Что такое далай лама в буддизме
Далай-лама
Фото Все
Видео Все
Далай лама XIV. Полезно ли злиться?
Сердце, отданное людям. Далай-лама XIV
Далай-лама. Интервью Джону Оливеру (2017)
Далай-лама — биография
Далай-лама восходит корнями к 1391 году, является линией передачи в тибетском буддизме. Воплощает бодхисатву Авалокитешвару, бодхисатву сострадания.
Самая миролюбивая религия в мире – буддизм. Ни одна война не проходила под ее флагами, ни один из приверженцев буддизма не пытался насильно насадить свою веру вопреки воле другого человека. Далай-лама является истинным воплощением духа этой религии, нравственным ориентиром для приверженцев буддизма. Далай-лама переводится с монгольского как «Океан мудрости» или «Великий учитель», но это лишь часть того, кем является этот человек для буддистов. Эти люди свято верят, что Далай-лама воплощает на земле идею сострадания, что их предназначение в служении людям. Именно из них получаются духовные, а до недавних пор еще и светские правители и лидеры Тибета, провинции в Китае, которая на протяжении десятилетий боролась за независимость.
Духовный титул
Этот духовный титул начал свой отсчет с далекого 1578 года, когда возникло понятие далай-лама. Его создатель – Алтан-хан Амда, обращенный в буддизм гуру Сонамом Гьянцо, представлявшим тибетскую школу Гелуг.
Гьянцо получил от правителя два ценнейших подарка. Первым была золотая печать с необычной надписью, вторым – перевод на монгольский язык имени правителя. Так впервые прозвучало слово, которое носили представители религиозной «крыши мира».
Гуру Сонам Гьянцо
Прошло немного времени, и Сонам стал третьим далай-ламой, а его предшественники – Гендун Друп и Гендун Гьяцо соответственно первым (I) и вторым (II). Звание далай-лама не передается по наследству и не является результатом выборов претендента. Учение гласит, что после смерти действующего далай-ламы, монахи начинают искать ему достойную замену, которой может быть исключительно маленький мальчик. Это не новорожденный ребенок, ему должно быть не меньше, чем 49 дней после смерти его предшественника. Иногда поиски затягиваются на годы, потому, что монахам нужно найти именно того, кто является физическим воплощением сознания усопшего и реинкарнацией бодхисатвы.
При выборе кандидата учитывается все – символические знаки, пророчества, предсказания, оставленные напутствия предшественника. Помимо этого претендент должен успешно сдать предложенный ему тест, который заключается в узнавании вещей усопшего и людей из его окружения. Бывает так, что находится несколько преемников, и тогда истина восстанавливается с помощью жеребьевки с использованием золотой вазы.
Когда преемник прошел все испытания, его поселяют во дворце Потала, расположенном в столице Лхасу. Там его опекают и защищают мудрейшие из учителей, дают ему всестороннее образование. После наступления совершеннолетия далай-лама отказывается от регента и полностью вступает в свои права. Религиозный лидер к тому же управлял страной, исключением стали только два периода, разница между которыми составила десять лет – в 1949-м и 1959-м годах.
Ответ на вопрос «как приобрести статус далай-ламы» можно кратко сформулировать в одной фразе – главное родиться правильно.
Совсем недавно, осенью 2018 года появилось предложение действующего тибетского ламы изменить правила подбора кандидатов преемников, которыми тибетские буддисты руководствовались на протяжении свыше шестисот лет. Теперь претендентом может стать не только ребенок, но и двадцатилетний юноша. В 2017-м он вообще предлагал расширить круг преемников, и включить в него даже представительниц прекрасного пола.
Носители почетного титула
В истории буддизма Тибета было всего четырнадцать далай-лам. Отсчет начали вести с третьего, а первого и второго причислили к почетным обладателям титула только после их смерти. Каждый духовный лидер внес свою лепту в процветание своего народа, однако история отметила только нескольких из них, имеющих выдающиеся заслуги.
Пятый Далай-лама Нгаванг Лобсанг Гьяцо
Первым в почетном списке можно назвать Далай-ламу Пятого, но не остался незамеченным и Четвертый, единственный из монгольской династии, носивший столь высокий титул. Пятого звали Нгаванг Лобсанг Гьяцо, а еще его звали Великий. Он остался в истории, как миролюбец. Именно ему удалось добиться объединения разрозненных политических сил Тибета, и сделать из них мощнейшую державу, при нем настоящие мастера художественного дела начали строить Потал, он добился относительного порядка в религиозной литературе.
Пятого далай-ламу так ценили и уважали, что о его смерти даже не сообщили, и скрывали этот факт целых пятнадцать лет. А то, что он не посещал приемы и официальные мероприятия, объясняли тем, что монах находится в глубокой медитации. Иногда вместо него на встречу присылали похожего «жителя монастыря», и обязательным условием проведения встречи должен быть полумрак.
Шестым далай-ламой стал Цангьянг Гьяцо, молодой поэт, которому был абсолютно чужд аскетизм. Он умел радоваться жизни, был обладателем роскошных волос, носил модную шелковую одежду, любил стрельбу из лука, вино и женщин.
Далай-лама Цангьянг Гьяцо
Он слыл искусным обольстителем представительниц прекрасного пола, в полной мере освоил сексуальную технику, никогда этого не скрывал, а наоборот, даже гордился своим умением. Гордились им и соотечественники. Но его биография обрывается на 23-летней отметке, он был отравлен врагами на берегу горного озера.
Следующего далай-ламу интересовали в основном возвышенные дела, он абсолютно не вникал в политику, хотя к концу своего земного пути вернул себе власть. Он прославился тем, что впервые за все годы пошел на сближение с представителями католической церкви. Помимо этого он стал автором восьми томов сочинений на духовную тему.
Появление Восьмого далай-ламы окутано легендой, которая гласит, что в год его рождения на ячменных стеблях образовывалось сразу пять колосков, и нашли его благодаря указаниям небесной радуги.
Девятый прожил меньше всех, он умер в девятилетнем возрасте, но остался в истории, как очень привлекательный ребенок с очень сильным, магнетическим воздействием на окружающих.
После его смерти на поиски нового далай-ламы потратили десять лет. Нашли его в бедной семье, он был несколько ограничен, абсолютно не интересовался политикой. Два следующих тоже рано ушли из жизни, им не было еще и двадцати лет.
А вот с Тринадцатым мудрецом народу повезло. Его интересовало все – внутренняя и внешняя политика, создание современного государства. К примеру, он ввел обязательную уплату налогов, активно боролся с коррупцией, поднял на должный уровень военную подготовку солдат.
Далай-лама сегодня
Нынешний, Четырнадцатый далай-лама родился 6 июля 1935 года. Его зовут Лхамо Дхондруб, он уроженец небольшой деревушки, которая территориально относится к китайской провинции. Родители были достаточно бедными, занимались фермерством, как и остальные односельчане. Основное занятие – выращивание картофеля и зерновых культур.
Память Лхамо бережно хранит воспоминания об отце, который позволял сыну дергать его за усы, о маме, которая была добрейшим человеком. В их семье родилось шестнадцать детей, но выжили только семеро – пять сыновей и две дочери. На плечах старшей сестры Лхамо был весь дом, она также помогала роженицам, кода возникала такая необходимость. Двое братьев Лхамо тоже посвятили свою жизнь монашеству.
Мальчику было всего три годика, когда его нашли монахи, отправившиеся на поиски преемника скончавшегося далай-ламы. Они ориентировались по знакам на воде, а также двигались в том направлении, куда была повернута голова усопшего Тринадцатого мудреца. Поисковый отряд быстро нашел нужный дом, но о цели своего визита они рассказывать не спешили, попросились переночевать, чтобы понаблюдать за маленьким Лхамо. Он узнал их сразу.
Через день монахи показали мальчику привезенные вещи покойного гуру, и он безошибочно их назвал. В 1940 году Дхондруб официально стал духовным лидером, его нарекли новым, очень длинным именем, которое в сокращении звучит как Гьямцхо.
В возрасте 15 лет он уже владел и светской властью. Целых десять лет далай-лама потратил на урегулирование китайско-тибетского вопроса, но был изгнан в Индию. С того самого времени он проживает в городе Дхарамсала.
В биографии XIV далай-ламы есть любопытный факт знакомства и тесного общения с Генрихом Харрером, известным приверженцем нацизма. Это обстоятельство часто используют китайские пропагандисты, которые хотят очернить его имя, хотя сам гуру говорит, что ничего не слышал о нацистах. Воспоминания Генриха запечатлены в книге под названием «Семь лет в Тибете», которая легла в основу полнометражной картины с участием актера Брэда Питта.
Далай-лама XIV работал над новой политической моделью развития не только своего Тибета, но и всего мира, и за это в 1989 году получил Нобелевскую премию. Он большой приверженец науки, даже клонирование и создание искусственного интеллекта нашли у него поддержку.
В 2007 году он сказал, что практически не принимает участия в государственных делах, находится в своеобразной отставке. В 2011 году он полностью сложил полномочия государственного деятеля. Далай-лама несколько раз бывал с визитами и в России.
Осенью 2017 года мудрец выступил с циклом лекций и комментариями к ним в Риге. После этого встретился с российской интеллигенцией, в частности с солистом группы «Аквариум» Борисом Гребенщиковым. Тогда же он сказал, что Россия имеет большой потенциал и все шансы стать главной нацией в мире. Спустя год он снова отметил, что Россия – ведущая мировая держава, что президент страны ведет активную политику, бывает в разных странах, и это не может не вызвать восхищения его деятельностью.
В 2017 году Борис Гребенщиков подарил далай-ламе своеобразное музыкальное подношение в виде композиции «Белая лошадь». Смысл ее заключается в том, что белая лошадь покидает свою уютную конюшню, и отправляется искать свободу, равносильно нашей душе, мечущейся в поисках просветления в соответствии с учениями буддизма.
Эта композиция не единственная в репертуаре группы «Аквариум», которая посвящена буддизму. Музыканты исполняют также песни «Ножи бодхисатвы» и «Вперед, бодхисатва!».
Исповедуя духовное просветление, далай-лама делится своей мудростью, представленной в многочисленных цитатах и афоризмах. О нем снимаются фильмы, его портреты представлены на выставках фотографии и живописи. В 2018 году на экраны вышла документальная лента «Медитация о Далай-ламе».
Его святейшество имеет свой официальный сайт, на котором содержатся сведения о его деятельности на ближайшие несколько лет. Вся жизнь мудреца проходит в молитвах, учениях, молебнах, визитах. Нет в ней места только личной жизни, ее полностью заменила глубокая вера. Речи духовника можно услышать по радио или включить онлайн-трансляцию в интернете. На той же странице можно увидеть фото далай-ламы и познакомиться с его биографией.
В начале 2019 года испанская журналистка Алехандра Силва опубликовала в своем Инстаграм информацию о том, что ее ребенок от Ричарда Гира был благословлен далай-ламой.
Само понятие далай-лама не принадлежит к какому-то конкретному человеку, который соблюдает мораль и нравственность. Этим именем можно назвать любого, кто способен сохранить спокойствие в этом безумном мире, кто просто созерцает мир, безгранично любит людей, в особенности ближних и умеющий оставаться счастливым, несмотря ни на что.
Далай-лама
По отношению к Далай-ламе (хотя и не только к нему) используется титул «Его Святейшество». Хотя Далай-ламу часто считают руководителем школы Гелуг, на самом деле он таковым формально не является, — ей официально руководит Ганден Трипа (dga’ ldan khri pa).
«Далай» означает в монгольском языке «океан» — в значении «Великий» (правящие ханы после Чингиса носили титул Далай-хан), «лама» (bla ma) в тибетском эквивалентно санскритскому слову «гуру» и имеет значение «учитель».
После смерти Далай-ламы монахи организуют поиски его следующей инкарнации (тулку, тиб. sprul sku), маленького ребёнка, который должен обладать определёнными признаками и пройти тесты. Поиск занимает обычно несколько лет. Затем ребёнок отправляется в Лхасу, где проходит обучение под руководством опытных лам. Далай-лама и Панчен-лама связаны, как учитель и ученик: тот из них, кто старше, бывает учителем, кто моложе — учеником. Также Далай-ламу называют лидером Тибета.
Содержание
История
В 1578 году правитель монголов-тумэтов Алтан-хан вместе со своим народом принял буддизм от одного из высших лам школы гелуг — Сонама Гьяцо — и дал ему титул Далай-лама. [1] Далай-лама V, заручившись поддержкой правителя ойратов-хошутов Гуши-хана, смог в XVII веке объединить Тибет. С тех пор Далай-ламы продолжали управлять страной вплоть до вторжения китайских войск в 1949 году и полного захвата Тибета в 1959 году. Далай-лама XIV бежал в Индию, где вплоть до 2011 года являлся фактическим главой Тибетского правительства в изгнании. В 2011 году он объявил, что отказывается от светской власти, которая переходит к председателю Правительства в изгнании (калону-трипа).
Правительство КНР, несмотря на отсутствие какого-либо духовного статуса, пытается взять на себя процедуру выборов новой реинкарнации, опираясь на прецедент во время правления императора Хунли династии Цин, который санкционировал процедуру выборов Далай-лам и других высших лам с помощью записок с именами, вытягиваемых из золотой урны. Недавно такую практику применили для назначения Панчен-ламы, которые теперь должен якобы обладать полномочиями для избрания нового Далай-ламы. Возможность такой подтасовки по политическим мотивам после смерти Далай-ламы вызывает опасения тибетцев.
Зимней резиденцией Далай-лам в Тибете (начиная с Пятого), являлся дворец Потала в Лхасе, в летний период — дворец Норбулинка. С 1959 года Далай-лама проживает в резиденции в североиндийском городке Дхарамсала.
Список Далай-лам
Имя | Годы жизни | Годы правления | Тибетский язык/Транслитерация Уайли | Официальная транскрипция | Другие транскрипции | |
---|---|---|---|---|---|---|
1. | Далай-лама I | 1391—1474 | × | དྒེ་འདུན་འགྲུབ་ dge ‘dun ‘grub | Gêdün Chub | Gedün Drup, Gendun Drup |
2. | Далай-лама II | 1475—1541 | × | དགེ་འདུན་རྒྱ་མཚོ་ dge ‘dun rgya mtsho | Gêdün Gyaco | Gedün Gyatso, Gendün Gyatso |
3. | Далай-лама III | 1543—1588 | 1578—1588 | བསོད་ནམས་རྒྱ་མཚོ་ bsod nams rgya mtsho | Soinam Gyaco | Sönam Gyatso |
4. | Далай-лама IV | 1589—1616 | [?] | ཡོན་ཏན་རྒྱ་མཚོ་ yon tan rgya mtsho | Yoindain Gyaco | Yontan Gyatso |
5. | Далай-лама V | 1617—1682 | 1642—1682 | བློ་བཟང་རྒྱ་མཚོ་ blo bzang rgya mtsho | Lobsang Gyaco | Lobzang Gyatso, Lopsang Gyatso |
6. | Далай-лама VI | 1683—1706 | [?]-1706 | ཚང་དབྱངས་རྒྱ་མཚོ་ tshang dbyangs rgya mtsho | Cangyang Gyaco | |
7. | Далай-лама VII | 1708—1757 | 1751—1757 | བསྐལ་བཟང་རྒྱ་མཚོ་ bskal bzang rgya mtsho | Gaisang Gyaco | Kelsang Gyatso, Kalsang Gyatso |
8. | Далай-лама VIII | 1758—1804 | 1786—1804 | བྱམས་སྤེལ་རྒྱ་མཚོ་ byams spel rgya mtsho | Qambê Gyaco | Jampel Gyatso, Jampal Gyatso |
9. | Далай-лама IX | 1806—1815 | (1808—1815)×× | ལུང་རྟོགས་རྒྱ་མཚོ་ lung rtogs rgya mtsho | Lungdog Gyaco | Lungtog Gyatso |
10. | Далай-лама X | 1816—1837 | — | ཚུལ་ཁྲིམ་རྒྱ་མཚོ་ tshul khrim rgya mtsho | Cüchim Gyaco | Tshültrim Gyatso |
11. | Далай-лама XI | 1838—1856 | 1844—1856 | མཁས་གྲུབ་རྒྱ་མཚོ་ mkhas grub rgya mtsho | Kaichub Gyaco | Kedrub Gyatso |
12. | Далай-лама XII | 1856—1875 | [?] | འཕྲིན་ལས་རྒྱ་མཚོ་ ‘phrin las rgya mtsho | Chinlai Gyaco | Trinle Gyatso |
13. | Далай-лама XIII | 1876—1933 | 1895—1933 | ཐུབ་བསྟན་རྒྱ་མཚོ་ thub bstan rgya mtsho | Tubdain Gyaco | Thubtan Gyatso, Thupten Gyatso |
14. | Далай-лама XIV | 1935- | 1950 — наст. время | བསྟན་འཛིན་རྒྱ་མཚོ་ bstan ‘dzin rgya mtsho | Dainzin Gyaco |
x Титул «Далай-лама» был присвоен первому и второму Далай-ламам уже после их смерти.
×× Девятый Далай-лама официально получил трон, но не управлял страной.
Кто такой лама в буддизме? Ламаизм и его особенности
Приветствуем тебя, дорогой Читатель. Сегодня мы продолжим знакомство с основами теории буддистской философии и ответим на вопросы – кто такой лама в буддизме и что такое ламаизм.
Число приверженцев буддизма растет год от года. Если верить статистике, в мире насчитывается около одного миллиарда человек, считающих себя последователями Будды. Кто такой лама в буддизме? Понятие это пришло из индо-тибетского и монгольского направлений философского учения, практикующего Махаяну и Ваджраяну. Появление стройной иерархии лам ознаменовало начало ламаизма в буддизме.
Значение основных понятий
В переводе с санскрита «лама» означает понятие наставника, достигшего духовного совершенства, учителя или гуру. «Далай» на монгольском и тибетском языках означает «океан». «Лама» – слово, несущее большую смысловую нагрузку. Имеются особенности его употребления в зависимости от географии применения и отдельных течений буддизма. Вот наиболее распространенные значения этого понятия:
Каковы бы ни были различия в понятиях, в любой трактовке «лама» – это глубоко почитаемый и заслуживающий беспрекословного уважения служитель, просветитель, способствующий распространению учения.
Далай-лама сродни понятию «великий». Это верховный руководитель Тибета, выполняющий роль духовного лидера. Понятно, что далеко не каждый лама является Далай-ламой, поскольку тибетский буддизм представляет передачу лидерства через цепь инкарнаций, перерождений.
История ламаизма
Во второй половине 14 века реформатором по имени Цзонхава была предпринята удачная попытка объединения разобщенных в то время различных буддистских школ. Следует сказать, что это стало возможным благодаря симбиозу с местными религиозными учениями, процветавшими в Тибете, в частности были заимствованы некоторые ритуалы древней религии Бон-па, имеющей стройную иерархическую структуру.
Подобные реформы способствовали превращению учения Будды в совершенно иной культ, получивший впоследствии название «ламаизм». Отличительной чертой его являются не только иные философские подходы, но и возникновение особого института лам, способствующего повышению авторитета монахов-просветителей, появление мистических обрядов, одним из которых является определение Далай-ламы.
Исследователями отмечается благотворное влияние подобных перемен в буддистском направлении. До настоящего времени монастыри являются центрами культурного, политического просвещения, а среди лам можно встретить врачей, искусных писателей, людей, обладающих художественным даром, высокообразованных духовных служителей.
Выбор Далай-ламы
Это один из самых мистических ритуалов в тибетском и монгольском буддизме. Далай-лама – глава церкви, верховный правитель. Каждый последующий духовный лидер избирается согласно учению инкарнации, перерождения, ведущего свое начало с 1391 года.
После того, когда действующий Далай-лама покидает верующих, уходя в иной мир, начинаются поиски нового воплощения Авалокитешвары. Порой на это уходят долгие годы, поскольку ребенок должен соответствовать определенным требованиям.
Пройдя специальные тесты, найденный мальчик объявляется и признается воплощением на земле Просветленного. С этого момента он воспитывается, обучается, как будущий духовный лидер.
Наш современник Далай-лама XIV считается перевоплощением на земле Далай-ламы V. Одним из признаков подобной инкарнации явились сведения о необычно ярких снах, которые нынешний духовный предводитель Тибета видел в детстве о жизни последнего.
Монахи
В каждом монастыре (и в ламаизме в целом) существует четкая иерархическая лестница. Ламы подразделяются на несколько рангов. Такое деление зависит от количества выполненных обетов, строгих ограничений. В буддийском монастыре выделяют:
Отличия монахов от мирян, выбравших путь духовного развития, состоят не только в выполнении строгих заповедей, взятых на себя обетов. Существуют различия и во внешней атрибутике. Процесс посвящения в монахи предусматривает процедуру отказа от мирских ценностей, в том числе, одним из требований является принцип минимализма в одежде.
Речь идет об особенном монашеском облачении, скрывающем индивидуальные особенности, но подчеркивающем принадлежность к определенной общине. Описание одежды было дано самим Буддой, именно поэтому одеяния являются символом поклонения буддистов.
Духовная роль ламы
«Существ можно освободить, научив их, что надлежит принять, а что отвергнуть. Но чтобы учить, прежде нужно самому это узнать и понять». Далай-лама XIV.
Эти слова, как нельзя лучше отражают суть того, что такое наставник в тибетском буддизме. Следует понимать, что лама – это вовсе не всегда монах. Это может быть мирянин, достигший определенного духовного Просвещения, но не связанный определенным перечнем строгих обетов.
Выбор учителя для буддиста – важный этап его обращения к вере. Авторитет, полное доверие, преданность – основные составляющие успешного наставничества.
Лама – посредник между буддистом и учением, сопровождающий своего ученика на непростом пути духовного Просветления. Интересен тот факт, что последователи многих школ не считают Далай-ламу духовным учителем, а признают его руководящую роль, полученную в результате инкарнации.
Заключение
Что ж, на этом мы сегодня завершим наш рассказ. Если вам понравилась наша статья, поделитесь ею в социальных сетях с друзьями.
Подписывайтесь на наш блог, чтобы получать новые интересные статьи про буддизм и культуру восточных стран, мы рады единомышленникам!