Что такое дарданские ворота
Реконструкция Троянской войны (50) Город, стены, башни
Археология указывает на плавные изменения в культурных слоях Трои 1-5, а затем в Трое 6-7. В последнем случае монохромная серая минийская керамика постепенно замещается желтой, а в поздний период – микенской керамикой. Все это позволяет датировать Трою-6 периодом 1800-1300 гг. Остается открытым вопрос, является ли минийская керамика автохтонной для Греции или привнесена переселенцами. Первоначальная гипотеза о привнесении серой минийскй керамики пришельцами опровергнута находками раннеэлладского периода, в которых прототипы минийской керамики указывают на непрерывность культурной традиции с XXII в. до н.э. (тиринфская субкультура). Исследование микенской керамики и ее аналогов, относящихся к различных периодам, позволяет примерно установить время пожара в Трое-7а – середина XIII в (1250 г до н.э.).
К большому сожалению исследователей, при раскопках вплоть до слоя Троя-7б2 не обнаружено никаких признаков письменности – ни табличек, аналогичных критским и пилосским, ни каких-либо надписей на керамике или камне. Немыслимо, чтобы Троя осталась вне распространения линейного письма Б, распространенного во всей микенской цивилизации. Скорее всего, письменность в Трое существовала на папирусе и дереве, а на более долговечных материалах она просто еще не обнаружена. Еще одна проблема: в Трое не были найдены египетские изделия, которые также обнаруживаются на всем пространстве, охваченном микенской цивилизацией. Также не найдено ни одного хеттского предмета, хотя трудно представить себе отсутствие контактов с могущественной восточной империей. Единственная надежно установленная связь – с Кикладами. Характерные изделия (керамика и поделки в виде фигурок) свидетельствуют о тесных контактах с островными жителями.
Все эти странности могут объясняться ритуальной чистотой места – цитадель Трои целенаправленно освобождалась от инокультурного присутствия. Это могло касаться также и железных изделий, распространенных у хеттов и вряд ли неизвестных соседним народам. Что касается письменности, то в Трое она могла уже не использовать глиняные таблички, крайней неудобные для хранения.
Пример разорения города в периоды Троя 1-5 многое говорит и о гибели города Троя7а. Троя-2 погибла внезапно, и почти всюду археологи обнаруживали золотые украшения, включая знаменитый клад, который Шлиман первоначально принял за сокровища Приама. Но когда жители покидали город не панически, а под влиянием угрозы, существенных находок не было обнаружено. Правда, причины гибели других городов остались неясными. Образование Трои-6 связано с заселением новым народом, который построил город по своему плану, невзирая на предшествующие постройки. Именно этот город и следует считать гомеровским. Он просуществовал до новой смены состава населения в Трое-7б2.
Гибель Трои-6 была лишь частичной, и восстановление произошло быстро. Что позволило предположить, что город был разрушен в результате землетрясения. Никаких следов пожара или массовой гибели людей не найдено. Последующее восстановление стен и зданий города было спешным, а население цитадели сильно уплотнилось – возможно, по причине того, что внешние стены Нижнего города также подверглись разрушению и не защищали от вторжений. Троя 7а погибла в результате пожара, от которого рухнули стены зданий и под ними погибли люди. Число найденных останков невелико, и невозможно утверждать, что пожар привел к массовой гибели, но тот факт, что погибшие не были извлечены из-под развалин, свидетельствует о тяжелом положении, в котором оказались жители Трои.
Троя-6-7 дает нам простор для соотнесения с текстами Гомера. Если северная часть возведенной в поздний период Трои-6 стены почти полностью разрушена во времена классической Греции и римские времена, то южная стена сохранилась на протяжении около 350 метров, и имеет пять ворот. Мощная северо-восточная башня поднята над скалой, служившей ей фундаментом, на 9 метров. Восточные ворота, представляющие собой проем между секциями стены, также снабжены выступающей за стену башней, расположенной несколько поодаль. Аналогично устроены южные ворота, которые, скорее всего, были хозяйственным въездом в цитадель. С севера, надо полагать, входов в цитадель не было – в силу крутизны склона. Тем не менее, башня для наблюдения за наиболее опасными направлениями (север и северо-запад) должна была быть. И, скорее всего, об этой башне говорится у Гомера.
В «Илиаде» Скейские ворота – главные ворота города, близ которых находилась Великая башня, откуда открывался вид на поле боя перед городом. С этой башни троянские старейшины смотрели на войско ахейцев, а Елена давала пояснения Приаму о знакомых ей героях. Таким образом, ворота и башня могли находиться т только в западной части укрепления, ибо на юге был Нижний Город, а на севере и северо-западе склоны слишком круты. К сожалению, эта башня не обнаружена, и могла быть своеобразной каменоломней для ремонта стен и закладки фундаментов домов после их разрушения.
Дарданские ворота упоминаются в «Илиаде» три раза. Если Дардания находилась к югу, то, казалось бы, и ворота должны быть южными. Но к югу от крепости находился Нижний город, и если он был обнесен стеной, то это ворота не цитадели. Дарданские ворота были, вероятно, не парадным, а хозяйственным входом в крепость. В «Илиаде» говорится, что троянцы, покуда Ахилл действовал в ахейском войске, боялись выходить из Дарданских ворот. Что, скорее всего, означает, что у воинов Ахилла была особая задача – перекрыть пути снабжения Трои с юга и тревожить крепость возможным штурмом. На это указывает тот факт, что сражений у Дардарских ворот в «Илиаде» не упоминается, а троянское войско выходит на сражение, видимо, только из Скейских ворот. Кроме того, известно, что в Трое-7а, в отличие от других периодов, было принято в каждом помещении хранить значительные запасы, зарывая в землю большие керамические сосуды (пифосы) почти до края горловины. Это указывало на подготовку к длительной осаде цитадели.
В греческом языке, как и в русском, под словом «ворота» можно понимать не только множество, но и один проход. Ворота состоял из двух створок, поэтому упоминание о том, что Гектор выводит свое войско «через все ворота», может означать вовсе не множественность проходов, а раскрытие обеих створок главных ворот нараспашку.
Третье упоминание Дарданских ворот связано с намерением Приама выйти из крепости и просить отдать ему тело Гектора. Разумно считать, что именно перед Дарданскими воротами, а не вместе с остальным ахейским войском, оказался лагерь мирмидонцев в тот момент, когда войско троянцев потерпело поражение и не могло атаковать ахейский частокол. Позднее Приам отправился в лагерь ахейцев, куда Ахилл перевез тело поверженного троянского героя, пройдя, разумеется, не через Дарданские ворота.
Несмотря на попытки перенести события Троянской войны ближе к классической Греции, все же археология позволяет обоснованно датировать ее серединой XIII в. до н.э. Что касается стен и башен, то их соотнесение с гомеровским эпосом окончательно будет возможно лишь после раскопок Нижнего города и поймы Скамандра напротив цитадели.
Что такое Дарданские ворота
Имя деда – Василий Васильевич Каширин.
Внешность деда:
«. Впереди всех быстро шел небольшой сухонький старичок, в черном длинном одеянии, с рыжей, как золото, бородкой, с птичьим носом и зелеными глазками. «
«. Весь он был складный, точеный, острый. Его атласный, шитый шелками, глухой жилет был стар, вытерт, ситцевая рубаха измята, на коленях штанов красовались большие заплаты, а все‑таки он казался одетым и чище и красивей сыновей, носивших пиджаки, манишки и шелковые косынки на шеях. «
Внешность деда после разорения (в конце):
«. А дед еще более ссохся, сморщился, его рыжие волосы посерели, спокойная важность движений сменилась горячей суетливостью, зеленые глаза смотрят подозрительно. «
Характер деда:
Злой:
«. Мне казалось, что дед злой; он со всеми говорит насмешливо, обидно, подзадоривая и стараясь рассердить всякого. «
Своенравный:
«. а дед – своенравный. «
Жестокий:
«. Мне до слез трудно было вспоминать, что это он так жестоко избил меня, но и забыть об этом я не мог. «
«. Дед засек меня до потери сознания, и несколько дней я хворал, валяясь вверх спиною на широкой жаркой постели. «
Богатый и состоятельный, однако в конце жизни он разоряется:
«. Дедушко‑то наш о ту пору богач был, дети‑то еще не выделены, четыре дома у него, у него и деньги, и в чести он, незадолго перед этим ему дали шляпу с позументом да мундир за то, что он девять лет бессменно старшиной в цехе сидел, – гордый он был тогда. «