Что такое дефектация в торговле
В настоящее время нередки случаи возникновения спора между потребителем и продавцом относительно причины возникновения недостатка в товаре. Разъясняем, что в таком случае делать потребителю.
В соответствии со статьей 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» (далее – Закон) продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.
В случае, если по результатам проверки качества продавец заявляет, что недостаток товара является приобретенным, т.е. возникшим в процессе эксплуатации товара не по вине продавца, а потребитель считает, что его вины в возникновении недостатка не имеется, возникает спор о причинах возникновения недостатка товара, так и о его характере (производственный либо нет).
Статья 18 Закона в таких случаях определяет, что в случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Экспертиза товара проводится в сроки, установленные статьями 20, 21 и 22 настоящего Закона для удовлетворения соответствующих требований потребителя (45 дней для ремонта товара, 20 дней для замены товара, 10 дней в случае предъявления требования о соразмерном уменьшении покупной цены товара, возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом, возврате уплаченной за товар денежной суммы). Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.
Если в результате экспертизы товара будет установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец, потребитель обязан возместить продавцу расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара. В случае подтверждения наличия в товаре производственного недостатка, экспертиза будет являться доказательством правомерности доводов потребителя и необоснованности действий продавца.
Таким образом, возможность удовлетворения требования потребителя зависит от наличия вышеперечисленных обстоятельств.
В случае необоснованного отказа в удовлетворении требований потребителя, он вправе обратиться в суд с исковым заявлением о понуждении продавца к удовлетворению требований. По ходатайству лиц, участвующих в деле, либо по определению суда в отношении приобретенного товара может быть назначена судебная экспертиза.
Обращаем внимание, что в случае отказа продавца от проведения экспертизы при возникновении спора о причинах возникновения товара (только в этом случае), должностными лицами Управления Роспотребнадзора по Тюменской области, при наличии правовых оснований, может быть выдано предостережение или проведена проверка (при предоставлении неудовлетворенной претензии потребителя о проведении экспертизы).
Что такое дефектная ведомость?
Наименование «дефектная ведомость» говорит само за себя — это документ, в котором фиксируются изъяны, поломки, несоответствие заявленным характеристикам. Он нужен для того, чтобы оценить ущерб, обосновать расходы или предъявить претензию за некачественное предоставление услуг. Документ выдают после подробного осмотра объекта и оформляют по своему усмотрению.
Мы расскажем, как лучше составить подобный акт и на что обратить внимание. Если ваш документ не приняли в налоговой или в суде, обращайтесь к профессиональным юристам — они проверят корректность его оформления и помогут защитить ваши права.
Как правильно составить дефектную ведомость?
Как вы поймете, сколько нужно денег на ремонт автомобиля, если не имеете водительских прав и ни разу не заглядывали под капот? Для этой цели нужен специалист — человек, который знает цену услугам и разбирается в подобных поломках. Поскольку в дефектной ведомости определяется перечень неисправностей и стоимость их устранения, ее составляет комиссия, утвержденная приказом директора.
Комиссия составляет документ только после подробного осмотра. В ней не должно быть дилетантов — в составе, как минимум, 2 квалифицированных специалиста, обладающих соответствующими знаниями и, желательно, релевантным опытом оценки. В зависимости от типа объекта, в комиссию могут входить:
Дефектная ведомость составляется по одному из типичных шаблонов — строгих требований к форме нет. При этом в подобном оценочном документе должны быть следующие данные:
Благодаря такой ведомости можно подтвердить, что ремонт произведен в полном объеме. Для того чтобы она имела официальную форму, требуется также указать ФИО лиц, которые проводили проверку, и поставить их подписи. Кроме того, документ, как и любая «первичка», должен содержать реквизиты: порядковый номер, дату составления, название.
Ремонт с расходами — факт хозяйственной жизни. В соответствии с частью 1 статьи 9 закона №402 от 16.12.2011, все подобные действия должны быть отражены в первичной документации. В этом же законе «О бухучете» сказано, что при составлении «первички» нужно также указать:
Составить дефектную ведомость можно на бумажном или электронном носителе (часть 5, статья 9 ФЗ № 402). Важно, чтобы она была актуальна: оформлять нужно либо во время осмотра, либо сразу после его завершения (часть 3, статья 9, ФЗ № 402).
Дефектные ведомости на все случаи жизни
Несмотря на общий подход к оформлению первичной документации, форматы разных дефектных ведомостей отличаются друг от друга. Основное различие заключается в типах объектов и целях проведения оценки.
В одном случае она может быть связана с официальным подтверждением расходов на ремонт для налоговой отчетности, в другом — для подачи заявления в суд. Мы рассмотрим несколько вариантов, которые встречаются чаще остальных.
Дефектная ведомость на ремонт помещений
В документе должно быть четкое и объективное обоснование расходов на ремонт. В случае необходимости его можно предоставить в налоговую службу и включить в отчетность. В данной документации описываются существующие дефекты, предстоящие работы и их стоимость. Есть несколько правил, которые необходимо соблюдать при составлении ведомости:
Рассмотрим условный пример составления подобного документа. Вот некоторые пункты, которые помогут структурировать шаблон:
Все ремонтные работы, способы их устранения и сроки можно свести в единую таблицу. Так информация станет наглядной и понятной.
Дефектная ведомость на ремонт автомобиля
Для ремонта автомобиля необходимы запчасти. А также услуги профессионалов. Все это должно быть отражено в документации. Если вы приобрели запчасти отдельно, нужно приложить к ведомости данные первичные документы и чеки. Акт выполненных работ потребуется в случае, если ремонт выполняла сторонняя компания или подрядчик.
Составить оценочный акт нужно после поломки автомобиля. В данном случае нужно указать:
Если компания арендует автомобиль, нужно получить согласие владельца. В документе должны быть подписи не только ответственных лиц, участвующих в комиссионной оценке, но и собственника машины.
То же самое касается документов на ремонт любого оборудования. Требуется указать марку и модель, описать, какие запчасти и комплектующие нуждаются в ремонте или замене. Замена разрешена в случае, если та или иная деталь не подлежит ремонту.
Дефектная ведомость в строительстве
Есть, как минимум, две ситуации, когда нужно составить оценочную документацию. Первый случай — необходимость отремонтировать или построить тот или иной объект для юридического лица, второй — исправление ошибок, допущенных застройщиком. Составление оценки в первом случае предполагает включение следующих пунктов:
Важно, чтобы все работы были детализированы. Желательно указать наименование выбранного подрядчика.
В случае, если вы хотите доказать, что застройщик не исполнил данные обещания, вам также потребуется документ. В него нужно внести:
Данный документ отличается от классической ведомости тем, что он призван исправить недостатки за счет застройщика и не всегда включает в себя суммы, необходимые для ремонта. Здесь допускается осмотр самим жильцом и предусмотрена подпись представителя застройщика. Если она есть, значит, он принял претензии к сведению и согласен с перечнем указанных недостатков.
После подписания акта застройщик приступит к исправлению недостатков и затем позовет собственника на повторную приемку. Если он откажется это сделать — обращайтесь в суд. Но лучше проверить застройщика предварительно: тогда вы снизите риски и избежите судебных разбирательств.
Если вы считаете, что не сможете принять квартиру по всем правилам, воспользуйтесь помощью специальных организаций. Там работают профессионалы, которые не только проведут осмотр, но и сделают замеры площади, температуры, влажности и даже радиоактивности.
Дефектная ведомость на списание материальных ценностей
Данный документ необходим для налоговой и бухгалтерской отчетности: если нужно подтвердить факт списания материальных ценностей. Это происходит, если ими невозможно пользоваться. Например:
При заполнении акта нужно подробно описать саму материальную ценность, а также причину поломки. Главный акцент следует сделать на том, что починить ее невозможно. Только в этом случае ценность подлежит законному списанию.
Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажите. Вам не придётся изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самим.
Для чего нужен дефектный акт
В ходе инвентаризационного осмотра или проверки качества ОС (оборудования) экспертной комиссией могут быть выявлены дефекты. Свои выводы в части невозможности устранения этих дефектов или об объеме необходимого ремонта комиссия фиксирует в сформированном по итогам осмотра (проверки) специальном документе – дефектном акте.
Отсутствующий или неправильно составленный дефектный акт часто становится причиной непризнания налоговой инспекций затрат на ремонт (списание) ОС (оборудования) в налоговом учете, что ведет к доначислению налогов и штрафным санкциям.
Правильно и в полном объеме задокументировать ремонт ОС и избежать претензий контролеров вам помогут разъяснения экспертов, которые вы можете посмотреть в КонсультантПлюс. Пробный доступ к системе можно получить бесплатно.
Составление дефектного акта на списание основных средств (оборудования): образец
Дефектный акт на списание ОС (оборудования) формируется и подтверждается комиссией, утвержденной приказом организации. В комиссию обязательно включаются: назначенный приказом председатель комиссии, главный бухгалтер, сотрудник, ответственный за сохранность ОС (оборудования), и специалист, разбирающийся в технических характеристиках осматриваемого ОС (оборудования). При отсутствии последнего в штате организации для формирования дефектного акта приглашаются сторонние компании, осуществляющие техническую оценку ОС (оборудования).
В дефектном акте на списание ОС (оборудования) указываются следующие обязательные сведения:
О нюансах заполнения дефектного акта, узнайте в Типовой ситуации от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Образец дефектного акта на списание основных средств (оборудования) доступен для скачивания на нашем сайте.
ВАЖНО! Дефектный акт относится к документам, содержащим только качественную оценку технического состояния подлежащих списанию (ремонту) ОС (оборудования), и стоимостные показатели в нем не проставляются.
О том, какими первичными учетными документами будет оформлено списание ОС (оборудования), читайте в материале «Документальное оформление списания основных средств».
Составление дефектного акта на ремонт ОС (оборудования): образец
Унифицированная форма дефектного акта на ремонт ОС (оборудования) утверждена постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 № 7 и имеет название «Акт о выявленных дефектах оборудования» (форма ОС-16).
По своему содержанию представленный документ не является универсальным и для ряда ситуаций фиксирования дефектов неприемлем. К примеру, для отражения дефектов объектов недвижимости эта форма не подходит. В таких случаях организации вправе составить и утвердить собственный бланк дефектного акта с указанием обязательных сведений (пп. 2, 4 ст. 9 закона «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ).
Основные правила самостоятельного формирования дефектного акта на ремонт ОС (оборудования) аналогичны правилам составления дефектного акта на их списание, изложенным в предыдущем разделе. При этом в обязательных сведениях (п. 5 приведенного нами выше списка) дается описание дефектов, подлежащих устранению сторонним подрядчиком или собственными силами.
С образцом дефектного акта на ремонт основных средств (оборудования) можно ознакомиться на нашем сайте.
Типовые и рекомендуемые бланки дефектного акта
Рекомендуемые бланки дефектных актов на списание (ремонт) ОС (оборудования) скачайте на нашем сайте:
Итоги
Дефектный акт относится к одним из первичных документов, обосновывающим необходимость ремонта (списания) ОС (оборудования). Организациями используется его унифицированная форма № ОС-16 либо самостоятельно разработанный бланк.
Дефектный акт. Образец заполнения
Дефектный акт – это специальный учетный документ, который фиксирует недостатки, поломки, дефекты оборудования и техники. Он относится к первичной документации и оформляется на основе выводов комиссии экспертов. Комиссию назначает руководство организации, которая проводит инвентаризационную проверку своего имущества и чаще всего в нее входят сотрудники предприятия из разных структурных подразделений. Обычно к составлению этого документа прибегают те компании, на балансе которых много различного рода оборудования, техники и прочих основных средств. Основанием для работы экспертной комиссии служит приказ, изданный директором предприятия.
К вашему вниманию! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Для чего нужен дефектный акт
Дефектный акт является основанием для решения о списании основных средств. Во время инвентаризации экспертная комиссия при выявлении недочетов вносит сведения о них в специальную таблицу, а также делает выводы о возможности или невозможности их устранения. Если дефекты исправить нельзя, то составляется решение о списании оборудования.
Если дефектный акт будет составлен неверно, то это может послужить отказом в признании налоговой службой затрат на ремонт или списание основных средств в налоговом учете предприятия.
Это, в свою очередь, приведет к увеличению (доначислению) налоговой выплаты и одновременно штрафу.
Как составить дефектный акт
Унифицированной стандартной формы дефектного акта нет, поэтому организации могут писать его либо в свободном виде, либо по специально разработанному внутреннему шаблону. Обычно этот документ выглядит в виде таблицы или оформляется списком, который включает в себя все сведения о выявленных дефектах и вероятностях для их исправления. Если организация составляет документ самостоятельно, то она может оформить его как на фирменном бланке, так и на обычном листе А4. При этом акт в обязательном порядке должен содержать следующее:
Акт составляется в том количестве экземпляров, которое необходимо для всех заинтересованных сторон, при этом каждый из них должен быть заверен экспертной комиссией. Никаких расценок, стоимости оборудования в акте не указывается.
Инструкция по заполнению дефектного акта
Формулировки, отражающие суть поломок нужно тщательно продумать, они должны быть максимально четкие и правильные.
После составления дефектного акта
На основании данного документа члены комиссии выносят решение о проведении восстановительных работ, перечисляют их перечень, а также указывают сметную стоимость, после чего оборудование или техника подвергаются ремонту. Если кто-либо не согласен с выводами экспертной комиссии, он вправе обжаловать данное решение в судебном порядке.
ТМЦ проходят длительный жизненный цикл от момента фактического производства товара из сырья до приобретения конечным покупателем. При этом на продукцию/изделие влияет множество факторов. И если изменения были слишком серьезные, была затронута качественная составляющая, то продукт списывается за счет себестоимости. Поэтому учет, расчет, анализ товарных потерь в торговле — это один из важнейших моментов. Он помогает грамотно выявить финансовые потери предприятия, оценить ущерб, понять, на каких точках происходят наибольшие расходы. И предотвратить это в будущем, а также служит базовой для бухгалтерской отчетности. Ведь всю списанную продукцию необходимо надлежащим образом оформить в структуре первичной документации. Некорректно построенные проводки не только станут основной для возможных ошибок стратегического и финансового планирования, но и базой для претензий со стороны налоговых органов.
Суть и понятие
Итак, начнем с основ. Что же это в принципе такое? Это утрата объекта. Причем она выражается в двух формах — качественной и количественной. Данное событие может в принципе наступить на любом этапе. От момента производства, упаковывания, доставки до стадии содержания на складе или расположении на полках уже в точках продаж.
Казалось бы, разницы нет, когда именно он был утрачен. Но на самом деле есть. Ведь само следствие случившегося выражается в денежном эквиваленте, т. е. сумма расходов и списаний с общего оборотного капитала. Строится она на фундаменте себестоимости ТМЦ. Но он варьируется в зависимости от этапа жизненного цикла.
Поэтому нормы списания потерь непродовольственных товаров при транспортировке — это одна статья, а при издержках ввиду продажи — другая. Ведь объекты уже были оприходованы, заняли место на складе, пользовались благами хранения. На них были потрачены силы супервайзеров и иных сотрудников, мерчандайзеры их выкладывали на полки. Ценность серьезно возросла за это время. Логично предположить, что наименьший ущерб будет нанесен при исчезновении на самом начальном этапе.
Соответственно, обязанность руководителя — построить стратегию таким образом, чтобы к моменту прохождения жизненного цикла шанс утраты максимально снижался. Но это весьма сложно, ведь чем дальше ТМЦ двигается по жизненному циклу, чем сильнее растет текущий срок использования, снижается общий диапазон годности. И это не оказывает сильного влияния на работу с непродовольственными покупками, а вот если речь о пищевой продукции, аспект становится крайне важным.
Какие бывают виды товарных потерь в магазине
В первую очередь принято использовать количественную и качественную характеристику. Многие ТМЦ за свой жизненный цикл могут разделяться на несколько объектов. И если при каком-то нюансе разделение произошло на меньшее количество исправных и годных частей, то это очевидно количественные утраты.
Вторая группа определяется по другому признаку — понижением того самого качества. Но оно также способно снижаться на некритичный или критический уровень. Это вызывает частичное или полное нивелирование ценности. Например, если томаты, направленные на реализацию, уже потеряли упругость и выглядят неприглядно — это частичное падение стоимости. Да, цена не изменилась, но очевидно, что не все захотят их покупать. Поэтому спрос упадет, часть партии будет не распродана. И за нее организация выручит меньше денег. А полная — это если томаты сгнили. И теперь по нормам их просто незаконно продавать. В этом случае за весь объем не получится выручить и рубля. Соответственно, снижение стоимости — полное.
Перейдем ко второму виду деления. Нормируемые и ненормируемые товарные потери — это две группы, которые не менее важны, чем те, что мы уже описали выше. Первая — это израсходование, которое укладывается в норматив предприятия. То есть, не превышает в ценовом эквиваленте заранее подготовленный денежный буфер в себестоимости и вполне подходит под типичные издержки. Обычно является натуральной или естественной убылью. А вот те, что сверх предписанного объема, уже способны нанести существенный ущерб финансовой устойчивости организации. Подобные проблемы возникают по разным причинам, например, крупная авария на автотрассе, в результате которой грузовик, доставляющий груз, перевернулся. И вся партия, соответственно, была уничтожена. Подобное сокращение бюджета чувствительно. Но ущерб зависит от того, какой процент от оборотного капитала составлял груз в ценовом эквиваленте себестоимости.
Количественные
Разбирая определение и порядок списания товарных потерь в магазине, начнем глубокий анализ именно с количественной категории. Она более простая и обычно менее опасна для капитала, при этом чаще всего относится к пищевым продуктам. Потеря в количестве — это вполне естественный процесс.
Если пришла крупная партия фруктов, то в результате, к примеру, усушки она потеряет 10% своего общего веса. Вместо заявленных 10 тонн у вас останется уже 9, и этот процесс никак нельзя предотвратить. Повлиять на темпы можно, но при этом с весьма средней эффективностью. Если сотрудники уронили коробку с соком, и он разлился — это тоже количественная убыль. И что приятно, даже если несколько упаковок уничтожено, все остальные своего качества не изменили. Чего не скажешь про нашу следующую группу.
Качественные
Здесь в основном играют роль химические, биологические и микробиологические факторы. Разберем виды и разновидности товарных потерь при хранении и реализации, причины возникновения в этом случае зачастую связаны с вредителями, неправильными условиями содержания или нарушением срока годности. То есть объект могли поесть мыши и грызуны, а также другие вредители, также различные бактерии, наличие которых не смогли предусмотреть. Обычно нарушение нормативов сказывается на качественной убыли. Например, неправильно выставленная температура в холодильниках. Или оборудование в принципе работало неисправно. Зачастую продукт утрачивает свои свойства из-за нарушения сроков. Правда, этот аспект легко предсказуем. Но неправильная логистика, ошибки в складировании всегда могут иметь место.
Поэтому важно выбирать грамотное оборудование для инвентаризации, которое не только легко исполняет задачу, но и не задействует множество человеческих ресурсов. Тогда процесс можно проводить чаще. Отличным вариантом станет предложение от «Клеверенс».
ПО от «Клеверенс» это:
Легкая интеграция в уже существующее программное обеспечение на предприятии.
Предложения как коробочного типа, так и индивидуальные.
Возможность проведения всего процесса инвентаризации силами всего одного сотрудника со смартфоном.
ПО с учетом новейших правок в российском законодательстве.
Итак, классификация товарных потерь нам стала немного яснее, двигаемся дальше.