Что такое демонстрационный экзамен ворлдскиллс

Общая информация

О демонстрационном экзамене по стандартам Ворлдскиллс Россия

Демонстрационный экзамен по стандартам Ворлдскиллс – это форма государственной итоговой аттестации выпускников по программам среднего профессионального образования образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования, которая предусматривает:

Демонстрационный экзамен по стандартам Ворлдскиллс Россия проводится с целью определения у студентов и выпускников уровня знаний, умений, навыков, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности в соответствии со стандартами Ворлдскиллс Россия.

Включение формата демонстрационного экзамена в процедуру государственной итоговой аттестации обучающихся профессиональных образовательных организаций – это модель независимой оценки качества подготовки кадров, содействующая решению нескольких задач системы профессионального образования и рынка труда без проведения дополнительных процедур.

Выпускникам

Выпускники, прошедшие аттестационные испытания в формате демонстрационного экзамена получают возможность:

Образовательным организациям

Для образовательных организаций проведение аттестационных испытаний в формате демонстрационного экзамена – это:

Предприятиям

Предприятия получают доступ к единой базе участников движения «Молодые профессионалы (WorldSkills Russia) и выпускников, прошедших процедуру демонстрационного экзамена, и могут осуществить подбор лучших молодых специалистов по востребованным компетенциям, оценив на практике их профессиональные умения и навыки, а также определить образовательные организации для сотрудничества в области подготовки и развития персонала.

Источник

Центр помощи

Что такое демонстрационный экзамен ворлдскиллс. Смотреть фото Что такое демонстрационный экзамен ворлдскиллс. Смотреть картинку Что такое демонстрационный экзамен ворлдскиллс. Картинка про Что такое демонстрационный экзамен ворлдскиллс. Фото Что такое демонстрационный экзамен ворлдскиллсНовости демонстрационного экзамена (WorldSkills Russia): t.me/de_wsr.

Первое проведение демонстрационного экзамена

Понятие демонстрационного экзамена

Уполномоченные организации и координаторы в субъектах РФ: https://answer.worldskills.ru/de/contact-yo.html

Контакты менеджеров компетенций и корневых экспертов: https://answer.worldskills.ru/de/mk-reestr.html

Составляющие демонстрационного экзамена

Проведение демонстрационного экзамена осуществляется при наличии:

Комплектов оценочных документов (КОД) и заданий, разработанных Союзом на сайте “Единая система актуальных требований” (ЕСАТ);

Центра проведения демонстрационного экзамена (ЦПДЭ), представляющего собой аккредитованную площадку, материально-техническое оснащение которой соответствует требованиям Союза;

Главного эксперта и линейных экспертов (экспертов), владеющих методикой и осуществляющих оценку выполнения заданий демонстрационного экзамена;

Участников (обучающиеся студенты из одной учебной группы).

Что такое демонстрационный экзамен ворлдскиллс. Смотреть фото Что такое демонстрационный экзамен ворлдскиллс. Смотреть картинку Что такое демонстрационный экзамен ворлдскиллс. Картинка про Что такое демонстрационный экзамен ворлдскиллс. Фото Что такое демонстрационный экзамен ворлдскиллс

Краткая схема проведения ДЭ в целом:

Что такое демонстрационный экзамен ворлдскиллс. Смотреть фото Что такое демонстрационный экзамен ворлдскиллс. Смотреть картинку Что такое демонстрационный экзамен ворлдскиллс. Картинка про Что такое демонстрационный экзамен ворлдскиллс. Фото Что такое демонстрационный экзамен ворлдскиллс

Комплекты оценочной документации

ДЭ проводится с использованием комплектов оценочной документации (КОД), которые состоят из заданий, критериев оценки, требований к выполнению заданий, оборудованию, оснащению и застройке площадки, составу экспертных групп и методики проведения оценки экзаменационных работ.

Например, чтобы провести в июне 2021 года экзамен, КОД должен быть опубликован на сайте ЕСАТ, а организация планирующая проведение ДЭ включена в приказ в декабре 2020.

Центры проведения демонстрационного экзамена

Процедура выполнения заданий ДЭ и их оценки осуществляется на площадках, являющихся центрами проведения демонстрационного экзамена (ЦПДЭ). Для ЦПДЭ обязательным условием является аккредитация площадки и наличие материально-технического оснащения, которое соответствует требованиям Союза для проведения экзамена (на площадке должно быть оборудование из инфраструктурного листа КОД). В качестве ЦПДЭ могут быть аккредитованы организации и предприятия, отвечающие установленным критериям. Образовательная организация (ОО) может аккредитовать ЦПДЭ на базе своей организации и проводить на ней ДЭ для своих обучающихся и обучающихся других ОО.

Инструкция по добавлению нового ЦПДЭ в Цифровую платформу WSR: https://answer.worldskills.ru/de/new-org.html

Эксперты

Контроль проведения ДЭ осуществляют эксперты. Существуют главные эксперты (ГЭ), эксперты (линейные эксперты, ЛЭ) и технические эксперты.

Главные эксперты

На каждый ДЭ предлагается и утверждается главный эксперт, осуществляющий функции организации и контроля проведения ДЭ. ГЭ не участвует в оценке выполненных заданий. Если ДЭ проводится в качестве процедуры ГИА, ГЭ может быть включен в состав государственной экзаменационной комиссии.

Можно привлекать ГЭ для проведения ДЭ из других ОО. ГЭ может представлять с обучающимися одну ОО.

На роль ГЭ могут быть назначены:

ГЭ не участвует в оценке выполнения заданий демонстрационного экзамена.

Линейные эксперты

Оценка выполнения заданий ДЭ осуществляется экспертной группой, владеющей методикой оценки и подтвержденная Главным экспертом. Экспертная группа состоит из линейных экспертов.

На роль ЛЭ могут быть назначены:

Эксперты с правом проведения чемпионатов;

Эксперты с правом участия в оценке ДЭ.

Линейный эксперт не должен представлять одну образовательную организацию с экзаменуемым(и).

На роль ЛЭ может быть назначен ГЭ. Можно привлекать ЛЭ для проведения ДЭ из других ОО.

Для того, чтобы стать экспертом необходимо пройти тестирование или обучение на сайте Академии Ворлдскиллс [https://worldskillsacademy.ru/] на эксперта демонстрационного экзамена, при успешном прохождении которого выдается Свидетельство, предоставляющее право оценки ДЭ на 2 года.

Технические эксперты

Технические эксперты назначаются на период проведения ДЭ и отвечают за техническое состояние оборудования и его эксплуатацию, функционирование инфраструктуры ЦПДЭ, а также соблюдение всеми присутствующими на площадке лицами правил и норм охраны труда и техники безопасности.

Технический эксперт не участвует в оценке выполнения заданий экзамена и не является членом экспертной группы. ТЭ может быть выбран любой сотрудник на усмотрение ОО (необходимо наличие учетной записи в Цифровой Платформе).

Участники и образовательные организации

Образовательные организации участников ДЭ регистрируют в Цифровой платформе и формируют из них экзаменационные группы. Экзаменационная группа представляет собой группу экзаменуемых из одной учебной группы, сдающих экзамен в одну смену на одной площадке ЦПДЭ по одной компетенции. Одна экзаменационная группа может выполнять задание демонстрационного экзамена в течение одной или двух смен в соответствии с выбранным КОД. В один день может быть организовано несколько смен.

Каждая экзаменационная группа сдает экзамен по отдельному варианту задания.

Подробное описание действий на Цифровой платформе WSR для участника находится в инструкции пользователя Цифровой платформы WSR для участника экзамена [ https://docs.google.com/document/d/1-pA6DjjANlrG9SuYLv2vdgm4uzT5l2eF-Lk8rf_kUME/edit?usp=sharing ].

Инструкция по добавлению новой образовательной организации в Цифровую платформу WSR: https://answer.worldskills.ru/de/new-org.html

Проведение демонстрационного экзамена

Формы проведения ДЭ

В образовательных организациях ДЭ проводится в следующих формах:

В качестве процедуры ГИА в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), когда явно указывается, что ГИА должна проводится в форме демонстрационного экзамена. Пример ФГОС по “Поварскому делу”: [http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201612220007] (https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71471434)

В качестве процедуры ГИА по решению образовательной организации (когда ДЭ не указан во ФГОС).

В качестве процедуры промежуточной аттестации по решению образовательной организации для студентов и выпускников.

Союз заключил с советами по профессиональным квалификациям (СПК) соглашения о признании ДЭ в качестве практической части профессионального экзамена независимой оценки квалификации (ПЭ НОК). ОО могут подать Заявку для организации и проведения ДЭ (ПА или ГИА) в качестве ПЭ НОК по различным компетенциям и уровням квалификаций [https://worldskills.ru/nashi-proektyi/demonstraczionnyij-ekzamen/vzaimodejstvie-s-spk/vzaimodejstvie-s-spk.html].

Подача заявки на проведение ДЭ

Для подачи заявки на проведение демонстрационного экзамена необходимо обратиться в Уполномоченную организацию в субъекте РФ, которая определяется региональным органом исполнительной власти в сфере образования.

Заявки на год подаются до декабря месяца, предшествующему году проведения демонстрационного экзамена.

Проведение демонстрационных экзаменов осуществляется в соответствии с Методикой организации и проведения демонстрационного экзамена, Порядком проведения демонстрационного экзамена и иными документами, опубликованными на сайте Союза.

Работа в Цифровой платформе WSR

В ЦП (https://id.dp.worldskills.ru/) осуществляются процессы организации и проведения ДЭ, включая формирование экзаменационных групп, процедуры согласования и назначения экспертов, аккредитацию ЦПДЭ, автоматизированный выбор заданий, а также обработка и мониторинг результатов ДЭ. https://cis.worldskills.ru/ является одним из сервисов ЦП, в котором вводятся оценки участников на экзамене.

Демонстрационные экзамены, планируемые к проведению, должны быть созданы и согласованы в ЦП.

Инструкции и принципы работы в системах Союза демонстрационного экзамена представлены на сайте Союза в разделе “Центр помощи”:

Источник

В России начались демонстрационные экзамены

Что такое демонстрационный экзамен ворлдскиллс. Смотреть фото Что такое демонстрационный экзамен ворлдскиллс. Смотреть картинку Что такое демонстрационный экзамен ворлдскиллс. Картинка про Что такое демонстрационный экзамен ворлдскиллс. Фото Что такое демонстрационный экзамен ворлдскиллс Что такое демонстрационный экзамен ворлдскиллс. Смотреть фото Что такое демонстрационный экзамен ворлдскиллс. Смотреть картинку Что такое демонстрационный экзамен ворлдскиллс. Картинка про Что такое демонстрационный экзамен ворлдскиллс. Фото Что такое демонстрационный экзамен ворлдскиллс

Корреспонденты «Российской газеты» побывали на демонстрационных экзаменах в регионах.

Ребята из топ-50

Студенты калмыцкого филиала Московского государственного гуманитарно-экономического университета в этом году впервые сдают демонстрационный экзамен по кибербезопасности. Эта специальность, кстати, входит в топ-50 самых востребованных в России. Профессионалов из этой сферы остро не хватает и на калмыцких предприятиях.

Что такое демонстрационный экзамен ворлдскиллс. Смотреть фото Что такое демонстрационный экзамен ворлдскиллс. Смотреть картинку Что такое демонстрационный экзамен ворлдскиллс. Картинка про Что такое демонстрационный экзамен ворлдскиллс. Фото Что такое демонстрационный экзамен ворлдскиллс

Что такое демонстрационный экзамен ворлдскиллс. Смотреть фото Что такое демонстрационный экзамен ворлдскиллс. Смотреть картинку Что такое демонстрационный экзамен ворлдскиллс. Картинка про Что такое демонстрационный экзамен ворлдскиллс. Фото Что такое демонстрационный экзамен ворлдскиллс

«Ответ» попробуют на вкус

В Вологодской области четвертого мая началась государственная итоговая аттестация по профессии повар.

Причем оценивать вкус блюда, его вид, скорость приготовления и даже подачу будут уже не его преподаватели, как было раньше, а приглашенные эксперты, представители профессионального сообщества и педагоги из других образовательных организаций.

Авторемонт и урок в первом классе

Сегодня и в Чувашии стартуют демонстрационные экзамены по направлению «Ремонт и обслуживание легковых автомобилей».

Начинаются демонстрационные экзамены по компетенции «Преподавание в начальных классах» и в Беловском педагогическом колледже Кемеровской области. Его собрались сдавать 43 студента. Экзамен будет длиться более пяти часов и состоять из трех модулей.

Источник

«Сдача экзамена по стандартам WorldSkills ускоряет карьеру»

Что такое демонстрационный экзамен ворлдскиллс. Смотреть фото Что такое демонстрационный экзамен ворлдскиллс. Смотреть картинку Что такое демонстрационный экзамен ворлдскиллс. Картинка про Что такое демонстрационный экзамен ворлдскиллс. Фото Что такое демонстрационный экзамен ворлдскиллс

Что такое демонстрационный экзамен ворлдскиллс. Смотреть фото Что такое демонстрационный экзамен ворлдскиллс. Смотреть картинку Что такое демонстрационный экзамен ворлдскиллс. Картинка про Что такое демонстрационный экзамен ворлдскиллс. Фото Что такое демонстрационный экзамен ворлдскиллс

Что такое демонстрационный экзамен WorldSkills и почему его прохождение может занимать до трех дней? Как появляются новые рабочие и инженерные компетенции в России? Кто и с какой мотивацией участвует в движении WorldSkills Russia? И почему автоматизация на самом деле не лишает людей работы, а создает новые рабочие места и связанные с этим возможности. На эти и ряд других вопросов Хайтек+ ответил генеральный директор Союза «Молодые профессионалы (WorldSkills Russia) Роберт Уразов.

— Чем примечателен чемпионат WorldSkills Hi-Tech, в чем его особенности и отличия от других соревнований по стандартам WorldSkills? Почему в этом году убрали возрастные ограничения для участников?

— Давайте начнем с того, что сам чемпионат WorldSkills Hi-Tech — это российское изобретение, которое появилось в 2014 году. В линейке мирового движения WorldSkills ничего подобного на тот момент не было.

У нас было две базовых задачи. Первая — попробовать применить метод чемпионатных соревнований для реального сектора экономики. Вторая — посмотреть, сможем ли мы использовать этот двигатель для оценки компетентности людей, а значит и их производительности. В 2014 году оказалось, что оба этих ответа — да.

Причем, к сожалению, самый неприятный вывод, который был сделан, — что основная идея развития профессиональной подготовки в мире, так называемая дуальная система, оказалась очень несовершенной. Дело в том, что по очень многим компетенциям работники компаний оказались еще менее компетентны, чем студенты колледжей и университетов. Из этого возникла понятная идея, что необходимо рассматривать сам WorldSkills не как инструмент дополнительной связки между предприятием и образовательным учреждением, а как инструмент вытягивания двух сфер одновременно.

Мы так и сделали. В итоге чемпионат Hi-Tech за пять лет вырос с 11 компетенций, с которыми мы стартовали, до 62 в этом году. Причем все эти компетенции — это инициативы реального бизнеса, предприятий — наших партнеров. Например, компетенцию «Неразрушающий контроль» предложил ввести Росатом, а основным ее бенефициаром, кому это оказалось особенно полезным, стали в итоге нефтехимические компании. Компетенцию «Лабораторный химический анализ» придумал «Р-ФАРМ», а эксплуатантами стали почти все отрасли. По мере развития чемпионата возникло также очень много узкоотраслевых компетенций. Например, компетенции, связанные с прокладкой оптоволоконных кабелей, различного рода магистральных каналов передачи данных, электроэнергии и так далее. В результате чемпионат стал удобной площадкой для выработки новых профтребований по десяткам специальностей. Он помогает решать потребности в качественных кадрах сотням предприятий.

Понятно, рано или поздно чемпионат, который стартовал как чемпионат молодых специалистов, опять же по требованиям компаний перерос в чемпионат, в котором возрастные границы были убраны. Это решение было принято еще в прошлом году, просто в этом году оно стало сильнее бросаться в глаза.

Из инструмента первичного обучения WorldSkills Hi-Tech вырос в инструмент получения дополнительных навыков, которые нужны здесь и сейчас. При этом сам чемпионат стал, с одной стороны, экспериментальной площадкой тестирования новых технологий обучения и контроля знаний, а с другой стороны, — мотиватором получения новых компетенций для всех его участников, можно сказать инструментом улучшения самого себя.

— Один из главных трендов сегодня — быстрая диффузия рабочих и инженерных профессий, то есть появление множества смежных навыков. Как чемпионат Hi-Tech удовлетворяет потребности в этих новых кадрах? И как вы сотрудничаете здесь с крупными корпорациями: удается ли Союзу реагировать на новые потребности в таких специалистах?

— Давайте с конца попробую ответить. Дело в том, что мы работаем с компаниями не в сервисной, а в партнерской логике. Мы договариваемся с ними о совместных зонах роста. И так взаимодействуем со всеми — Росатомом, Ростехом, РЖД и другими нашими партнерами. В чем их интерес? Например, есть навык, он единичный, нужно сделать его массовым. Мы им помогаем вместе его стандартизировать, сделать систему оценивания, создать сообщество, запустить систему подготовки. Если это интересно обеим сторонам, то это работает. В качестве индикатора, повторюсь, на старте этого чемпионата у нас было 11 компетенций, а сейчас их 62. Это все результат партнерских отношений.

Второй момент, про диффузию инженерных и рабочих навыков. Это общий тренд. Если в практической деятельности требуются и инженерные, и рабочие навыки одновременно, то они автоматически появляются в соревнованиях. Они берутся ровно из того, что принцип сборки компетенций в WorldSkills основан на профессиональных сообществах, которые такую картинку и выдают.

— А как возникают новые компетенции, как вы ставите систему обучения и демонстрационные экзамены? Насколько я понимаю, это одна из самых востребованных новаций.

— Для того, чтобы появилась новая компетенция, всегда нужны профессионалы. Два типа людей. Прежде всего нужен человек, который уверен, что может создать новую компетенцию. Это всегда специалист с очень глубоким профессиональным опытом, а также с серьезными организаторскими способностями — он способен своими идеями увлечь других людей, повести за собой профессиональное сообщество. Но в одиночку с запуском новой компетенции он не справится. Нужен второй тип — человек, который поможет получить необходимые для этого ресурсы, на административном уровне продвинет эту идею, потратив на нее много своего времени и сил. Это и есть некая общая формула возникновения новой компетенции. На самом деле это очень живой процесс. Все компетенции появляются по-разному. Нет какого-то гарантированного механизма.

Что происходит дальше? У нас есть базовый инструмент под названием чемпионат. Почему он нужен? Он нужен для того, чтобы создать, с одной стороны, пространство развития человеку, который любит свою профессию, создателю компетенций. А с другой стороны — получить возможность подтянуть себе единомышленников и партнеров. Как правило, вновь созданные компетенции, скажем так, не сразу бывают очень качественными. Требуется два-три чемпионата, чтобы новая компетенция устоялась, окончательно сформировались методы ее оценки. Эта работа идет итерационно от чемпионата к чемпионату. Очень часто на исходе третьего-четвертого цикла даже лидер компетенции меняется. Это такой естественный процесс. Вы создали продукт, он начинает жить своей жизнью.

В чем заключается стандарт? Это техническое описание профессии в формате «навыки — знания». Дальше это система тестового проекта, который связан с этим навыком: что нужно сделать, чтобы продемонстрировать эти навыки и эти знания. Это система оценивания: критерии в цифрах, как это измерить. Условно, если вы делаете детальку, это могут быть размер, шероховатости, браки и расход материала, все что угодно — до 300 параметров. Стандартизация рабочего места: как должно выглядеть эталонное рабочее место. И дальше — техника безопасности и требования к окружающей среде.

При помощи этого набора инструментов, с одной стороны, вы можете знать, чему учить, а это прообраз образовательного стандарта. Это также система оценивания. И третье — это база знаний, которая может быть передана кому-то другому. То есть вы можете ознакомиться со стандартом и понять, какую роль готовы в нем играть — либо со-разработчика, либо человека, который хочет соревноваться, либо вы хотите получить знания и навыки по этому стандарту.

— А демонстрационные экзамены: как они организованы и какова их роль?

— Мы исходим из очень простой парадигмы, что навыки носят сквозной характер. Условно говоря, навык поварского дела достаточно универсален для большого количества рабочих мест. Навык сварки универсален в разных отраслях. Соответственно, навыки можно стандартизировать, можно измерить.

Мы создаем некий эталон, который мы называем стандартом WorldSkills. Для экзамена мы делаем из этого эталона три версии, в зависимости от времени, необходимого для его прохождения: короткую версию, 4-часовую, и очень точную, которая может занимать до 22-часов (испытания длятся в этом случае 3 дня). Понятно, чем длиннее, тем точнее можно измерить навыки. Чем короче, тем менее точно, но дешевле. И накладываем этот инструмент на два типа систем. Первое — это на оценку персонала в компаниях, кому это интересно. Второе — на образовательный процесс, улучшая его.

Например, вы учитесь на мехатроника. По закону об образовании вы должны написать диплом, где покажете, какой вы мехатроник. Мы предлагаем другой вариант профессиональной оценки — выполнить такое же задание, как на чемпионате, в реальной компетенции «Мехатроника». Такой подход дает много эффектов — от возможности оценить образовательный процесс, а значит, им управлять, до создания социальных лифтов для действительно отличных специалистов.

Демонстрационный экзамен позволяет оценить, как вы прошли экзамен, в процентах. Если ваша компетенция «Мехатроника», то вы получите оценки всех входящих в нее навыков: как вы программируете, как работаете с гидравликой и так далее. Эти результаты вы можете предъявить работодателю, и он будет понимать, что это объективная оценка того, что вы действительно умеете делать. Другими словами, сдача демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills ускоряет карьеру.

— Как чемпионаты влияют на мотивацию участников в профессиональном росте и как меняется их конкурентоспособность после участия в чемпионатах?

— Мы живем в логике репутационной конкуренции. У нас есть демонстрационный экзамен и есть процедура его признания, когда компания говорит, что да, она убедилась в качестве наших стандартов и готова брать на работу сотрудников, которые им соответствуют. Признали наши стандарты уже более семисот компаний по стране, в числе которых все крупнейшие. Это открытый список, новые компании постоянно присоединяются.

Зачем это им нужно? Фактически мы снижаем затраты на выход нового сотрудника на работу. У него уже можно не проверять так называемые hard skills (производственные навыки). То есть можно проверить здоровье, семейное положение, еще какие-то параметры, но профессионально он точно готов, его не нужно обучать работе с современным оборудованием, тестировать. Его знакомят с рабочим местом, и он готов работать. Если на предприятие приходит новый специалист, который не обучался в WorldSkills, то, как правило, компании приходится тратить 3-4 месяца на его доучивание.

— А мотивация самих участников?

— Очень по-разному ребята приходят. Кого-то толкают родители, кто-то приходит сам, кто-то через друзей, кто-то через наставников и преподавателей. Поверьте, это не самое худшее место проведения времени. Например, у меня дочка сейчас готовится к региональному чемпионату, 12 лет, юниорскому, по инженерному дизайну. Ей это нравится, и мне как родителю это приятно. Она что-то осваивает, все время находится в фазе развития, а не просто зубрежки предметов, которые потом вылетают из головы.

Так вот, если говорить про участников, есть разные типы. Кто-то приходит для того, чтобы попробовать себя. Кто-то иногда попадает по разнарядке. Кто-то осознанно делает карьеру чемпиона. Дело в том, что само участие в чемпионате на самом деле не особо важно с точки зрения вашей дальнейшей карьеры. Важен тот этап, который вы потратили на подготовку. Это именно тот момент, когда вы осознанно и заинтересованно как губка впитываете то, что вам реально надо.

Второй момент. Мы создаем не только инструмент мотивации, но и интерес посоревноваться, и при этом даем доступ к лучшей практике. Вы можете поучиться у самых лучших, быстро получить экстракт самых эффективных практик и лучшего опыта. Это ценно. Современный мир сильно ускоряется, никто не хочет учиться долго. Все хотят получить результат быстро, волшебным путем. И один из подходов — это как раз участие в чемпионатах, когда вы фактически под идею участия в чемпионатах вынуждены выковать из себя профессионала.

— Расскажите про направление Future Skills — компетенции будущего. Какую задачу оно решает?

— Обучение человека сегодня — это сильно инерционная система. В среднем сейчас учат около пяти лет. За пять лет студент, который приходит на первый курс и уходит после пятого, все, что было на первом курсе, например, по IT, может выкинуть сразу. Ведь нужно, чтобы специалист выходил на рынок труда компетентным, готовым к работе. А получается, что часть знаний у него уже сильно устарела, а самые новые он получить тоже не успел, так как образовательную программу его утвердили 3 года назад, когда их еще не было. Из этого возникает запрос на прогнозирование того, чего еще не возникло на рынке труда, но может возникнуть, запрос на стандартизацию этого и запрос на обучение этому. Вот это и есть наше направление Future Skills.

При этом существуют достаточно много трендов, развивающихся одновременно, которые меняют экономику и нашу жизнь — новые виды бизнеса, новые продукты. Как эти тренды превращаются в конкретные виды деятельности? Мы пытаемся через чемпионаты ответить на этот вопрос.

Сначала мы делаем исследования. Смотрим, какие тренды создают какого типа занятость. Дальше мы пытаемся описать рабочее место не на бумаге, а в действительности. Берем и делаем такое рабочее место. Например, а как будет выглядеть быстрое прототипирование? Собираем участок, проводим чемпионат. А далее, используя уже наработанные механики WorldSkills, мы можем собирать сообщество, можем проводить демэкзамены, можем начинать обучение.

В Future Skills есть очень сильная особенность: то, что вы выделили, например, месяц назад, через два месяца может выглядеть кардинально по-другому. В этом и прелесть. Стандартизация наступает гораздо позже. Но отдельные элементы, как мы их называем, ключевой навык новой профессии, проявляется достаточно рано. И это означает, что если мы это погружаем в систему подготовки, то мы можем раньше начать учить этому людей. И главное — на этот новый навык, как бы корневой, мы можем посадить другие навыки, которые позволяют быть успешными в разных видах деятельности. Например, если вы учитесь программированию, вы можете с одинаковым успехом стать как разработчиком мобильных приложений при определенном апгрейде, так и вырасти в специалиста по машинному обучению. Если вы умеете оптимизировать 3D-модели, из вас может получиться хороший прототипист, реверсный инженер или специалист по аддитивным технологиям. В этом отношении какой-то ключевой навык очень часто насаживает на себя большое количество других навыков, которые позволяют вам быстро развиваться.

— Вы не опасаетесь, что массовая роботизация на производстве, в частности внедрение искусственного интеллекта и промышленных роботов, приведет, к сокращению рабочих мест?

— Любая новая технология убивает одни рабочие места и создает другие. 4 года назад, если помните, прогнозы по автоматизации были очень пессимистическими. Говорили о потере рабочих мест в среднесрочной перспективе чуть ли не миллиардом трудоспособного населения. Сейчас тональность исследователей меняется кардинально и теперь все говорят о недостатке новых кадров. Автоматизация идет, она действительно убирает много рабочих мест, но создает новые — машины нужно обслуживать, ими нужно управлять, программировать, учить новым возможностям, повышать их эффективность. Все это создает спрос на новые кадры. Важно другое: если вы способны учить людей не текущему, а будущему, то у вас проблем не будет.

— Каковы цели и задачи WorldSkills на ближайшие три-пять лет?

— Совсем недавно вышло поручение президента про изменение мандата WorldSkills. Во многом мы смотрим на WorldSkills не как на образовательную, а как на образовательно-экономическую единицу. Есть три базовых направления нашей работы. Первое — это ускорение подготовки перспективных навыков и все, что с этим связано. Второе — это усиление экономического эффекта через формирование в первую очередь производственной культуры. И третий блок — международный. Не надо забывать, что мы не очень большая страна с точки зрения численности населения, и мы должны встраиваться в глобальные цепочки, выбирать и выторговывать себе те ниши, которые нам наиболее интересны. По этим трем направлениям мы и будем развиваться дальше.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *