Что такое деформация правосознания укажите основания и виды таких деформаций

Деформации правового сознания: понятие, виды, причины.

Деформация правового сознания предполагает некоторый изначальный запас правовых по своей природе взглядов, знаний, установок, которые в силу различных причин превратились в какие-то иные, неправовые конструкции или остались правовыми лишь номинально или частично. Конечно, правовое сознание индивидов может, дойдя по крайней степени искажения, превратиться и в преступное сознание, однако такая метаморфоза редко встречается в чистом виде. Преступное сознание есть сознание, несущее в себе принципиальное отрицание исходной идеи права. Как и всякое иное социальное явление, деформация правосознания имеет свой генезис, содержание, формы и способы проявления. Она может проявляться в относительно мягких формах или, напротив, принимать уродливый и крайне опасный характер.

Деформация правового сознания как сложное и многоплановое явление требует комплексного к себе подхода, то есть изучения с позиции правоведения с одновременным философским, психологическим и социологическим обоснованием, с использованием адекватных методов научного исследования.

Причины: Самые разнообразные, в частности в России это особенности исторического развития, это плохая социальная обстановка обусловленная рядом экономических, политических и др. факторов, также низкое правосознание и правовая культура, обусловленные плохим правовым обучением.

Виды:

Под видами деформации правового сознания понимаются способы ее проявления, которые отличаются друг от друга различной степенью искаженности компонентов правосознания в отражении правовой действительности и которые в совокупности раскрывают сущность и содержание этого явления.

Правовой инфантилизм – неразвитость, недостаточность правовых знаний, ограниченность навыков и умений правовой деятельности. Правовой инфантилизм — наиболее мягкая форма искажения правового сознания, заключащаяся в несформированности, недостаточности правовых знаний, установок.

Пробельность правосознания населения широко распространена. При этом имеется в виду не столько неполнота правовых познаний граждан, сколько пробельность в главном, когда из целостной системы выпадают существенные ее элементы и прежде всего позитивное отношение к закону и другим правовым ценностям.

Как правило, при такой форме деформации имеют место пробелы в знаниях существа практически всех отраслей права, нет понимания общей ценности права, его значимости для личности.

Вместе с тем, некоторые, хотя бессистемные, нечёткие представления о правовых нормах, отдельные проявления активности возможны. Например, при обращении с жалобами в органы власти, организации в связи с нарушением прав или с просьбой улучшить работу предприятий, учреждений. И всё же при правовом инфантилизме среди «взрослых детей» вполне реален постулат: «Жить в обществе можно и не зная правовых норм (прав и обязанностей), не умея ими пользоваться.

Пассивный правовой нигилизм – негативное отношение к праву, к правовой организации общественной и личной жизни, которое не выражается в призывах не соблюдать законы, к противоправному поведению. При данной форме нигилизма право не включается в систему ценностей, в возможности добиться полезного результата юридическими средствами просто не верят. Поэтому праву отводится незначительная, мало заметная роль. Одни говорят, что жить надо не по праву, а по своим желаниям и интересам, другие – по совести, третьи – по христианским началам. Формулируются предложения, основной упор сделать на формировании нравственного, политического, экономического сознания и культуры. Но пассивный правовой нигилизм, как правило, не имеет преступный умысел, т.е. злостного неповиновение праву, законам.

Что такое деформация правосознания укажите основания и виды таких деформаций. Смотреть фото Что такое деформация правосознания укажите основания и виды таких деформаций. Смотреть картинку Что такое деформация правосознания укажите основания и виды таких деформаций. Картинка про Что такое деформация правосознания укажите основания и виды таких деформаций. Фото Что такое деформация правосознания укажите основания и виды таких деформаций

Агрессивный правовой нигилизм – осознанное, враждебное отношение к праву, всему юридическому, сопряжённое с совершением различных правонарушений, включая преступления. Налицо перерождение человека не только с правовой, но и нравственной стороны.

Конечно, любая деформация правосознания, правовой культуры мешает цивилизованному развитию общества. Чтобы снизить влияние негативных факторов надо формировать уважительное отношение к праву, к правовым явлениям. Это достигается правовым воспитанием и обучением.

Правовое воспитание – систематическая деятельность социальных институтов, лиц по передаче нравственно-правовых идеалов, ценностей, опыта правомерного поведения и активной правовой деятельности.

Правовое просвещение— ознакомление с идеями, задачами законодательства, содержанием отдельных принципов и норм права.

Правовое обучение – это целенаправленный, планомерный и организованный процесс формирования и развития систематизированных правовых знаний, навыков и умений правомерной и активной правомерной деятельности.

Самой тяжелой формой деформации правосознания граждан является феномен его перерождения. Природа этого опасного явления принадлежит одновременно к числу и самых сложных с исследовательской точки зрения.

По нашему мнению, «перерожденческое» сознание следует рассматривать как крайнюю степень искаженного, дефектного правосознания или же как явление, хотя и находящееся за пределами последнего, но где-то совсем рядом с ним. Перерождение во многих своих чертах сходно с правовым нигилизмом. И в том, и в другом случае правовое начало сознательно отрицается, игнорируется. Однако, как показывает практика, отрицание отрицанию рознь. От правового нигилизма в чистом виде перерожденческое сознание отличается не только степенью общественной опасности, но и мотивацией. Перерожденческое правосознание основано на сознательном отрицании закона по мотивам корысти, жестокости, алчности и т.п.

Основной формой перерождения правосознания индивидов является совершение ими различных преступлений.

Если правовой нигилизм означает недооценку права, то правовой идеализм — переоценку права. Оба эти явления питаются одними корнями — юридическим невежеством, неразвитым и деформированным правосознанием, дефицитом политико-правовой культуры.

Закон, как известно, есть официальное признание факта, и не более того. Он лишь оформляет, «протоколирует» реально сложившиеся отношения. Как ни избиты у нас слова классиков о том, что право не может быть выше, чем экономический строй и обусловленное им культурное развитие общества, они верны, так как проверены практикой.

Распространению юридического идеализма способствовало и то, что у нас долгое время преобладал чисто прагматический подход к праву (орудие, инструмент, средство, рычаг и т.д.). В соответствии с этим на право взваливали «неподъемный груз, возлагались слишком большие надежды, которые в дальнейшем не оправдались. Правовой скептицизм особенно усилился в последние годы, когда общество отчетливо осознало, что многие законы, принятые в период реформ, оказались малоэффективными и не привели к достижению желаемых целей, а некоторые дали отрицательный результат.

Правовой фетишизм(идеализм) – преувеличение роли права в общественной жизни; гипертрофированное (возведенное в абсолют) понимание роли юридических средств в реализации социально-экономических, политических и иных задач. Противоположными по форме, но сходным с правовым нигилизмом по результатам действия. В специальной литературе явление правового фетишизма обозначается понятием «правовой идеализм» (Н. И. Матузов). При этом считается, что правовой идеализм является противоположностью правового нигилизма. «Если правовой нигилизм означает недооценку права, то правовой идеализм — его переоценку»

Источник

§ 3. Деформация правового сознания

Деформации подвержены все без исключения сферы правового сознания. Она вторгается в область правовых знаний, которыми граждане располагают, разрушает их установки, чувства, убеждения в правовой области, проникает в содержание правового мировоззрения, в саму ткань их правовой идеологии.

Деформация правового сознания предполагает искажение правовых по своей природе взглядов, знаний, установок, которые в силу различных причин превратились в какие-то иные, неправовые конструкции или остались правовыми лишь номинально или частично.

Как и всякое иное социальное явление, деформация правосознания имеет свой генезис, содержание, формы и способы проявления. Она может проявляться в относительно легких формах или, напротив, принимать крайне опасный характер.

Выделяют следующие формы деформации: инфантилизм, нигилизм, фетишизм, перерождение правового сознания.

Правовой инфантилизм – наиболее легкая форма искажения правового сознания, выражается в несформированности, недостаточности правовых знаний, установок. Пробелы в правосознании населения – широко распространенное явление. Причем здесь имеется в виду не столько неполнота правовых знаний, сколько выпадение из целостной системы ее существенных элементов, и прежде всего отсутствие позитивного отношения к закону и другим правовым ценностям.

Правовой нигилизм – осознанное игнорирование требований закона, исключающее, однако, преступный умысел. Эта форма деформации проявляется в полном неверии в потенциальные возможности права, в стремлении руководствоваться не правом, а своими желаниями и интересами.

Отрицание требований закона может иметь различные мотивы и по-разному проявляться (открыто, скрыто).

Известна также такая форма деформации правового сознания, как правовой фетишизм. Этот термин заимствован в юриспруденцию с сохранением религиозно-мифического смысла. В основе такой формы деформации правосознания лежит отношение к праву как к идолу, которому следует слепо поклоняться. Тем самым право выводится из состава социальных инструментов и приобретает самодостаточный характер. В свою очередь, закон государства наделяется магической силой, перед которой должны склониться все общественные потребности. История политико-правовой мысли знает массу таких примеров – попыток обожествить право.

Правовому фетишизму должно противостоять правовое сознание, основанное на идеях социальной ценности права. Бесспорно, право является ценнейшим приобретением человечества, но и оно должно подчиняться общим законам диалектики, должно жить в унисон с обществом.

Феномен перерождения правового сознания отличается не только степенью общественной опасности, но и мотивацией. Перерожденческое правосознание основано на сознательном отрицании закона по мотивам корысти, жестокости и т. п. Данная форма выражается в совершении преступлений.

Причины деформации и перерождения правового сознания кроются в самом обществе. В качестве одной из причин негативного отношения к праву часто называют недостатки самого законодательства. В первую очередь речь идет о противоречивости, изменчивости, неполноте правового регулирования. Наиболее разрушительное воздействие на правомерное поведение и соответствующее правосознание оказывают преобразования, недостаточно полно меняющие оценку того или иного поведения. Так, например, в конце XX – начале XXI в. в нашем государстве произошла переоценка не столько правовых, сколько социальных установок. Место коллективизма занял индивидуализм, патриотизма – глобализм. Предпринимательство из состава преступления стало почетным видом деятельности. Такие изменения коснулись не точечных предписаний, а самой правовой идеологии. Одни граждане легко восприняли такие изменения, другие – тяжело. Это как минимум два варианта правосознания с точки зрения устойчивости и мобильности.

Источник

Деформации правосознания

Что такое деформация правосознания укажите основания и виды таких деформаций. Смотреть фото Что такое деформация правосознания укажите основания и виды таких деформаций. Смотреть картинку Что такое деформация правосознания укажите основания и виды таких деформаций. Картинка про Что такое деформация правосознания укажите основания и виды таких деформаций. Фото Что такое деформация правосознания укажите основания и виды таких деформаций Что такое деформация правосознания укажите основания и виды таких деформаций. Смотреть фото Что такое деформация правосознания укажите основания и виды таких деформаций. Смотреть картинку Что такое деформация правосознания укажите основания и виды таких деформаций. Картинка про Что такое деформация правосознания укажите основания и виды таких деформаций. Фото Что такое деформация правосознания укажите основания и виды таких деформаций Что такое деформация правосознания укажите основания и виды таких деформаций. Смотреть фото Что такое деформация правосознания укажите основания и виды таких деформаций. Смотреть картинку Что такое деформация правосознания укажите основания и виды таких деформаций. Картинка про Что такое деформация правосознания укажите основания и виды таких деформаций. Фото Что такое деформация правосознания укажите основания и виды таких деформаций Что такое деформация правосознания укажите основания и виды таких деформаций. Смотреть фото Что такое деформация правосознания укажите основания и виды таких деформаций. Смотреть картинку Что такое деформация правосознания укажите основания и виды таких деформаций. Картинка про Что такое деформация правосознания укажите основания и виды таких деформаций. Фото Что такое деформация правосознания укажите основания и виды таких деформаций

Что такое деформация правосознания укажите основания и виды таких деформаций. Смотреть фото Что такое деформация правосознания укажите основания и виды таких деформаций. Смотреть картинку Что такое деформация правосознания укажите основания и виды таких деформаций. Картинка про Что такое деформация правосознания укажите основания и виды таких деформаций. Фото Что такое деформация правосознания укажите основания и виды таких деформаций

Что такое деформация правосознания укажите основания и виды таких деформаций. Смотреть фото Что такое деформация правосознания укажите основания и виды таких деформаций. Смотреть картинку Что такое деформация правосознания укажите основания и виды таких деформаций. Картинка про Что такое деформация правосознания укажите основания и виды таких деформаций. Фото Что такое деформация правосознания укажите основания и виды таких деформаций

Деформация правосознания— это его искажения или разрушение позитивных идей, убеждений, чувств, установок в сознании человека.

Правосознание индивида может иметь различные дефекты и деформации.

Профессиональные деформации представляют собой искажен­ные под воздействием неблагоприятных факторов профессио­нальной деятельности представления и взгляды юристов на право и правовую действительность.

В зависимости от х а р а к т е р а и с к а ж е н и й можно выде­лить два типа деформаций: репрессивный и криминальный. В случае репрессивной деформациисотрудниками правоохранитель­ных органов овладевает отрицательное отношение к гражданам — цивильное население воспринимается как контингент правонару­шителей, для изобличения которых приемлемо применение лю­бых мер, вплоть до несанкционированного насилия. В случае кри­минальной деформации сотрудники правоохранительных органов приходят к убеждению, что правонарушения являются вполне при­емлемыми способами удовлетворения жизненных потребностей.

Дефекты правосознания — это недостатки правового сознания, которые свидетельствуют о его несформированности и тенденци­озности.

Наиболее распространенными дефектами правового сознания являются правовой нигилизм, правовой фетишизм, правовой идеа­лизм, правовой релятивизм, правовой субъективизм и правовой инфантилизм.

Правовой нигилизм — это дефект правосознания, который заключается в отрицательном отношении к праву, непризнании его силы и социальной ценности. Носители этого дефекта склонны подчиняться только насилию и сами действуют с позиций силы. Формами выражения правового нигилизма в России являются: прямые умышленные нарушения закона, массовые несоблюдения юридических предписаний, издание противоречивых или даже взаимоисключающих актов, подмена законности политической, идеологической или практической целесообразностью, несогласованность действия государственных органов, нарушения прав человека властями и другое.

Правовой фетишизм — это вера во всесилие закона, в его принудительную силу. Фетишисты ошибочно считают, что хорошие законы способны решить все проблемы общества без участия гра­ждан в их реализации.

Правовой идеализм — это слепая вера в торжество закона при полном отказе борьбы за право. Идеалисты ошибочно считают, что право защищает законные интересы автоматически, без вме­шательства заинтересованных лиц.

Правовой релятивизм проявляется в убеждении, что право есть нечто относительное. В «опытных руках» толкование закона за­частую превращается в профессиональный кривотолк. Ловкий юрист нередко фальсифицирует право и выдает за него суррогаты своего толкования. При этом поведение такого субъекта выглядит внешне правомерным, но по сути своей является замаскирован­ным беззаконием.

Правовой субъективизм— это одностороннее отношение инди­вида к правовым предписаниям: признание своих прав и отрица­ние своих обязанностей. Носители такого правосознания легко превышают свои полномочия и нарушают чужие права.

Правовой инфантилизм— это слабое знание права и незрелое отношение к нему как явлению якобы постороннему, далекому и неповседневному. Носители «темного» инфантильного правосоз­нания редко замечают ущемление собственных прав и не знают средств и способов их защиты.

Русский мыслитель И. А. Ильин, в совершенстве владевший философией права, с прискорбием отметил, что жизнью человечества руководит слепое, корыстное, беспринципное и бес­сильное правосознание. «Образованные и необразованные круги народа одинаково не верят в объективную ценность права и не уважают его предписаний; они видят в нем или неприятное стес­нение, или в лучшем случае, — удобное средство для защиты и на­падения». Однако духовная жизнь общества и индивида требует глубокого пересмотра и обновления правосознания.

Источник

Виды деформаций правового сознания

Социальные события всегда подчинены общепринятым правилам, которые выражают юридические нормы установленного законодательства. Индивид, воспринимающий и осознающий действие норм, обладает правосознанием. Данное понятие является структурной правовой единицей и показывает действительность и поступки человека, в соответствии с его воспитанием, юридическими предписаниями, психологическим восприятием общественных правил.

Правосознание отражает отношение лица к социальным процессам и руководит его поведением, которое бывает правомерным или противоправным. На основании этого возникает такое понятие, как деформация правосознания. Представленный термин искажает восприятие человеком происходящих правовых процессов в социуме и формирует у него собственные идеи, переживания и настрой, которые носят резко отрицательный характер в отношении законов, порядка и права.

Характеристика понятия

Деформация сознания всегда формируется на основе имеющихся или приобретенных юридических знаний. Человек желает или не желает их принимать. Он выражает свое мнение, позитивное или негативное отношение, делает умозаключения, совершает те или иные действия с определенным настроем в отношении нормативных правил.

Что такое деформация правосознания укажите основания и виды таких деформаций. Смотреть фото Что такое деформация правосознания укажите основания и виды таких деформаций. Смотреть картинку Что такое деформация правосознания укажите основания и виды таких деформаций. Картинка про Что такое деформация правосознания укажите основания и виды таких деформаций. Фото Что такое деформация правосознания укажите основания и виды таких деформаций

Эмоционально-психологические установки, в силу определенных причин (пробелы знаний, воспитания, источника достоверной информации), образуют уровни сознания, конструкции которых искажают реальную правовую действительность. Деформация способна перерасти в преступное сознание либо полностью отрицать исходную правовую идею.

Отрицание будет касаться непринятия нормативных актов, решений уполномоченных органов, действий государственных властей. Данное явление может перерасти в опасную систему, искажающую правовое восприятие не только одного человека, но и группы людей, с которыми данное лицо контактирует. Опасность состоит в умысле совершения правонарушений.

Являясь социальным сложным, многоплановым явлением, деформация правового сознания способна сформировать взгляды, идеологию и чувства, которым полностью чуждо действующие законы. Поэтому данное явление требует изучения, комплексного подхода и социального обоснования.

На практике искажение правового сознания реализуется полностью или частично. Деформация имеет собственное содержание и различается по видам и проявлениям. Она бывает в мягкой форме или может носить угрожающий характер.

Что такое деформация правосознания укажите основания и виды таких деформаций. Смотреть фото Что такое деформация правосознания укажите основания и виды таких деформаций. Смотреть картинку Что такое деформация правосознания укажите основания и виды таких деформаций. Картинка про Что такое деформация правосознания укажите основания и виды таких деформаций. Фото Что такое деформация правосознания укажите основания и виды таких деформаций

Причины появления деформаций

Главными факторами появления деформации правового сознания являются особенности исторического развития государства, а также:

Исследователи дают определение причин деформированного правового сознания, обозначая их разновидностью социальных процессов объективного и субъективного характера, детерминирующих искажение существующей действительности.

Что такое деформация правосознания укажите основания и виды таких деформаций. Смотреть фото Что такое деформация правосознания укажите основания и виды таких деформаций. Смотреть картинку Что такое деформация правосознания укажите основания и виды таких деформаций. Картинка про Что такое деформация правосознания укажите основания и виды таких деформаций. Фото Что такое деформация правосознания укажите основания и виды таких деформаций

Экономические процессы больше всего влияют на настроение масс людей. Постоянный спад объемов промышленного и сельскохозяйственного производства, шаткость материального положения, низкие заработные платы приводят к расслоению общества, возникновению социальной несправедливости, недоверию к действующей власти и действующему законодательству.

Если к экономическим причинам добавляются политические факторы, в виде борьбы за власть, беззакония и произвола уполномоченных лиц, то с возникающими социальными настроениями и искажением действительности приходит спад духовной жизни. У людей возникают мнимые ценности, а затем формируется и отсталое мировоззрение.

Правовые институты всесторонне изучают деформацию, постоянно ищут пути ее преодоления. Для этого разрабатывается целый комплекс мероприятий с разработанными мерами воздействия общего и специального характера.

Виды правовых деформаций

К данному понятию относятся способы проявления правосознания, отличающиеся друг от друга по характеристике искаженности юридической действительности и негативного отношения к установленной правовой системе.

Различают следующие виды правовых деформаций.

Что такое деформация правосознания укажите основания и виды таких деформаций. Смотреть фото Что такое деформация правосознания укажите основания и виды таких деформаций. Смотреть картинку Что такое деформация правосознания укажите основания и виды таких деформаций. Картинка про Что такое деформация правосознания укажите основания и виды таких деформаций. Фото Что такое деформация правосознания укажите основания и виды таких деформаций

Идеализм

Обобщенные суждения о происходящих событиях в социуме, преувеличивающих роль системы права в целом. Сторонники данной деформации считают, что каждый человек в сфере своей занятости, быта, власти, взаимодействия с индивидами ответственен за все, что происходит, и обязан толковать любой процесс только с юридической точки зрения. Пример: высказал критику в адрес какого-либо лица, предоставил ложную информацию о нем, зашел на его территорию без разрешения – за все будет ответ. Такой подход в обществе повсеместно распространен в зарубежных странах.

Нигилизм

Такой вид – это сплошное отрицание системы права, нравственных правил и норм. Действующие законы для сторонников данной деформации не представляют общечеловеческой ценности.

Свои оценочные суждения и мировоззрение нигилисты часто оформляют в виде теорий и доктрин, разделяя свои взгляды на формы:

Что такое деформация правосознания укажите основания и виды таких деформаций. Смотреть фото Что такое деформация правосознания укажите основания и виды таких деформаций. Смотреть картинку Что такое деформация правосознания укажите основания и виды таких деформаций. Картинка про Что такое деформация правосознания укажите основания и виды таких деформаций. Фото Что такое деформация правосознания укажите основания и виды таких деформаций

Демагогия

Оправдывает все взаимодействующие стороны, применяя метод манипуляций: «…и вашим, и нашим…». Негативно относится к правовым явлениям, искаженно воспринимает реальную юридическую действительность. Но приветствует противоречивое законодательство, неоднозначно воспринимая деятельность государственных органов управления. К данному явлению склонны люди, неправильно трактующие происходящие события, плохо проинформированные, имеющие низкий интеллект и уровень юридической культуры.

Инфантилизм

Никак не выражающееся мнение субъекта о том или ином правовом явлении, проявление безразличия, отсутствие анализа событий из-за недостаточности знаний, морально-психологических установок, воспитания и образования. Человеку безразлична судьба государства, он не желает участвовать в социальной жизни или делает это без особого желания. К праву относится, как к само собой разумеющемуся процессу, частично признавая юридические нормы, которые касаются его самого в жизненных ситуациях.

Еще существуют такие виды:

Но вышеперечисленные разновидности деформаций являются основными.

Механизм противодействия

Чтобы деформации не оказывали негативного воздействия на правовую культуру, используют различные меры противодействия.

К таким механизмам относят:

Что такое деформация правосознания укажите основания и виды таких деформаций. Смотреть фото Что такое деформация правосознания укажите основания и виды таких деформаций. Смотреть картинку Что такое деформация правосознания укажите основания и виды таких деформаций. Картинка про Что такое деформация правосознания укажите основания и виды таких деформаций. Фото Что такое деформация правосознания укажите основания и виды таких деформаций

Таким образом, все меры против различных видов деформации делятся на специальные и общие. Первые преодолевают разные формы деформации правосознания, как у отдельных индивидов, так и групп социума. Общие меры стремятся к совершенствованию основной действующей системы правовых институтов по направленности (политических, социальных, экономических) и устранению кризисных проявлений.

Работа по преодолению деформации правосознания ведется постоянно, так как это способствует благоприятному правовому климату, улучшению жизни населения, развитию интеллекта в социуме и сглаживанию социального неравенства. Необходимы различные мероприятия и усилия властей для того, чтобы пропагандировать и подчеркивать важность права.

Источник

Понятие причины, и виды деформации правосознания

Анализ и обобщение имеющегося опыта научного исследования феномена деформации правового сознания, проведенного отечественными учеными в течение XX века, приводят автора к выводу о том, что в правоведении и философии до сих пор не сложилось единой теории этого явления и отсутствует четкое определение его понятия. Связано это с отсутствием единообразного подхода к изучению деформации правового сознания как сложного социально-правового явления, а также с рассмотрением его в отрыве от состояния положительного правосознания. Едины исследователи проблемы лишь в одном – в негативном, отрицательном характере деформации правового сознания граждан России.[29]

Плодотворным в уточнении природы деформации правового сознания является рассмотрение этой проблемы с позиций философской теории отражения. Согласно этой теории человеческое сознание определяется бытием и только во вторую очередь само опосредует его. Учитывая, что в отдельно взятой социальной системе правосознание индивидов может соответствовать общественному бытию (в том числе и позитивному праву) и в то же время противоречить общечеловеческим ценностям, автор предлагает различать относительную и абсолютную деформации правосознания.

Относительная деформация правового сознания – это несоответствие структуры правосознания реально существующей в данном обществе правовой действительности. Абсолютная деформация правосознания – это несоответствие структуры правосознания тем правовым координатам, которые выработаны человеческой цивилизацией.

Таким образом, деформация правового сознания – это социальное явление, характеризующееся изменением его состояния, при котором у носителей формируются определенные идеи, представления, взгляды, знания, чувства и настроения, переживания и эмоции, которые искаженно отражают юридическую действительность и выражают отрицательное отношение к действующему праву, законности и правопорядку.

Назрела необходимость формулирования общей теории деформации правового сознания и ее отдельного компонента – деформации правового сознания граждан России.

Виды деформации правового сознания в современном российском обществе таковы.

В связи с отсутствием единого взгляда на понятие «форма деформации правового сознания» можно сформулировать следующее определение. Под формами деформации правового сознания понимаются способы ее проявления. которые отличаются друг от друга различной степенью искаженности компонентов правосознания в отражении правовой действительности и которые в совокупности раскрывают сущность и содержание этого явления– Наиболее распространенные из них в современной России – это правовой инфантилизм. правовой нигилизм, правовой фетишизм и перерожденное правосознание. Они, прежде всего, касаются деформации индивидуального правосознания, что не исключает их проявления на групповом и общественном уровнях.

Самой «мягкой» формой деформации правового сознания является правовой инфантилизм, заключающийся в недостаточной сформированности и пробелъности правовых взглядов, знаний, ус­тановок, представлений. Правовой инфантилизм проявляется прежде всего в недостаточной сформированности правового сознания. Другим проявлением правового инфантилизма выступает пробел правового сознания, возникающий «лишь на основе полного отсутствия знания о каком-либо элементе правовой действительности либо на основе забывания таких знаний».[31] Можно выделить два вида пробельности правосознания: 1) «первичная» пробельность, когда индивиду изначально не была известна информация о данном элементе правовой действительности, 2) «вторичная» пробельность, которая характеризуется либо наличием в правовом сознании субъекта определенной информации о том или ином элементе правовой действительности и последующем его забывании, либо отсутствием ситуации ее припоминания и получения данной информации.

Правовой нигилизм – следующая и весьма распространенная форма де­формации правового сознания граждан России.

Среди отечественных ученых нет единого подхода к пониманию его сущности. Одни[32] относят к нему все факты негативно-отрицательного отношения к праву, в том числе и связанные с соверше­нием преступлений и иных правонарушений. Другие[33] к нему причисляют только те случаи осознанного игнорирования требований закона, которые сопровождаются отсутствием противоправного умысла. Будем исходить из того, что правовой нигилизм – это форма деформации правового сознания, которая выражается в наличии у носителей пренебрежительного, отрицательного или безразличного отношения к праву и правовой действительности при отсутствии умысла на совершение правонарушений. Такой подход дает возможность выделить важнейшие признаки правового нигилизма, раскрывающие его сущность и позволяющие отличать его от других форм деформации правового сознания, от критики права и от правовой демагогии. Характерные его черты: широкая распространенность, подчеркнуто открытый характер, специфическая региональная или национальная окраска, соприкосновение и слияние с политическим, государственным, экономическим, нравственным и некоторыми другими видами нигилизма.

Правовой фетишизм – еще одна форма проявления деформации правового сознания граждан России. Правовой фетишизм — форма деформации правового сознания, выражающаяся в абсолютизации роли права и правовых институтов в регулировании общественных отношений.

Самой тяжелой формой деформации правового сознания является фено­мен его перерождения, под которым П.П. Баранов понимает случаи осознанного отрицания законов, сопровождающиеся наличием у лица преступного умысла, а также корыстного, алчного мотива.[34] Под перерожденным (перерожденческим) правосознанием понимается такая форма его деформации, которая проявляется в осознанном игнорировании и отрицании закона и сопровождается наличием у носителей умысла на совершение правонарушений.

Перерожденное правосознание проявляется в различных формах и, прежде всего, в виде умышленных нарушений законов и иных нормативно-правовых актов, сопровождающихся совершением преступлений и иных правонарушений.[35]

Социальная опасность различных видов деформации правового соз­нания неодинакова и зависит от их распространенности и соответствия поступка носителя интересам развития личности и общества. Самым опасным выступает перерожденное правосознание, что не исключает вредности правового нигилизма, фетишизма и инфантилизма.

Общественно опасны не только отдельные формы деформации правового сознания, но и само это явление в целом. Поэтому примиренческое отношение к деформации правового сознания, наблюдаемое у отдельных граждан и должностных лиц современной России, ослабляет нравственные и правовые установки других членов общества и тем самым способствует дальнейшему ее распространению.

Инфантилизм, нигилизм, фетишизм и перерождение как формы дефор­мации правового сознания находятся в органической взаимосвязи и единстве. Диалектика их соотношения состоит в том, что, во-первых, они взаимосвязаны структурно и функционально, а во-вторых, каждая из них обладает качественным своеобразием и несводимостью к другим формам.[36] Структурная их взаимосвязь выражается в том, что каждая предшествующая по степени регрессивности форма в определенной степени включается в последующую более регрессивную, но не исчерпывает ее содержание. Так, например, перерождение как наиболее регрессивная форма деформации правового сознания включает в себя свойства нигилизма, инфантилизма, фетишизма и в известной мере основывается на них, но отражает при этом и свои специфические черты, отличительные признаки.

Правовая культура.

Категория «правовая культура» используется для характеристики всей правовой надстройки, всей правовой системы страны, но под определенным углом зрения. В отличие от анализа иных предельно широких правовых категорий при анализе правовой культуры общества основной акцент смещен на изучение уровня развития правовых феноменов в целом, на описание и объяснение правовых ценностей, идеалов и достижений в правовой сфере, отражающих объем прав и свобод человека и степень его защищенности в данном обществе. Понятие «правовая культура» всегда предполагает оценку «качества» правовой жизни того или иного общества и сравнение его с наиболее развитыми правовыми образцами, идеалами и ценностями.

Под правовой культурой понимается обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека.

Правовая культура общества зависит прежде всего от уровня развития правового сознания населения, т. е. от того, насколько глубоко освоены им такие правовые феномены, как ценность прав и свобод человека, ценность правовой процедуры при решении споров, поиска компромиссов и т. д» насколько информировано в правовом отношении население, его социальные, возрастные, профессиональные и иные группы, каково эмоциональное отношение населения к закону, суду, различным правоохранительным органам, юридическим средствам и процедурам, какова установка граждан на соблюдение (несоблюдение) правовых предписаний и т. д. Это первый элемент правовой культуры.

Существенно влияет на правовую культуру общества и правоприменение, т. е. властная деятельность государственных органов, осуществляющих индивидуальное регулирование общественных отношений на основе закона с целью его реализации. Качество правоприменительной деятельности зависит от многих факторов как институционального (структура государственного аппарата, порядок взаимоотношений его органов), так и иного характера (профессионализм, культура правопримените-ля и др.).

Третьим элементом правовой культуры общества является уровень развития всей системы юридических актов, т. е. текстов документов, в которых выражается и закрепляется право данного общества. Наиболее важное значение для оценки правовой культуры общества имеет система законодательства, основой которой является конституция государства. Важен в целом и уровень развития вообще всей системы нормативно-правовых актов, начиная от законов, актов центральных исполнительных органов власти и кончая актами местных органов власти и управления. Любой юридический акт должен быть правовым, т. е. отвечать господствующим в общественном сознании представлениям о справедливости, равенстве и свободе. Закон должен быть совершенным и с точки зрения его формы: быть непротиворечивым, по возможности кратким и обязательно ясным и понятным для населения, содержать определения основных терминов и понятий, быть опубликованным в доступном для населения источнике и т.д. О качестве закона свидетельствует и содержащийся в нем самом механизм его реализации (институциональный, организационный, процедурный, финансово-экономический и др.).

На основании анализа указанных правовых актов, а также иных текстов правового характера (например, научных и публицистических текстов на правовые темы) можно сделать вывод об уровне развития не только правовой культуры общества, но и его культуры в целом. Ведь по дошедшим до нас памятникам права и иным правовым документам историки восстанавливают и атмосферу правовой жизни общества, и особенности того или иного уклада хозяйственной жизни, того или иного строя общественных отношений. В правовых актах находит официальное закрепление форма собственности на орудия и средства производства, отражается факт наличия в руках какого-либо класса, социальной группы экономической и политической власти, структура государственного аппарата, правовое положение личности в обществе, уровень защищенности прав и свобод человека.

Анализ правовой культуры необходим для того, чтобы сначала выделить и описать правовые ценности, идеалы и образцы, к которым следует стремиться законодателю, правоприменителю, гражданину и обществу в целом, а затем, оценив с этой точки зрения реальное состояние дел, искать пути и средства достижения намеченных идеалов построения правового государства и общества, в котором обеспечиваются соответствующие его социально-экономическому и дух строю права и свободы человека.

88.правовое воспитаниеЧтобы успешно организовать правовоспитательную работу, прежде всего, необходимо понять, что такое правового воспитание. Сразу же необходимо оговориться, что единого понимания термина «правовое воспитание» сегодня нет. Одни под правовым воспитанием понимают обучение правовым знаниям и формирование понимания необходимости этого знания. Другие считают, что правое воспитание — это формирование уважения к праву, закону, а также навыков исполнения правовых норм. Третьи видят в правовом воспитании целенаправленную деятельность воспитателя правового обучения формированию у подрастающего поколения определенных убеждений, потребностей и интересов, ценностных ориентаций и установок поведения. Между тем правовое воспитание следует рассматривать, как весьма емкий и многообразный процесс, содержанием которого, прежде всего, является правовое просвещение, обучение основам права.

Но это не только обогащение знаний воспитуемого о праве, законе, правовой деятельности, но и целенаправленное воздействие на сознание с целью формирования у человека опыта поведения в соответствии с действующей правовой нормой. Саади говорил: «Кот научился наукам, но не применяет их, похож на того, кто вспахал, но не сеет».

Важная составная часть правового воспитания — формирование уважительного отношения к праву, закону, понимания их ценности и необходимости безусловного выполнения правовой нормы. Эта сторона правового воспитания важна тем, что задача построения правового государства требует, чтобы уважительное отношение к праву стало личной ценностной установкой человека. Сухомлинский писал: «Воспитание только тогда становится творением человека, когда бурные страсти владеют юными сердцами».

Строгое следование требованиям правовой нормы — это результат внутренней борьбы «за» и «против» и чтобы человек с честью вышел из этой борьбы, необходимы такие волевые качества, которые помогли бы ему победить самого себя, т. е. психологическая готовность к такой борьбе. У человека должна сформироваться способность совершенствовать положительные свои качества и противостоять отрицательным.

Известный педагог А. Детерович отмечал, что воспитание можно считать законченным тогда, когда человек настолько созрел, что обладает силой воли самого себя образовывать, знает способы и средства, как этого достичь.

В процессе воспитания большое место занимает внутренняя переработка личностью внешних воздействий.

Личность — это не зеркало, пассивно отражающее воздействие внешнего мира. Исследования ученых показывают, что в развитии личности воздействие внешних факторов приобретает свою значимость только тогда, когда они преломляются в индивидуальных позициях человека, в его отношении к этим факторам, а также в практической реализации этого личностного отношения в его действиях и поступках.

На практике внимание педагога, воспитателя нередко концентрируется лишь на организации внешнего воздействия на личность- процесс же внутренней переработки этих воздействий часто выпадает из их поля зрения. Между тем очень важно знать, как молодой человек осмысливает, переживает внешнее воздействие, как реагирует на него.

Следует помнить, что формирование такой психологической готовности — это не стихийный процесс, а результат повседневного направляющего воздействия субъектов воспитания.

Развитие человека нельзя сводить к усвоению социального опыта, к простому пополнению знаний, умений, навыков. Развитие находит своё выражение, прежде всего, в качественном изменении психической деятельности человека, в формировании у него новых качеств, черт характера. Этот процесс не всегда идёт правового обучения восходящей, без конфликтов и противоречий. Воспитательное воздействие правового обучения разному преломляется через призму индивидуального сознания и личного опыта человека, через различные отношения его с предметами и явлениями окружающей действительности, к другим людям.

Эти воздействия не всегда согласованы. Нередко они действуют в противоположном направлении. Отсюда противоречивость правового воспитания.

В практике нередки случаи несогласованности в действиях различных субъектов правового воспитания, между общественным мнением и личными интересами воспитуемого, между желанием правильно поступать и возможностью действовать в соответствии с желаниями, между внешними требованиями и внутренними стремлениями воспитуемого, между целенаправленным и стихийным влиянием окружающей среды. Преодоление этих противоречий занимает большое место в сложном процессе формирования личности и во многом зависит от педагогического мастерства воспитателя.

Правовое воспитание длительный процесс. Он начинается практически с пеленок и продолжается всю человеческую жизнь. Французский материалист 18 века Гальвеций говорил, что вся жизнь есть, собственно говоря, лишь одно воспитание. Но самый благодатный период- молодые годы, когда центральная нервная система человека отличается наибольшей пластичностью и восприимчивостью. Формирование правового сознания и правовой активности — дело не одного дня. Результаты правового воспитания обнаруживают себя не так быстро как результаты обучения. Для того, чтобы можно было сказать что-то определенное о результатах правового воспитания необходимо длительное наблюдение за воспитуемым, причем в различных условиях, в различной обстановке.

Правовое воспитание — процесс многоступенчатый.

На первой ступени молодые люди усваивают правовое поведение в семье, в образовательном учреждении, в обществе. На второй они усваивают правовые знания, получают представление о правовой действительности. На третьей ступени у них вырабатываются умения, навыки действовать в соответствии с полученными знаниями. На четвертой ступени идет преодоление негативного и формирование уважительного отношения к праву, положительных чувств. На пятой ступени идет формирование волевой готовности действовать в соответствии с полученными знаниями, навыками, убеждениями.

Разумеется, резкой грани между этими ступенями нет. Не у всех они одинаково развиваются и протекают. Правовоспитательной работе присущ концентризм, т. е. постоянное возвращение к пройденному с последовательным расширением и углублением знаний, умений, убеждений, чувств, волевой готовности.

Правовоспитательный процесс нельзя рассматривать как одностороннее целенаправленное воздействие воспитателя на воспитуемого. В правовоспитательном процессе участвуют две стороны: с одной стороны воспитатель, с другой — воспитуемый. Причем, оба являются активными участниками этого процесса. Если воспитатель выступает, как активная сторона, а воспитуемый, как пассивная, воспитательный эффект будет самый низкий. Необходимо чтобы, в этом процессе активно участвовали и воспитатель и воспитуемый. Воспитательный процесс будет тогда высоко эффектным, когда воспитуемый не только воспринимает то, что ему передается, но и сам стремится к познанию, к практическому применению своих знаний.

В тоже время правовое воспитание нельзя рассматривать как процесс с двумя участниками: воспитателем и воспитуемым. Правовоспитательный процесс — это широкий фронт воспитательного воздействия, в котором участвуют и педагог и родители, и общественность и окружающие, т. е. вся социальная среда.

Правовое воспитание — это организационная работа. А. С. Макаренко говорил: «Воспитательная работа — есть, прежде всего, работа организатора». Эффективность правовоспитательной работы во многом зависит от координации усилий, организованных действий различных участников правовоспитательного процесса.

Процесс воспитания обязательно включает организацию жизни и деятельности молодых людей, создание правильных отношений в молодежном коллективе привлечение родителей и общественности к воспитанию порастающего поколения. Организаторами правового воспитания молодежи выступают государство, органы самоуправления граждан, руководители образовательных учреждений, воспитатели, учителя.

Правовое воспитание молодежи — это деятельность, устремленная в будущее. В процессе правового воспитания подрастающего поколения решаются задачи не столько сегодняшнего дня, сколько перспективные. Выше уже говорилось, что за молодежью будущее, от нее зависит, будет ли у нас построено правовое государство, гражданское общество. Поэтому формируемые в процессе правового воспитания молодежи качества должны опережать достигнутый уровень духовного и морального развития нашего общества. Однако не следует отрываться и от реальной жизни, от текущих задач, решение которых обеспечивает решение перспективных задач.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *