Что такое даунстрим в нефтянке
Термин «downstream»
Downstream – нефтяной термин, пришедший из англо-американских стран, где нефтедобывающие компании делят всю цепочку от добычи до распространения на три части. В самом часто распространённом смысле downstream означает совокупность всех действий компании, связанных со сбытом и реализацией нефтегазовой продукции.
Upstream (пер. «верх потока») – это добыча, внутрипромысловая транспортировка и переработка первичных углеводородов. Именно этим непосредственно и занимаются на нефтяных скважинах и месторождениях. Также upstream в разговорном рабочем сленге может обозначать расположение деталей трубопровода – «выше по потоку» соответственно.
Midstream – середина потока или промежуточная средняя стадия, которая включает в себя дальнюю транспортировку по магистральным трубопроводам, на морские терминалы сбора нефти и транспортировку сжиженных газов по газопроводам.
И, наконец, Downstream – деятельность, основная доля которой приходится на реализацию продукции. Как и upstream, downstream иногда может служить разговорным профессионализмом и означать детали трубопровода «ниже потока».
Что же конкретно подразумевается под термином «downstream» в нефтеперерабатывающей промышленности? Всё, относящееся к переработке и сбыту первичного продукта, полученного на стадии upstream, вплоть до выдачи готового продукта потребителю.
В отчётах нефтегазовых, нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих компании общая сумма downstream – это нередко повод для зависти. Этими цифрами гордятся, их стремятся демонстрировать и они так или иначе на прямую связаны с ростом прибыли.
В реальной жизни в ходу, как обозначение стадий нефтепереработки, чаще всего лишь upstream и downstream. Midstream обычно включают в сегмент downstream.
Компании, в новостях которых есть downstream: РОСНЕФТЬ
Даунстрим
Смотреть что такое «Даунстрим» в других словарях:
даунстрим, вниз по течению — Движение коммерческой деятельности в направлении от головной компании к филиалам. С финансовой точки зрения это обычно относится к кредитам, поскольку дивиденды и процентные выплаты обычно движутся (upstream) снизу вверх (т.е. от филиалов к… … Финансово-инвестиционный толковый словарь
геномная библиотека банк генов — геномная библиотека, банк генов * геномная бібліятэка, банк генаў * genomic library or gene bank набор клонированных фрагментов ДНК, представляющих индивидуальный (групповой, видовой) геном. У млекопитающих (в т. ч. человека) геномы крупные,… … Генетика. Энциклопедический словарь
Длинный терминальный повтор ДТП; д концевой п — Длинный терминальный повтор, ДТП; д. концевой п. * доўгі тэрмінальны паўтор, ДТП; д. канцавы п. * long terminal repeat, LTR домен, или участок, состоящий из нескольких сот п. о., на концах нуклеиновой кислоты ретровирусов (см.), образовавшихся в… … Генетика. Энциклопедический словарь
Ретрорегуляция — * рэтрарэгуляцыя * retroregulation способность даунстрим (см.) последовательности ДНК регулировать трансляцию иРНК … Генетика. Энциклопедический словарь
Терминирующая последовательность т кодон стоп-к — Терминирующая последовательность, т. кодон, стоп к. * тэрмініруючая паслядоўнасць, т. кадон, стоп к. * termination sequence or t. codon or stop c. 1. Последовательность ДНК на конце транскрипционной единицы, сигнализирующая об окончании… … Генетика. Энциклопедический словарь
Транскрипции инициация — * транскрыпцыі ініцыяцыя * transcription initiation начало транскрипции (см.) гена в соответствующую иРНК (). Для этого предварительно у прокариот формируется РНК полимеразный голофермент (см.), а у эукариот транскрипцию инициирующий комплекс (см … Генетика. Энциклопедический словарь
Апстрим, мидстрим, даунстрим: сектора в мире нефти
Весь мир нефти разделяется на 3 огромных части – поиск и добыча, транспортировка, обработка и реализация. Лишь очень большие компании могут сами охватить весь цикл сразу. Они считаются вертикально-интегрированными. Более мелкие фирмы занимаются одним направлением. Разберем направления более подробно.
Апстрим
Все компании контролируются государством, работают в основном на территории своей страны. Вместе с национальными нефтяными компаниями добычей занимаются частные фирмы.
Весь этот сектор занимается поиском мест, где может залегать полезное ископаемое, бурением и, в случае, если удалось найти, разработкой и добычей. Это все, что может произойти на месторождении.
Здесь много финансовых и временных затрат на поиск и разведку, чтобы найти одну денежную скважину нужно пробурить несколько десятков пустых. Но и доходы в случае успеха будет колоссальные.
Эта сфера включает множество слияний, перераспределений, поглощений и реорганизаций. Причина в разорении небольших фирм и более прибыльной работе крупных компаний с серьезными финансовыми возможностями.
Мидстрим
Midstream – перемещение нефти и нефтепродуктов любым удобным способом:
Большинство компаний пользуются услугами транспортировщиков, потому что это дешевле, чем создавать собственную сеть. Наемной силой пользуются либо на всем этапе транспортировки от месторождения до завода, либо на отдельном участке.
Дешевле и безопаснее всего перемещать трубопроводами. Так можно транспортировать в любое время дня и года, независимо от погодных условий и температуры воздуха.
Существуют нефтепроводы, которые транспортируют сырую нефть. И нефтепродуктопроводы – они перемещают конечные продукты нефти: бензин, керосин, дизельное топливо.
Если сравнивать доставку автомобилем и железной дорогой, то первый вариант значительно дороже, но маневреннее. Машиной можно доставить нефть и нефтепродукты куда угодно, но это более рискованный способ доставки – машину надо вести аккуратно.
Железная дорога обходится дешевле, можно транспортировать увеличенные объемы. Его обычно используют, чтобы перевозить продукты нефтехимии, которые слишком рискованно транспортировать автомобилем. Также перевозят то, что не получается двигать нефтепроводом – битум, смазку и машинное масло. Из-за тягучести они будут только забивать трубы.
Даунстрим
Downstream – это все заводы, которые занимаются переработкой, сеть распределения продуктов розничным покупателям. Крупнейший из нефтеперерабатывающих предприятий находится в Индии. Он перерабатывает до 1,24 миллионов баррелей нефти в сутки.
Нефтяное оборудование каждого предприятия всегда настроено на переработку нефти в определенный конечный продукт. Более сложные и крупные фирмы занимаются переработкой светлых продуктов с высокой ценностью для конечного потребителя.
Кроме переработки, этот сектор включает:
Чтобы хранить или продавать нефть и нефтепродукты на заправках, нужно иметь специальные запчасти для АЗС. То же касается и нефтебаз. Нужно приобрести оборудование для нефтебаз, которое будет отвечать всем требованиям государства.
Под землей нельзя хранить конечные нефтепродукты – бензин и дизельное топливо можно сохранять только над землей. Вообще хранить нефть очень дорого. Нужно:
Все три сектора соединяются в огромный организм под названием успешная нефтяная промышленность.
Все о нефти
МИР НЕФТИ
Вся нефтяная отрасль, весь, так сказать, мир нефти делится на три сектора:
Большинство компаний в нефтяной отрасли занимаются деятельностью в одном из секторов. Но деятельность некоторых, наиболее крупных, компаний включает в себя все сектора. Такие компании называют вертикально-интегрированными компаниями (ВИНК).
Upstream (Апстрим)
Сектор апстрим – наиболее рискованный и наиболее прибыльный сектор мира нефти. К этому сектору относятся геологоразведочные работы на нефть и газ, и весь производственный процесс добычи нефти и попутного газа.
Большая часть добычи нефти в мире осуществляется национальными нефтяными компаниями. Такие компании подконтрольны соответствующим государствам и осуществляют свою деятельность преимущественно на территории своей страны. Например, во всех странах-членах ОПЕК добычу нефти осуществляют именно такие компании. Примерно треть добычи нефти в странах, не входящих в ОПЕК, также осуществляют национальные нефтяные компании (ННК). Наиболее крупные вертикально-интегрированные ННК в странах, не входящих в ОПЕК, существуют в:
Наряду с национальными нефтяными компаниями в нефтедобыче действуют также и частные нефтяные компании. Наиболее крупные из них, так называемые Majors, это: ExxonMobil, Chevron, BP, Shell, ConocoPhillips, Total. Это крупные международные компании, осуществляющие свою деятельность во многих точках земного шара. Образовались эти компании в том виде, в каком они существуют сейчас, примерно в 1990-х годах после многочисленных сделок по слиянию и поглощению, прокатившихся по всему нефтяному сектору.
Процесс слияния и поглощения компаний в нефтяной отрасли происходит и по сей день. Самый свежий пример: в марте 2013 года компания Роснефть закрыла сделку по приобретению компании ТНК-ВР, став таким образом крупнейшей публичной компанией в мире по запасам нефти и объемам ее добычи. В условиях снижения количества открытий новых нефтяных месторождений и затрудненном доступе компаний к нефтяным ресурсам, а также из-за возрастающей себестоимости добычи нефти на старых месторождениях нефтяные компании стремятся распределить риски и издержки на как можно больший размер капитала.
Кроме непосредственно нефтедобывающих компаний, в сектор апстрим вовлечены также и компании занимающиеся производством оборудования для нефтедобычи, компании-владельцы морских буровых платформ, нефтесервисные компании. Такие компании не имеют своих подразделений по добыче нефти и выполняют определенные работы по договорам с нефтяными компаниями. Нефтесервисные компании, как правило, имеют определенную область специализации: геофизические компании, буровые компании, компании по обслуживанию нефтепромыслового оборудования, транспортные, охранные и другие предприятия.
В России все крупные нефтяные компании имеют свои собственные сервисные подразделения (дочерние предприятия). В то же время в мировой практике нефтесервисные компании, как правило, являются независимыми компаниями, оказывающими свои услуги по договорам подряда. Наиболее крупные международные нефтесервисные компании, хорошо известные в России: Schlumberger, BJ Services. Компании, поставляющие оборудование и оказывающие нефтесервисные услуги: Baker Hughes, Halliburton, Weatherford и другие.
Midstream (Мидстрим)
Сектор мидстрим включает транспортировку нефти и полученных из нее нефтепродуктов различными способами: танкерами, по трубопроводам, в железнодорожных цистернах или автомобильным транспортом.
Только небольшая часть крупных нефтяных компаний в мире имеют свои подразделения по транспортировке нефти. Большая часть компаний на том или ином этапе транспортировки пользуются услугами сторонних компаний.
В России, например, транспортировку нефти и нефтепродуктов посредством трубопроводного транспорта осуществляет государственная компания Транснефть. Пожалуй, наиболее известная сеть нефтепроводов этой компании – нефтепровод «Дружба». Это наиболее длинная сеть магистральных нефтепроводов в мире (ее протяженность по России составляет 3900 км). Посредством этого нефтепровода нефть Западной Сибири смешивается с нефтью Волго-Уральской провинции и под маркой Urals поставляется европейским потребителям.
Достаточно дешевым и эффективным способом доставки нефти потребителю является и транспортировка нефти специальными водными судами – танкерами. Наиболее крупные компании, занимающиеся танкерными перевозками нефти:
Перевозка нефти автомобильным транспортом – наиболее дорогой способ транспортировки. Его единственное преимущество – гибкость, то есть возможность доставить нефть (нефтепродукты) из одной точки в любую другую (при наличии транспортных путей, конечно же). Автомобильный транспорт, как правило, используют для доставки нефтепродуктов на АЗС. Также иногда в качестве временного средства им пользуются на нефтепромыслах в начальной стадии разработки месторождений для доставки нефти от скважины на пункт предварительной подготовки нефти.
Перевозка нефти и нефтепродуктов железнодорожным транспортом – менее затратный способ транспортировки в сравнении с автомобильным. Но и менее гибкий. Железнодорожный транспорт используется для перевозки нефти, нефтепродуктов, которые сложно транспортировать по трубам (битум, смазки, машинное масло). Также железнодорожным транспортом, как правило, перевозят различные продукты нефтехимии, которые опасно перевозить автомобильным транспортом. Железнодорожные перевозки особенно распространены в России.
Сектор мидстрим часто включают в сектор даунстрим в качестве его составной части.
Downstream (Даунстрим)
Сектор даунстрим включает нефтеперерабатывающие (нефтехимические) заводы, сеть по распределению продуктов переработки нефти и их розничным продажам.
В мире примерно 720 нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), которые расположены в 120 странах. Крупнейший нефтеперерабатывающий комплекс в мире, Jamnagar Refinery, расположен в Индии. Он перерабатывает 1,24 млн. баррелей нефти в сутки. В России действуют 27 крупных НПЗ, которые перерабатывают почти 6 миллионов баррелей нефти в сутки.
Каждый нефтеперерабатывающий комплекс настроен на переработку определенного сорта нефти (легкой или тяжелой, с тем или иным содержанием примесей). И каждый комплекс настроен на выработку определенных конечных нефтепродуктов. Как правило, более сложные (более комплексные) НПЗ производят больше светлых нефтепродуктов (таких как бензин), которые имеют более высокую ценность для потребителей.
К сектору даунстрим помимо переработки нефти, распределения и продажи нефтепродуктов, также относится хранение нефти и нефтепродуктов.
Необходимость хранения нефти (и нефтепродуктов) обусловлена различными причинами:
Хранение нефти может осуществляться различными способами:
В подземных коллекторах часто хранят газ, иногда сырую нефть и никогда не хранят нефтепродукты (бензин, дизельное топливо). Для хранения нефтепродуктов используют только чистые наземные стальные резервуары. Нефть также хранят чаще всего в наземных резервуарах.
Хранение нефти – чрезвычайно дорогое «удовольствие». Затраты на хранение включают обслуживание резервуаров, обеспечение безопасности, страховку, капитальные затраты на строительство резервуара и так называемые альтернативные издержки (opportunity cost). Поэтому коммерческие структуры стремятся по возможности снизить объемы хранящейся нефти.
Мир нефти – комплексный, разнообразный, многогранный, с множеством компаний специализирующихся в той или иной области – действует как единый организм. Деление его на сектора довольно условно, тем не менее, позволяет лучше понять, как действует этот «организм». И сектор апстрим, и сектор мидстрим, и сектор даунстрим – все это части одного целого, известного под названием нефтяная промышленность.
Upstream (пер. «верх потока») – это добыча, внутрипромысловая транспортировка и переработка первичных углеводородов. Именно этим непосредственно и занимаются на нефтяных скважинах и месторождениях. Также upstream в разговорном рабочем сленге может обозначать расположение деталей трубопровода – «выше по потоку» соответственно.
Midstream – середина потока или промежуточная средняя стадия, которая включает в себя дальнюю транспортировку по магистральным трубопроводам, на морские терминалы сбора нефти и транспортировку сжиженных газов по газопроводам.
И, наконец, Downstream – деятельность, основная доля которой приходится на реализацию продукции. Как и upstream, downstream иногда может служить разговорным профессионализмом и означать детали трубопровода «ниже потока».
Что же конкретно подразумевается под термином «downstream» в нефтеперерабатывающей промышленности? Всё, относящееся к переработке и сбыту первичного продукта, полученного на стадии upstream, вплоть до выдачи готового продукта потребителю.
В отчётах нефтегазовых, нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих компании общая сумма downstream – это нередко повод для зависти. Этими цифрами гордятся, их стремятся демонстрировать и они так или иначе на прямую связаны с ростом прибыли.
В реальной жизни в ходу, как обозначение стадий нефтепереработки, чаще всего лишь upstream и downstream. Midstream обычно включают в сегмент downstream.
Вся нефтяная отрасль, весь, так сказать, мир нефти делится на три сектора:
Большинство компаний в нефтяной отрасли занимаются деятельностью в одном из секторов. Но деятельность некоторых, наиболее крупных, компаний включает в себя все сектора. Такие компании называют вертикально-интегрированными компаниями (ВИНК).
Upstream (Апстрим)
Сектор апстрим – наиболее рискованный и наиболее прибыльный сектор мира нефти. К этому сектору относятся геологоразведочные работы на нефть и газ, и весь производственный процесс добычи нефти и попутного газа.
Большая часть добычи нефти в мире осуществляется национальными нефтяными компаниями. Такие компании подконтрольны соответствующим государствам и осуществляют свою деятельность преимущественно на территории своей страны. Например, во всех странах-членах добычу нефти осуществляют именно такие компании. Примерно треть добычи нефти в странах, не входящих в ОПЕК, также осуществляют национальные нефтяные компании (ННК). Наиболее крупные вертикально-интегрированные ННК в странах, не входящих в ОПЕК, существуют в:
Процесс слияния и поглощения компаний в нефтяной отрасли происходит и по сей день. Самый свежий пример: в марте 2013 года компания Роснефть закрыла сделку по приобретению компании ТНК-ВР, став таким образом крупнейшей публичной компанией в мире по запасам нефти и объемам ее добычи. В условиях снижения количества открытий новых нефтяных месторождений и затрудненном доступе компаний к нефтяным ресурсам, а также из-за возрастающей себестоимости добычи нефти на старых месторождениях нефтяные компании стремятся распределить риски и издержки на как можно больший размер капитала.
Кроме непосредственно нефтедобывающих компаний, в сектор апстрим вовлечены также и компании занимающиеся производством оборудования для нефтедобычи, компании-владельцы морских буровых платформ, нефтесервисные компании. Такие компании не имеют своих подразделений по добыче нефти и выполняют определенные работы по договорам с нефтяными компаниями. Нефтесервисные компании, как правило, имеют определенную область специализации: геофизические компании, буровые компании, компании по обслуживанию нефтепромыслового оборудования, транспортные, охранные и другие предприятия.
В России все крупные нефтяные компании имеют свои собственные сервисные подразделения (дочерние предприятия). В то же время в мировой практике нефтесервисные компании, как правило, являются независимыми компаниями, оказывающими свои услуги по договорам подряда. Наиболее крупные международные нефтесервисные компании, хорошо известные в России: Schlumberger, BJ Services. Компании, поставляющие оборудование и оказывающие нефтесервисные услуги: Baker Hughes, Halliburton, Weatherford и другие.
Midstream (Мидстрим)
Сектор мидстрим включает транспортировку нефти и полученных из нее нефтепродуктов различными способами: танкерами, по трубопроводам, в железнодорожных цистернах или автомобильным транспортом.
Только небольшая часть крупных нефтяных компаний в мире имеют свои подразделения по транспортировке нефти. Большая часть компаний на том или ином этапе транспортировки пользуются услугами сторонних компаний.
В России, например, транспортировку нефти и нефтепродуктов посредством трубопроводного транспорта осуществляет государственная компания Транснефть. Пожалуй, наиболее известная сеть нефтепроводов этой компании – нефтепровод «Дружба». Это наиболее длинная сеть магистральных нефтепроводов в мире (ее протяженность по России составляет 3900 км). Посредством этого нефтепровода нефть Западной Сибири смешивается с нефтью Волго-Уральской провинции и под маркой Urals поставляется европейским потребителям.
Достаточно дешевым и эффективным способом доставки нефти потребителю является и транспортировка нефти специальными водными судами – танкерами. Наиболее крупные компании, занимающиеся танкерными перевозками нефти:
Перевозка нефти автомобильным транспортом – наиболее дорогой способ транспортировки. Его единственное преимущество – гибкость, то есть возможность доставить нефть (нефтепродукты) из одной точки в любую другую (при наличии транспортных путей, конечно же). Автомобильный транспорт, как правило, используют для доставки нефтепродуктов на АЗС. Также иногда в качестве временного средства им пользуются на нефтепромыслах в начальной стадии разработки месторождений для доставки нефти от скважины на пункт предварительной подготовки нефти.
Перевозка нефти и нефтепродуктов железнодорожным транспортом – менее затратный способ транспортировки в сравнении с автомобильным. Но и менее гибкий. Железнодорожный транспорт используется для перевозки нефти, нефтепродуктов, которые сложно транспортировать по трубам (битум, смазки, машинное масло). Также железнодорожным транспортом, как правило, перевозят различные продукты нефтехимии, которые опасно перевозить автомобильным транспортом. Железнодорожные перевозки особенно распространены в России.
Сектор мидстрим часто включают в сектор даунстрим в качестве его составной части.
Downstream (Даунстрим)
Сектор даунстрим включает нефтеперерабатывающие (нефтехимические) заводы, сеть по распределению продуктов переработки нефти и их розничным продажам.
В мире примерно 720 нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), которые расположены в 120 странах. Крупнейший нефтеперерабатывающий комплекс в мире, Jamnagar Refinery, расположен в Индии. Он перерабатывает 1,24 млн. баррелей нефти в сутки. В России действуют 27 крупных НПЗ, которые перерабатывают почти 6 миллионов баррелей нефти в сутки.
Каждый нефтеперерабатывающий комплекс настроен на переработку определенного сорта нефти (легкой или тяжелой, с тем или иным содержанием примесей). И каждый комплекс настроен на выработку определенных конечных нефтепродуктов. Как правило, более сложные (более комплексные) НПЗ производят больше светлых нефтепродуктов (таких как бензин), которые имеют более высокую ценность для потребителей.
К сектору даунстрим помимо переработки нефти, распределения и продажи нефтепродуктов, также относится хранение нефти и нефтепродуктов.
Необходимость хранения нефти (и нефтепродуктов) обусловлена различными причинами:
Хранение нефти может осуществляться различными способами:
В подземных коллекторах часто хранят газ, иногда сырую нефть и никогда не хранят нефтепродукты (бензин, дизельное топливо). Для хранения нефтепродуктов используют только чистые наземные стальные резервуары. Нефть также хранят чаще всего в наземных резервуарах.
Хранение нефти – чрезвычайно дорогое «удовольствие». Затраты на хранение включают обслуживание резервуаров, обеспечение безопасности, страховку, капитальные затраты на строительство резервуара и так называемые альтернативные издержки (opportunity cost). Поэтому коммерческие структуры стремятся по возможности снизить объемы хранящейся нефти.
Такую же аналогию можно провести и с другими российскими и западными компаниями, в результате чего мы действительно увидим недооцененность отечественных предприятий. В чем же причина и как зарубежные фирмы зарабатывают больше средств (и, соответственно, дороже стоят на биржах)?
Сравнение со сравнением
Ценность нефтяной компании заключается не только в объеме запасов нефти на месторождениях, но и в способности превращать эти запасы в прибыль для акционеров. Чем больше поток прибыли, тем лучше и тем дороже компания. А прибыль складывается из двух составляющих: от добычи и продажи сырой нефти и от переработки нефти в другие продукты с их последующей реализацией.
Для начала посмотрим на диаграмме 1 соотношение добычи и переработки (коэффициент Ксп) у нефтяных предприятий. Здесь видно, что ВИНК (вертикально интегрированные компании) перерабатывают около половины нефти, которую сами добывают. А в это время у ExxonMobil данный коэффициент составляет порядка 200%, то есть компания перерабатывает в три раза больше нефти, чем добывает сама: фактически ExxonMobil перерабатывает нефть, например, «ЛУКойла», получая дополнительно на каждой переработанной тонне дополнительный доход, и весьма немалый.
Как видно из представленных диаграмм, и средняя цена реализации продукции, и соотношение чистой прибыли к добыче у ExxonMobil в три-четыре раза превосходят аналогичные показатели «ЛУКойла» и «Роснефти». Это заветные цифры, характеризующие недостаточную операционную развитость российских ВИНК и объясняющие соответствующее отставание в рыночной капитализации. Так что впору говорить о локальной переоцененности российской нефтянки. Кстати, глубина обвала стоимости акций на бирже 25 июля текущего года это косвенно подтверждает.
Практически все компании оцениваются на рынке в сумму, немного превосходящую размер их выручки. Это характеризуется так называемым коэффициентом P/S (капитализация / выручка). Когда предприятие активно растет и инвесторы верят в его светлое будущее, коэффициент может быть 1,3 и выше. Когда компания стагнирует или близится кризис доверия инвесторов, коэффициент опускается, например до 0,9. Таким образом, рост выручки в любом случае положительно сказывается на капитализации фирмы: рост выручки на 1 руб. в среднем вызывает повышение капитализации на 0,9–1,3 руб. Отсюда понятно: чтобы акции дорожали, как уже упоминалось выше, надо продавать больше и по более высокой цене. Для нефтяной компании это означает следующее:
Видно, что эти варианты расположены в порядке возрастания от экстенсивного пути развития бизнеса к интенсивному. Причем под переработкой можно и нужно понимать производство не только бензина, мазута и дизеля, но и базовых мономеров для органического синтеза, а также полимерной продукции и изделий из нее. На каждом этапе в этой цепочке будет создаваться дополнительная прибавка к конечной цене реализации, а значит, возрастет совокупная выручка компании. Это является не только залогом увеличения капитализации, но и фактором значительного повышения устойчивости бизнеса в целом, так как бизнес диверсифицируется. И то и другое очень позитивно для восприятия акций инвесторами.
Наверное, многие уже отметили, что в приведенной выше лестнице российские ВИНК находятся на первой или в лучшем случае на второй ступени, так как пока не в состоянии переработать даже 60% собственной нефти. В то же время ведущие зарубежные аналоги активно позиционируются как раз на третьей ступени, производя из собственной и чужой нефти продукцию высокого передела. Именно это обеспечивает дополнительные объемы продаж как в натуральном, так и в денежном выражении, позволяя иностранным компаниям иметь гораздо большую среднюю цену реализации продукции и, соответственно, получать намного большую выручку при сопоставимых или даже меньших по сравнению с российскими ВИНК объемах добычи нефти.
НПЗ и циклический риск
Казалось бы, все понятно: активно стройте НПЗ и пожинайте плоды в виде роста финансовых результатов и котировок собственных акций! Однако российские компании пока не спешат это делать. Почему?
Создание производства полиэтилена или полипропилена требует уже в разы больших вложений. Срок окупаемости этих проектов лежит в горизонте шести-семи лет и более. При таком сроке повышаются риски как финансово-экономического, так и политического характера. Рисковать просто так никто не хочет. Тем более что рынок нефтепродуктов цикличен и периоды высокой рентабельности (как сейчас в России и как лет пять назад в США) сменяются периодами нулевой и даже отрицательной (как в США сейчас и 25 лет назад). В эпоху высоких цен на нефть издержки НПЗ растут, прибыль снижается из-за падения спроса со стороны потребителей.
Итак, опасность неблагоприятного развития макроэкономической ситуации есть. Ее можно сгладить, но устранить полностью нельзя. Прибавим сюда отсутствие стимулирующей глубокую переработку налоговой политики: ведь в настоящее время действуют вполне высокие экспортные пошлины на нефтепродукты глубокой переработки и немалые импортные пошлины на ввоз уникального оборудования. Все это формирует не лучший фон для развития сегмента downstream.
В настоящее время поворот именно к такому отношению в высших властных структурах постепенно намечается. Если такая позиция возобладает, компании начнут гораздо активнее создавать прибавочную стоимость и развивать высокотехнологичный перерабатывающий сегмент своего бизнеса. Тогда можно будет сравнивать «ЛУКойл» и ExxonMobil напрямую, у них будут сходные операционные структуры и похожие структуры доходов. Пока же это внутренне разные компании.
Инвестиционное заключение
Итак, можно сказать, что проведенный анализ показывает: российские вертикально интегрированнные нефтяные компании на самом деле еще недостаточно вертикально интегрированы. Соответственно, ждать быстрого роста котировок ранее, чем данное операционное несовершенство будет устранено, не приходится. Единственными драйверами роста остаются мировые цены на нефть и налоговые изменения, связанные со снижением ставки НДПИ и пересмотром системы исчисления экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, которые позволят компаниям оставлять себе больше операционной прибыли, чем это возможно сейчас.
Даунстрим сектор в российской экономике имеет значительные перспективы. В последнее время большой прогресс в нефтеперерабатывающей отрасли более десяти лет показывают компании, объединенные в группу «Новый Поток». Даунстрим в нефтяной отрасли России возглавляет Дмитрий Мазуров. Помимо нефтепереработки группа работает в сфере консалтинга и управления инвестициями.Основным ее активом является Антипинский НПЗ
Заметной фигурой недавней венской ноябрьской конференции «Проектное управление в даунстрим в СНГ и Восточной Европе» был главный инженер завода Сергей Мурзин.
В ходе проведения третьей ежегодной конференции, руководители и менеджеры, работающие в даунстриме, обговаривали развитие отрасли. Представлены были и проектные институты.
Обсуждались новаторские идеи в строительстве и технологических разработках. Плодотворная дискуссия проходила относительно внедрения проектов и угрозы их нереализации.
Во время работы конференции созывались круглые столы по различным проблемам. Был заслушан доклад Сергея Мурзина относительно налаживания контактов с иностранными компаниями, в частности поставщиками нефтепродуктов и субподрядчиками. Он наметил главные принципы работы с ними.
Сергей Мурзин сообщил о планах завода на последующие несколько следующих лет. Перспективы довольно хорошие, поскольку предприятие, перерабатывающее ежегодно 400 тысяч тонн нефти, через 10 лет достигло мощности в 9 миллионов. Весной предусматривается запуск установки по выработке высокооктанового бензина (стандарт Евро-5).
Полезным мероприятием были организации экскурсий на ведущие европейские предприятия, расположенные вблизи Вены. Среди них выделяются OMV Швехат НПЗ и Borealis. На этих предприятиях соблюдаются стандарты промышленной и экологической безопасности. Для обычных граждан может быть полезна информация о наличии в Австрии услуги «Зеленый телефон». Круглосуточно любой житель, проживающий близко от заводов может по телефону запросить информацию об экологической ситуации на предприятии. А то, что экологическая приемная есть и на Антипинском заводе, известно далеко не каждому. Учитывая реализацию социальных проектов, «Новый поток» имеет значительные перспективы на долгосрочное развитие.