Что такое декоративная живопись

Декоративная живопись

Декоративная живопись – жанр изобразительного искусства, возникший со времен древнего Египта. С латинского decoro – украшать, преобразовывать. Декоративная живопись выполняла роль украшения домов, и долгое время, считалась частью архитектуры. У картин, созданных оглядываясь на данный жанр живописи, одна фактическая задача – показывать различные визуальные формы искусства, выставляя их на первое место.

Создание жанра

Декоративная живопись появилась во время античного периода. Поначалу выполняла роль украшения дома, или же, его парадных стен. По этой причине, многие художники взяли на вооружение именно яркие формы, изображая их с особой визуальной вычурностью.

На первое место вышли круги, иногда использовались конусовидные трапеции. Совмещая эти геометрические фигуры, художники получали интересные решения, и уже работали вместе с ними над дальнейшим устройством стены. Использовали прямые линии, искривляя их по принципу двойного сечения. Можно вытянуть визуально два пальца, и именного их ширина лежит в сгибе линии, при этом, в какую бы сторону они не сгибались.

Что такое декоративная живопись. Смотреть фото Что такое декоративная живопись. Смотреть картинку Что такое декоративная живопись. Картинка про Что такое декоративная живопись. Фото Что такое декоративная живопись

Средний период

Но во время средневековой эпохи, декоративная живопись потерпела изменения. Художники перестали получать прямые заказы на украшение домов, и поэтому, многие решили перенести умение делать вычурные формы из ярких цветов на холст.

Теперь жанр живописи дополнился новыми геометрическими фигурами. Добавились прямоугольники, и резаные квадраты. С помощью них начали появляться первые экспериментальные формы изобразительного искусства, а уже после, жанр создал собственные подвиды – кубизм, факсидовские линии – жанр живописи, при котором использовались только резаные формы, никогда не доведенные до конца.

Настоящее время

Сейчас декоративная живопись снова и снова переживает перемены. Пикассо, Малевич, Хьсютон – великие художники, навсегда сделавшие данный жанр особым скоплением нескончаемого потока идей. Резанные линии вошли в моду, хотя, художники играют не только с ними. Теперь меняется и форма, и цвет, так как именно эксперименты привели жанра к новым изменениям, и будут делать это снова и снова. Правда, современники не всегда понимают, стоит ли обращать внимание на данные перемены в жанре. И скорее всего, декоративная живопись будет и дальше развиваться по своему сценарию, и никто не будет понимать, по какому именно.

Источник

Формирование жанра

Как жанр – эта форма живописи возникла ещё в эпоху Древнего Египта и её относили к элементам архитектуры. Объясняется это тем, что рисунки или изображения выполнялись на стенах и служили украшением жилища. Разрисовывались как внутренние поверхности, так и наружные стены, обычно лицевая (парадная) сторона дома. Стремление сделать жильё ярким и нарядным диктовало необходимость использовать броские формы. Главенствовала визуальная вычурность рисунка, основу которого составляли геометрические фигуры. Особое предпочтение отдавалось различным кругам. Комбинации фигур различных форм от прямых линий до конусовидных трапеций или более сложных элементов позволяли добиваться интересных решений, создать оригинальный орнамент или рисунок на поверхности стен.

Особенности декоративной живописи

Все картины этого жанра по особенностям композиции делятся на два абсолютно разных типа работ:

Трансформация жанра в среднюю эпоху

Средневековье заставило живописцев изменить взгляд на декоративное искусство. Причиной стало отсутствие массовых заказов на декорирование домов, а единичные приглашения не могли обеспечить художникам, работающим в этом жанре, достойного существования.

Выход нашли в перенесении декоративной живописи на холст. Теперь это направление искусства обрело новую жизнь, а содержание картин стало шире. Появились яркие вычурные изображения, холст стали наполнять всевозможными геометрическими фигурами.

Уход от декоративной росписи стен стимулировал появление новых экспериментальных направлений в творчестве живописцев.Многие из экспериментальных форм в последующие годы развития изобразительного искусства стали подвидами декоративного жанра. Наиболее известны кубизм и факсидовские линии. В основе первого заложена идея разложения трёхмерного объекта на элементарные фигуры, а затем новое его воссоздание, но уже в двухмерном пространстве с одновременным изображением обеих сторон предмета. Истоки этого подвида декоративной живописи находят в творчестве французского живописца Поля Сезанна, а само возникновение этого направления приписывают Пабло Пикассо.

Факсидовские линии представляют подвид, где за основу картины берут частично резаные геометрические формы, но не доведённые до конца.

В настоящее время этот жанр продолжает активно развиваться и трансформироваться. Модные резаные линии давно опробованы. Сегодня художники экспериментируют с другими формами. Изучаются новые возможности, идут опыты со светом, а не только многообразием геометрических фигур.

Современному зрителю не всегда подвластно понимание творческих замыслов автора той или работы, но поиски новых решений не останавливаются ни на минуту. Окончательный сценарий развития этого направления живописи предсказать пока никто не может.

Источник

Декоративная живопись, или Искусство украшать

О дно из ярких направлений изобразительного искусства — декоративная живопись. Её призвание — украшать. Её отличительные особенности — чистые цвета, логическое построение композиции, тщательно проработанные формы.

Латинское decus переводится как «украшение». В художественном искусстве это изысканные, отточенные детали, использование орнамента с целью украшения архитектуры или убранства помещений. К этому понятию относят витраж, фреску, мозаику, а также художественные работы с особым эффектом.

Что такое декоративная живопись. Смотреть фото Что такое декоративная живопись. Смотреть картинку Что такое декоративная живопись. Картинка про Что такое декоративная живопись. Фото Что такое декоративная живопись

Живопись: декоративное искусство

Такие работы художники часто пишут на продажу. Обыватели очень положительно воспринимают такие картины. Декоративно-прикладная живопись им понятна: смысловой посыл на поверхности, изображение часто стилизированное, плюс картины идеально вписываются в интерьер.

Собственно, это живописное направление и имеет своей целью создание гармоничного сосуществования картины с другими составляющими интерьера. Но даже здесь есть свои законы построения формы, применения цвета. А перед художником всегда стоят две задачи: изобразительное решение и интерьерное.

Особенности и материалы

В этом направлении не ограничений в выборе материалов. Чаще всего художники применяют краски (гуашь, акрил, акварель), но также могут работать тушью, карандашом. Работа происходит по следующему алгоритму:

Что такое декоративная живопись. Смотреть фото Что такое декоративная живопись. Смотреть картинку Что такое декоративная живопись. Картинка про Что такое декоративная живопись. Фото Что такое декоративная живопись

Станковая и декоративная — в чём отличие?

Станковое искусство — свободолюбивое, очень самостоятельное. Оно ни к чему не привязано, оно обращено к зрителю. Станковая живопись имеет связь только с чувствами художника, а воплощается выбранными им средствами художественной выразительности. Характерно, что и формат такого произведения может быть любым. Он зависит только от видения, решения мастера. Размер станковой работы не подгоняется художником под параметры интерьера или формат его других работ.

Декоративное искусство имеет рамки. Здесь внимание уделяется уплощению пространства, колориту, стилизации, деформации объектов, применению контрастного цвета. Для таких работ обязательно логическое композиционное построение. Размер картин часто ограничивается определённым форматом.

Декоративная живопись: картины

Несмотря на некоторые ограничения живописцы могут создать свой стиль в этом художественном направлении. Обратите внимание на фигурные композиции Акжаны Абдалиевой. Художница с лёгкостью играет с формой, вводит орнаментальные фрагменты, стилизирует предметы. Её работы очень женственные, мягкие, уютные. При этом стиль художницы индивидуален и узнаваем.

Натюрморты Олега Давыдова сочные, солнечные. Похоже, у мастера не бывает плохой погоды. Даже «Вечер в Нижнем» настолько оптимистичен в цвете, что больше похож на многообещающее утро.

Что такое декоративная живопись. Смотреть фото Что такое декоративная живопись. Смотреть картинку Что такое декоративная живопись. Картинка про Что такое декоративная живопись. Фото Что такое декоративная живопись

Совсем другие по стилю натюрморты американской художницы Эрин Хансон. В её работах много экспрессивности, напора. Форма и цвет в картинах Эрин организуют единый ансамбль, в котором сольную партию исполняют только деревья.

Стильные натюрморты и пейзажи Олега Давыдова — яркий пример продаваемых произведений. Эти работы тщательно продуманные, технически очень качественные. Они без затруднений вписываются во многие интерьерные стили и при этом остаются самобытными.

А вы хотите научиться также интересно писать картины? Приходите к нам! Мы поделимся с вами опытом и поможем найти свой стиль.

*Картины известных художников взяты из свободного доступа в интернете и используются на сайте в учебно-образовательных целях.

Источник

ЖивописьЧто такое декоративная живопись. Смотреть фото Что такое декоративная живопись. Смотреть картинку Что такое декоративная живопись. Картинка про Что такое декоративная живопись. Фото Что такое декоративная живопись

Живопись — это один из основных видов изобразительного искусства; представляет собой художественное изображение предметного мира цветными красками на поверхности. Живопись подразделяют на: станковую, монументальную и декоративную.

Станковая живопись — в основном представлена работами, выполненными масляными красками на холсте (картоне, деревянных досках или оголите). Представляет собой самый массовый вид живописи. Именно этот вид обычно и применяют к термину «живопись«.

Что такое декоративная живопись. Смотреть фото Что такое декоративная живопись. Смотреть картинку Что такое декоративная живопись. Картинка про Что такое декоративная живопись. Фото Что такое декоративная живопись

Что такое декоративная живопись. Смотреть фото Что такое декоративная живопись. Смотреть картинку Что такое декоративная живопись. Картинка про Что такое декоративная живопись. Фото Что такое декоративная живопись

Возможности живописного искусства особенно ярко раскрывает станковая живопись с 15 века, с момента массового использования масляных красок. Именно в ней доступно особое многообразие содержания и глубокой разработанности формы. В основе живописных художественных средств лежат цвета (возможности красок), в неразрывном единстве со светотенью, и линия; цвет и светотень разработаны и развиты техниками живописи с полнотой и яркостью, недоступной другим видам искусства. Этим обусловлено присущее реалистической живописи совершенство объёмной и пространственной моделировки, живая и точная передача действительности, возможности реализации задуманных художником сюжетов (и способов построения композиций) и другие изобразительные достоинства.

Ещё одним отличием в различиях видов живописи является техники исполнения по разновидностям красок. Не всегда достаточно общих признаков для определения. Границу между живописью и графикой в каждом отдельном случае: например, произведения, выполненные акварелью или пастелью, могут относиться и к той и к другой области, в зависимости от подхода художника и поставленных им задач. Хотя рисунки на бумаге и относятся к графике, применение различных техник рисования красками иногда стирает различия между живописью и графикой.

Необходимо учитывать, что сам семантический термин «живопись» является словом русского языка. Оно взято для использования как термин в период формирования в России изобразительного искусства в эпоху барокко. Использование слова «живопись» в то время применялось только к определённому виду реалистичного изображения красками. Но изначально оно происходит от церковной техники рисования икон, в которой использовано слово «писать» (относящееся к письменности) потому, что это слово является переводом значения в греческих текстах (вот такие «трудности перевода»). Развитие в России собственной художественной школы и наследование европейских академических знаний в области искусства, развило область применения русского слова «живопись», вписав его в образовательную терминологию и литературный язык. Но в русском языке так и образовалась особенность значения глагола «писать» в отношении письменности и рисования картин.

Жанры живописи

В ходе развития изобразительного искусства сформировались несколько классических жанров картин, которые обрели свои особенности и правила.

Что такое декоративная живопись. Смотреть фото Что такое декоративная живопись. Смотреть картинку Что такое декоративная живопись. Картинка про Что такое декоративная живопись. Фото Что такое декоративная живопись Портрет — это реалистичное изображение человека, в котором художник пытается добиться сходства с оригиналом. Один из самых популярных жанров живописи. Большинство заказчиков использовали талант художников, чтобы увековечить собственное изображение или, желая получить изображение близкого человека, родственника и т.п. Заказчики стремились получить портретное сходство (или даже приукрасить его) оставив в истории зрительное воплощение. Портреты различных стилей являются самой массовой частью экспозиции большинства художественных музеев и частных коллекций. Данный жанр включает в себя и такую разновидность портрета, как автопортрет — изображение самого художника, написанное им самим.

Что такое декоративная живопись. Смотреть фото Что такое декоративная живопись. Смотреть картинку Что такое декоративная живопись. Картинка про Что такое декоративная живопись. Фото Что такое декоративная живопись Батальная живопись — отражает сцены войн и сражений. Особенностью является не только желание отразить историческое событие, но и донести зрителю эмоциональное возвышение подвига и героизма. В последующем, этот жанр становится ещё и политическим, позволяя художнику доносить зрителю свой взгляд (своё отношение) на происходящее. Подобный эффект политического акцента и силу таланта художника мы можем видеть в творчестве В. Верещагина.

Что такое декоративная живопись. Смотреть фото Что такое декоративная живопись. Смотреть картинку Что такое декоративная живопись. Картинка про Что такое декоративная живопись. Фото Что такое декоративная живописьНатюрморт — это жанр живописи с композициями из неодушевлённых предметов, с использованием цветов, продуктов, посуды. Этот жанр один из самых поздних и сформировался в голландской школе живописи. Возможно, его появление вызвано особенностью голландской школы. Экономический расцвет 17 века в Голландии привёл к стремлению к доступной роскоши (картинам) у значительного количества населения. Эта ситуация привлекла в Голландию большое количество художников, вызвав острую конкуренцию среди них. Бедным художникам были недоступны модели и мастерские (люди в соответствующих одеждах). Рисуя картины на продажу, они использовали подручные средства (предметы) для композиций картин. Эта ситуация в истории голландской школы является причиной развития жанровой живописи.

Что такое декоративная живопись. Смотреть фото Что такое декоративная живопись. Смотреть картинку Что такое декоративная живопись. Картинка про Что такое декоративная живопись. Фото Что такое декоративная живопись Марина — вид пейзажа, в котором изображаются морские виды, прибрежные пейзажи с видом на море, восходы и закаты на море, корабли или даже морские сражения. Хотя существует и отдельный батальный жанр, но морские сражения всё равно относятся к жанру «марина». Развитие и популяризация этого жанра также можно отнести к голландской школе 17 века. Пользовался популярностью в России благодаря творчеству Айвазовского.

Что такое декоративная живопись. Смотреть фото Что такое декоративная живопись. Смотреть картинку Что такое декоративная живопись. Картинка про Что такое декоративная живопись. Фото Что такое декоративная живописьАнималистическая живопись — особенностью этого жанра является создание реалистичных картин, изображающих красоту животных и птиц. Одной из интересных особенностей этого жанра является наличие картин, изображающих несуществующих или мифических животных. Художники, которые специализирующиеся на изображениях животных называются анималистами.

История живописи

Потребность в реалистичном изображении существовала с древнейших времён, но имела ряд недостатков из-за отсутствия технологий, систематизированной школы и образования. В древности чаще можно встретить примеры прикладной и монументальной живописи с техникой рисования по штукатурке. Во времена античности, большее значение придавалось таланту исполнителя, художники были ограничены в технологии изготовления красок и возможности получить систематизированное образование. Но уже в античности сформировались специализированные знания и труды (Витрувий), которые будут основой нового расцвета европейского искусства в эпоху Возрождения. Декоративная живопись получала существенное развитие во времена греческой и римской античности (школа утеряна в средние века) уровень которой был, достигнут только после 15 века.

Роспись римской фрески (Помпеи I век до н.э.), пример уровня техники античной живописи:
Что такое декоративная живопись. Смотреть фото Что такое декоративная живопись. Смотреть картинку Что такое декоративная живопись. Картинка про Что такое декоративная живопись. Фото Что такое декоративная живопись

«Тёмные века» средневековья, воинствующее христианство и инквизиция приводят к запретам на изучение художественного наследия античности. Огромный опыт античных мастеров, знания в области пропорций, композиции, архитектуры и скульптуры оказываются под запретом, а многие художественные ценности уничтожаются из-за их посвящения античным божествам. Возвращение к ценностям искусства и науки в Европе происходит только в период Ренессанса (возрождения).

Римская фреска 1 века (это не масло):
Что такое декоративная живопись. Смотреть фото Что такое декоративная живопись. Смотреть картинку Что такое декоративная живопись. Картинка про Что такое декоративная живопись. Фото Что такое декоративная живопись
Копирование Рафаэлем в 1504 г. (масло):
Что такое декоративная живопись. Смотреть фото Что такое декоративная живопись. Смотреть картинку Что такое декоративная живопись. Картинка про Что такое декоративная живопись. Фото Что такое декоративная живопись

Огромный скачок в качественном развитии живопись получает в эпоху Ренессанса, во многом благодаря труду Леона Баттиста Альберти (1404-1472 гг.). Он впервые изложил основы перспективы в живописи (трактат «О живописи» 1436 г.). Ему (его трудам по систематизации научных знаний) европейская художественная школа обязана появлению (возрождению) реалистичной перспективы и естественности пропорций в картинах художников. Знаменитый и знакомый многим рисунок Леонардо да Винчи «Витрувианский человек» (пропорции человека) 1493 года, посвящённый систематизации античных знаний Витрувия о пропорциях и композиции, был создан Леонардо на полвека позже трактата Альберти «О живописи». И труд Леонардо является продолжением развития европейской (итальянской) художественной школы Эпохи Ренессанса.

Но яркое и массовое развитие живопись получила, начиная с 16-17 веков, когда стала распространенной техника масляной живописи, появились различные технологии изготовления красок и сформировались школы живописи. Именно система знаний и художественного образования (техника рисования), в сочетании со спросом на произведения искусства у аристократии и монархов приводит к бурному расцвету изобразительного искусства в Европе (период барокко).

Неограниченные финансовые возможности европейских монархий, аристократии и предпринимателей стали прекрасной почвой для дальнейшего развития живописи в 17-19 веках. А ослабление влияния церкви и светский образ жизни (помноженные на развитие протестантизма) позволили родиться множеству сюжетов, стилей и направлений в живописи (барокко и рококо).

В ходе развития изобразительного искусства, художниками сформировано множество стилей и техник, которые приводят к высочайшему уровню реализма в произведениях. К концу 19 века (с приходом модернистских течений) в живописи начинаются интересные трансформации. Доступность художественного образования, массовая конкуренция и высокие требования к мастерству художников у публики (и покупателей) порождают новые направления в способах выражения. Изобразительное искусство уже не ограничено только уровнем техники исполнения, художники стремятся внести в произведения особые значения, способы «взгляда» и философию. Что часто идёт в ущерб уровню исполнения, становится спекуляцией или способом эпатажа. Разнообразие возникающих стилей, оживлённые обсуждения и даже скандалы порождают развитие интереса к новым формам живописи.

Современные компьютерные (цифровые) технологии рисования относятся к графике и не могут называться живописью, хотя многие компьютерные программы и оборудование позволяют полностью повторять любые техники рисования красками.

Источник

Декоративная живопись

Особенности построения композиции в декоративной живописи. Основные этапы работы над тематической постановкой «Мода». Способы и приемы выполнения художественного произведения. Знание техники и материалов живописи, использование ее в дизайне среды.

Глава 1. Основные понятия декоративной живописи

1.1 Примеры декоративных живописных композиций в искусстве

1.2 Понятие о декоративности

1.3 Применение декоративной живописи

Глав 2. Особенности композиционной разработки в декоративной живописи (на примере тематической постановки «Мода»)

2.1 Особенности построения композиции в декоративной живописи

2.2 Основные этапы работы над тематической постановкой «Мода»

2.3 Рекомендации для использования декоративной живописи в дизайне среды

Список использованных источников

Таким образом, композиционная разработка на примере тематической постановки «Мода» может быть представлена как актуальная.

Степень разработанности проблемы

Декоративная живопись исследована достаточно хорошо такими деятелями науки, как: Д.И. Киплик, Б.Д. Сланский, Б.Н. Графов. Основные методы и приемы декоративной живописи подробно описал в своих книгах А.Н. Куприн. Правильное гармоническое построение натюрморта описано во всех учебниках по изобразительному искусству.

Однако именно особенности композиционной разработки декоративной живописи на примере тематической постановки «Мода», не рассматривал и не описывал никто из научных деятелей в сфере искусства.

Объект исследования: композиционная разработка декоративной живописи на примере тематической постановки «Мода»

Предмет исследования: тематическая постановка «Мода»

Цель исследования: проведение теоретического анализа и установление основных признаков по созданию декоративной живописной постановки «Мода»

· Изучить историю и особенности декоративной живописи;

· Изучить различные техники декоративной живописи;

· Рассмотреть основные принципы построения композиции декоративной постановки;

· Установить основные признаки тематического декоративного натюрморта «Мода».

Научная новизна исследования:

1. Изучена история и особенности декоративной живописи. Декоративная живопись в своем развитии насчитывает несколько тысячелетий. Самые древние образцы обнаружены на стенах пещер, и хотя точное время их нанесения пока определить невозможно, ученые считают, что они относятся к палеолиту. Эти сравнительно реалистичные изображения, выцарапанные острыми орудиями или нанесенные черной копотью и красной глиной, уже без сомнения можно назвать живописью.

В декоративной живописи в отличие от живописи академического плана по-другому преломляются общие закономерности изобразительного искусства.

2. Рассмотрены различные техники декоративной живописи. Технология художественных материалов изучает, свойства и качества бумаги, красок, кистей. К технологии можно отнести также покрытие живописного произведения лаком или другими составами и.д.

3. Рассмотрены основные принципы построения композиции декоративной постановки. В процессе создания декоративной композиции размещения и распределения изобразительных элементов происходит по определённой схеме в логической последовательности, заложенной автором. Изобразительные средства и стилевые особенности должны быть согласованы, подчинены целому, при этом нельзя забывать детали, которую играют очень важную роль.

Существуют два способа художественного видения при организации композиции:

1. Сосредоточения внимания на отдельном предмете как доминанте всей композиции и восприятия остального только по отношению к нему. В этом случае окружающая среда видится так называемым боковым зрением и деформируется, подчиняясь центру внимания и работая на него.

4. Установлены основные признаки тематического декоративного натюрморта «Мода». Декоративное живописное изображение в процессе построения выразительной композиции может иметь следующие признаки:

1. Изменение пропорций между предметами или внутри одного предмета, нарушение пространственной перспективы, или полное её отсутствие.

2. Преобразование формы через усиление наиболее характерного (переработка, преломление), совмещение обобщенных и детализированных образов, потому что один объект лучше выделяется, контрастируя с другим.

3. Частично или полностью отказ от объемной формы предметов (сочетание объема и плоскости, или плоское силуэтное изображение).

4. Поиск новых колористических гамм: выявление декоративно-экспрессионистических возможностей цвета, использование активных сочетаний основных цветов, выявление фактур, локальных цветовых пятен, присутствие черного или цветного контура.

5. Орнаментация плоскости, приближение к плоскостному решению пространства, все части, детали, линии объекта сплетаются в единый орнаментальный узор.

6. Аналитический подход или творческая интерпретация натуры, т. е. способ изображения предметов, разложением его на простейшие объемы, показывая внутреннюю структуру предмета

Теоретическая значимость работы состоит в следующем:

Исследованы и выявлены в декоративной живописи особенности композиционной разработки на примере тематической постановки «Мода»

Даны рекомендации для использования декоративной живописи в дизайне среды.

На защиту выноситься

Планшет с декоративной постановкой «Мода»

Структура курсовой работы

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, и презентации результатов работы.

Глава 1. Основные понятия декоративной живописи

1.1 Примеры декоративных живописных композиций в искусстве

Декоративная античная живопись Греции и Древнего Рима широко применялась для украшения общественных и жилых зданий, но в то же время она служила и религиозно-политическим целям. Большое развитие получили декоративные композиции и живописный орнамент, размещаемый на стены и своды. Со временем цветные камни мозаики стали дополнять кусочками стекла всевозможных расцветок.

Орнамент является очень сильным средством создания декоративных эффектов. В декоративной живописи орнамент может играть разную роль. Введенный в большом количестве он может играть роль контрастного элемента, своеобразного орнаментального акцента в системе живописных средств натюрморта. Крупномасштабный орнамент, введенный в натюрморт в большом количестве, может стать основой общей ритмической структуры натюрморта и в то же время основным элементом декора.

Примером этому могут служить натюрморты Анри Матисса. Уничтожая в своих декоративных натюрмортах иллюзорность пространства, художник в то же время сохраняет объемные характеристики предметов. «Статуэтка и ваза на восточном ковре». Сочетание плоскости и объемных форм, с изысканным сочетанием цветов и контрастом с черным цветом составляет особую прелесть этого натюрморта. В теме натюрморта с коврами и вазами, ставшей впоследствии любимой в живописи Матисса, художник находит специальный композиционный принцип: ковер спускается сверху на некую поверхность, и линия его изгиба в пределах плоскостной композиции дает ощущение глубины пространства. В колористическом и ритмическом решении натюрморта ковру принадлежит основная роль. Превращая его в плоское декоративное панно, сверкающее красными тонами, художник, тем не менее, объемно изображает расставленные на ковре предметы: белая ваза, кружка, большой глиняный сосуд, восточный кувшинчик с длинным узким горлом то выступают, то вновь погружаются в яркие краски ковра. Среди предметов Матисс изобразил созданную им гипсовую модель скульптуры Мадлен I, впоследствии отлитую в бронзе. Эффекта декоративного равновесия художник достигает не только пятнами чистого цвета, но и четкими контурами, переданными выразительными линиями.

«Натюрморт с голубой скатертью» 1909 г. Основным декоративным элементом является голубая скатерть с крупномасштабным орнаментом, которая не разрушается ни светотеневыми, ни пространственными эффектами. В эту среду погружены многочисленные предметы, масштаб которых невелик по отношению к холсту. На примере рассмотренных натюрмортов известных мастеров декоративной живописи очень хорошо видно, какое большое значение в произведении декоративной живописи имеет гармония цветов.

1.2 Понятие о декоративности

1.3 Применение декоративной живописи

Говоря об использовании цвета и фактуры как средств композиции, нельзя не коснуться вопросов применения декоративной живописи.

Использование элементов декоративно-монументального искусства в архитектуре индустриальных жилых домов пока еще ограничено.

В ряде районов (Мустамяэ в Таллине, Дегунино в Москве, Воскресенская слободка в Киеве, Краснодарские Черемушки) встречаются отдельные примеры применения настенной росписи на торцах пятиэтажных домов. Большинство росписей, громко называемых синтезом искусства, к сожалению, неудачны. Многие из них несут на себе печать убогого натурализма и поэтому просто антихудожественны. Как правило, все они не масштабны. Они не сливаются органически с плоскостью стены, их тематика и стиль мало связаны с характером архитектуры жилого дома. Поэтому в большинстве случаев они чужды композиции дома и производят впечатление временных рекламных щитов, наклеенных на торцы. По существу они используются как элемент узнаваемости дома.

Изредка встречающиеся орнаментальные росписи лучше связаны со стеной и в меньшей степени вступают в противоречие с архитектурой дома. Заслуживает внимания использование элементов народного орнамента на стенах некоторых крупнопанельных домов в Мустамяэ. Этот пример свидетельствует о том, что использование народного искусства в архитектуре индустриальных домов может дать плодотворный результат. Декоративно-орнаментальная живопись может найти применение в крупнопанельном строительстве в той же (если не в большей) степени, что и тематическая живопись. Представляется, что сюжетная и орнаментальная живопись могла бы быть размещена не только на свободных плоскостях торцов. Столь же уместно было бы ее использовать у входов в дома для создания композиционного перехода от крупного масштаба наружных пространств к более мелкому масштабу интерьера.

Широкое, творческое применение средств декоративно-монументального искусства обогатило бы архитектуру типовых домов, придало бы ей новые художественные качества. Уникальность произведений искусства, выполненных руками художников, уменьшает отрицательное влияние на эстетическое восприятие повторности одинаковых элементов современных сборных домов. Как отмечал архитектор А. Буров, «Неповторимое необходимо, чтобы рядом с ним ожило повторимое».

Учитывая важность проблемы применения цвета и средств декоративно-монументального искусства в массовом строительстве, необходимо, чтобы окончательное решение цветовой композиции принадлежало тем, кто применяет типовой проект в застройке. Только в этом случае композиция отдельного дома гармонично увяжется с общим идейным замыслом и колоритом ансамбля и внесет в него известную степень разнообразия.

Глава 2. Особенности композиционной разработки в декоративной живописи (на примере тематической постановки «Мода»)

2.1 Особенности построение композиции в декоративной живописи

В практических искусствах композиция объединяет частные моменты построения художественной формы (реальное или иллюзорное формирование пространства и объёма, симметрия и асимметрия, масштаб, ритм и пропорции, нюанс и контраст, перспектива, группировка, цветовое решение и т.д.).

В процессе создания декоративной композиции размещения и распределения изобразительных элементов происходит по определённой схеме в логической последовательности, заложенной автором. Изобразительные средства и стилевые особенности должны быть согласованы, подчинены целому, при этом нельзя забывать детали, которую играют очень важную роль.

Существуют два способа художественного видения при организации композиции:

3. Сосредоточения внимания на отдельном предмете как доминанте всей композиции и восприятия остального только по отношению к нему. В этом случае окружающая среда видится так называемым боковым зрением и деформируется, подчиняясь центру внимания и работая на него.

2.2 Основные этапы работы над тематической постановкой «Мода»

Приступая к постановки натюрморта, необходимо, прежде всего, подумать о композиции работы. Важно выбрать соответствующую точку зрения, с которой постановка раскроется наиболее полно и интересно.

Для натюрморта нам понадобились следующие предметы соответствующие теме постановки «Мода»: картина, манекен с юбкой, декоративное ожерелье, флаконы духов с коробками и большой альбом с бантом.

Этапы работы над декоративным натюрмортом:

— зарисовка предметов на выбранную тему;

— подготовка планшета к работе;

— выбор цветового решение декоративной композиции

В основу первого этапа должен быть положен наиболее удачный предварительный эскиз. Определяется месторасположение изображения на листе, установление основных пропорций величин.

Второй этап начинается с конструктивного построения отдельных предметов, уточнение пропорций и характер форм. После построения больших форм переходит к работе над более мелкими деталями, уделяется внимание правильному построению предметов по законам перспективы.

Третий этап связан с подготовкой планшета для последующей работы над постановкой.

Пятый этап связан с выявлением большой формы при помощи светотени, установление основных тональных отношений между предметами, фоном. Этому этапу уделяется самое серьезное внимание.

Шестой этап должен быть направлен на установление целостности изображения.

Построение обязательно начинается с обобщенной формы всей группы, с определения ее масштаба и места по отношению к размерам листа бумаги, т.е. с композиционного расположения. При этом надо исходить из целостного восприятия всей группы предметов. Когда группа в целом будет намечена, можно переходить к определению относительных пропорций предметов и их взаимного расположения. Так, ближний к нам предмет на рисунке располагается ниже. Чем дальше предмет, тем на рисунке он будет располагаться выше. Сравниваем размеры всех предметов по высоте и ширине. По возможности находим точки схода параллельных линий и переходим к точному построению перспективы каждого предмета. При этом нельзя полностью построить один предмет, потом приняться за другой. Наметив высоту и ширину одного предмета, сейчас же намечается положение другого.

Изображая предметы, надо учитывать тон фона, на котором они видны. Правильно взятое отношение тона фона к тону предметов способствует передаче пространства и материальности предметов.

Стиль произведения изобразительного искусства проявляет себя совокупностью особенностей общего вида произведения и его частей, деталей изображения, колорита, композиции и всех остальных особенностей произведения. В результате возникает индивидуальная форма изложения художника, отличающаяся от какого-либо конкретного направления частными характеристиками создаваемого. Чем ярче личность художника, тем сильнее отражается в его произведениях его индивидуальность и мировоззрение.

Стиль произведения несет в себе черты стиля эпохи, которые трансформируются на индивидуальном уровне творчества конкретного человека. При этом, метод и манера есть у каждого художника, а стиль может не состояться. Стиль произведения может возникнуть в том случае, если в процессе творчества художник проделывает определенную работу по созданию новой реальности, отличной от обыденной действительности и превосходящей ее по силе впечатления.

С понятием «стиль» в изобразительном искусстве достаточно тесно связанно понятие «стилизация». Творческая стилизация обязательно носит индивидуальный характер и подразумевает авторское видение и переработку явлений окружающей действительности и привнесение в их отображение элементов новизны.

Помимо творческой стилизации существует стилизация подражательная, предполагающая наличие готового образца для подражания и точно воспроизводящая стиль какой-либо эпохи, известного художественного течения, стиль знаменитого мастера, стили и приемы творчества того или иного народа.

При создании декоративных композиций, чаще используется метод творческой стилизации, который предполагает создание натурального объекта в виде художественного символа. Художник творчески переосмысливает реально существующие объекты природы и окружающего мира, что является основным творческим методом и выразительным средством декоративно-прикладного искусства. Основной задачей художника в данном процессе является создание нового художественного образа, имеющего повышенную выразительность и декоративность. Подлинно новым можно считать то, чего нет в природе и окружающем мире.

· реальное изображение манекена;

· отбрасываем все подробности изображения, полностью, оставляя только форму (контур маникена), которая заполняется любым цветом по замыслу автора. Изображение сразу становится абстрактным, при этом степень абстракции и выразительности будет зависеть от того насколько деформирована реальная форма манекена, насколько отличается она от реальной;

· окрашенный контур юбки со складками заполняется декором, выбранным из имеющихся вариантов или придуманным самим автором. В результате получаем декоративное изображение стилизованного манекена с юбкой.

· выполняем реалистичный рисунок интерьера с максимально возможным количеством деталей: форма штор, фактура обоев;

· реалистическое изображение превращаем в стилизованное, отбрасывая «лишние», убирая второстепенные и повторяющиеся детали, оставляя только то, что необходимо для определения, упрощая форму штор;

· далее отдельные узнаваемые части изображения (обои, шторы) заменяются абстрактными элементами, позволяющими создать нереалистичное изображение, которое зачастую отличается от первоначального образа;

· как на стадии стилизованного, так и на стадии абстрактного изображения, можно использовать декор для показа фактуры обоев.

Выбор цветового решение декоративной постановки.

Нахождение отношений основных цветовых пятен с учетом общего тонового и цветового состояния освещенности (её силы и спектрального состава) очень важно. Мода всегда ассоциировалась как нечто яркое и запоминающиеся, поэтому по цветовому решению композиции были выбраны оттенки красного, оранжевого и фиолетового.

Как подчеркивают многие педагоги-художники, в живописи, как и в рисунке натюрморта, необходимо большое внимание уделять передачи пространства. Это передний план (чаще край стола), средний (группа предметов) и дальний (вертикальная плоскость фона). Так, глубина пространства передается более насыщенным и контрастным светотеневым изображением предметов переднего и второго планов.

2.3 Выполнение работы

Для выполнения работы нам потребуется несколько материалов и инструментов:

Подготовка гуаши к работе.

Правильным будет подобрать такую «густоту» гуаши, чтобы она при нанесении на бумагу ложилась равномерно, без бугров, при высыхании краски не должен быть виден ниже лежащий слой или, например, карандашный эскиз.

2.4 Рекомендации для использования декоративной живописи в современном дизайне среды

Сегодня живопись является одним из основных средств с помощью которой можно создать неповторимый, живой и яркий интерьер. Она играет очень важную роль в организации внутреннего пространства помещений и выполняет не только функции украшения, но изменяет зрительное восприятие, обогащает интерьерное пространство и, несомненно, формирует неповторимый стиль. Произведения мастеров живописи в сочетании с другими предметами интерьера служат основой для создания индивидуальных интерьеров различных стилей и направлений.

Выбирая тему и сюжет росписи очень важно определиться, для чего именно она нужна. Если основной задачей стенописи будет трансформация пространства помещения, то лучше всего выбрать перспективную роспись. Если же Вы хотите просто украсить живописными изображениями стены и потолок чтобы придать им больше выразительности, то подойдет абсолютно любой вид настенной живописи: плоскостная, трафаретная или объемная.

В интерьерах, которые созданы по стилевым принципам эпох, будут уместны росписи, имитирующие жанровые сценки или пейзажи, популярные в то время. Например, стиль барокко буквально напрашивается на использование в нем античных руин или итальянских пейзажей. Готический интерьер допускает использование росписей, которые имитируют сводчатые потолки и каменную кладку стен средневековых замков. В интерьерах, стилизованных под модерн, можно использовать реалистичную растительную или декоративную роспись. Допускается также вариант использования в доме тем разных эпох. Например, в гостиной комнате использовать египетские мотивы, а в спальне римские орнаменты или «наскальную» живопись.

Продуманная и красивая живопись на стенах может стать доминирующим элементом всего дизайна. Поэтому неудивительно, что на стенах городских квартир все чаще можно увидеть пасторальные деревенские квартиры, античные дворики или улочки, сады или морские пейзажи. Все это позволяет не только зрительно расширить маленькое помещение, но и увеличить его пространство в глубину.

Не менее важным критерием при выборе рисунка является и его масштаб. Он должен быть соизмерим с масштабом самого помещения и с ростом человека. Одновременно с настенной живописью очень актуально и применение визуальных технологий расширения пространства. Например, можно зрительно расширить помещение и поднять потолок, если использовать светлые тона, причем для потолка необходимо выбирать цвет на несколько тонов светлее. Зрительно поднять потолок можно и с помощью декоративных панелей, кессонов и живописных настенных фризов.

Очень многое в настенной живописи зависит от выбора технологии и техники росписи стен. Каждая из них обладает своими особенностями, которые необходимо учитывать при выборе настенной росписи.

Настенная живопись формируя обстановку в доме, касается воображения, оставляя незабываемые ощущения. Можно попытаться самостоятельно на оштукатуренных стенах нарисовать разноцветных птиц, любимые цветы или простенький пейзаж. Обладая определенными навыками и терпением, рано или поздно можно добиться неплохих результатов и ваши стены станут уникальными и эксклюзивными.

В данной курсовой работе мы провели исследования на тему «Особенности композиционной разработки декоративной живописи на примере тематической постановки «Мода». В декоративной живописи композиционная разработка важна и это чётко прослеживается на примере тематической постановки «Мода»

В ходе исследования были решены следующие задачи:

· Изучена история и особенности декоративной живописи;

· Эксплицированы различные техники декоративной живописи;

· Рассмотрены основные принципы построения композиции декоративной постановки;

· Установлены основные признаки тематического декоративного натюрморта «Мода».

Конечным этапом выполнения данной курсовой работы явились выявленные особенности композиционной разработки в декоративной живописи, использованные для создания тематической постановки «Мода» написанная с учётом этих особенностей.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что задачи, поставленные в данном научном исследовании, выполнены. Работа имеет теоретическую и практическую значимость.

декоративный живопись художественный мода

Список использованных источников

Подобные документы

Применение опыта художников прошлых времен в обучении декоративной живописи. Стилизация декоративной композиции, рекомендации по ее использованию в процессе создания панно. Основные этапы композиционной разработки панно на тему «Современная мода».

дипломная работа [4,5 M], добавлен 10.07.2015

История развития техники масляной живописи за рубежом и в России с XVIII в. Этапы развития пейзажа как жанра изобразительного искусства. Современное состояние масляной живописи в Башкортостане. Технология выполнения пейзажей приемами масляной живописи.

дипломная работа [492,1 K], добавлен 05.09.2015

Портрет как жанр в живописи. История портретной живописи. Портрет в русской живописи. Построение композиции портрета. Техника масляной живописи. Основа под живопись. Масляные художественные краски и кисти. Палитра красящих веществ и смешивание красок.

дипломная работа [2,3 M], добавлен 25.05.2015

Абстрактный экспрессионизм второй половины XX века. Творчество Жан-Мишель Баския, Г. Базелица, Н. Оливьера. Возможности смешанной техники в живописной композиции: коллаж, живопись акриловыми и маслеными красками с использованием графических материалов.

дипломная работа [2,9 M], добавлен 10.07.2015

Исследование творческого наследия художника Андрея Рублёва. Анализ вклада иконописца Дионисия в развитие русской живописи. Изучение его художественного метода. Появление Строгановской школы живописи. Место светской живописи в русской живописи XVI века.

презентация [9,8 M], добавлен 18.09.2014

Основные приемы и отличительные признаки китайской живописи, образы и жанры, особенности стилистики, используемые техники и материалы. Традиции и новаторство в произведениях Ци Байши, использование в его творчестве различных художественных приемов.

контрольная работа [28,6 K], добавлен 15.11.2013

Физические основы и основные характеристики цвета. Спектр электромагнитных излучений и спектр видимого света. Типы гармонических сочетаний цветов. Анализ источника вдохновения для создания декоративной композиции: типы и техника исполнения орнамента.

курсовая работа [6,1 M], добавлен 06.12.2012

Тенденции в развитии русской живописи, осваивание художниками линейной перспективы. Распространение техники живописи маслом, возникновение новых жанров. Особое место портретной живописи, развитие реалистического направления в русской живописи XVIII века.

презентация [1016,2 K], добавлен 30.11.2011

История декоративной живописи и графики. Проект и обоснование дизайнерского решения. Современный дизайн интерьера и выбор формата. Сюжет декоративного панно. Технологии и материалы, применяемые в практической работе. Должностная инструкция художника.

дипломная работа [85,7 K], добавлен 03.08.2014

Краткая история современной живописи. Работы из собрания В. Бондаренко. Родоначальник метафизической живописи. Основные цели абстракционизма. Малевич «Черный квадрат». Кубизм как авангардистское направление в живописи ХХ в. Общее понятие про сюрреализм.

презентация [1,5 M], добавлен 17.09.2012

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *