Что такое декомпозиция требований

Декомпозиция задач: что это и зачем нужно

И как сделать так, чтобы всё шло по плану.

Приходит маркетолог интернет-магазина к разработчику с задачей:

Для маркетолога это одна строчка текста. Он думает, что такую простую задачку можно сделать за 15 минут. А разработчик пожимает плечами: «Подумаю, потом назову срок». Что за дичь? А вот так.

Прежде чем эту задачу делать, её было бы неплохо декомпозировать — то есть понять, из чего она состоит, на что влияет и в каком порядке её стоит делать. В случае со счётчиком покупок это получится такой набор подзадач:

В зависимости от архитектуры системы могут быть и другие действия. Поэтому назвать срок сразу разработчик не может: сначала надо понять, что вообще нужно делать и сколько времени займёт каждый пункт.

Чем крупнее задача, тем сложнее обойтись без декомпозиции. «Покрасить кнопку в красный» можно не раскладывать. А «Добавить новый раздел в админку» точно стоит сначала разобрать по частям: тут работа и для фронтенда, и для бэкенда. Декомпозиция нужна не всегда, но очень часто.

Что такое декомпозиция требований. Смотреть фото Что такое декомпозиция требований. Смотреть картинку Что такое декомпозиция требований. Картинка про Что такое декомпозиция требований. Фото Что такое декомпозиция требованийБыла одна большая задача, стало несколько маленьких.

Зачем декомпозировать

Понять, что и в каком порядке делать. «Добавить счётчик на страницу» кажется задачей для фронтенд-разработчика. Но на самом деле он сможет сделать свою часть, только когда будет готова база данных и АПИ — механизм, по которому эти данные подтягиваются на сайт.

Если фронтенд попробует сам предположить, как будет выглядеть запрос, то после интеграции могут всплыть непредвиденные баги: бэкенд мог реализовать АПИ не так, как думал фронтенд-разработчик. Декомпозиция поможет понять, с какой стороны подступиться и в какой последовательности двигаться.

Оценить сроки. Когда задача разложена на части, можно оценить по времени каждую и понять, сколько потребуется на всё вместе. Понятно, что не получится запустить счётчик за день, если только на базу данных и АПИ нужно два.

Упростить тестирование. Тестировать проще, когда понятно, что нужно проверить. В случае со счётчиком: базу данных, метод и вёрстку.

Расставить приоритеты. Декомпозиция может показать, что задача большая и требует времени. Например, если маркетолог хочет указать не только количество покупок, но и количество городов, в которые товар доставляли. Разработчик может показать, что делать всё вместе — две недели, но счётчик покупок можно выкатить быстрее. А маркетолог уже решит, как лучше поступить.

Как декомпозировать

Декомпозировать можно по-разному, это зависит от масштаба и сути задачи.

Например, запуск мобильного приложения можно декомпозировать сначала на уровне платформ: iOS и Android. Потом — на уровне пользовательских сценариев: регистрация, просмотр контента, покупка, переписка с контактами. Сценарии можно разложить на интерфейс и серверную часть. А их — на отдельные конкретные задачи.

Чаще всего задачи раскладывают вертикально и горизонтально. Вертикально — значит по типам работ. Горизонтально — значит вглубь одного типа работы. Вот как это работает со счётчиком покупок в интернет-магазине:

Вертикальная декомпозиция:

Бэкенд: считать количество покупок и отдавать данные на фронт.

Фронтенд: запрашивать данные при загрузке страницы и выводить.

Горизонтальная декомпозиция:

Кто должен декомпозировать

Декомпозировать задачу может сам разработчик, тимлид, менеджер проекта или другой компетентный сотрудник: универсальных правил здесь нет. Руководитель службы разработки Яндекс.Практикума Александр Трегер рассказывает, как это работает у них:

Когда появляется новая большая задача, один из опытных разработчиков берёт её на себя. С этого момента он за неё отвечает: собирает встречи, даёт заказчикам обратную связь, определяет, как решить задачу, декомпозирует её. Для разработчиков это возможность расширить свою зону ответственности, попробовать себя в роли архитектора и менеджера проекта.

Иногда нужно выделить время и разобраться в задаче, подумать про пограничные случаи, изучить технологию, придумать решение. Бывает, что на этом этапе задача может разделиться на несколько этапов: что делаем сейчас, а что потом. Так было, например, с проверкой домашних работ от студентов: сначала они приходили в виде архива на проверку, потом появился полноценный интерфейс для ревью кода. Система будет развиваться и дальше, но декомпозиция помогает понять, что и в какой последовательности можно сделать, чтобы быстрее получить результат.

👉 Почитайте полное интервью с Александром Трегером. Там больше подробностей о разработке Практикума.

Источник

Как справиться с декомпозицией задач и не перестараться

Меня зовут Виктор, я системный аналитик в компании «Спортмастер». И сегодня я хотел бы поговорить о декомпозиции задач и передачи их в разработку. Любой объект состоит из частей, будь это автомобиль или программный продукт. И чтобы собрать любой из этих объектов в единое целое из составных частей, потребуется время. Иногда — даже очень много времени. Особенно, если перед этим вы не просто разобрали основную часть, а решили докопаться до сути на атомарном уровне.

Что такое декомпозиция требований. Смотреть фото Что такое декомпозиция требований. Смотреть картинку Что такое декомпозиция требований. Картинка про Что такое декомпозиция требований. Фото Что такое декомпозиция требований

Что такое декомпозиция требований. Смотреть фото Что такое декомпозиция требований. Смотреть картинку Что такое декомпозиция требований. Картинка про Что такое декомпозиция требований. Фото Что такое декомпозиция требований

Что такое декомпозиция требований. Смотреть фото Что такое декомпозиция требований. Смотреть картинку Что такое декомпозиция требований. Картинка про Что такое декомпозиция требований. Фото Что такое декомпозиция требований

Что такое декомпозиция требований. Смотреть фото Что такое декомпозиция требований. Смотреть картинку Что такое декомпозиция требований. Картинка про Что такое декомпозиция требований. Фото Что такое декомпозиция требований

Как видно из приведенных примеров, описание каждой задачи зависит по большей части от фантазии и здравого смысла заказчика. Где-то оно больше, где-то оно меньше, но аналитикам надо как-то с этим работать. Иногда указывают еще и границы функционала, а иногда присылают просто тему. Если передать такую задачу сразу в разработку, на выходе получим что-то непонятное. Что приходится делать?

Идти к заказчику ногами и выспрашивать все требования, уточнять, что именно должно быть на выходе. Правда, бывают еще золотые заказчики, которых, на самом деле, большинство — они пишут все требования у себя в Confluence, поэтому можно в любой момент пойти и спокойно почитать, задать вопросы. И когда уже все понятно с рамками фичи, можно приступать к нарезке задачи.

Зачем нужна декомпозиция

Основная цель декомпозиции заключается в том, чтобы бизнес мог быстро реализовывать все свои хотелки, и чтобы от самой идеи до появления функционала у пользователя проходило как можно меньше времени. Для этого можно делать более мелкие задачки, от которых пусть небольшой, но все-таки рабочий функционал будет доходить до пользователя.

Помимо достижения глобальной цели удовлетворения потребностей пользователя и бизнеса, декомпозиция задач позволяет получать более быстрый фидбэк от заказчика, в правильном ли направлении копает разработка, или же получилось совсем не то, что заказчик себе представлял.

Если задача изначально большая и мы взялись за нее сразу целиком, то мы потратим на нее очень много времени и после комментариев заказчика нам придется все выбросить. Ну а если задача маленькая, день-два работы от силы, — ничего страшного. Переделка займет еще примерно столько же. Второй подход, к тому же, обойдется еще и дешевле. Не говоря уже о сэкономленных нервах с обеих сторон.

Если один функционал разбить на несколько кусочков, разработчики могут работать над ними параллельно. Таким образом мы распараллелим поток и ускорим вывод функционала в прод. Важная штука — при этом задачи должны как можно меньше зависеть друг от друга.

Плюс быстрое тестирование и исправление багов. Опять же, мелкий функционал гораздо проще и быстрее тестировать, чем монструозную махину. И если что-то пойдет не так, на «пофиксить» разработчик потратит совсем немного, и все быстрее заработает.

На этапе разбивки задач вместе с заказчиком можно сразу понять, какой функционал важен прямо здесь и сейчас, чтобы уже начать получать прибыль, что можно оставить на потом, а что, возможно, само отвалится за ненадобностью.

Бизнесу же важно знать, как быстро появится рабочий функционал. И при разбивке на задачи мы можем спрогнозировать и более точно оценить время, которое потребуется на их реализацию, чем когда у тебя один большой фронт работ. Но помимо того, что мелкие задачи легче оценить в плане времени на их проработку, разработчику также проще оценить риски, которые могут возникнуть в процессе работы.

Например, обновились фреймворки, какие-то методы вывели из эксплуатации, проблемы с кодом и прочее. Беря в работу небольшие задачи, мы минимизируем все эти риски, и даже если такая задача что-то заблокирует в потоке, это будет не так критично, как если бы это был здоровенный кусок (который бы заблокировал вообще всё). В случае необходимости можно будет сделать рабочее решение и в бэклог положить техдолг, с которым можно будет разобраться чуть позже, когда проблемы будут решены.

Основные подходы и правила декомпозиции

Существуют два основных подхода к декомпозиции задач — горизонтальный и вертикальный. При горизонтальном задачи делятся по типам работ, по уровням или по компонентам. Например, у нас каждая задача проходит через несколько стадий: фронтенд, бэкенд, базы данных. И при горизонтальном подходе одна задача идет в бэк, вторая во фронт, а третья приводит к изменениям в базе данных.

Чем плох данный подход? Мы не получаем рабочий функционал после выполнения каждой отдельной задачи. Только собрав результаты из трех источников, мы можем получить какой-то результат и фидбэк на него. По этой причине горизонтальную декомпозицию чаще всего не используют.

Что такое декомпозиция требований. Смотреть фото Что такое декомпозиция требований. Смотреть картинку Что такое декомпозиция требований. Картинка про Что такое декомпозиция требований. Фото Что такое декомпозиция требований

Гораздо удобнее вертикальный подход, при котором в каждой задаче можно сделать наглядный функционал — задача проходит по всем стадиям и на выходе есть результат, который можно проанализировать, протестировать, показать заказчику и поправить, если надо. И быстренько запустить в работу и использовать.

Если говорить про правила, здесь я выделил всего три. Во-первых, задача должна быть логически завершенной, то есть независимой сама по себе. Она не должна ломать логику вокруг себя и обязательно должна нести в себе хоть какой-нибудь бизнес-смысл, который в результате получит пользователь. При этом не стоит разбивать на части те задачи, которые не несут бизнес-смысла (в идеале их вообще не должно быть).

Во-вторых, результат выполнения одной небольшой задачи должен нести небольшие изменения. Чем меньше изменения, тем быстрее они попадают в общий код, и таким образом код не устаревает. Кроме того, маленькие задачи помогают избежать конфликта между разработчиками при мердже.

В-третьих, не стоит разбивать задачу на совсем уж микроскопические части. Если разбить слишком мелко, очень много времени уйдет на управление этими задачами. На каждом этапе их, возможно, придется переприоритезировать, заново проставлять связи зависимости и вот это всё. Таким образом, скорость разработки не увеличится, а наоборот, резко упадет. Поэтому нужно искать золотую середину.

Способы декомпозиции

В зависимости от источника, количество способов декомпозиции очень сильно варьируется: где-то их указывают всего восемь, где-то десять, где-то двадцать. Я бы хотел остановиться на тех способах, которыми мне приходится пользоваться каждый день на работе.

Несколько потребностей

Этот способ удобнее всего использовать, когда в истории присутствуют союзы «и», «или». Например, потребитель хочет сделать заказ и оплатить его картой или бонусами. Эту задачу можно разделить на три: первая, в которой пользователь делает заказ, вторая, где он оплачивает его картой, и третья, где в ход идут бонусы.

Сценарии использования

Еще один часто встречающийся способ — делить задачи в зависимости от сценария использования. В этом случае одна история представляет из себя один основной путь и несколько альтернативных. Допустим, пользователь хочет купить товар, и это будет основной сценарий. Но есть еще альтернативные пути — он может сразу положить товар в корзину и оплатить, а может захотеть перед покупкой сравнить этот товар с другими. И тогда отдельной задачей мы делаем сравнение товаров.

Возможно, он не хочет покупать прямо сейчас, а отложить куда-нибудь, добавить в избранное, чтобы позже к нему вернуться. Или пользователю понравился товар и уже готов его купить, но его нет в наличии. Значит, надо дать ему знать о том, когда товар появится. И вот таким образом получается четыре сценария.

От простого к сложному

Главная страница сайта «Спортмастер» состоит из баннеров. И самое простое, что мы можем сделать — взять одну картинку и показать ее пользователю. Это самый простой и быстрый способ донести нужную информацию. Дальше мы можем наращивать функционал и добавлять не одну картинку, а три-четыре, которые объединяются в сетку. Это уже отдельная задача.

Что такое декомпозиция требований. Смотреть фото Что такое декомпозиция требований. Смотреть картинку Что такое декомпозиция требований. Картинка про Что такое декомпозиция требований. Фото Что такое декомпозиция требований

При таком подходе с каждой последующей задачей функционал должен расти. Мы можем, например, сделать из сетки карусель, а потом добавить какие-нибудь ссылки, тексты, кнопки и остальное. В общем, сначала реализуем самый простой и быстрый в исполнении вариант, а затем движемся к более сложному.

Как раз недавно я занимался похожей задачей по реализации баннера. Баннер должен был висеть на главной управляться из CMS. Если спросить у заказчика, а чем бы именно он хотел управлять, он, не моргнув, радостно ответит — всем. Поэтому здесь было важно немного погрузиться в тему и выделить то, чем нужно управлять прямо сейчас, чем просто часто, а чем почти совсем не пользуются. И таким образом расставить приоритеты по реализации и поделить на задачи.

Операции (CRUD)

Это, наверное, самый распространенный способ декомпозиции. Здесь задачи деляться по операциям Create, Read, Update и Delete. Он подходит для задач, где нужно чем-то управлять или что-то конфигурировать. Например, задача по оформлению заказа делится на четыре более мелкие: создание заказа, его просмотр, редактирование и удаление.

Варианты интерфейса

Используется, когда надо поддержать несколько вариантов интерфейса. Например, сайт должен поддерживать несколько языков. Сначала мы делаем русскоязычную версию. Затем, при запусках в других странах, добавляем английский. Если же в стране используется язык, отличный от английского, то можем добавить и его. В этом случае проще все сделать сначала на одном языке, а потом постепенно добавлять переводы.

Что такое декомпозиция требований. Смотреть фото Что такое декомпозиция требований. Смотреть картинку Что такое декомпозиция требований. Картинка про Что такое декомпозиция требований. Фото Что такое декомпозиция требований

Совсем недавно мы завершили проект личного кабинета для юридических лиц, в котором нужна была поддержка мультиязычности. Сроки были сжатые, поэтому изначально сделали все на одном языке, но заложили основу для дальнейшего перевода. Теперь, чтобы добавить поддержку нового языка, нужна всего лишь одна небольшая задача. Если нужно добавить сразу несколько языков, на каждый из них заводится отдельная задача.

Разделение по ролям

Подходит для ситуаций, в которых функциональность подразумевает работу нескольких ролей и групп пользователей. На сайте «Спортмастера» у пользователя могут быть разные роли. Например, пользователи делятся по ролям на авторизованного пользователя, анонимного пользователя, и, допустим, пользователь колл-центра. Последняя роль также может делиться на две — это может быть как рядовой пользователь, так и администратор.

Для каждой роли мы можем сделать отдельную задачу. Начать с отображения для анонимного пользователя, а затем добавить какой-нибудь расширенный функционал в рамках задачи для авторизованного. И не забыть про технические роли операторов колл-центра и функционал для них.

Обработка ошибок

Если сроки сжатые, а минимальный функционал нужен как можно быстрее, можно вынести обработку ошибок в отдельную задачу. Здесь речь идет не о написании тестов, а об обработке ошибок пользователей и систем, с которыми интегрирован сайт. Представим, что мы обрабатываем страницу с каталогом, которая содержит плитку с товарами. В каждой карточке есть описание, фото и дополнительная информация.

Случилось так, что какая-то часть информации не приходит из баз данных.
Возможно, если речь идёт о бренде или материале, то этим можно пренебречь и просто не показать информацию. Но если не дойдет цена или название, стоит ли показывать эту карточку?

Что в такой ситуации делать? Этот вопрос можно вынести в отдельную задачку и затем обрабатывать каждое отдельное поле. То есть, если не пришла цена, то выполняем одно действие, потерялось описание товара — другое. То же самое с ошибками пользователя. Если он ввел что-то некорректно и отобразилась ошибка, например, «Страница не найдена» или ошибка 500, мы должны показать ему конкретную информацию о том, что случилось, и предложить ему сценарий, что он может сделать дальше.

Этот способ также подходит для ситуаций, когда нужно быстро получить обратную связь на функциональность, чтобы решить, оставлять ее или нет.

Статические, затем динамические

Это один из моих любимых способов. Подходит в ситуациях, когда можно реализовать функционал «на заглушках», то есть внешние системы не готовы поддержать функционал. Например, какие-то блоки на главной странице не могут управляться из CMS. Или меню, когда мы делаем его у себя в коде и отображаем пользователю, но при этом им не может управлять бизнес. И чтобы внести изменения, бизнесу надо постоянно ходить в разработку и просить это сделать.

Здесь мы выносим потребности пользователя и получение прибыли в приоритет. Пользователь получает готовый функционал сразу, пусть мы внутри можем испытывать некоторые неудобства. Поэтому мы делим задачу на несколько и сначала делаем новый блок доступным для пользователя, но бизнес им пока напрямую управлять не может. Но затем мы можем интегрироваться с какой-то системой или базой данных, где бизнес сам сможет менять пункты местами и добавлять новые самостоятельно, а мы их будем отрисовывать без участия разработки.

Мы часто используем этот способ: сначала делаем функционал на своих данных, которыми нельзя управлять со стороны, а потом уже добавляем динамику и начинаем получать данные из сторонних систем.

Производительность

Если задача в целом сложная и объемная, непонятно, с какого конца за нее взяться, то производительностью можно пренебречь. В первую задачу вынести готовый функционал, который хоть как-то, пусть медленно, но работал. А следующей задачей сделать ускорение работы. Например, это может быть медленная работа поиска товаров, применение фильтров, получение какой-либо информации

Иногда большая часть усилий вкладывается в быстрое создание функции — первоначальная реализация не так уж сложна. Но можно многому научиться из медленной реализации, плюс это имеет определенную ценность для пользователя, который иначе не смог бы выполнить какое-нибудь важное действие. Во всех этих случаях задачи разбиваются на «заставьте это работать» и «сделайте это быстрым».

Возможные трудности

Если вы решите использовать декомпозицию задач в своих проектах, то скорее всего первой сложностью, с которой вы столкнетесь, будет зависимость задач друг от друга. По моему опыту, именно эта проблема приводит к блокированию всего потока и встречается наиболее часто. Чтобы этого избежать, к декомпозиции стоит подходить ответственно и уделять ей достаточное количество времени.

Что такое декомпозиция требований. Смотреть фото Что такое декомпозиция требований. Смотреть картинку Что такое декомпозиция требований. Картинка про Что такое декомпозиция требований. Фото Что такое декомпозиция требований

Еще одна трудность — определить, насколько мелко надо декомпозировать задачу. И здесь границами выступает только здравый смысл. Например, мы берем компонент выбора города. В нем есть кнопки, какой-нибудь текст, поле ввода. Насколько мелко нужно бить эту задачу?

Мы для себя вывели правило, что задача должна проходить по всему потоку не больше, чем за одну неделю (около 40 часов). Речь идет про все стадии: стадию аналитики, разработки, тестирования. Плюс учитываются две стадии разработки бэкенда и фронтенда, включая ревью и тестирование на каждой.

Еще у нас была проблема с тем, что не всегда понятны границы эпика. Недавно нам поставили задачу с оформлением заказа. Где у нее границы? Что должно получиться на выходе? Нам было непонятно, нужно ли нам делать весь функционал до самого конца, или выбрать какую-то часть. Входит ли в этот эпик оплата, или это уже отдельный эпик.

Бывают задачи, с которыми сложно понять, как их декомпозировать и когда. Большую часть задач мы декомпозируем на стадии приема эпика, но бывают ситуации, когда это нужно сделать, например, на этапе аналитики. Мы берем задачу в работу и считаем, что все нужные данные в наших интеграционных системах уже есть, но в процессе анализа выясняется, что либо нас не устраивает формат данных, либо проблема в качестве самих данных, либо требуется доработка со стороны других систем, с которыми мы связаны. Тогда нам приходится делать задачу «на заглушках» и заводить еще один пункт в бэклог, к которому мы приступим уже после того, как решим основные проблемы.

Вот, вроде бы, и всё. Будет здорово, если поделитесь в комментариях историями о том, какой подход к декомпозиции задач используете вы и почему.

Источник

Менеджмент в ИТ

Agile in IT: 8 методов декомпозиции задач

Что такое декомпозиция требований. Смотреть фото Что такое декомпозиция требований. Смотреть картинку Что такое декомпозиция требований. Картинка про Что такое декомпозиция требований. Фото Что такое декомпозиция требованийПервый и, возможно, самый главный этап работы с Product Backlog в Agile заключается в декомпозиции задач, разбиении разноплановых требований на атомарные, понятные пользовательские истории (User Stories). Чем качественнее разбиты требования, тем понятнее их смысл и способы реализации, а также тем точнее можно запланировать время работы над ними. Чем задачи, тем выше шансы достичь целей спринта, тем более прогнозируемые составы релизов.

Как же провести декомпозицию требований в Product Backlog? Рассмотрим 8 техник, которые помогут эффективно выполнить разбивку требований на User Stories. В работе по Agile большим плюсом будет одновременное применение нескольких вариантов декомпозиции, поэтому важно представлять спектр возможных методов.

Что такое декомпозиция требований. Смотреть фото Что такое декомпозиция требований. Смотреть картинку Что такое декомпозиция требований. Картинка про Что такое декомпозиция требований. Фото Что такое декомпозиция требований

Зачем и в какой момент следует проводить декомпозицию требований?

Остановимся на этих моментах немного подробнее. Разработка ПО довольно непредсказуемый процесс и содержит много задач и зависимостей, которые трудно точно оценить заранее. Вполне естественно, что в процессе реализации какие-то требования потребуют больше времени, чем прогнозировалось изначально. Влияние на релиз больших и мелких задач в этом случае будет различным:

Декомпозицию задач можно проводить как в начале очередного спринта при его планировании, так и во время спринта, выполняя разбивку требований для последующих итераций. Второй вариант предпочтительнее. Лучше не привязывать декомпозицию задач к конкретному спринту, чтобы приходить к его планированию с уже готовым, разбитым на пользовательские истории бэклогом. В этом случае, если имеется запас декомпозированных требований, то:

Два основных подхода к декомпозиции.

Существует две концепции, два базовых подхода к декомпозиции крупных задач на пользовательские истории – «горизонтальное» и «вертикальное» разбиение:

Разбиение задач с использованием «вертикального» метода больше соответствует Agile принципам и его применение гораздо более эффективным, основные причины в следующем:

Теперь, когда с необходимостью и принципами декомпозиции все ясно, рассмотрим различные методы разбиения больших задач бэклога на атомарные пользовательские истории. Во всех этих вариантах и техниках применяется принцип «вертикальный» декомпозиции.

Техники декомпозиции требований в Agile

Метод 1: Разбиение по этапам\фазам бизнес процесса.

В результате мы разбиваем большой бизнес процесс на составляющие его этапы. Какие-то этапы при этом могут быть критичными и обязательными, а какие-то опциональными. Такая декомпозиция дает возможность:

Метод 2: Разбиение по позитивным и негативным сценариям.

Фактически каждая функциональность имеет правильный\прямой сценарий использования, который приводит к ожидаемому\позитивному результату. Однако, когда пользователь работает с тем или иным функционалом могут произойти отклонения от правильного процесса: переданы не те данные, выполнены не все обязательные условия, нет необходимых прав доступа и т.п. Такие отклонения от прямого сценария работы приведут к негативным результатам (действие не выполнится, функция отработает некорректно и т.п.).

Соответственно мы можем выполнить декомпозицию на ожидаемый сценарий использования функционала и на неправильные, но возможные и вероятные сценарии работы. Для каждого сценария важно выделить отдельные пользовательские истории:

В качестве примера декомпозиции требований на позитивные\негативные сценарии снова рассмотрим функцию покупки в интернет магазине:

Подобный тип декомпозиции позволяет выделить, проанализировать и запланировать отработку различных исключений и неверных сценариев использования ПО, которые в любом случае будут возникать.

Метод 3: Разбиение по правилам\условиям бизнес процесса.

В отличии от предыдущего метода в данном случае мы разбиваем процесс не на этапы а на логические ветки, возможные варианты отработки функционала. Фактически мы определяем набор сценариев, по которым может выполняться процесс при выполнении тех или иных правил\условий.

Данный метод разбиения требований позволяет:

Метод 4: Разбиение по видам операций.

Существует ряд относительно стандартных операций, которые часто встречаются в различных функциях. Эти операции можно отнести к разряду набора действий «по умолчанию»: создать, читать, обновить или удалить. Сокращенно метод называется CRUD – от слов Create, Read, Update, Delete. Операции CRUD очень распространены в случаях, когда функциональность включает управление объектами, такими как продукты, заказы, пользователи, файлы и т.д.

На примере все того же интернет магазина можно сделать такую декомпозицию функциональности по работе с карточкой продукта:

Декомпозируя функциональность таким образом достаточно легко ответить на следующие вопросы:

Метод 5: Декомпозиция по типам платформы/ОС.

Тут все довольно просто – критерием разбиения требований на составные части является необходимость реализации одного и того же функционала для разных платформ, устройств, операционных систем.

Например, нам необходимо разработать в веб-приложении функцию оплаты пользователем какой-то покупки. В этом случае можно декомпозировать требование на задачи по реализации функции покупки:

Разбивая требование таким образом, может довольно легко выделить наиболее приоритетные направления для развития продукта и сфокусироваться на них в первую очередь. Например вначале вы можем сосредоточиться на разработке мобильной версии приложения, а версию для десктоп оставить для более поздних релизов.

Метод 6: Разбиение по типам данных и параметрам.

Для некоторых функций можно можно выделить различные типы данных или параметров, которые они должны обрабатывать. Соответственно, мы можем разбить большое требование\фичу на ряд мелких пользовательских историй, в рамках каждой из которых нужно реализовать работу только с каким-то одним типом данных.

В качестве примера можно рассмотреть функцию поиска для интернет-магазина. В данном случае декомпозиция на подзадачи может быть выполнена на основе разных запросов с строке поиска, например:

При использовании данного метода декомпозиции мы можем четко определить допустимые и недопустимые параметры для реализуемой функции (например, функции поиска). В этом случае поддержку части типов данных\параметров можно предусмотреть сразу, а другие могут быть реализованы упрощенным способом или запрещены к использованию.

Метод 7: Разбиение по ролям\правам доступа.

Многие бизнес процессы и функциональности часто подразумевают участие\работу с ними нескольких ролей и групп пользователей. Каждая группа пользователей с определенной ролью и правами доступа, может выполнять только определенную часть функций из общего процесса.

При разбиении функционала по работе с товарами в интернет магазине на основе ролей использования можно выделить, например, такие задачи:

Разбивая общую функциональность на роли, которые должны выполнять ее части, мы более четко понимаем, какие именно функции необходимы и кто имеет права для их исполнения. В этом случае на первых этапах можно приоритезировать и реализовать только базовые наборы функций для каждой из ролей, а в последствии расширять их возможности.

Метод 8: Декомпозиция по сценариям тестирования\тест-кейсам.

Данная стратегия декомпозиции позволяет разбить большие пользовательские истории задавая вопрос, как та или иная часть функциональности будет проверена. Мы определяем какие сценарии необходимо проверить, какие тесты выполнить, чтобы узнать, работает ли эта функция. В результате мы сформируем набор тест-кейсов, каждый из которых и будет представлять собой отдельную задачу. Каждая задача должна быть реализована так, чтобы тестовый сценарий был успешно пройден.

Рассмотрим пример функциональности – клиент выбирает товар в интернет магазине и откладывает его в «корзину» для совершения покупки. В рамках этой функциональности могут быть выделены следующие тестовые сценарии (ниже только пример части возможных тест-кейсов):

Какие преимущества дает использование данного метода декомпозиции:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *