Что такое деловая активность в экономике

Деловая активность предприятия

В учебной литературе встречаются различные определения понятия деловая активность предприятия.

Так, В.В. Ковалев определяет деловую активность в широком смысле как весь спектр усилий направленных на продвижение фирмы на рынках продукции, труда, капитала. В контексте анализа финансово-хозяйственной деятельности этот термин понимается в более узком смысле – как текущая производственная и коммерческая деятельность компании. При этом деловая активность коммерческой организации проявляется в динамичности ее развития, достижения ею поставленных целей, эффективном использовании экономического потенциала, расширении рынков сбыта своей продукции.

Л.В. Донцова и Н.А. Никифорова отмечают, что деловая активность в финансовом аспекте проявляется, прежде всего, в скорости оборота средств. Некоторые авторы заменяют сущность деловой активности показателями ее характеризующими. Так, О.В. Ефимова и М.В. Мельник в качестве анализа деловой активности иллюстрируют операционный цикл хозяйствующего субъекта.

Сравнительный анализ других отечественных и зарубежных подходов к определению деловой активности приведен в таблице

Авторы работ по изучению деловой активностиСущность подхода в изучении деловой активности компанииОсновные показатели
Ю. БригхэмДеловую активность предприятия оценивает коэффициентами качества управления активами; автор делает упор на сравнение полученных коэффициентов со среднеотраслевыми данными.Оборачиваемость товарно-материальных запасов, оборачиваемость основных средств, средний срок инкассации, оборачиваемость всех активов.
Дж. К. Ван ХорнВидит методику оценки деловой активности в рассмотрении вопроса о внешнем финансировании.Показатели ликвидности; рентабельности; удельного веса заемного капитала; обеспеченности процентов по кредитам.
О.В. ЕфимоваАвтор делает акцент на анализе операционного цикла предприятия.Период операционного цикла, оборота оборотных активов, средний период оборота денежных средств и краткосрочных финансовых вложений.
Д.А. Ендовицкий, В.А. ЛубковПредложили показатели анализа деловой активности, учитывающей внешние и внутренние взаимосвязи.Коэффициент инвестиционной деловой активности, экономическая добавленная стоимость.
В.В. КовалевПолагает, что деловая активность коммерческой предприятия выражается в динамичности ее развития.Оценка степени выполнения планов, норм, нормативов; коэффициент устойчивости экономического роста; оценка динамичности созревания фирмы.
Л.И. УшвицкийРассматривает деловую активность через призму качественных показателей.Положение на рынке; зависимость компании от крупных поставщиков; деловая репутация.
Р. ХолтБазируется на показатели эффективности производственной деятельности, измеряющие прибыльность фирмы и ее способность использовать активы.Прибыльность продаж, доходность активов, валовая прибыль, доходность капитала, показатели выплаты дивидендов и покрытия процентов, прибыль на акцию; рентабельность капитала.
А.Д. Шеремет, Г.В. СавицкаяОтождествляют оборачиваемость и деловую активность обязательств и активов.Коэффициенты оборачиваемости капитала, оборачиваемость и рентабельность капитала.

Суммируя, сформулируем обобщенное определение понятия деловая активность предприятия.

Деловая активность предприятия – это результативность и эффективность производственно-коммерческой деятельности предприятия (скорость оборачиваемости его средств).

Деловая активность предприятия в финансовом аспекте проявляется, прежде всего, в скорости оборота его средств.

Информационной базой для анализа деловой активности традиционно является бухгалтерская (финансовая) отчетность организации. Для целей внутреннего анализа могут также использоваться данные синтетического и аналитического учета.

Анализ деловой активности предприятия заключается в исследовании уровней и динамики разнообразных финансовых коэффициентов (показателей) оборачиваемости.

Коэффициенты (показатели) оборачиваемости показывают, сколько раз за анализируемый период оборачиваются те или иные активы предприятия. Обратная величина, помноженная на 360 дней (или количество дней в анализируемом периоде), указывает на продолжительность одного оборота этих активов. Показатели оборачиваемости имеют большое значение для оценки финансового положения предприятия, поскольку скорость оборота средств оказывает непосредственное влияние на платежеспособность предприятия. А увеличение скорости оборота средств отражает повышение производственно-технического потенциала предприятия.

Коэффициенты оборачиваемости имеют большое значение для оценки финансового состояния предприятия, поскольку скорость оборота капитала, то есть скорость превращения его в денежную форму, оказывает непосредственное влияние на платежеспособность предприятия. Кроме того, увеличение скорости оборота капитала отражает при прочих равных условиях повышение производственно-технического потенциала предприятия. Для этого рассчитываются показатели оборачиваемости, дающие наиболее обобщенное представление о хозяйственной активности анализируемого предприятия.

Деловая активность имеет тесную взаимосвязь с другими важнейшими характеристиками предприятия. Прежде всего, речь идет о влиянии деловой активности на инвестиционную привлекательность, финансовую устойчивость, кредитоспособность. Высокая деловая активность хозяйствующего субъекта мотивирует потенциальных инвесторов к осуществлению операций с активами этой компании, вложению средств.

Деловая активность организации довольно чувствительна к изменениям и колебаниям различных факторов и условий. Основополагающее влияние на деловую активность хозяйствующих субъектов оказывают макроэкономические факторы, под воздействием которых может формироваться либо благоприятный «предпринимательский климат», стимулирующий условия для активного поведения хозяйствующего субъекта, либо наоборот – предпосылки к свертыванию и затуханию деловой активности. Достаточно высокую значимость имеют также и факторы внутреннего характера, в принципе подконтрольные руководству организаций. Кроме того, от уровня и характера деловой активности зависят, в конечном итоге, структура капитала, платежеспособность, ликвидность организации и др.

Являясь важнейшей характеристикой функционирования коммерческой организации, деловая активность может быть оценена с помощью ряда показателей, а, следовательно, является объектом экономического анализа в рамках анализа деловой активности. Обобщенно оценку деловой активности можно представить в виде схемы:

Что такое деловая активность в экономике. Смотреть фото Что такое деловая активность в экономике. Смотреть картинку Что такое деловая активность в экономике. Картинка про Что такое деловая активность в экономике. Фото Что такое деловая активность в экономике

Анализ и оценка деловой активности осуществляется на качественном и количественном уровнях. Анализ на качественном уровне предполагает оценку деятельности предприятия по неформальным критериям: широта рынков сбыта (внутренних и внешних), деловая репутация предприятия, его конкурентоспособность, наличие постоянных поставщиков и покупателей, долгосрочных договоров купли-продажи, имидж, торговая марка и пр. Данные критерии целесообразно сопоставлять с аналогичными параметрами других хозяйствующих субъектов, действующих в данной отрасли или сфере бизнеса. Количественные критерии деловой активности характеризуются системой абсолютных и относительных показателей. Среди абсолютных показателей необходимо выделить объём реализованной продукции, товаров, работ, услуг, прибыль, величину авансируемого капитала, оборотных средств, денежных потоков и др. Целесообразно сравнивать эти параметры в динамике за ряд периодов (месяцев, кварталов, лет).

Источник

Деловая активность и рентабельность по анализу данных бухгалтерской отчетности

Для определения эффективности финансово-хозяйственной деятельности организации используются показатели деловой активности и рентабельности. Данные показатели не являются очевидными, однако существуют специальные формулы, которые помогают вычислить данные характеристики в зависимости от финансовых итогов деятельности организации за отчетный период. Показатели рентабельности помогают в оценке прибыльности функционирования предприятия.

Показатели деловой активности – это коэффициенты управления активами или показатели оценки скорости оборота активов, т.е. скорости проведения финансово-хозяйственных операции и оборота обязательств и активов организации

Цели анализа рентабельности и деловой активности предприятия

Любая оценка деятельности предприятия должна решать определенные цели и отвечать на поставленные перед проверяющими вопросы. Для аналитики деловой активности, мы можем выделить следующие этапы:

При проведении анализа эффективности необходимо оценить следующие факторы:

Для анализа оборачиваемости и рентабельности необходимо проверить уровень показателей и динамику их изменения, понять, какие факторы влияют на них и количественно их оценить.

Показатели рентабельности и деловой активности, которые используются на предприятии ОАО «Цемент» следующие:

Для анализа деловой активности и рентабельности рассчитываем вышеупомянутые показатели.

К оборачиваемости запасов = Себистоимость реализованной продукции Средняя за период стоимость запасо в

Следовательно, коэффициент оборачиваемости запасов в нашей организации составляет:

Об экономном и эффективном использовании запасов предприятия, а также об интенсивном процессе сбыта, производства и снабжения свидетельствует рост оборачиваемости запасов.

На нашем предприятии коэффициент оборачиваемости активов составит:

Можно отметить, что каждый рубль активов предприятия оборачивался один раз в отчетном году.

R оборотных активов = Чистая прибыль Средняя стоимость оборотных активов за период

На нашем предприятии рентабельность оборотных активов составляет:

Согласно расчетам, рентабельность оборотных активов за отчетный период выросла, следовательно, на 1 руб. оборотных активов приходится 48 коп. чистой прибыли.

R собственного капитала = Чистая прибыль Средняя стоимость собственного капитала

На предприятии доходность (рентабельность) собственного капитала составляет:

Доходность собственного капитала за отчетный период выросла. На 1 руб. собственного капитала приходится 39 коп. чистой прибыли.

К оборачиваемости дебиторской задолженности = Выручка ( нетто ) от реализации Средняя сумма дебиторской задолженности за период

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности составляет:

Из полученных данных видно, что скорость оборота дебиторской задолженности снизилась.

К оборачиваемости оборотных активов = Выручка ( нетто ) от реализации Средняя стоимость оборотных активов за период

На нашем предприятии коэффициент оборачиваемости оборотных активов составляет:

Все виды оборотных активов потреблялись и вновь возобновлялись дважды за один год.

Наиболее полную характеристику результатов хозяйственной деятельности организации отражают показатели рентабельности, так как они демонстрируют соотношение прибыли с наличными или использованными ресурсами. Их можно использовать в качестве инструмента ценообразования и для оценки деятельности предприятия.

R продаж = Прибыль от продаж Выручка от продаж

На нашем предприятии рентабельность продаж составляет:

Получается, что за отчетный период с 1 руб. продаж предприятие имеет 32 коп. прибыли.

Все полученные показатели рентабельности и деловой активности ОАО «Цемент» сведены в таблицу.

Таблица 1. Показатели деловой активности и рентабельности ОАО «Цемент»

Наименование показателя

Значение показателя

Изменение

предыдущий период

отчетный период

Коэффициент оборачиваемости активов, раз

Коэффициент оборачиваемости запасов, раз

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности, раз

Коэффициент оборачиваемости оборотных активов

Рентабельность оборотных активов

Рентабельность собственного капитала

Аналитические выводы

Проведя анализ форм №1 и №2 бухгалтерской отчетности ОАО «Цемент» можно сделать следующие заключения:

Проведение анализа рыночной активности организации

Для определения рыночной активности предприятия используются коэффициенты, расчет которых можно проводить на основании внутренней и внешней отчетности. Полученные данные будут отражать состояние баланса, иногда эти цифры не совпадают с рыночными характеристиками.

В условиях развитой рыночной экономики довольно просто определить стоимость компании:

Для акционеров любой компании важно понимание того, насколько рыночная стоимость предприятия меньше или больше балансовой, так как если балансовая стоимость намного превышает рыночную, то на фондовом рынке компанию можно приобрести по цене, которая не будет отражать реальную стоимость его физических активов.

Следовательно, акционерам интересно, чтобы рыночная стоимость их акций превышала цену активов, приходящихся на эти акции.

Принять решение о покупке акций предприятия можно сравнив его балансовую и рыночную стоимость по формуле:

Балансовая стоимость акции = Собственный капитал Количество в обращении обыкновенных акций

На нашем предприятии балансовая стоимость 1 акции составляет:

52 821 303 22 074 192 = 2 393 руб.

Следовательно собственного капитала приходится 2393 руб. на одну обыкновенную акцию ОАО «Цемент».

Отношение инвесторов к предприятию может характеризоваться соотношением рыночной и балансовой стоимости акций. Чем выше цена и ниже балансовая стоимость, тем более высокая прибыль у предприятия на акционерный капитал.

Часть чистой прибыли организации расходуется на выплаты дивидендов, часть остается внутри предприятия, при этом увеличивается собственный капитал и капитал акционеров.

Прибыль на акцию EPS = Чистая прибыль Количество в обращении обыкновенных акций

Дивиденды на акцию DPS = Часть чистой прибыли распределяемая на дивиденды Количество в обращении обыкновенных акций

Акционерам важно знать, какая именно часть прибыли уходит на выплату дивидендов. Коэффициент дивидендных выплат рассчитывается следующим образом:

Коэффициент дивидендных выплат = Общая сумма дивидендов Чистая прибыль компании

Для ОАО «Цемент» показатели составляют:

Из расчетов следует, что половина прибыли отчетного периода была потрачена на выплату дивидендов.

Немаловажный вопрос для держателей акций – сумма активов на акцию в денежном выражении, то есть доля активов предприятия, которая принадлежит акционеру на одну обыкновенную акцию.

Сумма активов на акцию=АктивыКоличество в обращении обыкновенных акций

Сумма активов на 1 акцию ОАО «Цемент» составляет:

Также можно определить сумму, которую готовы заплатить инвесторы за одну единицу прибыли, исходя из соотношения рыночной стоимости акции и прибыли на одну акцию.

Коэффициент цена доход = Рыночная цена акции Прибыль на одну акцию

Источник

Деловая активность

Что такое деловая активность в экономике. Смотреть фото Что такое деловая активность в экономике. Смотреть картинку Что такое деловая активность в экономике. Картинка про Что такое деловая активность в экономике. Фото Что такое деловая активность в экономике

Деловая активность: понятие, сущность, цель и задачи анализа деловой активности. Система показателей деловой активности

Одним из комплексных методов оценки эффективности функционирования современной компании на рынке, является оценка показателей ее деловой активности, включающих как количественный, так и качественный подход к исследованию эффективности функционирования организации. В условиях рыночных отношений и высокого уровня конкуренции, значимость оценки деловой активности организации, принимает особое значение в исследовании ее финансового состояния, формировании стратегического плана и перспектив развития. Приведение отчетности российских предприятий к международным стандартам, позволяет проводить оценку деловой активности не только для внутренних пользователей, но и для потенциальных инвесторов, при этом возникает возможность определить эффективность использования капитала, активов, производственно-сбытовой деятельности по стандартам, принятым на международном уровне.

Что такое деловая активность? Определение понятия с позиции различных ученых

Понятие деловой активности в практику российских компаний, по утверждению отдельных ученных, пришло в 1992 году. Именно на этом этапе, начался наиболее высокий рост рыночной активности хозяйствующих субъектов, что потребовало оценки эффективности их деятельности с количественной и качественной точки зрения, а так же положения на рынке реализуемой продукции. Соответственно, оценка деловой активности в начале девяностых годов прошлого века, применялась только к предприятиям, имеющим доступ на международные рынки сбыта продукции, а ее необходимость была вызвана наличием интересов зарубежных покупателей к деятельности компаний.

Рассмотрим же определение «ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ» с позиции различных авторов:

АвторОпределение понятия «деловая активность»
Н.Н. ХаритоноваВ широком смысле деловая активность означает весь спектр усилий, направленных на продвижение фирмы на рынках продукции, труда, капитала…, в более узком смысле – как текущая производственная и коммерческая деятельность предприятия.
С. Л. ДзахоеваДеловая активность это процесс динамичного развития предприятия, возможность достижения предприятием запланированных целей посредством эффективного использования своего потенциала, увеличение рынков сбыта своей продукции и повышение устойчивости финансового состояния.
О.П. РазиньковаДеловая активность предприятия проявляется, прежде всего, в скорости оборота его средств, а анализ деловой активности заключается в исследовании уровней и динамики коэффициентов оборачиваемости.
А. А. ФатхуллинаДеловая активность в финансовом аспекте проявляется, прежде всего, в скорости оборота средств, анализ деловой активности заключается в исследовании уровней и динамики разнообразных финансовых коэффициентов – показателей оборачиваемости.
Р.Б. ШестаковВ широком смысле означает комплекс усилий, направленных на продвижение фирмы на рынках товаров, труда, капитала. Деловая активность компании проявляется в динамике ее развития, в увеличении доходов, эффективном использовании экономических и финансовых ресурсов, укреплении партнерских отношений, расширении рынков сбыта своей продукции (услуг), опережающем росте объемов продаж продукции компании по сравнению с ростом стоимости ее бренда.
И.О. ЕвстигнееваДеловая активность является комплексной и динамичной характеристикой предпринимательской деятельности и использования ресурсов.

Таким образом, данная категория характеризует положение компании на рынке сбыта основной продукции или услуг, состояние эффективности использования капитала, активов, дебиторской и кредиторской задолженности, а так же уровень основных показателей рентабельности.

Источники информации для анализа деловой активности

Оценка деловой активности производится на основании, как правило, финансовой отчетности предприятия, при этом, для исследования качественных характеристик деловой активности, могут потребоваться данные: маркетинговых исследований; внутренней управленческой отчетности, данные статистических форм отчетности и данные аналогичных конкурирующих и (или) эталонных компаний.

В целом источники информации для анализа деловой активности делятся на внутренние и внешние:

1. Внутренние источники:

— отчет о финансовых результатах;

— отчет о движении денежных средств;

— отчет об изменениях капитала;

— пояснения и приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах;

— статистические формы отчетности о численности персонала, объемах произведённой и отгруженной продукции;

— оборотные ведомости, аналитические и синтетические регистры по отдельным счетам.

2. Внешние источники:

— данные маркетинговых исследований;

— данные периодических изданий;

— данные сети «Интернет»;

— не законно добытые данные (промышленный шпионаж).

Для чего проводят анализ деловой активности: цель и задачи

Целью анализа деловой активности предприятия является определение резервов повышения ее уровня и улучшения положения компании на рынке сбыто продукции и услуг.

Показатели анализа деловой активности

1. Количественные показатели:

1.1. Коэффициент оборачиваемости запасов материалов – это показатель характеризующий объем продаж (выручки) на 1 руб., имеющихся у предприятия средних запасов, рассчитывается следующим образом:

где, Коб.з — коэффициент оборачиваемости запасов материалов (оборотов); Зср – средняя величина запасов в анализируемом (расчетном) периоде; Т – объем продаж в денежном выражении.

1.2. Период оборачиваемости запасов материалов – это показатель характеризующий, период совершения одного оборота запасов материалов, рассчитывается следующим образом:

1.3. Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности – это показатель характеризующий объем продаж (выручки) на 1 руб., средней величины дебиторской задолженности расчетного периода, рассчитывается следующим образом:

где, Коб.дз — коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности (оборотов); ДЗср – средняя величина дебиторской задолженности в анализируемом (расчетном) периоде.

1.4. Период оборачиваемости дебиторской задолженности – это показатель характеризующий, период совершения одного оборота дебиторской задолженности, рассчитывается следующим образом:

1.5. Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности – это показатель характеризующий объем продаж (выручки) на 1 руб., средней величины кредиторской задолженности расчетного периода, рассчитывается следующим образом:

где, Коб.кз — коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности (оборотов); ДКср – средняя величина кредиторской задолженности в анализируемом (расчетном) периоде.

1.6. Период оборачиваемости кредиторской задолженности – это показатель характеризующий, период совершения одного оборота дебиторской задолженности, рассчитывается следующим образом:

1.7. Коэффициент оборачиваемости капитала – это показатель характеризующий объем продаж (выручки) на 1 руб., средней величины капитала компании расчетного периода, рассчитывается следующим образом:

где, Коок — коэффициент оборачиваемости капитала (оборотов); Аср – средняя величина капитала в анализируемом (расчетном) периоде.

1.8. Фондоотдача – это показатель характеризующий объем продаж (выручки) на 1 руб., средней величины основных производственных фондов компании расчетного периода, рассчитывается следующим образом:

где, Фот – фондоотдача; ОСср — средняя величина основных производственных фондов в анализируемом (расчетном) периоде.

1.9 Операционный цикл – показатель, характеризующий длительность кругооборота операционных, оборотных активов компании, рассчитывается следующим образом:

где, Цоп – операционный цикл; Цооб1 + Цооб2 ……+ Цообn — сумма периода оборотов операционных оборотных активов.

1.10 Рентабельность продаж – показатель, характеризующий величину выручки (объема продаж) на 1 руб. прибыли от продаж, рассчитывается следующим образом:

где, Роб.пр – рентабельность продаж; Ппр – прибыль от продаж.

1.11 Рентабельность продукции – показатель, характеризующий величину затрат (себестоимости) на 1 руб. прибыли от продаж, рассчитывается следующим образом:

где, Рт – рентабельность продукции (услуг); З (СС) – затраты (себестоимость).

1.12 Рентабельность собственного капитала – показатель, характеризующий величину собственного капитала на 1 руб. прибыли до налогообложения или чистой прибыли, рассчитывается следующим образом:

где, Рск – рентабельность собственного капитала; Пня – прибыль до налогообложения; Пч – чистая прибыль; СКср – средняя величина собственного капитала.

2. Качественные показатели:

2.1 Инвестиционная привлекательность. Комплексный — интегральный показатель, рассчитываемый на основе пятифакторной модели Э.Альтмана:

где, Х1 – отношение собственных оборотных средств к среднегодовой величине активов; Х2 – отношение чистой прибыли компании к среднегодовой величине активов; Х3 – отношение бухгалтерской прибыли к среднегодовой величине активов; Х4 – отношение рыночной стоимости собственного капитала к привлеченному (заемному) капиталу; Х5 – отношение выручки к среднегодовой величине актив.

Границы допустимого значения Z составляют от 1,8 до 2,9 пунктов, при этом, чем выше значение итогового интегрального показателя, тем выше инвестиционная привлекательность.

2.2 Маркетинговые исследования – являются качественным показателем, характеризующим положение предприятия на рынке, конкурентов предприятия, основных поставщиков, покупателей, долю и емкость рынка.

2.3 Широта ассортимента – показатель, характеризующий количество товарных групп предприятия, рассчитывается следующим образом:

где, J – широта ассортимента; J1 – количество ассортимента на анализируемый момент; SJ – общее количество ассортимента.

2.4 Широта рынков сбыта – показатель, характеризующий количество рынков сбыта предприятия, рассчитывается следующим образом:

где, R – широта рынков сбыта; R1 – количество рынков сбыта на анализируемый момент; SR – общее количество рынков сбыта.

Остальные показатели, характеризующие качественную составляющую деловой активности организации, такие как: конкурентоспособность, уровень руководства, наличие стабильных покупателей и поставщиков, положение на рынке, деловая репутация, относятся к индивидуальным показателям и для каждого предприятия определяются по-разному.

Пример анализа показателей деловой активности

Показатели2014 г.2015 г.2016 г.
1. Коэффициент оборачиваемости запасов, оборотов11,5411,339,18
2. Период оборачиваемости запасов материалов, дней31,1931,7839,23
3. Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности, оборотов77,65118,944,46
4. Период оборачиваемости дебиторской задолженности, дней4,643,038,1
5. Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности, оборотов32,2838,8240,48
6. Период оборачиваемости кредиторской задолженности, дней11,159,278,89
7. Коэффициент оборачиваемости капитала, оборотов8,448,426,19
8. Фондоотдача, руб.53,1551,9745,43
9. Рентабельность продаж, %7,997,66,6
10. Рентабельность продукции, %8,688,227,06
11. Рентабельность собственного капитала по балансовой прибыли, %117,26104,4459,26
11. Рентабельность собственного капитала по чистой прибыли, %111,0798,7955,58

Вывод: В целом, как можно заметить, из динамики количественных показателей деловой активности ООО «ХХХ», их значение изменяется не стабильно на протяжении анализируемого периода. Поэтому, необходимо более тщательно разобрать каждый их проанализированных показателей и определить факторы, которые оказали влияние на его изменение.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *