Что такое депутатский наказ

Статья 37. О наказах и обращениях избирателей

Статья 37. О наказах и обращениях избирателей

37.2. Учет, обобщение и предварительное изучение наказов осуществляется в РТДГ, постоянных комитетах городского Совета. Принимаемые к утверждению городского Совета наказы избирателей направляются в городскую администрацию для подготовки заключения по их финансированию и выполнению.

37.3. Городской Совет, исходя из интересов города, с учетом материальных и финансовых возможностей утверждает наказы, которые депутаты городского Совета принимают к своему исполнению.

Решение городского Совета о наказах избирателей, принятое депутатами городского Совета к исполнению, или признание отдельных из них нецелесообразными для реализации, доводится до сведений избирателей.

Решение городского Совета о наказах избирателей, исполнение которых необходимо поручить органу исполнительной власти, направляется Главе городской администрации для включения в план мероприятий по исполнению наказов избирателей. Данные мероприятия могут быть оформлены в виде конкретных целевых программ.

37.4. Наказы избирателей, принятые к исполнению, учитываются при разработке проектов программ экономического и социального развития города.

Финансирование расходов на выполнение наказов избирателей депутатам городского Совета осуществляется за счет бюджета города, иных, не запрещенных законом средств.

Расходы на реализацию наказов избирателей, подлежащих финансированию из бюджета города, предусматриваются в бюджете города по соответствующим разделам бюджетной классификации.

Организация выполнения наказов избирателей депутатам городского Совета осуществляется городской администрацией.

37.5. Контроль за подготовкой, рассмотрением, утверждением правовых актов о наказах избирателей депутатам городского Совета и их реализацией осуществляет Глава города Брянска и Контрольно-счетная палата в соответствии с планами работы, утвержденными городским Советом.

Городская администрация и организации, обеспечивающие реализацию наказов, представляют в городской Совет и Главе города Брянска отчеты о ходе их выполнения.

37.6. После принятия решения об исполнении городского бюджета каждый депутат городского Совета информирует избирателей о реализации наказов избирателей округа за прошедший год с указанием выполненных мероприятий и затраченных финансовых средств.

37.7. Обращения граждан к депутатам могут осуществляться как в письменной, так и в устной форме.

37.8. Письменные обращения, поступившие в городской Совет, рассматриваются в срок не более 1 месяца со дня их поступления. Обращения граждан, не требующие дополнительного изучения и проверки, рассматриваются в течение 15 дней.

Прием и регистрация обращений, контроль за сроками их прохождения, осуществляются специалистами общего отдела городского Совета.

37.9. Рассмотрение обращения считается законченным, когда заявителю дан ответ о результатах разрешения заявления или жалобы.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник

Что такое депутатский наказ

Ивановской городской Думы

О НАКАЗАХ ИЗБИРАТЕЛЕЙ, ПОРЯДКЕ ИХ РАССМОТРЕНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ

Список изменяющих документов

1.1. Настоящее Положение в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Уставом города Иванова устанавливает порядок реализации конституционного права непосредственного участия граждан в управлении делами города в вопросах местного значения посредством наказов избирателей депутатам Ивановской городской Думы и определяет порядок внесения, учета, обобщения, предварительного изучения и принятия к исполнению наказов избирателей.

(в ред. Решения Ивановской городской Думы от 30.11.2011 N 302)

1.2. Законодательство о наказах избирателей состоит из Конституции Российской Федерации, Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Устава города Иванова и настоящего Положения.

(в ред. Решения Ивановской городской Думы от 30.11.2011 N 302)

2. Наказы избирателей

2.1. Под наказами избирателей понимаются поручения избирателей своим депутатам, принятые в установленном настоящим Положением порядке, имеющие общественное значение и направленные на улучшение деятельности местного самоуправления, по вопросам, отнесенным к полномочиям органов местного самоуправления.

(п. 2.1 в ред. Решения Ивановской городской Думы от 19.06.2018 N 568)

2.2. Наказы избирателей являются одной из форм выражения воли и интересов жителей города Иванова.

Органы местного самоуправления обязаны содействовать депутату в работе по реализации наказов.

2.3. Работа по выполнению наказов избирателей строится на основе широкой гласности. Депутат при отчетах перед избирателями и перед коллективами, выдвинувшими его кандидатом в депутаты, информирует о ходе выполнения наказов.

Выполнение плана мероприятий по наказам избирателей освещается в средствах массовой информации.

3. Принятие решений на собраниях избирателей

3.1. Наказы депутатам Ивановской городской Думы даются избирателями на собраниях, не позднее первого июля, до утверждения бюджета города во время встреч депутатов с избирателями своего избирательного округа.

3.2. В работе собраний, на которых проводятся встречи избирателей с депутатами Ивановской городской Думы, могут принимать участие представители администрации города, руководители предприятий, учреждений, организаций, расположенных на соответствующей территории, либо их представители, которые вправе давать присутствующим на собрании необходимые разъяснения по внесенным предложениям.

3.3. Решение об одобрении либо отклонении предложений по наказам избирателей принимается открытым голосованием простым большинством присутствующих на собрании и включается в протокол собрания.

4. Порядок оформления наказов избирателей

4.1. Решение о наказах избирателей оформляется протоколом собрания и является официальным документом для оформления наказа.

4.2. В протоколе указываются: наименование собрания, избирательный округ, депутат, дата и место проведения, количество присутствующих на собрании избирателей, фамилии, инициалы, занимаемые должности соответствующих руководителей или их представителей, участвующих в работе собрания, председатель и секретарь собрания, повестка дня, краткое содержание выступлений.

(п. 4.2 в ред. Решения Ивановской городской Думы от 19.06.2018 N 568)

4.3. Отдельно в протоколе указывается: кем внесено предложение для включения в качестве наказа, краткая мотивировка необходимости его принятия, результаты голосования за принятие предложения в качестве наказа.

4.4. Протокол подписывается председателем и секретарем собрания.

5. Порядок направления наказов избирателей

в Ивановскую городскую Думу

5.1. Выписка из протокола с прилагаемым к ней перечнем наказов избирателей, сопроводительное письмо за подписью депутата, в котором перечислены наказы избирателей, направляются в Ивановскую городскую Думу до десятого июля текущего года.

(п. 5.1 в ред. Решения Ивановской городской Думы от 23.11.2004 N 403)

5.2. После истечения срока, указанного в пункте 5.1 настоящего Положения, Председатель Ивановской городской Думы на основании представленных документов, указанных в п. 5.1 настоящего решения, в пятнадцатидневный срок составляет единый сводный перечень наказов избирателей (согласно приложению к настоящему Положению), который предлагается принять к исполнению, и направляет указанный перечень Главе города Иванова для рассмотрения.

5.3. В случае если по какому-либо избирательному округу города Иванова не представлен депутат, его функции по приему и регистрации предложений избирателей по решению вопросов местного значения осуществляет Председатель Ивановской городской Думы.

Перечень наказов избирателей на основе поступивших на имя Председателя Ивановской городской Думы предложений формируется консультативной группой, созданной в порядке, установленном Регламентом Ивановской городской Думы, и направляется ею в Ивановскую городскую Думу в соответствии с настоящим Положением.

(п. 5.3 введен Решением Ивановской городской Думы от 29.11.2017 N 480)

6. Порядок рассмотрения и принятия решений

по наказам избирателей

6.1. Глава города Иванова после получения сводного перечня наказов избирателей в двухмесячный срок направляет в Ивановскую городскую Думу предложения по срокам исполнения наказов избирателей предполагаемым исполнителям, предварительные финансовые и материальные затраты, необходимые для выполнения наказов, а также проект плана мероприятий по выполнению наказов избирателей.

6.2. Поступивший в Ивановскую городскую Думу проект плана мероприятий по выполнению наказов избирателей рассматривается соответствующими комитетами с участием заинтересованных лиц Администрации города Иванова и выносится на очередное заседание Ивановской городской Думы для утверждения.

(в ред. Решения Ивановской городской Думы от 19.06.2018 N 568)

При рассмотрении проекта плана мероприятий по выполнению наказов избирателей не допускается внесение в сводный перечень наказов избирателей новых видов работ, не прошедших согласование со структурными подразделениями Администрации города Иванова.

(в ред. Решения Ивановской городской Думы от 19.06.2018 N 568)

6.3. Ивановская городская Дума с учетом мнения Главы города Иванова может принять решение о возможности или невозможности выполнения отдельных наказов избирателей.

6.3.1. Председатель Ивановской городской Думы на основании обращения вновь избранного депутата Ивановской городской Думы вправе внести соответствующие изменения в проект плана мероприятий по выполнению наказов избирателей до его утверждения на заседании Ивановской городской Думы.

Предварительное рассмотрение вносимых изменений соответствующими комитетами Ивановской городской Думы, Главой города Иванова и Администрацией города Иванова является обязательным.

(п. 6.3.1 введен Решением Ивановской городской Думы от 11.11.2015 N 67)

6.4. Решение Ивановской городской Думы о наказах избирателей, принятых к исполнению, доводится до сведения соответствующих исполнителей, избирателей и публикуется в средствах массовой информации.

6.5. Администрация города на основе информации муниципальных заказчиков работ и услуг по реализации наказов избирателей по истечении семи, девяти и двенадцати месяцев календарного года информирует Ивановскую городскую Думу о выполнении решения Ивановской городской Думы о наказах избирателей, принятых к исполнению, в том числе о сроках закупки товаров, работ, услуг, включенных в решение Ивановской городской Думы о наказах избирателей, по избирательным округам, о невозможности выполнения решения Ивановской городской Думы о наказах избирателей в установленные сроки по уважительным причинам, об экономии средств бюджета города Иванова, возникшей по результатам проведения конкурентной процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя), связанной с выполнением решения Ивановской городской Думы о наказах избирателей.

В случае экономии средств бюджета города Иванова, возникшей по результатам проведения конкурентной процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя), связанной с выполнением решения Ивановской городской Думы о наказах избирателей, Ивановская городская Дума на основании просьбы депутата Ивановской городской Думы, с учетом мнения Главы города Иванова вправе принять решение о внесении изменений в план мероприятий по выполнению наказов избирателей в пределах бюджетных ассигнований, выделенных главному распорядителю по соответствующим кодам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации решением Ивановской городской Думы о бюджете города Иванова на текущий финансовый год.

Депутат Ивановской городской Думы вправе обратиться с просьбой о внесении изменений в план мероприятий по выполнению наказов избирателей в случае экономии средств бюджета города Иванова, возникшей по результатам проведения конкурентной процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя), связанной с выполнением решения Ивановской городской Думы о наказах избирателей, не позднее 1 сентября текущего года при условии, что конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений были проведены Администрацией города до указанной даты.

В случае экономии средств бюджета города Иванова, возникшей по результатам проведения конкурентной процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя), направленной на выполнение наказов избирателей, депутат Ивановской городской Думы вправе обратиться с просьбой о внесении изменений в план мероприятий по выполнению наказов избирателей, связанных с закупкой товаров, работ и услуг на сумму, не превышающую 250 тысяч рублей, не позднее 1 декабря текущего года.

Минимальный размер средств, направляемых на закупку определенного вида товаров, работ и услуг по выполнению наказов избирателей, не может быть ниже 50 тысяч рублей.

В случае экономии средств бюджета города Иванова, возникшей по результатам проведения конкурентной процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя), связанной с выполнением решения Ивановской городской Думы о наказах избирателей, муниципальные учреждения города Иванова вправе с предварительным уведомлением соответствующего депутата Ивановской городской Думы и в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации самостоятельно закупать товары, работы и услуги на сумму не свыше 20 тысяч рублей.

Изменения в план мероприятий по выполнению наказов избирателей могут вноситься и при отсутствии экономии бюджетных средств в случае необходимости изменения наименования объекта, адресной части объекта, вида и объема финансирования работ (услуг), заказчика по выполнению наказа, до момента объявления конкурентной процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) при условии соблюдения сроков и порядка рассмотрения наказов избирателей, установленных настоящим Положением.

(абзац введен Решением Ивановской городской Думы от 19.06.2018 N 568)

(п. 6.5 в ред. Решения Ивановской городской Думы от 11.11.2015 N 67)

6.6. Контроль за исполнением наказов избирателей осуществляет Ивановская городская Дума.

6.7. Депутаты Ивановской городской Думы периодически во время встреч с избирателями, но не реже одного раза в год, информируют их о реализации плана мероприятий по выполнению наказов избирателей.

7. Порядок планирования средств и финансирование мероприятий

по выполнению наказов избирателей

7.1. Средства, необходимые для реализации наказов избирателей, учитываются администрацией города при формировании бюджета города на очередной финансовый год из расчета 2500,0 тысячи рублей на один избирательный округ.

7.2. Финансирование мероприятий по выполнению наказов избирателей осуществляется за счет средств городского бюджета через лицевые счета заказчиков работ и услуг по реализации наказов избирателей.

7.3. В случае если в текущем году какой-либо плановый наказ избирателей по осуществлению работ не выполнен в результате признания несостоявшимися конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений, а также в случае наступления срока окончания работ по итогам проведения конкурентной процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в году, следующем за текущим, либо неисполнения муниципального контракта на выполнение работ по вине поставщика (подрядчика) или в силу иных объективных причин и обстоятельств, Ивановская городская Дума на основании обращения депутата Ивановской городской Думы, с учетом мнения Главы города Иванова вправе принять решение о внесении переходящего (незавершенного) объекта в план мероприятий по выполнению наказов избирателей на следующий финансовый год отдельным приложением.

(п. 7.3 в ред. Решения Ивановской городской Думы от 11.11.2015 N 67)

Органы и должностные лица органов самоуправления Иванова несут ответственность за неисполнение настоящего Положения в соответствии с действующим законодательством и Уставом города.

Источник

Хотим новую школу. И баян! Что такое наказы избирателей и как с ними работают

Что такое депутатский наказ. Смотреть фото Что такое депутатский наказ. Смотреть картинку Что такое депутатский наказ. Картинка про Что такое депутатский наказ. Фото Что такое депутатский наказ

Белгородская область стала одним из первых в России регионов, где приняли закон о наказах избирателей. Областная Дума утвердила его в 2001 году. Любое ли пожелание, высказанное кандидату в депутаты, можно считать наказом? Что делают с наказами депутаты облдумы? Чего чаще всего хотят избиратели? Об этом «Белгородским известиям» рассказала руководитель аппарата Белгородской областной Думы Оксана Владимирова.

Что такое депутатский наказ. Смотреть фото Что такое депутатский наказ. Смотреть картинку Что такое депутатский наказ. Картинка про Что такое депутатский наказ. Фото Что такое депутатский наказ

1. Что такое наказы избирателей?

Наказы – это пожелания людей, которые кандидаты в депутаты собирают во время предвыборной кампании на специальных собраниях. Избиратели дают будущему депутату поручения и сразу же, прямо на собраниях, их обсуждают. Быть наказу или нет – решают голосованием, всем миром.

2. О чём можно попросить?

О чём угодно при условии, что просьба касается общественных интересов. То есть нельзя попросить себе щенка хаски. Зато можно попросить будущего депутата установить скамейку. Или детскую площадку обустроить. Или деревья во дворе многоквартирного (не частного!) дома посадить. Или что‑то более глобальное, будь то строительство школы, открытие поликлиники и ремонт дороги. Главное – чтобы поручение было актуально не только для просящего.

3. О чём чаще всего просят белгородские избиратели?

Больше половины наказов 2015 года (именно тогда последний раз проходили выборы в облдуму) связано с капремонтом старых и возведением новых детских садов, школ, поликлиник, а также со строительством водопровода. Ещё 26 % поручений касались обновления дорог. Примерно каждого десятого избирателя не устраивало качество связи и интернета.

4. Как происходит процесс отбора наказов?

На первом же заседании ново­избранной облдумы депутаты создают отраслевые комитеты. В комитетах они изучают поступившие наказы и удаляют дубли, потому что продуманный электорат нередко даёт одинаковые поручения разным партиям (ну, чтобы их услышали наверняка!). Получившийся список передают соответствующим департаментам и управлениям: например, вопросы водоснабжения – департаменту ЖКХ, а покупку баяна или пианино в музыкальную школу – управлению культуры. Там их снова изучают и ищут финансы на выполнение наказов.

5. Много ли наказов поступает?

Судите сами. В 2015 году кандидаты в облдуму собрали 2 221 предложение от избирателей. После отсева осталось 1493 наказа. Причём распределились наказы следующим образом: по линии «Единой России» – 1456, от КПРФ – 21, от «Справедливой России» – 15, от ЛДПР – 1.

6. Кто исполняет наказы граждан и откуда на это берутся деньги?

С 2016 по 2020 год областная Дума должна была выполнить 1493 наказа. Из них за 703 поручения отвечали областные власти, ещё за 790 – местные. Поэтому и финансируют наказы из бюджетов разных уровней. В том числе за счёт спонсорской помощи со стороны тех депутатов, у кого есть такое желание и финансовые возможности.

7. Кто и как контролирует исполнение наказов?

Сами депутаты. Ежегодно они заслушивают отчёты об исполнении наказов: сколько потрачено, что сделано, какие возникли трудности. Когда срок депутатских полномочий истекает, народные избранники ещё раз объезжают все муниципалитеты, контролируют результаты и решают возникшие проблемы.

8. От чего зависят сроки выполнения наказов?

Наказы следует исполнять не хаотично, а эффективно. Поэтому часто их привязывают к крупной федеральной или региональной программе. Так поступают, когда речь идёт о масштабных предложениях, например строительстве школ, поликлиник или ремонте дорог. В этом случае сроки исполнения наказа могут сдвигаться.

Например, жители просят отремонтировать какой‑то небольшой участок дороги. Комитет выясняет, что эта дорога через год попадёт под федеральное финансирование и капитальный ремонт. Такой наказ включают в федеральную программу, пусть и в ущерб срокам.

9. Как депутаты сообщают избирателям об исполнении наказов?

Депутаты обязаны информировать избирателей о реализации наказов через СМИ. При этом в отчёте прописывают, какие работы и на какие средства были выполнены и что ещё предстоит сделать.

10. Что происходит с наказами, которые не успели выполнить?

В ситуации когда избиратели просят депутата посодействовать им в каком‑нибудь масштабном деле (скажем, построить школу или поликлинику), народный избранник может и не уложиться в срок своих полномочий. Но наказ всё равно выполнят.

Какие наказы выполнили

Медицина

В 2015 году в нескольких районах области кандидатов в депутаты попросили обновить медицинский автопарк. Машин не хватало, а те, что были, постоянно ломались. В 2017 году наказ выполнили: приобрели машины скорой помощи для больницы в селе Никитовка Красно­гвардейского района и для центральной районной больницы в посёлке Ракитное. Обновили авто­парк скорой помощи в Губкине и Прохоровке.

Связь

Жители села Введенская Готня Ракитянского района попросили «Единую Россию» подключить их населённый пункт к интернету. Сейчас с ними работает провайдер, который проводит встречи с жителями, информирует о тарифах и возможностях подключения. Процесс идёт: до конца года во Введенской Готне появится широкополос­ный доступ в Интернет.

Депутатские наказы

Некоторые наказы 2015 года выполняют сами депутаты Белгородской областной Думы. Вице-спикер Владимир Зотов приобрёл народные костюмы для вокального ансамбля в Стригуновском ДК Борисовского района и сценические костюмы для хора «Раздолье» села Смородино в Яковлевском горокруге. Депутат Сергей Юдин спонсировал покупку компьютерной техники для детской библиотеки в городе Строителе. И таких примеров немало.

Источник

Вечерний разговор: как работают наказы избирателей в Новосибирске

Что такое депутатский наказ. Смотреть фото Что такое депутатский наказ. Смотреть картинку Что такое депутатский наказ. Картинка про Что такое депутатский наказ. Фото Что такое депутатский наказ

Что такое депутатский наказ, и как он работает? Какие вопросы чаще всего беспокоят жителей Новосибирска? Можно ли с помощью наказов проложить метро до Родников? И что делать, если наказ нужно подать сейчас, а выборы ещё нескоро? Об этом и многом другом рассказал 6 июня гость программы «Вечерний разговор» — председатель постоянной комиссии Совета депутатов Новосибирска по наказам избирателей Антон Тыртышный — на радио «Городская волна» (101,4 FM).

Иван Конобеев: Добрый вечер! Это программа «Вечерний разговор», с вами Иван Конобеев и в гостях у меня Антон Тыртышный, депутат Городского совета, председатель комиссии по наказам. Здравствуйте!

Антон Тыртышный: Здравствуйте.

Иван Конобеев: Антон, определимся с терминами: что такое в принципе «наказы»? Потому что немногие понимают написанное в документах. Для большинства наказ — это нечто вроде пожелания по делам, которые нужно сделать на территории, которую просят сами новосибирцы. У вас формулировка наказа — это что такое?

Антон Тыртышный: Это очень близкое понимание формулировки к тому, что есть на самом деле. Если без шуток, то у нас в Новосибирске под наказом мы понимаем специальное предложение избирателей, данное кандидату в депутаты Городского совета в период избирательной кампании, которое было принято к исполнению горсоветом Новосибирска на срок полномочий вот этого самого депутата.

Я сейчас выдал довольно сложную тираду, поэтому приведу пример: когда у нас были выборы нынешнего состава Городского совета, это был 2015-й год. И все кандидаты в депутаты ходили по дворам, собирали избирателей, проводили встречи. И они шли к людям, спрашивали, что необходимо сделать в первую очередь в конкретном дворе. И с точки зрения благоустройства, и ещё каких-то личных пожеланий.

Иван Конобеев: То есть разные полномочия у власти?

Антон Тыртышный: Да, эти вопросы, конечно, очень актуальны, но они относятся к компетенции федеральных властей, Госдумы, президента. А есть полномочия, которые относятся к компетенции областных властей — губернатора. Например, это вся медицина. То есть, как бы мэрии и городским депутатам не хотелось повлиять на некоторые нюансы работы нашей медицины, мы тут, к сожалению, бессильны, поскольку медициной управляет областное правительство, и финансируется она из областного бюджета. Городские депутаты и мэрия Новосибирска вообще никак на это дело повлиять не могут.

А есть круг вопросов, которые относятся к компетенции мэрии и Городского совета, вот на эти вопросы и депутаты повлиять могут, и по этим вопросам депутаты собирали предложения по наказам во время избирательной кампании. Преимущественно они были связаны с благоустройством, с организацией работы ЖКХ, с образованием и спортивными объектами.

Что такое депутатский наказ. Смотреть фото Что такое депутатский наказ. Смотреть картинку Что такое депутатский наказ. Картинка про Что такое депутатский наказ. Фото Что такое депутатский наказ

Иван Конобеев: К этому мы попозже перейдём, а пока продолжаем определяться с терминами. Теперь такой достаточно важный момент: понятно, что желаний может быть очень много даже в рамках своего двора. И в связи с этим вопрос: в 2015 году впервые, насколько я знаю, Анатолий Локоть, мэр нашего города, принял практически все наказы, которые озвучили депутаты к исполнению.

Что это означает в данной ситуации? План работы — что нужно делать во дворах, в общественных пространствах, на дорогах и т. д. — очень большой. В связи с этим, как вы считаете, нужно ли было искусственно сокращать этот список, принимая и понимая, что этот список должен быть исполнен за пять лет полномочий депутата. Либо нужно действительно принимать все наказы и делать всё?

Антон Тыртышный: Вопрос, конечно, не такой простой в силу некоторых причин. Вы абсолютно правы в том, что со сменой руководства мэрии, то есть с приходом Анатолия Локтя, у нас позиция по отношению к наказам избирательной кампании изменилось кардинально. Я могу сравнивать то, как мы принимали наказы в 2010-м году, когда я избирался в горсовет в первый раз, и как мы собирали и принимали наказы в 2015. В 2010 году я насобирал больше сотни, а в итоге в план реализации наказов, утверждённый горсоветом, вошло всего 30 штук. И это была адекватная цифра. В целом по горсовету я не помню, но на всех 50 депутатов там было около 1500 наказов.

В новом созыве горсовета в план реализации наказов, принятых к исполнению, вошло 4700. Это в три раза больше, чем в 2010. С одной стороны, это связано с тем, что и депутаты более научены, и они к этому подходили внимательно, строили избирательную кампанию на том, чтобы собрать наказы. Я, кстати говоря, в том числе.

В силу разных причин: например, чиновники видят приоритеты работы не так, как их видят люди, которые ходят по этой земле. Это не связано с тем, что чиновники плохие. Просто эти приоритеты для них часто определяются не обращением граждан, а требованием прокуратуры и полиции.

Иван Конобеев: Какие-то системные вещи?

Антон Тыртышный: Да. И вместо того, чтобы сделать где-нибудь тротуар к школе, мэрия вынуждена выполнять предписания контролирующих органов. Потому что если не выполнит, то её оштрафуют, будет приниматься решение суда. А за неисполнение произойдёт наказание главы муниципальной ответственности и т. д.

Что такое депутатский наказ. Смотреть фото Что такое депутатский наказ. Смотреть картинку Что такое депутатский наказ. Картинка про Что такое депутатский наказ. Фото Что такое депутатский наказ

Поэтому без института наказов учитывать многочисленные и важные просьбы избирателей тяжело, и он стал отличным подспорьем для решения проблем локального уровня. Он позволяет корректировать приоритеты работы чиновников и вынуждает их делать то, что нужно людям, а не только то, что нужно государству в широком смысле слова.

Иван Конобеев: У меня такой вопрос: сколько в этом году выполнили наказов из всего объёма? Вы сказали: 4500 за пять лет? И как это вообще устроено?

Антон Тыртышный: По 2019 году пока трудно сказать, сколько будет выполнено. Потому что все наказы выполняются за счёт городского бюджета, и тех средств, которые выделяют из федерального в городской бюджет именно для решения такого типа проблем.

Например, у нас есть программа «Комфортная городская среда» — это благоустройство дворов за деньги из городского, областного и федерального бюджетов. Благодаря этому удается решать многие вопросы.

Иван Конобеев: Я здесь не полностью соглашусь. Всё-таки теоретически: в наказе, например, фигурирует установка детской площадки в каком-то конкретном квадрате. И если её поставил какой-нибудь добрый человек, это будет считаться исполнением наказа? Если объект установлен за небюджетные средства?

Антон Тыртышный: Если депутат привлёк какие-то спонсорские средства для исполнения наказа — честь ему и хвала. Но в основном абсолютное большинство наказов исполняются за бюджетные средства. В положении о наказах значится, что наказом может быть только то, что в соответствии с законом может быть выполнено за бюджетные средства.

Есть много пожеланий от граждан в период избирательной кампании кандидатам в депутаты, но мы понимаем, что они не все реально доходят до плана реализации наказов, потому что часть из них просто не в полномочиях мэрии и Совета депутатов. Не может мэрия построить поликлинику.

Что такое депутатский наказ. Смотреть фото Что такое депутатский наказ. Смотреть картинку Что такое депутатский наказ. Картинка про Что такое депутатский наказ. Фото Что такое депутатский наказ

Иван Конобеев: Антон Григорьевич, 4500 наказов приняли.

Антон Тыртышный: 4700.

Иван Конобеев: Даже больше. Сколько сейчас их выполнено?

Антон Тыртышный: Часть наказов выполняется не один год. Вообще говоря, наказ — это некоторая задача для мэрии, которая должна быть выполнена в течение пяти лет полномочий депутата от горсовета. И выполнение наказа может растянуться на 3-4 года.

Например, какое-нибудь освещение протяжённой улицы частного сектора стоит 2 млн рублей. Соответственно, в 2016-м году может быть запланировано 500 000, в 2017-18-19-м годах — тоже по 500 000. У нас есть такие наказы. Поэтому есть наказы, которые выполнены частично к этому моменту, и есть такие, которые выполнены полностью.

Полностью на текущий момент выполнено более 1700 наказов и ещё частично выполнено 500, но у нас ещё примерно год работы нынешнего горсовета впереди. Сезон 2019 года не закончился, есть у нас ещё 2020 год, где тоже будут выполняться наказы. Конечно, динамика такова, что все 4700 наказов мы не выполним, но надо понимать, что они очень неравномерны по стоимости.

Что такое депутатский наказ. Смотреть фото Что такое депутатский наказ. Смотреть картинку Что такое депутатский наказ. Картинка про Что такое депутатский наказ. Фото Что такое депутатский наказ

Я специально для себя сделал анализ, из чего состоят эти 4700 наказов. И я могу сказать что в 92% наказы — стоимостью меньше 5 млн рублей, а сумме они составляют примерно 3,5 млрд рублей.

Иван Конобеев: Я думаю, для большинства наших радиослушателей непонятно, что такое 3,5 млрд рублей. Бюджет города Новосибирска сейчас около 46 млрд рублей? И 3,5 млрд рублей необходимо только на наказы?

Антон Тыртышный: Да. Если усреднить по годам, то получится, что 800-900 млн рублей в год тратится на наказы. Мы понимаем, что мэрия не имела права просто так отметать все наказы, которые вносят депутаты. И специально так написано положение о наказах, чтобы в этом плане ограничить произвол чиновников мэрии, у них очень мало свободы.

Иван Конобеев: Учитывая то, что это была личная позиция мэра.

Антон Тыртышный: Позиция мэра такая, что к ней нужно внимательно относиться. Поэтому у нас и план сформирован в объёме в три раза больше, чем он был в прошлом созыве, и в реальности на эти наказы денег тратится в три раза больше, но, тем не менее, получается так, что основные, не сильно дорогостоящие наказы, которые составляют 90% от этого числа, так или иначе выполняются.

Большие проблемы, конечно, с дорогостоящими наказами, которые за собой имеют капитальные затраты: пристройка в школе, строительство новой школы, строительство дороги.

Иван Конобеев: То есть наказ принимается, когда 25 человек собираются.

Антон Тыртышный: Да, в этом есть некоторые странности положения наказов. Но здесь вопрос интересный, нужно там это было делать или нет, но при принятии этого наказа были разные мнения. Многие депутаты говорили, что: «ну мы же понимаем, что за эти пять лет мы эту станцию метро, особенно средствами городского бюджета, не построим никогда». То есть это возможно только в случае, если будет федеральная субсидия — это единственный вариант.

Иван Конобеев: Учитывая то, что больше 50% бюджета идёт просто на образование: на школы и на детские сады.

Антон Тыртышный: Да, тем не менее, такие наказы тоже вошли. Но они у нас стоят в отдельном списке, «со звездочкой». Это означает, что если будут соответствующие субсидии вышестоящих бюджетов — что-то там будет сделано. А если таких субсидий не будет — то там, по всей видимости, ничего сделано и не будет. Таких наказов у нас несколько процентов. Капитального характера, совсем дорогостоящие. Там, где суммы — за сотни млн рублей реализации для каждого.

Что такое депутатский наказ. Смотреть фото Что такое депутатский наказ. Смотреть картинку Что такое депутатский наказ. Картинка про Что такое депутатский наказ. Фото Что такое депутатский наказ

Иван Конобеев: Вот конкретный вопрос и добавлю к этому вопросу ещё и свой: а как распределяется на пять лет полномочия депутата? Почему один наказ попадает в 2015 год, а другой в 2020? Каким образом?

Антон Тыртышный: Понятно, что мы считаем наказом то предложение избирателей, которое было принято и включено в план реализации наказов. План реализации наказов составляется на пять лет, на срок полномочий депутата Городского совета. Соответственно, когда мэрия планировала и составляла этот план, она должна была поставить какие-то наказы на 2015-й год, какие-то на 2016-й, какие-то на 2018-й, и так — до 2020. Поэтому вполне естественно, что какие-то наказы попали вниз, в более поздние годы.

Реально получается так, что в ходе исполнения этого плана реализации наказов, всё равно происходит какие-то передвижки. Этим занимается комиссия, которой я руковожу в Городском совете — по обращению депутатов какие-то наказы в плане надо сдвинуть с 2020 года примерно на 2018, какие-то нужно сдвинуть наоборот — с 2018 на 2020-й год.

Что такое депутатский наказ. Смотреть фото Что такое депутатский наказ. Смотреть картинку Что такое депутатский наказ. Картинка про Что такое депутатский наказ. Фото Что такое депутатский наказ

Причины могут быть самые разные. Например, нужно поставить детскую площадку где-нибудь во дворе по наказу. Выясняется, что там нет земельного участка нужного размера. Для того чтобы поставить эту детскую площадку, жителям необходимо дополнительно оформлять часть муниципального земельного участка. Получать разрешение на использование, чтобы муниципалитет имел там право поставить эту детскую площадку за бюджетные средства. Эта процедура занимает год.

Иван Конобеев: То есть она переезжает на следующий год в любом случае.

Антон Тыртышный: Когда процедура занимает несколько месяцев, мы понимаем, что такой-то наказ мы поставим только в следующем году. Комиссия рассматривает эти ситуации, меняет сроки, иногда комиссия меняет стоимость исполнения наказов. Потому что там заложена одна сумма, а нужна другая, например.

Депутат обращается, и мы на комиссии заслушиваем самого депутата, районную администрацию, профильный департамент, который определял стоимость, и мнение — из чьего бюджета должен делаться этот наказ. Проводим такой, я бы сказал, товарищеский суд по наказу, и принимаем решение — какая будет стоимость, какие сроки и так далее.

Иван Конобеев: В сторону увеличения суммы?

Антон Тыртышный: По-разному бывает. Бывает, что и уменьшается наказ в стоимости. Это отдельный вопрос. Видите в чём дело — строчка в плане реализации наказов — это ещё не то же самое, что строчка в бюджете. Это план реализации наказов. Это то, в соответствии с чем мэрия, уже исходя из своих реальных возможностей, планирует бюджет.

Иван Конобеев: Пожелания зафиксированы, но выясняется, что делать их нельзя или не нужно?

Антон Тыртышный: Сплошь и рядом такое бывает. Пример: люди проводят собрание четыре года назад: «нам нужна детская площадка». Предположим, потом приходит срок реализации, мы туда выходим, и те же самые люди говорят: «а нам уже не нужна детская площадка».

Иван Конобеев: Чтобы её поставить, необходимо решение собственников жилья.

Антон Тыртышный: Да, необходимо чтобы они её приняли, эту детскую площадку. Или говорят, что это те люди хотели, а они в прошлом году съехали. А нам тут нужна уже не детская площадка, нам тротуар нужен, например. И начинаются там какие-то переговоры на эту тему с мэрией — как сделать там что-то. Это обычная ситуация.

Что такое депутатский наказ. Смотреть фото Что такое депутатский наказ. Смотреть картинку Что такое депутатский наказ. Картинка про Что такое депутатский наказ. Фото Что такое депутатский наказ

Иван Конобеев: Если такая замена возможна, то как можно детскую площадку поменять потом на тротуар?

Антон Тыртышный: Здесь есть определённая хитрость. Наименование наказа менять нельзя, он как в плане стоит, так и стоит. Другое дело, если у одного департамента остались деньги. Тут зависит от того, как депутат сможет решить этот вопрос в интересах своих избирателей. Если он решил вопрос с мэрией, что эти деньги просто будут переброшены на тротуар, условно говоря.

Иван Конобеев: Уже вне наказа.

Что такое депутатский наказ. Смотреть фото Что такое депутатский наказ. Смотреть картинку Что такое депутатский наказ. Картинка про Что такое депутатский наказ. Фото Что такое депутатский наказ

Антон Тыртышный: Да, это уже вне наказа. Ну и опять же, правильный вопрос — на самом деле, мы должны понимать, что исполнение наказов — это только одна из ипостасей депутатов, направлений их работы.

Кроме исполнения наказов, есть ещё каждодневная работа с обращениями граждан, есть приёмы избирателей, есть и просто обязанность депутата — принимать соответствующие решения на сессиях горсовета, в рамках полномочий горсовета.

Иван Конобеев: Голосовать?

Антон Тыртышный: Да. Знакомится с этими документами. Вносить какие-то предложения. С чем-то соглашаться, с чем-то не соглашаться. Вносить поправки и так далее. Депутат нужен и для первого, и для второго, и для третьего, и всё это его работа. Поэтому, если вдруг выяснилось, что где-то нужен тротуар, а его нет в наказах, то никто не мешает избирателям обратиться к депутату с этой просьбой. И зависит от того, насколько он сможет найти механизмы, чтобы реализовать эту просьбу.

У кого-то получается. у кого-то не получается. Это зависит от эффективности работы депутата, от его опыта и от кучи других факторов. Но наказ — это одно из направлений работы. Опять же, что касается конкретной просьбы. Я не могу помнить все 4700 наказов и все 1000 из запланированных в 2019-м году. К сожалению, не отвечу.

Иван Конобеев: А как новосибирцы могут узнать — наказ стоял в плане или нет? Это куда нужно обратиться?

Антон Тыртышный: Очень просто, у нас есть сайт городского совета: gorsovetnsk.ru. Думаю, через любой поисковик он ищется вообще без проблем. Туда можно зайти, выбрать там меня, Тыртышного Антона Григорьевича, как председателя комиссии по наказам. Там списки депутатов, кому можно отправить обращение, есть электронная общественная приёмная.

Иван Конобеев: Да, 50 человек.

Что такое депутатский наказ. Смотреть фото Что такое депутатский наказ. Смотреть картинку Что такое депутатский наказ. Картинка про Что такое депутатский наказ. Фото Что такое депутатский наказ

Антон Тыртышный: Там все депутаты есть, но я там есть и как депутат по округу, и есть как председатель комиссии по наказам. Допустим, в мой адрес, как председателя комиссии по наказам, нужно написать запрос. Для этого никуда не надо ездить, тратить своё время. Сел за компьютер, открыл сайт, настучал этот свой вопрос и всё — я на него отвечу. Это официальное обращение в Городской совет. Оно зарегистрировано, и я обязан на него ответить.

Иван Конобеев: Возьмём простой пример: у новосибирцев в каком-то дворе нет детской площадки. Что нужно сделать, чтобы эта площадка появилась, используя институт наказов?

Антон Тыртышный: Используя институт наказов, необходимо, если мы говорим только об институте наказов, дождаться избирательной кампании и дать кандидату в депутаты Новосибирска соответствующий наказ.

Опять же, у нас граждане наученные, они знают, что одни и те же просьбы можно давать всем кандидатам. Кто-нибудь же из них точно станет депутатом.

Если без шуток — у нас механизм предусматривает, что тот, кто проиграл выборы, вполне может передать свои наказы, которые он собрал, победившему кандидату в депутаты, и он их также примет.

Хотя другие кандидаты в депутаты, которые тоже проиграли, они мне всё передали. И, соответственно, я их оформил, и они вошли в план регистрации наказов того созыва. Есть такой механизм, и в 2015 году, когда я избрался в горсовет, здесь уже мне удалось договориться практически со всеми конкурентами. И все, кто что-то собрал, они мне передали наказы, и я сформировал план реализации наказов. Мы же понимаем: по большому счёту люди не виноваты, что они дали свои наказы не самому красивому, а самому умному, или наоборот.

По большому счёту всё равно, кто исполнит наказы — тот или этот. Поэтому это вполне нормальный механизм, когда можно брать наказы проигравшего соперника и вносить их в план. Дальше тот, кто выиграл, отвечает за их исполнение точно так же, как и за свои собственные наказы. Вот это абсолютно нормально, и в общем так и происходит.

Что такое депутатский наказ. Смотреть фото Что такое депутатский наказ. Смотреть картинку Что такое депутатский наказ. Картинка про Что такое депутатский наказ. Фото Что такое депутатский наказ

Иван Конобеев: Мы уже говорили, что детские площадки — это один из фаворитов по наказам. Можно сказать, что просят новосибирцы, если мы говорим о разных отраслях городской жизни? Спортивные детские площадки — это первое место, или всё-таки есть какие-то более актуальные вопросы, которые задаются на этом уровне?

Антон Тыртышный: Передо мной сейчас лежит план на 2019 год уже тех наказов, по которым, по крайней мере, понятно, что они у нас обеспечены финансированием. Из них там для департамента образования: крыши школ, классы и пожарная сигнализация. Это 91 наказ. Департамент энергетики и жилищно-коммунального хозяйства — 147 наказов, это как раз не детские площадки, но разные благоустройства территории. Ремонты, благоустройства, субсидии, ремонт новых территорий. По департаменту культуры — 34 наказа, там может быть ремонт библиотеки, домов культуры, приобретение для какого-нибудь ансамбля реквизита, инструментов и т. д.

Что такое депутатский наказ. Смотреть фото Что такое депутатский наказ. Смотреть картинку Что такое депутатский наказ. Картинка про Что такое депутатский наказ. Фото Что такое депутатский наказ

По администрациям районов у нас довольно много наказов, там по несколько десятков на администрацию. Там, где уже точно понятно, что финансирование будет, идут около 600 наказов. Это в целом. А по администрациям, по площадкам — около 250, довольно много. Фактически это фавориты, потому что это вещи, простые и понятные людям и, результат выполнения этих наказов сразу виден налицо.

Иван Конобеев: И в связи с этим возникает вопрос. Наверное, были уже такие оценки, и я лично их слышал о том, что площадок по городу уже установили довольно много. И, так как они одна от другой отличаются не принципиально, то возникает вопрос от тех же самых ТОСов, вопрос от общественников: может быть, стоит разработать какую-то схему и устанавливать на одном квадрате спортивную площадку, а на другом детскую? На одну — детскую для возраста от 1 до 5 лет, на другом от 14 до 20. Такая логика установки. Она может в принципе быть учтена, или всё-таки сегодняшняя схема работает хорошо, и не стоит её трогать?

Антон Тыртышный: Всякие попытки что бы то ни было оптимизировать обычно приводят к вопросу о том, к какому принципу оптимизировать. И насчет принципов всегда начинаются основные споры. Я не думаю, что имеет смысл это делать, но понимаю, что, родитель хочет видеть из окна, как его ребёнок в возрасте 8-9 лет играет на детской площадке и его можно одного отпустить. А не где-то там за 500 метров, за два квартала он будет играть на детской площадке. Это вполне нормальное желание для всех жителей — видеть у себя дома детскую площадку.

Иван Конобеев: Здесь ещё есть такая логика — что по сути это же бюджетные деньги, которые выделяются на развитие придомовых территорий. А мы видим ещё такую тенденцию, что город потихоньку огораживается. Если мы посмотрим на новые дома — это вообще уже общее место, забор установлен. И если площадка устанавливается на общедоступной территории, то она помогает развитию целого микрорайона детей. А если устанавливается на придомовую территорию, то её функции с точки зрения траты бюджетных денег, уже не столь выдающиеся, и в этом смысле логика определённо есть. Заборы, которые по жилищному кодексу жильцы имеют право устанавливать, действительно мешают.

А, кстати, заборы можно по наказам устанавливать? Какие виды работ вообще в принципе входят в наказы из того, что можно придомовой территории установить? Только детская спортивная площадка?

Антон Тыртышный: Детская или спортивная площадка, ремонт придомовых территорий, ремонт асфальта, где-то делают парковочные карманы, где-то делают тротуары пешеходные. Что касается ограждения — то здесь есть позиция мэрии, что бюджетные средства — это средства налогоплательщиков. Условно говоря, откуда у нас берётся городской бюджет?

Что такое депутатский наказ. Смотреть фото Что такое депутатский наказ. Смотреть картинку Что такое депутатский наказ. Картинка про Что такое депутатский наказ. Фото Что такое депутатский наказ

Если брать основную налоговую часть, то это налог на доход физических лиц, то есть то, что платят налогоплательщики. Но они платят не для того, чтобы эти деньги потом отдать кому-то, кто эти деньги потратит на то, чтобы отгородиться от всех остальных, и кто тоже платил эти налоги. То есть будет тогда в этом неправильная логика.

Поэтому бюджетные средства на всякие огораживания, шлагбаумы и заборы не тратятся. И я считаю это правильное решение, стратегическое и понятное. Тратятся средства на те элементы, которые могут быть в общем пользовании. То есть если вы ставите детскую площадку где-нибудь во дворе, понятно, что там могут играть дети с детьми из других дворов, их никто не погонит оттуда. А если там стоит забор, то, соответственно, возникнет вопрос: зачем пришёл на нашу землю?

Для того, чтобы этого не было, мэрия не выделяет средства на заборы. Понятно, что заборы жители всё равно ставят, но ставят их в основном дома, которые могут это себе позволить, то есть ТСЖ. У нас многие дома, даже большие, не в состоянии поставить себе даже шлагбаумы, чтобы огородить свой двор от постороннего транспорта, потому что для этого надо принять решение, собрать деньги.

Иван Конобеев: Повторно пришло сообщение: не ответили на вопрос про сквер Сибиряков-Гвардейцев. Я повторю то, что сказал Антон Григорьевич. Он попросил обратиться на него, как на председателя комиссии, чтобы по конкретному вопросу он мог вам дать чёткое понимание. На этом этапе он депутат по другому округу. Сибиряков-Гвардейцев — всё-таки другой берег и просто с ходу гость нашей программы не может ответить на этот вопрос. Обратитесь, пожалуйста, через сайт Городского совета.

Я напоминаю, что у нас в гостях сегодня депутат Городского совета Антон Тыртышный, председатель комиссии по наказам, которая занимается контролем, учётом и работой с мэрией по исполнению пожеланий и поручений, которые дали в 2015 году избиратели. Сегодня достаточно заметные работы ведутся во дворах города Новосибирска. Это, например, программа «Комфортная городская среда» и проводятся масштабные работы: в некоторых дворах тратятся такие средства, которые не тратились долгие годы, а может и десятилетия. Насколько я понимаю, это тоже относится к наказам, несмотря на софинансирование — и федеральные деньги, и областные. Но выбор площадки для работы основан на пожеланиях новосибирцев.

Что такое депутатский наказ. Смотреть фото Что такое депутатский наказ. Смотреть картинку Что такое депутатский наказ. Картинка про Что такое депутатский наказ. Фото Что такое депутатский наказ

Антон Тыртышный: Поскольку есть принятый горсоветом план реализации наказов, в котором сказано, что в этом году нужно сделать столько-то спортивных площадок, в этом столько-то, то при наличии соответствующих средств мэрии Новосибирска, она вынуждена выполнять наказы. Может быть, сами работники мэрии посчитали бы, что стоит сделать что-нибудь другое, но, если есть наказы, они делаются в первую очередь. Депутаты считают, что это правильно.

Иван Конобеев: Этот механизм наказов работает во всех городах России или это находка Новосибирска?

Что такое депутатский наказ. Смотреть фото Что такое депутатский наказ. Смотреть картинку Что такое депутатский наказ. Картинка про Что такое депутатский наказ. Фото Что такое депутатский наказ

Антон Тыртышный: в советское время наказ был реально работающим институтом. Это видно и в старых фильмах про революцию, когда приходят к Ленину с наказами от советов рабочих крестьянских депутатов. Наказ — это понятие, которое существовало в России с екатерининских времен. Условно, это некое пожелание народа к власти. И в 1977 году наказы были закреплены в советской конституции. Была специальная статья, где чёрным по белому написано, что наказы — это предложения, которые предлагаются депутату и учитываются при формировании бюджета и плана социально-экономического развития.

Иван Конобеев: То есть на самом высоком уровне — на федеральном.

Антон Тыртышный: Именно, это была конституционная норма. Другое дело — когда у нас произошла кардинальная смена политической системы в 1991 году. Была изменена конституция, потом было изменено законодательство, и понятие наказа просто потерялось. И теперь, несмотря на то, что на федеральном уровне нет такой нормы и вообще такого понятия как наказ, в этом есть необходимость.

Иван Конобеев: И федеральной думой не собирались никакие наказы, так как такого механизма просто нет.

Антон Тыртышный: Однако в Госдуме этот вопрос периодически поднимается. И вообще неплохо было бы эту практику вновь институализировать. Но нам отсутствие такого закона нисколько не мешает. В рамках полномочий местного самоуправления — полномочий мэрии, горсовета, принимать соответствующие положения о наказах и работать по ним. У нас в 1997 или 1998 году в областном совете было принято соответствующее решение — областной закон о наказах, который регламентировал этот процесс именно в Новосибирской области. Он в основном касается кандидатов в депутаты в Заксобрание. По своей идеологии этот закон совпадает с городским положением о наказах, принятый в 2000-м году. Городские депутаты посмотрели на областных и сказали: «а чем мы собственно хуже? Мы хотим такой действенный механизм, который позволяет управлять тем, каким образом будут выполняться пожелания народа».

Что такое депутатский наказ. Смотреть фото Что такое депутатский наказ. Смотреть картинку Что такое депутатский наказ. Картинка про Что такое депутатский наказ. Фото Что такое депутатский наказ

Иван Конобеев: Получается, что не в каждом городе нашей страны есть такой механизм?

Антон Тыртышный: Мы для интереса делали мониторинг по правовым системам — что вообще существует в разных регионах. И поняли, что где-то под наказом подразумевается просто обращение граждан к депутату в период его полномочий, где-то механизм схож с тем, что есть в Новосибирске. То есть в период избирательной кампании депутат собрал, оформил; совет принял; мэрия исполняет.

Антон Тыртышный: Из-за того, что нет федерального регулирования института наказов, то каждый муниципалитет и регион делает это так, как он себе это видит. Но я могу вам сказать, что в Новосибирске, я считаю, самая продвинутая система работы с наказами в стране. Мне приходится периодически выступать на семинарах Ассоциации сибирских и дальневосточных городов. Это специальная организация, куда входят муниципалитеты и их руководители как коллективные члены. И приезжают депутаты из других сибирских и дальневосточных регионов на обучение.

Я там просто читал лекцию про наказы и получаю обратную связь. Мне рассказывают как у них там это дело устроено, но у нас наиболее прописанная и продвинутая система, я считаю, работает с наказами. Вплоть до того, что у нас есть в регламенте мэрии этот документ, внутренний регламент, как вообще чиновники свою работу выстраивают внутри мэрии. В регламенте мэрии есть отдельный раздел, который диктует чиновникам, как им работать с наказами, в какие сроки они принимаются, в какие сроки отчитываются.

Что такое депутатский наказ. Смотреть фото Что такое депутатский наказ. Смотреть картинку Что такое депутатский наказ. Картинка про Что такое депутатский наказ. Фото Что такое депутатский наказ

Иван Конобеев: То есть механизм очень серьёзно проработанный и поэтому, он, собственно говоря, и едет.

Антон Тыртышный: Он ещё едет и потому, что по нашему положению о наказах ежегодно мэрия вносит в горсовет отчёт о том, как они выполняли план реализации наказов в предыдущий год. И этот отчёт должен рассмотреть и принять Городской совет. Чиновники понимают, что если там что-то идёт не так, то депутат пожалуется в комиссию по наказам, где мы, соответственно, будем разбирать этот вопрос. Приглашать соответствующего специалиста, который отвечает, или руководителя, который отвечает за это направление, спрашивать — почему так? Почему не сделано? В какой срок вы это можете сделать? И так далее.

Мэрия достаточно ответственно относится к этим вопросам. Плюс ещё каждый год на сессии Городского совета принимается отчёт об исполнении наказов за предыдущий год. На последней сессии тоже этот отчёт рассматривался, и все конфликтные ситуации были с депутатами сняты.

Антон Тыртышный: Наказом у нас считается только то, что подаётся в период избирательной кампании, поэтому, к сожалению, да. Но никто не мешает вам вашу просьбу высказать своему депутату, в любой момент, пока он ещё является депутатом. Не дожидаясь, пока у него наступят выборы. И это нормальная ситуация. Я принимаю избирателей каждую неделю. По-хорошему, я должен сейчас быть на приёме, но поскольку прямой эфир нельзя отложить на другое время, я приехал сюда, но предупредил, что я обязательно вернусь. Когда мы закончим, я поеду на приём. Соответственно, людей предупредили, что я буду чуть попозже.

Что такое депутатский наказ. Смотреть фото Что такое депутатский наказ. Смотреть картинку Что такое депутатский наказ. Картинка про Что такое депутатский наказ. Фото Что такое депутатский наказ

Иван Конобеев: А ведь денег нет? Наказы-то уже были приняты в 2015 году? Избиратели пришли, попросили — за счёт чего?

Антон Тыртышный: У нас городской бюджет расходуется не только на наказы. Ещё есть какие-то возможности, какие-то нужды, которые приходится выполнять чиновникам кроме наказов, несмотря ни на что. Понятно, что депутаты просят, чтобы первым делом были наказы.

Иван Конобеев: Такие волшебные слова, как депутатский фонд ещё существуют? Которого де-юре не существует, но де-факто.

Антон Тыртышный: Как такого депутатского фонда не существует. Есть средства бюджета, которые, опять же, в рамках полномочий муниципалитета, расходуются на обращения граждан, но это нормально.

Иван Конобеев: То есть ещё один механизм. Как раз если отвечать на вопрос нашего слушателя — если не успел в 2015 году, то это ещё не говорит о том, что нужно бросить этот вопрос. В принципе можно найти другие источники для его финансирования в рамках полномочий муниципалитета.

Антон Тыртышный: Наказы — это тот механизм, который позволяет депутату выполнить небольшую часть необходимых вещей на своей территории. Действительно появляются какие-то локальные проблемы, которые необходимо решать в течение срока полномочий. Это не значит, что я один раз принял эти наказы, собрал их, добился, чтобы их приняли в плане, и пять лет можно ничего не делать. Так не бывает. Я веду приём каждую неделю, и каждую неделю ко мне приходят люди с разными вопросами.

Иван Конобеев: Понятно, Антон Григорьевич, спасибо за разговор! И всего доброго!

Антон Тыртышный: Спасибо за приглашение! До свидания!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *