Что такое демография в географии 7 класс

Что такое демография в географии 7 класс

Раздел ЕГЭ: 3.1. Географические особенности размещения населения. Неравномерность размещения населения земного шара: основные черты и факторы

Население Земли — общее число людей, живущих на Земле, достигшее в мае 2019 года 7,7 млрд человек. Вплоть до 1970-х годов численность населения мира росла по гиперболическому закону; с 1990 года наблюдается замедление темпов роста населения Земли. Тем не менее численность населения в абсолютном выражении продолжает быстро увеличиваться (в 2002 году — на 74 млн, в 2014-м — на 87 млн), хотя относительный прирост в 2000-х годах сократился почти вдвое по сравнению с показателем 1963 года, когда он достиг пикового значения (2,2 % в год).

Размещение населения — процесс распределения населения на определённой территории.

По территории Земли население распределено крайне неравномерно. Около 70 % людей проживает на 7 % суши, а 15 % суши вообще не заселено человеком. Это области с экстремальными природными условиями, непригодными для жизни.

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗМЕЩЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ

Неравномерное размещение населения обусловлено рядом факторов :

Демография — наука, изучающая состав, численность, закономерности воспроизводства и территориальное размещение населения Земли.

ОСОБЕННОСТИ РАЗМЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
(основные черты неравномерности)

Самый населённый регион мира — Азия. Здесь проживает около 4,4 млрд человек. За ней следуют Африка (1,2 млрд человек), Европа (738 млн человек), Южная и Северная Америка (634 и 357 млн человек соответственно).

Наименее заселенным регионом является Австралия с Океанией. Здесь проживает свыше 39 млн человек.

Около 80,2 % населения мира проживает на территориях с абсолютной высотой до 500 м над уровнем моря. Но они занимают всего 28 % суши. На высоте более 1000 м живёт всего 8,2 % населения. Наибольшее количество людей, живущих в высокогорном поясе, характерно для Южной Америки: в высокогорьях Анд (выше 2000 м) проживает 11 % населения региона.

Примерно половина всех жителей Земли сосредоточена на территории, удалённой от побережья морей и океанов не более чем на 200 км. Но она составляет всего 16 % суши.

Что такое демография в географии 7 класс. Смотреть фото Что такое демография в географии 7 класс. Смотреть картинку Что такое демография в географии 7 класс. Картинка про Что такое демография в географии 7 класс. Фото Что такое демография в географии 7 класс

В смотрели конспект урока по географии «Население мира: размещение населения». Выберите дальнейшее действие:

Источник

Конспект к уроку «Численность населения мира и демографическая политика»

Тема: «Численность населения мира»

Форма организации учебной деятельности:

фронтальная, индивидуальная, работа в группах.

Цели по содержанию.

Образовательные: способствовать формированию знаний о численности населения мира и демографической политики.

Развивающие: создать условия для развития познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

способствовать развитию умений выделять, описывать и объяснять существенные признаки основных понятий темы; способствовать развитию навыков самостоятельной работы с географическими текстами, учебником, географической картой, с материалами мультимедийной презентации, создать условия для совершения учащимися « малых открытий», привитие навыков самостоятельной работы при поиске требуемого материала ;делать общие выводы и обобщения.

Воспитательные: способствовать воспитанию географической культуры учебного труда, чувства ответственности, способствовать коммуникативных умений; развивать интерес к изучаемому предмету.

овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

— высказывать свое предположение на основе учебного материала;

— работать по плану, инструкции;

-формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование и сохранение

— слушать и понимать речь других;

— формулирование и аргументация своего мнения и позиции;

— уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.

Умение организовывать свою деятельность ;

— определять цели, задачи;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации;

— умение работать в коллективе;

— высказывать суждения, подтверждая их фактами;

-овладение практическими умениями работы с учебником;

— решение проблемных ситуаций;

-умение анализировать, делать выводы.

словесный (объяснение нового материала, эвристическая беседа, фронтальная беседа),

наглядный (презентация «Численность и воспроизводство населения мира», видеофрагмент «7 млрд. человек»),

практический (работа с картами атласа, учебником, дополнительным материалом),

оценивание (самоконтроль, взаимоконтроль).

Технологии обучения: проблемно-поисковые, информационно-коммуникативные, обучение на основе «проблемных ситуаций»

Приветствие учащихся, настраивание на урок. Проверка готовности к уроку.

2. Мотивация к обучению.

Мы приступаем к изучению очень важной и интересной темы

« География населения мира».

(слайд 1 ) Тема урока: « Численность населения и демографическая политика мира»

Изучать тему нашего урока мы будем по блокам: (слайд 2)

Блок «Численность населения»

Блок «Воспроизводство населения»

Блок «Типы воспроизводства населения»

Блок «Демографическая политика »

Блок «Демографическая ситуация в России»

Учитель: Как вы думаете, какова цель нашего урока? ( слайд 3)

Учитель: В ходе урока мы выявим закономерности динамики численности населения мира, вспомним типы воспроизводства населения, познакомимся с демографической политикой государств мира. Будем совершенствовать навыки работы со статистическими материалами.

3. Изучение новой темы.

Блок 1. «Численность населения».

-Какова численность населения мира?

Просмотр видеофрагмента «7 млрд. человек»

-Чем является Калининградская область для России?

Перед просмотром вопрос: Где родился 7 млрд. житель?

31октября 2011 года появился на свет 7 млрд. житель планеты. Это Петя Николаев житель Калининграда.

Самый западный район России

Население Земли счетчик населения мира

Знакомство с сайтом «Счетчик населения»

со счетчиком населения

7 661 729 463 человек

Розыгрыш ситуации в виде диспута на телепередачи: «Горячий вопрос»

Зловещий смысл таит в себе стремящаяся к вертикали кривая численности населения земного шара”. 7 млрд. – это много для нашей планеты или нет?

Какова ваша позиция?

Грозит ли нашей планете перенаселение?

В чем “зловещность” роста населения?

Проанализировав рисунок можно сделать вывод о том, что численность население постоянно….

Причем с 1600 года начинается резкое ……..численности населения

Какие мероприятия помогают вычислить количество людей на земном шаре.

Как часто проходит перепись населения?

Когда была последняя перепись населения?

Работа со статистическими материалами Приложение №2

Работа по таблице 10 и атласу с.4-5

Найти страны с наибольшей численностью населения

и показать на карте

Данные по населению мира получают из переписей населения.

Зачитывание обзаца стр. 64

«История переписи населения»

выходят и прикрепляют магнитик

Какие проблемы связаны с ростом численности населения.

Несомненно, вы правы. Людям надо дышать. А хватит ли всем чистого воздуха?

Надо пить. А хватит ли всем пресной воды?

Надо есть. А хватит ли пашни, чтобы вырастить пищу?

Надо жить в домах, одеваться, передвигаться на транспорте. А хватит ли ресурсов?

И, наконец, хватит ли на всех жизненного пространства

Нехватка пресной воды, земельных угодий, дефицит ресурсов и т. д.

Вывод: Рост численности населения зависит от характера его воспроизводства

Блок 2. «Воспроизводство населения ».

Приложение №3 Самостоятельная работа по группам

Работа с понятиями

8. «Демографический взрыв »–

Приложение №4 Проанализируйте таблицу 11 и проработайте текст учебника стр.64-65 сделайте вывод, какая страна и почему имеет самую большую численность населения и самый большой естественный прирост населения

Какой тип воспроизводства распространен? Работа по атласу

Проанализируйте таблицу 11 и сделайте вывод, какая страна и почему имеет самую низкую коэффициент рождаемости и низкую коэффициент естественного прироста населения .

Какой тип воспроизводства распространен? Работа по атласу (задание 2 группе)

Проанализируйте таблицу 11 и сделайте вывод, какая страна и почему имеет самую низкую коэффициент естественного прироста населения .

Какой тип воспроизводства распространен? Работа по атласу

Дети работают самостоятельно по группам

Вывод: Традиционный – высокая…. низкая ….. и высокий естественный …..

Вывод: Современный –низкая рождаемость, высокая смертность и отрицательный естественный прирост

Вывод: снижение коэффициента естественного прироста связано с повышением …….населения, развитием медицин (слайд 12)

Назвать факторы, влияющие на демографические процессы:

рождаемость и смертность

Теория демографического перехода

Работа по учебнику стр.66

За счет каких стран в ближайшее время будет обеспечиваться основной прирост населения

Вывод: В ближайшее время основной прирост населения будет обеспечиваться за счет …..

«Этнография» – наклон туловища вперед,

«Демографическая весна»- руки вверх,

«Рождаемость» – наклоны головы вправо и влево,

Блок 3. «Типы воспроизводства населения ».

Работа с учебником с.64-65

Традиционный тип воспроизводства

современный тип воспроизводства

Работа с раздаточным материалом

На основе анализа картосхем

Распределите регионы по типам воспроизводства.

сделать вывод о райoнах распространения I и II типов воспроизводства населения

Вывод: I тип воспроизводства населения характерен для стран:

Вывод:II тип воспроиз

водства населения харак

Раскройте понятие: демографическая зима и

Блок 4. «Демографическая политика мира ».

Работа со словарем

Что такое демографическая политика?

На что направлена политика 1 типа воспроизводства

На что направлена политика 2 типа воспроизводства

Блок 5. «Демографическая ситуация в России».

Численность населения России на данный момент

Демографические процессы в России: рождаемость, смертность, естественный прирост.

4.Закрепление нового материала.

1 Сверхвысокие темпы роста численности населения называется …..

2. Текущий учет численности производится за счет …… ……..

3.На сегодняшний мир численность населения составляет ……млрд.чел.

4.Самые страны крупные по численности населения

1. Сверхвысокие темпы роста численности населения называется Демографическим взрывом

2. Текущий учет численности производится за счет переписи населения

3.На сегодняшний мир численность населения составляет 7 млрд.чел.

4.Самые страны крупные по численности населения

(записать 5 страны) Китай, Индия, США, Индонезия, Бразилия

Закрепление изученного материала.( Решение задач из ЕГЭ)

. 1.Выберите страну, которая по численности населения превосходит Россию?

2.Что такое «демографический взрыв»?

А.Резкое снижение смертности В.Резкое увеличение прироста населения

Б.Резкое снижение рождаемости Г.Резкое увеличение смертности

3.В какой из перечисленных стран средняя продолжительность жизни населения наибольшая?

4.Выберите страну, в которой численность населения наибольшая?

5.Из перечисленных стран наибольшая смертность характерна для:

А.Афганистана и Чада В.Дании и Австрии

Б.ОАЭ и Бахрейна Г.Аргентины и Эквадора

6.Численность населения Земли в настоящее время составляет

7. В какой из стран коэффициент смертности населения ниже?

3.Резкое увеличение рождаемости – демографический взрыв

4.Демографическая политика — комплекс экономических, административных, пропагандистских мероприятий, с помощью которых государство влияет на рождаемость в желаемом для себя направлении.

Расположите страны в порядке возрастания в них естественного прироста населения (на 1 тыс. жителей). Укажите ответ в виде последовательности буквенных обозначений выбранных элементов.

Пояснение. Естественный прирост населения (разность между рождаемостью и смертностью (на 1 тыс. жителей)) наименьший в тех странах, где наименьшая рождаемость и высокая смертность из-за большого количества людей преклонного возраста в возрастной структуре населения.

5. Домашнее задание п.11,к/к стр.6-7№2

А есть ли у нас будущее?

Возьмите то количество “человечков”, скольких детей вы хотите иметь. Мы их поместим на доску “Будущее 10 класса” и подсчитаем.

А когда вы будете принимать во взрослой жизни такое решение, надеюсь, вспомните сегодняшний урок и сделаете правильный выбор. Значит, не зря мы изучаем эту тему!

С какой темой познакомились?

Что нового для себя познали (по цепочке отвечают)

Источник

§ 6. ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И ИХ ГЕОГРАФИЯ

Вспоминаем. Что такое демография? Каковы основные современные демографические тенденции регионов мира? В чём заключается суть демографических проблем?

Для чего мы это изучаем? Почему сегодня необходимо знать основные демографические тенденции? Какие проблемы влечёт за собой рост численности населения? Предположите, областью деятельности каких специалистов является изучение демографических процессов. В каких учреждениях образования и на каких специальностях возможно получить образование, связанное с изучением демографических процессов?

Сайт:Профильное обучение
Курс:География. 10 класс
Книга:§ 6. ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И ИХ ГЕОГРАФИЯ
Напечатано::Гость
Дата:Воскресенье, 26 Декабрь 2021, 01:57

Оглавление

Демографическая ситуация. География населения является основным направлением социально-экономической географии. С одной стороны, население конкретной территории оказывает влияние на социально-экономическое развитие, с другой — природные условия, ресурсы, социально-экономический уровень развития, политическая ситуация могут определять характер демографических процессов и другие признаки населения.

Поразмышляем. Как могут повлиять на демографические характеристики населения политические конфликты в стране?

В мире всё взаимосвязано. 1. Как по демографическим показателям определить уровень социально-экономического развития страны? 2. Представьте себе, вы — один из руководителей региона. Приведите примеры, подтверждающие необходимость знаний об основных демографических тенденциях в вашем регионе.

География населения имеет наиболее тесные связи с демографией. Из неё она заимствует показатели и изучает региональные различия процессов. При этом изучение демографических процессов — одна из основных задач при характеристике населения страны. К демографическим процессам относят рождаемость, смертность, естественное движение населения, динамику численности, воспроизводство населения.

Что такое демография в географии 7 класс. Смотреть фото Что такое демография в географии 7 класс. Смотреть картинку Что такое демография в географии 7 класс. Картинка про Что такое демография в географии 7 класс. Фото Что такое демография в географии 7 класс

Клуб знатоков-экономикогеографов. Некоторые демографы относят к демографическим процессам брачность и разводимость населения. В современном мире наблюдается сокращение числа браков и рост числа разводов (рис. 36). Например, странами, где больше всего разводятся семейные пары, являются Россия и Беларусь, а больше всего заключают браков — Таджикистан и Египет.

Для того чтобы получить комплексную характеристику демографических процессов, происходящих на конкретной территории, мы должны проанализировать её демографическую ситуацию.

Демографическая ситуация — это состояние демографических процессов и половозрастной структуры населения в динамике, протекающих на конкретной территории (страна, регион, поселение) в определённое время. Демографическую ситуацию в любом регионе определяют два основных процесса — рождаемость и смертность населения.

В мире всё взаимосвязано. В мире всё взаимосвязано. Используя ранее полученные знания, объясните, какие факторы оказывают влияние на рост численности населения в странах Африки и Азии. Почему в Европе численность населения сокращается?

География рождаемости и смертности населения мира. Рождаемость влияет на рост населения и изменяет его возрастную структуру. В свою очередь на рождаемость оказывают влияние многие факторы (рис. 37). Основополагающим выступает здоровье женщины и мужчины.

Клуб знатоков-экономикогеографов. Ещё в Древнем Риме было замечено, что в обеспеченных семьях рождаемость ниже, чем в бедных. Она может изменяться также под влиянием изменения значения ребёнка в семье; положения женщины в обществе, её образования и доходов; демографических традиций; типа расселения; религии; политической обстановки; демографической политики и др.

Для изучения рождаемости, сравнения и установления различий между странами используют общий коэффициент рождаемости (ОКР). Он рассчитывается как отношение абсолютного числа рождений за год к среднегодовой численности населения в расчёте на 1000 человек, измеряется в промилле (‰).

В мире интересного. Интересны факты о скорости рождений населения в мире. По данным Бюро переписей США, ежегодно в мире абсолютное число рождений составляет: в год — 133 940 516 чел., в месяц — 10 995 043 чел., в день — 361 481 чел., в час — 15 062 чел., в минуту — 251 чел., в секунду — 4,2 чел.

Общий коэффициент рождаемости населения мира по данным за 2019 г. составил 19 ‰.

География рождаемости населения в мире разнообразна и характеризуется различиями между регионами и группами стран по уровню социально-экономического развития. В развитых странах рождаемость ниже мирового уровня и составляет 11 ‰. Это объясняется прежде всего более высоким уровнем социально-экономического развития, положением женщины в обществе — более высоким уровнем её образования, доходов и др. В развивающихся странах рождаемость населения превышает мировое значение. В этой группе стран на каждую 1000 жителей рождается 21 человек (рис. 38).

Что такое демография в географии 7 класс. Смотреть фото Что такое демография в географии 7 класс. Смотреть картинку Что такое демография в географии 7 класс. Картинка про Что такое демография в географии 7 класс. Фото Что такое демография в географии 7 класс

Мир и Беларусь. Рождаемость населения Беларуси составляет 9,9 ‰, что сопоставимо со средним показателем по Европе — 10 ‰. Больших различий между городскими и сельскими жителями нет. Начиная с 2003 г. рождаемость в стране увеличивается. Однако в 2017 г. из-за сокращения численности населения репродуктивного возраста рождаемость несколько сократилась. Смертность населения в нашей стране близка к показателям, например, Франции, Великобритании, Швеции.

Поработаем с атласом. Используя карты атласа и материалы учебного пособия, приведите примеры, подтверждающие зависимость процессов рождаемости и смертности от политического положения в государстве.

Смертность населения является вторым важнейшим демографическим процессом, который зависит от большого числа факторов. К числу основных относятся: природно-климатический, генетический, демографический, социально-экономический (уровень благосостояния, род занятий, жилищные условия, санитария, доступ к чистой воде и пр.), культурный, политический, экологический, характер расселения и др. Во второй половине ХХ в. причиной увеличения смертности стал СПИД, который представляет серьёзную угрозу для развития.

Для изучения смертности населения основным показателем выступает общий коэффициент смертности (ОКС — отношение абсолютного числа умерших за год к среднегодовой численности населения в расчёте на 1000 человек, измеряется в промилле (‰)).

В мире интересного. По данным Бюро переписей США, ежегодно в мире абсолютное число смертей составляет: в год — 56 545 138 чел., в месяц — 4 712 095 чел., в день — 154 918 чел., в час — 6455 чел., в минуту — 108 чел., в секунду — 1,8 чел.

География смертности населения в мире по сравнению с рождаемостью не имеет значительных региональных различий. Это объясняется тем, что успехи здравоохранения стали носить глобальный характер, в результате чего появилась возможность их распространения на все страны.

Для динамики смертности населения, как и для рождаемости, характерно её снижение со второй половины ХХ в. Это обусловлено улучшением санитарных условий (ликвидация причин распространения болезней; контроль за качеством пищи, воды, воздуха и др.), развитием здравоохранения (открытие пенициллина, антибиотиков), улучшением условий жизни.

Что такое демография в географии 7 класс. Смотреть фото Что такое демография в географии 7 класс. Смотреть картинку Что такое демография в географии 7 класс. Картинка про Что такое демография в географии 7 класс. Фото Что такое демография в географии 7 класс

Общий коэффициент смертности населения мира по данным за 2019 г. составил 7 ‰. При этом в развитых странах смертность выше (10 ‰), чем в развивающихся (7 ‰) (рис. 39). Это объясняется увеличением численности населения в старших возрастах — демографическим старением.

В мире всё взаимосвязано. Используя материалы учебного пособия 8-го класса и вспомнив специализацию стран в международном разделении труда, объясните, какие факторы могут оказывать влияние на низкую смертность населения в странах Юго-Западной Азии.

Мир и Беларусь. Смертность населения Беларуси составляет 12,7 ‰, что выше, чем в среднем в Европе. С 1980-х гг. из-за старения возрастного состава населения и других факторов смертность в стране возрастала вплоть до 2010 г., после чего начала снижаться. Смертность в нашей стране близка к показателям, например, России, Литвы и Румынии.

Значительные различия существуют между регионами мира. В 2017 г. Европа являлась регионом мира с самой низкой рождаемостью — 11 ‰. Далее следуют по возрастанию Северная Америка (12 ‰) и Австралия (13 ‰), Южная Америка с Океанией (по 16 ‰) и Азия (18 ‰). Регионом с самой высокой рождаемостью в мире — 37 ‰ — является Африка.

По прогнозам ООН, в мире будет происходить дальнейшее снижение рождаемости. К 2050 г. общий коэффициент рождаемости составит 14,8 ‰. Это сокращение, в основном, произойдёт за счёт развивающихся государств (рис. 38-1). В развитых странах будет наблюдаться стабилизация рождаемости на низком уровне, которая не превысит 11 ‰.

Что такое демография в географии 7 класс. Смотреть фото Что такое демография в географии 7 класс. Смотреть картинку Что такое демография в географии 7 класс. Картинка про Что такое демография в географии 7 класс. Фото Что такое демография в географии 7 класс

СПИД (синдром приобретённого иммунного дефицита) является пандемией XXI века и одной из важнейших причин смертности в мире. Эпидемиологи сходятся во мнении, что вирус иммунодефицита человека берёт своё начало в Центральной Африке.

В 2017 г. с ВИЧ в мире жили 36,9 млн человек. Из них около 22 млн, в том числе 1,8 млн детей, не имеют доступа к лечению от ВИЧ. При этом число людей, умерших от СПИДа, составило 940 тыс. человек. Около 70 % ВИЧ-инфицированных проживают в странах Африки, расположенных южнее Сахары. В 2017 г. смертность инфицированного населения этого региона составила 660 тыс. чел. Второе место в мире по численности умерших от СПИДа занимает Азиатско-Тихоокеанский регион — 170 тыс. чел., третье — с примерно равными показателями — около 35 тыс. чел. — Латинская Америка и Восточная Европа с Центральной Азией. Наименьшей численностью умерших от СПИДа характеризуются страны Ближнего Востока, Западная и Центральная Европа, Северная Америка. Наибольшая доля ВИЧ-инфицированных от численности взрослого населения (15–49 лет), которая превышает 20 %, сосредоточена в Свазиленде, Лесото и Ботсване (рис. 39-1).

Что такое демография в географии 7 класс. Смотреть фото Что такое демография в географии 7 класс. Смотреть картинку Что такое демография в географии 7 класс. Картинка про Что такое демография в географии 7 класс. Фото Что такое демография в географии 7 класс

Между регионами мира значительных различий в смертности населения нет. В 2017 г. с самой низкой смертностью была Южная Америка — 6 ‰. В Азии, Австралии и Океании смертность составляет 7 ‰, в Северной Америке — 8 %, в Африке — 9 ‰. Регионом с самой высокой смертностью в мире сейчас выступает Европа — 11 ‰.

По прогнозам ООН, в мире с 2020 г. в результате демографического старения начнёт возрастать смертность населения. К 2050 г. общий коэффициент смертности составит 9,3 ‰. Это увеличение будет характерно как для развитых, так и для развивающихся стран (рис. 39-2). Однако смертность в развитых странах значительно превысит среднемировой уровень и составит 12 ‰.

Что такое демография в географии 7 класс. Смотреть фото Что такое демография в географии 7 класс. Смотреть картинку Что такое демография в географии 7 класс. Картинка про Что такое демография в географии 7 класс. Фото Что такое демография в географии 7 класс

При сокращении смертности населения в мире происходит увеличение продолжительности жизни. Если в 1950-е гг. она составляла 47,7 года, то в ХХI в. — 72 года. Рост продолжительности жизни характерен как для развитых, так и для развивающихся стран. Разрыв между ними сокращается и составляет 10 лет. Продолжительность жизни населения в развитых странах равна 79 годам, в развивающихся — 69 годам. Дольше всех в мире — до 83 лет — живут жители Японии, меньше всех — в Свазиленде — до 49 лет.

У мужчин и женщин продолжительность жизни различается. Как правило, продолжительность жизни женщин выше, чем у мужчин. Данная закономерность проявляется во всех регионах мира. Поэтому при анализе современной географии продолжительности жизни важно учитывать два показателя: среднюю продолжительность жизни мужчин и среднюю продолжительность жизни женщин. Мужчины в среднем в мире в настоящее время живут 70 лет, женщины — 74 года.

Больше всего мужчин-долгожителей проживает в Швейцарии, Исландии и Лихтенштейне (до 81 года). При этом только до 49 лет живут мужчины ДР Конго и Центрально-Африканской Республики (рис. 39-3). Дольше всех в мире живут женщины Сан-Марино (89 лет) и Японии (86 лет), меньше всех в Свазиленде — до 48 лет (рис. 39-4).

Что такое демография в географии 7 класс. Смотреть фото Что такое демография в географии 7 класс. Смотреть картинку Что такое демография в географии 7 класс. Картинка про Что такое демография в географии 7 класс. Фото Что такое демография в географии 7 класс

Что такое демография в географии 7 класс. Смотреть фото Что такое демография в географии 7 класс. Смотреть картинку Что такое демография в географии 7 класс. Картинка про Что такое демография в географии 7 класс. Фото Что такое демография в географии 7 класс

Рождаемость и смертность являются основополагающими процессами естественного движения населения.

Под естественным движением населения понимают совокупность рождений и смертей, изменяющих численность населения естественным путём.

Естественное движение населения изучается с помощью основного показателя — естественного прироста или убыли.

Естественный прирост — это абсолютная величина разности между количеством родившихся и умерших за определённый промежуток времени. Отрицательное значение этого показателя называется естественной убылью. Эти два показателя можно рассчитать или в абсолютном выражении, или в относительном — в расчёте на 1000 человек, в промилле.

Естественное движение населения в мире характеризуется приростом, который в 2019 г. составил 12 ‰. В то же время его динамика за 1950–2015 гг. характеризуется сокращением. Между развитыми и развивающимися странами существуют большие различия — 1 и 14 ‰ соответственно (рис. 40).

Что такое демография в географии 7 класс. Смотреть фото Что такое демография в географии 7 класс. Смотреть картинку Что такое демография в географии 7 класс. Картинка про Что такое демография в географии 7 класс. Фото Что такое демография в географии 7 класс

Африка является регионом, где наблюдается самый высокий естественный прирост — 26 ‰. В Азии из-за больших различий между странами в уровне экономического развития естественный прирост составляет 10 ‰. Между странами Северной и Южной Америки различия велики — 2 и 11 ‰ соответственно. Европа представляет регион, где рождаемость и смертность населения в настоящий момент имеют примерно одинаковые значения, однако смертность ненамного превышает рождаемость. Здесь наблюдается естественная убыль — 1 ‰.

Максимальные значения естественного прироста населения в мире характерны для Нигера — 38 ‰. Естественная убыль населения в разрезе стран наблюдается в Европе. Это в основном бывшие социалистические страны. Максимальная естественная убыль характерна для Болгарии — 7 ‰.

Мир и Беларусь. В Республике Беларусь с 1993 г. происходила естественная убыль населения. С 2005 г. она сокращается и в настоящее время составляет 2,8 ‰. В то же время для городских жителей свойствен естественный прирост, а для сельских — убыль.

Демографические процессы являются основой воспроизводства населения и влияют на его характер.

Под воспроизводством населения понимается беспрерывное возобновление и смена людских поколений, которые обеспечиваются процессами рождаемости, смертности и естественного прироста.

В современном мире получили распространение три типа воспроизводства населения — расширенный, простой и суженный, основные признаки которых показаны на рисунке 41.

Что такое демография в географии 7 класс. Смотреть фото Что такое демография в географии 7 класс. Смотреть картинку Что такое демография в географии 7 класс. Картинка про Что такое демография в географии 7 класс. Фото Что такое демография в географии 7 класс

Для всех государств Африки, большинства стран Южной Америки и Азии характерен расширенный тип воспроизводства. Простой тип представлен в отдельных государствах Европы (напр., Франция, Исландия, Ирландия, Швеция), Северной Америки (США, Канада), Азии (Китай), Австралии.

В большинстве стран Европы и Японии сформировался суженный тип.

Подведём итоги. География населения является одним из основных направлений социально-экономической географии. К демографическим процессам относят …, …, …, динамику численности и воспроизводство населения.

Между регионами мира значительных различий в смертности населения нет.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *