Что такое дата отгрузки товара
Разъяснено, как определить дату отгрузки товара покупателю для целей определения налоговой базы по НДС
AndreyBezuglov/ Depositphotos.com |
В целях момента определения налоговой базы по НДС, датой отгрузки (передачи) товаров, в том числе указанных в п. 8 ст. 161 Налогового кодекса, признается дата первого по времени составления первичного учетного документа, оформленного на покупателя или перевозчика для доставки товара покупателю. Такой вывод содержится в письме Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 3 июля 2018 г. № 03-07-11/45885).
Напомним, что каждый факт хозяйственной жизни должен быть оформлен первичным учетным документом, который составляется при его совершении, а если это не представляется возможным – то после его окончания. Первичный документ может быть составлен на бумаге или в электронном виде. При этом в качестве одних из обязательных реквизитов в первичном документе должны быть указаны дата составления первичного документа и содержание самого факта хозяйственной жизни (п. 1-3, 5 ст. 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Финансисты отметили, что по общему правилу, моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя из двух дат: день отгрузки (передачи) товаров либо день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (п. 1, п. 15 ст. 167 НК РФ).
В какой день работы считаются выполненными в случае, если заказчик не подписал акт сдачи-приемки работ, но при этом имеется решение суда, из которого следует, что условия договора на выполнение работ подрядчиком выполнены? Узнайте из материала «Момент определения налоговой базы по НДС при выполнении работ» в «Энциклопедии решений. Налоги и взносы» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
Напомним, что при заключении договора перевозки подтвердить затраты по ней можно на основании транспортной накладной.
В этой статье мы разберем, что это такое – отгрузка товара и продукции со склада. Вообще транспортировка — это довольно кропотливый процесс, в который включается сразу несколько этапов. Одним из них становятся погрузочные работы, которые необходимо производить согласно законодательным актам и правилам, принятым на конкретном производстве. Давайте рассмотрим, как все сделать правильно, в нужном порядке и в соответствии с требованиями приказов.
Что говорит закон
Гражданский кодекс в ст. 506 разъясняет, что по договору, продавец обязуется доставить в указанный срок заказ гражданину или компании.
В ст. 509 прописывается, что поставку осуществляют путем передачи продукции покупающей стороне или любому другому лицу, указанному в качестве конечной точки.
Отгрузка товара со склада: что это значит
Из самого названия следует, что это процесс по отправке подготовленных изделий покупателю или перевозчику. Завершение этой процедуры — момент, когда право собственности переходит от продающего к приобретателю.
Это становится понятно из ст. 223 Гражданского кодекса. В ней утверждается, что стороны вольны договариваться так, как им удобно. Переход может происходить в момент:
Собственник может измениться в любой из этих моментов в зависимости от того, что будет вписано в договор.
Можно сделать вывод, что это процесс, во время которого передается продукция и меняется владелец партии.
Вместе с товаром получателю доставляется акт приема-передачи. В нем всегда указано место отгрузки – это юридический адрес, на который необходимо прибыть курьеру или автомобилю, чтобы вручить проданное. Помимо этого, в документе прописываются все основные характеристики груза:
Также в акте всегда есть артикул, список всего, что везут, способ упаковки и масса без тары. Оформляют его в 3 экземплярах, каждый подписывают обе стороны. Один везет водитель как сопроводительную документацию, остальные вкладывают в коробку.
Готовые решения для всех направлений
Мобильность, точность и скорость пересчёта товара в торговом зале и на складе, позволят вам не потерять дни продаж во время проведения инвентаризации и при приёмке товара.
Ускорь работу сотрудников склада при помощи мобильной автоматизации. Навсегда устраните ошибки при приёмке, отгрузке, инвентаризации и перемещении товара.
Скорость, точность приёмки и отгрузки товаров на складе — краеугольный камень в E-commerce бизнесе. Начни использовать современные, более эффективные мобильные инструменты.
Повысь точность учета имущества организации, уровень контроля сохранности и перемещения каждой единицы. Мобильный учет снизит вероятность краж и естественных потерь.
Повысь эффективность деятельности производственного предприятия за счет внедрения мобильной автоматизации для учёта товарно-материальных ценностей.
Первое в России готовое решение для учёта товара по RFID-меткам на каждом из этапов цепочки поставок.
Исключи ошибки сопоставления и считывания акцизных марок алкогольной продукции при помощи мобильных инструментов учёта.
Получение сертифицированного статуса партнёра «Клеверенс» позволит вашей компании выйти на новый уровень решения задач на предприятиях ваших клиентов..
Используй современные мобильные инструменты для проведения инвентаризации товара. Повысь скорость и точность бизнес-процесса.
Используй современные мобильные инструменты в учете товара и основных средств на вашем предприятии. Полностью откажитесь от учета «на бумаге».
Почему следует контролировать этот момент
День, когда право на собственность переходит от одной компании к другой, определяющий при реализации любых видов товаров.
Во время перевозки может произойти порча, кража, появиться дефекты. Эти риски тоже необходимо указывать в документах. Когда груз транспортируется, некоторые детали способны потеряться, сломаться, выйти из строя или утратить первоначальный внешний вид.
Это негативно сказывается на общей стоимости продукции, поэтому важно заранее оговорить это и прописать в бумагах. Так будет понятно, кто за это отвечает и кому придется оплачивать.
Следите, чтобы все было оформлено правильно. Если появятся разногласия со второй стороной договора, то можно отправиться в суд и предоставить документацию там. Корректно составленная и подписанная, она станет неопровержимым доказательством правоты и невиновности. Это реальный способ возместить понесенный ущерб.
Виды отгрузки товара
Обычно используются 3 основных разновидности:
Каждый из подвидов может быть достаточно быстрым, если пользоваться специальной техникой. Чтобы оптимизировать этот процесс, стоит обратиться к специалистам нашей компании «Клеверенс». Мы поможем подобрать ПО, которое обеспечит высокую скорость обработки заказов, в том числе и на отгрузку, учет хранящихся в складских помещениях продуктов и многое другое. Среди них – «Склад 15», в рамках которого доступны все 3 перечисленных выше типа.
Соглашение, предмет его заключения и нюансы
Это первый документ, с которого начинаются отношения между продающей и покупающей сторонами. Называться он может:
Разница между этими двумя видами заключается в том, что первый создают, если контрагент сам отправляет готовую продукцию, а второй в случае, если лишь перепродает изделия. По факту это разновидность купли-продажи.
Чтобы все прошло успешно, важно предусмотреть:
В упрощенном варианте обязательно указано:
Это универсальная бумага, в которую при необходимости можно добавлять разные нюансы, если они есть.
Ниже обычно пишут дополнительные условия:
Отдельным файлом создается спецификация, в которой указываются все количественные и качественные характеристики. Это проще, чем пытаться вместить все в договор. Особенно если фирмы сотрудничают постоянно, и каждый раз меняется размер партии, количество и наименования ассортимента.
Как производится описание товара перед отгрузкой продукции
Необходимо, чтобы продукт соответствовал:
Также ключевое условие – указать количество. Оно должно быть определено в денежном выражении или в количественном. Причем согласовывается по каждому названию.
Иные параметры
Их наличие необязательно, без них договор не станет недействительным. Но если возникнут споры, то прописанные пункты в отличие от сказанных слов станут хорошими доказательствами в арбитражном суде.
Таким вкладышем может стать спецификация. Это отдельная бумага, в которой легко расписать все позиции, их особенности, сумма и прочее.
Порядок и правила процесса отгрузки товара со склада, документооборот
Чтобы создать все условия и обеспечить сохранность груза, организовать своевременную качественную приемку, следует:
Нет ничего сложного в работе, которая будет производиться перед отправкой партии. Главное – предупредить сотрудников о том, что все следует выполнять в соответствии с нормами безопасности и договором, а также снабдить их современным оборудованием. Это поможет ускорить и упростить задачу.
Инструкция по отгрузке готовой продукции, товара со склада, образец
На каких правилах будет производиться погрузка и отправление, должно быть понятно всем участникам сделки – грузоотправителю, перевозчику и получателю.
Вот несколько требований, которые необходимо соблюдать:
Если на склад был принят товар ненадлежащего качества или не в том количестве, в котором должен быть, то возникает вопрос, что делать. Здесь важно правильно оформить сопроводительные документы:
Важно, чтобы все коробки были правильно промаркированы и упакованы. Если получатель увидит вскрытую упаковку, то может не захотеть принимать весь объем. Причем необязательно, чтобы это было дефектом или прямо влияло на свойства товара. Просто это будет поводом предъявить претензию, ведь покупателю проще составить акт и не брать на себя ответственность за сохранность груза. Это правильнее, чем доказывать потом, что в таре не хватало определенного количества деталей или комплектующих, а пачка не была надежно опломбирована.
Также перед отправкой необходимо проверить, как соблюдались правила погрузки и надежность креплений. Это поможет обезопасить от лишних повреждений ассортимент.
Ошибок и помарок в сопроводительных документах тоже быть не должно. Все оформляется читаемым, а также собирается по накладной. Сотрудник, собирающий заказ, внимательно проверяет комплектность, число и качество отгружаемых изделий. Чтобы упростить задачу и избежать пересорта, ему стоит выдать ТСД, который поможет сканировать промаркированную продукцию и собирать ее согласно листу.
Датой отгрузки товаров признается день составления первого первичного электронного документа
Сергей Рюмин, управляющий партнер ООО «КАФ “ИНВЕСТАУДИТТРАСТ”»
Все больше организаций стремится перейти на электронный документооборот. Ведь не секрет, что интернет и электронная передача данных экономят много времени и средств. Вместе с тем налоговое законодательство не учитывает некоторые особенности такого оформления документов. Решать спорные вопросы приходится Минфину России. (Письмо Министерства финансов РФ от 23.03.12 № 03-07-11/80)
Дата отгрузки
Налоговое законодательство не содержит определений многих понятий, используемых в Налоговом кодексе, в том числе таких распространенных, как отгрузка и оплата. Поэтому налогоплательщикам при возникновении вопросов приходится пользоваться понятиями и терминами гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ (п. 12 ст. 11 НК РФ) либо разъяснениями официальных органов. ФНС России еще в письме от 28.02.06 № ММ-6-03/202 подтвердила, что под термином «отгрузка» нужно понимать сам факт физической отгрузки товара.
Что касается определения даты отгрузки (передачи) товара, то тут следует обращаться к правилам ведения первичных учетных документов. В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 129 ‑ Ф З) все хозяйственные операции, проводимые организацией, необходимо оформлять оправдательными документами. В каждом таком документе в качестве обязательных реквизитов должны быть дата его составления и содержание хозяйственной операции.
Таким образом, датой отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав признается дата первого по времени составления первичного документа, оформленного на покупателя (заказчика), перевозчика (организацию связи). Например, при передаче товара непосредственно покупателю это будет товарная накладная (форма № ТОРГ-12), а если для его доставки покупателям используются услуги транспортных организаций, то это может быть товарно-транспортная накладная по форме № 1-Т (утв. постановлением Госкомстата России от 28.11.97 № 78) или транспортная накладная (утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.11 № 272), железнодорожная накладная или же другие подобные документы.
Обратите внимание: если товар отгружается частями, то Минфин России разрешает считать датой отгрузки дату составления первичного документа, оформленного на покупателя (перевозчика) при отгрузке последней части оборудования. Такие разъяснения ведомство давало в письме от 13.01.12 № 03-07-11/08 (подробнее об этом читайте в «ДК» № 4, 2012), правда, для целей определения налоговой базы по НДС.
Электронный документооборот
Отношения в области использования электронных подписей при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, при совершении иных юридически значимых действий регулирует Федеральный закон от 06.04.11 № 63-Ф3 «Об электронной подписи» (далее – Закон № 63-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 6 этого закона информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью. Исключение составляют случаи, когда федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.
Следовательно, документ, оформленный в электронном виде и подписанный электронной цифровой подписью, может являться подтверждающим документом для целей бухгалтерского и налогового учета, в случае если федеральными законами или иными нормативными правовыми актами не устанавливается или не подразумевается требование о составлении такого документа на бумажном носителе. Согласны с этим и чиновники (см. письма Минфина России от 15.09.11 № 03-02-08/96 и от 01.02.11 № 03-03-06/1/47).
Однако у налогоплательщиков, начавших использовать такую форму документооборота с партнерами по бизнесу, снова возникли вопросы, связанные с термином «отгрузка». Речь идет о порядке определения даты отгрузки товаров по первичным документам, оформленным с использованием электронно-цифровой подписи, на имя покупателя или перевозчика для доставки товаров покупателю в целях применения налога на прибыль организаций и НДС.
В комментируемом письме Минфин России дает ответ на этот вопрос. Специалисты финансового ведомства, как и налоговые органы, ссылаются на нормы Закона № 129 ‑ ФЗ и пункт 13 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерац ии (утв. приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н), согласно которым обязательными реквизитами первичных учетных документов являются дата их составления и содержание хозяйственной операции.
Таким образом, для целей применения налога на прибыль организаций и НДС датой отгрузки товаров признается дата первого по времени составления первичного документа, на имя покупателя или перевозчика для доставки товаров покупателю. По мнению чиновников, для первичных документов, оформленных с использованием электронно-цифровой подписи, никаких исключений нет, поэтому общее правило распространяется и на них.
Когда именно документ, оформленный с использованием электронно-цифровой подписи, можно считать составленным, Минфин России не уточнил.
По нашему мнению, датой составления такого документа является дата поступления файла документа оператору электронного документооборота от продавца, указанная в подтверждении этого оператора. В частности, такое правило предусматривает Порядок выставления и получения электронных счетов-фактур (утв. приказом Минфина России от 25.04.11 № 50н) в отношении определения даты выставления электронного счета-фактуры (п. 1.10).
Что такое дата отгрузки товара
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 24 сентября 2021 г. N 03-07-11/77929 Об определении даты отгрузки (передачи) товаров в целях определения налоговой базы по НДС, о ведении книгы продаж, применяемой при расчетах по НДС и об исчислении налога на прибыль при использовании метода начисления
Вопрос: Настоящим просим дать разъяснение по вопросу работы при продаже товаров через маркетплейсы, а именно:
Продавец начисляет НДС в момент, когда товары (работы, услуги) покупателю были отгружены (выполнены, оказаны) посредником. Причем датой отгрузки считается дата первого по времени документа, оформленного на покупателя (перевозчика). Информацию о том, когда товары (работы, услуги) были отгружены (выполнены, оказаны) продавец получает из отчета посредника. Отчет посредника составляется в произвольной форме, типового образца для него нет и размещается на портале маркетплейса.
2. Правомерна ли позиция компании при работе с маркетплейсами через договор оферты (ООО) в части принятия к учету неструктурированных документов (отчет о продажах, счета-фактуры на услуги посредника), которые размещаются на портале маркетплейса и не заверены ЭЦП, а также не оформлены подписями и печатями посредника (ООО)?
Ответ: В связи с обращением по вопросам применения налога на добавленную стоимость, счетов-фактур и исчисления налога на прибыль организаций в ситуации и при условиях, изложенных в обращении, Департамент налоговой политики сообщает, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 14 сентября 2018 г. N 194н, обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций в Минфине России не рассматриваются и консультационные услуги не оказываются.
Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичными учетными документами. При этом в соответствии с пунктом 2 данной статьи первичные учетные документы должны содержать в качестве обязательных реквизитов дату составления указанных документов и содержание факта хозяйственной жизни.
Таким образом, датой отгрузки (передачи) товаров в целях определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость признается дата первого по времени составления первичного документа, оформленного на их покупателя или перевозчика для доставки товара покупателю.
В отношении налога на прибыль организаций следует отметить, что порядок признания доходов при методе начисления определен статьей 271 главы 25 «Налог на прибыль организаций Кодекса, согласно пункту 1 которой для целей налогообложения прибыли организаций доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, если иное не предусмотрено пунктом 1.1 данной статьи.
При этом пунктом 3 статьи 271 Кодекса установлено, что датой получения дохода от реализации признается дата реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), определяемой в соответствии с пунктом 1 статьи 39 Кодекса.
Согласно положениям статьи 39 Кодекса реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента | Н.А. Кузьмина |
Обзор документа
Датой отгрузки (передачи) товаров в целях НДС признается дата первого по времени составления первичного документа, оформленного на их покупателя или перевозчика для доставки покупателю.
В случае невыставления счетов-фактур, если лицо не признается налогоплательщиком или освобождено от НДС, в книге продаж регистрируются первичные учетные документы, документы, содержащие суммарные (сводные) данные по операциям, совершенным в течение календарного месяца (квартала).
Для целей налогообложения прибыли доходы признаются в том периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денег, иного имущества (работ, услуг) или имущественных прав. Датой получения дохода от реализации признается дата реализации.
Дата отгрузки поставляемого по частям оборудования определяется по дате отгрузки его последней части
fotoevent.stock / Depositphotos.com |
В случаях, когда поставка оборудования покупателю осуществляется частями, то датой отгрузки оборудования должна считаться дата составления первичного учетного документа, оформленного на покупателя (перевозчика) при отгрузке последней части оборудования. Такие разъяснения содержатся в письме Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 29 октября 2018 г. № 03-07-11/77373.
Финансисты отметили, что по общему правилу датой отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав признается дата первого по времени составления первичного документа, оформленного на заказчика (покупателя), перевозчика (организацию связи) для доставки товара покупателю. При этом если оборудование поставляется частями, то оно не будет считаться отгруженным до того, как будет составлен первичный документ на покупателя или перевозчика по последней его части. Добавим, что по общему правилу, моментом определения налоговой базы по НДС является наиболее ранняя из двух дат: день отгрузки (передачи) товаров либо день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (п. 1, п. 15 ст. 167 НК РФ).
Можно ли отразить в первоначальном счете-фактуре новую информацию в случае изменения цены (количества) товара и не составлять корректировочный счет-фактуру? Узнайте из материала «Определение налоговой базы по НДС при изменении стоимости отгруженных товаров (работ, услуг)» в «Энциклопедии решений. Налоги и взносы» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
Следовательно, если последняя часть оборудования будет отгружена после 1 января 2019 года, то продавцу необходимо будет начислить НДС по ставке 20%. Напомним, что новая увеличенная ставка НДС применяется только по отгрузкам товаров, имущественных прав, услуг, работ осуществленных после 1 января 2019 года.