Что такое деньги и откуда они взялись конспект 2 класс финансовая грамотность
Конспект урока по теме «Откуда берутся деньги»(2 класс)
Сценарий внеурочного занятия во 2 классе.
Тема занятия: «Откуда в семье деньги?»
Цель : рассмотреть составляющие семейного бюджета и выявить дополнительные источники его пополнения.
Объяснить роль каждого члена семьи для общего дохода;
расширить представления детей о необходимости рационального использования денег;
содействовать общему развитию младших школьников, развитию экономического образа мышления;
воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, чувства взаимопомощи; уважение к труду родителей;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Материалы и оборудование: интерактивная доска, магнитофон, памятки, листы бумаги, ручки.
При проведении внеурочного занятия планируются следующие этапы:
I .Организация внимания учащихся.
Учитель приветствует детей. Обращает внимание на готовность детей к уроку.
II .Вступительная беседа.
— Знаете ли вы, что такое деньги?
— Откуда берутся деньги?
-Из чего складывается семейный бюджет?
1. Я предлагаю вам ролевую игру «Семейные доходы». Мы представим сейчас среднюю российскую семью, к примеру, Ивановых.
— Кто хочет представить членов этой семьи?
-Дедушка: «Я много лет работал на заводе и сейчас получаю пенсию 14 тысяч рублей»,
— Бабушка: «Я много лет работала в школе и получаю пенсию в размере 12 тысяч рублей»
— Папа: «Я работаю главным инженером и получаю заработную плату в размере 20 тысяч рублей»
— Мама: «Я работаю медицинской сестрой в поликлинике и получаю заработную плату в размере 15 тысяч рублей»
— Старший сын: «Я являюсь студентом института и получаю стипендию в размере 800 рублей».
— Младший сын: «Я ученик 2 класса. Государство платит мне детское пособие в размере 300 рублей»
2) Сейчас я попрошу нашу семью Ивановых помочь мне составить схему, которая поможет нам узнать, из чего складывается семейный бюджет.
(На доске картинка сундучка со стрелками, дети магнитами прикрепляют карточки)
— Повторим по схеме, из чего же складывается семейный бюджет средней российской семьи?
Верите ли вы,что существовали «съедобные «деньги»?(Да. Съедобными деньгамисчиталось зерно, треска, растительное масло, какао, сахар, плиточный чай, рисовые зерна, грецкие орехи, сушеная кожура бананов).
3) Я предлагаю вам посмотреть фрагмент из хорошо вам знакомого мультфильма «Трое из Простоквашино». Будьте внимательны к содержанию. Оно поможет вам выполнить моё следующее задание.
(Просмотр фрагмента мультфильма)
Подводя итоги нашего занятия, давайте убедимся, достаточно ли семье Ивановых средств для формирования семейного бюджета на месяц? Вспомните, из чего он формируется?
(На доске наглядность: «Семейная кубышка» семьи Ивановых. По мере называния детьми составляющих семейного бюджета, учитель заполняет ее ответами. Остается небольшой пробел.)
— Закрывается пробел в «кубышке»
Учитель: Вот видите, ребята, и вы можете принять участие в формировании бюджета своей семьи.
С каким новым понятием мы сегодня познакомились?
Какие знания оказались для вас полезными?
Какие знания вы можете применить в жизни?
Какой вид работы на уроке вам понравился больше всего?
На какие вопросы вы хотели бы ещё получить ответы?
Рассмотрим виды доходов, которые получают домохозяйства (семьи) на примере семьи Сидоровых, состоящей из папы, мамы, сына-студента и дочери-дошкольницы.
Попробуйте назвать какие виды доходов эта семья может предположительно иметь?
(После обсуждения на листе ватмана в соответствии с приложением №1 появляются поочередно виды доходов – основные статьи).
Примечание: за правильные ответы учащиеся получают один жетон.
Только ли в виде денежных средств можно получать доход?
Предполагаемый ответ – доход семья может получать и в виде благ (вырастить картошку, сшить платье, связать носки и т.д.)
В каком виде люди могут получать доходы?
Предполагаемый ответ – доходы можно получать в виде наличных (монеты, банкноты) и безналичных денег (чеки, счет в банке и т.п.), а также в виде благ (сваренный обед, сшитое платье, связанные носки и т.д.).
Вы пока не работаете, но родители Вам дают карманные деньги дарят на день рождения, я предлагаю вам прочитать советы и прокомментировать их.
13 советов управления деньгами для ребенка:
1.Старайтпесь планировать бюджет и следовать ему.
2. Будьте аккуратными в трате денег, старайтесь не растратиться.
3. Запомните, что финансовая грамотность играет огромную роль в вашем будущем и вашей независимости.
4. Учитесь отличать «потребности» от «желаний». Первые, обычно, менее затратные, чем желания.
5. Попросите открыть банковский счет на ваше имя и можете регулярно вкладывать на него деньги вместо копилки.
6. Если у вас есть желание приобрести дорогую вещь, которая вам не по карману, найди более дешевую альтернативу. Это тоже отличное решение и, к тому-же, за меньшие деньги.
7. Заведите копилку и вносите в нее сдачу от своих покупок, так вы сможете накопить сбережения.
8.Купите игру Монополия (или аналог) и регулярно играйте в неё, это будет весело и научит вас понимать всю ценность денег.
9. Когда вы идете за покупками, то старайтесь выбрать те товары, в которых нуждаетесь. Если выберете сразу несколько товаров с одинаковыми функциями, то научитесь сравнивать цены и делать грамотный выбор.
10. Старайтесь не «брать взаймы».Нехорошо быть в зависимости от кого-либо, взяв чужие деньги. Удержитесь и от желания жить в кредит.
11. Учитесь вести запись и учет всех своих покупок в специальном блокноте. Заведите лист доходов и расходов.
12. Старайтесь тратить деньги с умом. Родители зарабатывают деньги свои трудом.
13. Что такое регулярные платежи? (комуслуги, телефон, интернет и т.д.) Узнайте, какое количество денег расходуется ежемесячно.
Урок финансовой грамотности «История возникновения денег»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Новоандросовская средняя общеобразовательная школа»
по финансовой грамотности
«История возникновения денег»
Учитель начальных классов
2019 – 2020 учебный год
История возникновения денег
Цель занятия : создание условий для формирования начальных представлений о деньгах, как средстве приобретения товаров.
содействовать усвоению понятия «деньги», развитию представлений учащихся о товарно-денежных отношениях;
о функциях денег в жизни человека;
познакомить учащихся с видами денег, их характерными особенностями, путями появления у людей;
понимать и принимать учебную задачу;
проявление познавательной и творческой инициативы;
умение слушать собеседника и вести диалог;
умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
включаться в диалог с учителем и сверстниками в коллективное обсуждение проблем;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, делать умозаключение по результату исследования.
овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях;
умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
формирование мотивации на бережное отношение к материальным и духовным ценностям.
Ведущий : Все расселись по местам,
Никому не тесно,
По секрету скажу вам:
Ребята, вы хотите узнать, что называют «великим изобретением человечества?»
— Разгадайте загадку и вы ответите на этот вопрос:
— В кошелек мы их кладем,
С ними в магазин идем. ( Деньги)
А что же такое деньги? (Ответы детей)
Каждый день мы имеем дело с деньгами, постоянно от них зависим. С детства знаем, что деньги всегда нужны, и что чаще всего их не хватает.
— Как хорошо было бы жить без денег. Пришёл в любой магазин, бери всё, что захочешь и сколько хочешь. Любые игрушки, велосипеды, мороженое, конфеты. И спокойно, не рассчитываясь, идёшь домой.
Но что тогда получается: раз я могу взять в магазине все, что мне хочется, значит, мама может не ходить на работу, а почитать со мной книжки. И папа может уехать со мной на рыбалку, ему ведь тоже не нужно зарабатывать денег. Я пришёл в школу, а там нет учительницы, она ушла в ателье шить платье. Решила сделать выходной. Ведь за платье не надо платить. А пекарь вообще решил совсем никогда не ходить на работу. И когда мы придём в магазин, там не будет ни одной булочки хлеба. Никто его не испёк. И велосипеда мне не досталось, Саша, из соседнего подъезда забрал все велосипеды. Зачем ему столько? Говорит: «Один сломается, буду ездить на другом».
— Хотелось ли вам жить в таком мире? (Нет) Почему?
Выходит нельзя нам без денег. Каждый труд должен оплачиваться, чтобы люди ходили на работу и добросовестно трудились. Чтоб товар в магазине покупали в том количестве, сколько это необходимо.
Всегда ли были деньги такими, какими мы знаем их сейчас? На этот вопрос вы ответите после того, как посмотрите мультфильм.
Ведущий: – Ребята, а сейчас, когда мы с вами узнали, что было в качестве денег у людей, давайте поиграем в игру «Давай обменяемся ». Представьте себя жителями древней Руси, которые пришли на ярмарку.
— Понравилось ли вам на ярмарке древней Руси?
– Кто не смог произвести обмен?
– Кто смог обменяться? Какие сложности возникли при обмене?
– Согласны ли вы с тем утверждением, что обменивать товары действительно было очень сложно?
Мы побывали с вами в прошлом денег. Узнали, что стало причиной появления денег. А теперь давайте перенесемся в наши дни.
— Какие бывают деньги? (монеты, купюры)
— А какой денежной единицей пользуемся мы? (Рубль) Напомните мне, как появилось слово «рубль»?
Прошло много времени, прежде чем появились металлические деньги. Но они отличались от современных. Они имели форму брусков, колец, слитков. На Руси существовала обменная монета – серебряная гривна (брусок).
Если вещь стоила меньше, то от гривны отрубали кружок. Что же получалось?
Ведущий: В каждой стране есть свои деньги. Мы поиграем сейчас в игру « Сопоставление». Необходимо соединить страну с названием денег этой страны.
Про деньги сложено много пословиц. (Показываем слайд). Объясните некоторые пословицы.
Игра «Разменяй монетками»
(Детям раздаем купюры и монетки. Они должны купюры поменять на монетки).
Игра «Установи последовательность»
Представьте, что вы пришли в супермаркет, чтобы купить необходимые продукты для вашей семьи. Расположите по порядку действия, которые надо предпринять, совершая покупку:
выложить продукты из тележки;
проверить сроки годности;
занять очередь в кассу;
Ведущий. Дети, а как вы думаете: всё ли можно купить за деньги? (Ответы детей)
Деньги, деньги, снова деньги-
Слышим мы сегодня вокруг,
Но есть в жизни вещи важнее,
Не забывай об этом, мой друг!
И зачем они только нужны?
Неужели без них невозможно
Общаться, творить и дружить,
Наверное, все же можно.
Ценного в жизни много:
Счастье, здоровье, семья…
Все золото мира бессильно,
Чтобы это купить, друзья.
Чувства людей бесценны,
И жизнь не имеет цены,
Верим мы свято в дружбу,
И истине этой верны!
Как называется плата за работу? ( Зарплата)
Прямой обмен товаров одних на другие? (Бартер)
Часть гривны, которую отрубали? (Рубль)
Особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги? (Деньги)
Деньги, которые откладывают на будущее? (Сбережения)
Чтобы врач купил пирог,
Заплати скорей… (налог)
Это сумма, что заплатит покупатель,
Это сумма, что устроит продавца,
Как мера для обмена всех товаров,
На рынке называется… (цена)
Мишка коммерсантом стал,
У лисы кредит он взял.
Через год он разорился
И в кого-то превратился… (банкрот)
Угадай, как то зовется,
Что за деньги продается,
Это не чудесный дар просто-
Ведущий : Итак, что вы узнали сегодня нового, интересного?
Урок по финансовой грамотности во 2 классе: Что такое деньги и откуда они взялись.
Тема занятия: «Что такое деньги и откуда они взялись». 2 класс
Технологическая карта проекта урока/занятия по финансовой грамотности
«Что такое деньги и откуда они взялись».
Обучающиеся 2 класса
Рассмотреть выгоды обмена, объяснить неудобства бартера и причины появления денег.
Сформированность понятий:
обмен, товар, ликвидность, бартер, деньги
Сформированность предметных умений:
Метапредметные образовательные результаты
познавательные: использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации: проявление познавательной и творческой инициативы; освоение способов решения задач поискового характера
регулятивные: понимание цели своих действий, проявление познавательной и творческой инициативы, адекватное восприятие предложений товарищей, учителей,
коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценить собственное поведение и поведение окружающих
Личностные образовательные результаты: создать условия для развития умения оценивать результаты своей деятельности.
Понимание, освоение, овладение компетенцией:
Технология сотрудничества (работа в группах), проблемное обучение
А) Технические (при наличии презентации к уроку)
компьютер, экран, мультимедийный проектор
Б) Дидактический материал
раздаточные материалы, карточки, маски индейцев с перьями, товар для обмена: рыба, лук со стрелами, ожерелье из зубов акулы, кубики соли,.коллекция монет, денежный мешочек, смайлики.
Расстановка парт и стульев
Ученики поделенына три группы
План урока
1 этап. Организационно-мотивационный. 1 мин.
-Вы готовы сегодня отправиться в путешествие в далекой прошлое? Тогда не будем терять времени:
Прозвенел уже звонок.
В древность нашу попадем
Создание эмоционального настроя
2 этап. Этап актуализации знаний. 2 мин.
— Давайте подумаем, как люди совершали покупки в то далекое время, когда не было денег? Как люди обходились без них?(высказывания детей). В ходе занятия мы сможем объяснить, мнение какой группы оказалось верным.
Обсуждение в группах, высказывание предположений
Мотивирование обучающихся к учебному действию. Фиксация учебных затруднений
3 этап. Этап открытия новых знаний (30 мин)
— Ребята, посмотрите на эти странные каменные круги с острова Яп, который находится в Тихом океане.
— Как вы думаете, что это такое?
Учащиеся учатся формулировать цель, определяя границы знания и незнания.
-Колечки для ожерелья великанши? /Нет/
— Колёса от первобытного танка? /Нет/
Дают отрицательный ответ
— Кто догадался, что это?
— Да, да, деньги бывают и такими огромными – скорее, это уже деньжищи!
А ещё деньги бывают разными. Но не будем торопиться.
-Предположите, о чём сегодня пойдёт речь?
— А что бы вы хотели узнать о них и чему научиться? На какие вопросы о деньгах хотели бы найти ответ?
Кто догадался, какова тема нашего занятия?
Как они возникли? Откуда они взялись? Как их правильно тратить?
(составление кластера на доске)
«Что такое деньги и откуда они взялись?»
— И тут выясняется, что в одном из племён лучше делали что-то одно, а в другом – другое.
Учащиеся учатся формулироватьпроблему; моделировать наиболее эффективный способ решения ситуаций, проявлять познавательную и творческую инициативы, работать в группе, строить речевое высказывание, узнают новые понятия
Разыгрывание 1 ситуации «Обмен».
—Что вы тогда сделаете?
-Правильно! Вы обменяетесь: ты ему дашь рыбу, а он – тебе лук со стрелами.
Так люди стали обменивать что-то своё: вещи, еду и так далее – на то, что им было нужно.
— Ребята, закончите предложение.
То, что люди предлагают для обмена называется ….ТОВАРОМ
Дети разыгрывают 1 ситуацию.
Знакомятся с понятием «товар»
Разыгрывание 2 ситуации.
— Но тут возникла другая проблема. Предположим, ты снова идёшь по тропинке уже с другой рыбой, а навстречу опять тот же человек из племени «У-ГУ-ГУ» с новеньким луком. Он успел проголодаться и хотел обменять свой лук на твою рыбину. Но лук у тебя уже есть, ты же получил его в прошлый раз. Зато тебе нужно новое ожерелье из зубов акулы, которое делает девочка из племени «Хрум-хрум».
-Что же остаётся делать голодному бедняге с луком?
(Бежать к этой девочке и предлагать поменять лук на ожерелье, чтобы потом поменять его у тебя на рыбу.)
— А вдруг ей не нужен лук, а нужно что-то другое? Так можно и с голоду умереть…
— Такие непростые ситуации возникали довольно часто.
И тогда люди додумались, использовать при обмене товары, которые нужны всем, долго хранятся и не портятся (рыба годится?) и при этом являются достаточно ценными. Такие удобные для обмена товары и называются деньгами.
Дети разыгрывают 2 ситуацию.
Знакомятся с понятием «деньги»
— Как вы думаете, у разных народов были одинаковые деньги?
У каждого народа были свои деньги. В Эфиопии (Это такая страна в Африке) долгое время в качестве денег использовали небольшие плитки из соли. Соль нужна была каждому, а достать её было трудно – вот и договорились эфиопы считать эти плитки деньгами. Представим, что предыдущая сценка произошла в Эфиопии.
-Что сказал бы эфиоп мальчику с луком? (что лук тебе не нужен, а свою рыбу ты готов отдать за 2 плитки соли). Если бы его это устроило, он бы отдал бы тебе 2 «соляные» денежки и получил свою рыбу. А ты бы пошёл покупать на них ожерелье у девочки. Может быть, их бы и хватило, а может тебе пришлось бы добавить ещё несколько плиток соли.
Дети разыгрывают 3 ситуацию.
Задачка из блокнота.
— Посмотрите на картинку (уч.с.15) и скажите:
Сколько «соляных» денег (плиток соли) тебе придётся добавить, чтобы купить ожерелье у девочки? Сколько рыб пришлось бы для этого поймать?
Учатся выбирать способ решения задачи, объяснять свой выбор, работать в группе, сотрудничать друг с другом
Работа с учебником по группам: Найдите информацию в учебнике.
1 группа: Приведите пример необычных денег на островах Санта – Крус (деньгами служили длинные красные перья)
2 группа: Что служило в Индии тысячу лет назад деньгами (красивые ракушки). И что еще где-то могло служить в качестве денег?
3 группа: Как пользовались каменными деньгами с острова Яп?
1 группа: деньгами служили длинные красные перья.
2 группа. красивые ракушки. Шкурки ценных зверей, где-то железные гвозди и топоры, а где-то – даже – шерсть слона!
3 группа: Забирать эти огромные каменные круги с собой было невозможно, поэтому при покупке товара на них просто писали имя нового владельца.
Учатся находить нужную информацию в учебнике
Знакомство с понятием «ликвидность»
Знакомятся с понятием «ликвидность»
Узнают новое понятие
Игра «Давай обменяемся»
-Ребята, а вы знаете, как это называется обмен друг с другом различными предметами? Это – бартер. Как вы думаете, чем обменивались между собой земледельцы и скотоводы? А кузнецы и сапожники?
Чтобы узнать об этом, поиграем в игру «Давай обменяемся».
– Ребята, сейчас мы представим себя жителями древней Руси. В каждой группе будут купцы, ремесленники, охотники, крестьяне. У каждого из вас есть карточки с изображением разных предметов и задание, что вам необходимо привезти домой с ярмарки. Попробуйте сейчас обменять собственный товар на необходимый.
(Затем задание можно усложнить: детям выдаются карточки с названием товара, чтобы они смогли обменять свой предмет на нужную вещь только через двойной обмен).
Время на выполнение задания – 3 минуты.
– Понравилось ли вам на ярмарке древней Руси?
– Кто не смог произвести обмен?
– Какие сложности возникли при обмене?
– Согласны ли вы с тем утверждением, что обменивать товары действительно было очень сложно?
– Как вы думает, что придумали люди, чтобы облегчить себе жизнь?
Удобны ли были такие деньги?
Знакомятся с понятием «бартер». Разыгрывают ситуации
Узнают новое понятие. Приходят к новым выводам. Получают представления о роли обмена. Умеют объяснять выгоды обмена, его неудобства и причины появление денег. Учатся взаимодействовать друг с другом в группе.
— Для чего нужны деньги? (для обмена, покупки и продажи товара)
— Что же такое деньги? (Деньги – это универсальное средство обмена)
Обобщают полученные сведения
Знакомство с понятием «Монеты»
— Как появились первые деньги, мы с вами разобрались. А что же было дальше?
-Что ты можешь услышать от индейца?
— А теперь обратная ситуация: на следующий год приплывёт к тебе тот самый индеец со своими деньгами, которыми у его народа являются меховые шкурки. Он видит у тебя хороший топор и предлагает купить его за 2 свои денежки, то есть за 2 шкурки.
-Что может услышать индеец?
«А зачем они мне? У нас всегда здесь тепло, и мех нам не нужен» И индеец тоже уплывёт ни с чем.
Для того, чтобы такого больше не случалось, люди стали искать ТОВАР, который ценился бы повсюду.
-Как вы думаете, они нашли такой товар?
-Лучше всего для этого подошли драгоценные металлы.
-Вы догадались какие? Золото и серебро.
-Почему именно они оказались очень удобным материалом для денег?(Высказывания детей)
— Когда и где появились первые круглые монеты? Найдите ответ в учебнике.
Покупать и продавать товары с помощью монет стало удобнее, поэтому они распространились по всему миру и используются до сих пор.
Показ коллекции монет
До наших времён дошло много старинных монет из разных стран. Вот так выглядит серебряная монета – денарий времён Цезаря.
Человечество менялось, монеты вместе с ними. Товаров становилось всё больше, и нужно было всё больше денег. А золота и серебра не так уж много. К тому же монеты из этих металлов дорогие, и покупать на них что-то дешёвое, неудобно. Поэтому очень скоро люди стали делать монеты из более дешёвых металлов и сплавов: меди, бронзы, чугуна и т.д. На одной из древних китайских чугунных монет дырка в центре была сделана специально.
Дети знакомятся с понятиями: первые монеты, драгоценные металлы (золото, серебро), грош.
Группы высказывают свои предположения.
Они оказались удобным материалом, так как красивые и прочные, и не ржавеют, и не портятся, встречаются редко. Из них можно сделать украшения, короны, кольца и другие дорогие украшения, изделия.
Поиск информации в учебнике:
Очень давно –2 с лишним тысяч лет назад – в Лидии (была такая страна на территории Турции). А само слово «монета» придумали жители Древнего Рима. Там был правитель Юлий Цезарь, от имени которого произошло известное слово – царь.
Несколько таких монет нанизывают на верёвку
Узнают новое понятие. Учатся понимать и правильно их использовать
— А вы знаете, какая монета на Руси считалась самой мелкой малоценной монетой?
Это грош – монета две копейки.
Работа в группах: Объясните, что означает: «У него нет ни гроша за душой», «Ломанного гроша не стоит».
-Раньше об очень бедном человеке говорили, что у него нет ни гроша за душой. А про то, что никуда не годится или совсем не имеет ценности говорили: ломанного гроша не стоит.
Знакомство с понятием «грош». Работа в группах. Высказывания детей
Учатся работать в группе, осознанно и произвольно строить высказывания
-С тех пор каких только монет не выпускали. Найдите информацию в учебнике:
1 группа о разновидностях монет. (большие, маленькие, квадратные, треугольные. Была монета – трансформер, монета-головоломка, монета-волчок, говорящая монета)
2 группа о Золотой монете Палау. (Это одна из самых маленьких в мире золотых монет, она выпущена в небольшой стране Палау. Она имеет форму редко встречающегося цветка клевера с четырьмя лепестками, и говорят, приносят удачу. Жители Палау верят, что если её носить с собой, то в жизни обязательно повезёт)
3 группа о гигантской австралийской золотой монете «Кенгуру» (Это самая большая и дорогая в мире! Этот великан весит больше тысячи килограммов и стоит несколько миллионов долларов!)
4 этап. Этап подведения итогов (5 мин)
— Предлагаю вам заглянуть в копилку интересных фактов через игру «Верю, не верю».
1. Верите ли вы, что товар – это то, что люди предлагали для обмена? (Да)
2. Верите ли вы, что существовали «съедобные «деньги»? (Да. Съедобными деньгами считалось зерно, треска, растительное масло, какао, сахар, плиточный чай, рисовые зерна, грецкие орехи, сушеная кожура бананов).
3. Верите ли вы, что жители островов Санта-Крус применяли деньги в виде перьев? (Да. Они представляли собой тонкие красные перья длиной до 10 сантиметров).
4. Верите ли вы, что на Руси в качестве денег использовали бронзовые колокольчики? (Нет. На Руси в качестве денег использовали шкурки белок, лис, куниц.)
5. Верите ли вы, что в бескрайнем Тихом океане среди тысяч островов Океании есть «Остров каменных денег»? (Да. Это остров Яп, известный всему миру как «Остров каменных денег».)
6.Верите ли вы, что деньги – это товар с самой высокой ликвидностью? (Да)
Каждая команда пишет ответ на листке. Проверка. Подведение итогов.
Учащиеся проявляют умения структурироватьзнания, оценивать конечный результат работы на уроке
5. Оценочно-рефлексивный этап (2 мин)
«Денежный мешочек»
-Ребята, положите в «денежный мешочек» смайлики, соответствующие вашему настроению в конце нашего урока.
Обучающиеся выражают свое настроение с помощью смайликов.
Учатся анализировать свое психоэмоциональное состояние, взаимодействие с учителем и одноклассниками
Список использованных нормативных документов и источников информации:
ПРИЛОЖЕНИЯ:
Приложение 1.Видеомультфильм «Как появились деньги».