Что такое давальческие материалы
Как использовать схему работы с давальческими материалами
Существует способ, позволяющий получать готовую продукцию без наличия соответствующих мощностей по его производству. Это давальческая схема работы, при которой владелец мощностей обрабатывает сырье, предоставляемое заказчиком. Это удобно и выгодно обеим сторонам сделки. Единственные, кто чаще других предъявляют претензии к такому сотрудничеству, – это налоговые службы. Однако риск налоговых неприятностей можно снизить, если правильно соблюдать все тонкости работы и оформления по давальческой схеме.
Рассмотрим особенности функционирования давальческой схемы, а также правила ее бухгалтерского учета и нюансы налогообложения.
Вопрос: Как в учете подрядчика отражать операции по договору на переработку материалов заказчика (давальческого сырья) или на выполнение работ с их использованием?
Посмотреть ответ
Как работает давальческая схема
Давальческая схема работы – это такая организация производственного процесса, когда заказчик передает другой организации свое сырье на обработку с целью получения продукции с заданными качествами. При этом и сырье, и готовый продукт остаются в собственности заказчика, а организация, производящая работу, просто выполняет условия договора подряда, предоставляя для этого свои мощности и рабочую силу за оговоренное вознаграждение.
СПРАВКА! Если в результате обработки сырья остаются какие-либо отходы или излишки, они также принадлежат заказчику, если в договоре не предусмотрено предоставление их в качестве части оплаты.
Давалец – это владелец сырья и заказчик производственной обработки. Сырье, находящееся в собственности давальца, передаваемое им для последующих действий, может быть:
Вопрос: Как заказчик может учесть в налоговом учете расходы на сырье при сторонней давальческой переработке?
Посмотреть ответ
Законодательное обоснование такой схемы сотрудничества – п. 156 Методических указаний по учету материально-производственных запасов, утвержденных Приказом Минфина России от 28 декабря 2001 года № 119н.
Вопрос: Какие суммы включаются в налоговую базу по НДС при реализации услуг по производству товаров из давальческого сырья (п. 5 ст. 154 НК РФ)?
Посмотреть ответ
Отличия давальческой схемы от других форм изготовления продукции
Производство готовой продукции можно осуществлять с помощью различных предпринимательских схем, каждая из которых имеет свои плюсы и минусы и отличается по тем или иным параметрам. Главные отличия давальческой схемы обработки сырья для производства товаров заключаются в следующих особенностях:
Вопрос: Включается ли стоимость переданных подрядчику давальческих материалов (оборудования) в налоговую базу по НДС при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления (п. 2 ст. 159 НК РФ)?
Посмотреть ответ
Договор подряда и другие документы при давальческой схеме
Вступление в договорные отношения давальца и владельца производства можно рассматривать как заключение одного из видов договора подряда, поэтому законодательно нужно ориентироваться на главу 37 Гражданского Кодекса РФ. Также такой вид сотрудничества регламентируется в ст. 220 и 227 ГК РФ.
ВАЖНО! Образец отчета об использовании давальческого сырья (материалов) от КонсультантПлюс доступен по ссылке
Специальной формы договора для давальческой схемы не предусмотрено, нет жесткого регламента по прописыванию групп сырья или форм его переработки. Важные моменты, обязательные к фиксации в договоре:
Кроме договора, оформляется акт передачи сырья и накладная (форма № М-15), иногда присовокупляется квитанция на транспорт. Все время нахождения сырья у подрядчика он несет ответственность за его сохранность.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В накладной обязательно должны быть указаны реквизиты договора подряда и отмечено, что сырье предоставляется на основании давальческой схемы.
Отходы нужно учитывать, поскольку формально они также принадлежат заказчику.
Все другие способы обращения с ними нужно отразить в договоре и учесть в документации. Если заказчик хочет просто оставить их у обработчика, нужно оформить договор безвозмездной передачи.
Если же давалец планирует их вернуть, Минфин в Методических указаниях приводит порядок учета этой процедуры: она производится по возможной стоимости их продажи или применения, при этом стоимость исходного сырья уменьшается на эту цифру. Утилизация отходов оговаривается отдельно.
Готовая продукция хранится на складе подрядчика, куда перемещается по накладной № МХ-18, до передачи ее владельцу, которая производится по накладной № М-15.
Бухгалтерский учет при давальческой схеме
Заказчик отдает в переработку материалы, при этом сохраняя на них право собственности. Поэтому они сохраняются на балансе давальца, но нужно отразить их динамику на специально предусмотренном для этого счете «Материалы, принятые в переработку». В бухгалтерском учете не принято смешивать счета для отражения материалов в собственном и стороннем производстве.
Минфин рекомендует отражать операции с давальческим сырьем на синтетическом счете 003 для материальных средств, используя при этом и дополнительные субсчета, такие как «Материалы и сырье на складе», «Материалы и сырье в переработке». Когда сырье уходит на производство, эти материалы «перекидываются» с одного субсчета на другой.
Списывать такие материалы нельзя – это нарушение, поскольку они продолжают документально принадлежать давальцу. Списание автоматически поставит готовую продукцию в категорию не произведенной, а перепродаваемой, что значительно повысит налоговые расходы давальца.
Подрядчик ведет учет изготовленной из давальческого сырья продукции на забалансовом счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение». По окончании переработки он выставляет давальцу счет-фактуру. При этом стоимость сырья для подрядчика никак не влияет на налогообложние, ведь оно принадлежит давальцу. Налог платится только на оказание услуг, причем базой является сумма за переработку: в доход подрядчика при этом включается прописанное в договоре вознаграждение за работу.
Пример бухгалтерских проводок при давальческой схеме
В апреле 2016 года ОАО «Зерноконтроль» получило по давальческой схеме сырье для обработки на сумму 10 000 000 руб. Стоимость переработки по договору составила 2 500 000 руб., включая НДС.
Доставка сырья и транспортировка готовой продукции возложена на давальца, а работы по погрузке и разгрузке входят в стоимость услуг подрядчика. ОАО в апреле получило предоплату в размере 600 000 руб. и в тот же месяц начата переработка полученного зерна, которая была завершена в срок – в мае 2016 года. Отгрузка произведена вовремя, так же как и окончательный расчет заказчика с подрядчиком.
Себестоимость переработки зерна для ОАО «Зерноконтроль» составляет 1 800 000 руб., в марте потрачено 800 000 руб., а в апреле – 1 000 000 руб.
Какие бухгалтерские проводки будут сделаны, рассмотрим ниже.
Операции с давальческим сырьем в бухгалтерском учете
Какие бывают операции с ДС
С давальческим сырьем проводятся различные операции. Это может быть:
Основной целью для давальца (заказчика) является получение готовой продукции (полуфабрикатов) с заданными характеристиками из переданного переработчику (исполнителю) сырья/материалов.
Правила отражения операций с ДС у заказчика и подрядчика
Основной особенностью учета для таких операций является то, что это самое давальческое сырье/материалы не передается в собственность (на баланс) исполнителю — следовательно, учитывается им на забалансовом счете 003. А значит, и сам заказчик не списывает с баланса ДС, а переносит его на особый субсчет 7 аналитического учета, открываемый к счету 10 (приказ Минфина России от 31.10.2000 № 94н).
Соответственно, и право собственности на готовую продукцию, произведенную исполнителем из ДС, также остается за заказчиком переработки (п. 1 ст. 220 и п. 2 ст. 703 ГК РФ). Это обусловливает:
Особенности учета у исполнителя определяются также тем, что у него:
О том, как ведется бухучет при помощи забалансовых счетов, вы узнаете из нашей статьи.
В случае передачи заказчику полученных в результате переработки ДС полуфабрикатов, которые требуют дальнейшей доработки уже у самого заказчика, их учет осуществляется заказчиком на счете 21 или на отдельном субсчете к счету 10 по той фактической цене, которая определяется путем подсчета всех произведенных затрат (п. 23 ФСБУ 5/2019 «Запасы», до 2021 г. — пп. 5, 7 ПБУ 5/01).
Важно! С 01.01.2021 правила учета МПЗ регулируются новым ФСБУ 5/2019 «Запасы» (утв. приказом Минфина от 15.11.2019 № 180н), ПБУ 5/01 утратило силу. Некоторые учетные правила изменены существенно. Узнать об изменениях в учете МПЗ вам поможет аналитический Обзор от КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к К+ бесплатно и переходите в материал.
Проводки по бухучету ДС
Отражение в бухучете операций с ДС у заказчика окажется таким:
Заказчик в случае оприходования от исполнителя продукции, которая считается полуфабрикатом, может делать и такие проводки:
Если у вас есть доступ к К+, проверьте правильность учета и документального оформления операций у заказчика с помощью Готового решения. Если доступа нет, получите бесплатный пробный доступ и переходите к Готовому решению.
Исполнитель в бухучете в отношении операций с ДС будет использовать следующие проводки:
Отображение информации по кредиту счета 10 у исполнителя возможно только в отношении его собственных материалов (например, ГСМ для оборудования, на котором выполняется работа). Стоимость ДС в себестоимость у исполнителя никогда не включается.
Если у вас есть доступ к К+, проверьте правильность учета и документального оформления операций у подрядчика с помощью Готового решения. Если доступа нет, получите бесплатный пробный доступ и переходите к Готовому решению.
Документальное оформление операций с ДС
При передаче ДС исполнителю заказчик обычно оформляет накладную по форме М-15 и обязательно делает пометку «на давальческих условиях» или «давальческое сырье». Хотя есть возможность применять любые формы первичных документов, т. к. использование унифицированных форм с 2013 года перестало быть обязательным. Но зачастую за образец берется именно форма М-15.
Накладная выписывается в двух оригинальных экземплярах, один из которых передается исполнителю, а второй остается на складе при отпуске ДС.
Об этой форме накладной вы сможете подробнее узнать из статьи «Унифицированная форма № М-15 — бланк и образец».
Данные для выписки накладной берутся из договора, наряда и других сопутствующих документов. Исполнитель при приемке ДС передает заказчику доверенность на получение ТМЦ.
Поступление ДС на склад давальца оформляется первичным документом, который может быть оформлен как приходный ордер формы М-4, в нем также делается пометка «давальческое сырье».
Передача произведенной из ДС продукции от давальца заказчику оформляется актом приема-передачи. По результатам оказания услуг по переработке исполнитель также оформляет отчет.
В отчете описывается факт использования ДС при переработке, отражается наличие излишков и отходов. Оставшиеся после переработки материальные ценности (и/или отходы) должны быть возвращены заказчику, если в договоре на переработку не указано условие расчета за выполненные работы излишками сырья (возвратными отходами). В договоре также прописываются условия передачи возвратных отходов заказчику и порядок утилизации безвозвратных отходов. Здесь следует отметить, что оплата возвратными отходами является товарообменной операцией и влечет за собой не только дополнительное начисление налогов (на прибыль и НДС), но и необходимость оформления товаросопроводительных документов на передачу исполнителю возвратных отходов в собственность.
Формы акта и отчета на законодательном уровне не утверждены. Поэтому бланки этих документов стоит разработать самостоятельно и приложить в качестве дополнений к договору о переработке.
Полученная в результате переработки ДС продукция (полуфабрикаты, которые будут дорабатываться компанией-заказчиком) приходуется заказчиком на свой склад по приходному ордеру, оформленному по форме М-4. Документ составляется в одном экземпляре и остается у материально ответственного лица.
Особенности отражения операций с неиспользованными остатками ДС
При выполнении некоторых видов работ, например, изготовлении из металлопроката конструкций, у исполнителя часто остаются неиспользованные материалы. Поэтому могут возникать и дополнительные проводки по отражению операций с этими остатками у исполнителя и заказчика-давальца.
На забалансовом счете исполнителя после переработки ДС остались материалы. В зависимости от договоренности между контрагентами возможны такие ситуации, отображаемые следующими проводками.
Об оформлении договора о зачете взаимных требований читайте в материале «Договор взаимозачета между организациями – образец».
Итоги
В бухучете заказчик и исполнитель услуг по переработке ДС отражают по-разному. Заказчик не списывает материалы/сырье, переданные в переработку, с баланса, а отражает операцию по передаче давальцу на субсчете 10.7. Переработчик учитывает поступившее ДС не в балансе, а на забалансовом счете 003.
Особенностью учета ДС является то, что в налоговом учете операции по движению ДС, связанные с переработкой, не отражаются. Полученное вознаграждение за выполненные по переработке ДС услуги считается выручкой от реализации у исполнителя и расходами, увеличивающими стоимость материалов, передававшихся в обработку, у давальца.
Передача ДС в переработку обычно осуществляется по накладной, оформленной по форме М-15, с отметкой о том, что сырье является давальческим.
Оприходование ДС на складе у исполнителя, а также продукции переработки на складе заказчика производится с оформлением приходных ордеров по форме М-4. На всей первичной документации, формирующейся у исполнителя, делается отметка о том, что это давальческое сырье.
Факт использования ДС при переработке отражается в отчете исполнителя. Произведенная из ДС продукция, а также непереработанные остатки и возвратные отходы передаются по актам приема-передачи с указанием количества и стоимости.
Учет операций с давальческим сырьем
Ситуации, когда организация передает материалы или товары на сторону для переработки, обработки и доработки, характерны не только для организаций, осуществляющих производственную деятельность, но и для строительных, торговых организаций, организаций, работающих в сфере оказания услуг. Особенность таких операций заключается в том, что передающая сторона сохраняет за собой право собственности на исходное сырье (материалы), переданное в переработку, и готовую продукцию, а переработчик лишь оказывает необходимые услуги по переработке сырья с передачей готовой продукции заказчику.
Взаимоотношения сторон договора, заключенного между давальцем и переработчиком на изготовление готовой продукции из давальческого сырья, регулируются главой 37 «Подряд» ГК РФ.
В соответствии со ст. 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его. В ст. 703 ГК РФ определено, что договор подряда может быть заключен на изготовление или переработку (обработку) вещи либо на выполнение другой работы с передачей ее результата заказчику. По договору подряда, заключенному на изготовление вещи, подрядчик передает права на нее заказчику.
Предоставленный заказчиком материал подрядчик обязан использовать экономно и расчетливо, после окончания работы представить заказчику отчет об израсходовании материала, а также возвратить его остаток либо с согласия заказчика уменьшить цену работы с учетом стоимости остающегося у подрядчика неиспользованного материала (ст. 713 ГК РФ).
Согласно ст. 720 ГК РФ заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику.
Таким образом, для реализации договора переработки сырья необходимы следующие документы:
1) договор на переработку (договор подряда);
2) акт приема-передачи сырья в переработку;
3) отчет переработчика об использовании сырья (составляется в натуральных единицах и содержит сведения о количестве поступившего сырья, количестве и ассортименте полученной продукции, количестве неиспользованного сырья и количестве отходов, в том числе возвратных);
4) акт приема-передачи выполненных работ (содержит стоимостную оценку затрат на производство по каждому виду полученной продукции).
Бухгалтерский учет у переработчика
Полученное в переработку давальческое сырье организация-переработчик учитывает на забалансовом счете 003 «Материалы, принятые в переработку» по договорной стоимости. Согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 г. № 94н, аналитический учет организуется по заказчикам, видам, сортам сырья и материалов и местам их нахождения.
При приемке давальческого сырья в первичных учетных документах переработчика обязательно указывают наименование заказчика, наименование самого материала, его количество и стоимость, а также места хранения и переработки.
В бухгалтерском учете переработчика производятся следующие записи:
Бухгалтерский учет у давальца
Приобретение сырья, предназначенного для переработки, отражается по общим правилам:
Операция по передаче сырья оформляется накладной на отпуск материалов (форма № М-15), подписанной обеими сторонами.
После выполнения подрядчиком работ, предусмотренных договором, он передает готовую продукцию давальцу, представляет ему отчет переработчика о расходе сырья и акт приема-передачи выполненных работ.
Отчет переработчика содержит данные о количестве полученного, использованного и неиспользованного сырья (материалов), количестве произведенной из этого сырья готовой продукции, а также сведения об отходах, если они имеются. Акт приема-передачи выполненных работ содержит данные о фактически выполненных работах и их стоимости.
На основании акта и отчета в бухгалтерском учете давальца на дату подписания акта делаются следующие записи:
Если в процессе переработки подрядчиком будут использованы не все переданные ему от давальца материалы, оприходование возвращенных из переработки материалов в бухгалтерском учете давальца следует отразить следующим образом:
Аналогичный порядок отражения операций в учете должны использовать строительные организации, привлекающие субподрядчиков для выполнения определенного объема работ с использованием материалов генподрядчика.
Если организация ведет капитальное строительство с привлечением подрядных организаций, которые выполняют работы из материала заказчика, то порядок отражения в бухгалтерском учете операций с давальческим сырьем будет аналогичен приведенному выше, но вместо счета 20 «Основное производство» следует использовать счет 08 «Вложения во внеоборотные активы».
Необходимость отражения в учете операций по переработке сырья может возникнуть и у торговых организаций (например, в ситуации, когда закупленная большая партия продукции или ее часть передается на расфасовку). При этом меняются номенклатура продукции, ее вес и стоимость. Для отражения в бухгалтерском учете операции по фасовке товаров следует применять порядок, аналогичный используемому промышленными предприятиями для отражения операций по переработке сырья и материалов. В бухгалтерском учете это отражается записями:
В момент получения расфасованных товаров от исполнителя (подрядчика-переработчика) на основании отчета переработчика и акта приема-передачи выполненных работ в бухгалтерском учете торговой организации делают записи:
Если торговая организация не использует счет 20 «Основное производство», она может открыть специальный субсчет на счете 41 «Товары» для использования его в целях аккумулирования затрат на переработку сырья.
Общая система налогообложения
Упрощенная система налогообложения
Таким образом, материальные расходы должны быть экономически оправданны, документально подтверждены, направлены на получение дохода и фактически оплачены. К материальным расходам в целях ст. 254 НК РФ относятся:
затраты налогоплательщика на приобретение сырья и (или) материалов, используемых в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) и (или) образующих их основу либо являющихся необходимым компонентом при производстве товаров (п.п. 1 п. 1 ст. 254 НК РФ);
затраты на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, а также на выполнение этих работ (оказание услуг) структурными подразделениями налогоплательщика (п.п. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ). К работам (услугам) производственного характера относятся выполнение отдельных операций по производству (изготовлению) продукции, выполнению работ, оказанию услуг, обработке сырья (материалов), контроль за соблюдением установленных технологических процессов, техническое обслуживание основных средств и другие подобные работы.
Сумма материальных расходов уменьшается на стоимость возвратных отходов (п. 6 ст. 254 НК РФ). Под возвратными отходами понимаются остатки сырья (материалов), образовавшиеся в процессе производства товаров, частично утратившие потребительские качества исходных ресурсов и в силу этого используемые с повышенными расходами (пониженным выходом продукции) или не используемые по прямому назначению. Не относятся к возвратным отходам остатки товарно-материальных ценностей, которые в соответствии с технологическим процессом передаются в другие подразделения в качестве полноценного сырья (материалов) для производства других видов товаров (работ, услуг), а также попутная (сопряженная) продукция, получаемая в результате осуществления технологического процесса.
К материальным расходам для целей налогообложения приравниваются технологические потери при производстве и (или) транспортировке (п.п. 3 п. 7 ст. 254 НК РФ).
Поскольку переработка сырья означает фактическое использование его в производственном процессе (списание в производство), независимо от того, когда будет закончен цикл переработки сырья в готовую продукцию, организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, формально имеют право (при условии оплаты произведенных затрат) учесть в составе расходов затраты на приобретение и переработку сырья.
На основании полученного от переработчика отчета и подписанного сторонами акта приема-передачи выполненных работ в книге учета доходов и расходов организации, применяющей упрощенную систему налогообложения, необходимо отразить следующие расходы:
ведущий эксперт отдела бухгалтерского учета и налогообложения консалтинговой группы Руна
УСПЕЙТЕ ДО НГ!
Самый посещаемый курс «Клерка» про управленческий учет проходят уже более 100 ваших коллег. Успейте записаться на курс по старой цене 2021 года. Потом – дороже. Оплатите сейчас, учитесь в 2022 году в удобном потоке.
Учет давальческих материалов у заказчика: как списать и оформить передачу товаров в переработку — проводки
Учет давальческих материалов в строительстве у заказчиков, как правило, представляет собой предмет самого большого интереса. Аналогичным образом дела обстоят и в любых других областях, в которых присутствует сырье, направляемое на переработку в структурные подразделения сторонних организаций. К счастью, современное российское законодательство дает четкие ответы на вопросы в этой правоприменительной области.
Бухгалтерские и налоговые учетные процедуры реализуются в строго очерченных порядках, конечно, при грамотном, правильном и всестороннем подходе. Основной документ, регулирующий взаимоотношения сторон сделок по ДС — это ст. 220 ГК РФ. В этом регламенте подробно описаны аспекты, касающиеся прав собственности на новую недвижимую вещь, изготовленную путем рециклинга имеющихся компонентов.
Как учесть давальческое сырье
В 2021 году в строительстве, а также многих других областях коммерческой деятельности, часто встречаются ситуации, в рамках которых организация передает фирме определенный сырьевой объем, заказывая, например, услуги по его переработке. При этом материалы, адресуемые исполнителю, не переходят в полное владение подрядчика, оставаясь в бухучете покупателя операционных процедур. Все сопутствующие действия и мероприятия в обязательном порядке фиксируются на бумаге, а статус основного документа получает обыкновенный договор подряда.
Для того чтобы грамотно произвести все операции, специалисты в области бухгалтерского дела должны уметь свободно обращаться со счетом № 10, а также представленными в его графах субсчетами (№ 003, № 10-7) и так далее. Все стандарты, касающиеся записей в данном правоприменительном поле, прописаны, например, в Приказе Минфина № 94Н от 31.10.2000 года. Аналогичным образом задействуются и выкладки, предложенные в ст. 702 Гражданского кодекса Российской Федерации. Здесь опубликованы и прототипы, применяемые в качества образца при составлении договора подряда.
Бухгалтерский учет по давальческому сырью в строительстве
Классический бухучет, как правило, разбирается на простых и ярких примерах. Итак, если какая-либо организация заказала услуги у другой фирмы, а затем передала ей подлежащие переработке материалы, все графы сопутствующей документации будут заполняться так:
В рамках просматриваемых процедур, специалист будет вынужден задействовать целый перечень дебетных счетов. К их числу относятся пункты, размещенные под номерами 10-7, 08, 20, 26, 44, 19, 10-1 и 10-8.
Готовые решения для всех направлений
Мобильность, точность и скорость пересчёта товара в торговом зале и на складе, позволят вам не потерять дни продаж во время проведения инвентаризации и при приёмке товара.
Ускорь работу сотрудников склада при помощи мобильной автоматизации. Навсегда устраните ошибки при приёмке, отгрузке, инвентаризации и перемещении товара.
Скорость, точность приёмки и отгрузки товаров на складе — краеугольный камень в E-commerce бизнесе. Начни использовать современные, более эффективные мобильные инструменты.
Повысь точность учета имущества организации, уровень контроля сохранности и перемещения каждой единицы. Мобильный учет снизит вероятность краж и естественных потерь.
Повысь эффективность деятельности производственного предприятия за счет внедрения мобильной автоматизации для учёта товарно-материальных ценностей.
Первое в России готовое решение для учёта товара по RFID-меткам на каждом из этапов цепочки поставок.
Исключи ошибки сопоставления и считывания акцизных марок алкогольной продукции при помощи мобильных инструментов учёта.
Получение сертифицированного статуса партнёра «Клеверенс» позволит вашей компании выйти на новый уровень решения задач на предприятиях ваших клиентов..
Используй современные мобильные инструменты для проведения инвентаризации товара. Повысь скорость и точность бизнес-процесса.
Используй современные мобильные инструменты в учете товара и основных средств на вашем предприятии. Полностью откажитесь от учета «на бумаге».
Правовое регулирование
Все правоприменительные аспекты, касающиеся давальческих материалов, прописаны в ст. 220 ГК РФ. Пунктами 1 и 2 данной статьи предусматривается следующее:
Нетрудно догадаться, что все перечисленные нормативы указываются преимущественно в договоре подряда. Однако сам образец документа в Гражданском кодексе России в самостоятельном порядке не представлен. Там описываются исключительно общие рекомендации по правоприменительному действию бумаги.
Как списать и оформить давальческие материалы и сырье в строительстве: первичная документация, оформляемая сторонами сделки
К числу основных, наиболее важных актов, сертификатов и свидетельств, фиксирующих все операции рассматриваемого формата между двумя фирмами, относятся:
Все перечисленные документы утверждаются Постановлением Росстата от 09.08.1999 № 66. Благодаря данному правоприменительному регламенту стороны сделки могут познакомиться с правилами заполнения нужных бумаг.
Бухучет
Проводки по передаче и приему товаров/сырья в переработку на сторону — это предмет пристального интереса для многих специалистов в области бухгалтерии. В общем виде все мероприятия, операции и процедуры фиксируются по нормативам следующей инструкции:
Нетрудно догадаться, что предметный разбор всех перечисленных проводок — это задача, на выполнение которой уходит достаточно большое количество времени. Сократить временные затраты, а также оптимизировать многие другие бизнес-процессы можно, например, с помощью программных решений от «Клеверенс». ПО, представленное, скажем, программами «Склад-15» или «Магазин-15», помогает многим предпринимателям России в построении успешного, доходного производства.
Налоговый учет
Все ранее рассмотренные мероприятия, конечно же, должны выполняться с учетом особенностей налогообложения. В рамках описываемых процедур основную роль будут играть правила, прописанные в следующих статьях НК РФ:
Аналогично немаловажную роль получает и Рекомендация Минфина, представленная в Письме от 02.05.2012 №03-03-06/1/214. Абсолютно каждый упомянутый законодательный норматив тем или иным образом касается вопроса о пошлинном исчислении ДС. Принятие во внимание всех предложенных правительством стандартов — это ключ к отсутствию проблем с сотрудниками надзорных органов.
Учет у исполнителя (переработчика)
Ответ на вопрос о том, каким документом оформляется возврат материалов из переработки, как правило, интересует и другую, противоположную заказчику сторону. Конечно, корпорациям, выступающим в роли исполнителей на заказы по рециклингу сырья, работать немного проще, ведь все процессы у них уже оптимизированы и настроены под сопутствующую деятельность. Однако, многие специалисты подобных фирм, нередко действуют исходя из простых старых регламентов, не понимая, какие задачи они решают посредством своих манипуляций.
Бухучет
Как уже говорилось ранее, в соответствии с нормативами, представленными в Гражданском кодексе Российской Федерации, сырьевые объемы, транспортируемые подрядчику для выполнения рециклинговых процедур, остаются на балансе у организации, заказавшей весь комплекс операций в целом. Но переработчик обязан учесть их в рамках графы забалансового счета 003 по оценкам, предусмотренным договором подряда. Такое правило приводится в ПБУ 5/01 и п. 156 Методических указаний № 119Н.
Однако встречаются и ситуации, когда материалы изначально не принадлежат покупателю услуг. Тогда весь набор будущих производственных или товарно-материальных ценностей записывается в строку 002, с задействованием специализированных формула расчета стоимости.
Примеры проводок по передаче сырья и возврату товара в переработку
Бухучет исполнителя, в общем, нормальном виде, в обязательном порядке будет включать в себя полный перечень операций, реализуемых по ходу коммерческой сделки:
Обратите внимание: к каждой процедуре приписывается собственный дебет и кредит, а также показатель суммы затраченных денег. По общепринятым правилам принято задействовать такие строки забалансовых граф как 003, 62, 90-1, 002, 90-3, 68, 51 и 62. Все они, естественно, присутствуют в 1С и других видах профильного программного обеспечения.
Налоговый учет
Как уже говорилось ранее, ДС — это набор материалов, не включаемых в бухучет исполнителя, занимающегося непосредственной переработкой. Единственное, с чего в рамках сделки исполнитель должен будет заплатить налог — прямой доход. Причем все выплатные мероприятия соответствуют стандартам, прописанным в следующих статьях НК РФ:
Единственный критичный в рамках вопроса момент заключается в оприходовании остаточных сырьевых объемов. Нередко заказчики оставляют производителю работ право на последующее использование таких объектов. В представленной ситуации фирма обязана провести полноформатную приемку, с принятием во внимание фактической стоимости полученной продукции.
Какие бывают операции с ДС
Проводки по учету, списанию и оформлению давальческих материалов в у подрядчика в строительстве, а также других областях классического коммерческого предпринимателя, сегодня представляют предмет пристального интереса исключительно для определенного ряда компаний. Такие организации занимаются:
Встречаться с перечисленными мероприятиями на регулярной основе будут исключительно профильные бухгалтеры, которые, в общем, уже обладают наборами соответствующих знаний и навыков.
Правила отражения операций с ДС у заказчика и подрядчика
Как уже говорилось ранее, основная, центральная особенность процедур, связанных с давальческими материалами — это их учет. В соответствии с предложенными правительством нормативами, объекты коммерческого взаимодействия такого формата остаются на балансе у корпорации, которая, собственно, и является заказчиком рециклинговых услуг. Правда, все сырьевые объемы в подобном случае переводятся со счета 003 на субсчет 10-7. Именно этот регламент описан в Приказе Минфина Российской Федерации от 31.10.2000 № 94Н. Благодаря предложенным выкладкам, можно понять, почему право пользования на, в том числе и готовую продукцию, не меняет изначального владельца.
Проводки по поступлению сырья и материалов из переработки в готовую продукцию
Все операции, выполняемые бухгалтерами исполнителя, в обязательном порядке производятся с задействованием следующих граф и параметров:
Документальное оформление
Возврат брака по давальческой схеме и проводки по отпуску материалов на сторону — это операции, обладающие целыми перечнями различных классических подводных камней. В их рамках, как правило, задействуется огромное количество документов, оформляемых, в том числе и по типовым формулярам:
Обратите внимание: как уже говорилось ранее, регламентов, касающихся проработки центрального документального свидетельства (подрядного сертификата), в Гражданском кодексе России не представлено. Стороны сделки могут пользоваться любыми унификатами, подходящими под условия определенного вида коммерческого взаимодействия.