Что такое деонтология в стоматологии
Деонтология в стоматологии
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие деонтологи
Большую популярность среди врачей в последнее время приобрел термин «деонтология».
Слово это происходит от греческого deon — долг.
В профессиональном мышлении медицинских работников любых специальностей, и стоматологов в том числе, понятие долга или должного является исключительно важным.
Немало издано книг по медицинской деонтологии в стоматологии.
Большинство стоматологов в наши дни в своей повседневной деятельности руководствуются гуманной целью оздоровления населения.
Таким образом, под медицинской деонтологией понимают совокупность этических норм и принципов поведения медицинских работников при выполнении своих профессиональных обязанностей.
Особенности врачебной этики
Врачебная этика включает в себя:
Врач-стоматолог должен обеспечить безболезненные стоматологические манипуляции.
Если эта функция не выполняется, то могут возникнуть профессионально-этические проблемы.
Врачу-стоматологу необходимо владеть всеми видами местного обезболивания. Врач-стоматолог должен знать не только показания и противопоказания анестезирующих веществ, но и их механизмы действия.
Готовые работы на аналогичную тему
Врачу-стоматологу, как и всем другим медицинским работникам, для исполнения профессионального долга необходима не только его общемедицинская подготовка, но и владение современной диагностикой, профилактикой, методами лечения и реабилитации, психотерапевтическим искусством, а также строгое соблюдение врачом правил внутренней и внешней культуры поведения.
Под внутренней культурой поведения понимается отношение врачей-стоматологов к труду, дисциплине, их дружелюбие и чувство коллегиальности.
Говоря о внешней культуре поведения, подразумевают хороший тон, приличие, внешнюю опрятность, то есть и соответствующий внешний вид.
К правилам внешней культуры также можно отнести форму приветствия и умение держать себя среди коллег и пациентов, умение участвовать в беседе, соответственно условиям и обстановке, взаимную вежливость.
Ко врачам-стоматологам, как и к прочим сотрудникам в клинике предъявляют следующие требования: соблюдение формы (аккуратная прическа, чистый, отутюженный халат, сменная обувь); использование очков, перчаток, маски при приеме пациентов.
Внешность врача-стоматолога должна отражать самодисциплину, внутреннюю собранность.
В представлении пациента опрятность доктора всегда ассоциируется с его хорошей профессиональной подготовкой. Больные уверены, что аккуратный врач хорошо лечит.
Исключительно важным для исхода лечения является характер отношений, устанавливающийся при первом контакте пациента с врачом.
На успех лечения может рассчитывать только тот специалист, который учитывает личностные и индивидуальные особенности пациента.
Больной прислушивается к словам врача, ему требуется постоянно ощущать оптимизм доктора
Это помогает пациенту верить в положительный результат проводимого лечения и на пути к выздоровлению преодолевать все трудности.
Врачам вверяется самое дорогое —здоровье и жизнь людей. Они несут ответственность не только перед определенным пациентом, его родными, но и в целом перед обществом.
Врач, поэтому, не имеет права быть безответственным.
Ответственность за свою работу, за свои действия и качество их выполнения в деятельности врача имеет особый смысл.
Получи деньги за свои студенческие работы
Курсовые, рефераты или другие работы
Автор этой статьи Дата написания статьи: 01 11 2016
Деонтология и медицинская этика в условиях рынка: золотые правила работы врача-стоматолога с пациентом
Приход пациента к стоматологу часто ассоциируется со стрессом, который связан со страхом ожидания последующей боли, даже не смотря на современные возможности ее преодоления. И еще силен стереотип, что лечение зубов – крайне агрессивное вмешательство в организм и интимное пространство человека. Кроме того, у пациента сформировано чувство вины, что он сам стал провокатором зубных болей. Таким образом, на врача-стоматолога ложится разрешение важной психологической задачи – снизить состояние тревоги пациента, которое может негативно отразиться на процессе лечения. Кроме того, высокая конкуренция на рынке стоматологических услуг наполняет отношение врача и пациента новым смыслом. Они начинают выступать одним из конкурентных преимуществ, уникальным торговым предложением и становятся одним из инструментов маркетинговой политики.
Как правило, в вузах плотно не изучаются тонкости и принципы деонтологии, поэтому хорошему специалисту, конечно, приходится заниматься самообразованием, читать профессиональную литературу, посещать различные мастер-классы и тренинги, а затем применять теорию на практическом опыте. Есть некий свод базовых правил этики для врача:
Все начинается с улыбки
Для установления контакта на первичном приеме необходимо создать у пациента ощущение комфорта и безопасности. Ваш внешний вид, тембр голоса и мимика играют здесь решающую роль. Как только пациент перешагнул порог вашего кабинета, скажите: «Добрый день!» и обязательно улыбнитесь. Если у человека нет острой боли и отсутствует нужда в сиюминутном вмешательстве, то постарайтесь провести первичный прием в перчатках, без использования инструмента, т.е. в форме консультации. Пока пациент располагается в кресле, вымойте руки и наденьте новые резиновые перчатки – так вы снизите возможную тревогу пациента по поводу чистоты и стерильности вашей работы.
«Привыкание» пациента к кабинету и врачу
Предоставьте пациенту возможность рассказать о том, что его беспокоит – непосредственно о той проблеме, которая привела его в ваш кабинет и о возможных страхах, связанных с лечением. Задавая уточняющие вопросы, будьте максимально эмпатичны. Например: «Что вас беспокоит?», «Как вы добрались до нас? Быстро нашли?», «Утром пили горячие или холодные напитки?». Т.е. проявите вовлеченность в проблему пациента и создайте дружескую атмосферу парочкой ненавязчивых вопросов. Следите за комфортным расположением пациента в кресле, чтобы шея не затекала, голова не должна находиться между подголовником и креслом.
Тревожность человека в кресле во время осмотра и лечения снимают простые команды – «посмотрите влево/вправо/на цветы на подоконнике», «дышите глубже». Если пациент нервничает, предложите ему что-нибудь подержать, потеребить в руке: салфетку, инструмент и т.д. Это точно позволит снизить напряжение.
Перед началом лечения договоритесь об условных знаках, которыми будете пользоваться с больным, например, пациент закрывает глаза – значит, испытывает неприятные ощущения, делаем паузу. Такая договоренность придаст пациенту уверенность, что у него есть обратная связь. На протяжении всего приема/лечения обращайтесь к пациенту по имени и отчеству. Есть даже такой метод: сделать это 10 раз за прием – это очень располагает людей.
Описание действий
Аргументируя необходимость лечения, не прибегайте к нотациям и упрекам в адрес пациента по поводу неудовлетворительного состояния зубов, вместо этого скажите: «как вовремя вы обратились» и уже потом, в конце приема, дайте рекомендации по гигиене и профилактике болезней зубов.
При общении с пациентом обязательно донесите до него четкий алгоритм ваших действий понятным языком. Делайте это и непосредственно во время лечения: «сейчас я начинаю накладывать пломбу», «через несколько секунд может быть немного больно». Все стоматологи пользуются пустером для осушения полости рта, но часто забывают предупредить пациента о подаче воздуха, это очень часто пугает и создает дополнительный дискомфорт. Поэтому всегда проговаривайте: «Сейчас будет воздух из пустера». Во время длительной работы в полости рта скапливается много зубной пыли, что добавляет неприятных ощущений от процедуры, периодически в процессе лечения говорите: «Сейчас полость рта освежим». Создавайте внутреннюю готовность пациента заранее, чтобы не стать заложником неожиданной эмоциональной реакции, которая может привести к травмам полости рта.
Во время презентации плана лечения, всегда имейте и запасной план, предоставляя, таким образом выбор, пациент оценит такой подход.
Завершение контакта
В заключительной фазе общения, подведите итоги и сделайте необходимые назначения. Если пациент жалуется на болевые ощущения после лечения – успокойте его, объясните, что дискомфорт носит временный характер, перед прощанием скажите что-нибудь ободряющее, похвалите: «Какие у Вас теперь красивые зубы», «Спасибо за Ваше терпение», «Вы очень ответственно относитесь к своему здоровью, это правильно». Обязательно отметьте, что пациент может обратиться к вам по телефону с вопросами. Нелишним будет прощальное рукопожатие.
Работа с детьми
Особого подхода к лечению и установлению психологического комфорта требуют дети и подростки. Не используйте при общении с ребенком «сюсюканья» и «заискивающий» тон. Можно говорить ласково, но уверенно: «Сашенька, сейчас ты откроешь рот и покажешь мне свои крепкие зубы, мне очень важно убедиться, что с ними все в порядке, поможешь мне?», неплохо срабатывает метод «заговаривания» — преподнесите ребенку научную информацию, аккуратно завуалируйте в нее комплимент.
Какие бы методы установления и поддержания контакта с пациентом вы ни выбрали или ни изобрели сами, ключевыми моментами всегда остаются ваша сдержанность, уверенность и профессионализм. Приходя на работу, забывайте о плохом настроении, улыбайтесь и будьте позитивны. Аккуратно оформите кабинет, повесьте в рамки ваши дипломы и сертификаты, следите за чистотой рабочего места, ведь примерно на 55 процентов успех зависит от визуальных ощущений пациента! Затем важно звучание вашего голоса – будьте мягки и сдержаны (38 процентов успеха) и только семь процентов остается на вербальный контакт.
Желаю успехов и лояльных пациентов!
Кривцов Григорий Владимирович, стоматолог, стоматолог-ортопед, стоматолог-хирург стоматологической клиники «Радамед» (Челябинск)
Krivtsov G. V., dentist, orthopedic dentist, dental surgeon at the Radamed dental clinic (Chelyabinsk)
Deontology and medical ethics in market conditions: the golden rules of the dentist’s work with the patient
Аннотация. Высокая конкуренция на рынке стоматологических услуг наполняет отношение врача и пациента новым смыслом. На него ложится разрешение важной психологической задачи – снизить состояние тревоги пациента. Это становится одним из конкурентных преимуществ, уникальным торговым предложением и одним из инструментов маркетинговой политики. Поэтому, хороший специалист должен самостоятельно выучить принципы деонтологию, и соблюдать свод базовых правил этики врача.
Annotation. High competition in the dental market fills the doctor-patient relationship with a new meaning. It lays down the resolution of an important psychological task — to reduce the patient’s anxiety state. This becomes one of the competitive advantages, a unique selling proposition and one of the tools of marketing policy. Therefore, a good specialist should independently learn the principles of deontology, and observe the set of basic rules of ethics for a doctor.
Ключевые слова: деонтология, маркетинговая политика, пациент, медицинская этика.
Keywords: deontology, marketing policy, patient, medical ethics.
Деонтология в детской стоматологии
Посещением ребенком стоматолога в большинстве случаев сопровождается стрессом из-за страха перед врачом, бормашиной и проводимыми манипуляциями. Особенно тяжело маленьким пациентам, которые впервые лечат зубы. Именно поэтому деонтология занимает важное место в детской стоматологии.
Что такое деонтология и как она связана со стоматологией
Деонтология является учением о нравственных и моральных проблемах, оценке действий человека и правилах поведения. Казалось бы, как связана эта направление в психологии с медициной? Но взаимосвязь действительно есть и она очень близкая.
Многие взрослые придерживаются мнения, что посещение стоматолога может вызвать только физическую боль, не придавая достаточно внимания психологическому состоянию ребенка. Однако, по результатам многих исследований доказано, что дети испытывают страх перед каждым посещением зубного врача. Причиной может быть неизвестность (если это первое обращение), боязнь всех врачей, неудачное лечение проведенное ранее, самовнушение и другое.
Врач-стоматолог, который начинает работу сразу, в большинстве случаев сталкивается с трудностями из-за «неправильного» поведения детей. Ребенок может не открыть рот, схватить врача за руку, сильно кричать или выполнять иные действия, мешающие доктору провести лечение. Решить эту проблему и помогает деонтология.
Задачи деонтологии в стоматологии
Главная задача деонтологии заключается в формировании доверия между маленьким пациентом и врачом. Такой подход к стоматологическому приему необходим для повышения качества лечения и устранения страха ребенка перед стоматологом в будущем.
Суметь завоевать доверие ребенка, это сложная задача, которая требует определенных навыков. Клиника и кабинет врача могут быть иметь располагающий интерьер, игрушки и другие преимущества, используемые для расположения детей. Однако, если ребенок пришел на лечение, например, с острой болью, никакие манипуляции могут не дать нужного результата. Чтобы тактика деонтологии работала «на деле» стоматологи рекомендуют приводить детей на профилактический осмотр или на «ознакомительный прием».
Деонтология предполагает целый комплекс действий детского стоматолога, начиная с встречи маленького пациента и общего вида самого специалиста. Методы деонтологии рассчитаны на психологическое воздействие с помощью слова и выполняемых действий без физического и эмоционального насилия. Ошибки специалиста могут стать причиной страха перед стоматологией в будущем.
Принципы стоматологической деонтологии
Медицинская деонтология является учением о выполнении работником профессионального долга в соответствии с правилами врачебной этики и психофактора деятельности. Деонтология учит доктора относиться к пациенту не как к предмету наблюдений и выполнения своей работы, а как к личности, имеющий индивидуальный духовный мир.
Соответствовать все этим требованиям может только высококвалифицированный врач, способный придерживаться всех основных принципов стоматологической деонтологии.
Приветливость и доброжелательность, располагающие ребенка.
Детский стоматолог должен иметь не только профессиональное образование и квалификацию, но и навыки психолога. Понять индивидуальность маленького пациента, можно только внимательно наблюдая за его поведением и общаясь с ним. Применение учений деонтологии позволяет врачу найти нужный подход к ребенку, применив психологические методы манипуляции его поведением.
Деонтология при работе детского стоматолога
Крылатое выражение «слово может лечить, а может и ранить» в детской стоматологии имеет особое значение. Как известно, больной человек восприимчив, а ребенок в силу еще не сформированной психики, особенно.
Правильные слова специалиста, обращенные к ребенку, являются залогом успешного контакта и последующего лечения. Однако, даже одна «неправильная» фраза» или некорректный тон могут изменить ситуацию и даже спровоцировать психологическую травму. Так, например, раздраженная просьба стоматолога «сидеть спокойно» может вызвать обратную реакцию.
Приветливый стоматолог, который с трепетом и заботой относится к детям, всегда будет пользоваться авторитетом. В будущем даже болезненные процедуры ребенок будет воспринимать более стойко, поскольку сохраняется полное доверие ко взрослому человеку.
В современной детской стоматологии врачи проходят специальную подготовку по обучению навыкам деонтологии. Некоторые нюансы этого медицинского направления учитываются и клиникой при создании интерьера, который заведомо будет располагать ребенка к полному доверию.
Советы родителям
Первый визит к стоматологу всегда играет важную роль на отношение ребенка к лечению зубов. Если специалист не смог найти подход к ребенку и был груб, еще к тому же процедура оказалась болезненной, то в дальнейшем ребенок будет испытывать страх перед посещением зубного врача, а уже во взрослом возрасте лечение зубов будет затягиваться. Свидетельством тому могут быть многие взрослые, которые столкнулись со стоматологией прошлого века.
В современной стоматологи лечение зубов проводится с применением самых разных видов анестезии. Единственной причиной страха может стать бормашина, инструменты врача и неизвестность процедур.
Для того, чтобы подготовить ребенка к стоматологическому лечению, следует начинать с профилактических осмотров. Врач, имеющий навыки деонтологии, всегда найдет подход к маленькому пациенту, познакомит его со всеми особенностями лечения зубов, правильно объяснит необходимость ухода и лечения. Родители же смогут убедиться в компетенции стоматолога.
Медицинская деонтология: понятие и основные принципы
Каждый врач должен иметь определённые навыки и знания, которые являются бесценными при общении с больными людьми. Хороший врач — это не только опытный клиницист, сухо прописывающий пациенту схему лечения. Это и опытный педагог, а иногда даже воспитатель, особенно если речь идёт о работе с детьми.
Стать блестящим специалистом врачу поможет соблюдение принципов этики и деонтологии. Именно они определяют перечень этических норм, необходимых для эффективного общения доктора и пациентов, более того: тонкий психологический подход уже сам по себе обладает удивительным лечебным эффектом.
Принципы деонтологии в медицине
В переводе с греческого языка слово «деонтология» означает комплекс норм в области этики и морали, которым должны следовать все медицинские работники. Принципы этики и деонтологии в медицине формировались ещё с древних времён, а само понятие обозначилось в науке только в начале 19-го века. Термин ввёл в обиход известный английский философ Бентам.
У многих авторов можно встретить отождествление понятий деонтологии и этики. Тем не менее, речь идёт о понятиях, тесно связанных друг с другом, но не являющихся тождественными.
Деонтология — это учение о том, как должен вести себя врач, а этика — своеобразный «кодекс» поведения. Таким образом, деонтология вытекает из неё, так как полностью построена на этических принципах.
В качестве предмета деонтологии как раздела медицинской науки принято рассматривать принципы, на основании которых специалисты разрабатывают правила общения медработников с пациентами. Н.И. Пирогов определял деонтологию как принципы поведения медперсонала по отношению к пациентам.
Поскольку понятие деонтологии тесно связано со словом «долг», можно говорить о необходимости строгого выполнения медицинскими работниками всех этических правил. Если врач действует гуманно, тактично и профессионально, это оказывает положительное влияние на процесс выздоровления его пациентов. Именно поэтому в действиях врачей не должно быть бюрократизма, формализма и бездушия.
Принципы этики и деонтологии медицинских работников
Что касается этики, из которой вытекают все принципы медицинской деонтологии, она относится к философской науке, изучающей принципы нравственности и морали, принятые в человеческом обществе. Этика изучает такие понятия как честь, достоинство, добро, счастье. В работе врача эти качества незаменимы, поэтому требования к поведению медиков и были сформулированы мудрыми людьми ещё в древние времена.
Первый «нравственный кодекс врачей» появился при рабовладельческом строе после разделения труда. Когда в социуме появились представители разных профессий, работу врачей стали особенно почитать, так как главной задачей древних медиков было освобождение человека от физических и душевных страданий. Один из древнейших источников, где подробно описаны этические требования, предъявляемые обществом к врачу — это кодекс Хаммурапи (Вавилон). Далее Гиппократ усовершенствовал эти законы, и на их основании была создана так называемая «клятва Гиппократа». По традиции медики соблюдают её и по сей день.
Со временем появилось серьёзное научное обоснование норм и принципов врачебной этики. Она строится на осознании как законов природы, так и социального бытия общества и отдельного человека. Любая нравственная норма должна быть тесно связана с наукой, чтобы сострадание к больному не оказалось пустым и беспочвенным. Общаясь с пациентами, врачи не должны демонстрировать им поведение сострадающих родственников — и в то же время нельзя допускать проявлений равнодушия и формальности. Недаром А.И. Герцен как-то сказал, что, испытывая сострадание к больному, врач может «плакать в душе», однако для понимания сути болезни ему требуется холодный и здравый рассудок.
Таким образом, вступая во взаимоотношение с больными, врач постоянно балансирует на тонкой грани, и именно это умение делает его специалистом высочайшего уровня: когда, работая исключительно по велению сердца, он применяет научные методы, позволяющие эффективно бороться с различными заболеваниями.
Ведущие принципы этики и деонтологии можно обозначить следующим образом:
Принципы медицинской деонтологии тесно связаны с понятием слова как физиологического и лечебного фактора. Известно, что если человек болен, он гораздо острее воспринимает все факторы окружающей среды. Больные люди обладают высокой степенью внушаемости, поэтому один небрежный жест либо брошенное второпях слово медработника может привести к негативным последствиям. Например, услышав непонятное латинское слово, с помощью которого два врача общаются между собой, пациент может искажённо и неправильно понять суть своего заболевания и подумать о том, что его жизни угрожает реальная опасность. Если же больной слышит в свой адрес понятные, простые и ободряющие слова, это вселяет веру в выздоровление и в природные силы организма.
Когда-то В.М. Бехтерев сказал замечательную фразу: «Если пациенту не стало лучше после того как он поговорил со своим врачом — это никакой не доктор». И это понятно: слово, как справедливо заметил И.П. Павлов, является для человека таким же условным и материальным раздражителем, как и другие, поэтому оно вызывает в организме целый комплекс сложнейших реакций. Словом можно реально вылечить пациента, но иногда оно действует и прямо противоположным образом, если медработник проявляет по отношению к больным неосторожность и небрежность.
Личность врача и его моральный облик имеют огромное значение. Именно поэтому медикам ни при каких обстоятельствах не следует пренебрегать принципами деонтологии и этики.
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ставропольского края Краевая детская клиническая больница
Деонтология медицинского работника при уходе за детьми
Уход за больным ребенком является составной частью лечебного процесса и призван обеспечить не только высокую эффективность комплекса терапевтических воздействий, но и, прежде всего, полное выздоровление больного. В стационаре уход за ребенком осуществляется как медицинскими работниками (врач, медицинская сестра), так и родственниками больного. Продолжительность контактов медицинских работников с больным ребенком и ближайшими родственниками мож ет быть различной. Эти контакты иногда продолжаются многие недели или месяцы (и даже годы). Подобные обстоятельства обусловливают строгое соблюдение этико-деонтологических принципов во взаимоотношениях медицинских работников, а также медицинских работников с больными детьми и их родственниками.
Согласно Международному кодексу врачебной деонтологии, выделяют два стратегических требования к врачу и среднему медицинскому работнику:
1) знание и
2) доброжелательное отношение к людям.
Взаимоотношения медицинских работников.
Медицинские работники не должны вести разговоры на профессиональные темы при больных детях. Важно учитывать, что некоторые отличаются мнительностью, легковнушаемы и у них могут развиться ятрогении, т.е. заболевания, спровоцированные действием медицинского работника и относящиеся к психопатиям.