Что такое депутатская этика

Профессиональная и деловая этика депутата

Что такое депутатская этика. Смотреть фото Что такое депутатская этика. Смотреть картинку Что такое депутатская этика. Картинка про Что такое депутатская этика. Фото Что такое депутатская этика

Профессиональная и деловая этика депутата

Депутат представительного органа муниципального образования (далее – депутат) как истинный и непосредственный представитель интересов населения муниципального образования должен в своей деятельности руководствоваться не только законом, но и определенными этическими нормами и правилами, позволяющими ему быть примером высокой культуры и морали в глазах окружающих.

Каждый депутат должен понимать, что с момента вручения ему депутатского удостоверения он в глазах большого количества людей из обычного гражданина превращается в представителя власти. Отныне его поведение должно подчиняться специальной этике – профессиональной и деловой. Без этих двух составляющих невозможно создание правильного имиджа народного избранника. От того, насколько точно и неукоснительно каждый депутат будет соблюдать установленные правила поведения, будет зависеть авторитет и самого представительного органа, и муниципального образования в целом.

Профессиональное поведение депутата

Под профессиональным поведением депутата понимается его поведение во время исполнения своих полномочий, то есть в период, когда депутат перестает быть обывателем и принимает на себя обязанности народного избранника.

Профессиональное поведение депутата должно строиться на следующих принципах:

терпимость и уважение к чужому мнению. Депутат не вправе использовать в общении приказной стиль, игнорировать мнение других людей;

недопустимость навязывания своей позиции другому лицу, в том числе грубой и некорректной форме;

добросовестность и ответственность при исполнении депутатских обязанностей. Депутат обязан лично принимать участие в работе представительного органа, вовремя являться на заседания, не пропускать их без уважительных причин, вести работу с населением своего избирательного округа (в том числе путем проведения личного приема граждан), своевременно отвечать на письма и обращения граждан и так далее;

соблюдение установленного порядка в работе представительного органа. Депутат обязан строго соблюдать регламент представительного органа, выполнять законные указания его руководителя, не мешать проведению заседания, выступать только после предоставления ему слова, воздержаться от чересчур шумного поведения во время выступления других, вести себя корректно по отношению к коллегам и иным лицам, присутствующим на заседании. Депутат не вправе самовольно покидать заседание либо создавать условия, приводящие к незапланированным перерывам в заседании;

официальный стиль общения на заседаниях. В каких бы дружеских отношениях ни состоял депутат со своими коллегами, иными лицами, присутствующими на заседании, обращения по имени и на «Ты» в официальной обстановке недопустимо. Как правило, при обращении к официальным лицам используется прилагательное «уважаемый» (уважаемый председатель, уважаемый депутат, уважаемые коллеги и так далее). Допустимо обращение депутатов друг к другу по имени и отчеству (можно также с приставкой «уважаемый»), но дружеское, фамильярное обращение необходимо оставить для кулуаров и курилок;

культура речи. Депутат не вправе употреблять в своей речи грубые, оскорбительные выражения, высказывать необоснованные обвинения в чей-либо адрес, призывать к незаконным действиям, национальной и религиозной розни, использовать заведомо ложную информацию;

равное отношение к коллегам. Депутат не вправе выражать кому-либо из других депутатов свою явную симпатию или антипатию. Все дружеские предпочтения необходимо отложить до окончания заседания представительного органа, в рамках которого депутаты не являются друзьями или врагами, здесь они просто коллеги, работающие на благо своих избирателей;

недопустимое использование в личных целях возможностей, связанных со статусом депутата (на благо ближайших родственников, знакомых, друзей депутата в ущерб интересов других людей);

ограничение использования информации, ставшей известной депутату в связи с осуществлением депутатских полномочий. Депутат не вправе разглашать сведения, ставшие известными при осуществлении депутатских полномочий, если эти сведения составляют государственную, служебную коммерческую, личную или охраняемую законом тайну;

культура публичных выступлений. В своих публичных выступлениях депутат обязан не только соблюдать культуру речи, но и воздерживаться от любых непроверенных либо необоснованных высказываний, которые могут нанести ущерб репутации другого лица. При этом также действует запрет на разглашение тайны, ставшей известной депутату в связи с осуществлением своих полномочий;

высокое моральное требование к поведению (как в работе, так и в быту). Недопустимо появление депутата в общественных местах в состоянии, оскорбляющем нравственные чувства других людей, употребление депутатом в повседневном общении ненормативной лексики, оскорбительных сленговых выражений, участие депутатов в драках (за исключением случаев самообороны) и так далее.

Деловой этикет депутата

Деловой этикет депутата – это установленный порядок поведения депутата в сфере его деятельности и официальных контактов (в том числе за пределами его деятельности в представительном органе). Общие принципы делового этикета едины и для сферы бизнеса, и для сферы политики, и для прочих сфер межличностного делового общения, поэтому пренебрегать ими депутату не следует. Особенно это относится к тем из них, кто в силу своего положения (руководитель представительного органа, его заместитель и так далее) представляет депутатский корпус, муниципальное образование или представительный орган в отношениях с физическими и юридическими лицами.

Даже обычный депутат, не наделенный никакими специальными полномочиями, регулярно общается с избирателями (среди которых также могут быть представители организаций и бизнеса), выглядеть при этом он должен по-деловому, профессионально и уверенно, чтобы произвести благоприятное и достойное впечатление на собеседника.

Каждый депутат в определенной мере является лицом того представительного органа, в рядах которого он состоит, и поэтому по внешности и поведению депутата обыватель чаще всего судит о представительном органе.

Деловой этикет поможет избежать промахов в деловом и межличностном общении депутата. Кроме того, он предусматривает общие для всех правила поведения, соблюдая которые депутат сможет всегда быть «на одной волне» с собеседником, не роняя при этом чувства собственного достоинства и своего особенного положения в обществе.

Деловой этикет выступает основным фактором в формировании имиджа депутата. Правильный имидж, в свою очередь, создает надлежащий психологический климат, способствует деловым контактам депутата.

Деловой этикет должен стать частью общей культуры депутата, соблюдение правил этикета должно войти в его привычку и происходить автоматически при попадании в деловую среду. Только в этом случае депутат действительно будет выглядеть в соответствии с его высоким положением в обществе.

Внешний вид депутата

Самая распространенная на сегодняшний день одежда представителей любых органов власти – костюм. Костюм использовался в сфере управления всегда: даже в советское время, отходя от «буржуазного» имиджа чиновника и управленца, государство не решилось отказаться от костюма. В любом обществе в первую очередь смотрят на то, как человек одет, что подтверждает пословица «По одежке встречают», еще одна мудрость гласит: «У человека никогда не будет второго шанса, чтобы произвести первое впечатление». Поэтому депутату, исполняющему свои обязанности, никогда не следует забывать о внешнем виде, поскольку в любое время его могут ждать встречи с новыми людьми, в сознании которых он будет всегда ассоциироваться с образом, созданном при первом знакомстве. К тому же подтянутость и аккуратность в одежде часто ассоциируются с организованностью в работе, умением ценить свое и чужое время. Расхлябанность же сродни суетливости, забывчивости.

Деловой костюм обязателен для депутата любого пола. Правда, для депутатов-женщин деловой этикет предусматривает чуть больше послаблений в костюме, однако общие правила ношения делового костюма обязательны для всех.

К одежде депутата наиболее актуальными будут следующие требования:

деловой костюм не должен быть слишком ярких тонов, его цвет должен создавать деловую, а не праздничную атмосферу. Наиболее предпочтительными являются темно-синий, серый, светло-серый и синий цвета. Для женщин цветовая гамма может шире: красный, зеленый, коричневый и оттенки данных цветов, а также белый. Мужской и женский деловой костюм может быть в неяркую полоску или клетку. Однако, несмотря на различия, строгий покрой костюма обязателен как для мужчин, так и для женщин;

галстук – обязательный атрибут мужского делового костюма. Депутат-мужчина не должен появляться в официальной обстановке в деловом костюме без галстука. Для женщин галстук допустим, но не обязателен (в зависимости от фасона костюма);

обувь – важнейший элемент делового костюма, и уделять этому необходимо особое внимание. Для мужчин приемлемы лишь два цвета обуви: черный (универсальный, подходит для любого костюма) и темно-коричневый (подходит для очень светлых костюмов). Женская обувь подбирается в зависимости от цвета костюма в тон ему.

К сожалению, часто приходится видеть представителей власти, носящих хорошие костюмы с недорогой, поношенной (а иногда и нечищеной) обувью. Это недопустимо.

Депутат, осуществляющий свою деятельность, не должен пользоваться для переноса деловых бумаг спортивными сумками или обычными пакетами, которые выдают в магазинах при покупке товара (даже если документы при этом лежат внутри пакета в специальной папке). Для переноса деловых бумаг депутат должен использовать портфель, кейс, специальную кожаную папку. В противном случае впечатление от делового костюма будет испорчено.

И еще несколько слов об украшениях. Депутат-мужчина должен помнить, что единственным украшением, которое он может себе позволить в деловой среде, является обручальное кольцо либо (если обручального кольца нет) аккуратное кольцо с печаткой. Арсенал женских украшений гораздо шире, однако одеваться как на праздник депутату-женщине также не следует: цепочки на шее и нескольких колец будет вполне достаточно.

Часы, ручка, карандаш, мобильный телефон и прочие аксессуары не обязательно должны быть сверхдорогими, но подбирать их следует тщательно, исходя из общего имиджа.

Манера поведения депутата

Манера поведения для любого человека служит хорошим дополнением к грамотно продуманному внешнему виду. Именно внешний вид и манера поведения составляют имидж в деловой среде.

Главным условием делового этикета является естественность, что в первую очередь относится к манере поведения. Манера поведения – это, прежде всего, жесты, движения и речь, и именно на них следует обращать внимание депутату в межличностном общении.

Движения депутата не должны быть резкими и быстрыми. Жесты, выражающие агрессию, неприятие или оскорбление (даже в шутку), – это моветон. При разговоре депутат не должен опускать надолго глаза, сидеть развалясь, в расслабленной позе. С представителями старшего поколения следует быть еще более внимательным, вести себя вежливо и тактично, постараться не использовать никаких, даже допустимых в просторечии, сленговых выражений (помимо того, что это может быть расценено как оскорбление, такие выражения не всегда понятны людям старшего возраста).

Походка не должна быть вялой или вальяжной. Прямая осанка и неширокие шаги, уверенное движение рук и ног создадут у окружающих благоприятное впечатление о депутате.

На заседаниях, садясь на стул и вставая с него, не следует производить шум. Для этого стул необходимо передвигать, взявшись за спинку, а не двигая по полу. Не нужно, сидя на стуле, качаться или стучать ногами, ерзать и поворачиваться по сторонам. Сидеть лучше всего прямо, назад откидываться не следует. Подпирать голову рукой нежелательно: окружающие могут расценить это как проявление скуки или усталости. Категорически запрещено стучать по столу пальцами или предметами: это раздражает окружающих и создает впечатление, что перед вами сидит человек, страдающий неврастенией.

Психологи советуют при разговоре с человеком чуть склонить голову набок: тогда у говорящего создается впечатление, что его внимательно слушают. Данный нехитрый прием позволит депутату расположить к себе любого собеседника, что станет хорошим началом для создания дружеской деловой атмосферы. Особенно важно это во время ведения депутатом личного приема граждан и встреч с избирателями.

Общение по телефону

Очень многие люди не уделяют должного внимания этикету телефонных переговоров, совершая тем самым серьезную ошибку. Ведь при разговоре на расстоянии отсутствует визуальный контакт, существенно помогающий в общении, поэтому любая ошибка, допущенная по телефону, грозит серьезно подорвать авторитет депутата в глазах собеседника.

Основное правило: разговоры с друзьями и знакомыми на бытовые темы могут длиться сколько угодно, но деловой разговор должен быть кратким и конкретным. Не следует попусту занимать служебный телефон и тратить время других людей (тем более что деловые разговоры по телефону ведутся, как правило, в течение рабочего дня).

При необходимости дозвониться до интересующего вас человека можно попросить помощника или секретаря. Если к телефону просят кого-то другого, то ни в коем случае нельзя выяснять, кто его спрашивает.

Во время нахождения депутата на заседании, переговорах, торжественных мероприятиях, в иной официальной обстановке мобильный телефон лучше всего отключить. Если же в это время вы ждете важный звонок, можно установить телефон на функцию «без звука». Заканчивает разговор всегда тот, кто позвонил.

Изучение правил надлежащего поведения и следование этим правилам необходимо рассматривать как часть повседневной депутатской деятельности, отговорки отдельных депутатов типа «нет времени заняться» или «негде почитать» в данном случае в расчет не могут приниматься.

Гражданин, изъявивший желание стать народным избранником, должен помнить, что работа депутата – это не только работа с документами или избирателями, но и первую очередь работа над собой.

О повышении авторитета власти говорят сегодня много, однако для реального решения этой задачи абсолютно необходимо воспитание достойного и современного представителя народа: человека высокой профессиональной и личной культуры, умеющего компетентно подходить к любой поставленной задаче, минуя макиавеллиевский принцип «цель оправдывает средства», на почве которого рождаются равнодушие, предательство и цинизм. Ни при каких обстоятельствах нельзя забывать, что культура поведения – это большой личный капитал для каждого человека в современном обществе. И тот, кто способен это понять и изменить себя, имеет гораздо больше шансов найти свое достойное место.

Источник

Депутатская этика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 19:34, доклад

Описание работы

Депутатская этика – это совокупность моральных и нравственных норм внутрипарламентского общения депутатов.

Содержание работы

Введение
Общая характеристика депутатской этики
Депутатская этика в России
Проблемы регламентации депутатской этики
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Депутатская этика.docx

Общая характеристика депутатской этики

Депутатская этика в России

Проблемы регламентации депутатской этики

Список использованной литературы

Одним из важнейших элементов демократического общества есть развитая система парламентаризма, которая сможет обеспечить общие интересы народа. Основу демократии составляют принципы народовластия, верховенства закона и разделения властей. Именно на этих принципах и должна основываться деятельность парламента.

При исследовании организации депутатской деятельности, работы парламента, его структуры и порядка принятия решений важно рассмотреть не только политические и правовые особенности, а также упомянуть и этические аспекты принятия решений и поведения депутатов, которые нужны для продуктивной работы органа народного представительства.

Анализ проблемы депутатской этики предполагает рассмотрение нескольких важных вопросов, таких как общие проблемы политической и управленческой этики, особенности парламентской деятельности в России, значение правил этики в деятельности парламентариев, уровень регламентации депутатской деятельности.

В российском обществе протекают сложные демократические и этические процессы, именно поэтому понятие парламентской этики не является до конца раскрытым и воспринятым обществом. Разработка данной проблемы требует учета особенностей российской политической культуры, социальных реалий, особенностей реализации парламентской деятельности.

Общая характеристика депутатской этики

В первую очередь депутат – это представительное лицо, и потому он должен с уважением относиться к людям, обществам и движениям. Часто депутаты не предают должного внимания общественному мнению. Пропагандистская деятельность, создающая лишь видимость заинтересованности депутата мнением своих избирателей, есть очень нежелательной. Депутат не должен давать невозможных обещаний. Сдержать слово и добиться обещанного результата – его главная цель.

При обсуждении вопросов парламентарии должны ограничиваться только обсуждаемым вопросом, не выходить за его рамки. Упоминая своего коллегу, депутат не должен называть его фамилию, а лучше использовать словосочетания «предыдущий оратор», «уважаемый коллега», и т.д.

Этикет не разрешает сомнения в мотивах, которыми руководствуется тот или иной участник дискуссии, но можно критиковать характер или предлагаемые им действия. Другими словами можно критиковать предложение и точку зрение оппонента, а не его самого.

Если председательствующий поднимается со своего места, чтоб сделать заявление по порядку заседания, сообщить информацию и так далее, выступающий должен уступить ему слово.

Неприемлемые слова должны быть зафиксированы в письменном виде, а затем прочтены произнесшему их оратору. Если он не может их обосновать, но и не хочет извиниться, парламентарии обязаны предпринять какие-то действия. Если указанные слова имеют характер личного оскорбления в адрес другого парламентария – и оскорбитель, и оскорбленный должны покинуть зал заседания (ведь существует общее правило, что участник дискуссии не должен присутствовать при обсуждении непосредственно качающегося его вопроса) до решения данного вопроса.

Во время дебатов, выступления никому не разрешается перешептываться, ходить по залу и вообще совершать что-либо, что может отвлечь парламентариев или помешать делопроизводству.

Депутатская этика в России

Фактически речь идет об определении стандартов поведения депутатов внутри парламента и вне его, основанных на существующей системе общественных ожиданий (причем характер общественных ожиданий, содержание претензий к парламентариям должны быть адекватны состоянию самого общества), и сущности соответствующего контроля со стороны общества.

В том или ином виде принципы парламентской этики как необходимые рамки, за пределами которых поведение депутата может расцениваться как безответственное, закрепляются как в конституциях, так и в специально разработанных законах: кодексах чести депутатов и кодексах этики правительственной службы

Интерес к поведению депутатов – явление не новое. Грубость по отношению к коллегам, некорректные высказывания и вызывающее, неадекватное поведение депутатов – достаточно частый сюжет телепередач. Проблема действительно серьезна и важна – и не только с точки зрения того, что происходит в стенах Думы, на территории отдельно взятого субъекта Российской Федерации и даже не только на территории России. Мы все работаем и взаимодействуем с коллегами в межпарламентских группах, нередко выезжаем в другие страны, к нам довольно часто приезжают зарубежные коллеги. Обмен опытом по вопросам регулирования поведения депутатов, парламентариев, конгрессменов, сенаторов во время наших контактов с представителями разных стран, конечно, необходим нам для того, чтобы на основе полученных знаний создать свой кодекс.

Сейчас парламентарии стали заниматься своим непосредственным делом – законотворчеством. Вместе с тем отношения между депутатами, отношения депутатов с избирателями, с представителями органов исполнительной власти, а также со своими коллегами в субъектах Российской Федерации оставляют желать лучшего.

В настоящее время, на наш взгляд, нет важнее задачи, чем укрепление гражданского общества в России. Формирование системы парламентской этики в России должно ускорить восприятие российским обществом депутатства как важнейшего фактора политической жизни. Обществу далеко не безразлично, в чьих руках находится власть, какими нравственными качествами обладают депутаты. В парламент пришли люди разного уровня: как со средней школой, как и академики. Российские депутаты, размышляющие о ценностях и нормах своей профессии, тоже находятся на перепутье. Им тоже предстоит выбор того или иного отношения к проблемам своей профессиональной этики. Прогноз каждого из вариантов своего понимания природы и путей развития парламентской этики нашему депутатскому корпусу предстоит написать самому. Этические проблемы – это проблемы не только культуры общения.

Когда более всего нарушаются нормы поведения? Во время избирательной кампании, потому что здесь сталкиваются разные политические силы. Сложно добиться хороших отношений между депутатами, потому что на этапе избирательной кампании в условиях существования разных партий, в том числе самых полярных, они вступают в борьбу далеко не этического характера.

Этические нормы имеют большое значение и в плане обращения депутатов друг к другу, и в плане оценки их деятельности, и в плане того, например, что депутат не присутствует на заседании. По трудовому кодексу отсутствие на работе – повод для увольнения, а у нас есть такие депутаты, которые из трех лет своей депутатской деятельности два года не присутствуют на заседаниях. Два года «числятся».

Вот почему особое внимание мы сегодня должны обратить на этические ценности и нормы деятельности депутатов. Мы также должны наметить пути их формализации, сведения норм в целостный этический кодекс парламентского поведения. По мнению Комиссии Государственной Думы по этике, будущий этический кодекс должен быть создан на следующих основаниях:

Во-первых, в нем должны быть учтены национальные традиции политической культуры. Во-вторых, кодекс должен стать итогом морального нормотворчества самих депутатов – тех, кому предстоит исполнять эти нормы. В-третьих, наряду с обязательствами депутатов непременно следует учесть нравственные требования к депутатам со стороны избирателей, общества в целом. Обязательства и требования надо соединить так, чтобы они действовали как единые нормы. В-четвертых, кодекс не должен быть ни тщательно расписанной инструкцией, ни дисциплинарным уставом. В-пятых, кодекс – не инструкция, однако без сформулированных в нем стандартов, правил, требований и образцов нам, по-видимому, не обойтись. Ведь с их помощью нам предстоит пресекать имеющие место в депутатской среде факты оскорбительных высказываний, грубости, нетерпимости к чужому мнению, развязности, лоббирования и коррупции.

На сегодняшний день в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации также существует специальная Комиссия по мандатам и этике, утверждено Положение о комиссии Государственной Думы по мандатам и вопросам депутатской этики в 1993 г. Эта Комиссия обладает достаточно широким кругом полномочий, включающим в себя полномочие выносить на открытое обсуждение вопросы о нарушениях депутатами Государственной Думы общепринятых правил во взаимоотношениях друг с другом, проявляющихся в употреблении в своих выступлениях грубых, оскорбительных выражений, причиняющих ущерб чести и достоинству других депутатов и иных лиц, а также полномочие рассматривать вопросы об использовании депутатами заведомо ложной информации для необоснованных обвинений в чей-либо адрес и право обнародовать факты злоупотребления депутатами своими полномочиями и нарушения ими общественного порядка. Комиссия может огласить принятые ею решения на пленарном заседании Государственной Думы, а в случае необходимости обнародовать в средствах массовой информации наиболее значимые факты нарушения кем-либо из депутатов основополагающих норм и правил депутатской этики. Кроме того, Комиссия наделена полномочиями официально рекомендовать депутату принести публичные извинения за совершенные им неэтичные действия.

Вопросы соблюдения этических норм нашли свое отражение и в Регламенте Государственной Думы. В ст. 45 прямо закреплено положение о том, что депутат в процессе своего выступления не вправе нарушать правила депутатской этики. В случае нарушения депутатом этических норм к нему могут быть применены четко определенные меры ответственности. За однократное нарушение ему выносится предупреждение председательствующим на заседании Государственной Думы, за повторное нарушение правил депутатской этики виновный лишается права выступления в течение всего заседания, а за неоднократное преднамеренное нарушение этических норм депутатом он может быть лишен права выступления на срок до одного месяца. Решение о применении этой дисциплинарной меры принимается Государственной Думой простым большинством голосов от общего числа участвующих в заседании депутатов.

Известный специалист по конституционному праву М.А. Краснов предложил внедрить в практику не только Государственной Думы, но и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации целую систему мер дисциплинарного воздействия, применяемых к депутатам за нарушение ими норм парламентской этики, предусматривающую последовательное применение следующих санкций: 1) предупреждение депутата о лишении слова за неэтичные высказывания и, в случае их повторения, лишение депутата слова по обсуждаемому вопросу; 2) удаление депутата из зала заседания; 3) удержание из месячного депутатского вознаграждения определенной суммы за пропущенные им вследствие применения дисциплинарной санкции заседания; 4) вынесение депутату, уличенному в неоднократном нарушении этических правил, публичного порицания. К сожалению, эта система мер, эффективность которых не вызывает сомнений, до сих пор не получила повсеместного применения. В то же время, как показывает практика деятельности различных законодательных (представительных) органов государственной власти некоторых субъектов Российской Федерации, во многих из них постановка вопроса обязательного соблюдения депутатами норм и правил этики получила официальное закрепление в регламентах этих органов власти. Следует признать, что если бы аналогичные нормы были четко прописаны в регламентах законодательных (представительных) органов государственной власти всех субъектов Российской Федерации, то это могло бы в значительной мере способствовать укреплению и совершенствованию депутатской этики, а проблема ответственности депутатов за нарушение этических норм обрела бы действенные механизмы для ее решения. В таком случае основополагающие нормы депутатской этики приняли бы характер общеобязательных норм профессиональной этики, соблюдение и исполнение которых предусматривалось бы специальными регламентирующими нормативно-правовыми актами. Вероятно, именно так со временем и будет.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *