Что такое даровые блага в экономике
Даровые блага
Товар, доступный бесплатно, не обязательно является даровым благом. Например, магазин может раздавать свою продукцию для привлечения покупателей, но для производства этой продукции всё равно нужны ресурсы.
Даровыми благами могут являться идеи и работы, которые можно неограниченно копировать без существенных затрат, например литературные и музыкальные произведения, компьютерные программы и веб-сайты. Тем не менее для производства этих благ необходимы ресурсы, например определенные навыки и время. Для стимулирования производства таких благ вводятся меры по защите интеллектуальной собственности, ограничивающие свободное копирование и использование произведений.
Ранние экономические школы выделяли ещё один тип бесплатных товаров: ресурсы, столь обильно встречающиеся в природе, что каждый мог неограниченно их использовать. В качестве примеров приводились чистая вода и воздух. Сейчас их не называют общественным благом, так как существует конкуренция за их обладание.
Земля изначально также была даровым благом, но с ростом населения и введением частной собственности на землю перестала быть таковым. Рыбу и иные морепродукты в морях и реках можно считать даровыми, но государство может ограничивать их вылов с целью недопущения истощения ресурсов и вводить плату за вылов. То же относится и к животным, являющимся объектами охоты. При этом следует иметь в виду, что хлеб, выросший на даровой земле, и рыба, выловленная на даровых рыбных промыслах, не являются даровыми, так как для их получения приложен труд.
Связанные понятия
В экономической наука благо называется конкурентным (англ. rival, rivalrous), если его потребление одним агентом препятствует одновременному его потреблению другими агентами.. Благо считается неконкурентным (англ. non-rival, non-rivalrous), если при любом объёме производства стоимость предоставления этого блага дополнительному потребителю равна нулю. Таким образом, любой товар можно характеризовать точкой континуума, который простирается от абсолютной конкурентности до абсолютной неконкурентности.
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
Общественное благо (англ. public good) — благо, которое потребляется коллективно всеми гражданами независимо от того, платят они за него или нет. Общественные блага совсем не похожи на частные блага (доступные в потреблении и приносящие пользу только владельцу), практически невозможно организовать их продажу: индивиды с удовольствием пользуются эффектами общественных благ, но избегают за них платить (эффект безбилетника).
В экономической теории под абсолютным преимуществом понимается способность предпринимателя, компании или страны произвести большее количество качественного продукта, используя одинаковое, определённое количество ресурсов. Преимущество в производстве определённых товаров и услуг может быть обусловлено благоприятными природными и климатическими условиями, дешевизной и легкодоступностью сырья, особыми знаниями и навыками в производстве товаров и другими особыми факторами производства. Понятие абсолютного.
Даровые блага
Из Википедии — свободной энциклопедии
Товар, доступный бесплатно, не обязательно является даровым благом. Например, магазин может раздавать свою продукцию для привлечения покупателей, но для производства этой продукции всё равно нужны ресурсы.
Даровыми благами могут являться идеи и работы, которые можно неограниченно копировать без существенных затрат, например литературные и музыкальные произведения, компьютерные программы и веб-сайты. Тем не менее для производства этих благ необходимы ресурсы, например определенные навыки и время. Для стимулирования производства таких благ вводятся меры по защите интеллектуальной собственности, ограничивающие свободное копирование и использование произведений.
Ранние экономические школы выделяли ещё один тип бесплатных товаров: ресурсы, столь обильно встречающиеся в природе, что каждый мог неограниченно их использовать. В качестве примеров приводились чистая вода и воздух. Сейчас их не называют общественным благом, так как существует конкуренция за их обладание.
Земля изначально также была даровым благом, но с ростом населения и введением частной собственности на землю перестала быть таковым. Рыбу и иные морепродукты в морях и реках можно считать даровыми, но государство может ограничивать их вылов с целью недопущения истощения ресурсов и вводить плату за вылов. То же относится и к животным, являющимся объектами охоты. При этом следует иметь в виду, что хлеб, выросший на даровой земле, и рыба, выловленная на даровых рыбных промыслах, не являются даровыми, так как для их получения приложен труд. [4]
Даровые блага
Товар, доступный бесплатно, не обязательно является даровым благом. Например, магазин может раздавать свою продукцию для привлечения покупателей, но для производства этой продукции всё равно нужны ресурсы. В современном обществе не является даровым и то, что может быть воспроизведено бесплатно или почти бесплатно. Например, если кто-то что-то изобретает, то другие могут скопировать идею изобретения без боязни, что этот ресурс будет исчерпан. То же самое относится к компьютерными программам и веб-страницам. Однако исходя из принципов справедливости государство предоставляет создателям интеллектуальной собственности монополию на её использование и в связи с этим они позволяют копирование лишь за плату. [источник не указан 315 дней]
Ранние школы экономической мысли выделяли ещё один тип бесплатных товаров: ресурсы, столь обильно встречающиеся в природе, что любой мог взять столько, сколько захочет. В качестве примеров приводились чистая вода и воздух. Сейчас их не называют общественным благом, так как существует конкуренция за их обладание.
Земля изначально также была даровым благом, но с появлением частной собственности на неё перестала быть таковым, что закономерно, поскольку в связи с ростом населения земельные ресурсы стали ограниченными. Рыбу и иные моепродукты в морях и реках можно считать даровыми, но государство может ограничивать их вылов с целью недопущения истощения ресурсов и вводить плату за вылов. То же относится и к животным, являющимся объектами охоты. При этом следует иметь в виду, что хлеб, выросший на даровой земле, и рыба, выловленная на даровых рыбных промыслах, не являются даровыми, так как для их получения приложен труд. [4]
См. также
Примечания
общественные • частные • общие • общедоступные • клубные • неконкурентные
даровые vs. редкие, позиционные
(не-)длительного пользования • промежуточные • потребительские • инвестиционные
блага Гиффена • неполноценные • нормальные • блага Веблена • первоклассные
явного качества • скрытой полезности • одобряемые
Полезное
Смотреть что такое «Даровые блага» в других словарях:
Даровые Блага — См. Блага даровые Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов
ДАРОВЫЕ БЛАГА — (англ. free goods) блага, необходимость производства и распределения которых в обществе отсутствует, поскольку их предложение настолько велико, что цена равна нулю, например солнечный свет, снег зимой и т.п. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш.,… … Экономический словарь
ДАРОВЫЕ БЛАГА — блага, необходимость производства и распределения которых в обществе отсутствует, поскольку их предложение настолько велико, что их цена равна нулю, например солнечный свет, снег зимой и т.п … Энциклопедический словарь экономики и права
ДАРОВЫЕ БЛАГА — блага, имеющийся объем которых больше потребностей людей, а потребление их одними людьми н« приводит к возникновению нехватки этих благ для других … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь
даровые блага — блага, необходимость производства и распределения которых в обществе отсутствует, поскольку их предложение настолько велико, что цена равна нулю, например солнечный свет, снег зимой и т.п … Словарь экономических терминов
БЛАГА ДАРОВЫЕ — (см. ДАРОВЫЕ БЛАГА) … Энциклопедический словарь экономики и права
Блага Даровые — англ. free goods блага,распространенность которых настолько широка, что их стоимость практически равна нулю, и поэтому нет необходимости в их производстве и распределении. Д.б. являются солнечный свет, снег, природная влага и т.п. Словарь бизнес… … Словарь бизнес-терминов
БЛАГА, ДАРОВЫЕ — блага, необходимость производства и распределения которых в обществе отсутствует, поскольку их предложение настолько велико, что цена равна нулю, например солнечный свет, снег зимой и т.п … Большой экономический словарь
Экономические блага — В экономическо социальном отношении под благом разумеется все, что, имея ценность, может иметь и рыночную цену, следовательно, в обширном смысле разумеются все имущественные блага. На немецком языке Gut и на французском bien имеют и специальное… … Википедия
Общественные блага — Общественные блага блага, обладающие следующими признаками: признак неисключения практически невозможно исключить человека из круга потребителей данного блага[1] признак неконкурентности в потреблении потребление блага одним… … Википедия
ДАРОВЫЕ БЛАГА
Смотреть что такое «ДАРОВЫЕ БЛАГА» в других словарях:
Даровые Блага — См. Блага даровые Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов
ДАРОВЫЕ БЛАГА — (англ. free goods) блага, необходимость производства и распределения которых в обществе отсутствует, поскольку их предложение настолько велико, что цена равна нулю, например солнечный свет, снег зимой и т.п. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш.,… … Экономический словарь
Даровые блага — Даровые или свободные блага блага, необходимость производства и распределения которых не существует, поскольку их предложение настолько велико, что цена равна нулю[1][2]. Примером даровых благ являются солнечный свет, воздух и т.п[3]. Товар … Википедия
ДАРОВЫЕ БЛАГА — блага, имеющийся объем которых больше потребностей людей, а потребление их одними людьми н« приводит к возникновению нехватки этих благ для других … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь
даровые блага — блага, необходимость производства и распределения которых в обществе отсутствует, поскольку их предложение настолько велико, что цена равна нулю, например солнечный свет, снег зимой и т.п … Словарь экономических терминов
БЛАГА ДАРОВЫЕ — (см. ДАРОВЫЕ БЛАГА) … Энциклопедический словарь экономики и права
Блага Даровые — англ. free goods блага,распространенность которых настолько широка, что их стоимость практически равна нулю, и поэтому нет необходимости в их производстве и распределении. Д.б. являются солнечный свет, снег, природная влага и т.п. Словарь бизнес… … Словарь бизнес-терминов
БЛАГА, ДАРОВЫЕ — блага, необходимость производства и распределения которых в обществе отсутствует, поскольку их предложение настолько велико, что цена равна нулю, например солнечный свет, снег зимой и т.п … Большой экономический словарь
Экономические блага — В экономическо социальном отношении под благом разумеется все, что, имея ценность, может иметь и рыночную цену, следовательно, в обширном смысле разумеются все имущественные блага. На немецком языке Gut и на французском bien имеют и специальное… … Википедия
Общественные блага — Общественные блага блага, обладающие следующими признаками: признак неисключения практически невозможно исключить человека из круга потребителей данного блага[1] признак неконкурентности в потреблении потребление блага одним… … Википедия
Что такое даровые блага в экономике
Благо — это предмет, явление, процесс, продукт труда, удовлетворяющий определенную человеческую потребность и отвечающий интересам, целям, устремлениям людей.
Некоторые блага имеются в почти неограниченных масштабах (например, воздух), другие — в ограниченном размере. Последние называются экономическими благами. Они состоят из вещей и услуг.
Экономические блага – желанные, но ограниченные по количеству товары и услуги. К экономическим относятся те блага, которые можно получить в ограниченном количестве по сравнению с потребностями, которые они могут удовлетворить.
Неэкономические блага (даровые блага) предоставляются природой без приложения усилий человека. Эти блага существуют в природе «свободно», в достаточном количестве для полного и постоянного удовлетворения определенных потребностей человека (воздух, вода, свет и т.д.).
Следует четко разграничивать экономические и неэкономические блага. Это различие связано с понятием редкости. Благо неэкономическое имеется в неограниченном количестве. Экономическое благо является редким благом.
Именно соотношение между потребностью, или надобностью (в терминологии К. Менгера, видного представителя австрийской школы), и доступным для распоряжения количеством благ, делает их экономическими или неэкономическими
Вода для питья , если вы живете на берегу чистейшего озера, не является экономическим благом. Таковым она станет для вас лишь в пустыне, где потребность человека в питье оказывается выше, чем доступное для удовлетворения этой потребности количество воды.
В связи с ограниченностью, каждое экономическое благо имеет цену.
Цена – денежное выражение стоимости.
Цена блага зависит, в основном, от затрат на его производство и доставку, а так же от числа людей, желающих его иметь.
Желанность и ценность благ зависит от их полезности, т. е. способности удовлетворять потребности.
Товар – продукт труда, предназначенный для обмена.
Товары – видимые и осязаемые предметы, имеющие ценность, товары можно складировать, они делимы.
Услуги — это целесообразная деятельность человека, результат которой имеет полезный эффект, удовлетворяющий какие-либо потребности человека.
Специфика услуги выражается в том, что она не имеет вещественной формы, не может откладываться (копиться), должна быть потреблена в момент производства.
Выделяют следующие виды благ.
1. Ограниченные и свободные.
2. Используемые и потребляемые.
Если благо используется один раз и при этом исчезает, как благо, называют потребляемым (продукты питания, например).
3. Потребительские (для дома) и капитальные (для производства других благ).
4. Частные и общественные блага разделяются в зависимости от того, удовлетворяет ли то или иное благо потребности одного человека или идет на пользу всем.
Общественным благам присущи три принципа: во-первых, их нельзя продать на рынке, они неделимы. Во-вторых, к ним неприменим принцип исключительности, т.е. ими нельзя обеспечить одних и лишить других. Благом может воспользоваться и те, кто за него не платит (светофоры, освещение улиц, маяки). В-третьих, если благом обеспечить хотя бы одного человека, то обеспечение других не требует дополнительных затрат.
К общественным благам относятся: образование, здравоохранение, наука, энергетика, общественный транспорт, гидротехнические сооружения, водное хозяйство, сооружения для спорта, культуры и отдыха, полиция, оборона, пожарная охрана и общественное управление.
Так как частный бизнес не может или не хочет обеспечить общество этими видами благ, то об их производстве и ассортименте вынуждено заботиться государство.
5. Нормальные и подчиненные (низшие).
Спрос на нормальные блага растет по мере увеличения доходов, и уменьшается вместе с последними. На подчиненные блага – наоборот.
6. Взаимозаменяемые (субституты) и взаимодополняемые (комплементарные). К субститутам относятся не только многие потребительские товары (например, ручка и карандаш, чай и кофе) и производственные ресурсы, но и услуги транспорта (поезд — самолет — автомобиль), сферы досуга (кино — театр — цирк) и т. д. Взаимодополняющие товары – это товары, которые не могут потребляться один без другого (стол и стул, автомобиль и бензин, ручка и бумага).
Для получения недостающих потребительских благ, как правило, нужны косвенные экономические блага — ресурсы.