Что такое дефляционный разрыв
Макроэкономическое равновесие
2.4. Кейнсианская модель макроэкономического равновесия. Теория мультипликатора
При ее построении мы используем функции, с которыми познакомились ранее.
Исходным моментом для построения данной модели служит линия под углом 45° к горизонтальной оси, в любой точке этой линии совокупные доходы равны совокупным расходам. Пересечение данной линии в точке E3 с функцией планируемых расходов (C + I + G + Xn), изображаемой как функция потребления, сдвинутая на величину (I + G + Xn), показывает величину совокупного дохода, при котором устанавливается макроэкономическое равновесие. Наклон функции потребления, как было отмечено в предыдущем параграфе, отражает предельную склонность к потреблению, т.е. изменение в потреблении по сравнению с изменением в доходах.
На рисунке 2.12 приводится графическая интерпретация этого условия.
Эту задачу призваны выполнять финансовые структуры (институциональные инвесторы), входящие в денежно-кредитную систему общества.
Парадоксальность данной ситуации связана еще и с тем, что согласно классическим представлениям увеличение сбережений должно способствовать увеличению инвестиций, а следовательно, вести не к уменьшению, а к росту совокупного дохода. Согласно кейнсианскому подходу часть инвестиционного спроса производна от динамики дохода. Увеличение сбережений означает сокращение потребления и продаж и приводит к сокращению совокупного дохода. Уменьшение дохода, которое происходит из-за несовпадения планируемых сбережений и инвестиций, может быть достаточно ощутимым вследствие того, что снижается доход на величину, пропорциональную мультипликатору.
Простейшая модель мультипликатора может быть представлена так:
где | DY | — | прирост национального дохода (продукта); |
Mp | — | числовой коэффициент, именуемый мультипликатором; | |
DE | — | прирост совокупных расходов. |
Мультипликатор можно определить как коэффициент, показывающий, на сколько возрастет равновесный доход при увеличении совокупного спроса.
Механизм действия мультипликатора таков: любой дополнительный расход (DE) становится в экономическом кругообороте доходом тех лиц, которые реализуют товары или услуги. Таким образом, на следующем витке экономического кругооборота этот доход может вновь стать расходом, увеличивая тем самым совокупный спрос на товары и услуги.
где | Mp | — | мультипликатор; |
MPC | — | предельная склонность к потреблению; | |
MPS | — | предельная склонность к сбережению. |
Из приведенной формулы следует, что чем больше дополнительные расходы на потребление и меньше на сбережения, тем больше при прочих равных условиях величина мультипликатора. А при увеличении доли сбережений и уменьшении доли потребления в доходе данный коэффициент становится меньше.
Потребление и сбережения в обычных условиях достаточно стабильны, иначе говоря, они «пассивно» приспосабливаются к изменению уровня дохода. Поэтому особую значимость эффект мультипликатора имеет в тех случаях, когда изменения происходят в инвестиционных или государственных расходах. Это обусловлено и тем, что и те, и другие расходы могут использоваться как непосредственные рычаги влияния на объем национального производства, обеспечивающие экономический рост.
Предположим, что в течение определенного периода прирост инвестиций (DI) составил 100 млн. руб., предельная склонность к сбережению ( MPS ) равна 1/3 и соответственно мультипликатор равен 3. Тогда согласно формуле DВВП = DI x Мр произойдет прирост национального продукта на 300 млн. руб.
Однако эффект мультипликатора действует при любом изменении совокупных расходов, т.е. не только тогда, когда они растут, но и когда уменьшаются. Более реалистично для российской практики данный пример должен звучать так: сокращение инвестиций на 100 млн. руб. при мультипликаторе, равном 3, приведет к уменьшению ВВП на 300 млн. руб.
С эффектом мультипликатора тесно связано действие эффекта акселерации. Оно означает, что существует связь между приростом спроса (дохода и продаж) и приростом инвестиций для расширения мощностей, производящих товары, на которые вырос спрос. Иначе говоря, изменения в спросе на инвестиции рассматриваются как функция от изменения дохода, при этом инвестиции увеличиваются в большей степени, чем прирост дохода:
где | h | — | коэффициент акселерации; |
I | — | производные (стимулированные) инвестиции; | |
DY | — | изменение дохода. |
Эффект акселератора в самом общем виде означает, что изменение в объемах продаж готовой продукции ведет к изменениям в спросе на средства производства, производящие эту продукцию.
Так, снижение объема продаж ведет к сокращению дохода и уменьшению инвестиций в n-е количество раз, равное величине акселератора.
Между мультипликатором и акселератором существуют и различия. Если мультипликатор характеризует некое разовое непосредственное воздействие на доход со стороны спроса в текущем году, то эффект акселератора показывает связь между инвестициями текущего года и расширением производства в следующем году.
Связь между этими показателями можно условно представить в виде схемы (рис. 2.14).
Из данной схемы ясно, что автономные инвестиции вызывают действие эффекта мультипликатора, что способствует росту дохода. Следующий за этим рост спроса и объема продаж ведет к появлению стимулированных инвестиций и действию эффекта акселератора.
Инфляционный и рецессионный разрывы
Задача анализа макроэкономического равновесия не только определить равновесный объем производства, но и дать ему оценку, т.е. сравнить, как соотносится равновесный объем производства с потенциальным объемом производства при полной занятости и широкими инвестиционными возможностями.
Помимо ситуации, когда равновесный и потенциальный объемы равны между собой, возможны еще два случая:
Что такое дефляция. Объясняем простыми словами
Дефляция — снижение общего уровня цен на товары и услуги. Противоположность инфляции.
Дефляцию нельзя считать благом, хотя многие рядовые потребители думают именно так. Если этот процесс затягивается, последствия для экономики оказываются очень тяжёлыми.
В XIX — первой половине XX века дефляция обычно происходила во время экономических кризисов. Товары никто не покупал, продавцы снижали цены. Это шло во вред бизнесу и часто приводило к банкротству. Во время Великой депрессии в США (1929–1933) цены упали почти на 30%, но даже такие суммы оказались неподъемными для множества потерявших работу американцев.
Пример употребления в «Секрете»
«Дефляция России не грозит, так как она свойственна развитым рынкам с высокой конкурентной средой. Россия — страна с вертикально интегрированной экономикой, и процесс повышения или снижения цены — результат договорённостей (чаще всего устных) правительства с ключевыми игроками. А любое снижение цен — это уменьшение выплат в бюджет страны, и в текущей ситуации это невозможно».
(Эксперт по управлению личными финансами и инвестициями Игорь Файнман — об угрозе роста инфляции в России.)
Нюансы
Экономисты выделяют несколько причин дефляции. Это факторы сокращения спроса, в том числе — рост спроса на деньги (наличные и безналичные), сокращение кредитования, рост необеспеченного спросом производства, слишком жёсткая бюджетная политика, излишнее ограничение денежной массы в экономике (слишком резкое повышение ключевой ставки Центробанка).
В ситуации снижения цен и низкого спроса при уменьшении объёма доступных средств экономика может попасть в дефляционную спираль. Этот механизм включает в себя несколько этапов.
Когда потребители сокращают траты на товары и услуги, происходит перепроизводство, механизм зацикливается, дефляция усиливается. Потому этот процесс называют дефляционной спиралью.
Инфляционные и дефляционные процессы могут происходить в разных сферах экономики одновременно. Такую ситуацию называют бифляцией.
Дефляционный разрыв
Смотреть что такое «Дефляционный разрыв» в других словарях:
ДЕФЛЯЦИОННЫЙ РАЗРЫВ — (deflationary gap) Оценка разницы между уровнем эффективного спроса, необходимым для поддержания нормального уровня экономической деятельности, и фактическим уровнем спроса в период экономического спада. Таким образом, дефляционный разрыв… … Экономический словарь
Дефляционный Разрыв — См. Разрыв дефляционный Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов
Дефляционный разрыв — величина превышения предложения над спросом на инвестиции в национальной экономике. По английски: Deflationar gap См. также: Совокупные инвестиции Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь
ДЕФЛЯЦИОННЫЙ РАЗРЫВ — превышение совокупного предложения над совокупным спросом … Энциклопедический словарь экономики и права
дефляционный разрыв — превышение совокупного предложения над совокупным спросом … Словарь экономических терминов
РАЗРЫВ ДЕФЛЯЦИОННЫЙ — (см. ДЕФЛЯЦИОННЫЙ РАЗРЫВ) … Энциклопедический словарь экономики и права
Разрыв Дефляционный — превышение совокупного предложения над совокупным спросом. Оно создается избытком предложения и сокращает объем производства товаров. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов
РАЗРЫВ, ДЕФЛЯЦИОННЫЙ — превышение совокупного предложения над совокупным спросом … Большой экономический словарь
ДЕФЛЯЦИЯ — (англ. deflation) – устойчивое падение цен на товары и факторы производства. Понятие, противоположное инфляции. Непосредственная причина Д. – диспропорция между товарной и ден. массой: нехватка последней для реализации всех обращающихся в нар.… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь
Потенциальный валовой национальный продукт — POTENTIAL GROSS NATIONAL PRODUCT Максимально возможный уровень производства в стране при полном использовании всех имеющихся ресурсов. Производственный потенциал экономики (productive potential) зависит от численности рабочей силы и среднего… … Словарь-справочник по экономике
ДЕФЛЯЦИОННЫЙ РАЗРЫВ
Смотреть что такое «ДЕФЛЯЦИОННЫЙ РАЗРЫВ» в других словарях:
Дефляционный Разрыв — См. Разрыв дефляционный Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов
Дефляционный разрыв — величина превышения предложения над спросом на инвестиции в национальной экономике. По английски: Deflationar gap См. также: Совокупные инвестиции Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь
Дефляционный разрыв — DEFLATIONARY/OUTPUT GAP Превышение уровня потенциального ВНП при полной занятости ресурсов над совокупным спросом. Из за сокращения расходов некоторая часть экономических ресурсов не используется, и величина реального ВНП становится ниже… … Словарь-справочник по экономике
ДЕФЛЯЦИОННЫЙ РАЗРЫВ — превышение совокупного предложения над совокупным спросом … Энциклопедический словарь экономики и права
дефляционный разрыв — превышение совокупного предложения над совокупным спросом … Словарь экономических терминов
РАЗРЫВ ДЕФЛЯЦИОННЫЙ — (см. ДЕФЛЯЦИОННЫЙ РАЗРЫВ) … Энциклопедический словарь экономики и права
Разрыв Дефляционный — превышение совокупного предложения над совокупным спросом. Оно создается избытком предложения и сокращает объем производства товаров. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов
РАЗРЫВ, ДЕФЛЯЦИОННЫЙ — превышение совокупного предложения над совокупным спросом … Большой экономический словарь
ДЕФЛЯЦИЯ — (англ. deflation) – устойчивое падение цен на товары и факторы производства. Понятие, противоположное инфляции. Непосредственная причина Д. – диспропорция между товарной и ден. массой: нехватка последней для реализации всех обращающихся в нар.… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь
Потенциальный валовой национальный продукт — POTENTIAL GROSS NATIONAL PRODUCT Максимально возможный уровень производства в стране при полном использовании всех имеющихся ресурсов. Производственный потенциал экономики (productive potential) зависит от численности рабочей силы и среднего… … Словарь-справочник по экономике
Равновесие и валовой внутренний продукт в условиях полной занятости. Дефляционный и инфляционный разрывы
Если в условиях полной занятости отсутствует равновесие между сбережениями и инвестициями, то в экономике наступает одна из двух ситуаций.
Инфляционный разрыв. (Рис. 3.11) Он характеризуется тем, что в условиях полной занятости инвестиции оказываются больше, чем сбережения. Одновременно это приводит в условиях полной занятости к превышению совокупного спроса над совокупным предложением. В этой ситуации наблюдается тенденция к росту цен (инфляции). Это означает, субъекты предъявляют повышенный спрос на предметы потребления, т.к. стремятся увеличить свое текущее благосостояние. Растущий спрос не может быть удовлетворен из-за недостаточного предложения, так как в экономике полная занятость. Те фирмы, которые примут решение увеличить размер производства, вынуждены использовать более дорогие ресурсы, заимствованные на рынке труда и капитала. А это влечет за собой вместе с ростом производства и рост цен в экономике, так как растут издержки у производителей за счет использования более дорогой рабочей силы (инфляция издержек). Рост цен может происходить и за счёт растущего неудовлетворенного спроса в результате инерционности производства (инфляция спроса).
Рис. 3.11 Инфляционный разрыв в экономике
Рецессионный (дефляционный)разрыв возникает в том случае, если в условиях полной занятости сбережения оказываются больше инвестиций (Рис.3.12). Это приводит к тому, что в условиях полной занятости совокупный спрос меньше совокупного предложения. Потребительские расходы не могут поглотить всю массу произведенных товаров и услуг, и на рынке формируются незапланированные запасы нереализованной продукции. Это порождает стремление фирм сократить объем производства, что приводит к недоиспользованию факторов производства и существованию безработицы в условиях фактического равновесия на товарном рынке.
Рис. 3.12 Дефляционный разрыв в экономике
Д.М.Кейнс пришел к выводу, что рост сбережений в условиях равновесия может ухудшить экономическое положение в стране (парадокс бережливости). Это может происходить, если стремление сберегать превышает стремление и возможности фирм инвестировать средства в экономику. Рассмотрим экономику, в которой наряду с автономными существуют и стимулированные инвестиции. При этом первоначально экономика находится в состоянии равновесия и сбережения равны инвестициям.
Домохозяйства принимают решение увеличить объем сбережений, что в условиях неизменного дохода приводит к перераспределению средств между потребительскими расходами и сбережениями. Данное решение приводит к тому, что сокращаются потребительские расходы и сокращается совокупный спрос. У предпринимателей начинают увеличиваться запасы нереализованной продукции. Когда они убеждаются, что запасы превысили допустимый уровень, они начинают сокращать объёмы производства и инвестиций. Уменьшение объёма производства приводит к сокращению доходов собственников факторов производства. Раз у собственников факторов производства сокращается доход, то в результате действия основного психологического закона сокращаются сбережения. Они будут уменьшаться до тех пор, пока вновь не станут равными объёму инвестиций и экономика не придёт в состояние равновесия при меньшем, чем первоначальный, объеме производства.