Что такое дебаты в колледже
Что такое дебаты в колледже
Способность успешно вести переговоры и спорить состоит из многих лингвистических, интеллектуальных и социальных навыков. Развитием этих навыков и призваны заниматься «Дебаты».
В настоящее время проводятся следующие виды дебатов:
Дебаты Карла Поппера
Дебаты Линкольна-Дугласа (политические дебаты)
Импровизационная речь
Авторское исполнение
Участие в дебатах основывается на соблюдении трех основных принципов.
Принцип первый: уважение необходимо.
Принцип второй: честность обязательна.
Принцип третий: проигравших нет
Эти принципы обязательны для всех участников дебатов.
Способность успешно вести переговоры и спорить состоит из многих лингвистических, интеллектуальных и социальных навыков.
· логическое и критическое мышление;
· навык в организации своих мыслей;
· навыки устной речи;
· эмпатию (способность эмоционально отзываться на переживания другого) и терпимость к различным взглядам;
· уверенность в себе;
· способность работать в команде;
· способность концентрироваться по сути проблемы;
· стиль публичного выступления.
Таким образом, дебаты развивают у их участников навыки, необходимые для эффективного общения.
Действующие лица игры
Основными элементами дебатов являются:
Определения (определение терминов и понятий, содержащихся в формулировке темы). Определения необходимы как отправная точка. Определения очень важны в дебатах, поскольку нужно знать, что можно обсуждать, а что нельзя. Определения рассматриваются, с одной стороны, как путь к исследованию темы, с другой стороны, как необходимые ограничения. Перед тем, как представить свои аргументы перед судьей или оппонентами, команде утверждения необходимо определить термины темы, чтобы было проще проводить исследование темы. Тема задает дебатам определенные рамки. Участники дебатов проводят эти дополнительные ограничения путем определения терминов и понятий темы. К тому же, четкие определения помогают судье лучше понять позицию команды и контекст ее аргументов. Определение терминов и понятий должен представить в начале своего выступления первый спикер (У1) утверждающей команды. Отрицающая команда должна принять определения, представленные утверждением. Следует помнить, что дебаты по определениям не допускаются. (Судья имеет право прервать такие дебаты). Но в раунде перекрестных вопросов команда отрицания имеет право уточнить непонятый ею термин или источник, откуда он взят. («Давая определение…, Вы имели в виду…, не так ли?»)
Различают несколько видов аргументов:
· удостоверенные единичные факты, т.е. научные данные,
· свидетельские показания и т.д.,
· ранее доказанные законы и теоремы;
· аксиомы и постулаты, т.е. истинные суждения, которые признаются в качестве аргументов без доказательств.
Аргументы должны быть как можно более очевидны, но, с другой стороны, не тривиальны. Таких аргументов в защиту спорного тезиса не так много. Поэтому необходимо выбрать наиболее значительные аргументы и тщательно их разработать. Аргумент, таким образом, в сжатом виде представляет главную идею команды, которая может быть освещена с различных позиций.
Поддержка и доказательства. Вместе с аргументами участники дебатов должны представить судье свидетельства (цитаты, факты, статистические данные: о населении, территории государств и т.д.), подтверждающие их позицию. Обычно поддержки записываются на карточки и могут зачитываться спикерами. Физическое свидетельство сопровождает аргумент. В дебатах свидетельства добываются путем исследования. Например, спикер обращается к публике:» поднимите, пожалуйста, руку те, кто считает что …» и далее приводит свой аргумент, в котором он уверен, что публика поддержит его на 90% и подтвердит это поднятием руки. Это хорошая поддержка аргумента.
Утверждающая сторона. В дебатах спикеры утверждающей стороны пытаются убедить судей в правильности своих позиций.
Отрицающая сторона. Спикеры отрицающей стороны хотят доказать судье, что позиция утверждающей стороны неверна или что интерпретация темы и аргументация своей позиции спикерами утверждающей стороны имеет недостатки.
Тайм-аут. Каждая команда имеет право взять тайм-аут продолжительностью до 8 мин. в течение игры. Большую часть времени рекомендуется оставить перед речью 3-х спикеров команд для анализа и выявления столкновения позиций.
IV. Судейство (А судит кто? И как?)
Судья имеет огромное воздействие на фактическое проведение дебатов, поэтому честные решения со стороны судей будут способствовать успешному проведению игры.
У судьи есть три основные цели: 1) обучать, 2) поддерживать справедливое течение дебатов и 3) сохранять позитивную рабочую атмосферу игры. Что означают эти цели?
1. Обучать. Дебаты обучают высокому уровню аргументации. В дальнейшем это дает участникам игры способность развивать целый комплекс качеств и навыков, которые уже назывались ранее и которые можно получить только в процессе дебатов. Судья должен относиться к выступлениям спикеров с долей критики, поскольку этим он может помочь участникам дебатов увидеть сильные и слабые места в аргументации, стратегии и стиле общения.
2. Поддерживать справедливость. Для ее достижения судье необходимо:
Кроме того, судья должен быть готов к обсуждению широкого спектра точек зрения, сохраняя нейтралитет при обсуждении спорных вопросов, даже если он внутренне разделяет точку зрения одной из команд, он должен отойти от собственной позиции и судить игру, по тому чьи аргументы более убедительны, а не более ему близки.
3. Сохранять позитивную атмосферу игры. Цель состоит в том, чтобы установить и сохранить положительную рабочую атмосферу. Чтобы сделать это, судья должен задать тон дебатов с момента входа в комнату, показав участникам игры пример профессионального поведения, доброжелательности и активного общения. Уверенность и честность, которые судья демонстрирует в течение дебатов, отразятся и на игре, и на поведении участников дебатов.
Использование технологии «Дебаты» для формирования правовых компетенций студентов колледжа
Дата публикации: 15.08.2017 2017-08-15
Статья просмотрена: 277 раз
Библиографическое описание:
Родина, В. Л. Использование технологии «Дебаты» для формирования правовых компетенций студентов колледжа / В. Л. Родина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 32 (166). — С. 102-105. — URL: https://moluch.ru/archive/166/45364/ (дата обращения: 25.12.2021).
На основе опыта преподавательской деятельности при обучении гуманитарным и обществоведческим дисциплинам в системе среднего профессионального образования, раскрываются особенности использования технологии «Дебаты» для формирования правовых компетенций студентов. Показаны возможности рассматриваемой технологии для обеспечения мотивации студентов к обучению, развития навыков эффективного общения, способности выражать и аргументировать свою позицию, убеждать аудиторию и добиваться поставленных целей.
Ключевые слова: дебаты, правовые компетенции, метод обучения, мотивация
Образование является одним из приоритетных направлений в работе государства и является вектором развития общества. Происходящие в России в последние десятилетияизменения в характере образования, его направленности, целях и содержании, а также изменения в построении новой модели образования на основе компетентностного подхода и расширение пространства педагогической деятельности актуализируют проблему формирования правовой компетенции студентов профессиональных образовательных организаций. [2]
На протяжении многолетнего развития педагогических наук всегда являлся актуальным вопрос об эффективных технологиях обучения. Современный уровень развития общества побуждает специалистов в области образования к поиску новых, еще более эффективных образовательных технологий. С учетом обозначенных проблем встает вопрос: как организовать педагогический процесс, направленный на формирование правовых компетенций в профессиональных образовательных организациях и каковы условия их формирования?
Основная задача педагога в современной системе образования — организация условий, направленных на освоение студентами профессиональных компетенций, соответствующих определенной квалификации и уровню образования, что вызывает необходимость использования технологий, ориентированных на обучение через моделирование профессиональных затруднений и поиска путей их решения. [3]
Концепцию «учения через деятельность» предложил американский учёный Д. Дьюи. Им были определены основные принципы деятельностного подхода в обучении:
− учёт интересов студентов;
− учение через обучение мысли и действию;
− познание и знание-следствие преодоления трудностей;
− свободная творческая работа и сотрудничество. [4]
В отечественной педагогике и психологии теория деятельности формировалась благодаря исследованиям Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова. Под деятельностным подходом понимают такой способ организации учебно-познавательной деятельности студентов, при котором они являются не пассивными «приёмниками» информации, а сами активно участвуют в учебном процессе.
Деятельностный подход в обучении состоит в осуществлении разного вида деятельностей для решения проблемных задач, имеющих личностно-смысловой характер. Учебные задача становятся интегративной частью деятельности. При этом важнейшей составляющей действий являются действия умственные. В этой связи особое внимание уделяется процессу выработки стратегий действования, учебным действиям, которые определяются как способы решения учебных задач. В теории учебной деятельности с позиции её субъекта выделяются действия целеполагания, программирования, планирования, контроля, оценивания. А с позиции самой деятельности — преобразующие, исполнительские, контрольные. Большое внимание в общей структуре учебной деятельности отводятся действиям контроля (самоконтроля) и оценки (самооценки). Самоконтроль и оценка преподавателя способствуют формированию самооценивания. Функция преподавателя при деятельностном подходе проявляется в деятельности по управлению процессом обучения. Как образно замечал Л. С. Выготский «учитель должен быть рельсами, по которым свободно и самостоятельно движутся вагоны, получая от них только направление собственного движения». [5]
Профессиональные компетенции могут сформироваться только тогда, когда в обучении используются не только стандартные, но и не стандартные формы обучения, такие как ролевые игры, уроки-брифинги, круглые столы, уроки-состязания, пресс-конференции, деловые игры и др.
На таких занятиях трудно свести сущность образовательного процесса к передаче фактических данных и информации. Применяя компетентностный подход, мы вовлекаем студентов в процесс напряженных профессиональных поисков, исследований. [1] Одной из технологий, которая отвечает обозначенным требованиям, является образовательная технология «Дебаты».
Слово «дебаты» (от фр. debats) обозначает прения, обмен мнениями на каком-либо собрании, заседании. Их задача — всесторонне обсудить проблему, чтобы разобраться в ее сути, сделать доступным понимание того или иного факта, события, точки зрения.
Образовательная технология «Дебаты» (далее «Дебаты») обеспечивает вовлечение студентов не просто в интересную игру, но и представляет эффективное средство для их развития, формирования компетенций, необходимых для успешной жизнедеятельности в условиях современного общества. «Дебаты» способствуют формированию критического мышления, собственной позиции, навыков системного анализа, искусства аргументации; развитию воли, памяти, умения сопоставлять, сравнивать, самостоятельно добывать различного рода информацию по актуальным для человека и общества проблемам. Они предполагают активное включение каждого студента в поисковую, познавательную деятельность, организованную на основе внутренней мотивации, организацию совместной деятельности, партнерских отношений в коллективе, а также обеспечение диалогичности общения и во внеурочной деятельности. Многолетний опыт нашей работы подтверждает возможность использования «Дебатов» при преподавании гуманитарных и обществоведческих дисциплин в системе среднего профессионального образования.
На сегодняшний день технология «Дебатов» получила статус педагогической образовательной технологии и активно используется в современной педагогике как отдельный метод на уроке или целое занятие. В «Дебатах» могут участвовать студенты и преподаватели, объединяясь общим стремлением к знаниям и компетенциям. [3]
Рассмотрим на примере образовательную технологию «Дебатов». Повторим, что «Дебаты» — это интеллектуальная игра, представляющая собой особую форму дискуссии, которая ведется по определенным правилам. Суть «Дебатов» заключается в том, что две команды выдвигают свои аргументы и контраргументы для защиты и опровержения предложенного тезиса, чтобы убедить присутствующих в своей правоте. Подобного рода формализованные обсуждения имели место в российской системе образования еще в XVIII веке и назывались диспутами. Использование «Дебатов» в процессе обучения способствует созданию устойчивой мотивации обучения, так как при этом достигается личностная значимость учебной информации для студента. Состязательность во время интеллектуальной игры стимулирует творческую, поисковую деятельность, а также тщательную проработку основного изучаемого профессионального материала. Студенты высказывают свои мнения, аргументируя их соответствующими ссылками на законы, другие нормативно-правовые акты. В конце занятия у всех сформирована конкретная позиция «за» или «против». Специфической особенностью «Дебатов» является преобладающий характер самообразования студентов, ведь для подготовки необходимо изучить соответствующую теоретическую базу. Такая система обучения охватывает с одной стороны подготовку к непосредственной практической деятельности, а с другой стороны, ориентирована на совершенствование личности, способной к самореализации. Она создает условия для осознания социальной значимости своей профессии, учит принимать решения в нестандартных ситуациях, работать в команде. Студентам интересно, когда получаемая информация имеет не только содержательный смысл, но и значимость. На теоретических занятиях в рамках учебных дисциплин студенты углубляют правовые знания правового информирования, правового воспитания и правового обучения; приобретают умения осуществлять отбор, обработку правовой информации, анализировать и решать правовые ситуации, составлять конспект занятия, направленного на правовое воспитание и правовое обучение; отрабатывают навыки работы с правовыми источниками. [6]
Образовательная технология «Дебаты» базируется на таких педагогических принципах, как целостность, универсальность, вариативность, демократизация учебного процесса, личностная ориентированность обучения, развитие способности студентов к самообразованию. С позиции данной технологии учебный процесс рассматривается как процесс развития способностей, умений и личностных качеств студента, а преподаватель выступает как координатор этого процесса.
Целесообразно использовать технологию «Дебатов» на занятиях гуманитарных и обществоведческих дисциплин, таких как «Правовые основы профессиональной деятельности», что даёт прекрасную возможность для развития и совершенствования правовых компетенций у студентов. В нашей практике мы используем образовательную технологию «Дебатов» преимущественно на целом занятии, которое и превращается в занятие — «Дебаты по заданной теме». Используемые правовые дисциплины ориентирован на гуманизацию обучения и ставят перед собой цель — социализации человека в современном обществе. Поэтому и темы носят социально-правовой характер.
Примерные темы образовательной технологии «Дебатов», которые используются в нашей практике обучения студентов по специальности сестринское дело в медицинском колледже:
− права граждан РФ на охрану здоровья;
− права и обязанности граждан при оказании им медицинской помощи;
− права, обязанности и ответственность лечебных учреждений и медицинских работников в процессе оказания медицинской помощи и др.
Каждая тема даёт толчок к продуктивной дискуссии. Качество образовательной технологии «Дебатов» определяется главным образом психофизическими особенностями студентов разновозрастной (от 19 и до 60 лет) группы и общей подготовкой всех участников.
Сегодня существенно обострились проблемы эмоционального общения людей. Развитие коммуникативной культуры личности предполагает разработку системы средств, направленных на развитие мышления, речи, социальных установок и коммуникативных умений.
Анализируя опыт использования образовательной технологии «Дебатов» в педагогической деятельности можно выделить следующие цели:
− мотивировать студентов к процессу обучения;
− актуализировать, систематизировать, повторять изучаемый материал;
− стимулировать студентов к самостоятельной исследовательской работе;
− развивать способность выделять главное и умение концентрироваться на сути проблемы;
− развивать познавательную активность студентов;
− развивать и совершенствовать способность студентов мыслить критически и логически, рассуждать, высказывать и аргументировать собственную точку зрения;
− развивать коммуникативную культуру;
− овладеть навыками самопрезентации и публичного выступления;
− развивать способность студентов работать в команде;
− развивать творческий потенциал студентов.
Успехи студентов в образовательном процессе, их стремление к обучению и новым знаниям, а также многочисленные положительные отзывы работодателей убеждают нас в высокой эффективности образовательной технологии «Дебатов», что дает основания к ее широкому использованию в преподавательской практике в системе среднего профессионального образования.
Студенческие дебаты
«ЛУГАНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
СТУДЕНЧЕСКИЕ дебаты
В наиболее общем виде «Дебаты» представляют собой формализованную дискуссию, то есть спор, протекающий по строгим правилам в жестких временных границах. В этом смысле «Дебаты» существуют в нескольких основных формах. Во-первых, «Дебаты» развиваются как интеллектуальная игра, которая представляет собой соревнование двух команд, спорящих на заданную тему. В настоящее время более чем в сорока странах мира, в том числе и в Украине, проводятся чемпионаты по «Дебатам» среди учащихся высших и средних учебных заведений. Во-вторых, «Дебаты» нередко используются на различных общественных форумах в качестве технологии, позволяющей обозначить и более четко сформулировать проблему, подлежащую обсуждению, и наметить основные подходы к ее решению. Наконец, «Дебаты» успешно используются в качестве образовательной технологии, которая не только способствует большей заинтересованности учащихся в учебном материале, но и помогает сформировать целый ряд специальных навыков (логичность, критичность и гибкость мышления, оперативную организацию мыслей, умение быстро ориентироваться в ситуации, навыки устной речи и публичного выступления, опыт рационального поведения в условиях конфликта, уверенность в себе, умение отстаивать свое мнение и т. д.). Эти навыки необходимы всем, кто желает добиться успеха в современном обществе. Поэтому «Дебаты» как обучающая технология должны найти свое место в структуре образования.
ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ «ДЕБАТОВ»
игры. Однако в большинстве форматов действующими лицами являются команда, судьи и таймкипер. Команда может состоять из 2-3 х человек (спикеров). Команда, отстаивающая правильность какого-либо тезиса ( тезис обычно формулируется в названии темы игры), называется утверждающей, а команда, опровергающая тезис – отрицающей. Судьи наблюдают за игрой команд и решают, какая из них оказалась более убедительной в доказывании своих позиций. При этом судьи заполняют протокол, в котором отмечают сильные и слабые стороны каждого из спикеров и команды в целом. На соревнованиях по дебатам судьи должны иметь специальную подготовку, но в учебных дебатах судьями могут быть и преподаватели, и студенты. Таймкипер – это человек, который следит за соблюдением регламента игры, отмечая время выступлений спикеров. Содержательная сторона дебатов также имеет определенную структуру, основными элементами которой являются тема и кейс (см. приложение № 1). Тема представляет собой тезис, который защищается или опровергается командами. Тема, таким образом, формулируется в виде утверждения (например: «Сделки о признании вины в Украинском уголовном процессе недопустимы»). На основе темы каждая команда должна сформировать свой кейс. Кейс выражает позицию команды по дискутируемой теме. Кейс также имеет свою структуру, в нее входят философия, аргументы, меры и поддержки. Философия – это те наиболее общие ценности, которые стремится защитить команда, отстаивая свою позицию. Например, для обоснования
утверждения «Сделки о признании вины недопустимы» можно использовать философию «Государство должно защищать законопослушных граждан от преступных посягательств» или «Наказание должно быть справедливым, то есть должно соответствовать тем деяниям, которые действительно были совершены». Очевидно, что избрание той или иной философии определяет систему аргументации команды. Аргументы – это суждения, приводимые в обоснование или опровержение тезиса. Например, тезис «Опознание без визуального контакта опознаваемого с опознающим недопустимо» может быть обоснован таким аргументом «Опознание без визуального контакта опознаваемого с опознающим нарушает право обвиняемого на защиту». Вместе с аргументами участники дебатов должны представить судье поддержки, то есть фактические данные (цитаты, статистику, реальные события). Поддержки являются самым главным элементом аргументации и их наличие или отсутствие серьезно влияет на оценку игры команды. В структуру кейса также могут входить меры, которые данная команда предлагает предпринять для решения проблемы, обозначенной темой игры. Например, поддерживая тезис «В суд может быть обжаловано любое действие правоохранительных органов», можно предложить ввести в судах круглосуточное дежурство судей. Меры чаще предлагают утверждающие команды, для отрицающих команд такие предложения желательны, но не обязательны. Следует отметить, что судьи оценивают реалистичность предложенных мероприятий, то есть предлагая какую-либо меру, нужно продумать ее организационное обеспечение, финансирование, возможные последствия и т. п.
СЦЕНАРИЙ (ПРАВИЛА) ИГРЫ В ДЕБАТЫ
Как говорилось выше, дебаты имеют несколько форматов (парламентские, политические, дебаты К. Поппера, «либеральный клуб», модель ООН). Однако для образовательных целей лучше всего подходят Парламентские дебаты. В этом формате принимают участие две команды, каждая состоит из двух человек. Утверждающая команда именуется правительством и состоит из Премьер-министра и Члена правительства. Отрицающая команда называется оппозицией, в нее входят Лидер оппозиции и Член оппозиции. Каждая команда располагает временем для трех речей, произносимых в следующей последовательности:
4. Член Оппозиции – конструктивная речь (восстанавливаются и развиваются аргументы Оппозиции, опровергаются новые аргументы Правительства, представляются новые поддержки) время речи – 5 минут;
5. Лидер Оппозиции – опровержение (подводится итог дискуссии, четко обозначаются основные моменты столкновений, делается вывод о доказанности своей позиции. В этой речи представление новых аргументов запрещено) время речи – 3 минуты;
важно использовать, так как задавая хорошие вопросы, можно существенно ослабить позиции оппонентов. Чтобы заявить о своем желании задать вопрос, необходимо встать и поднять руку. Спикер имеет право принять вопрос и ответить на него, или отвергнуть вопрос жестом или соответствующей фразой. Однако судьи всегда учитывают умение спикера работать с вопросами, и если ни один вопрос не принят, это существенно снижает оценку выступления. Время, потраченное на вопросы, не включается в общую продолжительность выступления. Таймкипер и его действия. Таймкипер отмечает течение времени выступления, чтобы выступающие могли вовремя ориентироваться и планировать свою речь, а также чтобы дебаты не растягивались на неопределенно долгое время. Для обозначения времени используется система сигналов. После истечения 1 минуты с момента начала речи и за
Судейство. Дебаты могут судить несколько судей или один судья. Это могут быть как преподаватели, так и студенты. На первых занятиях целесообразно, чтобы судил преподаватель, и лишь по мере приобретения студентами опыта участия в дебатах их можно привлекать к судейству. Тем не менее, опыт судейства развивает неоценимые для юриста навыки концентрации внимания, оценки аргументов и поиска сбалансированного решения. Поэтому использование в образовательных целях и этой стороны дебатов очень желательно. В ходе игры судьи заполняют судейский протокол (приложение № 6), в котором кратко указываются позиции сторон, аргументы, поддержки, оцениваются спикеры и команды, делается вывод о победе одной из команд. Критерий судейства довольно простой: оценивается умение обосновывать свою точку зрения, вести дискуссию и отвечать на аргументы противника, с учетом соблюдения правил игры. Следует отметить, что спикеры и команды оцениваются независимо друг от друга. Следовательно, в дебатах возможна такая ситуация, когда команда, состоящая из двух лучших спикеров, оказывается проигравшей, т. к. спикеры не проявили слаженности в своих действиях, неправильно выстроили кейс и т. п.
КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ДЕБАТАМ
При подготовке к дебатам важно уделить особое внимание сбору и обработке информации по теме. Для хорошего публичного выступления необходим большой запас знаний, из которого можно выбрать самое нужное. В процессе сбора информации у спикера должен сформироваться банк поддержек: выписок из нормативных актов, комментариев, судебных прецедентов, мнений авторитетных ученых, статистических данных и т. д. В целом процесс сбора информации для дебатов напоминает традиционную подготовку студентов к докладу на определенную тему или к защите курсовой работы. Однако при подготовке к дебатам следует обратить особое внимание на систематизацию информации с тем, чтобы выступающий мог быстро ориентироваться в подборе аргументов. Помимо традиционных способов, используемых студентами для систематизации материала (конспектирование, реферирование, выписывание тезисов, цитат), рекомендуется составлять двухчастные дневники и карточки с заметками. Двухчастный дневник представляет собой тетрадь, страницы которой разделены пополам вертикальной линией. В левую колонку вписывается цитата или краткое содержание определенной части текста, в правую вносится собственный комментарий составителя дневника по поводу этого отрывка из текста: почему эта мысль обратила на себя внимание, какие ассоциации она вызвала, что она доказывает и т. п. Карточки с заметками являются лучшим способом систематизации материала для публичного оратора. Их преимущество в том, что каждая справка регистрируется отдельно и легко может быть найдена. Карточки можно разложить на столе, сгруппировать, перегруппировать, они легко обозримы, их просто сравнивать и классифицировать.
Рекомендуется использовать карточки одинакового размера и делать надписи только с одной стороны. На каждой карточке должна содержаться только одна запись. Вместе с выпиской из текста обязательно нужно делать ссылки на источник, из которого взята цитата: указывать имя автора, название книги, год издания, страницу и т. п.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ДЕБАТОВ НА
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ СО СТУДЕНТАМИ
Несмотря на обилие преимуществ, у дебатов, как у образовательной технологии есть и некоторые недостатки, в частности, полный раунд дебатов занимает довольно много времени (30-40 минут). Кроме того, в парламентских дебатах участвуют только четыре человека из группы, а остальные учащиеся остаются пассивными наблюдателями. Поэтому наряду с классическими дебатами на семинарах можно проводить различные их модификации, требующие меньше времени и позволяющими вовлечь максимальное число участников: «пресс-конференция», «цепочка аргументов», «мини-дебаты», «модификации дебатов».
Пресс-конференция. Из группы выбирается или назначается преподавателем студент – «ответчик», то есть человек, дающий пресс-конференцию, все остальные члены группы – «журналисты», задающие вопросы. Преподаватель объявляет тему пресс-конференции, это может быть один из пунктов плана семинарского занятия. «Ответчик» занимает место перед аудиторией (можно за столом преподавателя). Каждый из студентов должен задать «ответчику» вопрос, а ответчик должен на него ответить. Такого рода тренинг можно проводить спонтанно, но на первых порах или в слабых группах лучше заранее назначать «ответчика» и объяснять другим студентам необходимость заранее заготовить несколько вопросов по теме пресс-конференции, чтобы не было повторов. За каждый заданный вопрос и ответ на него студент получает 1 балл, за неправильный ответ или отказ отвечать, а также за отказ задать вопрос или повторение чужого вопроса студент теряет один балл. Преподаватель может составлять рейтинг участников пресс-конференций
и поощрять победителей. Цепочка аргументов. Преподаватель подбирает и объявляет группе какое-либо спорное утверждение, предполагающее большое количество широко трактуемых доводов, например, «следователь должен занимать в уголовном процессе нейтральное положение, аналогичное статусу судьи». Затем все студенты по цепочке кратко высказываются в поддержку или в опровержение данного утверждения в следующем порядке: первый студент высказывает аргумент в поддержку утверждения; второй студент опровергает довод первого; третий
восстанавливает аргумент первого студента, то есть критикует высказывание второго студента, чтобы доказать справедливость первого аргумента и так далее. Следует иметь в виду, что число участников тренинга обязательно должно быть нечетным. Это регулирует сам преподаватель, принимая или не принимая участие в цепочке. Тренинг считается законченным, когда каждый
участник цепочки выступит по два раза, то есть, благодаря нечетному количеству участников, выскажется как за, так и против обсуждаемого тезиса. Если группа большая, может случиться так, что количество аргументов будет исчерпано раньше, чем право на выступление обойдет два
круга. В этом случае можно уменьшить количество участников тренинга или прервать упражнение и попросить оставшихся участников восстановить цепочку высказанных аргументов в обратном порядке.
В отличие от настоящих дебатов они проводятся « один на один», и каждый из участников имеет право задать два вопроса своему оппоненту.
Темой дебатов избирается какая-то общая проблема, которая дробится на составляющие (на начальных этапах это делает преподаватель, а потом – сами студенты). Выделенные мини-проблемы можно для наглядности написать на доске. По каждой мини-проблеме заслушивается пара конкурирующих спикеров (по две минуты каждый) и их вопросы друг к другу. После каждого мини-раунда на доске фиксируются выводы рядом с формулировкой проблемы. После окончания всех раундов полученные выводы можно обсудить всей группой. Пример: тема для обсуждения «Активность суда в уголовном процессе должна быть ограничена»
— стороны не в состоянии обеспечить всестороннее и полное исследование обстоятельств дела;
— истина не является целью доказывания в состязательном процессе;
— активность суда нарушает его беспристрастность;
— пассивный суд не может вынести справедливый приговор;
— стороны имеют право решать, какие доказательства и как исследовать;
— пассивность суда приведет к нарушению прав личности;
— изучение материалов дела, которое необходимо для активного участия в судебном разбирательстве, формирует у судей предвзятое отношение к подсудимому;
— пассивное положение суда порождает у судей чувство безответственности, безразличия к судьбе дела.
Анализ: после мини-дебатов следует спросить студентов, существуют ли мини-проблемы, по которым выбор позиции очевиден. Подводя итог, преподаватель обращает внимание студентов на эволюцию законодательства и практики в этом вопросе.
Это некоторое изменение правил классических дебатов, которое помогает более эффективно решать образовательные задачи. К наиболее распространенным модификациям относятся:
— увеличивается число игроков в командах;
— допускаются вопросы из аудитории;
— образуются «группы поддержки», к помощи которых могут прибегать команды;
— создается «группа экспертов», которая может подводить итог игры, выделяя основные
линии столкновений, вырабатывая компромиссное решение, оценивая работу спикеров
Дебаты имеют довольно длительную историю и бурно развиваются в настоящее время. Естественно, что в этом небольшом пособии невозможно дать исчерпывающий обзор всех проблем и методик, связанных с дебатами. К настоящему пособию прилагаются несколько схем и пояснительных записок, которые помогут студентам и преподавателям лучше разобраться в
технике ведения дебатов и подготовке к ним. Тем не менее, хотелось бы думать, что данное пособие станет лишь первым шагом в освоении технологии дебатов. Включение в эту программу открывает для преподавателей и студентов широкие и увлекательные перспективы. Во многих учебных заведения Украины и мира ежегодно проходят чемпионаты по дебатам, организуются семинары и школы по освоению технологии дебатов, действуют студенческие клубы дебатов.