Что такое демократические выборы исследовательская работа

Исследовательская работа «Избирательная система России»

Комитет по образованию Поспелихинского района

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Поспелихинская средняя общеобразовательная школа №1»

Научно-практическая конференция «Продвижение»

ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО РОССИИ В РОССИЙСКОЙ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ

Жданова Алина Алексеевна

МКОУ «ПСОШ №1», 10 класс

Ильенко Наталья Игоревна

Учитель истории и обществознания МКОУ «ПСОШ №1»

с. Поспелиха, 2018 г.

Понятие «Избирательное право»……………………………………. 4

Принципы избирательного права…………………………………..…5

Особенности избирательной системы России………………………..7

Избирательная система в правовой системе………………………….9

Демократическая организация общества и государства невозможна без осуществления народовластия, важнейшим инструментом которого являются выборы. Демократические выборы давно стали повсеместным явлением, привычной практикой для нашей страны. Выборы – одно из распространенных явлений общественной жизни: выбираются высшие органы власти (Государственная Дума), Президент, руководители местного самоуправления. Поэтому понятно, что выборы рассматриваются как конституционно-правовой институт, связанный с формированием различных органов публичной власти.

Актуальность темы работы не вызывает сомнений. При закреплении порядка реализации гражданами активных и пассивные избирательных прав законодатель выбирает ту или иную избирательную систему. Этот выбор обусловлен комплексом различных социальных, экономических, политических и исторических причин, а также возможных последствий применении определенного типа избирательной системы. Молодые избиратели должны знать об избирательной системе и активно принимать участие в выборах, реализую свое активное избирательное право.

Объектом данного исследования является избирательное право России.

Предмет изучения – нормы конституционного, избирательного права.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:

провести анкетирование среди учащихся школы (10-11 класс) «Знаете ли вы свои избирательные права»;

— сформулировать понятие избирательного права, выделить принципы;

— изучить нормы законодательства, содержащие основы избирательного права;

— выявить особенности избирательного права России;

— определить место избирательного права в правовой системе.

Среди дореволюционных ученых в исследовании природы и основных свойств избирательной системы следует, отметит значительный вклад Н.М. Коркунова, П.И. Лазаревского, П.И. Люблинского, С.А. Муромцева, Б.Н. Чичерина. В советский период данная проблематика затрагивалась в трудах Т.Б. Анисимовой, П.Т. Василенкова, А.И. Кима, В.Ф. Котока, БЛ. Кравцова, А.И. Лепешкина, ИЛ. Трайнина, Б.В. Щетинина. Среди современных авторов следует назвать С.Л. Авакьяна, С.С. Алексеева, Г.В Барабашева, П.А.. Богданову и др.

Теоретическую основу работы составляют труды следующих авторов: Е.И. Козловой, О.Е. Кутафина, Г.Д. Садовниковой и др.

Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, четырех частей и заключения. Введение раскрывает актуальность, определяет предмет, объект и цель исследования, раскрывает структуру работы. В первой части работы сформулировано понятие избирательного права. Во второй части освещаются принципы, в третьей определены особенности избирательного права России, а последняя часть посвящена определению места избирательного права в правовой системе. В заключении подводятся итоги исследования, формулируются окончательные выводы по рассматриваемой проблеме.

Понятие «Избирательное право»

В конституционном праве термином «выборы» обозначается процедура формирования государственного органа или наделения полномочиями должностного лица, осуществляемая посредством голосования правомочных лиц при условии, что на каждый предоставляемый таким образом мандат могут претендовать в установленном порядке два или более кандидата. Термин «избирательное право» имеет два значения:

В соответствии с действующим законодательством выборы являются обязательными, периодическими и проводятся в сроки, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. Гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие гражданина Российской Федерации в выборах и референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению. Выборы и референдумы организуют и проводят комиссии. Вмешательство в деятельность комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается.

Принципы избирательного права

— принцип непосредственности выборов предусматривает прямые выборы избирателями кандидатов в органы власти, без института выборщиков.

— принцип гласности предполагает общественный контроль за выборами, возможность присутствия на избирательных участках независимых общественных наблюдателей;

— принцип свободы выборов предполагает добровольность участия в выборах;

— принцип ограничения срока выборов предполагает недопущение отмены и переноса выборов, если это не предусмотрено правовыми нормами.

— принцип равенства избирательных округов: примерное равенство избирательных округов, которое необходимо, чтобы голоса избирателей имели приблизительно одинаковый вес при избрании депутата.

Особенности избирательного права России

Избирательное право в разных странах представляется по разному. В нашей стране сформирована особенная система выборов.

Основные принципы российского избирательного права

Принципы избирательного права России – основополагающие начала российского законодательства о порядке избрания высших органов власти РФ и ее субъектов, установленные Конституцией РФ.

— Принцип прямого голосования

— принцип тайного голосования

— принцип состязательности и альтернативности

Всеобщность означает, что все граждане РФ независимо от пола, расы, национальной принадлежности, вероисповедания и других качеств, если они достигли определенного Конституцией РФ возраста, могут принимать участие в выборах в качестве избирателей либо кандидатов на ту или иную выборную должность (ст. 32 Конституции РФ).

Ограничение в избирательных правах граждан не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами (например, граждане, признанные судом недееспособными либо содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда).

Избирательные права граждан РФ: 1) право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов; 2) участвовать в предвыборной агитации; 3) участвовать в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов; 4) принимать участие в других избирательных действиях в порядке, установленном Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ.

Реализацию принципа всеобщего избирательного права обеспечивает право граждан участвовать в управлении делами государства. Благодаря этому праву граждане РФ могут влиять на принятие и исполнение государственных решений, государственную политику путем определения своих представителей, лиц, в обязанности которых входит защита интересов избирателей.

Граждане РФ осуществляют свое право участвовать в управлении делами государства непосредственно, так как волеизъявление избирателей на выборах, референдумах является прямым, кроме того, граждане РФ могут лично участвовать в работе органов законодательной, исполнительной или судебной власти.

Принцип равенства избирательной системы РФ содержит в себе элементы: 1) каждый избиратель обладает только 1 голосом (реализацию однократного волеизъявления граждан на выборах обеспечивает наличие списков избирателей по месту их жительства, где избиратели могут проголосовать только 1 раз на основании паспорта гражданина РФ); 2) участие в выборах граждан РФ на равных основаниях (ни один избиратель не может иметь привилегии по отношению к другим избирателям, в случае же ограничения кого-либо в их правах либо предпочтении голосов одних избирателей перед другими выборы могут быть признаны недействительными).

Принцип прямого голосования означает, что избиратели голосуют на выборах непосредственно за кандидатов, а не за специальных представителей, которые в последующем будут вправе избирать кандидатов на выборную должность.

Выборы в РФ тайные, т. е. голосование на выборах всех уровней и во все органы власти осуществляется только тайно – избиратель голосует один в специально отведенном для этого помещении, где никто не может находиться, кроме лица, выражающего свое волеизъявление.

Этот принцип обеспечивает свободное выражение воли граждан РФ и исключает возможность давления со стороны других лиц путем угроз.

В мире распространен также ценз оседлости, у нас в стране нет такого принципа, выдвигающий в качестве условия допуска к выборам определенный срок проживания в данной местности или в стране.

На практике постоянно обеспечивать точное равенство избирательных округов достаточно сложно и дорого, поэтому в нашей стране наблюдаются отклонения от принципа равенства избирательных округов.

Избирательное право в правовой системе России

Какое место занимает избирательное право в правовой системе России? Избирательное право как подотрасль конституционного права относится к публичному праву. Это следует из положений Конституции РФ. Хотя она не содержит специальной главы, посвященной организации выборов, но принципы и нормы, устанавливающие исходные положения избирательного права закреплены в главах, посвященных основам конституционного строя, правам и свободам человека и гражданина, системе органов государственной власти. Наличие их в Конституции обеспечивает демократичный характер формирования органов государства, в котором непосредственно принимают участие граждане РФ.

Публично-правовой характер избирательного права проявляется, прежде всего, в выборах, в процессе которых происходит совместное и независимое волеизъявление граждан в форме голосования в пользу тех или иных кандидатов на должности в публичных органах власти. Народ, выбирая своих представителей, уполномочивает их на осуществление принадлежащей ему власти.

Как отмечает Козлова Е.И., Кутафин О.Е. в «Конституционном праве России»: «являясь совокупностью конституционно-правовых норм, избирательное право образует важную составную часть конституционного права Российской Федерации, один из наиболее значимых его институтов и регулирует такие общественные отношения, которые складываются, например, при выборах Президента РФ, депутатов законодательных (представительных) органов власти Федерации и ее субъектов, а также при выборах в исполнительные органы власти и органы местного самоуправления».

Избирательное право регулирует важнейшие общественные отношения, складывающиеся при выборах Президента, депутатов всех уровней, глав местных администраций и образует важную составляющую часть конституционного права РФ. Таким образом, избирательное право по своей природе является совокупностью конституционно-правовых норм.

Главной задачей избирательного права, в соответствие с «Избирательным правом и процессом в РФ» Дмитриева Ю.А., Исраеляна В.Б., в регулировании отношений, складывающихся в процессе выборов, проведении референдумов и реализации других институтов демократии. Будучи публичным правом, реализующимся на основе принципа централизации, избирательное право определяет нормы поведения участников соответствующих общественных отношений императивно. Т.е. все граждане РФ, независимо от их должности, статуса или общественного положения, одинаково обязаны выполнять эти правовые нормы. В этом проявляется воля народа, являющегося единственным сувереном, имеющим право устанавливать действующий правопорядок, а также выбирать лиц, которые будут управлять от его имени.

При характеристике избирательного права как подотрасли конституционного права, следует иметь в виду и то, что особым предметом его регулирования является, прежде всего, сфера политических отношений, связанных с выборами, о чём отчасти уже упоминалось ранее. В этой связи уместно указать, что под политикой обычно понимают отношения, складывающиеся между государствами, нациями, различными крупными социальными общностями в связи с осуществлением власти. При этом следует отметить, что различные социальные общности (классы, народы, нации, макрогруппы и т.п.) сами по себе не могут быть организованными, и поэтому имеются определённые субъекты, которые являются их представителями и реализуют функции по их относительной организации, а также быть выразителем их определённых взглядов, интересов и т.д.

Источник

Исследовательская работа «Выборы как механизм обновления политической системы»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Боевая средняя общеобразовательная школа»

Выборы как механизм обновления политической системы

Что такое демократические выборы исследовательская работа. Смотреть фото Что такое демократические выборы исследовательская работа. Смотреть картинку Что такое демократические выборы исследовательская работа. Картинка про Что такое демократические выборы исследовательская работа. Фото Что такое демократические выборы исследовательская работаБоевой 2018

Глава 1. Теоретическая часть……………………………………….…………………. …4

1.2. История проведения выборов в России ………………………………….….……….4

1.3. Принципы системы выборов в России…………………………………………. 5

Глава 2. Практическая часть……………………………………………………………. 8

Список источников и литературы……………………………………………….……. 11

Конституция РФ гласит: «Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей».

Объект исследования – механизмы обновления политической системы

Предмет исследования – это выборы в РФ как инструмент обновления политической системы.

Целью данного исследования выступает изучение реального отношения населения к выборам как инструменту обновления политической системы, а также выявление уровня политической грамотности граждан.

Изучить сущность такого явления, как выборы в соответствие с Конституцией РФ;

Раскрыть историю проведения выборов РФ;

Проверить реальное отношение населения к выборам путем проведения анкетирования;

Выявить уровень политической грамотности населения.

Гипотеза – выборы как механизм обновления политической системы двояко оцениваются гражданами в связи с недостаточным уровнем политической грамотности.

Основной метод проведенного исследования – анкетирование.

Выборы представляют собой узаконенную форму прямого народного волеизъявления, важнейшее проявление демократии. Через выборы граждане оказывают воздействие на формирование органов государственной власти и тем самым реализуют свое право на участие в управлении государственными делами. Гражданское общество, основанное на плюрализме мнений и интересов людей, не в состоянии обеспечить добровольного законопослушания граждан, избежать острых социальных взрывов, а может, и кровавых столкновений, если органы государственной власти не будут образованы на справедливой выборной основе с участием самих же граждан.

Выборы непосредственно отражают политическую систему и со своей стороны влияют на неё. Вся их организация и порядок определения результатов голосования тесно связаны с политическими партиями. Выборы позволяют гражданам уяснить подлинный смысл программ политических партий, борющихся за власть. Через них, и только через них, выявляется воля большинства народа, на основе которой может быть создана демократическая власть.

Выборы дают выход накопившемуся у известной части населения недовольству действиями властей, они открывают единственно возможный путь демократического разрешения противоречий в обществе. Выборы – это своеобразный праздник всех людей, если они верят в демократию и стремятся обрести справедливое правление.

Практическая значимость работы заключает в возможности использования полученных данных для уроков обществознания 9-го и 11-го класса, а также для мониторинга уровня политической грамотности населения всего Боевского поселения, Исилькульского района.

Глава 1. Теоретическая часть

Выборы (англ. electivity) – форма реализации избирательных прав путем участия в избирательной кампании. Законодательство Российской Федерации (РФ) понятием выборы обозначает выборы президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией РФ и избираемые непосредственно гражданами РФ в соответствии с федеральными законами, выборы в государственные органы субъектов РФ, выборы в выборные органы местного самоуправления, а также действия граждан РФ, избирательных объединений, избирательных комиссий и органов государственной власти по составлению списков избирателей, выдвижению и регистрации кандидатов, проведению предвыборной агитации, голосованию и подведению его итогов и др. избирательные действия в соответствии с федеральными избирательными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ.

Право выбора – одно из фундаментальных прав человека. В статье 21 Всеобщей декларации прав человека указывается «Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей».

В последнее время некоторые страны и Россия, в том числе, сталкиваются с проблемой неучастия в выборах большей части населения страны. Участие в выборах, это, в первую очередь, конституционное право граждан. Вместе с тем, нельзя просто игнорировать то, что многие люди совсем отказываются от исполнения своего гражданского долга. Поэтому во многих странах голосование на выборах рассматривается как гражданский долг.

Долг – категория этики, нравственной обязанности человека, выполняемый из побуждения совести.

Так что же такое выборы – право или обязанность? На мой взгляд, есть тонкая грань между добровольным и обязательным. С одной стороны, большинство граждан убеждены, что ходить на избирательный участок – это, прежде всего, право. Те граждане, которым не все равно, в каком обществе, в каком государстве они живут и будут жить, считают, что это обязательное право для каждого человека: для ума и сознания – это право, а для совести – обязанность.

И все же возникает вопрос: «Почему люди не голосуют? Почему бывает так низка активность на выборах?». Ответов два.

Граждане довольны положением вещей, а человек довольный не видит необходимости ходить на избирательный участок.

Люди не идут голосовать потому, что: а) считают это бесполезным и б) таким образом, хотят выразить свое отношение к власти. Если массовое бойкотирование выборов приводит к тому, что выборы считаются несостоявшимися, то бойкот есть выражение такой гражданской позиции.

1.2. История проведения выборов в России

1.3. Принципы системы выборов в России

Принцип всеобщего избирательного права предполагает, что гражданин, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать, а по достижении возраста, установленного Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Федерации, — быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления. При этом гражданин, который достигнет, надень голосования возраста 18 лет, вправе участвовать во всех иных предусмотренных законом и проводимых законными методами избирательных действиях. Всеобщность избирательного права также означает, что его реализация не зависит от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Вместе с тем всеобщее избирательное право вовсе не означает, что участие граждан в выборах абсолютно не ограничено никакими юридическими рамками. В Российской Федерации, как и во всех иных странах, законодательство содержит ряд избирательных цензов, которые представляют собой установленные в нормах права ограничения избирательных прав, обусловленные теми или иными причинами. При этом важно подчеркнуть, что в современных условиях избирательные цензы не имеют дискриминационной направленности, а преследуют, как правило, цели обеспечения осознанного и заинтересованного участия в выборах граждан, а также исключения случаев злоупотребления избирательными правами с их стороны.

Всеобщее избирательное право ограничивается возрастным цензом и цензом оседлости. Для выдвижения в качестве кандидата на выборах Президента РФ возрастной ценз составляет 35 лет, а на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ — 21 год. Помимо этого законами субъектов Федерации может быть предусмотрен возрастной ценз на выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Федерации и в органы местного самоуправления, который не должен превышать возраст 21 год надень голосования на соответствующих выборах. Установление возрастного ценза в отношении максимального возраста кандидата не допускается.

Ценз оседлости согласно российскому избирательному законодательству может устанавливаться только Конституцией РФ и только по отношению к пассивному избирательному праву. В соответствии со ст. 81 Конституции ценз оседлости закреплен лишь на президентских выборах и означает предъявляемое к кандидат)’ требование постоянного проживания на территории страны не менее 10 лет. Иные случаи установления ценза оседлости действующему российскому законодательству не известны.

Помимо упомянутых избирательных цензов на содержание всеобщего избирательного права оказывают воздействие и иные ограничительные условия, предусмотренные законодательством о выборах. Эти условия могут касаться как в целом избирательного права, так и активной и пассивной его составляющей в отдельности. Дополнительные ограничения субъективного избирательного права в целом связаны с тем, что в соответствии со ст. 32 Конституции РФ не принимают участие в выборах лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда или признанные судом недееспособными. Участие в выборах граждан, признанных ограниченно дееспособными, не запрещается.

По отношению к активному избирательному праву в настоящее время предусмотрено только одно дополнительное изъятие из принципа всеобщего избирательного права. Согласно ст. 17 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не допускаются к участию в выборах в органы местного самоуправления в качестве избирателей военнослужащие, проходящие военную службу в воинских частях, военных организациях и учреждениях, которые расположены на территории соответствующего муниципального образования, если место жительства этих военнослужащих до призыва на военную службу не было расположено на территории данного муниципального образования.

граждане РФ, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

граждане, в отношении которых имеется вступившее в силу решение суда о лишении их права занимать государственные (муниципальные) должности в течение определенного срока, если голосование на выборах состоится до истечения этого срока;

осужденные к лишению свободы за совершение тяжких, особо тяжких преступлений, имеющие надень голосования неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;

осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности, имеющие на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;

подвергнутые административному наказанию по ст. 20.3, 20.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях, если голосование на выборах состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;

лица, в отношении которых вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ими ограничений либо совершения действий (п. 1 ст. 56, подп. «ж» п. 7, подп. «ж» п. 8 ст. 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»), если указанные нарушения, действия совершены до дня голосования, в течение установленного законом срока полномочий избираемых органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица;

гражданин, замещающий должность Президента РФ, досрочно прекративший исполнение полномочий в случае отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять президентские полномочия или отрешения от должности, равно как и гражданин, замещающий должность главы муниципального образования и ушедший с указанной должности, но собственному желанию либо отрешенный от должности, — на соответствующих досрочных выборах;

гражданин, дважды подряд занимавший должность Президента РФ, — на следующих выборах Президента РФ.

Федеральным законом, конституцией, уставом, законом субъекта Федерации, уставом муниципального образования могут быть установлены дополнительные ограничения, не позволяющие одному и тому же лицу занимать одну и ту же выборную должность более установленного числа сроков подряд.

С неизбираемостью граждан тесно связана несовместимость статуса депутата, выборного должностного лица с занятием той или иной деятельностью. В отличие от неизбираемости институт несовместимости не препятствует участию граждан в выборах в качестве кандидатов и их избранию на соответствующие должности. Однако, если в случае избрания гражданин не прекратит в установленный срок занятие деятельностью, не совместимой со статусом депутата, выборного должностного лица, соответствующая избирательная комиссия обязана отменить решение о его избрании и назначить новые выборы. В настоящее время несовместимость статуса депутата, выборного должностного лица с занятием иной деятельностью закрепляется исключительно в федеральных законах.

Глава 2. Практическая часть

В ходе исследования проводилось два анкетирования, что было связано с некоторой неоднозначностью результатов первого из них. Поэтому требовалось уточнение некоторых наиболее важных моментов.

Оба анкетирования проводились в Омской области, Исилькульского района, среди одних и тех же респондентов. В нем приняло участие 30 человек в возрасте от 18 до 82 лет, из них 30% мужчин и 70% женщин. При этом студентов было 6,7%, временно не работающих 10%, учащихся 13,3%, работающих 60%, служащих 10%.

Первая анкета была направлена на выяснение отношения населения к выборам, как к инструменту самообновления политической системы. Респондентам предлагалось ответить на следующие вопросы (не включая вопросы про пол, возраст, род занятий и социальный статус):

«Интересуетесь ли вы политикой?»

«Да» ответило 56,6%, «нет» ответило 43,4% (Приложение 1). Количество отрицательно ответивших, которое близится к половине, возможно, говорит о низкой политической культуре среди населения, что выражается от добровольной изоляции от политической сферы жизнедеятельности общества.

«Ваши источники информации о выборах»

Большинство ответило, что главным источником информации является телевидение(63,4%). Менее распространены в качестве оповестителей информации о выборах «интернет»(31,8%), «газеты и журналы»(4,8%). (Приложение 2).

«Вы пойдете на выборы потому что»

Большинство опрашиваемых ответили, что надеются на изменение к лучшему (40%). Считают выборы своим гражданским долгом 30% опрашиваемых. 18% считают это возможность, выразить свое мнение, и только 12% не хотят, чтобы их голосом воспользовались. (Приложение 3).

Отсюда следует, что большинство анкетируемых все-таки верят, что после выборов, в стране или области, все поменяется в лучшую сторону. Но вместе с тем, большое количество расспрашиваемых считают выборы гражданским долгом, который они обязаны исполнять, в независимости от своего желания.

«Считаете ли вы выборы действенным механизмом политической системы?»

«Предсказуем ли исход выборов в нашей стране?»

Выяснилось, что 43,7% могут предсказать исход, а 56,3% не могут. Предсказуемость исхода зависит от реальной альтернативности выборов. То есть, два последних вопроса вступают в противоречие между собой, т.к. большинство опрашиваемых считают выборы действенным механизмом, но вместе с тем, могут заранее предсказать их исход. (Приложение 5).

«Можете ли вы предложить возможную альтернативу выборам как инструменту обновления политической системы?»

Вторая анкета состояла из десяти вопросов и имела своей целью проверку уровня политической грамотности населения:

« С какого возраста можно принимать участие в выборах?»

86% опрашиваемых ответило «С 18 лет», 10% «с 16 лет» и 4% «с 21 года». В итоге, выявлено, что 14% участников анкетирования не знают, с какого возраста можно принимать участие в политической жизни государства. (Приложение 7).

« Какой политический режим действует в России?»

60% ответило «демократический», 6% «путинский», 3% «президентский», 3% «социальный», и 25% опрашиваемых совсем не знают, о чем идет речь. (Приложение 8).

В итоге целых 40% дали не правильный ответ или не дали его вовсе.

«Какую функцию выполняет Государственная Дума?»

Выяснилось, что 77% считают, что Госдума издает законы, 3% «решают государственные вопросы» и 20% не понимают, какую роль играет Госдума в жизни государства (Приложение 9). В ходе этого вопроса выяснилось, что большинство опрашиваемых имеет представление о роли Госдумы в жизни государства, но почти 30% анкетируемых не знают, для чего Госдума нужна вообще.

«На какой срок избирается президент?»

63% ответило «на 6 лет», 15% «на 4 года», 7% «на 5 лет» и 7% «на 8 лет». (Приложение 10). Итог этого вопроса показал, что люди, которые на прямую принимают участие в выборах, не знают, на какой срок будет избран тот или иной кандидат.

«Когда была принята Конституция РФ?»

Выяснилось, что 54% дали правильный ответ «в 1993г.», 33% не знают вообще, 7% ответили «в 1991г.», 3% «в 1992» и 3% «в 2010г.». (Приложение 11). Грубо говоря, почти половина анкетируемых не знают, когда была издана и узаконена Конституция, хотя, возраст опрашиваемых составлял от 18 до 84 лет, т.е. многие анкетируемые затронули то время, когда была принята Конституция РФ.

«Какие политические партии, участвующие в политической жизни страны, вы можете назвать?»

«Кто был первым президентом РФ?»

К счастью, итог данного вопроса получился удовлетворительным, т.к. 90% опрашиваемых назвали Ельцина, 7% Горбачева, 3% Путина. ( Приложение 13).

«Знаете ли вы состав правительства своего региона?»

63% ответили нет, 30% да, 7% частично (Приложение 14). Т.е. практически все опрашиваемые не интересуются составом правительства региона, в котором они проживают.

«Какими политическими правами вы обладаете?»

17 опрашиваемых ответили, что у них есть право голоса на выборах и 13 опрашиваемых уверены, что у них нет никаких политический прав (Приложение 15).

80% опрашиваемых считают себя патриотом, 13% ответили «нет», 7% находились в сомнении (Приложение 16).

Выборы – наиболее распространенный, но далеко не единственный инструмент, позволяющий гражданам участвовать в политической жизни общества. Развитость механизмов такого участия – индикатор зрелости демократического политического режима, при котором источником власти действительно является народ.

В ходе первого анкетирования был сделан следующий вывод:

Опрашиваемые мало интересуются политикой, исход выборов для половины предсказуем, что, по сути, исключает возможность конкурентности в политической борьбе. Треть не считает выборы действенным механизмом обновления политической системы. Реальной замены выборам респонденты не видят. Половина опрашиваемых, голосуя на выборах, не может в полной мере учитывать программу и идеи каждой из сторон, так как просто этим не интересуется.

Получается ситуация, когда граждане, идя на выборы, не верят в весомость собственного голоса, что приводит к их отстраненности от политической сферы, самоизоляции и пассивному отношению. Выборы в глазах граждан предстают не реальным инструментом влияния на политику государства, а номинальным. Конечно, это не касается всех опрошенных, но в зоне риска находится от 30 до 50 % респондентов и эти цифры не могут не настораживать.

Данная негативная тенденция имеет свои корни. Для того, чтобы разобраться с причинами такого поведения нами было проведено второе анкетирование, вопросы которого были нацелены на проверку политической грамотности населения.

Выяснилось, что около половины опрашиваемых не знают, когда была принята и узаконена Конституция РФ, не знают состав правительства своего региона. Вторая часть не знают политический строй свой государства, больше трети уверены, что у них нет никаких политических прав. Только 63 % указали верно, тот срок, на который избирается президент Российской Федерации.

Результаты проведенного исследования частично подтвердили поставленную гипотезу о том, что выборы двояко оцениваются населением в связи с недостаточным уровнем политической грамотности.

Повышение политической грамотности населения должно стать одной из приоритетных задач. Гражданам необходимо активно участвовать в жизни своей страны и идя на выборы делать хорошо обдуманный, рациональный выбор, ведь именно от этого зависит наша жизнь и жизнь будущих поколений.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *