Что такое декомпозиция заработка
Что такое декомпозиция в бизнесе и зачем она нужна
«Разделяй и властвуй» — было девизом политики Древнего Рима. Сейчас же эту фразу с успехом можно применить в бизнесе, причем как крупном, так и малом. Называется этот принцип декомпозицией. О том, как правильно ее применять, Финтолк побеседовал с Вадимом Голдманом.
Декомпозиция — разделение целого на части. Также декомпозиция — это научный метод, использующий структуру задачи и позволяющий заменить решение одной большой задачи решением серии меньших задач, пусть и взаимосвязанных, но более простых. Декомпозиция, как процесс расчленения, позволяет рассматривать любую исследуемую систему как сложную, состоящую из отдельных взаимосвязанных подсистем, которые, в свою очередь, также могут быть расчленены на части. В качестве систем могут выступать не только материальные объекты, но и процессы, явления и понятия.
А теперь давайте разбираться подробнее, что из себя представляет декомпозиция в бизнесе, как ее применяют и зачем, собственно, она нужна.
Декомпозиция в бизнесе нужна для того, чтобы понять, что конкретно нужно делать для достижения цели. В интернете можно найти много статей, где про декомпозицию рассказывают заумными словами, делят ее на подуровни. Ниже, например, третьего подуровня некоторые не рекомендуют опускаться.
Мы же всё разберем более понятным для предпринимателей языком. Декомпозиция появляется от цели. Например, возьмем и сформируем цель по методу SMART — заработать один миллион.
Изначально совершенно непонятно, как заработать один миллион. Мы начинаем делить этот миллион до того момента, пока мы не поймем свой первый шаг и последующие.
Если мы ставим дедлайн в один месяц, в котором 22 рабочих дня, получается, в день нам нужно зарабатывать 45 500 рублей.
Чтобы заработать в день 45 500 рублей, нам нужно продать товаров или услуг, например, на 150 000 рублей.
Средний чек возьмем в 10 000 рублей.
Чтобы продать товаров или услуг на 150 000 рублей со средним чеком в 10 000 рублей, нам нужно 15 закрытых в оплату клиентов.
Чтобы получить 15 закрытых в оплату клиентов, нам нужно обзвонить 100 клиентов.
Один менеджер за день может качественно и со скриптом обработать 50 клиентов. Значит, нам нужно 2 менеджера.
Все, декомпозиция готова. Следующий шаг — это ее внедрение и ежедневный контроль показателей.
Где и как составить декомпозицию?
Лично я пользуюсь двумя вариантами. Первый — это всем известный сервис Mindmeister: у него удобный интерфейс, можно подключать коллег, наделять их правами, такими как редактирование или только просмотр.
Второй — творческий процесс: это обычные стикеры, которые я клею на стену. Стикеры должны быть минимум трех цветов, чтобы понимать и отличать цель, средние задачи и совсем мелкие.
Кстати, этот метод можно и нужно использовать в своей повседневной жизни. Согласитесь, что с ним достижение личных целей будет гораздо легче, понятнее и приятнее. Делите всё и на всё.
А вы уже используете декомпозицию в повседневной жизни? Поделитесь в комментариях.
Максимальный потенциал: декомпозиция на примере цели по прибыли
Развитие бизнеса напрямую связано с личностью ее руководителя. Если владелец компании достаточно мотивирован на покорение вершин, то ему проще выстроить всю структуру организации. Но для раскрытия потенциала необходимо знать, как работать с целями.
Долгосрочные и краткосрочные цели: на чем фокусироваться
Все цели можно разделить на три группы:
Чтобы максимально раскрыть свой потенциал, рекомендуется ставить перед собой именно долгосрочные цели. Причем срок исполнения цели должен составлять не менее 10 лет. У такого срока есть преимущество: на протяжении заданного времени можно менять фокус внимания, концентрироваться на решении мелких задач. Однако есть и недостаток: у многих за такой длительный срок снижается уровень мотивации, в результате чего цель не достигается вообще.
Чтобы долго поддерживать мотивацию, необходимо ставить перед собой вдохновляющие цели. Психологи доказали, что человеческий мозг всегда ищет удовольствие и избегает боли. Каждый выход из зоны комфорта, каждое новое начинание для человеческого мозга приравнивается к боли. Поэтому мы всегда сопротивляемся переменам и новым трудностям. Однако если профессиональный, финансовый рост ассоциируется с удовольствием, то поддерживать мотивацию будет гораздо проще.
SMART-техника и декомпозиция
Достижение максимального потенциала возможно при грамотной постановке задач. Для этого стоит использовать две техники:
Сначала необходимо обозначить главную цель, к реализации которой бизнесмен будет стремиться. Эта задача должна отвечать 5 критериям:
По сути, четвертый критерий – Relevant – и обозначает декомпозицию. Большая и сложная цель для упрощения разбивается на более мелкие задачи. Они тоже формулируются по технике SMART. В результате получается список целей, похожий на дерево. На первый взгляд, цели 2–4 уровней могут быть не связаны ни между собой, ни с глобальной целью. Но именно эти мелкие задачи показывают, какие конкретные действия необходимо предпринять.
Как показывает практика, помнить о долгосрочной цели и поддерживать достаточный уровень мотивации помогает разделение большой цели на несколько более мелких. Когда у человека есть большая цель всей жизни, на его пути будут появляться более мелкие желания. Часть из них будет связана с глобальной целью, а часть будет повседневными посторонними желаниями. Чтобы достичь максимального потенциала, необходимо уметь концентрироваться именно на полезных задачах и отметать ненужное.
Декомпозиция целей по прибыли
Самая популярная цель, которую ставят перед собой бизнесмены – увеличение прибыли или достижение определенного уровня прибыли. Чтобы перейти от общего к частному, сначала необходимо четко сформулировать желаемый уровень прибыли.
Затем необходимо прописать, из каких источников в компанию приходят деньги. Например, это может быть Инстаграм-канал, сайт в Интернете или оффлайн-реклама. Из списка можно выбрать самые эффективные и сделать на них упор. Или проанализировать, сколько у компании есть каналов продаж. Чаще всего их три – холодная база, теплая база и те клиенты, которые уже перешли в категорию постоянных.
Затем требуется составить перечень показателей, которые влияют на прибыль. В большинстве случаев это будут такие параметры:
Дальнейшие действия по декомпозиции выглядят так:
Получив данные, можно понять, насколько активны должны быть сотрудники отдела продаж, сколько их необходимо, чтобы выйти на нужную прибыль.
Чтобы план по увеличению прибыли сработал, необходимо обозначить промежуточные этапы и контролировать процесс роста показателей. Популярный вариант – проанализировать несколько предыдущих периодов, чтобы понять, насколько быстро растут эти показатели в обычных условиях. Зная процент прироста выручки, маржинальности и других показателей, можно прогнозировать скорость достижения цели. А затем предполагаемый срок выхода на нужную прибыль укорачивается в соответствии с критерием A (Aggressive).
В здоровом теле – здоровые мысли
Когда первичные задачи поставлены, необходимо работать над их решением Главное, что необходимо для раскрытия потенциала – силы на реализацию. Нужно обращать внимание на собственное здоровье и состояние организма. Вот основные составляющие хорошего самочувствия:
Если с организмом все в порядке, нужно приводить в порядок мысли. Есть два типа мыслей:
Задача человека – всегда контролировать свой мысленный поток, отметая негативные, бесполезные мысли.
Особое мировоззрение чемпионов
Чем отличается обычный человек от миллионера? У последнего – особое мышление. Обычный бизнесмен работает только ради достижения безопасности. Его финансовый потолок – те деньги, на которые сможет жить его семья. На следующую ступеньку этот человек не поднимается, ведь его запал пропадает.
Мировоззрение миллионера отличается в корне. Как только будет обеспечена семья, он готов работать ради безопасности тысяч и сотен тысяч других людей: партнеров, сотрудников своей фирмы. Бизнесмен работает под воздействием другой мотивации: ему хочется изменить мир, изменить рынок, добавить в него что-то кардинально новое. Чтобы достигать успеха в этих масштабах, приходится учиться видеть потенциал в простых бизнес-идеях.
Баланс между бизнесом и семьей
Крепкая и дружная семья, близкие друзья – то, что дает энергию. Однако многим руководителям сложно управлять своим бизнесом, достигать цели и одновременно поддерживать качественное общение с близкими. Бизнес – этот тот аспект жизни, который всегда отнимает очень много времени. При развитии собственного дела всегда можно найти вопросы, которые требуют времени для решения. Но стремиться успеть сделать все самостоятельно и в одиночку – тупиковый путь.
Лучший помощник для бизнесмена – тайм-менеджмент. Необходимо использовать специальные программы для смартфона или вручную записывать все дела, которые отнимают время в течение дня. Проанализировав записи, в большинстве случаев становится ясно: львиная доля дел может быть выполнена быстрее. Как только руководитель убирает из своего расписания хронофаги, которые впустую тратят время, и делегирует часть работы, он получает свободные часы. Их стоит потратить на общение с семьей.
В семейной жизни важны приятные, объединяющие мелочи. Даже самый загруженный бизнесмен наверняка отыщет хотя бы четыре свободных часа в неделю, которые необходимо проводить с детьми. Хотя бы раз в неделю нужно поддерживать общение с родителями и друзьями. С супругой или супругом требуется проводить больше всего времени. Общение должно быть более доверительным и глубоким.
Заключение
Работать с глобальными целями не так сложно, как кажется на первый взгляд. Важно правильно формулировать задачи, используя технику SMART. Затем сложную задачу необходимо разбить на несколько более мелких. Но чтобы максимально реализовать свой потенциал, мало одной верной формулировки. В основе любого успеха лежит хорошее самочувствие, благоприятный климат в семье, регулярное общение с близкими и высокий уровень мотивации.
Практическое применение декомпозиции
Простыми словами декомпозиция – это разделение большой цели, проекта или задачи на более мелкие части. Метод широко используется в планировании, помогает избавиться от негативного влияния прокрастинации, одной из причин которой является непонимание того, с какой стороны подступиться к сложной задаче. Разделив «слона» на маленькие куски, «съесть» его гораздо проще.
Семь принципов декомпозиции в сфере продаж
Декомпозиция делит цель на уровни вложенности, где на первом уровне находится стратегическая задача, на втором – ее этапы, на третьем – действия в рамках этапов второго уровня и так далее. По мнению многих экспертов, оптимальным является разделение на три уровня вложенности. Их число может расти вплоть до шести, если речь идет о планировании в крупной международной компании.
Для дальнейшей декомпозиции цели важно понимать семь основных принципов этого инструмента:
Будьте готовы к возникновению ситуации, при которой отдельные этапы одной большой задачи противоречат друг другу или иным образом приводят к проблемам в достижении цели. Это говорит о том, что декомпозиция сделана не до конца и все еще есть пространство для разбиения задачи.
В чем плюсы декомпозиции в продажах?
Правильное разделение цели на маленькие шаги гарантированно откроет вам следующие плюсы:
Именно благодаря этим преимуществам декомпозицией пользуются многие мировые компании.
Формулирование конкретной цели
Как вы уже знаете, сначала надо сформулировать цель, которую вы будете далее декомпозировать. Один из лучших способов сделать это – использовать технику SMART. Она сама по себе является инструментом декомпозиции, так как позволяет разделить абстрактную задачу на пять критериев:
После того как вы составили глобальную цель по технике SMART, можно приступать к разделению.
Универсальный алгоритм декомпозиции
Частая ошибка многих руководителей, которые впервые декомпозируют цель – они добавляют в структуру задачи множество ненужных задач и этапов, которые можно объединить или выбросить из плана без каких-либо последствий для стратегической цели. В результате на выполнение плана тратится больше времени и ресурсов, чем необходимо, либо отдел вообще заходит в тупик. Чтобы этого не происходило, возьмите за правило делать структуру как можно более простой изначально, добавляя новые шаги только по мере острой в этом необходимости. В этом поможет алгоритм:
Если декомпозируете план для менеджеров по продажам, обязательно делайте совместный анализ каждого этапа. Это поможет привлечь свежий взгляд на цель, определить лишние действия, найти места, которые можно дополнительно разделить на подэтапы. Для этого проводите планерки со всеми подчиненными в спокойной обстановке. Дайте высказаться каждому исполнителю плана.
Важность визуализации
Не держите цели в голове и тем более не пытайтесь декомпозировать их в уме. Обязательно используйте инструменты для визуализации. Только так вы сможете учесть мельчайшие детали и презентовать свои наброски подчиненным для дальнейшего обсуждения. Самый простой способ представления результата декомпозиции – списки, немного сложнее – таблицы. По возможности рекомендуется использовать специальный софт для составления древовидных ментальных карт. Есть много решений для индивидуальной и коллективной работы, например, Miro, Xmind и другие.
Четыре проверенных метода декомпозиции
В самом простом сценарии декомпозиция выглядит так: берем большую задачу и делим на мелкие. На практике бывают разные цели, к разделению каждой нужен индивидуальный подход. Топовые компании используют один из четырех методов деления, в зависимости от особенностей задачи.
Деление на этапы
Наиболее простая схема, которая актуальна на случай, если достижение цели представляется как выполнение плана из последовательных действий. Например, увеличить продажи на 30 % за три месяца. Разбиваем на три помесячных этапа – сделать на 10 % больше продаж в первом месяце, еще на 10 % во втором, и еще на 10 % в третьем. Рассмотрим более сложный пример: открытие удаленного отдела продаж в другом городе. В этом случае задача разбивается на такие шаги, как набор сотрудников, обучение новых менеджеров, организация рабочего места и иные действия. Каждый из этапов разбивается на подэтапы. Например, обучение можно разделить на подготовку презентации, составление памятки, проведение инструктажа и тестирования для оценки знаний.
Каждому из этапов выполнения задачи отводится определенное время. Рекомендуется для этого использовать диаграмму Ганта – она наглядно отражает сроки, выделенные на каждое действие. Оставляйте небольшой запас времени на случай форс-мажора. В противном случае может возникнуть дедлайн, который не лучшим образом сказывается на качестве работы. Рекомендуется не вдаваться в излишнюю детализацию всех этапов плана при его создании. Стоит хорошо продумать только первые этапы, а последующие детализировать по ходу движения к цели. С большой вероятностью на вашем пути возникнут обстоятельства, из-за которых вам придется скорректировать план. Сделать это будет проще, если изначально оставите место для маневров.
Проанализируйте составленный план. Возможно, в нем есть задачи, которые могут выполняться в любое время, а также действия, которые могут осуществляться одновременно друг с другом. Их выпишите отдельно. То, что можно делать одновременно, обязательно совмещайте, чтобы ушло меньше времени. Например, поиск новых менеджеров по продажам и составление обучающих материалов для их обучения реально сделать параллельно, пошаговый порядок можно нарушить.
Декомпозиция измеримых целей
Техника во многом похожа на предыдущий метод, только в этом случае каждый отдельный этап представляется в виде показателей, которые можно измерять и исследовать. Важно понимать, что этот способ подходит не для всех целей. Например, предсказать прирост покупателей или новых подписчиков сложно, к тому же эти показатели не растут сами по себе. В любом случае следует закладывать небольшой запас, чтобы даже при негативных обстоятельствах план был достижимым.
Дерево зависимых элементов
Техника ставится в противоположность разделению задачи на строгую последовательность этапов. Есть цели, которые нельзя достигнуть таким образом, и на помощь приходит создание «дерева», в котором взаимозависимые и одновременно выполняемые задачи наглядно показаны связями.
Рассмотрим пример декомпозиции цели увеличения доходности розничного магазина. Сначала прибыль делится на составляющие ее компоненты, затем определяются факторы, от которых она зависит. Например, от среднего чека, маржи, числа покупателей и конверсии лидов в настоящих покупателей. Далее к каждому элементу прописываются шаги, которые нужно сделать. Например, для увеличения числа посетителей выделяем такие действия, как заказ новой вывески, обновление дизайна витрины, добавление розничной точки на карты Google и Яндекс, установку подсветки в витрину и т. д. Таким же образом расписываются все этапы до максимальной детализации.
Одношаговая декомпозиция
Техника выгодно отличается от описанных выше тем, что не подвержена влиянию случайных обстоятельств, способных сделать невозможным выполнение плана в срок. Суть метода такова:
Одношаговая декомпозиция хороша в случае, когда компания вынуждена работать в постоянно изменяющихся или неблагоприятных условиях. В то же время она совсем не подходит для стратегического планирования. Следует совмещать разные методы для достижения баланса.
Заключение
Прямо сейчас посмотрите на свои проекты, задачи и цели и подумайте, каким образом можно их декомпозировать на как можно более мелкие части вплоть до неделимых действий. Скорее всего, уже на этом этапе вы найдете новые пути решения и мотивацию к выполнению сложных, на первый взгляд, задач. В совокупности с техникой постановки целей SMART эффект становится еще больше.
Декомпозиция целей: 3 уровня сложности + сервисы
Недавно мы с клиентом полностью изменили стратегию его бизнеса. Нужно было видеть его реакцию.
Человек пришел ко мне на разовую консультацию и после часа пошагового объяснения, как развить его бизнес, я ещё почти 30 минут объяснял ему, что всё-таки лучше кардинально изменить подход, уйти в более крупные чеки.
А причиной всему стало всего одно слово, вернее даже инструмент- декомпозиция. И сейчас Вы узнаете почему.
что такое декомпозиция
Помните знаменитую походку Майкла Джексона? Да! Ту самую лунную походку, которую повторяют и будут повторять в ближайший век еще точно.
Это когда он идет вроде бы вперёд, но обратным способом (вроде так можно это описать).
Вот такая вот, иду вперед, а на самом деле назад
Декомпозиция целей в бизнесе это примерно то же самое. Когда Вы разбираете то, что Вам надо, исходя из обратного, разбивая главное на более мелкое. То есть переходите от общего к частному. От большого к маленького.
Сразу забегу вперёд, чтобы Вы не расстраивались. В этой статье мы рассмотрим разные примеры использования декомпозиции в маркетинге/бизнесе. Особенно обратите внимание на третий пример.
Понимаю, что пока ничего не понятно. Это же не просто термин, а целый научный метод или даже подход.
Если научно (опять очень умно), то декомпозиция – это расчленение большой системы на подсистемы, которые в свою очередь Вы делите уже на под-мини-системы (спасибо мне за придуманное слово).
Пример: Вы едете отдыхать
Приведу пример на самом желанном. Вам нужно поехать в отпуск s_____ (вставьте страну, куда бы Вы сейчас хотели поехать).
Для этого Вам нужно купить билеты, подготовить чемодан с вещами, деньги, закрыть все дела на работе. Кстати о работе. Там Вам нужно сделать… И пошел список дел.
Теперь понимаете о чем я? Вы берете любую задачу и разбиваете ее на подзадачи, а потом на еще более мелкие задачи.
Порой мелкие задачи могут быть вроде бы и не связаны между собой, но при этом быть частью большой (глобальной) задачи.
Я понимаю, что сейчас это всё выглядит книжной теорией, но немного терпения, господа. Чтобы Вам было понятней, я подготовил специальную схему.
Есть предположение, что чем сложнее у вас декомпозиция, тем сложнее вам видеть глобальную задачу. Но я с этим не согласен.
Причем в корне. Одна из ключевых способностей эффективных людей – что все свои задачи они расписывают максимально подробно, буквально по 10-15 минут. Но это лирика. Переходим к главному вопросу.
ПРИМЕНЕНИЕ
Мысль о написании этой статьи родилась не как обычно, исходя из контент-плана, а исходя из нашей планёрки, где мы использовали декомпозицию.
Да да, именно на планёрке. Ведь декомпозицию можно применять везде, в том числе в маркетинге и продажах. Давайте смотреть, как это выглядит на деле.
И многое многое другое, как говорится. Думаю, направления понятны. Теперь рассмотрим три варианта реализации.
Вариант 1. Низкая сложность
Представим, что у Вас розничный магазин, которому нужно сделать оборот в месяц в размере 1 950 000 руб.
Внимание, вопрос знатокам. Какое число клиентов должно посетить магазин за месяц?
Считаем (1 950 000 (оборот) / 3 470 (средний чек)) / 35% (конверсия в покупку) = 1 606.
Получается, нам нужно привести в магазин 1606 человек, чтобы выполнить поставленный план продаж. Исходя из этого, Вы можете выстраивать дальнейшую стратегию по маркетингу и в целом понимать, насколько это всё реально.
К тому же, при таком раскладе Вы сможете сделать выводы. Например о том, что привести такое количество людей в Вашем случае невозможно, поэтому одним из решений будет поднять конверсию. Кстати, такая идеология опирается на формулу увеличения продаж.
Вариант 2. Средняя сложность
Давайте представим, что Вы – собственник компании. И каждый месяц Вам нужно зарабатывать чистыми, к примеру, 5 млн. рублей. И, допустим, Вы занимаетесь оптовой торговлей. А это Ваши исходные данные:
Опять вопрос знатокам. Сколько нужно делать холодных звонков ежемесячно, чтобы зарабатывать 5 млн. рублей чистой прибыли? Вы не поверите, но 150 000 звонков! Тому подтверждение скрин ниже.
Тут только несколько вариантов: либо поднимать средний чек, либо увеличивать конверсию. Я просто поиграл с цифрами и увеличил конверсию из встречи в продажу в 2 раза, то есть получилось 20 процентов. Чистый доход увеличился даже чуть больше, чем в два раза.
А если подтянуть другие цифры? Например, проход секретаря или назначения встреч. Да, всё не просто и в жизни, и в бизнесе, но, думаю, что эти статьи с примерами скриптов Вам помогут.
Вариант 3. Высокая сложность
Теперь Вы готовы к примеру с сайтом, где довольно много этапов и деталей. Поэтому разомнитесь перед изучением, ведь будет много цифр. Сейчас мы пойдём от обратного, не как в первых двух вариантах.
Допустим, у Вас салон красоты с огромным количеством услуг. Ваша цель – привлекать ежемесячно 200 клиентов по 300 рублей через контекстную рекламу на сайт. И для этого мы с Вами изучаем (цифры написаны от балды):
Поверьте, это ещё не много показателей, может быть и больше. Но этих достаточно, чтобы понять, возможно ли это. В итоге у нас получается (внимательно следите за расчётами):
5 000 человек увидели рекламу —> перешло на сайт 500 (10% CTR) —> заплатили за них 5 000 р. (500 человек * 10 руб. клик) —> из них 75 оставило заявку (15% конверсия сайта) —> из них администратор записал 52 человека (70% от заявок) —> 47 пришло в салон красоты (90% от записи).
Какой здесь результат, относительно нашей цели? Отрицательно-положительный. Отрицательный заключается в том, что мы не можем привести через сайт больше 47 человек при таких показателях, в силу отсутствия горячих запросов.
НО! Положительная новость заключается в том, что один клиент нам обходится в 106 рублей (без учёта стоимости других расходов), что лучше, чем мы ожидали. Вот вам и фокус.
рассчитываем декомпозицию
Если Вы бросились считать всё на калькуляторе или в чуть лучшем случае в экселе, то могу Вас обрадовать. В интернете полно сервисов, где Вы можете онлайн рассчитать декомпозицию целей в Вашем бизнесе и маркетинге, причем разные каналы на самый любой вкус
Скажу больше, Вы можете не искать. Я сделал это за Вас и нашёл сервис, который Вам поможет все рассчитать.
Кстати, вы можете посчитать и свою воронку продаж. На первый взгляд всё это кажется сложным и не “для меня”, но я рекомендую Вам это сделать, сразу откроете глаза на свой бизнес.
Коротко о главном
Мы начали замечать, что в последнее время уходим в какие-то сложные темы. Но настоящий маркетинг как раз в этом и заключается. А не только в количестве фишек, которые Вы знаете, но конечно, это тоже важно.
Уверен, этой статьей я прекрасно доказал Вам, что декомпозиция целей в бизнесе необходима, даже в самой простой форме при применении к бизнесу и маркетингу.
Причём мы делаем её довольно часто, когда ставим себе цели. А делаем, чтобы сразу скорректировать себя и проверить, насколько наши желания реалистичны.
А то мы как Наполеоны, если продать, то сразу на миллионы. Но, увы, цифры порой показывают, что это невозможно при располагаемых ресурсах.