Что такое дефектологическое представление

Дефектологическое представление на учащегося

Образовательный модуль

К дистанционным курсам по теме

Составитель: Иванова Е.А., доцент кафедры здоровьесбережения и психологического сопровождения образовательного процесса.

Составление индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Аннотация к образовательному модулю

В модуле содержатся сведения о том, какой информацией необходимо владеть педагогу (педагогам), составляющему индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с ограниченными возможностями здоровья (в данном случае с ЗПР и нарушением интеллекта), а также схема дефектологического обследования ребенка.

Далее в модуле представлен образец составления индивидуальной коррекционно-развивающей программы для учащегося с ЗПР.

Что такое дефектологическое представление. Смотреть фото Что такое дефектологическое представление. Смотреть картинку Что такое дефектологическое представление. Картинка про Что такое дефектологическое представление. Фото Что такое дефектологическое представлениеВажное место в коррекционной работе занимает разработка ин­дивидуальных коррекционно-развивающих программ. Рассмотрим на конкретном примере содержание этого вида деятельности учи-теля-дефектолога.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога с учащимся 2В класса Сергеем Ч.

Краткие сведения: поступил во второй класс КРО на основании решения ПМПК округа, анамнез отягощен, занятия дефектолога ранее не посещал, на диспансерном учете специалистов не состоит.

Проблемы: стойкие трудности формирования навыков чтения и письма.

Результаты обследования: см. дефектологическое представле­ние.

Планируемые сроки реализации программы: сентябрь—январь с периодичностью занятий 2 раза в неделю по 25 минут (40 занятий).

Дефектологическое представление на учащегося

Фамилия, имя, отчество: Сергей Ч.

Школа — класс: 2 класс КРО

Эмоциональное реагирование в ситуации обследования (кон­тактность, проявления негативизма, реакции на неуспех, похвалу, наличие аффективных реакций): в контакт вступает легка, адек­ватно реагирует на предлагаемые задания.

Развитие общей и мелкой моторики: недоразвитие мелких мышц руки.

Понимание инструкции, воспринятой на слух и прочитанной самостоятельно (понимает сразу, после повтора, после разъясне­ния, не понимает): испытывает трудности понимания многозвенье-вых учебных инструкций, требуется их разъяснение, уточнение; навык чтения к моменту обследования не сформирован, самостоятельно инструкцию прочесть не может.

— восприимчивость к помощи (стимулирующая, направляю­щая, обучающая помощь): нуждается в помощи направляющего и обучающего характера;

— способность переноса на аналогичные задания: перенос осу­ществляет частично, требуется дополнительное время на закрепле­ние навыка.

Особенности организации деятельности, сформированность регуляторных функций (целенаправленность деятельности, нали­чие ориентировочного этапа, использование рациональных спо­собов действий, импульсивность/инертность действий, самокон­троль: основные трудности обусловлены низким уровнем сформированности осознанной саморегуляции учебно-познавательной дея­тельности, не может организовать самостоятельно деятельность, произвольно сосредоточенно работать, не прилагает усилий для преднамеренного запоминания.

Темп работы (на учебном и неучебном материале): снижен в ре­зультате слабой организованности.

Работоспособность (на индивидуальных и фронтальных заняти­ях): средняя, часто отвлекается, при этом интеллектуальную нагруз­ку выдерживает.

Общая осведомленность и социально-бытовая ориентация: со­ответствует нижней границе нормы.

Сформированность пространственно-временных представле­ний: сформированы недостаточно.

Особенности восприятия (зрительное восприятие, слухомотор-ная координация, стереогноз): отмечается снижение показателей объема, скорости, дифференцированности зрительного восприятия, незначительное недоразвитие слухомоторной координации.

Особенности внимания: трудности произвольной организации функции, снижена устойчивость внимания.

Особенности памяти: сужение объема слухоречевой памяти, ошибки при воспроизведении, наличие привнесений, слабо сформирован произвольный компонент мнемической деятельности.

—уровень развития наглядных форм мышления: незначительное снижение показателей развития, допускает много ошибок, обусловленных неорганизованностью и невнимательностью, создание внешних организующих условий приводит к повышению результативности;

—словесно-логическое мышление: уровень развития ниже возрастной нормы.

Особенности конструктивной деятельности: испытывает труд­ности при анализе и синтезе элементов узора, ошибается в определе­нии правильного пространственного расположения частей, недоста­точно руководствуется образцом.

Общая характеристика речевого развития: бедность словаря, низ­кая грамотность речи, трудности построения и оформления связного высказывания.

Сформированность учебных навыков: затруднения в формирова­нии и закреплении учебных навыков осложняются семейной ситуацией социально-педагогической запущенности.

—сформированность понятий числа, числовой последовательности: навык сформирован;

—вычислительный навык: навык сформирован на уровне низкой границы программных требований;

—навык решения задач: испытывает трудности;

характерные ошибки.
Русский язык:

— навык каллиграфического письма: не сформирован (не отвечает требованиям программы), не запоминает прописные буквы;

—навык орфографического письма под диктовку: не сформирован;

—списывание текста: трудности перекодировки печатных букв в прописные;

—выполнение грамматических заданий: выполняет устно некоторые задания;

—характерные ошибки: специфические трудности формирования навыка письма.

—темп чтения: не сформирован навык чтения;

—навыки работы с текстом —

—характерные ошибки: специфические трудности формирования навыка чтения.

Общая характеристика учебной деятельности (мотивация, спосо­бы учебной работы): выраженно не сформирована внутренняя позиция школьника, учебная мотивация, произвольность; учебные задачи прини­мает формально, не проявляет поисковой и познавательной активности.

Заключение: специфические трудности формирования учебных на­выков, обусловленные дефицитарностью отдельных высших психичес­ких функций, снижением темпов развития познавательной деятель­ности, нарушением произвольного компонента деятельности.

Планируемые мероприятия специалиста: занятия с дефектоло-гом в условиях индивидуальной комплексной программы развития и коррекции.

Источник

Примерная формулировка для составления дефектологического представления на учащегося

Примерные формулировки для заполнения дефектологических представлений

Эмоциональное реагирование в ситуации обследования

В контакт вступает легко, с трудом, с большим трудом, в контакт не вступает, в контакт вступает не сразу, говорлив, замкнут, сдержан, не соблюдает субординацию, не понимает цели обследования, не адекватно реагирует на предлагаемые задания.

Контакт (речевой, жестовый, мимический). Контакт формальный (чисто внешний). Не проявляет заинтересованности в контакте. Контакт избирательный. Проявляет заинтересованность, охотно подчиняется.

Реакция на одобрение: адекватная: радуется одобрению, ждёт его; неадекватна: на одобрение не реагирует, равнодушен к нему.

Реакция на замечание: адекватная: исправляет поведение в соответствии с замечанием; неадекватная: обижается; нет реакции на замечание; негативная реакция: делает назло.

Отношение к неудачам: отсутствует / присутствует осознание своих неуспехов; безразличие, тяжёлые переживания, стремление преодолеть затруднения, пассивность / агрессивность

Развитие общей моторики

при манипуляции с мелкими предметами движения неловкие, плохо координированы;

Графические навыки сформированы недостаточно, на листе бумаги ориентируется плохо;

Недоразвитие мелких мышц руки;

Затруднены графомоторные навыки;

Манипулятивная функция рук:

резко ограничена (манипулировать не может), ограничена;

недостаточная мелкая моторика, сохранная;

согласованность действий рук: отсутствует, норма, тремор;

нарушение координации движений

Не верная формулировка

Не соответствует возрастной норме

воспринятой на слух

испытывает трудности понимания многозвеньевых учебных инструкций, требуется их уточнение, разъяснение, интонационное акцентирование;

удерживает инструкцию на протяжении выполнения задания

самостоятельно прочитанную инструкцию

навык чтения к моменту обследования не сформирован /сформирован слабо/, самостоятельно прочесть инструкцию не может,

требуется повторное чтение

задает уточняющие вопросы,

затрудняется в восприятии целостности задания, при этом выполняет его после разъяснения инструкции педагогом

восприимчивость к помощи (стимулирующая, организующая, направляющая, обучающая помощь)

нуждается во всех видах помощи;

нуждается в помощи направляющего и обучающего характера.

Требуются постоянная организующая и направляющая помощь, поэтапный контроль взрослого;

к помощи восприимчив;

способность переноса на аналогичные задания

перенос осуществляет частично, в малом /достаточном объеме/ с ошибками;

требуется время на закрепление навыка;

перенос осуществляет, но может допускать ошибки, обусловленные низким самоконтролем;

задания по аналогии выполняет медленно

Особенности организации деятельности, сформированность регуляторных функций

Уровень сформированности осознанной саморегуляции учебно-познавательной деятельности: не может организовать самостоятельную деятельность, не прилагает усилий для преднамеренного запоминания, не доводит работу до конца, не подчиняет действия конечной цели, снижен самоконтроль, не соотносит конечный результат с поставленной целью

Стойкость интереса: длительно занимается одним видом или переходит от одного к другому. Интереса к предложенной деятельности не проявляет (никак не действует). Проявляет поверхностный, не очень стойкий интерес. Проявляет стойкий избирательный интерес. Проявляет больший интерес к игровой деятельности, к учебной деятельности

В совместную деятельность со взрослыми не включается. Самостоятельности не проявляет

Адекватность употребления предложенных игрушек и предметов: совершает неадекватные действия с предметами (нелепые)
игрушки использует адекватно; использует предмет в соответствии с его назначением

Не верная формулировка

низкий /недостаточный/ уровень сформированности осознанной саморегуляции учебно-познавательной деятельности

снижен из- за слабой организованности

Работоспособность (на индивидуальных и фронтальных занятиях)

Источник

Дефектологическое представление на обучающегося с интеллектуальными нарушениями

Дефектологическое представление на обучащегося

Фамилия, имя, отчество: ученик

Дата рождения: 24.03.2008 (9лет, 9мес.)

Школа №_3_класс 2 «а»

Эмоциональное реагирование в ситуации обследования:в контакт с педагогами вступает легко, к ситуации обследования относится позитивно, похвала создает ситуацию успешности, поведение упорядоченное,не критичен к результатам собственной деятельности (не за­мечает собственные ошибки, ис­правляет их при указании).

Способность к обучению: умеет работать по образцу, инструкции, самостоятельно,

Восприимчивость к помощи: помощь педагога принимает, в зависимости от вида деятельности нуждается в стимулирующей, организующей, направляющей и обучающей помощи.

Показанный способ действия переносит на аналогичные задания частично.

Особенности организации деятельности, сформированности регуляторных функций

Задачу принимает, познавательная активность не сформирована, познавательный интерес к заданию удерживает при стимулирующей помощи в виде положительного эмоционального настроя, трудности в работе не вызывают негативных эмоций, преодолевает при разъяснении. Свою деятельность не планирует

Темп работы: низкий, снижение связано с особенно­стями эмоционально-волевой сферы.

Работоспособность: недостаточная (не удерживает алгоритм заданий, в процессе рабо­ты над заданиями быстро устает).

Не критичен к результатам собственной деятельности (не за­мечает собственные ошибки, ис­правляет их при указании).

Общий запас представлений/знаний: Знания и представления о себе, семье ниже возрастной нор­мы. Свое имя, фамилию называет, возраст знает, дату рождения не знает. Домашний адрес не называет. Общие представления об окружающем мире не соответствуют возрастным требованиям (времена года и их последовательность знает, названия месяцев не знает, дни недели называет с помощью.Понятие «вчера» не сформировано, «сегодня, завтра» понимает. Название страны знает, столицу нет. Животных называет,ноне дифференцирует на диких и домашних, овощи-фрукты называет, не дифференцирует, предметы мебели, транспорт на картинках узнает и называет.

Сформированность пространственно-временных представлений: навыки ориентировки в пространстве и времени сформированы недостаточно, правую-левую руку определяет, в пространстве самостоятельно не определяет правую-левую сторону, на листе ориентируется частично. Графическое изображение предмета по клеткам копирует с помощью. Разрезные картинки из 4х частей (вертикаль-горизонталь) собирает. В помещениях школы ориентируется самостоятельно.

Зрительное восприятие нарушено: восприятие наложенных (3 из 5), перечеркнутых изображений затруднено, недорисованные изображения не узнает.

Основные цвета различает, трудность представляет различие оттенков цветов.

Понимание инструкции, воспринятой на слух: инструкцию понимает после неоднократного повторения и объяснения.

Особенности внимания: в нимание неустойчивое, отвлекается на внешние раздражители, не способен к длительному сосредоточению и концентрации на работе. Трудности распределения, замедленная переключаемость.

Особенности памяти: низкая продуктивность запоминания, запоминание опосредованное (3 из 6), при повторном предъявлении 4 из 6. Объем слухоречевого запоми­нания снижен (2 из 10).

Уровень развития мыслительных операций:

Обобщение и исключение проводит неравномерно, по существенным призна­кам (только в легких случаях). Четвертый лишний выделяет на картинках, по основным признакам, необходи­ма организующая помощь на этапе речевого обобщения выделенных призна­ков.

Классификацию провел не в полном объеме, помощь берет, свой выбор объясняет с помощью. При проведении предметной классификации правильно понимает инструкцию, торопится, отвлекается, необходима организующая помощь.Логические связи между явлениями и предметами установил не в полном объеме (простые невербальные аналогии), необходима стимулирующая и направляющая помощь взрослого.

Серию сюжетных картинок разложил, рассказ составил с помощью наводящих вопросов.

Сформированность учебных навыков

Программный материал по учебным предметам усваивает на минимальном уровне частично.

Основные геометрические фигуры знает. Механический счет в пределах 15, обратный счет не освоен, число и количество предметов не соотносит, отношения «больше» «меньше» не устанавливает.Цифры называет, пишет. Сложение, вычитание в пределах 5 выполняет на наглядном материале с обучающей помощью.

-характерные ошибки: невнимателен.

-навык каллиграфического письма: сформирован недостаточно.

Особенности речевого развития: СНР средней степени тяжести.

Общее звучание речи: разговорный голос тихий, темп речи замедленный. Речь разборчива.

Словарный запас: активный словарь представлен обиходно-бытовой темати­кой.

Связная речь: сформирована недостаточно. Рассказ по сюжетной картинке характеризуется нарушением связности изложения; низкой информативностью; бедностью лексико-грамматических средств языка; трудностями в языковой реа­лизации замысла.

Общая характеристика учебной деятельности: соб­ственно учебная мотивация снижена, низкий уровень самостоятельной работы, нарушены планомерность деятельности, самоконтроль, произвольность.

Общий запас представлений и знаний ниже возрастной нормы.К помощи восприимчив, нуждается в стимулирующей, организующей, направляющей и обучающей помощи, поэтапный контроль взрослого.Инструкцию, воспринятую на слух, понимает после повтора и разъяснения.Низко продуктивное запоминание.Не способен к длительному сосредоточению и концентрации на работе.Низкий уровень мыслительных операций.

Недостаточнаясформированность учебных навыков.Собственная учебная мотивация снижена, низкий уровень самостоятельной работы, неспособность к волевому усилию, нарушена планомерность деятельности, самоконтроль и произвольность.

Темп работы низкий, работоспособность недостаточная.

Направления коррекционной работы:

Развитие произвольности психической деятельности;

Развитие мнестических процессов;

Развитие графо-моторных функций;

Развитие временных представлений;

Развитие математических представлений;

Развитие речевой деятельности;

Мониторинг в декабре, прохождение ЦПМПК с целью определения дальнейшего образовательного маршрута (уточнение варианта АООП)

Дата заполнения сентябрь

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник

Методический материал «Дефектологическое представление на учащегося 9 класса с ОВЗ»

МБОУ «Малыгинская средняя общеобразовательная школа»

на учащегося 9 класса МБОУ «Малыгинская СОШ»

Поведение в ситуации обследования, особенности эмоционально-волевой сферы: в контакт вступает легко, адекватно реагирует на предлагаемые задания, соблюдает предъявляемые требования.

Характер деятельности и работоспособность: постоянно нуждается в помощи направляющего характера; работоспособность средняя, темп работы низкий.

Уровень познавательной активности ниже среднего (низкая активность на занятиях). Прочность запоминания словесного материала достаточно низкая. Не может запомнить инструкцию к заданию или не всегда понимает её содержание. Необходимо повторить, сделать акцент на главном. Воспроизведение учебной информации часто неполное, неточное. Самостоятельно применить изученный материал на занятии не может. Общий темп деятельности медленный.

Ориентированность во времени и пространстве: ориентируется во времени и пространстве, может определять время по часам.

Снижена устойчивость внимания, испытывает трудности при переключении с одного вида деятельности на другой, неточность воспроизведения.

Сужение объема слухоречевой памяти, снижена прочность запоминания, ошибки при воспроизведении, при зрительном запоминании материал воспроизводит в более полном объёме, слабо сформирован произвольный компонент мнестической деятельности.

Особенности мыслительной деятельности.

Особенности речевого развития.

Общая и мелкая моторика: развиты достаточно.

Артикуляционный аппарат: строение в норме, подвижность удовлетворительная.

Общее звучание речи: речь тихая, понятна окружающим.

Понимание речи: имрессивная речь сформирована недостаточно. Не понимает инверсионные конструкции, путается в понимании сравнительных конструкций, эпизодично понимает логико-грамматические отношения.

Активный словарь: активный словарный запас сужен. Названия предметов знает, обобщающие слова называет, признаки предметов по цвету, температуре, запаху называет, знает времена года и их последовательность. Испытывает трудности при подборе синонимов, допускает ошибки при подборе однокоренных слов.

Грамматический строй речи: нарушен. Допускает ошибки в согласовании и управлении; неверно использует сложные предлоги; затрудняется в образовании относительных и притяжательных прилагательных.

Слоговая структура речи: в норме.

Фонематическое восприятие: нарушено. Может спутать гласные звуки с согласными, допускает ошибки при повторении слогового ряда.

Звуковой анализ и синтез: сформирован недостаточно. Допускает ошибки при выделении ударного звука; первого гласного, первого согласного звуков в слове.

Связная речь: развита плохо. Не всегда может пересказать и записать данный текст (по готовому плану текст не пишет и не пересказывает).

Темп и плавность речи: в норме.

Чтение: целыми словами, прочитанные тексты не всегда понимает и пересказывает, иногда для этого необходимо задавать наводящие вопросы (зависит от сложности текста).

Письмо.

Нарушение письменной речи проявляется в большом количестве специфических ошибок (пропуски, замены, недописывания букв), а также в большом количестве грамматических и пунктуационных ошибок. Уровень развития связной речи не соответствует программным требованиям, испытывает сложности при написании творческих письменных работ (сочинений, изложений). При списывании и написании диктантов наблюдаются многочисленные ошибки.

Учитель – дефектолог: _______________________Е.А. Парфенова

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Дефектологическое представление на учащегося. Пример заполнения, 2 класс

Заключение специалиста, осуществляющего психолого-медико-педагогическое сопровождение учащегося в общеобразовательной организации
(учитель-дефектолог)
(1-4 классы)
ФИО ребенка:
Дата рождения _______ возраст 8 лет
Адрес ____________
МБОУ СОШ № Класс 2
Особенности эмоционально-волевой сферы (контактность, преобладающий фон настроения, способность к регуляции поведения и соблюдению предъявляемых требований, произвольность, проявления негативизма, реакция на неуспех/похвалу, наличие аффективных реакций и др.) в контакт с педагогами вступает легко, к ситуации обследования относится позитивно, но в поведении проявляется негативизм на неуспех, наблюдаются аффективные реакции.

Общая осведомленность и социально-бытовая ориентация знания и представления о себе, семье, общие представления об окружающем мире ниже возрастной нормы.

Общая характеристика учебной деятельности и работоспособность:
— понимание инструкции (понимает сразу, после повтора, после разъяснения, не понимает и др.) инструкцию понимает после разъяснения, может работать по образцу, простой инструкции с направляющей помощью учителя.
— целенаправленность снижен уровень осознанной саморегуляции учебно-познавательной деятельности, нуждается в стимулирующей помощи учителя.
— неравномерность деятельности, импульсивность/инертность познавательный интерес к заданию низкий. Быстрая утомляемость, истощаемость.
— способность к волевому усилию при возникновении трудностей трудности в работе вызывают негативные эмоции
— потребность в помощи (стимулирующая/организующая/направляющая/обучающая помощь) при выполнении заданий нуждается во всех видах помощи учителя.
— способность переноса на аналогичные задания показанный способ действия может переносить на аналогичные задания с направляющей помощью учителя.
— уровень познавательной активности низкий.
— общий темп и продуктивность деятельности темп низкий, продуктивность недостаточная (не удерживает алгоритм заданий в процессе работы над заданиями).
— отношение к результатам деятельности не критичен к результатам собственной деятельности (не замечает собственные ошибки, не исправляет их самостоятельно и при указании).

Сформированность учебных навыков в соответствии с программными требованиями:
Математика:
— сформированность понятий числа, числовой последовательности сформированы
— вычислительный навык сформирован
— навык решения задач низкий уровень, затруднено решение составных задач в 2 действия
— характерные ошибки при устном счете
Русский язык:
— навык каллиграфического письма на этапе формирования (написание и соединение некоторых письменных букв затруднено)
— навык орфографического письма под диктовку на этапе формирования (списывает с образца, самостоятельное написание слогов, слов затруднено)
— списывание текста выполняет механическое копирование
— выполнение грамматических заданий затруднено
— характерные ошибки неправильное написание элементов букв, пропуски букв
Чтение:
— темп чтения читает по слогам выборочно (буквы знает не все)
— понимание прочитанного прочитанное не понимает
— выделение главной мысли простого/сложного текста (самостоятельно, с помощью) с помощью учителя

Заключение:
Специфические трудности формирования учебных навыков, обусловленные дефицитарностью отдельных высших психических функций, снижением темпов развития познавательной деятельности, нарушением произвольного компонента деятельности.
Дата:
Учитель-дефектолог____________/ /
МП

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *