Что такое депривация у детей

ДЕПРИВАЦИЯ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Что такое депривация?

Депривация (от лат. deprivatio — потеря, лишение) — психическое состояние, возникновение которого обусловлено жизнедеятельностью личности в условиях продолжительного лишения или существенного ограничения возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей.

Термин стал широко известным благодаря Джону Боулби, который считал, что дети, лишенные материнской заботы и любви в раннем детстве, испытывают задержку в развитии следующих сфер: когнитивной, двигательной, речевой, а также в сферах эмоционального и личностного развития.

Виды депривации:

Психологи выделяют разные виды деприваций: двигательная, сенсорная, социальная, эмоциональная и другие, но наиболее травмирующий характер для ребенка носит так называемая материнская депривация.

Сенсорная депривация — существенный недостаток сенсорных стимулов, отсутствие их разнообразия, несоответствие стимулов возможностям ребенка и задачам развития.

Сенсорное развитие ребенка — это развитие и интеграция представлений о свойствах своего тела, ощущениях, поступающих как от внутренних органов, так и извне, при взаимодействии с предметами окружающего мира, формирование понимания боли или приятных ощущений, тепла и холода, разнообразных тактильных ощущений, вкуса, звука, цвета, ощущения пространства и впечатлений от собственной моторной активности и т.п.

Последствиями сенсорной депривации становятся повышенная тревога, нарушение контакта с внешней средой, неуклюжесть, нечувствительность к боли и плохое различение других сенсорных впечатлений (не чувствует, когда ему жарко или холодно, ходит в мокром, не замечая этого, не различает вкус еды, кроме «ярких вкусов», может ходить в тесной обуви, удариться и не заметить и т.п.), трудности ориентации во времени, нарушение внимания, гиперподвижность или мышечная вялость.

В качестве компенсации недостатка сенсорных впечатлений из-за плохой чувствительности к ним, ребенок может либо искать сильные, а часто и опасные сенсорные стимулы, либо погружаться в фантазии и мечтания, не имеющие отношения к реальной жизни.

Когнитивная депривация – дефицит информации, соответствующий возрасту и необходимый для развития ребенка, а также хаотичность, изменчивость, неупорядоченность этой информации, препятствующая адекватному объяснению окружающего мира.

В отсутствие развития навыка обработки информации, попадая в информационно-насыщенную среду (например, в школу) ребенок не может справиться с потоком информации, быстро истощается, демонстрирует протестное поведение или заболевает.

Социальная депривация — ограничение или полное отсутствие контактов ребенка с обществом, представляющим собой нормальное разнообразие социальных структур; ограничения в развитии собственной социальной роли в среде других людей.

Социальное развитие предполагает усвоение ребенком сложной социальной структуры общества, социальных связей, появление интуитивного ощущения собственного включения в социум, понимание своего места в нем.

Результатом социальной депривации в раннем и дошкольном возрасте становятся нарушение связи личности и своего имени, трудности развития идентичности (ребенок не может ответить на вопрос «Кто я?» «Какой я?», «Кто вокруг меня?»), повышенная социальная тревога и, как следствие, неадекватные способы социального взаимодействия (повышенная агрессия или, наоборот, ведомость, подчиняемость), склонность к социальной изоляции или социальной неразборчивости, отсутствие представлений о жизненной перспективе и позитивных социальных устремлений.

Обычно разные виды депривации связаны между собой и проявляются в комплексе, их симптоматика может объединяться.

Эмоциональная депривация – отсутствие или недостаток возможности в установлении эмоционального контакта с другим лицом, либо травматический разрыв уже созданных эмоциональных связей при отсутствии поддержки в переживании горя.

Последствием эмоциональной депривации в раннем возрасте становится отставание психического и физического развития, в том числе развития речи и социального контакта. Такие дети часто общаются со всеми одинаково, не различая особенностей того или иного собеседника, не умеют сотрудничать с другим человеком, используют стратегии общения, не соответствующие возрасту, плохо различают свои и чужие эмоции и не учитывают их в повседневной жизни. Часто вместо радости игры, такие дети неэмоционально манипулируют предметами или наблюдают за яркими стимулами (например, смотрят мультфильмы, но эмоционально не включаются в сюжет).

В следствие эмоциональной депривации у ребенка не формируется позитивный эмоциональный образ себя (я – хороший), он не чувствует, что значим для окружающих его людей, плохо ориентирован на похвалу и порицание.

Признаки эмоциональной депривации:

– Ребенок постоянно испытывает беспокойство и имеет проблемы при взаимодействии с другими людьми.

– Они всегда занимают оборонную позицию и настороженно относится к тому, что происходит вокруг него.

– Ребенок страдает от стресса.

– Его иммунная система ослабевает из-за высокого уровня депрессии.

Как эмоциональная депривация может выражаться в поведении:

У детей с эмоциональной депривацией часто возникает потребность привлечь внимание любой ценой. Для того, чтобы их наконец заметили, дети демонстративно перестают слушаться родителей и ведут себя неадекватно в общественных местах. Например, могут легко закатить истерику.

В случае, когда дети проявляют агрессию, специалисты рекомендуют уделять им повышенное внимание и слушать, что они пытаются сказать. В этом случае они почувствуют себя значимыми и обретут достаточную уверенность для того, чтобы рассказать вам о том, что их беспокоит.

3. Чувство незащищенности

Столкнувшись с эмоциональным вакуумом, дети чувствуют себя крайне уязвимыми. У них появляются страхи при общении с другими людьми. Поскольку они не чувствуют себя в безопасности, им приходится постоянно держать оборону.

Часто ребенок не способен самостоятельно справиться с эмоциональной депривацией. Из-за этого может возникнуть чувство пустоты и недоверия, которое по мере взросления будет только усиливаться.

5. Плохая успеваемость

Отсутствие внимания и любви может привести даже к проблемам с успеваемостью. Сложное психоэмоциональное состояние часто приводит к тому, что дети перестают уделять внимание учебе и делать домашние задания.

Эмоциональная депривация может также стать причиной проблем с речью. В семьях, где не принято открыто проявлять любовь, как правило, дети начинают говорить позже. Кроме того, они испытывают проблемы с социализацией. Дети подвергают свои эмоции строгой цензуре и стараются избегать привязанности к кому-либо.

6. Зависимость от гаджетов

Некоторые родители полностью передают воспитание цифровым устройствам. С практической точки зрения это удобно: дети тихо сидят, уткнувшись в планшет, телефон или телевизор. Однако технологический пузырь, который их окружает, не оставляет места проявлению живых эмоций.

Что такое материнская депривация?

Материнская депривация — это состояние, возникающее вследствие эмоционального отрыва ребенка от матери, что влечет полное или частичное отсутствие у ребенка привязанности ко взрослым, подрыв доверия к миру. Исследования показали, что дети, лишенные материнской заботы и любви в раннем возрасте, испытывают задержку и отклонения в эмоциональном, физическом и интеллектуальном развитии. Вследствие материнской депривации у младенца даже может развиться анаклитическая депрессия.

Последствия материнской депривации:

– полная или частичная утрата возможности устанавливать полноценные близкие отношения с другими людьми и безопасную привязанность.

– чрезмерная зависимость от других людей.

– изменение отношения ребенка к самому себе (неприятие себя, аутоагрессия).

– ощущение стыда за себя, приводящее к неспособности говорить правду и уходу от ответственности.

– невротические проявления (аутостимуляция: раскачивания, стереотипные движения, сосание пальца, нарушение сна и пищевого поведения, энурез, целый спектр психосоматических заболеваний).

– высокий уровень тревожности, страхи.

– задержка психоречевого развития.

Лишение ребенка опыта заботы от постоянного взрослого ведет к тому, что ребенок становится неспособен принимать любовь и любить сам, его жизненные сценарии подчиняются принципу «добрать» любовь любой ценой (например, у разных взрослых, которые для него все «мамы»). Такой ребенок может смотреть на других людей через призму отчуждения, безразличия или обиды и агрессии и, соответственно, реализовывать программы «использования и манипулирования» или «властвования и обесценивания». Он может быть завистливым, чрезмерно критичным к другим, проявлять неблагодарность. Депривация также проявляется в социальной и нравственной дезориентации ребенка, его «психическом отчуждении», негативизме, так как угол зрения ребенка смещен в сторону негативных оценок реальности. Желание только материальных удовольствий является «заместительным удовлетворением», как и вредные привычки, алкоголь и пр., все это попытки заполнить пустоту внутри себя. Импульсивность и непереносимость лишений детей-сирот связана с огромным багажом неудовлетворенных потребностей, так что банальный отказ в покупке шоколадки может стать последней каплей и вызвать сильнейший поток негодования.

Современные исследования детей раннего возраста, находящихся в домах ребенка, показывают, что хотя воспитателям удается не допустить глубоких задержек развития, и на первый взгляд дети производят хорошее впечатление, все же полностью компенсировать проявления материнской депривации в условиях учреждения оказывается невозможно. Воспитанники домов ребенка заметно отличаются от домашних детей отсутствием волевых проявлений и инициативы. Они выглядят как пассивные куклы в руках взрослого, действуют только по определенному указанию. Их волевые акты проявляются лишь в негативном смысле и чрезвычайно скупы. Кроме того, они проявляют безличностное отношение к взрослому. Любая воспитательница, не встречая сопротивлений, может поднять, опустить, накормить, взять из рук или дать в руку игрушку. Попадая на руки, ребенок не смотрит в глаза взрослому, он просто радуется, что попал в объятия, не важно к кому. И хотя на первый взгляд такой ребенок «удобен» и «послушен», в будущем отсутствие воли и пассивность приводят к неумению преодолевать трудности, решать любые, даже простые бытовые задачи, усваивать ценностные нормы и противостоять зависимостям.

Помимо явной материнской депривации, когда мать бросает ребенка (в роддоме или позже), или в ситуациях смерти матери, существует скрытая форма. По сути для детей младенческого и раннего возраста (0-3 года) любое продолжительное отсутствие матери (в том числе эмоциональное отсутствие, когда мать в депрессии или пьет) может оказать сильнейшее депривационное действие. Скрытая материнская депривация — это ситуации, в которых нет явной разлуки ребенка с матерью, но есть очевидная недостаточность их отношений. Дэвид П. Селани в своей книге «Иллюзия любви» писал о том, что «подобно тому, как водитель, у которого бензин на исходе, стремится к бензоколонке, ребенок, не имеющий опыта заботы и поддержки, вынужден держаться рядом со своими источниками питания — неполноценными родителями».

Дети, не получившие достаточной заботы в детстве, вынуждены тратить всю свою энергию на «добывание» материнской ласки от своих ли родителей или от других людей, которые для них символизируют родителей. Парадокс заключается в том, что обделенный вниманием ребенок оказывается более привязанным к своей матери, чем тот, который любим и обласкан. Дилемма, с которой приходится сталкиваться обделенному ребенку: чем меньше родительской любви он получает, тем больше в ней нуждается, и эта потребность с годами только возрастает. «Ни один ребенок не выдержит постоянного осознания того, что родитель, в котором он так сильно нуждается, ненавидит его и постоянно отвергает. Единственно возможным решением этой проблемы становится раздельное хранение этих пакетов воспоминаний в своем внутреннем мире». Ребенок расщепляет образ кровных родителей на хороший и плохой. То же он проделывает и с собой, и с окружающими, сознание становится категоричным, объект либо прекрасен, либо отвергается тотально. Так в ситуации ссоры может казаться, что все то хорошее, что было сделано для ребенка, он не принимает в расчет. Недополученный опыт принятия и удовлетворения потребностей ребенка оставляет его без ресурса интеграции хорошего и плохого в одном человеке. Это станет возможным только после накопления достаточного позитивного опыта, поэтому так важно вкладываться именно в отношения с ребенком.

Обиженный ребенок не может смириться с действительностью, в которой родитель может безо всякого повода выместить на нем свою злость. Чтобы обрести некое ощущение безопасности, ребенок обосновывает наказание своими моральными недостатками, например, неаккуратностью или ленью, которые и стали причиной родительской нелюбви или оскорбления. Зависимым и нуждающимся в любви детям невыносимо признавать, что они живут в непредсказуемом мире, где их никто не любит, где их бьют и унижают просто потому, что им не повезло с родителями. Попытка хоть как-то объяснить и сделать пугающую ситуацию более предсказуемой толкает детей на принятие на себя ответственности за реакции родителя. Ведь если он тому причиной, значит эта ситуация хаоса в его сознании поддается контролю: если он ее запускает, значит, он может и остановить. Трудное поведение приемных детей может быть попыткой создания для себя понятной, предсказуемой ситуации. Таким кривым способом они пытаются получить подтверждение своей ценности, значимости от взрослого, попросить о помощи и поддержке.

Что делать родителям при обнаружении у ребенка депривационного синдрома?

Использованы материалы книги Нильса П. Рюгаарда «Дети с нарушением привязанности».

Источник

Эффекты депривации и особенность игры у младенцев детского дома

Мордас Екатерина Сергеевна

кандидат психологических наук

доцент, Московский институт психоанализа

121170, Россия, г. Москва, Кутузовский проспект, 34, стр. 14

Mordas Ekaterina Sergeevna

Associate Professor at Moscow Institute of Psychoanalysis

121170, Russia, g. Moscow, ul. Kutuzovskii Prospekt, d.34, str.14

Просмотров статьи: 11106 c 5.5.2015

Дата направления статьи в редакцию:

Аннотация: Особенности развития детей в условиях депривации. Связь переживаний эмоционального дефицита и реакции на неодушевленные предметы. Игрушка как объект, демонстрирующий особенности интеллектуального, эмоционального, личностного развития. Стадии развития реакции на игрушку у детей, воспитывающихся в семье и детей из детского дома: ранние стадии (визуализация, осязание) и дифференцированное поведение. Трудности освоения взаимодействия с игрушкой у младенцев из детского дома. Связь депривационной ситуации развития и нарушение баланса комфорта-дискомфорта. Что дезорганизует Эго ребенка и способствует развитию регресса. Нехватка материнской заботы непосредственным образом связана с нарушением игровой деятельности младенцев детского дома. Теоретический анализ психоаналитических взглядов на проблему депривации Дж.Боулби, Р.Шпиц, А.Фрейд, С.Провенс, М.Малер и др. Объектные отношения играют центральную роль в развитии ребенка. Не принятие ребенка, отвержение, разлука (потеря) с матерью психологически рассматривается как травма, порождающее острое переживание горя, сохраняющееся в течение долгого периода времени. Сама ситуация потери может быть представлена как вмешательство в развитие ребенка. Вмешательство приводит к задержке развития, его искажению и дезинтегрирует в целом личность ребенка. Ребенок, перенесший психическую депривацию, попадает в группу риска детей с возможностью развития психических и соматических нарушений. Нехватка соответствующего баланса между переживаниями дискомфорта и комфорта препятствует установлению следов памяти объекта и его постоянного катексиса. Из-за недостаточного катексиса человеческого объекта, нарушается смещение к неодушевленным объектам, что выступает в качестве эффектов депривации, может наблюдаться в детской игре детей.

Ключевые слова: психология, депривация, разлука, травма, дезадаптация, госпитализм, объект, катексис, дискомфорт, удовлетворение

Abstract: Features of development of children in the conditions of a deprivation. Communication of experiences of emotional deficiency and reaction to inanimate objects. Toy as the object showing features of intellectual, emotional, personal development. Stages of development of reaction to a toy at the children who are bringing up in a family and children from orphanage: early stages (visualization, touch) and the differentiated behavior. Difficulties of development of interaction with a toy at babies from orphanage. Communication of a deprivational situation of development and violation of balance of comfort discomfort. That will disorganize the Ego of the child and promotes regress development. Shortage of maternal care is directly connected with violation of game activity of babies of orphanage. Theoretical analysis of psychoanalytic views of a problem of a deprivation J. Boulbi, R. Shpits, A. Freud, S. Provens, M. Mahler, etc. The object relations play the central role in development of the child. Not acceptance of the child, rejection, separation (loss) from mother is psychologically considered as the trauma, the generating sharp experience of a grief remaining during the long period of time. The situation of loss can be presented as intervention to development of the child. Intervention leads to an arrest of development, its distortion and desintegrates as a whole the identity of the child. The child who has transferred a mental deprivation, gets to group of risk of children with possibility of development of mental and somatic violations. Shortage of the corresponding balance between experiences of discomfort and comfort interferes with establishment of traces of memory of object and its constant катексиса. Because of insufficient катексиса human object, shift to inanimate objects that acts as effects of a deprivation is broken, can be observed in children’s game of children.

psychology, deprivation, separation, trauma, disadaptation, hospitalism, object, cathexis, discomfort, satisfaction

Ранние объектные отношения являются основанием полноценного или, наоборот, нарушенного развития ребенка. Ранние отношения как Судьба, где первоначально мать выступает ключевой фигурой.

Если сделать краткий обзор некоторых авторов, внесших вклад в психологию объектных отношений, то это примерно будет выглядеть так: Дж. Боулби писал о надежной привязанности, ключевым объектом выступает первичная фигура привязанности (как правило, мать); Р. Шпиц отмечал такое качество матери как умение быть в диалоге с ребенком и мать как объект способствующий слиянию агрессивных и сексуальных влечений ребенка; Д. Винникотт ссылался то, что преданная и заботливая мать, наверняка, будет способствовать развитию полноценной идентичности ребенка (его понятия – холдинг и позитивное отзеркаливание), М. Малер выделяла качество матери – это доступность, А. Фрейд – постоянство объекта, К. Кохут – возможность объекта «отзеркаливать» и другие авторы. Выделим ключевые характеристики отношений: это постоянство, надежность, заботливость, отзывчивость, позитивное отзеркаливание, доступность, принятие, способность получать удовольствие от контакта с ребенком (М. Кляйн) и пр. качества отношений, способствующих полноценному развитию ребенка.

Не принятие ребенка, отвержение, разлука (потеря) с матерью психологически рассматривается как травма, травмирующее событие в жизни ребенка, порождающее острое переживание горя, сохраняющееся в течение долгого периода времени. Детский возраст выступает периодом наибольшей уязвимости, поскольку не в достаточной степени сформированы психологические защиты и взрослый (особенно для очень маленького ребенка) выступает как возможность «выжить».

Сама ситуация потери может быть рассмотрена как вмешательство в развитие ребенка. Реакция на потерю запускает защитные механизмы, которые в зависимости от возраста могут быть следующими: отрицание потери и желание, чтобы родители вернулись; амбивалентность на утрату, как правило, усиливает процесс горевания, идеализация родителей и пр. Вмешательство приводит к задержке развития, его искажению и дезинтегрирует в целом личность ребенка. Ребенок, перенесший психическую депривацию, попадает в группу риска детей с возможностью развития психических и соматических нарушений.

Выделяют формы психической депривации: сенсорная (связана с понижением количества сенсорных стимулов), когнитивная (вследствие которой человек теряет возможность понимать, предвосхищать и регулировать происходящее из вне), эмоциональная (недостаток близких эмоциональных связей) и социальная (связана с неограниченными возможностями усвоения автономной социальной роли).

Существует еще одно понятие, введенное Р. Шпицем – «госпитализм». Он представляет симптомы госпитализма: замедление психического и физического развития, отставание в овладении собственным телом и языком, пониженный уровень адаптации к окружению, ослабленная сопротивляемость инфекциям и пр. Шпиц отмечал, что дети, лишенные общения с родителями становились апатичными, мало ели и спали, почти не улыбались, однако при возвращении домой они «выздоравливали». Последствия госпитализма у младенцев являются долговременными и зачастую необратимыми. В тяжелых случаях госпитализм приводит к смерти. Если в течение первого года эмоциональная связь с матерью установилась и была потеряна возможно возникновение аналиктической депрессии. У взрослых людей госпитализм оборачивается утратой социальной адаптации, утратой интереса к труду, уменьшением и ухудшением контактов с окружающими, тенденцией к хронификации заболеваний и пр.

Дж. Боулби ввел понятие «сепарация» – ситуация долговременной разлуки ребенка с матерью. Автор выделил стадии поведения ребенка на разлуку с матерью:

Дефицит отмечается не только в том, чтобы быть успокоенным, когда ребенку требуется помощь, но также и в том, чтобы ребенка стимулировали к действию или к реакции на другого человека. В повседневной жизни младенца, о котором заботится его мать, есть много ситуаций, в которых он переживает контакт с нею, и они [контакты] становятся разнообразными и сложными, в течение первого года жизни. В этих интеракциях мать способствует переживанию множества чувств, положительных и отрицательных, которые важны для развития младенца. В жизни детей из детского дома интерес и эмоциональная сопричастность людей, которые заботятся о них, может лишь в редких случаях напоминать отношения мать-ребенок в семье. Все выражения чувства сотрудников детского дома, и положительные и отрицательные, зачастую приглушены.

Использование игрушек и материалов игры плохо развито. В возрасте, когда уже более вероятно проявление детской активности, целеустремленности, интерес к предметам и объектам реальности, ребенок из детского дома пассивен, остается бездействующим и незаинтересованным. Младенцы создавали впечатление нехватки энергии, хотя они были физически здоровы и хорошо питались. У детей отмечается дезадаптация.

Уровень развития психического аппарата не позволяет ребенку должным образом адаптироваться к его социальной среде. Можно сказать, что биологически ребенок развивается нормально, но его психологические ресурсы не используются в должной степени. Примером может служить речь (у ребенка есть такой ресурс, но он в возрасте примерно после шести месяцев не использует данную функцию для коммуникации или социального обмена), хватание предметов (игрушек) (младенцы способны приблизиться, схватить и управлять игрушками, но эту способность они минимально используют).

Один из аспектов развития младенцев – это реакция на неодушевленные предметы. Игрушка может служить нам в качестве объекта для изучения такой реакции. Здесь важно то, как ребенок наблюдает, управляет игрушкой, что чувствует в связи с игрушкой, как ее применяет и реагирует на нее. То, как он использует игрушку важно для оценки его развития, то есть: он может ее кусать, ударять, бросать, исследовать, объединять одну с другими игрушками или использовать игрушку, чтобы начать контакт с другим человеком. В этих действиях показаны различные аспекты его восприятия, моторного развития, эмоционального и общего развития.

При нормальном развитии реакции на игрушку становятся более дифференцированные и сложные (особенно в течение первого года жизни). В первые недели своей жизни ребенок реагирует на игрушку, поскольку она находится в поле его видения, когда она перемещается или шумит, или когда он касается ее. На одни игрушки реагирует слабо, на другие более сильно. В целом имеет значение размер игрушки, звук, совершаемые движения, пространственная близость. Реакции ребенка демонстрируют состояние его созревания и целостности сенсорно-двигательного аппарата. Можно наблюдать изменения в этих реакциях, которые являются, вероятно, индикаторами врожденных особенностей.

Примерно в год ребенок способен отдать предпочтение определенным игрушкам. Есть два типа привилегированных игрушек. Первый тип – это игрушки – переходный объект, то есть замена матери (это кукла, одеяло, мягкая игрушка). Здесь существенно чувственное качество игрушки. Эти игрушки позволяют ощутить контакт с матерью, позже доставляют некоторое чувство комфорта, когда мать отсутствует. Такая специфика игрушки в течение первого года только зарождается и укрепляется на втором году.

Другой тип предпочтения одной игрушке другой связан с качеством самой игрушки, например, качество может быть таким как: звук, контур и пр. Если взрослый пытается забрать предпочитаемую ребенком игрушку, он столкнется с протестом. Ребенок в этом случае может протестовать даже при замене игрушки, требуя ту свою – это то, что не наблюдалось раньше. В более раннем возрасте младенец при потере игрушки демонстрирует неудовольствие, но с готовностью примет замену.

К концу первого года ребенок показывает много аспектов своего интеллектуального, физического, и эмоционального роста его контакта с игрушкой. С игрушками, как с людьми, он выражает чувства удовольствия, неудовольствия, рвения, удовлетворения, расстройства и гнева. Он экспериментирует с потерей и открытием; он демонстрирует предпочтение некоторым игрушкам в отличие от других. Он совершает различные многообразные действия с ней и в связи с ней.

Можно предположить, что временный дискомфорт, сопровождаемый комфортом, стимулирует дифференцирование и формирование структуры Эго; длительный дискомфорт без облегчения, вероятно, будет иметь другой эффект на младенца. Последствием выступает дезорганизация, которая вмешивается в развитие Эго. Наблюдения за младенцами показывают, что они лучше организуются и функционируют тогда, когда находятся в состоянии между крайним дискомфортом и полным насыщением. При длительном дискомфорте младенец теряет признаки организации. Дезорганизация способности младенца к функционированию, когда он испытал длительный дискомфорт, может регулярно наблюдаться. Это разрушение или потеря, уже достигнутой функции является ранним признаком регресса. Тот же самый эффект может наблюдаться во многих повседневных ситуациях с детьми старшего возраста.

Объект важен для стимулирования и мобилизации либидо. У детей из детского дома объект не стимулирует либидо и не в достаточной степени катектирован, в отличие от детей, воспитывающихся в семье. Следовательно, недостаточный объект-катексис, его образ, память о нем не настолько доступны ребенку, чтобы действовать в качестве агента, благодаря которому происходит смещение с объекта к действиям и замещающим объектам, например, игрушкам.

Интерес младенца к игрушкам пробуждает Другой. Если Другой вводит игрушку, ребенок может сместить свой интерес на игрушки и играть некоторое время самостоятельно. Для младенца детского дома, чтобы внести подобные изменения в действия ребенка в игре взрослый должен остаться с ним, поддержать свой интерес к младенцу и демонстрировать удовольствие или восторг от того, что делает ребенок. Но взрослому необходимо несколько отстраниться, чтобы не конкурировать с игрушкой, иначе младенец не сместит свой интерес с человека на игрушку, а будет продолжать интересоваться отзывчивым человеком. В данном примере очевидно проявления смещений, выполненных младенцем, и также наблюдаются эффекты человеческого контакта сначала в стимулировании либидо младенца и затем в облегчении смещения катексиса.

Таким образом, нехватка материнской заботы оказывает негативное влияние на развитие младенца. В целом, нехватка соответствующего баланса между переживаниями дискомфорта и комфорта препятствует установлению следов памяти объекта и его постоянного катексиса. Кроме этого, из-за недостаточного катексиса человеческого объекта, нарушено смещение к неодушевленным объектам, что находит свое выражение в детской игре.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *