Что такое деревянный плуг
Что такое деревянный плуг?
Что такое деревянный плуг?
Плугом раньше землю вспахивали а тут деревянный.
Ревянный плуг примитивной конструкции
деревянный плуг простейшего устройства с двумя лемехами и деревянным отвалом.
Как вы можете обьяснить такую моду средневиковых гарожае : носить деревянные бошмаки и ходить на ходулях?
Как вы можете обьяснить такую моду средневиковых гарожае : носить деревянные бошмаки и ходить на ходулях?
Что такое плуг сокращенно?
Что такое плуг сокращенно.
Что такое гончарный круг?
Дым, рало, плуг в Древней Руси – это?
Дым, рало, плуг в Древней Руси – это?
В чем заключалось положительное значение введения плуга?
В чем заключалось положительное значение введения плуга?
Время, когда в Малой Азии стали использовать плуг с железной насадкой?
Время, когда в Малой Азии стали использовать плуг с железной насадкой?
Что такое «Плуг»?
Что такое археология родовая община племя плуг дельта фараон вельможа оазис пороги налог писец орошение амулет ил бронза возничий?
Что такое археология родовая община племя плуг дельта фараон вельможа оазис пороги налог писец орошение амулет ил бронза возничий.
Расположите события в хронологическом порядкеА) разлив нила?
Расположите события в хронологическом порядке
Б)прогон скота по полю для втаптания зёрен в землю.
В)обработка почвы мотыгой или деревянным плугом.
Г)прогон скота по сжатому полю для выбивания зерна из колосьев.
Что такое деревянный плуг
Плуг — сельскохозяйственное орудие для основной обработки почвы. Плугами также называются устройства для работы под водой, для прокладки кабелей, для подготовки земной поверхности перед звуковым зондированием и гидролокацией бокового обзора при поиске нефти. Первоначально плуги тащили на себе сами люди, затем волы, а ещё позже — лошади. В настоящее время в промышленно развитых странах плуг тянет за собой трактор.
Основная задача плуга — перевернуть верхний слой земли. Вспахивание уменьшает количество сорняков, делает почву более мягкой и податливой, облегчает дальнейший посев.
Содержание
История плуга
Доиндустриальная эпоха
Когда появилось сельское хозяйство, земля обрабатывалась вручную либо с помощью мотыг на мягких плодородных почвах, например на берегах Нила, где ежегодные приливы омолаживали почву и облегчали её обработку. Чтобы регулярно выращивать зерновые культуры в менее плодородных областях, более низкий слой почвы с питательными веществами требовалось поднять на поверхность.
Приручение волов в Месопотамии, произошедшее, возможно, уже в VI тысячелетии до нашей эры, дало человечеству достаточную тяговую силу, необходимую для развития орудий для вспашки. Самые первые плуги имели очень простое строение и представляли собой раму (дышло), держащую в себе вертикально закреплённый кусок дерева (лемех), который волочили сквозь верхний слой почвы. Как лемех, так и дышло выделывались из одного куска дерева, о чём свидетельствует, например, сиракузская бронзовая монета. [1]
Древние формы плуга известны нам по вавилонским и древнеегипетским изображениям, наскальным рисункам в Северной Италии и Южной Швеции (относящимся ко 2-му тысячелетию до н. э.), а также по находкам древних плугов в торфяниках на территории Польши. Ранее I тыс. до н. э. плуг был известен в Китае.
В самом начале отвалы делались из дерева в виде продолговатого четырёхугольника. Спереди их прикрепляли к стойке, а позади к подошве и к одной из рукояток плуга посредством деревянной или железной связи. Так как к дереву земля налипает сильнее, нежели к металлу, то впоследствии стали делать отвалы из чугуна или железа и давать им форму местами вогнутую, местами выпуклую, так что отвал представлял собой изогнутую винтообразную поверхность. [1]
Первым коммерчески успешным плугом с использованием железных частей следует считать «Роттерхамский плуг», разработанный Джозефом Фольямбе (Joseph Foljambe) в 1730 году в Ротерхаме, Англии. Он был прочным, лёгким, и созданным по математическим расчётам шотландского конструктора Джеймса Смола (James Small). Плуг позволял срезать, поднимать и переворачивать слой земли.
Индустриальная революция
Стальные плуги появились во времена промышленной революции. Они были легче и прочнее тех, что изготовлялись из железа или дерева. Первый стальной плуг изобрёл американский кузнец Джон Дир (John Deere) в 1830-х годах. К тому времени дышло, крепившееся к упряжи животных, было приспособлено так, что колесо в передней части плуга катилось по земле. Первые стальные плуги управлялись пешим человеком. Управляющий шёл вслед за плугом, держась за две рукоятки, и регулировал направление и глубину борозды. Он также часто руководил движением животных, тянущих за собой плуг. Позже появились плуги, где управляющий уже сидел на специальном сидение на колёсах, а плуг имел несколько лемехов.
Одна лошадь как правило может тянуть только плуг для одной борозды на чистой и мягкой почве. Для обработки более тяжёлых почв требовалось две лошади, одна из которых шла по борозде, а другая по необработанной земле. Для плугов, делающих две и более борозд, одна или несколько лошадей должны идти по свободной, невспаханной земле, и даже это даётся им с трудом. Обычно таким лошадям дают десятиминутный отдых каждые полчаса.
С появлением парового трактора стало возможно использовать его для вспашки. В Европе уравновешенные плуги на колёсах тянулись проволочными канатами (в качестве средства передачи), управляемых парой паровых двигателей английского инженера Джона Фоулера (John Fowler). В Америке твёрдая почва равнин позволила прямое использование больших паровых двигателей в качестве тяговой силы. Часто бывало, что до десяти паровых машин тянули один большой плуг, что позволяло вспахать сотни акров земли за день. Только паровые машины могли двигать такие большие плуги. Когда появились бензиновые двигатели, они не имели достаточной мощности сравнимой с паровой тягой.
В Австралии в 1870-е годы был изобретён специальный плуг для распашки земель под виноградники, названный «Стамп Джамп». Его устройство позволяло плужному лемеху самому перепрыгивать через шишковатые и очень длинные, выступающие на поверхность корни эвкалиптов. С помощью такого плуга первые поселенцы в долине МакЛарен обрабатывали все самые старые виноградники в регионе. [3]
Более простая система, созданная позже, использует вогнутый диск (или два), установленный под большим углом к направлению движения. Вогнутая поверхность удерживает диск в земле, если под него не попадает что-либо твёрдое. Когда плуг натыкается на корень дерева или камень, лемех плуга подпрыгивает, что позволяло избежать поломки плуга и продолжить вспашку.
Современный плуг
Традиционные плуги могут переворачивать землю только в одном направлении, указываемым отвалом лемеха. В результате действия плуга образуются гребни вспаханной земли между бороздами, похожие на грядки. Этот эффект наблюдается и на некоторых полях, обрабатывавшихся в древние времена.
Оборотный плуг подсоединяется к трактору с помощью трехточечной навески. Обычные плуги имеют от 2 до 5 отвалов, но полу-закреплённые плуги, поднятие которых поддерживается колесом с диаметром в половину длины плуга, могут иметь до 18 отвалов. Гидравлическая система трактора используется для поднятия и переворота плуга, а также для регулирования ширины и глубины борозды. Тракторист всё ещё должен регулировать сцепление плуга, так чтобы он шёл под нужным углом. На современных тракторах глубина и угол вспашки устанавливаются автоматически.
Цель вспашки состоит в перемешке слоёв земли, обогащении её кислородом, избавление от сорняков и некоторых бактерий. Закопанные сорняки разлагаются в земле и служат в качестве компоста.
Эрозия почвы
Одним из негативных последствий вспашки является эрозия почвы. Под действием воды и ветра земля перемещается, и использование плуга способствует этому процессу. В результате неконтролируемого использования сельскохозяйственных процедур на США в 1930-е годы обрушилась волна пыльных бурь.
Детали плуга
Ручной плуг XIX века
Разновидности плуга на территории России XIII—XX вв
В духовной культуре
В религии и мифологии
У многих индоевропейских народов известен архаичный ритуал опахивания. Он основывается на ассоциации борозды, проведённой плугом, с границей, отделяющей сакральное, «окультуренное» пространство от хаоса окружающей среды.
Сразу два мифоритуальных аспекта плуга отразились в образе индуистской богини Ситы. Согласно «Рамаяне», она родилась из борозды, которую провёл плугом её отец Джанака, опахивая место для жертвоприношения. Даже имя (др.-инд. Sītā ) переводится как «борозда». С другой стороны, рождение Ситы и её упоминания в Ведах говорят о связи этой богини с плодородием и Матерью-Землёй, при том что плуг обладает фаллической символикой.
В геральдике
Плуг используется как эмблема земледелия и как символ новой жизни. В первые годы существования Советской России плуг употреблялся как эмблема трудового крестьянства и одно время изображался с молотом, пока его в этом качестве не вытеснил серп. Плуг также был изображён на советских монетах достоинством в 1 рубль и полтинник в 1920-е годы; силуэт плуга также изображался на ордене Красного Знамени и на медалях в некоторых странах Восточной Европы (например, в Чехословакии в 1948—1989 гг.).
В музыке
В 1991 году группа «Сектор Газа» записала песню «Плуги-вуги».
Что такое деревянный плуг
Плуг.
Кроме того, вспахивание уменьшает количество сорняков, разрыхляет и делает почву более мягкой и податливой, облегчает дальнейший посев. В процессе вспашки повреждаются уже тронувшиеся в рост, но ещё недостаточно окрепшие однолетние сорняки. Кроме того, оборот пласта земли способствует перемещению непроросших семян сорняков в нижний (более глубокий) слой плодородной почвы, что, в свою очередь, создаёт дополнительное препятствие на пути прорастания сорных трав.
История плуга.
Первые известные нам плуги (фактически соха) появились в III тысячелетие до нашей эры, имели очень простое строение и представляли собой раму (дышло), держащую в себе вертикально закреплённый кусок дерева (лемех), который волочили сквозь верхний слой почвы.
Древние формы плуга известны нам по вавилонским и древнеегипетским изображениям, наскальным рисункам в Северной Италии и Южной Швеции (относящимся ко второму тысячелетию до нашей эры), а также по находкам древних плугов в торфяниках на территории Польши. Ранее I тысячелетия до нашей эры плуг был известен в Китае.
Преобразование древней сохи в классический плуг произошло в Древнем Риме. Римский плуг имел колеса и металлический наконечник. Такой позволял регулировать глубину борозды и отбрасывать землю в сторону.
Римский колесный плуг.
От римлян плуг стал переходить в другие регионы Европы, например плуг перешел к германцам, а от них к славянам. Повесть временных лет упоминает плуг у вятичей в 981 году.
В начале отвалы на плуге делались из дерева в виде продолговатого четырёхугольника. Спереди их прикрепляли к стойке, а позади к подошве и к одной из рукояток плуга посредством деревянной или железной связи. Так как к дереву земля налипает сильнее, нежели к металлу, то впоследствии отвалы стали делать из чугуна или железа и давать им форму местами вогнутую, местами выпуклую, так что отвал представлял собой изогнутую винтообразную поверхность.
Известно, что в 1730 году в Ротерхаме в Англии Джозеф Фулджемб (Joseph Foljambe) стал изготавливать успешный плуги с использованием железных частей.
Плуг и промышленная революция.
Стальные плуги появились во времена промышленной революции. Они были легче и прочнее тех, что изготовлялись из железа или дерева.
В 1837 году американский кузнец Джон Дир изготовил первый стальной плуг.
Стальной самоочищающийся плуг Джона Дира.
Первые стальные плуги управлялись пешим человеком. Управляющий шёл вслед за плугом, держась за две рукоятки, и регулировал направление и глубину борозды. Он также часто руководил движением животных, тянущих за собой плуг.
Позже появились плуги, где управляющий уже сидел на специальном сидении на колёсах, а плуг имел несколько лемехов.
Одна лошадь, как правило, может тянуть только один плуг для одной борозды на чистой и мягкой почве. Для обработки более тяжёлых почв требовалось две лошади, одна из которых шла по борозде, а другая по необработанной земле. Для плугов, делающих две и более борозд, одна или несколько лошадей должны идти по свободной, невспаханной земле, и даже это даётся им с трудом. Обычно таким лошадям дают десятиминутный отдых каждые полчаса.
С появлением паровых тракторов стало возможно использовать их для вспашки почвы.
В Северной Америке твёрдая почва равнин позволила прямое использование больших паровых двигателей в качестве тяговой силы. Часто бывало, что до десяти паровых машин тянули один большой плуг, что позволяло вспахать сотни акров земли за день. Только паровые машины могли двигать такие большие плуги. Когда появились бензиновые двигатели, они, в начале, не имели достаточной мощности сравнимой с паровой тягой.
В Австралии в 1870 годы был изобретён специальный плуг для распашки земель под виноградники, названный «Стамп Джамп». Его устройство позволяло плужному лемеху самому перепрыгивать через шишковатые и очень длинные, выступающие на поверхность корни эвкалиптов.
Более простая система, созданная позже, использует вогнутый диск (или два), установленный под большим углом к направлению движения. Вогнутая поверхность удерживает диск в земле, если под него не попадает что-либо твёрдое. Когда плуг натыкается на корень дерева или камень, лемех плуга подпрыгивает, что позволяло избежать поломки плуга и продолжить вспашку.
Современные плуги.
Развитие тракторной технике способствовало развитию оборудования для вспашки почвы, и расширению его функциональных возможностей.
Традиционные плуги могут переворачивать землю только в одном направлении, указываемым отвалом лемеха. В результате действия плуга образуются гребни вспаханной земли между бороздами, похожие на грядки. Этот эффект наблюдается и на некоторых полях, обрабатывавшихся в древние времена.
Современные плуги разделяют:
Цель вспашки состоит в перемешке слоёв земли, обогащении её кислородом, избавление от сорняков и некоторых бактерий. Закопанные сорняки разлагаются в земле и служат в качестве компоста.
Виды плугов.
Дисковый плуг в основном применяют при освоении новых территорий для вспашки новых земель после раскорчёвки леса, тяжёлых, уплотнённых, засорённых растениями и болотных почв. Рабочими органами этой разновидности плуга являются смонтированные на раме плуга сферические диски, вращающиеся на осях.
Кустарниково-болотный плуг применяют для вспашки болотных и торфяных почв, лесных раскорчёвок, расчисток после кустореза, а также почв, покрытых кустарником и древесной порослью высотой 2-4 метра.
Широкое распространение виноградников, плодовых насаждений и лесопосадок потребовало создания специального плантажного плуга, вспахивающего землю на большую, чем обычный плуг, глубину (до 100 см), что способствует созданию более благоприятных условий для развития корней растений. Плантажный плуг может иметь двойные лемеха на разной глубине, почвоуглубители и другие рабочие органы, глубоко рыхлящие почву. Конструкция плуга позволяет улучшить водный режим почвы и уменьшить выщелачивание питательных веществ из верхних слоев грунта. Одновременно с плантажной вспашкой может проводиться внесение органических и минеральных удобрений.
Для двух- и трёхъярусной вспашки солонцовых и подзолистых почв применяют специально предназначенный ярусный плуг.
При трёхъярусной пахоте:
— передний корпус снимает верхний слой почвы, оборачивает его и укладывает на дно борозды, образованной при предыдущем проходе заднего корпуса;
— средний корпус поднимает третий слой и вместе с лежащим на нём верхним слоем сдвигает их в сторону, не оборачивая;
— одновременно задний корпус поднимает второй слой, оборачивает и сбрасывает на дно борозды, образованной средним корпусом.
В процессе двухъярусной вспашки:
— либо укладывают верхний слой на поверхность поля, а средний и нижний слои перемешивают между собой,
— либо верхний слой заделывают на глубину, а 2 нижних слоя без оборота поднимают на поверхность.
Отрывает борозды для посадки и посева лесных культур на нераскорчёванных вырубках специально приспособленный лесной плуг, снабжённый одновременно работающим корпусом с право- и левооборачивающими отвалами, имеющий приспособление для посева в отрываемые борозды семян хвойных пород.
Плуг для пахоты каменистых почв.
Для обработки каменистых почв применяют специальный плуг, который снабжён рычажным механизмом для выглубления корпусов при встрече с препятствием и заглубления после преодоления его.
Плуг оснащен системой рессорной защиты, которая служит для выглубления корпусов плуга при наездах на препятствия (камни, плитняк и другие предметы) и автоматического их заглубления после преодоления препятствий, а также для обеспечения устойчивой работы корпусов при пахоте почв различного механического состава, плотности и влажности. На плуге устанавливаются корпуса с удлинёнными полувинтовыми отвалами. Носок лемеха усилен специальным долотом. Все интенсивно изнашиваемые детали корпусов изготавливаются из высококачественной стали и термически обрабатывается.
Плуг для гладкой пахоты.
На огромных и незащищённых от воздействия ветровой эрозии почвы равнинах (например, земли Северной Америки, целинные земли Казахстана) применение традиционного отвального плуга себя не оправдало. Специально для гладкой пахоты учёные разработали безотвальный плуг (плоскорез). Таким образом, для рыхления почвы на глубину до 40 см без оборота пласта применяют корпуса, которые не имеют отвала.
Плуг. История плуга. Виды плугов.
Что такое деревянный плуг
Плуг в России
В России у земледельцев южных губерний издавна применялся тяжелый деревянный плуг, получивший в истории название украинского.
Во время работы плуга чересло вертикально отрезало пласт почвы от целины, лемех горизонтально его подрезал и несколько приподнимал, отвальная доска отодвигала пласт в сторону и переворачивала. Передний конец грядиля корпуса устанавливался на деревянной подушке, закрепленной на оси с двумя колесами: правым колесом, идущим по борозде, большего диаметра и левым колесом, идущим по целине, меньшего. С осью передка было скреплено дышло для запряжки животных.
По словам очевидца, украинский плуг, «выворачивающий землю большими глыбами, земли вязкой и столь твердой, что простая борона никак не в состоянии их раздробить», поражал своими огромными размерами и массой. Тащили плуг обыкновенно шесть-семь волов.
Время появления совершенного плуга с череслом, отвалом и колесным передком окончательно еще не установлено. Имеются косвенные археологические данные, свидетельствующие, что у восточных славян еще в IX в. мог существовать такой плуг.
Украинский плуг только опрокидывал верхний пласт земли, но не разрыхлял его. Для окончательной подготовки почвы к посеву необходимы были еще рыхлящие орудия.
Поэтому земледельцы Киевской Руси применяли еще рало, перешедшее к ним от скифских пахарей. Этим орудием они разделывали обернутые плугом пласты земли. Окончательное поверхностное рыхление проводили с помощью деревянных борон.
Украинский плуг
Простых орудий у крестьян было больше, чем плугов. На один плуг приходилось по три-четыре рала и несколько борон.
Применение отвального плуга в сочетании с рыхлящими орудиями улучшило качество обработки почвы и повысило урожайность полей. Увеличилась производительность труда земледельца. С помощью плуга ускорился процесс обработки почвы. Ширина захвата плуга достигла 20 см и в два раза превысила ширину борозды, проделываемой орудиями, ранее применявшимися в Приднепровье.
Изготовляли плуги мастеровые люди почти в каждом селе кустарно, по вдохновению, так как никаких определенных правил у них не было. Поэтому случалось, что во время пахоты появлялись непредвиденные поломки или плуг совсем оказывался неработоспособным. Дивились тогда мужики такому чуду и долго не могли решить, что такое приключилось с плугом. А «вдохновленный» нектаром шинкарни создатель этого творения бойко уверял, что все от бога и что, должно быть, дядя Никита заказал плуг в нехороший день.
Лишь в царствование Петра I появляются несколько мастерских по изготовлению плугов. В это же время впервые в Россию были завезены английский и немецкий плуги. Петр I посылал своего приближенного В. Н. Татищева в Швецию специально для изучения технических изобретений, чтобы обратить их на пользу отечества.
В петровское время вышло много инструкций об улучшении земледелия. В инструкции управителю дворцового села Коломенского предписывалось наказывать «батогами нещадно» за оставление огрехов. В мелкой пахоте и огрехах авторы инструкций видели причину неурожаев: «понеж которой земледелец всякую пашню пашет мелко, то на тех местах всякий хлеб высокого достойного возрасту иметь не будет и колосом будет мелок, а где целина пропустица, на том месте, кроме травы, ничего не родитца». В мелкой вспашке авторы винили крепостного крестьянина.
В это же время появились стихи неизвестного автора:
В России до уничтожения крепостного права обилие дарового труда делало применение усовершенствованных машин экономически абсолютно бесполезным. Даже экстенсивное хозяйство Поволжья и Сибири не предъявляло спроса на сберегающие труд машины и орудия, ибо отсутствие хороших путей сообщения исключало возможность сбыта урожая и делало невыгодным расширение распашки. Правда, местные хлеборобы землю пахали татарским сабаном, который близко стоял по устройству к украинскому плугу.
Основная же масса крестьян была не в состоянии приобрести хороший инвентарь.
Большое влияние на распространение плугов в России оказало Вольное экономическое общество, которое организовало показ и пропаганду новых орудий, созданных или усовершенствованных в России. Это помогало русским ремесленникам и заводчикам выяснить запросы сельских хозяев и наметить пути развития отечественного производства сельскохозяйственных машин.
Особенно велика потребность в хороших плугах для расширения запашки и освоения целинных земель была на юге России. В 1773 г., а затем повторно в 1791 г. Вольное экономическое общество объявило «задачу и награждение единственно для российских жителей за изобретение способнейшего плуга».
В условиях конкурса говорилось: «Тому, кто истинное содержание всех частей обыкновенного нашего плуга, не сделав оный однако тяжелый, изъяснит, опишет и исправит, чтобы он семена как возможно ровнее покрывал, и кто способнейший плуг для российских пахатей предложит, тому будет выдана малая золотая медаль в 12,5 червонных».
В 1805 г. были организованы первые конкурсные испытания различных пахотных орудий: сох, косуль малороссийских, английских, немецких и других плугов. Премия осталась без хозяина. Жюри не выявило пахотных орудий, удовлетворявших условиям конкурса. Только конкурс 1840 г., проведенный под Одессой, дал первые результаты. Лучшими были признаны русские передковые плуги конструкции одесского мастерового Лукьяна Рудницкого и колониста Кондрата Бехтальда. Плуг последнего имел цельнометаллический корпус.
На повторно проведенном в 1842 г. конкурсе первую премию в 100 рублей получил одесский мастеровой Трофим Петренко за плуг, который «превосходил все прочие легкостью управления и удобством починки». Вторую премию в 50 рублей получил также одесский мастеровой Иван Курган за свой беспередковый плуг, отличавшийся. «запашкой во всех отношениях превосходной, как на новой, так и на обработанной уже земле», и прочностью.
Успешная работа русских мастеров завершилась созданием специфического южнорусского плуга, известного под названием колонистского.
Следует подчеркнуть, что южнорусские плуги имели особый, оригинальный «русский передок» со специальным седлом, на которое опирался грядиль. Передок соединялся с плугом цепью. У русских плугов грядиль изготовлялся из стали специального профиля и имел характерный изгиб. Это исключало забивание стойки плужного корпуса при вспашке сильно задернелой почвы.
Для вспашки старопахотных земель в России использовали в основном плуги с высоким передком культурного типа (самоходы) немецкой фирмы Р. Сакка. Правда, в России тоже начали выполнять передковые плуги по образцу плугов Р. Сакка, но с некоторыми изменениями применительно к местным условиям. На этих плугах были установлены отвалы культурного или полувинтового типа.
В середине 50-х годов XIX в. впервые в России появились плуги с предплужниками. Последние нашли применение в свеклосеющих районах.
Колонистский плуг
Рязанский плуг
Для замены сох и косуль в центральной и северозападной части России начинают распространять легкие, беспередковые (висячие) плуги. Первоначально это были плуги из Шотландии и Швеции, но постепенно русские мастера сами изобретают оригинальные конструкции таких плугов. Еще в конце XVIII в. в селе Авчурино Калужской губернии русские кузнецы изготовили первый висячий плуг, получивший название «плуг Полторацкого» по имени помещика, владельца кузнечной мастерской. Этот плуг не уступал по своим качествам плугу английского изобретателя Дж. Смолла. Висячий плуг получил широкое распространение во многих областях Центральной России. Его покупали не только помещики, но и некоторые зажиточные крестьяне.
В конце XIX в. для лучшей запашки навоза на легкие одноконные висячие плуги устанавливают «скимкольтеры», выполнявшие роль предплужников. По виду скимкольтер напоминал небольшой особого вида отвальный корпус. Его укрепляли на грядиле вместо черенкового ножа или между ножом и корпусом. Скимкольтер отрезал с полевой стороны пласта трехгранную ленту земли, которая затем плужным корпусом сбрасывалась на дно борозды.
Предшественником современных многокорпусных тракторных плугов несомненно был многокорпусный плуг с деревянной рамой, применявшийся на юге России еще в первой половине XIX в.
Общая экономическая отсталость России тормозила производство плугов.
Только с ростом капитализма в России начинает развиваться и сельскохозяйственное машиностроение. Правда, в значительной своей массе открываемые заводы принадлежали иностранным фирмам или были их филиалами по сборке ввозимых из-за границы отдельных частей машин. Но среди их числа появляются заводы, принадлежащие русским промышленникам.
В России производство плугов в отдельных мастерских было начато еще в XVIII в. Промышленное же производство плугов началось с 1802 г. на предприятии X. Вильсона в Москве. Позднее появился еще ряд предприятий полукустарного типа, производивших плуги различных конструкций.
Первые плугостроительные заводы строятся на юге России. Среди них особое место по значимости и заслугам в окончательной выработке улучшенной конструкции южнорусского передкового плуга, названного позднее «колонистским», занимают предприятия Г. Гена в Одессе и братьев Донских в Николаеве.
Молодым русским заводам было трудно конкурировать с лучшими фирмами Англии, Франции, Германии и Америки, продукция которых была дешевле. Зато русские заводчики, лучше знавшие запросы и условия сельского хозяйства России, выпускали более усовершенствованное орудие.
Отсутствие единой таможенной государственной политики тормозило отечественное производство сельскохозяйственных машин и орудий, в том числе и плугов, потому что ввоз сельскохозяйственных машин оставался беспошлинным. В 1885 г. вошло в силу обложение пошлиной ввозимых в Россию иностранных машин. Ввоз сельскохозяйственных машин сразу же сократился на 60%, а русские заводы стали усиленно развивать свою деятельность. Однако то, что было выгодно русским заводчикам, оказалось разорением для русского крестьянства: вместе с ростом пошлины на машины возросли и цены. Мог ли, например, даже средний крестьянин купить плуг за 20 руб., если его годовой доход не превышал 20 руб.? При этом еще для запряжки требовалось минимум две лошади. Поэтому крестьяне большинства губерний России, особенно центральных, вынуждены были, как писал Янка Купала, «читать грустную книгу помещичьей пашни и писать печальную повесть своего горя сохой да косой».
Многие передовые и прогрессивные деятели того времени отрицательно встретили решение правительства о введении пошлины на ввозимые в Россию иностранные машины.
Противником высоких пошлин на сельскохозяйственные машины выступил Д.И.Менделеев. В 1891 г. в записи комиссии по пересмотру цен он писал, что для такой сельскохозяйственной страны, как Россия, обложение иностранных машин, без развитого отечественного производства, при высокой стоимости металла не выдерживает ни малейшей критики и требовал уменьшения стоимости металла. Царское правительство пошло на уступки иностранным фирмам. В августе 1893 г. основная 70-копеечная пошлина была понижена по договору с Францией до 50 коп., а с марта 1894 г. эта ставка сделалась общей для всех стран. Требовались научные основы для проектирования машин.