя нукыыму ляхум явмаль-кыяямати вазна.
Зааликя джазааухум джэхэннаму бимаа кяфаруу ват-тахазуу ааяятии ва русулии хузува.
Иннал-лязиина ааману ва ‘амилюс-соолихаати кяянат ляхум джаннаатуль-фирдавси нузуля.
Хаалидиина фиихээ ляя ябгууна ‘анхээ хиваля.
Куль-ляв кяяналь-бахру мидээдэн ликялимээти раббии лянафидаль-бахру кабля эн танфада кялимаату раббии ва ляв джи’наа бимислихии мадэдэ.
Куль иннамаа ана башарум-мислюкум ююхаа иляйя аннамаа иляяхукум иляяхун ваахид. Фамэн кяяна ярджу ликаа’а раббихи фалья‘маль ‘амалян соолихан ва ляя юшрикь би‘ибаадати раббихи ахэдэ.
«(100) И Мы покажем в тот День безбожникам Ад [будем проводить ознакомительные экскурсии].
(101) Тем [придется лицезреть, а затем и направиться в Ад], (1) чьи глаза [в мирской обители] были «закрыты» (покрыты, накрыты, окутаны; будто находились «под крышкой» или занавешены) от упоминания Господа (или — от осознания истинности заключительного Писания), (2) которые не в состоянии были слушать (и слышать).
(102) Безбожники (язычники) думают [говорит Господь миров], что им помогут покровители, которых они избрали для себя помимо Меня из числа сотворенных?! [Они думают, что обожествление земного или чего-либо небесного не пробудит гнев Творца и что не будут за это наказаны?! Нет же, они заблуждаются!] Мы [подчеркивает Всевышний, указывая на Свое величие и необратимость наказания] уготовили им Ад в качестве «парадных» гостевых апартаментов.
(103) Скажи: «Объявить вам о тех, чьи дела окажутся тщетными (убыточными) [не имеющими какой-либо ценности в Судный День; гиблыми и пропащими, даже те из них, что были благостны и полезны для других]?
(104) Это те [из людей], кто сошел с верного пути в мирской обители [чья жизненная активность и импульсивность потеряла нужный курс и ориентиры], хотя они думают, что совершают все наилучшим образом [щедро благодетельствуют и красиво достигают всевозможных высот, уверенно преодолевая препятствия].
(105) Они не восприняли знамения их Господа, не поверили в действительность встречи с Ним. Их дела оказались тщетны. Никакого веса их [благие] поступки и деяния в Судный День не будут иметь [так как в бурном потоке мирских дел, чаяний, страданий, стремлений, преодолений, взлетов и падений отсутствовало самое важное — вера в Единого и Единственного Творца, а также главные ее постулаты]».
(106) Заслужили они Ад в качестве воздаяния за безбожие и несерьезное отношение к Моим знамениям [говорит Господь миров] и к Моим посланникам.
(107) Тем, кто уверовал и совершал благие дела, в качестве парадных гостевых апартаментов уготованы прекрасные сады Фирдавса[40]. [Представить, вообразить и описать их красоту не способен даже самый безудержный и отчаянный в полете мысли фантазер, искусный оратор, выдающийся художник или музыкант. Это находится далеко за пределами мирской фантазии и воображения].
(108) Навечно они там, и [кстати] у них никогда не появится желания покинуть сию обитель (они никогда и ни на что не захотят этого променять).
(109) Скажи: «Если моря превратятся в чернила, которыми будут писаться слова Господа [Его знания, мудрость, осведомленность], то осушатся все моря, прежде чем завершатся слова Господа, даже если было бы еще столько же [чернил] в помощь».
(110) Скажи [Мухаммад]: «Я — человек, подобный вам [не Бог и не ангел]. Внушается мне, что Бог — Один! Кто желает встречи с Ним [кто не хотел бы оказаться в Судный День в убытке], тот пусть непременно совершает благие дела и никогда никого не возводит на уровень Творца [верует и поклоняется лишь Единому, Одному, Вечному Господу миров]» (Св. Коран, 18:100–110).
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Ср.: Антихрист [др.-греч. Противохристос] — 1) в христианстве противник Иисуса, который явится накануне Конца Света, возглавит борьбу против Христа, но спустя 3,5 года будет им побежден; представляется как некий похожий на Христа человек, воспринявший силу Сатаны и отрицающий Божественные законы; 2) царство Антихриста — царство безнравственности и негодяев. См.: Новейший словарь иностранных слов и выражений. Минск: Современный литератор, 2007. С. 67.
[2] См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 16. С. 130, 131; ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. В 10 т., 18 ч., [б. г.]. Т. 9. Ч. 18. С. 58, 59.
[3] См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 16. С. 112, хадис № 7129; там же. Т. 3. С. 403, хадисы № 832 и 833.
Транслитерация мольбы: «Аллаахумма иннии а‘уузу бикя мин ‘азааби джаханнам, ва мин ‘азаабиль-кабр, ва мин фитнатиль-махьяя валь-мамаат, ва мин шарри фитнатиль-мясиихид-даджааль».
[4] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 87, хадис № 249–(158); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. В 10 т., 18 ч., [б. г.]. Т. 1. Ч. 2. С. 195, хадис № 249–(158); аль-Куртуби М. Аль-Джами‘ ли ахкям аль-кур’ан. Т. 13. С. 156.
[5] В другом достоверном хадисе сказано «на левый глаз». Оба варианта достоверны. См.: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 9. Ч. 18. С. 60; аль-Кари ‘А. (умер в 1014 г. по хиджре). Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1992. Т. 8. С. 3453.
[6] Жухлый — утративший яркость, потускневший.
[7] В своде хадисов имама аль-Бухари — «подобен выпуклой виноградине». См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 8. С. 590, хадис № 3439 и с. 601.
Имам ан-Навави и другие авторитетные мухаддисы отметили достоверность обоих вариантов. См., например: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 9. Ч. 18. С. 60.
[8] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 1175, хадис № 100–(169); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 9. Ч. 18. С. 59, хадис № 100–(169).
Также см.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 16. С. 112, хадисы № 7123, 7127; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. Т. 8. С. 3453, 3454, хадис № 5471.
[9] Данное достоверное уточнение приводится в сводах хадисов Абу Дауда, ат-Тирмизи и Ахмада ибн Ханбаля. См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 16. С. 119; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 646, хадис № 2239, «хасан».
[10] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 16. С. 113, хадис № 7131; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. Т. 8. С. 3452, хадис № 5469; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 650, хадис № 2250, «хасан, сахих».
[11] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 1175, хадис № 103–(2933); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 9. Ч. 18. С. 60, хадис № 103–(2933), а также хадис № 105–(2934).
[12] Подробнее см.: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 9. Ч. 18. С. 60, 61; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 16. С. 124, 125.
[13] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 1175, хадисы № 101–(2933), 102–(2933) и 103–(2933); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 9. Ч. 18. С. 59, 60, хадисы № 101–(2933), 102–(2933) и 103–(2933).
[14] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 1176, хадис № 106–(2934); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 9. Ч. 18. С. 60, хадис № 106–(2934), а также с. 62, хадисы № 107–(2934, 2935) и 109–(2936); аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 16. С. 113, хадис № 7130; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. Т. 8. С. 3454, 34555, хадисы № 5472 и 5473.
[15] Это будет вторым и заключительным пришествием Иисуса на землю.
[16] Не исключено, что слово «ветер» имеет эзотерический смысл.
[17] Хадис приводится в св. х. имама Муслима и упомянут в тафсире Ибн Кясира в комментарии к 155–159-м аятам 4-й суры Св. Корана. См.: Ибн Кясир И. Тафсир аль-кур’ан аль-‘азым. В 4 т., 1991. Т. 1. С. 643; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 1180, хадис № 116–(2940); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 9. Ч. 18. С. 75, хадис № 116–(2940); аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 12. Ч. 24. С. 86, хадис № 226; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси (675–739 гг. по хиджре). Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. В 18 т., 1997. Т. 16. С. 350, хадис № 7353, «сахих».
[18] Мнения великих ученых сходятся именно на такой трактовке имеющихся риваятов. Подробнее см., например: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 9. Ч. 18. С. 60; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 16. С. 121, 122; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 10 т. Т. 8. С. 3452, 3453.
[19] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 16. С. 112, хадис № 7128.
[20] Феерия — волшебное, сказочное зрелище.
[21] См., например: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 9. Ч. 18. С. 60, хадис № 104–(2934) и комментарии к нему; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 16. С. 123, 124.
[22] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 1177, хадис № 110–(2937); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 9. Ч. 18. С. 65, хадис № 110–(2937).
[23] См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 16. С. 114.
[24] См.: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 9. Ч. 18. С. 65, хадис № 110–(2937).
[25] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 16. С. 113; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 15. С. 202, хадис № 6792; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 647, хадис № 2242.
[26] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 16. С. 114.
[27] См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 16. С. 130.
[28] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 1180, хадис № 116–(2940); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 9. Ч. 18. С. 75, хадис № 116–(2940); аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 12. Ч. 24. С. 86, хадис № 226.
[29] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 1177, хадис № 110–(2937); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 9. Ч. 18. С. 65, хадис № 110–(2937).
[30] Описание некоторых возможностей Антихриста дано в хадисе доступным и понятным на все времена языком, что является одновременно образным описанием и общим информированием.
Человека можно одеть как в одеяния Средних веков, так и в одежду предполагаемого будущего. Так и здесь: очертания примут облик того времени, в котором волею Всевышнего все это и произойдет.
Также см., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 16. С. 126, хадис № 7132; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 15. С. 211, хадис № 6801, «сахих».
[31] Хадис от Навваса ибн Сам‘ана; св. х. Муслима, ат-Тирмизи и др. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 1177, хадис № 110–(2937); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 9. Ч. 18. С. 66–68, хадис № 110–(2937); аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 10 т. Т. 8. С. 3456–3462, хадис № 5475; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 648, хадис № 2245, «хасан, сахих».
[32] Св. х. Ахмада и Муслима. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 1184, хадис № 126–(2946); аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 10 т. Т. 8. С. 3452, хадис № 5469; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 480, хадис № 7861, «сахих».
[33] Хадис от Абу Дарда’; св. х. ат-Тирмизи. См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 806, хадис № 2891, «хасан сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 538, хадис № 8931, «сахих».
[34] Хадис от Абу Дарда’; св. х. Ахмада, Муслима, Абу Дауда и ан-Насаи. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 316, хадис № 257–(809); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 524, хадис № 8639, «сахих».
[35] Хадис от Абу Дарда’; св. х. Ахмада, Муслима и ан-Насаи. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 538, хадис № 8930, «сахих».
[36] Также см., например: аль-Куртуби М. Аль-джами‘ ли ахкям аль-кур’ан. Т. 10. С. 225; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 11 т., 1992. Т. 8. С. 3457, 3458; аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 8. С. 215, 216.
[37] Обращение Всевышнего к Пророку, оно же и обращение ко всякому читающему эти строки.
[38] Надпись на камне, где были записаны их имена и родословные.
[39] В транслитерации это выглядит так: «раббэнээ аатина миль-лядункя рахмэтэн ва хайи’ лянаа мин амринаа рашадэ».
[40] Фирдавс — наивысший уровень райской обители из ста существующих. Каждый из уровней подобен тем просторам, что между небом и землею.