Что такое дефляционная политика
Антиинфляционная политика
В условиях кризиса экономики, меры снижения инфляции, которым уделяется достаточно внимания и в «мирное» время, становятся приоритетным направлением финансовой политики государства. Для начала – краткий ликбез. Инфляция – это снижение покупательской способности валюты, и, как следствие, рост потребительских цен. В 2015 году инфляция в российской экономике, по данным Росстата, составила 12,9 процента. Это ощутимо сказалось на ценах товаров и услуг. В таких условиях государство вынуждено принимать жесткие меры борьбы с инфляцией, которые называются антиинфляционной политикой. Разберемся, что это такое и выясним, как государство борется с инфляцией.
Антиинфляционная политика: формы, методы, меры и цели
Антиинфляционная политика – это, в широком смысле, комплекс мероприятий, экономических и административных механизмов, которые помогают бороться с инфляцией. В узком смысле, это государственная система антиинфляционных мер.
Антиинфляционная политика государства предусматривает следующие меры:
Остановимся на каждом элементе подробнее.
Антиинфляционная стратегия не оказывает на экономику никакого мгновенного эффекта. Она направлена на то, чтобы снизить инфляцию не в данный момент, а в будущем. Главной целью такой стратегии становится снижение инфляционных ожиданий. Инструментом для решения этой задачи выступают:
Изображение взято с сайта fwnews.ru
Если стратегия – это не сейчас и не скоро, то с антиинфляционной тактикой ситуация обратная. Это краткосрочные меры, призванные повлиять на рынок здесь и сейчас. В зависимости от ситуации, прибегают к двум методам: резкое повышение спроса без повышения предложения, либо резкое повышение предложения без повышения спроса.
Стратегия и тактика зависят от того, каких взглядов придерживается правительство страны. Исходя из политических воззрений выбираются приоритетные методы антиинфляционной политики. Но чтобы последняя была успешной, необходимо сочетать разные меры борьбы с инфляцией. Кроме того, на выбор властей влияют и причины возникновения роста цен.
Антиинфляционное регулирование, в основном, использует следующие методы: дефляционная политика, политика доходов и политика валютного курса. Каждый блок заслуживает отдельного рассмотрения, поэтому разберем подробнее, что они из себя представляют.
Дефляционная политика
Это метод снижения инфляции, основанный на ограничении денежного спроса. Достигается это путем через финансовые и налоговые механизмы, доступные правительству. Недостатком такой политики становится краткосрочное замедление роста экономики или вовсе ее сокращение. Дефляционная политика включает в себя:
Политика доходов
Этот пакет мер направлен на установление контроля над ростом цен и оплаты труда. Политика доходов направлена на нормализацию роста производственных издержек. Главная ее цель – стабильность цен на товары, услуги и труд. К мерам воздействия политики доходов относят:
Изображение взято с сайта freely.ru
Политика валютного курса
Главный инструмент сдерживания инфляции, который применяют страны, зависящие от экспорта. Его цель – стабилизировать курс национальной валюты, и вернуть доверие игроков на финансовом рынке. Фиксация курса на определенном уровне или установление определенного коридора курсов обмена позволяет ограничить падения курса национальной валюты по отношению к зарубежным. При этом важно правительство играет не только с рычагами давления на экономику, но и с умами потребителей, инвесторов и игроков рынка. Его задача – убедить людей, что национальная валюта стабилизируется, и что проводимая антиинфляционная политика работает.
Институциональные меры
Институциональные методы антиинфляционной политики – это меры по созданию внутри страны комфортных условий для естественного роста экономической активности. Чем лучше работают рыночные механизмы, тем проще новому бизнесу выходить на рынок, создавать предложение и рабочие места. А увеличение предложения способствует замедлению или остановке роста цен. Чем либеральнее механизмы государственного регулирования экономики, тем эффективнее невидимая рука рынка наводит порядок в распределении местных ресурсов.
Денежная реформа – это вывод из обращения старых, обесцененных денег и ввод новой валюты, стабильность которой на первых порах поддерживается государством и обеспечивается малым ее объемом. Работают такие жесткие меры только в комбинации с другими проявлениями антиинфляционной политики.
Грамотная антиинфляционная политика – это сочетание разных методов и мер по борьбе с инфляцией. Если не выявить и не устранить причину обесценивания денег, толку от кратковременного снижения роста цен будет немного.
Итоги
Резюмируем. Инфляция – это бич экономики. С ростом инфляции, цены на товары и услуги для конечных потребителей взлетают стремительно. Это уменьшает покупательскую способность национальной валюты, а значит, – и реальные доходы населения. Если говорить кратко, то антиинфляционная политика государства – это комплекс мер по обузданию роста цен и обесценивания денег. Цели антиинфляционной политики: стабилизация курса национальной валюты, и экономической ситуации в целом. Выделяют несколько методов борьбы с инфляцией. Каждый метод имеет свои особенности и направлен на борьбу с конкретными драйверами роста цен. Но самым главным условием для сдерживания инфляции становится снижение инфляционных ожиданий населения, инвесторов и бизнеса. Кроме того, государству необходимо добиться, как минимум, сбалансированного бюджета. Программа максимум включает в себя создание задела для будущего роста экономики и доходов населения.
Что такое дефляция: причины и последствия, как снижать цены и не проиграть
Дефляция – процесс не менее опасный, чем инфляция, однако он имеет положительные и отрицательные стороны. Предпринимателю важно уметь разбираться в видах дефляции, особенностях ее течения, чтобы понять, когда нужно оптимизировать бизнес путем снижения стоимости товаров.
Что такое дефляция
Дефляция – это процесс, в ходе которого происходит снижение стоимости товаров или услуг. За одну и ту же сумму можно приобрести продукцию большего объема, чем раньше, так как увеличивается покупательская способность денег.
Чем отличается от инфляции
Оба процесса связаны с изменением стоимости товаров, однако инфляция характерна для ситуаций, в которых происходит рост цен, из-за чего деньги обесцениваются. Покупательская способность при инфляции снижается. Дефляция увеличивает стоимость денег и возможность приобретения товаров, которые, становятся доступнее.
Что хуже
Несмотря на то, что падение цен при дефляции кажется благоприятной ситуацией, на деле это оказывается более опасным процессом для экономики. Сохраняющаяся на протяжении длительного времени дефляция замедляет развитие бизнеса из-за постоянного падения цены готовых продуктов. Это приводит к закрытию предприятий, которые становятся нерентабельными.
Признаки дефляции
Характерными признаками наступления дефляции считаются:
Примеры дефляции в истории: «Великая депрессия» в США, возникшая из-за стремительного роста экономики, «Потерянное десятилетие» в Японии, когда в 90-е годы 20 века резко повысился уровень доходов населения. Дефляция влияет на стоимость ценных бумаг, кредитные ставки, индексацию пенсий и пособий, зарплаты и т.д.
Причины
Причины дефляции связаны с несколькими факторами, сочетание которых приводит к снижению стоимости продукции:
Дефляция делится на две разновидности, отличающиеся экономическими последствиями.
Опасная дефляция
Дефляция, характерная для экономического спада, отличается следующими чертами:
В первую очередь дефляция влияет на банковскую деятельность и при отсутствии государственного регулирования распространяется на остальные сферы.
Хорошая дефляция
Хорошей ситуацией считается устойчивое повышение эффективности предприятий, последовательное уменьшение себестоимости и увеличение конкуренции. В этой ситуации для привлечения покупателей в период дефляции происходит снижение цен без сокращения рабочих мест и заработных плат.
Последствия дефляции
Последствия дефляции сводятся к:
Меры борьбы
Борьба с дефляцией требует много времени и состоит из поддерживающих и долгосрочных мер:
Дефляцию нужно решать комплексными мерами на государственном уровне, потому что такая ситуация не проходит самостоятельно.
Как бизнесу снизить цену и не проиграть
Во время дефляции бизнес может позаботиться о своих интересах через снижение цены, что привлечет клиентов. Однако рост спроса нужно тщательно контролировать, следуя определенным алгоритмам.
Анализ
Снижение стоимости позволяет увеличить объемы производства, поэтому необходимо понять, хватит ли для этого ресурсов. Важно учитывать технологические мощности, размеры складов, численность рабочих. Предварительный анализ покажет, насколько можно увеличить производство для обеспечения потребностей новых клиентов.
Временная реклама
Чтобы клиенты узнали о снижении стоимости, нужно провести кратковременную рекламную кампанию для привлечения внимания. Она не потребует столько же средств, как обычная маркетинговая работа, и приведет заинтересованную аудиторию.
Оптом дешевле
При заказе одной единицы товара, клиент оплачивает ее по прейскуранту. При больших объемах условия обговариваются индивидуально, что приводит к взаимовыгодному сотрудничеству. Компания получает большой заказ на оптовую поставку и обеспечивается работой, клиенту полагается скидка, располагающая его к сотрудничеству.
Взаимовыгодный обмен
Важно не забывать подстраховываться, если компания идет навстречу клиенту. Например, при снижении цены просить полную предоплату, написание рекомендаций и т.д. Если сложилась ситуация, в которой уменьшение цены неизбежно, нужно извлечь из этого максимум пользы.
Будьте хитрее
Для этого можно, например, разделить товар на несколько единиц для увеличения доходов. Основу продавать отдельно, а комплектующие создадут дополнительные продажи. Также можно делать скидки при покупке нескольких товаров.
Скидки для постоянных клиентов
Такой вариант увеличит объем продаваемой продукции и усилит лояльность покупателей. Это хороший способ удержания клиентов, которые не пойдут к конкурентам, имея персональную скидку или бонусы, накопленные за время сотрудничества с вашим брендом.
Не позволяйте покупателям привыкать к распродажам
Скидки не должны быть основой взаимодействия с клиентами. В противном случае сниженные цены будут восприниматься как норма, а возвращение к привычным ценникам вызовет недовольство и отказ от покупок.
Убедитесь, что выгоду получают ваши клиенты
Посмотрите, не оседает ли разница между постоянной ценой и скидочной в кошельках посредников. Важно, чтобы акционные предложения доходили напрямую до покупателя, иначе не будет отдачи со стороны клиентов, а соответственно и увеличения прибыли компании.
Помните о прибыли
Снижение цен за счет расширения предложения
Снижение стоимости продукции должно сопровождаться расширением ассортимента для компенсации затрат компании. Продукты на время должны упрощаться для уменьшения издержек. Кроме того, если снижаются цены на стандартные предложения, из них должны исключаться дополнительные услуги. Например, в сфере фитнеса это может выражаться продажей абонемента по доступной цене и предложением дополнительного пакета услуг по более высокой цене: массаж, СПА и пр.
Почему конкурент снижает цены
Для снижения цены со стороны конкурентов может быть несколько причин:
Заключение
Отрицательная дефляция сказывается на всем секторе бизнеса, так как изменяет покупательскую способность и спрос на товары. Предприниматели могут локально вводить меры по защите своего бизнеса, однако окончательное решение проблемы происходит только на масштабном уровне с участием государственного регулирования.
Что такое дефляция. Объясняем простыми словами
Дефляция — снижение общего уровня цен на товары и услуги. Противоположность инфляции.
Дефляцию нельзя считать благом, хотя многие рядовые потребители думают именно так. Если этот процесс затягивается, последствия для экономики оказываются очень тяжёлыми.
В XIX — первой половине XX века дефляция обычно происходила во время экономических кризисов. Товары никто не покупал, продавцы снижали цены. Это шло во вред бизнесу и часто приводило к банкротству. Во время Великой депрессии в США (1929–1933) цены упали почти на 30%, но даже такие суммы оказались неподъемными для множества потерявших работу американцев.
Пример употребления в «Секрете»
«Дефляция России не грозит, так как она свойственна развитым рынкам с высокой конкурентной средой. Россия — страна с вертикально интегрированной экономикой, и процесс повышения или снижения цены — результат договорённостей (чаще всего устных) правительства с ключевыми игроками. А любое снижение цен — это уменьшение выплат в бюджет страны, и в текущей ситуации это невозможно».
(Эксперт по управлению личными финансами и инвестициями Игорь Файнман — об угрозе роста инфляции в России.)
Нюансы
Экономисты выделяют несколько причин дефляции. Это факторы сокращения спроса, в том числе — рост спроса на деньги (наличные и безналичные), сокращение кредитования, рост необеспеченного спросом производства, слишком жёсткая бюджетная политика, излишнее ограничение денежной массы в экономике (слишком резкое повышение ключевой ставки Центробанка).
В ситуации снижения цен и низкого спроса при уменьшении объёма доступных средств экономика может попасть в дефляционную спираль. Этот механизм включает в себя несколько этапов.
Когда потребители сокращают траты на товары и услуги, происходит перепроизводство, механизм зацикливается, дефляция усиливается. Потому этот процесс называют дефляционной спиралью.
Инфляционные и дефляционные процессы могут происходить в разных сферах экономики одновременно. Такую ситуацию называют бифляцией.
ДЕФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА
Смотреть что такое «ДЕФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА» в других словарях:
ДЕФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА — совокупность регулирующих мероприятий правительства в области государственных финансов и денежно кредитной сфере, имеющих целью сдерживание инфляции и оздоровление платежного баланса посредством ограничения некоторых видов деловой активности, что … Экономический словарь
дефляционная политика — совокупность регулирующих мероприятий правительства в области государственных финансов и денежно кредитной сфере, имеющих целью сдерживание инфляции и оздоровление платежного баланса посредством ограничения некоторых видов деловой активности,… … Словарь экономических терминов
ПОЛИТИКА ДЕФЛЯЦИОННАЯ — (см. ДЕФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА) … Энциклопедический словарь экономики и права
Политика Дефляционная — См. Инфляция Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов
Политика цен и доходов — PRICES AND INCOMES POLICY Государственные мероприятия по регулированию инфляции с целью сдерживания роста заработной платы и цен. Политика цен и доходов отличается от дефляционной денежно кредитной и фискальной политики, которая является… … Словарь-справочник по экономике
ПОЛИТИКА, ДЕФЛЯЦИОННАЯ — совокупность регулирующих мероприятий правительства в области государственных финансов и денежно кредитной сфере, имеющих целью сдерживание инфляции и оздоровление платежного баланса посредством снижения деловой активности и замедления… … Большой экономический словарь
ПОЛИТИКА ДЕФЛЯЦИОННАЯ — (deflationary policy) система мероприятий в финансовой и денежно кредитной сфере, имеющих целью сдерживание инфляции и оздоровление экономики путем снижения деловой активности и замедления экономического роста … Власть. Политика. Государственная служба. Словарь
Антиинфляционная политика — (Anti inflationary policy) Определение антиинфляционной политики государства Информация об определении антиинфляционной политики государства, методы и особенности антиинфляционной политики Содержание Содержание Определение термина Причины… … Энциклопедия инвестора
Инфляция — (Inflation) Инфляция это обесценивание денежной единицы, уменьшение ее покупательной способности Общая информация об инфляции, виды инфляции, в чем состоит экономическая сущность, причины и последствия инфляции, показатели и индекс инфляции, как… … Энциклопедия инвестора
Эмиссия — (Emission) Эмиссия это выпуск в обращение денег и ценных бумаг Общее понятие эмиссии, денежная эмиссия, эмиссия ценных бумаг, связь эмиссии и инфляции Содержание >>>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора
Что такое инфляция
Это общий прирост цен в стране в течение длительного периода. Когда говорят об инфляции, часто подразумевают обесценивание денег: за одну и ту же сумму спустя какое-то время можно купить меньше товаров. При инфляции не обязательно повышается стоимость всех товаров, некоторые могут даже подешеветь, но в целом уровень цен в стране растет.
В зависимости от роли, которую играет государство в экономике, выделяют два вида инфляции.
Открытая инфляция бывает в странах с рыночной экономикой. Деньги обесцениваются, цены растут, а уровень жизни падает. Государство регулирует инфляцию и снижает доступность денег для экономики — повышает налоги, ключевую ставку и т. д.
Скрытая инфляция возникает, когда государство жестко регулирует цены. Такие запреты приводят к дефициту товаров, так как издержки производителей растут и они вынуждены снижать объемы производства. Из-за увеличения себестоимости и невозможности компенсировать растущие затраты страдает качество товаров.
Существует классификация, которая привязана к темпу прироста стоимости.
Умеренная инфляция — до 10% в год. Низкие темпы прироста благотворно сказываются на экономике: растет оборот денежной массы, дешевеют кредиты, инвесторы вкладывают в новые производства. Деньги быстро обесцениваются, их выгоднее тратить, а не копить.
Например, в 2020 году инфляция в США составила 1,36%. Американская экономика считается в этом плане одной из самых стабильных в мире: правительство жестко контролирует бюджетные расходы, цены практически не растут, а производство ориентировано не только на покупателей внутри страны, но и на экспорт.
Галопирующая инфляция — до 50% в год. Кризисная ситуация для экономики: деньги обесцениваются быстро, банкам становится невыгодно выдавать кредиты. Хранить деньги на депозитах и вовсе нет смысла, поэтому население предпочитает тратить накопления. Спрос растет, а это снова приводит к повышению цен.
С инфляцией в десятки процентов столкнулись россияне после кризиса 1998 года. В 1999 цены выросли на 36,5%, в 2000 — на 20,2%, в 2001 — на 18,5%. В то время производство практически не развивалось: сырье и оборудование резко подорожали, а банки давали кредиты бизнесу в лучшем случае под 40—50% годовых.
Гиперинфляция — до десятков тысяч процентов в год. Такое происходит, когда объем импорта превышает объем экспорта и государство печатает все новые деньги, пытаясь остановить отток капитала. Население и предприятия переходят к натуральному обмену, так как цены даже за один день могут вырасти в разы.
Причины
Большинство причин так или иначе связано с количеством и доступностью денег для экономики. Такие факторы называют монетарными. Инфляция ускоряется, когда свободных денег в экономике становится больше.
Вот почему это может происходить:
На обесценивание денег влияют и немонетарные факторы — не связанные с их количеством в обороте:
Таких немонетарных факторов тоже много.
Цены зависят даже от того, как сами граждане оценивают инфляцию. Экономисты используют термин инфляционные ожидания — когда покупатели постоянно ждут роста цен, закупаются впрок и создают ажиотажный спрос, из-за которого действительно увеличивается стоимость товаров. Тогда производители прогнозируют высокую инфляцию, начинают заранее поднимать цены, чтобы компенсировать будущие издержки.
Составляющие
Обесценивание денег происходит по двум причинам: из-за инфляции спроса и издержек.
Инфляция спроса появляется, когда объем зарабатываемых населением денег выше стоимости произведенных всеми этими людьми товаров и услуг. Доходы растут, но тратить заработанное не на что, так как товаров попросту не хватает. В результате цены начинают расти, чтобы сбалансировать спрос и предложение.
Инфляция предложения начинается, когда увеличивается себестоимость товаров и услуг — например, из-за роста тарифов. Чтобы сохранить рентабельность, производители повышают цены.
Измерение
В России инфляцию считает Росстат. Для этого каждый месяц статистики смотрят, как меняются цены на товары и услуги, которые входят в потребительскую корзину. Потребительская корзина — это набор из примерно 700 товаров и услуг, начиная от продуктов питания и заканчивая смартфонами и автомобилями.
Методология расчета инфляции РосстатаDOCX, 307 КБ
Структура потребительской корзины россиян, РосстатPDF, 6,54 МБ
Изменение цен наблюдают во всех регионах, а потом высчитывают средний показатель инфляции по стране. Похожую методику расчета используют и статистики в других странах.
Последствия
Умеренная инфляция нужна для развития экономики: если цены не растут или даже падают, производить новые товары становится невыгодно.
Инфляция в России
СССР был государством с административной экономикой, инфляция в стране проявлялась в дефиците товаров, в том числе и первой необходимости. Официально данные об инфляции власти не публиковали, а независимых оценок не было. Например, величину прироста цен в конце восьмидесятых в СССР разные исследователи оценивают от 0,9 до 13%. Официальную информацию о динамике цен в России начали публиковать с 1991 года.
Какой уровень инфляции в России
Сильнее всего цены росли в начале девяностых. Пикового значения инфляция достигла в 1992 году — 2600%. В 2009 году, впервые в истории современной России статистики зафиксировали инфляцию в стране ниже 10% — она составила 8,8%. Самый низкий показатель за последние 30 лет наблюдался в 2017 году — 2,5%. В 2020 году, по данным Росстата, цены выросли на 4,9%.
Какой должна быть инфляция в России
В Центробанке ставят цель достигнуть уровня инфляции 4% в год. Экономисты считают, что это позволит промышленности развиваться, не будет мешать банкам выдавать дешевые кредиты, а людям и предприятиям — брать их.
Чем опасна высокая инфляция
Высокая инфляция мешает планировать расходы: проще сразу все тратить, чем копить. Государство не может обеспечивать малоимущих и пенсионеров достойными социальными выплатами, потому что индексация пособий не успевает за ростом цен. Усиливается социальное расслоение общества.
Владельцы предприятий не могут прогнозировать продажи, поэтому объемы производства падают. Растут процентные ставки по кредитам. Торговать становится выгоднее, чем производить: оборот капитала в посредничестве выше, а значит, и прибыль тоже. Экономика не развивается.
Можно ли заморозить цены, чтобы они не росли
Если заставить предприятия и магазины не повышать цены, но разрешить расти массе денег в стране, возникнет скрытая инфляция. Население начнет активно тратить, а это приведет к дефициту. Снизится качество товаров: чтобы удерживать невыгодные для себя цены, производители будут жертвовать качеством.
Кто и как сдерживает цены
Государство пытается регулировать инфляцию. Если нужно ее ускорить, Гознак печатает больше денег. Одновременно с этим Центробанк снижает ключевую ставку — процент, под который государство дает займы коммерческим банкам. Они, в свою очередь, могут кредитовать по низкой ставке население и предпринимателей.
Доклад о денежно-кредитной политике в России, ЦентробанкPDF, 3,7 МБ
В это же время снижаются и ставки по вкладам: банкам выгоднее занимать у государства, чем привлекать вклады у населения. Люди перестают копить и начинают тратить. Оборот денег растет, а вместе с ним — спрос и цены на товары.
Если нужно замедлить инфляцию, Гознак печатает меньше денег, а ЦБ повышает ключевую ставку. Банки занимают не у государства, а привлекают граждан открывать вклады. Люди перестают тратить и несут деньги на депозиты. Ставки по кредитам растут. Оборот денег снижается, падают цены и спрос на товары.