Что такое демографическая политика география 10 класс
Разработка урока в 10-м классе по теме «Демографическая политика»
Разделы:
Цель урока: познакомить учащихся с демографической политикой в странах с разным типом воспроизводства населения.
Тип урока: комбинированный с применением СИТ
Ход урока
I. Организационный момент.
Повторение известного учащимся материала (об изменении численности населения).
— Итак, сегодня мы продолжаем изучать тему «Население мира» (см. приложение).
— Какие разделы этой темы вам уже известны? (ответы).
— Но есть и такой печальный фактор, который приводит к смерти. Это недоедание. Обратите внимание на карту, где показана доля населения, получающая недостаточное питание. Как вы видите самый высокий показатель 35% приходится на какие страны? (Африка, Южная Азия, Монголия).
— В целом в мире систематически недоедают 815 млн. человек.
— И ежедневно умирают в мире 35 тыс. человек. Можно подсчитать, что примерно за 3 недели, с учетом воспроизводства населения, может умереть город с численностью 1,5 млн. человек.
— Но, несмотря на это, жизнь продолжается и за тот же год на Земле рождается 96 млн. маленьких человечков.
— Конечно же, зловещий смысл таит в себе стремящаяся к вертикали кривая численности Земного шара.
— В конце 18 в. английский ученый Томас Мальтус в своей книге «Опыт о законе народонаселения» доказал, что рост продуктов питания все больше отстает от роста населения и тем самым заложил основы «Демографической политики», которая является также одним из разделов темы «Население мира». Об этом мы и будем говорить.
1) выявлять особенности демографической политики
2) выделять проблемы
3) находить пути их решения
Создание проблемной ситуации о демографической политике (беседа, слайдовые презентации, глоссарий)
— Как вы считаете, что такое демографическая политика? (ответ).
— Значит, основными показателями демографической политики является: (рождаемость и естественное движение населения). Мы с вами уже говорили о 1 и 2 типе воспроизводства населения, а что значит нулевой и отрицательный? (ответ).
III. Этап решения новой учебной задачи.
Демографическая политика в странах с разными типами воспроизводства населения (методы, знаковая фиксация, тетради, слайды, театрализованное представление, дебаты)
— Выступление представителей из групп.
— На доске записываются примеры стран.
— Показ их на политической карте мира.
— Ребята, а вы давно были в театре? Тогда я предлагаю вам принять участие в мини-спектакле. Кто желает?
Встречаются два старых друга, которые не виделись два года.
Первый: Привет, дорогой, как я рад тебя видеть! Тебя просто не узнать. У тебя новый автомобиль «Мерседес», а два года назад, как я помню, был «Ситроен», и костюм за тысячу долларов.
Второй: А у тебя все тот же старенький «Пежо».
Первый: Да! Да! Старенький «Пежо», милая жена Сьюзен и единственная дочь Кати. Ну, да зачем все обо мне? Твоя кузина сказала мне, что ты купил шикарный дом. В общем, богатеешь.
Второй: Хочешь знать, в чем секрет моего благополучия? У меня четверо детей и мы ждем пятого! (обыграли сюжет).
Диалог между мужем и женой.
Муж: Милая, где наш великолепный сын? Я обещал сводить его в зоопарк сегодня.
Жена: Ты знаешь, дорогой, он ушел в зоопарк с дедушкой и бабушкой, а мне хотелось бы в их отсутствие поговорить с тобой о важной проблеме, если хочешь, планах, которые меня сейчас волнуют.
Жена: Нет, нет, я не хочу этого: Я хочу ребенка!
Муж: Да ты с ума сошла!
— Спасибо. В каких странах могут происходить данные действия? Назовите типы воспроизводства населения?
IV. Рефлексия урока.
Видеосюжет, моно и диалог с представителем городского кабинета планирования семьи.
— Но, а теперь предлагаю посмотреть, что думают и говорят о демографической политике ваши сверстники и преподаватели (видеоролик).
Заключительное слово учителя.
Представьте себя депутатами городского совета. Какие мероприятия, предложения, могли бы вы внести для улучшения демографической ситуации у нас в городе? (дебаты)
— Многие ваши предложения заслуживают внимания и они, возможно, могут повлиять на демографическую ситуацию у нас в городе.
Оценка знаний учащихся
V. Домашнее задание.
Подготовить презентации в компьютерном или рукописном варианте о демографической ситуации в ваше расширенной семье (это с учетом ближайших родственников, бабушек, дедушек и т.д.)
Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемВалентина Нестерова
Похожие презентации
Презентация 10 класса по предмету «География» на тему: «Демографическая политика стран мира Урок по георафии 10 класс Автор : Совсуняк Ольга Александровна МОУ ЦО 49 учитель географии г. Тверь.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:
1 Демографическая политика стран мира Урок по георафии 10 класс Автор : Совсуняк Ольга Александровна МОУ ЦО 49 учитель географии г. Тверь
2 Демографическая политика – целенаправленная деятельность государства и иных социальных институтов в сфере урегулирования процессов воспроизводства населения Демографическая политика призвана содействовать формированию желательного для сообщества типа воспроизводства населения, сохранению или изменению тенденций в области динамики рождаемости, смертности, семейного состава, расселения, внутренней или внешней миграции, качественных характеристик населения.
6 Демографическая политика Китая направлена на погашение высокой рождаемости. Главная цель демографической политики в Китае – переход от многодетной к однодетной или, по крайне мере, двухдетной семье. Девизы: Один ребенок в семье, Одна супружеская пара – один ребенок, Народ без братьев и сестер. Разрешение на рождение ребенка выдает местный комитет по планированию семьи.
7 Один ребенок Два и более детей надбавки к зарплате, выплата ежемесячных пособий, бесплатное медицинское обслуживание, преимущества при устройстве ребенка в детский сад, при поступлении в школу, вуз. обязана заплатить штраф, родителей могут понизить в должности. для семей с большим количеством детей установлена шкала прогрессивно растущих вычетов из заработной платы Сравнительная таблица положения семей в Китае
9 За ХХ в. средняя плотность населения в Индии возросла с 27 до 267 человек на 1 км ². Почти половину населения страны составляли дети и молодежь до 18 лет.
11 Усилия привели к незначительному снижению коэффициента рождаемости, но не остановили абсолютного роста населения. Средний размер семьи и в наши дни составляет 5 человек..
14 В экономически развитых странах, демографическая политика преследует цель повышения коэффициентов рождаемости и естественного прироста. В первую очередь это страны Европы. В США государственная демографическая политика фактически отсутствует. Население прирастает за счет мигрантов. В России демографическая политика сводится к поощрению многодетности и осуществлению комплекса мер, обеспечивающих материальное и моральное ее стимулирование.
17 В христианском мире против искусственного прерывания беременности категорически выступает католическая церковь. В 1987 г. Ватикан издал специальную « Инструкцию » по этому поводу, Каирская конференция 1994 г. более резкое подтверждение Против абортов и планирования семьи выступает и большинство мусульманских стран. В протестантских и православных странах отношение терпимое. Всего же в мире ежегодно совершается примерно 60 млн абортов.
18 Причины низкой рождаемости в развитых странах 1. Занятость женщин в обществе 2. Большое количество родителей с высшим образованием ( умением планировать семью ) 3. Желание устроить карьеру 4. Поздний возраст вступления в брак 5. Растет число неполных семей
19 Количество неполных семей ( по сравнению с полными семьями ) в различных странах с 1970 по 2001 гг.
Что такое демографическая политика география 10 класс
Раздел ЕГЭ: 3.3. Динамика численности населения Земли и крупных стран. Концепция демографического перехода. Географические особенности воспроизводства населения мира. Постоянный рост населения Земли, его причины и последствия. Демографическая политика
Большинство государств стремится управлять воспроизводством населения для достижения оптимальной демографической ситуации, иными словами — проводит демографическую политику.
Демографическая политика — система административных, экономических, пропагандистских и других мероприятий, с помощью которых государство воздействует на естественное движение населения (прежде всего на рождаемость) в желательном для себя направлении.
В странах первого типа преобладает демографическая политика, направленная на повышение рождаемости и естественного прироста. С этой целью принимается ряд стимулирующих мер: выплата пособий при рождении второго и последующего ребёнка, ежемесячные пособия на детей, оплачиваемые отпуска по уходу за детьми и др. Одной из первых стран, начавших демографическую политику, направленную на рост населения, считается Франция. В наши дни подобные меры принимаются в большинстве стран Европы.
Сложности в проведении демографической политики есть в арабо-мусульманских странах Юго-Западной Азии и Северной Африки, а также в странах Тропической Африки, где крепки традиции многодетной семьи.
Каждое государство выбирает свои методы регулирования численности населения. В России, например, поощряется многодетность, а в США демографическая политика в привычной её трактовке фактически отсутствует. Население страны прирастает за счёт приезжих. Согласно статистическим исследованиям, каждые 29 секунд в стране появляется новый мигрант.
Примеры демографической политики развивающихся стран:
Индия: «Нас двое — нам двоих».
• Производится доплата за одного ребенка.
• Производится массовая стерилизация населения.
• Установлен более поздний возраст вступления в брак.В смотрели конспект урока по географии «Демографическая политика». Выберите дальнейшее действие:
Презентация на тему «Демографическая политика» 10 класс
Описание презентации по отдельным слайдам:
Демографическая политика стран мира
Демографическая политика Китая направлена на “погашение” высокой рождаемости. Главная цель демографической политики в Китае – переход от многодетной к однодетной или, по крайне мере, двухдетной семье. Девизы: “Один ребенок в семье”, “Одна супружеская пара – один ребенок”, “Народ без братьев и сестер”. Разрешение на рождение ребенка выдает местный комитет по планированию семьи.
Сравнительная таблица положения семей в Китае Один ребенок Два и более детей надбавки к зарплате, выплата ежемесячных пособий, бесплатное медицинское обслуживание, преимущества при устройстве ребенка в детский сад, при поступлении в школу, вуз. обязана заплатить штраф, родителей могут понизить в должности. для семей с большим количеством детей установлена шкала прогрессивно растущих вычетов из заработной платы
За ХХ в. средняя плотность населения в Индии возросла с 27 до 267 человек на 1 км². Почти половину населения страны составляли дети и молодежь до 18 лет.
Усилия привели к незначительному снижению коэффициента рождаемости, но не остановили абсолютного роста населения. Средний размер семьи и в наши дни составляет 5 человек..
Примеру Индии и Китая последовали Бангладеш Пакистан, Шри-Ланка, Индонезия
В христианском мире против искусственного прерывания беременности категорически выступает католическая церковь. В 1987 г. Ватикан издал специальную «Инструкцию» по этому поводу, Каирская конференция 1994 г. более резкое подтверждение Против абортов и планирования семьи выступает и большинство мусульманских стран. В протестантских и православных странах отношение терпимое. Всего же в мире ежегодно совершается примерно 60 млн абортов.
Причины низкой рождаемости в развитых странах Занятость женщин в обществе Большое количество родителей с высшим образованием ( умением планировать семью) Желание устроить карьеру Поздний возраст вступления в брак Растет число неполных семей
Количество неполных семей (по сравнению с полными семьями) в различных странах с 1970 по 2001 гг.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
География: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1325152
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В России стартует пилотный проект по реабилитации детей-инвалидов
Время чтения: 2 минуты
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Поставщики интернета для школ будут работать с российским оборудованием
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Ученые изучили проблемы родителей, чьи дети учатся в госпитальных школах
Время чтения: 5 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект урока по теме «Демографическая политика»
Способствовать формированию представлений учеников о демографической политике
Образовательные: актуализировать понятия «рождаемость», «смертность», демографическая политика;
Воспитательные: воспитывать интерес к изучению географии; воспитывать чувства долга, толерантности, учитывая обычаи, культуру, семейные традиции, религии разных народов.
Развивающие: развивать умения работы с текстом учебника, определять по таблице и карте динамику численности населения.
Организация образовательного процесса Межпредметные связи
Используемые ЦОРы (цифровые образовательные ресурсы)
1. политическая карта мира ;
3. В.П. Максаковский «Экономическая и социальная география мира» учебник для 10 класса, Москва «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 20011г.
Приветствие, проверка отсутствующих, проверка готовности к уроку и санитарного состояния класса.
Опрос домашнего задания.
Письменный опрос по вариантам по карточкам (приложение 1)
Изучение нового материала.
Итак, сегодня мы продолжаем изучать тему «Население мира».
Численность Земли более 6 млрд. человек,
Каждую секунду появляется на свет 3 ребенка,
Каждую минуту 175 человек,
Каждый час – 10,4 тыс. человек,
Каждые сутки – 250 тыс. новых Землян,
Каждый месяц появляется население такой страны, как Австрия – 8 млн. человек.
— Но есть и такой печальный фактор, который приводит к смерти. Это недоедание. Обратите внимание на карту, где показана доля населения, получающая недостаточное питание. Как вы видите самый высокий показатель 35% приходится на какие страны? (Африка, Южная Азия, Монголия).
— В целом в мире систематически недоедают 815 млн. человек.
— И ежедневно умирают в мире 35 тыс. человек. Можно подсчитать, что примерно за 3 недели, с учетом воспроизводства населения, может умереть город с численностью 1,5 млн. человек.
— Но, несмотря на это, жизнь продолжается и за тот же год на Земле рождается 96 млн. маленьких человечков.
— А теперь обратимся к карте «Типы воспроизводства населения». Назовите страны с 1 и 2 типом воспроизводства населения.
— В конце 18 в. английский ученый Томас Мальтус в своей книге «Опыт о законе народонаселения» доказал, что рост продуктов питания все больше отстает от роста населения и тем самым заложил основы «Демографической политики», которая является также одним из разделов темы «Население мира». Об этом мы и будем говорить.
1) выявлять особенности демографической политики
2) выделять проблемы
3) находить пути их решения
Т.е. основными показателями демографической политики является: рождаемость и естественное движение населения.
Демографическая политика в странах с разными типами воспроизводства разная.
Как вы думаете в странах первого типа воспроизводства на что направлена демографическая политика? ( на рост рождаемости)
Пример стран: Франция, Япония.
* Единовременные ссуды молодоженам
* Пособие при рождении ребенка
А в странах второго типа воспроизводства на что направлена демографическая политика? ( на сокращение рождаемости)
Национальная программа планирования семьи
Повышение возраста вступления в брак (мужчины –21, женщины – 18)
Массовая добровольная стерилизация населения
Политический девиз “Нас двое – нам двоих”.
Комитет по планированию деторождения
Поздний возраст вступления в брак (мужчины – 22, женщины– 20)
Ежемесячная доплата государства за одного ребенка в семье
“ Одна семья – один ребенок
— А как вы думаете демографическая политика России направлена на увеличение или уменьшение рождаемости? (на увеличение)
Однако на пути осуществления демографической политики возникает немало трудностей, причем не только финансово-экономических, но и морально-этических. В 90-e п. ХХ в. особенно большие дискуссии вызвал вопрос о праве женщины на прерывание беременности, против предоставления котopoгo резко выступила католическая церковь. Многие мусульманские арабские страны, особенно в Юго-Западной Азии, по соображениям религиозной морали вообще отвергают любые меры по «планированию семьи». Никакой дeмографической политики не проводит и большинство наименее развитых стран Тропической Африки.
?Найдите и выпишите этапы демографического перехода
Теория демографического перехода.
Второй этап характеризуется резким сокращением смертности (благодаря прежде вceгo успехам медицины) при coxpaнении традиционной высокой рождаемости. Эта «вилка» между первым и вторым показателями и стала исходной причиной возникновения демографического взрыва.
Для третьего этапа xaрактерно сохранение низких показателей смертности (а иногда даже их некоторое увеличение, связанное с «постарением» нaceления). Рождаемость тоже снижается, но обычно все же нeсколько превышает смертность, обеспечивая умеренное расширенное воспроизводство и рост численности населения.
При переходе к четвертому этапу показатели рождаемости и смертности совпадают. Это означает переход к стабилизации численности населения.
В последнее время в науке и практике все большее значение приобретают показатели, характеризующие не только количество, но и качество населения. Это сложное, комплексное понятие, учитывающее экономические (занятость, душевой доход, калорийность питания), социальные (уровень здравоохранения, безопасности граждан, развития дeмократических институтов), культурные (уровень грамотности, обеспеченности культурными учреждениями, печатной продукцией), экологические (состояние окружающей среды) и другие условия жизни людей.
В последнее время ООН и дpyгие международные организации при определении качества нaceления страны главное внимание обращают на состояние eгo здоровья, которое, в свою очередь, во мнoгoм зависит от уровня здравоохранения, общего уровня жизни. Во второй половине ХХ в. в этом отношении были достигнуты заметные успехи, в том числе и в развивающихся странах. Однако многие проблемы остаются еще нерешенными.
— Расскажите, в чем заключается демографическая политика стран первого типа воспроизводства.(Демографическая политика направлена на рост рождаемости,
Демографическая политика: Единовременные ссуды молодоженам; Пособие при рождении ребенка; Оплачиваемые отпуска.)
— А в чем заключается демографическая политика в странах второго типа воспроизводства? ( Демографическая политика направлена на снижение рождаемости; Демографическая политика :национальная программа планирования семьи; повышение возраста вступления в брак (мужчины –21, женщины – 18); массовая добровольная стерилизация населении;политический девиз “Нас двое – нам двоих”(в Индии); «Одна семья – один ребенок» (Китай). )
— Охарактеризуйте второй и третий этап демографического перехода. ( Второй этап характеризуется резким сокращением смертности (благодаря прежде вceгo успехам медицины) при coxpaнении традиционной высокой рождаемости. Эта «вилка» между первым и вторым показателями и стала исходной причиной возникновения демографического взрыва.
Для третьего этапа xaрактерно сохранение низких показателей смертности (а иногда даже их некоторое увеличение, связанное с «постарением» нaceления). Рождаемость тоже снижается, но обычно все же нeсколько превышает смертность, обеспечивая умеренное расширенное воспроизводство и рост численности населения. )
— В чем заключается четвертый этап демографического перехода? ( При переходе к четвертому этапу показатели рождаемости и смертности совпадают. Это означает переход к стабилизации численности населения.)