Что такое декоративное рисование

Что такое декоративное рисование

Что такое декоративное рисование. Смотреть фото Что такое декоративное рисование. Смотреть картинку Что такое декоративное рисование. Картинка про Что такое декоративное рисование. Фото Что такое декоративное рисованиеЧто такое декоративное рисование. Смотреть фото Что такое декоративное рисование. Смотреть картинку Что такое декоративное рисование. Картинка про Что такое декоративное рисование. Фото Что такое декоративное рисованиеЧто такое декоративное рисование. Смотреть фото Что такое декоративное рисование. Смотреть картинку Что такое декоративное рисование. Картинка про Что такое декоративное рисование. Фото Что такое декоративное рисованиеЧто такое декоративное рисование. Смотреть фото Что такое декоративное рисование. Смотреть картинку Что такое декоративное рисование. Картинка про Что такое декоративное рисование. Фото Что такое декоративное рисованиеЧто такое декоративное рисование. Смотреть фото Что такое декоративное рисование. Смотреть картинку Что такое декоративное рисование. Картинка про Что такое декоративное рисование. Фото Что такое декоративное рисование

Декоративное рисование

На занятиях декоративным рисованием также важную роль играет умение компоновать рисунки, делать их выразительными. Учитель должен помнить отличительные особенности уроков декоративного рисования и учитывать их при организации уроков, знать разнообразные методические приемы работы и уметь их применять, правильно используя каждый из них в нужные моменты уроков.

Особенности декоративно-прикладного искусства одновременно являются и основными закономерностями композиции декоративных работ. Это относится к таким принципам, как утилитарность изображений, т. е. изображения на предметах быта, а также сами произведения декоративно-прикладного и народного искусства не являются самостоятельными, какими мы считаем картины, графические листы, плакаты и др. Изображение декоративного характера служит украшением предметов. Поэтому при разъяснении этой закономерности учитель должен доходчиво рассказать ученикам, что изобразительные элементы на предметах декоративно-прикладного искусства не могут доминировать, закрывать форму предмета. В этом случае следует привести примеры удачного и неудачного решения художественного оформления предметов быта или произведений декоративно-прикладного искусства.

Композиция узора для оформления какого-то конкретного предмета или вещи зависит от материала, из которого они изготовлены, а также цвета фона, на котором делается узор.

С изложенными принципами компоновки узора тесно переплетается вопрос о декоративной переработке форм растительного и животного мира. Степень декоративной переработки (трактовки) играет здесь важную роль, так как значительно влияет на выразительность композиции.

Учитель должен также дать ученикам представление о таких закономерностях декоративно-прикладного искусства, как ритм, симметрия, асимметрия, выделение центра. Это следует делать путем разъяснения этих понятий и показа произведений декоративно-прикладного искусства, а также лучших работ школьников.

При раскрытии таких понятий, как «ритм» и «симметрия», можно говорить с учениками о сущности композиции узора, о зависимости характера композиции от ритма, симметрии, асимметрии, выделения центра, о динамичности узора, которая зависит от степени передачи впечатления движения, яркости сочетания цветов.

При построении композиции узора важное значение имеет также различная степень силуэтности изобразительных элементов (светлотная тональность) и характер цветового решения (в насыщенных, блеклых цветах, дополнительных или сближенных).

Учитель должен всегда помнить, что для успешного выполнения школьниками композиций различных узоров необходимо систематически знакомить их с понятием «декоративно-прикладное искусство», показывать и анализировать произведения этого вида искусства (оформление одежды, мебели, посуды, украшения зданий).

Наглядными пособиями на уроках декоративного рисования могут быть различные схематические рисунки и таблицы, наборы открыток и плакатов по декоративно-прикладному искусству, лучшие работы школьников. Хорошим средством наглядности являются также рисунки учителя на листах бумаги или мелом на классной доске, которые показывают порядок декоративной переработки форм растительного и животного мира, последовательность построения линейной композиции узора.

Так, при выполнении эскиза узора в полосе на основе растительных форм (сирень, береза, земляника, клен) первым этапом создания композиции можно считать декоративную переработку растительных форм. Так как от характера декоративной переработки зависит выразительность будущей композиции узора, то контуры листьев можно сделать или более округлыми (линии будут плавные), или же более гранеными, ломаными, что придаст различный характер ритму, движению композиции. Об этом учитель должен рассказать до того, как ученики начнут непосредственное выполнение композиции узора.

Не все учащиеся смогут сделать в одном рисунке все исправления. Тогда учитель рекомендует в альбомном листе сделать несколько полос небольшого (эскизного) размера и попытаться в них выполнить наброски композиций разного характера. В одной из них листья будут иметь определенное направление, размеры, в другой эти элементы будут расположены по-иному; можно изменить форму и размеры элементов. В третьей полосе изображаются какие-то новые элементы. При этом ученики могут сравнить несколько вариантов и выбрать наиболее интересную выразительную композицию.

Что такое декоративное рисование. Смотреть фото Что такое декоративное рисование. Смотреть картинку Что такое декоративное рисование. Картинка про Что такое декоративное рисование. Фото Что такое декоративное рисование
30. Декоративный узор. Рисунок ученика IV класса

Выделение центра декоративной композиции характерно для узора в круге, овале. Это очень хорошо проследить в жестовских подносах, где показаны декоративные букеты цветов в свободной композиции. Здесь мы не видим четкого ритма, характерного для композиции в горизонтальной, вертикальной полосах или в полосе, идущей по кругу или овалу. В жестовских подносах крупные цветы располагаются от центра к краям. Размеры цветов и листьев от центра к краям уменьшаются. Уменьшается и их яркость. Такое построение линейной и цветовой композиции дает возможность четко увидеть центр композиции.

После выбора лучшего из вариантов рисунка ученики продолжают совершенствование композиции, вносят изменения и исправления.

Когда же композиция окончательно определена, проводится ее детальная проработка. На этом заканчивается первая часть работы над композицией узора.

Вторая часть работы над композицией включает поиски цветового решения. Учитель указывает, что выразительность композиции зависит от подбора цветов узора. Выясняется степень их насыщенности и светлотное сочетание, которое определяет силуэтность композиции. Например, желтый, оранжевый, светло-зеленый, голубой, розовый, сиреневый и некоторые другие цвета в сочетании между собой и показанные на сером фоне могут выглядеть красиво подобранными, но при этом форма, контуры отдельных фигур будут неопределенными, так как чувство силуэта будет почти отсутствовать. Сочетание этих цветов, показанное на белом или черном фоне, выглядит значительно выразительнее. На белом фоне виден четкий силуэт названных цветов, а на черном фоне относительно блеклые цвета, которые на сером казались бледными, будут более насыщенными, яркими. Степень четкости и яркости силуэта в композиции узора будет зависеть от того, для украшения какой вещи предназначен узор. Более слабый силуэт дается обычно в тех случаях, когда предмет рассматривается с близкого расстояния или постоянно находится в сильном освещении. Возможна небольшая яркость силуэта и при условии, если этого требует фактура материала, из которого сделан предмет.

В программе по декоративному рисованию для III класса предусмотрено ознакомление с элементами брускового шрифта. В связи с этим решается другая задача, уже в какой-то степени задача синтеза. Ученики должны уметь выполнить сочетание изобразительной части и шрифтовой, т. е. выполнить эскизы праздничной открытки с небольшими текстами: «1 Мая», «С Новым годом!», «8 Марта», «Поздравляем!» и др.

Учитель должен рассказать о том, что существует художественная открытка как жанр изобразительного искусства (или, как говорят, искусства малых форм). Все, что изображается на открытке, должно быть показано в единстве, т. е. элементы рисунка и шрифтовая часть должны быть умело скомпонованы. Здесь также нужно подумать о симметрии или об асимметрии композиции. И при симметричном, и при асимметричном расположении всех элементов должен быть выделен центр композиции, который может находиться в разных местах формата.

Важное значение в композициях открыток имеет учет отношения размера изображений к размеру шрифта, а также размеров изображений и шрифта к размеру формата.

Содержание программы по декоративному рисованию в IV-VI классах значительно расширяется и усложняется по сравнению с предыдущими. Наряду с совершенствованием умения составлять, компоновать узоры, в том числе для обоев и тканей, ученики занимаются компоновкой эскизов праздничных альбомов, плакатов, изучают художественные шрифты, составляют эскизы декораций к праздничным вечерам, эскизы карнавальных костюмов и т. д. (рис. 31).

Что такое декоративное рисование. Смотреть фото Что такое декоративное рисование. Смотреть картинку Что такое декоративное рисование. Картинка про Что такое декоративное рисование. Фото Что такое декоративное рисование
31. Эскиз оформления пионерского лагеря. Рисунок ученика VI класса

На занятиях декоративным рисованием в IV-VI классах учащиеся знакомятся и с другими композиционными закономерностями декоративно-оформительских работ. Так, при объяснении принципов составления композиции эскизов стенгазет, различных стендов учитель исходит из знаний и умений учащихся, полученных ими при разработке эскизов праздничных открыток. Однако при компоновке эскизов стенгазет и стендов композиционная задача усложняется, так как здесь увеличивается площадь для изображений и количество изобразительных и шрифтовых элементов.

Необходимо рассказать школьникам о зависимости размеров и количества изобразительных элементов от размера и формата газеты, стенда, о роли и месте заголовка, о характере шрифта и цветовом решении.

При создании концовок, заставок орнаментального плана действуют законы декоративной композиции, лежащие в основе композиции узоров. Если же композиция является сюжетной, следует пользоваться закономерностями, присущими этому виду композиции (см. методику композиции тематических рисунков).

Источник

Методика обучения декоративному рисованию детей дошкольного возраста

Что такое декоративное рисование. Смотреть фото Что такое декоративное рисование. Смотреть картинку Что такое декоративное рисование. Картинка про Что такое декоративное рисование. Фото Что такое декоративное рисование Мороко Елена Викторовна
Методика обучения декоративному рисованию детей дошкольного возраста

Развитие детского творчества является одной из наиболее актуальных проблем современного дошкольного образования, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. Данная проблема нашла широкое отражение в Федеральных государственных требованиях к содержанию образования детей дошкольного возраста, введенных в последние годы в организацию работы детских садов.

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача, которая не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа и освоения народной культуры. Воспитателю предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть многообразие декоративно-прикладного искусства.

В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические и духовные идеалы народа. Это традиции, обычаи, особенности жизни, быта, которые передаются из поколения в поколение.

Виды декоративно-прикладного искусства в детском саду по группам.

Группа (возраст). Виды декоративно-прикладного искусства.

Младшая группа (от 3 до 4 лет). • Дымковская игрушка.

Средняя группа (от 4 до 5 лет). • Дымковская игрушка,

Старшая группа (от 5 до 6 лет). • Дымковская игрушка,

Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет). • Дымковская игрушка,

Вся работа проводится в трех направлениях.

Первое направление: ознакомление детей с определенным видом народного декоративно-прикладного искусства. Эмоциональное воспитание детей: умение видеть, любоваться и восхищаться красотой предметов народного творчества, формирование потребности в прекрасном.

Второе направление: обучение декоративному рисованию на основе подлинных предметов народного искусства. Обучение некоторым приемам росписи народных мастеров.

Третье направление: формирование детского декоративного творчества.

Задачи обучения первого направления:

Младший дошкольный возраст.

Развивать у детей интерес к народной игрушке, умение узнавать знакомые образы (птица, конь, барышня, матрешка и др., видеть их красоту, нарядность, любоваться ими, выделять некоторые средства выразительности (элементы, их цвет).

Средний дошкольный возраст.

Узнавать знакомые народные игрушки, их название, характерные при-знаки, средства выразительности (элементы узора, их цвет, расположение на форме).

Различать 2-3 вида народных игрушек по некоторым признакам (дымков-ские, филимоновские, тверские глиняные игрушки, матрешки, богородские игрушки).

Старший дошкольный возраст.

Различать виды народного декоративно-прикладного искусства, знать некоторые сведения о промысле, характерных признаках, традициях. Воспитывать уважение к мастерам и желание создать прекрасное для офор-мления детского сада, дома.

Различать и называть знакомые народные игрушки, их характерные осо-бенности.

Знакомить с новыми видами (каргопольская, абашевская игрушки и др., а также с предметами разных промыслов с растительным узором (городец, хохлома, жостово, гжель и др.).

Учить выделять средства выразительности: элементы узора, их цвет, типичные сочетания, колорит росписи, ритм элементов, цветовых пятен в узоре, чередование, симметричные и асимметричные композиции. Видеть связь узора с формой, назначением предмета и материалом изделия.

Знакомить с русским народным костюмом, значением узора в его укра-шении, его особенностями, принципами оформления женского, мужского костюма, головных уборов, тканей, типичными сочетаниями элементов и их цвета.

Задачи обучения второго направления:

Младший дошкольный возраст.

Составлять узоры используя геометрические элементы узора: широкие прямые линии, мазки, кольца, круги, точки, выбирая цвет бумаги (фон) и элементы узора, располагать их на всем листе, ритмично заполняя лист одинаковыми элементами (по форме, величине, цвету) или чередуя два элемента (по форме или цвету).

Развивать чувство ритма, симметрии.

Средний дошкольный возраст.

Составлять узоры на основе росписи некоторых видов народной игрушки (тверской, филимоновской, дымковской и др.,выделяя геометрические элементы росписи: овалы (мазок, кольцо, круг, точки, линии прямые широкие и тонкие, черточки; передавать колорит росписи определенного вида, их сочетания (цвет фона и элементов).

Составлять узоры на полосе, прямоугольнике типа «ткани», чередовать один-два элемента по форме, величине, цвету. Составлять симметричный узор на квадрате, розете, круге, выделяя кайму, углы, середину.

Старший дошкольный возраст.

Составлять узоры на основе некоторых видов декоративно-прикладного искусства (народных игрушек, росписей Городца, Хохломы, Жостова, Гжели, кружев, декоративных тканей, платков, полотенец, ковров и др.).

Выделять геометрические и растительные элементы узора, образы птиц, коней.

Передавать колорит определенной росписи,ее характерную композицию: симметричную, асимметричную, украшение объемных изделий (лепка, работы из папье-маше, готовые бумажные одноразовые стаканы, тарелки, деревянные заготовки («белье») посуды, досок, матрешек и др.).

Создавать узоры для русского костюма: тесьма, украшающая одежду, пояс, кокошники разной формы, ткань на сарафан, платье, кружево и пр.

Задачи обучениятретьего направления:

Младший дошкольный возраст.

Выбор цвета, затем элементов.

Средний и старший дошкольный возраст.

Выбор вида искусства, его элементов, сочетания цветов, композиции. Создание творческих композиций, определив только название предмета, изделия, а все задачи дети решают по-своему.

Одной из форм обучения является рассматривание предметов нового вида только на одном занятии, и затем детям предлагается самостоятельно выделить элементы узора, колорит, композицию — расположение элементов. Потом они составляют узор в стиле данной росписи. Такие занятия можно проводить только с детьми 6-7 лет, когда они научатся понимать закономерности росписи.

Такое творческое применение полученных знаний, умений и навыков по декоративному рисованию при создании предметных, сюжетных композиций покажет, насколько осознанно дети понимают принципы, закономерности в декоративном искусстве.

Формы организации работы с детьми.

1. Выставки являются основной формой работы.На них могут быть представлены:

• один подлинный предмет (например, дымковский конь);

• предметы одного вида (дымковские игрушки);

• предметы одного образа (животные в дымковской игрушке);

• сравнение двух – трёх видов.

Итогом работы может быть проведение выставки в изостудии, где дети вновь увидят все предметы тех видов, с которыми они знакомились в течении года.

2. Занятия по ознакомлению с определёнными видами декоративно­ прикладного искусства. Задача занятий ­ научить рассматривать предметы народного искусства, выделять средства выразительности, находить сходства и различия. В процессе обучения педагог не только знакомит с конкретным видом, но и подводит к общим закономерностям декоративного искусства, средствам выразительности, традициям каждого вида.

Для проведения этих занятий можно организовать «музей», где могут быть представлены декоративные предметы или отдельные виды народного искусства.

Важно, чтобы деть могли внимательно рассмотреть изделия, сравнить их, выделить особенности росписи, потрогать руками тесно соприкоснуться с народным творчеством.

На занятие можно пригласить народных мастеров, художников, чтобы показать процесс росписи если имеется такая возможность.

3. Экскурсии имеют большое значение для эстетического развития детей. Посещение музеев, выставок, мастерских художников приобщает ребёнка к прекрасному, показывает назначение коллекций.

В музее ребёнок совсем по ­ новому видит знакомые произведения искусства. Это формирует эмоциональный отклик, радость от их восприятия, гордость за свой народ.

4. Занятия по декоративному рисованию.

После организации выставки, проведения занятий по ознакомлению с определённым видом народного декоративно-прикладного искусства воспитатель продолжает учить рассматривать изделия народных художественных промыслов на занятиях по декоративной деятельности.

На занятии воспитатель выделяет только те средства выразительности, которые найдут отражение в рисовании. Например, выделяются один или несколько элементов, их цвет, варианты украшения (точки, чёрточки, расположение (кайма для фартука, клетчатая юбка и др.).

Чем старше дети, тем больше внимания уделяется вариантам изображения одного мотива, сочетаниям цветов, расположению на поверхности предмета, на листе.

Таким образом, воспитатель постепенно знакомит с закономерностями той или иной росписи, особенностями декоративного искусства.

Таким образом, с первого занятия ребёнок проявляет самостоятельность в выборе некоторых средств выразительности в пределах традиций росписи.

Чем старше дети, тем больше задач они решают самостоятельно.

ТЕХНИКА ДЕКОРАТИВНОГО РИСОВАНИЯ

Задания по декоративному рисованию в средней группе по композиционным задачам сходны с наклеиванием готовых форм. Вначале дети учатся проводить кистью ровные линии и наносить между ними ритмично повторяющиеся мазки или точки, чередовать мазки по цвету, меняя их положение, когда узор усложняется.

Точка требует овладения новым приемом работы кистью (кисть при этом держится вертикально) и достаточно развитой координации движений, чтобы только касаться бумаги концом кисти.

Композиция первых рисунков также самая простая: ритмичное повторение одного и того же элемента. Ритм движения руки, присущий человеку, облегчает этот повтор и помогает передаче ритма в изобразительных формах.

Усложнение программного материала идет за счет более сложной композиции и введения новых изобразительных элементов в узор. Кроме точек и мазков, дети учатся использовать в узоре круги и кольца, с приемами рисования которых они знакомились еще в младшей группе.

В старшей группе в начале закрепляются умения, приобретенные в средней группе, в составлении узоров, состоящих из прямых линий, мазков, точек на разных формах. Но это не простое повторение материала средней группы. Детям предоставляется на выбор уже большее количество цветов; элементы, сочетаемые в узорах, могут быть разных размеров.

В качестве композиционного приема чаще применяют принцип чередования элементов, что делает узор более декоративным. Чередование может включать 2-3 элемента, различных по форме или цвету.

Дети учатся использовать различные цвета спектра в сочетании с цветным фоном. В декоративном рисовании цветной фон может быть более разнообразным, чем в тематическом рисовании. Кроме контрастных сочетаний,дети учатся видеть красоту цвета в определенной гамме: синий, голубой, белый, красный, оранжевый, желтый и др.

Дети способны почувствовать красоту одноцветного узора, например тонких кружевных узоров снежинок, кружева.

Усложняется и понятие о симметрии. Кроме расположения одинаковых форм направо и налево, дети знакомятся с зеркальным отражением, где части узора соответственно меняют свое положение.

Узор на треугольнике строится не только по краю и в углах, а может начинаться из одного угла и распространяться на весь треугольник. В этом случае используется форма не равностороннего треугольника, а равнобедренного с прямым или тупым углом. Ребята рисуют на них всевозможные узоры косынок.

Для создания узора они учатся использовать элементы природных форм.

Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности. Дошкольник стремиться представить мир таким, каким он его видит. Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности детей. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивает у них художественный вкус, прививает любовь к своему краю. Знакомство детей с декоративно – прикладным искусством позволяет показать особенности и традиции каждого вида, вариативность узоров, некоторые приемы мастеров и побуждает желание и навыки в создании композиции, развивает творческие способности.

Методика обучения детей старшего дошкольного возраста составлению рассказов (из опыта работы) В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной.

Из опыта работы «Использование дидактических игр в обучении декоративному рисованию детей старшего дошкольного возраста» В связи с утверждением и введением в действие Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования к структуре.

Конспект НОД по декоративному рисованию «Дымковская барыня» в группе старшего возраста КОНСПЕКТ НОД «ДЫМКОВСКАЯ БАРЫНЯ» (ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ) В ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА. Воспитатель: Бондарева Т. В. Цели: Учить.

Конспект занятия по декоративному рисованию старшего дошкольного возраста Тема: «Роспись доски городецким узором» Тема: «Роспись доски городецким узором» Задачи: Образовательные: • Продолжать знакомство с городецкой росписью, ее колоритом, особенностями.

Консультация для педагогов «Методика обучения методу наглядного моделирования по развитию речи детей дошкольного возраста» Древнегреческую покровительницу памяти, рассуждений и всех названий звали Мнемозина, именно это имя ложится в основу многих определений,.

Консультация для педагогов «Методика обучения пересказу литературного произведения детей старшего дошкольного возраста» ПЕРЕСКАЗ – это творческое воспроизведение литературного текста. На занятиях по пересказу литературного произведения дети приобщаются к подлинно.

Что такое декоративное рисование. Смотреть фото Что такое декоративное рисование. Смотреть картинку Что такое декоративное рисование. Картинка про Что такое декоративное рисование. Фото Что такое декоративное рисованиеМастер-класс: «Методика обучения детей лазанию, метанию вдаль, организации подвижных игр» С целью распространения педагогического опыта на неделе погружения для молодого педагога 7 ноября в физкультурном зале детского сада был.

Методика обучения детей основным видам движений Содержание упражнений Методические указания Содержание упражнений Методические указания Прыжки в высоту с разбега. На расстоянии 1 м от.

Методика развития ловкости у детей дошкольного возраста Методы и средства развития ловкости у детей дошкольного возраста В методической литературе (Е. Н. Вавилова, Э. Я. Степаненкова, и др.) можно.

НОД по декоративному рисованию «Городецкая роспись» для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Роспись доски городецким узором» Задачи: Образовательные: Продолжать знакомство с городецкой росписью, ее колоритом, особенностями.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *