Что такое декоративно прикладное искусство определение
Декоративно-прикладное искусство — бесценное творческое наследие древних мастеров прошлого
Декоративно-прикладное искусство — разновидность художественного творчества, в котором результатом труда автора являются предметы, имеющие практическое назначение и/или предназначенные для украшения окружающего людей пространства. Декоративно-прикладное искусство имеет давние исторические корни, оно неразрывно связано с традиционными художественными ремеслами и старинными промыслами.
Декоративно-прикладное искусство издавна играло значимую роль в жизни человека. С помощью разнообразных техник и материалов мастера стремились создавать не просто полезные, но и красивые вещи, вкладывая в них эстетическую и художественную ценность.
Виды декоративно-прикладного искусства
Декоративно-прикладное искусство включает множество всевозможных разновидностей, которые можно сгруппировать по следующим основным критериям:
К основным видам декоративно-прикладного искусства относятся:
При изготовлении произведений декоративно-прикладного искусства креативные художники нередко используют комбинации нескольких техник. Созданные мастерами предметы также могут значительно отличаться по стилю и жанру, цветовому решению и размерам, объемно-пространственной структуре и типу орнамента.
История декоративно-прикладного искусства
История декоративно-прикладного искусства берет свое начало с древнейших времен, о чем наглядно свидетельствуют многочисленные археологические находки. Задолго до появления первых цивилизаций люди научились создавать разнообразные предметы быта, совмещающие в себе утилитарные и эстетические функции. Для украшения посуды, утвари, одежды и снаряжения древние мастера использовали различные орнаменты и символы, а накопленные знания передавались от учителя ученику на протяжении тысячелетий.
Декоративно-прикладное искусство всегда тесно взаимодействовало с различными сферами хозяйственной деятельности человека, в которых используется ручной труд, в том числе, в гончарстве и столярном деле, производстве одежды и обуви, обработке металла и кожи. В разных уголках Земли постепенно формировались и в течение многих лет совершенствовались своеобразные народные промыслы, основанные на уникальных техниках обработки доступных материалов. На развитие ремесел огромное влияние оказывали культурные, религиозные, социальные и климатические особенности каждого региона.
На протяжении всей истории человечества декоративно-прикладное искусство развивалось автономно в разных регионах нашей планеты. Более того, каждый народ стремился сохранить в тайне секреты своих мастеров. Китайцы тщательно оберегали от иностранцев технологию производства фарфора, арабы — искусство чеканки металла, венецианские мастера — тайны производства муранского стекла.
Только в эпоху промышленной революции в середине XIX века ситуация кардинально изменилась. Появились новые материалы, доступными для широких масс стали книги с описанием культурных ценностей и знаний разных народов, огромных масштабов достигло промышленное производство, в том числе и предметов декоративно-прикладного назначения. Значительная часть секретов древних мастеров стала общедоступной, что предоставило огромному количеству творческих людей широкие возможности для самореализации.
В наши дни декоративно-прикладное искусство переживает подлинный расцвет. В эпоху интернета любой человек может с легкостью овладеть старинной техникой интарсии, чеканки или художественной росписи, воспользовавшись ресурсами специализированных форумов и наглядными видеоуроками мастеров. Такая ситуация, несомненно, способствует дальнейшей популяризации, развитию и сохранению для потомков большинства видов декоративно-прикладного искусства.
Декоративно-прикладное искусство
Из Википедии — свободной энциклопедии
Декоративно-прикладное искусство — вид художественного творчества, который охватывает различные разновидности профессиональной творческой деятельности, направленной на создание изделий, тем или иным образом совмещающих утилитарную, эстетическую и художественную функции. Этот собирательный термин условно объединяет два обширных вида искусства: декоративное и прикладное. Иногда эту широкую область вместе с дизайном именуют предметным творчеством. В отличие от произведений изобразительного, или изящного искусства, предназначенных для эстетического и художественного восприятия вне окружающей среды и поэтому относящихся к «чистому искусству», многочисленные произведения декоративно-прикладного творчества могут иметь практическое употребление (прикладное искусство) или служить украшением в широком смысле этого слова (декоративное искусство). В первом случае ключевым понятием является утилитарность или утилитарная функция, во втором — декор. Таким образом, декоративно-прикладное искусство, наряду с архитектурой, относится к роду бифункциональных искусств (лат. bi — два, двойной и лат. functio — исполнение, действие).
Область декоративно-прикладного искусства следует также отделять от монументально-декоративного искусства (монументально-декоративной росписи, фрески, декоративной и орнаментальной лепки, сграффито, мозаики, витража), хотя связь между ними, безусловно, существует.
Декоративно-прикладное искусство
Декоративно-прикладное искусство (от лат. decoro — украшаю) — раздел декоративного искусства, охватывающий создание художественных изделий, имеющих утилитарное и не утилитарное назначение.
Произведения декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким требованиям: обладают эстетическим качеством; рассчитаны на художественный эффект; служат для оформления быта и интерьера. [1] Такими произведениями являются: одежда, плательные и декоративные ткани, ковры, мебель, художественное стекло, фарфор, фаянс, ювелирные и другие художественные изделия. В научной литературе со второй половины XIX века утвердилась классификация отраслей декоративно-прикладного искусства по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево), по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка, интарсия и т. д.) и по функциональным признакам использования предмета (мебель, посуда, игрушки). Эта классификация обусловлена важной ролью конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладном искусстве и его непосредственной связью с производством.