Что такое деморализация армии
ДЕМОРАЛИЗАЦИЯ
Смотреть что такое «ДЕМОРАЛИЗАЦИЯ» в других словарях:
ДЕМОРАЛИЗАЦИЯ — (франц. demoralisation, от de от, и лат. moralis, от mosmoris нрав). Развращение нравов, упадок нравственности. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ДЕМОРАЛИЗАЦИЯ развращение нравов, понижение… … Словарь иностранных слов русского языка
деморализация — и, ж. démoralsation f. 1. Упадок нравственности; моральное разложение. Деморализация общества. БАС 2. Морализация и деморализация. Первое употребляется для обозначения мер и действий, предпринимаемых для введения где либо хорошей нравственности,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
деморализация — См … Словарь синонимов
ДЕМОРАЛИЗАЦИЯ — (франц. demoralisation) моральное разложение, упадок нравственности, дисциплины, духа … Большой Энциклопедический словарь
Деморализация — (франц. demoralisation) моральное разложение, упадок нравственности, дисциплины, духа. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И.. 2010 … Политология. Словарь.
деморализация — деморализация. Произношение [дэморализация] устаревает … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
Деморализация — (фр. – упадок) – состояние человека, организации или общества в целом, характеризующееся как упадок нравственных ценностей, распад духа, нравов, отход от морали. Деморализация – это сломка духовно нравственного стержня личности, что порождает… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
ДЕМОРАЛИЗАЦИЯ — и; ж. [франц. démoralisation] 1. Упадок нравственности, моральное разложение. Д. общества. Д. молодёжи. Д. нравов. 2. Упадок дисциплины, силы духа, потеря способности к действию. Д. войск противника. Д. коллектива. * * * ДЕМОРАЛИЗАЦИЯ… … Энциклопедический словарь
Деморализация — 1. в психопатологии нравственный упадок, в частности, вызванный психическим расстройством. Большей часть деморализация наступает у пациентов с болезнями зависимости. У страдающих психическим заболеванием она также может иметь место, если… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
деморализация — demoralizacija statusas T sritis apsauga nuo naikinimo priemonių apibrėžtis Moralinis pakrikimas, dvasinės stiprybės, drausmingumo, valios netekimas. Demoralizuoti kariai netenka reikiamų kovinių savybių. Pagrindinės demoralizacijos priežastys… … Apsaugos nuo naikinimo priemonių enciklopedinis žodynas
Содержание
Важность морального духа
Моральный дух часто рассматривается как необходимое условие успеха в международных отношениях. Чаще всего успех достается тем, кто верит в свое дело, поскольку им легче сохранять позитивный настрой, который помогает им усерднее работать для этого. Высокий моральный дух может напрямую способствовать «экономии продуктов питания, текстиля, топлива и других товаров, а также стимулировать набор персонала, занятость в военной промышленности, оказание помощи и покупку облигаций». В 1965 году французский философ и социолог Жак Эллул описал важность морального духа в современном обществе, сказав:
Хотя возможны вариации, наиболее распространенными показателями высокого морального духа являются решительность, энтузиазм, уверенность в себе и относительное отсутствие критики или жалоб. Хотя факторы, способствующие повышению морального духа, по сути, бесконечны, общие примеры включают уровень, до которого люди отождествляют себя с нацией или делом; удовлетворены их основные потребности в пище, одежде и крове; быть уверенным в справедливости своего дела; иметь уверенность в способности своего дела преодолевать препятствия; средства, с помощью которых власти воспитывают дисциплину; и чувство единства с другими сторонниками дела.
Психологическая война
В среде, в которой соревнуются две воюющие стороны, шансы на успех значительно уменьшаются, если те, чьи действия необходимы, не верят в справедливость дела или его шансы на успех или разочарованы, морально побеждены, безутешны, настроены враждебно, угрюмы, невнимательны или ленивый. Деморализацию можно использовать для уменьшения шансов на успех оппонента, укрепляя такое отношение, и обычно это можно сделать одним из двух способов: деморализация через объективные условия или деморализация через восприятие.
Деморализация из-за объективных условий чаще всего принимает форму военного поражения на поле боя, которое имеет ощутимые последствия, напрямую приводящие к показателям деморализованной стороны, но также может быть результатом неблагоприятной физической среды, в которой основные потребности не удовлетворяются.
Используемые средства
Кампания стратегической деморализации должна адаптировать свою стратегию к конкретной цели и ситуации.
Отрицание образа врага
Важным предвестником успешной деморализации является попытка лишить цель способности проецировать разочарование и ненависть на общего врага. Такие усилия повлияют на склонность граждан цели проецировать свое недовольство на общего врага, определенного их правительством. В результате разочарования будут накапливаться до тех пор, пока не возникнет необходимость отвлечь их в другом месте, и семена сомнения будут посеяны в умах граждан, которые теперь сомневаются в способности своего руководства выявить самую зловещую угрозу.
Также возможно использование «защита путем признания с обоснованием». Этот метод заставил Gazette des Ardennes признать факт немецкого злодеяния, но затем опубликовать отчеты о том, что это событие было преувеличено в более ранних отчетах, что такие события происходили в каждой армии и реже всего происходили в немецкой армии.
Статьи, в которых пытались оправдать неограниченную подводную войну Германии как неизбежное последствие британской блокады, также являются примерами защиты путем признания и оправдания.
Сеять семена сомнения и беспокойства
Как отмечает Лассуэлл, «лейтмотивом предварительной работы является непрекращающийся рефрен: ваше дело безнадежно. Твоя кровь пролита напрасно». Пропаганда может быть незаменимым инструментом в создании атмосферы сомнений и беспокойства.
Пропаганда может быть использована для того, чтобы убедиться, что антагонист является стороной, которую больше всего боятся, вызвать у цели ощущение неблагонадежности, использовать внутренние трещины, присущие целевой группе, или использовать элемент неожиданности, чтобы показать целевой группе, что ее руководство и цель не в состоянии защитите их от надвигающейся вражеской угрозы.
Если не сделать это должным образом, искусственно созданное чувство тревоги может иметь неприятные последствия для антагонистов и побудить субъекта к более тесной привязанности к своей изначальной причине или правительству.
Отводите разочарование и ненависть на новую цель
Поскольку это столь отчетливое изменение, отвлечение ненависти на новую цель обязательно основывается на том, что антагонист отвлекает ненависть от себя и способствует повышению уровня тревоги, который не может быть уменьшен их существующей причиной или лидерством.
Как только антагонисты встретятся с двумя предшественниками деморализации, можно «сконцентрироваться на конкретном объекте враждебности, по поводу которого они надеются поляризовать настроения врага». Отвод ненависти может быть направлен на союзника, на правительство или правящий класс врага или на антигосударственные настроения, способствующие отделению национальных меньшинств, если они существуют.
Тем временем союзники пытались обострить отношения между Австро-Венгрией и Германией, используя такие темы, как сепаратные мирные переговоры с Австро-Венгрией, у Австро-Венгрии было много еды, в то время как немцы голодали, немцы считали австрийцев рабами, и знакомое обещание территориальной экспансии, если Австро-Венгрия откажется от своего союза с Германией.
В случае успешного и полного осуществления руководство делом может стать достаточно проблемным, чтобы вызвать революцию, когда не будет достаточных возможностей для активной ненависти к внешнему врагу. Как свидетельствуют фотографии ниже, переключение разочарования на собственное руководство часто является методом, наиболее часто используемым в пропаганде военного времени. С внедрением современных методов ведения войны в Первую мировую войну и всех связанных с ней проблем «каждая воюющая сторона приложила руку к опасному делу разжигания разногласий и революций за границей, невзирая на возможные последствия успешного восстания».
Примеры из Первой мировой войны включали предоставление немецкими войсками революционной литературы русским военнопленным, которые должны были вернуться в результате обмена или освобождения, использование французами пропагандистских листовок, чтобы продемонстрировать, насколько не затронуты войной кайзер и его семья, техническая поддержка и усиление национального инакомыслие, вильсоновская пропаганда с упором на условия мирного урегулирования, подбрасывание британцами историй, свидетельствующих о подпольных немецких движениях сопротивления и их последующем угнетении со стороны правительства Германии, пропаганда, отражающая вину за войну, пропаганда, разоблачающая или преувеличивающая желаемые послевоенные условия мира, и продвижение убеждения, что неверность была широко распространена среди солдат и их семей дома.
Наконец, антагонист может попытаться направить разочарование на рост сепаратистских мотивов, что возможно в гетерогенных странах. Предпринимаются попытки разжечь пламя недовольства, которое один сегмент нации испытывает по отношению к другому.
Тактика
Существует множество тактик проведения стратегии деморализации, природа цели и среда в то время определяют лучший метод для использования. Ниже приведен неполный список, демонстрирующий тактику деморализации, но любая тактика политической и психологической войны может быть использована для деморализации в зависимости от ситуации:
Защита
Моральный дух может быть трудно поддерживать, во многом из-за рассеянного характера атак деморализации, но сильное руководство может в значительной степени смягчить любые такие атаки на моральный дух своей группы. Моральный дух быстро ухудшится, если члены группы будут считать себя жертвами несправедливости или безразличия со стороны своего руководства или если они будут воспринимать свое руководство как неумелое, невежественное или преследующее личные амбиции.
Как отмечает Анджелло Кодевилла, самые четкие индикаторы того, что моральный дух может противостоять кампании деморализации, также являются отличительными чертами хорошо управляемой организации и могут быть объяснены с помощью пяти основных вопросов:
Деморализация (война)
СОДЕРЖАНИЕ
Важность морального духа [ править ]
Моральный дух часто рассматривается как необходимое условие успеха в международных отношениях. Чаще всего успех достается тем, кто верит в свое дело, так как им легче сохранять позитивный настрой, который помогает им усерднее работать для этого. [1] : 88 Высокий моральный дух может напрямую способствовать «экономии продуктов питания, текстиля, топлива и других товаров, а также стимулировать набор персонала, занятость в военной промышленности, оказание помощи в работе по оказанию помощи и покупку облигаций». [2] : 9 В 1965 году французский философ и социолог Жак Эллул описал важность морального духа в современном обществе, сказав:
Хотя возможны вариации, наиболее распространенными показателями высокого морального духа являются решительность, энтузиазм, уверенность в себе и относительное отсутствие критики или жалоб. [2] : 8 Хотя факторы, способствующие повышению морального духа, по сути, бесконечны, общие примеры включают уровень, на котором люди идентифицируют себя с нацией или делом; удовлетворены их основные потребности в пище, одежде и крове; быть уверенным в справедливости своего дела; иметь уверенность в способности своего дела преодолевать препятствия; средства, с помощью которых власти воспитывают дисциплину; и чувство единства с другими сторонниками дела. [2] : 8
Психологическая война [ править ]
В среде, в которой соревнуются две воюющие стороны, шансы на успех значительно уменьшаются, если те, чьи действия необходимы, не верят в справедливость дела или его шансы на успех или разочарованы, морально побеждены, безутешны, настроены враждебно, угрюмы, невнимательны или ленивый. [1] : 88 Деморализацию можно использовать для уменьшения шансов на успех оппонента, укрепляя такое отношение, и обычно это можно сделать одним из двух способов: деморализация через объективные условия или деморализация через восприятие. [2] : 8–9
Деморализация из-за объективных условий чаще всего принимает форму военного поражения на поле битвы, которое имеет ощутимые последствия, напрямую приводящие к показателям деморализованной стороны, но также может быть результатом неблагоприятной физической среды, в которой основные потребности остаются неудовлетворенными. [2] : 8
Используемые средства [ править ]
Кампания стратегической деморализации должна адаптировать свою стратегию к конкретной цели и ситуации. [2] : 163–177
Отказ от изображения врага [ править ]
Важным предвестником успешной деморализации является попытка лишить цель способности проецировать разочарование и ненависть на общего врага. [2] : 162 Такие усилия повлияют на склонность граждан жертвы проецировать свое недовольство на общего врага, определенного их правительством. [2] : 162 В результате разочарования будут накапливаться до тех пор, пока не возникнет необходимость отвлечь их в другом месте, и семена сомнения будут посеяны в умах граждан, которые теперь сомневаются в способности своего руководства выявить самую зловещую угрозу. [2] : 162–163
Также возможно использование «защита признанием с обоснованием». [2] : 163 Этот метод заставил Gazette des Ardennes признать факт немецкого злодеяния, но затем опубликовать отчеты о том, что это событие было преувеличено в более ранних отчетах, что такие события происходили в каждой армии и реже всего происходили в немецкой армии. [2] : 163
Статьи, которые пытались оправдать неограниченную подводную войну Германии как неизбежное последствие британской блокады, также являются примерами защиты путем признания и оправдания. [2] : 163
Сеять семена сомнения и беспокойства [ править ]
Как отмечает Лассуэлл, «лейтмотивом предварительной работы является непрекращающийся рефрен: ваше дело безнадежно. Твоя кровь пролита напрасно». [2] : 164 Пропаганда может быть незаменимым инструментом в создании атмосферы сомнений и беспокойства. [1] : 89–90
Пропаганда может быть использована для того, чтобы убедиться, что антагонист является стороной, которую больше всего боятся, вызвать у цели ощущение неблагонадежности, использовать внутренние трещины, присущие целевой группе, или использовать элемент неожиданности, чтобы показать целевой группе, что ее руководство и цель не в состоянии защитите их от надвигающейся вражеской угрозы. [1] : 89–90
В результате противоречий и угроз «человек чувствует себя обвиняемым, виноватым». [3] : 155 Затем цель начнет поиск причины, которая даст чувство праведности. [3] : 153–155 Решающим моментом успешной кампании деморализации является момент, когда цель охвачена сомнениями и тревогой, момент, когда отдельные члены граждан или группы отрываются от своей нынешней лояльности своему государству или делу, и тогда они могут быть сосредоточены в другом направлении, более подходящем для нужд антагониста. [2] : 163 [3] : 153–155
Если не сделать это должным образом, сфабрикованное чувство беспокойства может иметь неприятные последствия для антагонистов и побудить субъекта к более тесной привязанности к своей изначальной причине или правительству. [1] : 153
Отводите разочарование и ненависть на новую цель [ править ]
Поскольку это столь отчетливое изменение, отвлечение ненависти к новой цели обязательно основывается на том, что антагонист отвлекает ненависть от себя и способствует повышению уровня тревоги, который не может быть уменьшен их существующей причиной или лидерством. [2] : 163
Как только антагонисты встретились с двумя предшественниками деморализации, можно «сконцентрироваться на конкретном объекте враждебности, относительно которого они надеются поляризовать чувства врага». [2] : 167 Отвод ненависти может быть направлен на союзника, на правительство или правящий класс врага или на антигосударственные настроения, способствующие отделению национальных меньшинств, если они существуют. [2] : 167–184
Тем временем союзники пытались обострить отношения между Австро-Венгрией и Германией, используя такие темы, как сепаратные мирные переговоры с Австро-Венгрией, у Австро-Венгрии было изобилие еды, в то время как немцы голодали, немцы считали австрийцев рабами, и знакомое обещание территориальной экспансии, если Австро-Венгрия откажется от своего союза с Германией. [2] : 168–169
В случае успешного и полного осуществления руководство делом может стать достаточно проблематичным, чтобы вызвать революцию, когда будет недостаточно возможностей для активной ненависти к внешнему врагу. [2] : 169 Как свидетельствуют фотографии ниже, переключение разочарования на собственное руководство часто является методом, наиболее часто используемым в пропаганде военного времени. С внедрением современных методов ведения войны в Первую мировую войну и всех связанных с ней проблем «каждая воюющая сторона приложила руку к опасному делу разжигания разногласий и революций за границей, невзирая на возможные последствия успешного восстания». [2] : 169
Примеры из Первой мировой войны включали немецкие войска, доставляющие революционную литературу русским военнопленным, которые, как ожидалось, вернутся через обмен или освобождение, использование французами пропагандистских листовок, чтобы продемонстрировать, насколько не затронуты войной кайзер и его семья, техническое содействие и усиление национального инакомыслие, вильсоновская пропаганда, подчеркивающая условия мирного урегулирования, подбрасывание британцами историй, свидетельствующих о подпольных немецких движениях сопротивления и их последующем угнетении со стороны правительства Германии, пропаганда, отражающая вину за войну, пропаганда, разоблачающая или преувеличивающая желаемые послевоенные условия мира, а также продвижение убеждения, что неверность была безудержной среди солдат и их семей, оставшихся дома. [2] : 169–173
Наконец, антагонист может попытаться направить разочарование на рост сепаратистских мотивов, что возможно в разнородных странах. [2] : 173 Делаются попытки разжечь пламя недовольства, которое один сегмент нации испытывает по отношению к другому. [2] : 173
Тактика [ править ]
Существует множество тактик реализации стратегии деморализации, природа цели и среда в то время определяют лучший метод для использования. [2] : 164–167 Ниже приводится неполный список, демонстрирующий тактику деморализации, но любая тактика политической и психологической войны может быть использована для деморализации в зависимости от ситуации:
Защита [ редактировать ]
Моральный дух может быть трудным поддерживать, в значительной степени из-за рассеянного характера атак деморализации, но сильное руководство может в значительной степени смягчить любые такие атаки на моральный дух своей группы. [1] : 89–90 Моральный дух быстро ухудшится, если члены группы будут считать себя жертвами несправедливости или безразличия со стороны своего руководства или если они будут считать, что их руководство действует неумело, невежественно или из личных амбиций. [1] : 88
Как отмечает Анджелло Кодевилла, самые четкие индикаторы того, что моральный дух может противостоять кампании деморализации, также являются отличительными чертами хорошо управляемой организации и могут быть объяснены с помощью пяти основных вопросов:
Моральная сила и деморализация противника
Моральная сила и деморализация противника
Если армией считать весь народ, все государство (а именно так и надо считать), то тогда, с точки зрения принципов победы, архаические войны (одними армиями) можно считать моделями современных войн. И вот к чему в этом плане пришел уже помянутый мною К. Клаузевиц.
Он писал, что для победы в войне совершенно недостаточно иметь материальный перевес (хотя он очень важен). Если бы дело было в нем, то войн никогда бы не было, поскольку враждующие стороны могли бы подсчитать, сколько у кого людей, пушек и снарядов и объявить победителя, так сказать, по очкам. Но войны идут вне зависимости от материальной силы сторон, и это объясняется тем, что на победу сильнейшее влияние оказывают еще два фактора — моральная стойкость и случай. Правда, второй фактор без первого не существует, поскольку для того, чтобы рискнуть и воспользоваться случаем, нужно быть морально стойким — смелым и храбрым.
Клаузевиц совершенно точно определил, что у собственно войны всего одно средство победы — бой, но из-за морального фактора на те принципы, которыми достигается военная победа, нужно смотреть шире, и цель боя может быть достигнута без боя, к примеру, самой угрозой нанести морально нестойкому противнику поражение (выделено Клаузевицем):
«Цель боя не всегда заключается в уничтожении участвующих в нем вооруженных сил и может быть достигнута без действительного столкновения, посредством одной постановки вопроса о бое и складывающихся вследствие этого отношений. Отсюда становится понятным, почему оказывались возможными целые кампании, ведшиеся с большим напряжением, в которых фактические бои не играли существенной роли.
Военная история подтверждает это сотнями примеров. Мы не станем рассматривать, часто ли в подобных случаях бескровное решение оказывалось правильным, т. е. не заключало в себе внутреннего противоречия с природой войны, а также могли ли бы выдержать строгую критику некоторые знаменитости, создавшие свою славу в этих походах; нам важно лишь показать возможность такого хода войны».
Моральные силы противника — это такая же сила, как и его материальная сила, и уже во времена архаичных войн нужно было быть не государственным деятелем, а дебилом или предателем, чтобы не принимать мер к уничтожению моральной силы противника и сохранению своей. И вот почему.
«Когда мы говорим об уничтожении неприятельских вооруженных сил, — мы это настойчиво подчеркиваем, — нас ничто не обязывает ограничить это понятие одними материальными силами; мы подразумеваем и силы моральные, ибо моральные и физические силы теснейшим образом связаны и неотделимы одна от другой. Но именно здесь, когда мы ссылаемся на неизбежное воздействие, которое крупный акт уничтожения (значительная победа) оказывает на все остальные операции, мы должны обратить внимание на то, что моральный элемент является наиболее текучим, если можно так выразиться, а следовательно, легче всего распространяется по всем вооруженным силам. Противовесом преобладающего по сравнению со всеми остальными средствами значения уничтожения неприятельских вооруженных сил являются его дороговизна и рискованность; последних можно избегать, только избирая себе иные пути».
Здесь Клаузевиц затронул вопрос разрушающего влияния на мораль первого поражения свой армии. Обычно ветераны не распространяются о своей деморализации, я могу привести только одно воспоминание солдата, кстати, писавшего во время самой войны и погибшего в ней. Участник трагической для Франции войны 1940 года, летчик-разведчик, Антуан де Сент-Экзюпери, пусть и несколько художественно, но достаточно полно выразил, что происходит в душе солдата при поражении:
«…когда начинается разгром, всякая работа прекращается. На первый взгляд может показаться, что побежденного захлестывает поток возникающих проблем, что, силясь разрешить их, он не щадит ни своей пехоты, ни артиллерии, ни танков, ни самолетов… Но поражение прежде всего начисто снимает все проблемы. Все карты смешиваются. Непонятно, что делать с самолетами, с танками…
Царит не подъем, а растерянность. Подъем сопутствует только победе. Победа цементирует, победа строит. И каждый, не щадя сил, носит камни для ее здания. А поражение погружает людей в атмосферу растерянности, уныния, а главное — бессмыслицы.
Потому что прежде всего они просто бессмысленны, эти наши задания. С каждым днем все более бессмысленны. Все более губительны и все более бессмысленны. Утех, кто отдает приказы, нет иного средства задержать лавину, как только бросить на стол свои последние козыри.
Но меня поражает как раз обратное. Меня поражает та безграничная готовность, с которой мы зажмуриваем глаза и затыкаем уши. Поражает наша безнадежная борьба против очевидности. Все уже потеряло смысл — а мы упрямо взрываем мосты, чтобы продолжать игру. Мы сжигаем настоящие деревни, чтобы продолжать игру. И, чтобы продолжать игру, умирают наши солдаты.
Действовать с воодушевлением можно только тогда, когда действия имеют очевидный смысл. Не жаль спалить урожай, если под его пеплом будет погребен враг. Но врагу, который опирается на свои сто шестьдесят дивизий, плевать на наши пожары и на гибель наших солдат.
Нужно, чтобы то, ради чего сжигают деревню, стоило самой деревни. Но теперь значение сожженной деревни стало лишь карикатурой на значение.
Нужно, чтобы то, ради чего умираешь, стоило самой смерти…
Объединяет одна лишь победа. Поражение не только разобщает людей, но и приводит человека в разлад с самим собою. Если беглецы не оплакивают гибнущую Францию, то именно потому, что они побеждены. Потому, что Франция побеждена не вокруг них, а в них самих.
Поражение раскалывает. Поражение разрушает построенное единство».
Возвращаясь к мысли, что хотя победа в битве так дорога и так желательна, Клаузевиц указывает: «Что средство это дорогое, само собой понятно, так как затрата собственных вооруженных сил при прочих равных условиях тем значительнее, чем больше ориентируются наши намерения на уничтожение неприятельских сил.
Опасность этого средства заключается в том, что высокая действенность, которой мы добиваемся, обратится в случае неудачи против нас со всеми ее величайшими невыгодами.
Поэтому другие пути при удаче обходятся менее дорого, а при неудаче не так опасны», — пишет Клаузевиц, склоняя читателя к мысли о выгоде уничтожения не физических, а моральных сил противника. Это гораздо выгоднее и гораздо безопаснее, нежели достижение победы в войне единственным имеющимся у войны средством — боем. Деморализация противника — вот ключ к успеху!
(Я понимаю, что у читателей при выводе об уничтожении государства без войны сразу же приходит на ум СССР. И правильно приходит — это классический пример победы в войне. Болтовня о «демократических преобразованиях» в СССР — это болтовня «в пользу бедных». Умом. Был враг — НАТО, этот враг теперь хвастается своей победой, а на территории бывшего СССР установлены выгодные этому врагу порядки, кстати, те порядки, которые и хотел установить на территории СССР Гитлер, пытавшийся это сделать в ходе Второй мировой войны.)
И вот тут возникают два вопроса: чем уничтожили и было ли что уничтожать? Начнем с первого.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.