Что такое деревенский пейзаж

Деревенская тема в русском лирическом пейзаже

Разделы: МХК и ИЗО

Тип урока: комбинированный.

Метод: объяснительно-иллюстративный, беседа, анализ произведений живописи.

Приемы: педагогический показ, сравнение, игра.

Оборудование: компьютер, проектор.

Для учителя: презентация (находится у автора).

Для учащихся: рабочие тетради.

I. Орг. момент / 2 мин.

IV. Практическая работа / 10 мин.

V. Подведение итогов / 3 мин.

VI. Домашнее задание / 2 мин.

Нет, не пейзаж влечет меня,
Не краски жадный взор подметит,
А то, что в этих красках светит:
Любовь и радость бытия.

Живопись пейзажа весьма популярна в наше время. Природа бесконечно разнообразна и прекрасна. Солнечный свет и окружающая природная среда создают неисчерпаемую гармонию форм и красок. Поэтому даже неискушенный в вопросах изобразительного искусства человек небезразличен к нему, к живописным произведениям, выполненным в жанре пейзажа.

Пейзаж (франц. paysage, от pays – страна, местность), реальный вид какой-либо местности; в изобразительных искусствах – жанр или отдельное произведение, в котором основным предметом изображения является естественная или в той или иной степени преображенная человеком природа;

Многообразие природы породило в изобразительном искусстве различные виды пейзажного жанра. К одному из видов относится деревенский пейзаж. Чем больше встречается в ландшафте результатов сознательной деятельности человека (архитектура, вспаханное поле, дороги, изгороди и т.п.), тем чаще в отношениях между человеком и природой возникают конфликтные ситуации. Но существует среда, где природа и результаты деятельности человека находятся в относительном равновесии или природа даже имеет главенствующее значение. В первую очередь такой средой являются сельская местность или ландшафтные парки. Архитектура здесь как бы дополняет природные мотивы.

Деревенский (сельский) пейзаж – наиболее распространенная тема пейзажной живописи всех времен. Становление пейзажного жанра связано с изображением сельской местности. Дом на холме или у реки, зелень лугов или угрюмость скал, тропинка или проселочная дорога – мотивы многих и многих полотен художников разных стран.

В деревенском пейзаже художника привлекает поэзия деревенского быта, его естественная связь с природой.

В высоком расцвете русской живописи 19 века пейзажу принадлежит выдающаяся роль. Образы природы, созданные русскими художниками, обогатили русскую и мировую культуру.

В творчестве художников-пейзажистов интересен не сам факт реалистического изображения природы, а скорее отражение субъективного, индивидуального взгляда на нее. Свое эмоциональное состояние человек часто ассоциирует с состоянием природы. Пейзажи способны выразить чувства людей, так как в них художники творчески воспроизводят виды природы. Она предстает перед ними окрашенной переживаниями, например, “радостной” или “мрачной”, хотя эти состояния природе вовсе не присущи.

Развитие русского пейзажа в XIX веке питалось растущей, все более осознанной любовью русских людей к родной земле.

Русские пейзажисты А. Саврасов, Ф. Васильев, И. Шишкин, каждый со своими стремлениями и пристрастиями, немало потрудились над тем, чтобы донести до зрителя черты сельской природы — леса и степи, рек и озер (Ф. Мальцева, Мастера русского реалистического пейзажа, т. 1-2, М., 1953, 1959). Но, поскольку дело не ограничивалось одной точностью передачи ее черт, уже перед ними возникали и более сложные вопросы понимания поэтики пейзажа и его средств выражения.

Небольшие картины Алексея Кондратьевича Саврасова (1830-1897 гг.) адресованы лирически настроенному зрителю.

Наиболее известным пейзажем Саврасова является его картина “Грачи прилетели”, появившаяся впервые на первой выставке Товарищества передвижников в 1871 году. “Весной русского пейзажа” называли ее современники.

Между тем, в этом пейзаже нет поражающих воображение величественных панорам, ярких красок. Будничный мотив художник сумел претворить в картину поэтическую и лирическую, глубоко народный образ родной природы. Саврасов изображает переходный момент в состоянии природы: трепет ранней весны, игру света и тени на снегу, начало таяния, пробуждения. Сюжет этой картины необычайно прост: тает грязный снег, вдали земля освобождается от снежного покрова. Это окраина глухого провинциального местечка. Холодный сырой март на дворе, когда еще стоит зима, но в воздухе, облачном небе с чистыми голубыми просветами уже повеяло чувством весны: почерневший снег, березки, упрямо тянущиеся ввысь, старые заборы, такие же домишки и церквушка с колокольней, равнина, уходящая вдаль к синеющей на горизонте полоске леса. И первые вестники весны – грачи, деловито хлопочущие над своими гнездами.

Обычный весенний день, обычный уголок русской природы, но чем внимательнее всматриваешься в картину, тем больше начинаешь испытывать радостное чувство увиденного. Пейзаж небольшого селения превратился в образ Родины, в образ всей России.

Федор Алексеевич Васильев прожил короткую жизнь, но все, же успел сказать свое слово в истории отечественной живописи. Васильев в своем творчестве умело использовал приемы своих предшественников и добился поразительных результатов. Его картина “Оттепель” по настроению перекликается с работами жанристов, в ней умело передана атмосфера той суровой зимы, которой противопоставлял своих оптимистичных и веселых “Грачей” Саврасов.

Творчество Василия Дмитириевича Поленова крупное и значительное явление в русской живописи второй половины 19 века. С Саврасовым и Васильевым его сближают не сразу ощутимая, но крепкая и строгая композиционная построенность и картинность, придающие его пейзажам определенную монументальность. Также Поленов свободнее и непосредственнее, чем его сподвижники, пользуется средствами и приемами пленэра. Свет и воздух становятся “героями” его замечательных полотен, и сегодня покоряющих своей свежестью, эмоциональностью, жизненной убедительностью и естественностью.

Особо стоит отметить, что тема русской деревни естественно и прочно вошла в творчество Василия Дмитриевича Поленова, но она не была наполнена у художника социальными факторами. Поленов не отягощал свои картины образами нищей, затерявшейся в глуши лесов и бескрайних равнин русской деревеньки, напротив он наполнял ее лирическим содержанием. Это можно объяснить настроем художника, его внутренним миром, гармоничным и позитивным, как по отношению к себе, так и по отношению к окружающему миру, что еще более подчеркивает красоту его таланта. Одной из особенностей Поленова было стремление соединить пейзажный и бытовой жанры, не просто оживить тот или иной мотив человеческими фигурками, а представить целостную картину жизни, в которой люди и окружающая их природа слиты в единый художественный образ.

В.Д. Поленов во всех своих пейзажах, в частности в “Московском дворике”, утверждает важную и, по существу, очень простую истину: поэзия и красота вокруг нас в привычном течении радости бытия и гармонии, пронизывающем вид дворика на городской окраине; июньское солнце, еще весенняя чистота и свежесть травы, легкие невесомые облачка в высокой голубизне неба над островерхими колокольнями и луковками московских церквей, босоногая детвора, занятая своими нехитрыми заботами. В картине – аромат непосредственного, по-детски наивного восприятия мира, его радости, загадочности. Ей присуща свежесть и интимная простота мотива, замечательная передача солнечного освещения теплого летнего дня.

Радостные и ясные гармонии цветовых сочетаний отражают неповторимую красоту солнечного летнего дня. Атмосфера лирической умиротворенности и покоя царит в дворике. Благодаря композиционной выверенности картины, ее световоздушной и цветовой разработке был создан единый завершенный картинный образ, созвучный раскрытию лирической темы. В картине мы видим ритмическое построение композиции: ритм дома, сарая и церкви с колокольней. В картине солнце приглушает яркость цвета, предметы в свете купаются, очертания складываются, тени прозрачны – это и делает деревенский закоулочек прекрасным, как воспоминание детства.

Наши живописцы, особенно Исаак Ильич Левитан (1850-1900) в пространственном строе картин, стремились выразить место человека в мире, его иллюзии и мечты, его надежды и стремления.

В “Марте” (1895), где интимное восприятие бытовой среды передано в ощущении теплого воздуха, растапливающего мартовский отяжелевший снег. Картина отличается более замкнутым, уютным характером; движение вглубь несколько ослабляется созвучными очертаниями дороги линиям и стройно изогнутых, расходящихся веером белых стволов, которые, трепетно изгибаясь, выделяются на синем небе и на темной хвойной зелени. Горизонтальных край снежного поля делит картину на две равные части и вносит в нее нотку спокойствия. Эти простейшие соотношения линий не навязчивы, все кажется простым, естественным и даже незамысловатым, и все же выделение этих композиционных линий придает скромному уголку и законченность и завершенность. Колорит картины тонко раскрывает естественные цветовые соотношения в пору весеннего обновления. Он построен на мягкой гармонии холодных тонов снега, лежащих на нем теней и теплого цвета стволов деревьев, леса на заднем плане, озаренной солнцем желтой стены дома. Зритель не только видит, но будто и слышит природу, полную весенних шумов и шорохов: ветерок шуршит в ветвях и тихо колышутся верхушки деревьев, навстречу солнцу распахнута оконная ставня, еще качается на петлях дверь, только что впустившая в дом приезжего, подрагивает лошаденка.

Необходимо отметить, что “Владимирка” Левитана отмечена печатью всех тех успехов и завоеваний, которые свойственны передовой живописи 19 века. С жизненной правдивостью подлинного реализма в ней переданы и воздушная среда, и пространство, и свет. Серебристо-серые холодные тона необыкновенно красочны и богаты. Каждый цвет обладает множеством дополнительных оттенков и от этого становится удивительно насыщенным и звучным. Роль композиции в картине Левитана также почти незаметна. Ощущение непосредственности, естественности композиции усиливает реалистическую жизненность произведения и обостряет выразительность той главной мысли, которая с такой искренностью вылилась из души художника. Его глубокое сочувствие угнетенных, живая боль и сострадание к судьбам народа воплотились в общем настроении природы.

В деревне В.А. Серов наблюдал скромную обычную жизнь, в которую проникал до самых глубин. Любил серенькое небо, закрытое тучами, осенние серые краски полей; неказистые деревья, покосившиеся избушки. Чувством проникновенной любви к родине полны пейзажи художника и произведения, посвященные русской деревне. В его деревенском жанре есть ощущение восхищения здоровой красотой русского народа.. Серова волнует и трогает не одна внешняя пластическая красота, а прежде всего внутренний смысл, так и в темах крестьянской жизни он ставит перед собой задачу высмотреть, угадать и выразить сокровенный смысл явления.

В картине “Баба с лошадью” превосходно выхвачен из зимней деревенской природы этот кусок жизни с веселой, задорно смеющейся молодой, здоровой женщиной, держащей за узды лошадку.

В “Октябре. Домотканово” Серов замечательно передал грустную поэзию поздней осени и задушевную ноту, которую почувствовал в скромном облике русской деревни. В картине художник обнаруживает свое любовное отношение к родной ему русской природе, к деревенской жизни..

Практическое задание. Работа по группам.

Задание: выбрать из трех карточек с изображением деревенского пейзажа одну и дать характеристику используемых средств изображения, не называя само изображение. Задача другой группы угадать произведение.

В пейзаже, как и во всяком произведении искусства, отражались идеалы и представления людей. Образ природы был для разных художников вместилищем различного содержания. Оно определялось эпохой, породившей то или иное художественное направление. Своеобразный характер творчества обуславливался личными особенностями, внутренними склонностями каждого отдельного живописца; время и художественные традиции определяли типические для искусства в целом черты.

Пейзаж завоевал место одного из ведущих жанров живописи. Его язык стал, подобно поэзии, способом проявления высоких чувств художника, областью искусства, в которой выражаются глубокие и серьезные истины о жизни и судьбах человечества, в нем современник говорит и узнает себя. Вглядываясь в произведения пейзажной живописи, прислушиваясь к тому, о чем повествует, изображает природу художник, мы учимся знанию жизни, пониманию и любви к миру и человеку.

Домашнее задание: выбрать одно из пейзажных произведений русских художников 19 века и проанализировать.

Источник

Что такое деревенский пейзаж

Что такое деревенский пейзаж. Смотреть фото Что такое деревенский пейзаж. Смотреть картинку Что такое деревенский пейзаж. Картинка про Что такое деревенский пейзаж. Фото Что такое деревенский пейзаж

Деревенский (Сельский) пейзаж

Пейзаж – это жанр искусства, связанный с изображением природы и местности. Многообразие природы обусловило появление в рамках этого жанра множества направлений, в которых одним из наиболее популярных является деревенский, он же сельский пейзаж.

Отношения между природой и результатами сознательной деятельности человечества всегда были достаточно сложными, даже конфликтными; в изобразительном искусстве это видно особенно ярко. Пейзажные зарисовки с архитектурой, забором или дымящей заводской трубой не создают настроения умиротворения: на подобном фоне вся красота природы теряется, уходит. Однако существует среда, где человеческая деятельность и природа находятся в гармонии или же, напротив, природа играет главенствующую роль – это сельская местность, где архитектурные сооружения как бы дополняют деревенские мотивы.

Это направление пейзажного жанра было популярно во все времена вне зависимости от моды. Художников в сельском пейзаже привлекает умиротворенность, своеобразная поэзия сельского быта, гармония с природой. Дом у реки, скалы, зелень лугов, проселочная дорога давали толчок вдохновению художников всех времен и стран.

Сайт учителя изобразительного искусства Белозеровой Натальи Николаевны

Огромное спасибо за теплые слова!

Мне очень интересно знать ваше мнение о сайте!

Жду ваши комментарии! Пишите,
«Пока мы едины — мы непобедимы!»

Источник

Душевные деревенские пейзажи, которыми вы залюбуетесь! Художник Татьяна Черных

Что такое деревенский пейзаж. Смотреть фото Что такое деревенский пейзаж. Смотреть картинку Что такое деревенский пейзаж. Картинка про Что такое деревенский пейзаж. Фото Что такое деревенский пейзаж

Сегодня делюсь с вами, вновь, частичкой того, что близко мне самой — а именно — деревенскими пейзажами…

И не смотря на то, что я выросла в городе, и не смотря на то, что мне чуть больше тридцати — деревня для меня — нечто душевное и милое сердцу…Мне очень близка по духу вся эта гармония жизни на земле…

Что такое деревенский пейзаж. Смотреть фото Что такое деревенский пейзаж. Смотреть картинку Что такое деревенский пейзаж. Картинка про Что такое деревенский пейзаж. Фото Что такое деревенский пейзаж

Отыскала чудесные картины белорусской художницы Татьяна Черных. Залюбовалась красотами…тихими, размеренными моментами глубинки. Наверняка, каждый из вас, кто заглянет в эту статью, найдет отклик и в своей душе после просмотра этих картин. Наслаждайтесь, дорогие!

Что такое деревенский пейзаж. Смотреть фото Что такое деревенский пейзаж. Смотреть картинку Что такое деревенский пейзаж. Картинка про Что такое деревенский пейзаж. Фото Что такое деревенский пейзаж

Особенно мне «запала» первая картина, которой я озаглавила статью. «Уходящая в осень» — символично, трогательно…даже до слез…

Что такое деревенский пейзаж. Смотреть фото Что такое деревенский пейзаж. Смотреть картинку Что такое деревенский пейзаж. Картинка про Что такое деревенский пейзаж. Фото Что такое деревенский пейзаж

Все эти сюжеты — такие живые, знакомые каждому, кто вырос в деревне. Навивают воспоминания, возвращают обратно в отчий дом, где, наверняка, пахло хлебом, кашей из русской печки…

Что такое деревенский пейзаж. Смотреть фото Что такое деревенский пейзаж. Смотреть картинку Что такое деревенский пейзаж. Картинка про Что такое деревенский пейзаж. Фото Что такое деревенский пейзаж

Что такое деревенский пейзаж. Смотреть фото Что такое деревенский пейзаж. Смотреть картинку Что такое деревенский пейзаж. Картинка про Что такое деревенский пейзаж. Фото Что такое деревенский пейзаж

Татьяна Черных — член творческого Союза художников России и Международной Федерации Художников.

Что такое деревенский пейзаж. Смотреть фото Что такое деревенский пейзаж. Смотреть картинку Что такое деревенский пейзаж. Картинка про Что такое деревенский пейзаж. Фото Что такое деревенский пейзаж

Ну в какой деревне не найдется березок и полянки со свечками озорного кипрея? Кажется, что аромат этих буйных июльских трав даже доносится, как тонко написано произведение!

Что такое деревенский пейзаж. Смотреть фото Что такое деревенский пейзаж. Смотреть картинку Что такое деревенский пейзаж. Картинка про Что такое деревенский пейзаж. Фото Что такое деревенский пейзаж

А вечернее солнце в деревне? Когда полуденный зной сменяется прохладой и наконец-то уходят назойливые слепни…но на смену им уже вьются комарики))) Какие тени, блики, какая нежная «игра света»!

Что такое деревенский пейзаж. Смотреть фото Что такое деревенский пейзаж. Смотреть картинку Что такое деревенский пейзаж. Картинка про Что такое деревенский пейзаж. Фото Что такое деревенский пейзаж

Что такое деревенский пейзаж. Смотреть фото Что такое деревенский пейзаж. Смотреть картинку Что такое деревенский пейзаж. Картинка про Что такое деревенский пейзаж. Фото Что такое деревенский пейзаж

Любуешься такими картинами и понимаешь, жива еще глубинка! А есть ли у вас воспоминания о деревне, дорогие читатели? Или, быть может, кто-то из вас живет сейчас в деревне? Напишите, мне очень ценно узнать…

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Проект по живописи «Сельский пейзаж»

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

.1 Развитие живописи в жанре сельский пейзаж

.2 Сельский пейзаж в России

.3 Творчество И.И. Левитана

РАЗДЕЛ 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2. Актуальность творческой работы

5. Практическая значимость

6.последовательность выполнения творческой работы

Всегда Сельский пейзаж интересовал живописцев поэзией деревенской жизни, естественной связью с окружающей природой. В этом жанре работали многие известные художники: Исаак Левитан, Василий Дмитриевич Поленов, Федор Александрович Васильев, Алексей Кондратьевич Саврасов, Константин Алексеевич Коровин …

В деревенской местности каждый сможет увидеть необычную ширь неба, воды и равнины. Работа в различных природных условиях дает художнику огромные возможности для создания композиций, передачи колорита, линии, рисунка, которые помогут ему раскрыть свои впечатления. Сельский пейзаж значим в наше время, в связи индустриализацией общества, появлением различных компьютерных технологий, жители больших городов перестают замечать красоту простой природы, именно той, в которой нет многоэтажных квартир, заводов, фабрик, ровных, асфальтированных дорог.

У каждого человека от рождения дано чувство прекрасного, но оно нуждается в постоянном развитии, чтобы люди могли ценить красоту, созданную другими, и, вдохновленные этими произведениями, создавать что-то новое, способное выразить их взгляд на мир. Именно в этом и заключается

В истории развития русского пейзажного жанра всегда было заметно стремление к созданию пейзажа-картины, монументально раскрывающей целостный образ родной природы.

В.В. Стасов, вероятно, на этом и обосновал свой вывод о том, что «пейзаж является одной из лучших слав русского искусства, признанного в остальной Европе».

В послелевитановский период, даже при кратковременном увлечении некоторых русских пейзажистов импрессионизмом, ведущие реалистические основы русского пейзажного жанра оставались неколебимыми.[1 с.16]

Пейзаж завоевал место одного из ведущих жанров живописи. Его язык стал, подобно поэзии, способом проявления высоких чувств художника, областью искусства, в которой выражаются глубокие и серьезные истины о жизни и судьбах человечества, в нем современник говорит и узнает себя. Вглядываясь в произведения пейзажной живописи, прислушиваясь к тому, о чем повествует, изображает природу художник, мы учимся знанию жизни.

Чувство любви к родной стране, печаль и гнев за переносимые ею страдания, гордость и восхищение красотой природы у величайших художников-художников-пейзажистов воплощались в живописных произведениях. Серьезные раздумья о судьбах родины порождали образы большой человеческой глубины философского смысла.

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

.1 Развитие живописи в жанре сельский пейзаж

Во все времена художники стремились к изображению природы. Пейзажисты эпохи барокко изображали на своих картинах потерянный рай, идиллические виды. Темой картин, созданных в период романтизма, часто становились воспринимаемые на подсознательном уровне явления и разрушительные силы природы.[3 с. 16]

Пабло Пикассо часто говорил: «Всему, что я знаю, я научился в Орта-де-Эбро». Он провел молодые годы в этом небольшом испанском городке недалеко от побережья Средиземного моря, где много рисовал и писал пейзажи и портреты. Много лет спустя Пикассо вновь вернулся в эти места, чтобы написать те же пейзажи в новом, авангардистском, стиле. Сельская жизнь является неиссякаемым источником вдохновения и творческого развития для художника, так как только там он видит природу в ее чистейшей форме.

Картина считается сельским пейзажем, если на ней изображены поле, луг, долина или лес увидеть изображенный на картине предмет, оценить его цвет и почувствовать настроение художника. [4 с.16]

Вода очень часто изображается на пейзажах как основной или как дополнительный элемент композиции. Ее присутствие создает особую чарующую атмосферу. Движение воды на пейзаже позволяет создавать отражения и передавать прозрачность новых форм, подвижных, таинственных и вызывающих определенные ассоциации. На пейзажах такого типа обычно бывают изображены реки и озера; речные пейзажи являются сельским эквивалентом морского пейзажа.[5с.16] На речных пейзажах художники изображают движущуюся или неподвижную воду, в которой, как в зеркале, отражаются горы и деревья, растущие по берегам (рисунок 3).

1.2 Сельский пейзаж в России

Побуждаемые высокими патриотическими чувствами, они стремились показать могучую и плодородную русскую природу как источник возможного богатства и счастья народной жизни, воплощая, тем самым, в своих пейзажах одно из важнейших требований материалистической эстетики Чернышевского, видевшего красоту пейзажного жанра прежде всего в том, с чем связано счастье и довольство человеческой жизни. Именно в разнообразии тем зарождалась будущая многогранность содержания, свойственная пейзажной живописи периода расцвета.

Тему родного края каждый по-своему, разрабатывали А. Саврасов, Ф. Васильев, А. Куинджи, И. Шишкин.

Несколько поколений талантливых художников-пейзажистов М. Клодт, А.Киселев, И. Остроухов, С. Светославский и другие.

1.3 Творчество И.И. Левитана

Своей вершины русская живопись 19 века достигла в творчестве ученика Саврасова И.И. Левитана.

Никто другой не смог показать такие удивительные состояния природы, какие мастерски изображал на холсте Левитан. Каждое из этих состояний индивидуально и неповторимо. Его работы больше чем просто живопись, в них есть душа, есть переживания и размышления. В своих работах, он как будто ведет с ней беседу, раскрывая зрителю все ее секреты. В них нет ни метафор, ни преувеличений, а показана их истинная сущность.[8 с.16]

Впечатляет и колорит картин Левитана. Цвета его особенные и простые одновременно. В них нет чересчур бурной экспрессии. Художник больше реалист, чем импрессионист, но в его реализме нет пустоты мысли и банальности. Его произведения живы и легки, и зритель легко окунается в их бесконечно свободное пространство. Цвета работ Левитана тяжело описать словами, они точны и конкретны. Мелочи не интересуют автора, он уделяет внимание общему колориту картины, впечатлению, которое производит на него природа.[10 с.16]

Художник понимает, что у каждого времени суток, разный тон. Своими живописными приемами он может показать, к примеру, влажность воздуха, или теплоту света.[11 с.16]

Мастер строит форму предмета цветом, светом и тенью и в ней нет лишней пестроты и беспорядочности линий. Художник хорошо понимает, как естественный свет влияет на цвет предметов, и как их тени влияют друг на друга. Его живопись смела и обдумана, проста и понятна без слов и описаний.[12 с.16]

В его произведениях четко прослеживается воздушная перспектива. Объекты на заднем плане размыты, «затуманены», а то, что находится спереди прорисовано четко и контрастно. Так же присутствует и линейная перспектива, для передачи еще большего пространства.[13 с.16]

До такой изумительной простоты и ясности мотива, до которых дошел в последнее время Левитан, никто не доходил до него.[14 с.16]

Особенно ему удавался столь сложный цвет как зеленый, присутствующий во множестве нюансов и оттенков на каждой картине. Меланхоличность натуры Левитана передавалась через его картины, которые передавали чувства художника через все грани цветов зрителю. Все пейзажи, написанные Левитаном, исключительно лиричны. Они словно замерли под задумчивым взглядом пейзажиста. Левитан обладал каким-то особым даром выражать через свет, полутени, цветовые оттенки настроение. Меланхолия Левитана, возможно, происходила от его нелегкой жизни, в которой присутствовали все оттенки грусти. Тем не менее, грусть не заняла свое место на его полотнах, лишь легкая задумчивость, глубокая тишина царят на его картинах, успокаивая и утешая, открывая душевные переживания художника.[15 с. 16]

Зрителей покоряли спокойствие и умиротворенность волжских пейзажей, прозрачность вечернего воздуха, теплые отблески солнечных лучей на водной глади, прибрежной зелени и белых стенах монастыря. Первый биограф Левитана С. Глаголь писал, что эти картины «имели огромный успех у художников и публики, и Левитан впервые достигает всеобщего признания и становится первым пейзажистом России». А.П. Чехов, увидев волжские пейзажи Левитана, сказал: «Знаешь, на твоих картинах появилась улыбка».

Это было точное наблюдение. Чехов вообще хорошо понимал творчество Левитана.

Между писателем и художником было много общего: талант, сходное видение мира и ощущение природы, замечательный юмор. Они оба, каждый по-своему, выражали настроения, характерные для русского общества в конце ХIХ века.

Обоим был отпущен короткий жизненный срок.[16 с. 16]

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *