Что такое дес в математике 2 класс
Урок математики во 2-м классе по теме: «Десятичная система счисления»
Ход урока.
I. Организационный момент.
Минутка создания настроения и разминки пальчиков. Соприкасаемся пальчиком с соседом по парте и говорим:
желаю (большой)
успеха (указательный)
большого (средний)
во всем (безымянный)
и везде (мизинец).
Здравствуй (вся ладонь).
“Здравствуйте”, — ты скажешь человеку.
“Здравствуй”, — улыбнется он в ответ.
И, наверное, не пойдет в аптеку,
И здоровым будет целый век.
Сегодня у нас на уроке гости. Как вы думаете, с какой целью они пришли? Чем вы хотите их удивить? Вы волнуетесь? Урок пройдет успешно?
II. Приглашаю всех на математическое чаепитие.
Устные упражнения на доске.
Фронтальная работа с индивидуальной проверкой. Составим пары, решив примеры. (Одной чашечке не хватает блюдца).
Составьте пример перехода через десяток с ответом 14.
На полочке есть три блюдца, какое выбрать? Докажите. 15+1 7+7 11+3
III. Работа с величинами и их мерками.
Сервиз готов, пора и чай заваривать. Но дело это не простое. Не зря говорят: “Чай заваривать – не дров нарубить”. Тут наука нужна, без величин не обойдешься.
Прочитать рецепт заваривания чая, определить какая математическая величина участвует в нем.
В литровый чайник засыпать щепотку чая и добавить несколько капель воды. Все перемешать. Добавить снова щепотку чая и еще немного воды; все повторять до тех пор, пока чайник не станет полным. (Объем).
Докажите. (Речь идет о вместимости, мерки – щепотка, литр).
Чтобы двигаться дальше, вспомним и о других величинах и их мерках.
Проверка. Обмен работами между группами.
Оценивание: по правильности, по сложности работы в группе.
IV. Работа устная и в тетрадях.
1. Построение величины по числу и системе мер.
Любят взрослые и детки
Всевозможные конфетки.
Кто грызет, а кто глотает,
Кто за щечкою катает.
В вазочку положим конфеты.
2. Посмотрите и решите, какое задание для вас приготовлено. Найти одинаковые числа в таблице и в строке.
11(3) | III | II | I |
102(3) | 1 | 2 | (4) |
122(3) | 1 | 1 | (3) |
102(4) | 1 | 1 | (3) |
120(4) | 1 | 2 | (3) |
101(3) | 1 | 2 | (4) |
122(3) – “лишнее” число.
По нему и будем строить величину М. Что показывает каждая цифра в этом числе? От чего зависит значение цифры? (От места в записи числа).
Самооценка до начала работы: сможешь ли ты выполнить это задание?
Самостоятельное построение величины. Один ученик у доски.
Оценивание. Можно ли принять эту работу за образец правильности? Оцените свою работу по правильности.
V. Измерение величины в десятичной системе.
1. В разных системах счисления мы измеряли и строили величины, но одну из них не использовали. Какую? (Десятичную). Не возникает ли в связи с этим у вас вопроса? (Да, возникает, почему так?)
Запишем вопрос: Почему десятичную систему изучаем отдельно?
Посчитаем те же конфеты в десятичной системе счисления. Что это значит? (Считаем до 10, результат: 17(10)).
Пирожки румяные
До того нарядные!
Мы не сразу их съедим,
Понаблюдаем, поглядим.
Работа с учебником с.88 №268.
Измерить в пятеричной системе – взаимопроверка в парах, в десятичной системе – с комментированием.
Дорога за тортом (результат – 57).
VI. Итог урока.
Чем же “знаменита” десятичная система счисления? (Вопрос остается).
Разряды и классы чисел
Числа и цифры
Числа — это единицы счета. С помощью чисел можно сосчитать количество предметов и определить различные величины.
Для записи чисел используются специальные знаки — цифры. Всего их десять: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 0.
Натуральные числа — это числа, которые мы используем при счете. Вот они: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, …
От количества цифр в числе зависит его название.
Число, которое состоит из одного знака, называется однозначным. Наименьшее однозначное — 1, наибольшее — 9.
Число, которое состоит из двух знаков цифр, называется двузначным. Наименьшее двузначное — 10, наибольшее — 99.
Числа, которые записаны с помощью двух, трех, четырех и более цифр, называются двузначными, трехзначными, четырехзначными или многозначными. Наименьшее трехзначное — 100, наибольшее — 999.
Каждая цифра в записи многозначного числа занимает определенное место — позицию.
Классы чисел
Цифры в записи многозначных чисел разбивают справа налево на группы по три цифры в каждой. Эти группы называют классами. В каждом классе цифры справа налево обозначают единицы, десятки и сотни этого класса.
Названия классов многозначных чисел справа налево:
Чтобы читать запись многозначного числа было удобно, между классами оставляют небольшой пробел. Например, чтобы прочитать число 125911723296, удобно сначала выделить в нем классы:
А теперь прочитаем число единиц каждого класса слева направо:
Разряды чисел
От позиции, на которой стоит цифра в записи числа, зависит ее значение. Например:
Можно сформулировать иначе и сказать, что в заданном числе 1 123 цифра 3 располагается в разряде единиц, 2 в разряде десятков, 1 в разряде сотен, а 1 служит значением разряда тысяч.
Проясним, что такое разряд в математике. Разряд — это позиция или место расположения цифры в записи натурального числа.
У каждого разряда есть свое название. Слева всегда живут старшие разряды, а справа — младшие. Чтобы быстрее запомнить, можно использовать таблицу.
Количество разрядов всегда соответствует количеству знаков в числе. В этой таблице есть названия всех разрядов для числа, которое состоит из 15 знаков. У следующих разрядов также есть названия, но они используются крайне редко.
Низший (младший) разряд многозначного натурального числа — разряд единиц.
Высший (старший) разряд многозначного натурального числа — разряд, соответствующий крайней левой цифре в заданном числе.
Разрядные единицы обозначают так:
Каждые три разряда, следующие друг за другом, составляют класс. Первые три разряда: единицы десятки и сотни — образуют класс единиц (первый класс). Следующие три разряда: единицы тысяч, десятки тысяч и сотни тысяч — образуют класс тысяч (второй класс). Третий класс будут составлять единицы, десятки и тысячи миллионов и так далее.
Чтобы легче понимать математику — записывайтесь на наши курсы по математике!
Потренируемся
Пример 1. Записать цифрами число, в котором содержится:
Все разрядные единицы, кроме простых единиц, называют составными единицами. Каждые десять единиц любого разряда составляют одну единицу следующего более высокого разряда:
Чтобы узнать, сколько в числе заключается всех единиц какого-либо разряда, нужно отбросить все цифры, обозначающие единицы низших разрядов и прочитать число, которое выражено оставшимися цифрами.
Пример 2. Сколько сотен содержится в числе 6284?
В числе 6284 на третьем месте в классе единиц стоит цифра 2, значит, в числе есть две сотни.
Следующая цифра слева — 6, означает тысячи. Так как в каждой тысяче содержится 10 сотен то, в 6 тысячах их заключается 60.
Значит, в данном числе содержится 62 сотни.
Цифра 0 в любом разряде означает отсутствие единиц в данном разряде.
Проще говоря, цифра 0 в разряде десятков означает отсутствие десятков, в разряде сотен — отсутствие сотен и т. д. В том разряде, где стоит 0, при чтении числа ничего не произносится:
Чтобы проще освоить эту тему, можно распечатать таблицу классов и разрядов для учащихся 4 класса и обращаться к ней, если возникнут сложности.
Числа от 1 до 100. Состав числа. Круглые числа
Числа от 1 до 100
Предыдущее и последующее число
56 , 57
56, 57
Однозначные и двузначные числа
Вспомни, что каждая цифра в записи занимает определенное место.
Единицы стоят на первом месте справа.
Десятки стоят на втором месте справа.
Однозначные числа записываются ОДНОЙ цифрой: 5, 9, 2, 5.
Двузначные числа записываются ДВУМЯ цифрами: 54, 91, 42, 85.
Состав двузначного числа
Всего на рисунке 35 палочкек.
35 = 30 + 5
Красных палочек 12.
12 = 10 + 2
Синих палочек всего 23.
23 = 2 дес. 3 ед.
23 = 20 + 3
Теперь научимся представлять числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Какие разряды выделяют в двузначных числах?
В двузначных числах выделяют разряд десятков и разряд единиц, то есть двузначное число можно представить следующим образом:
В числе 35 три десятка и 9 единиц:
Сравнение двузначных чисел
Число | 42 | 24 |
Количество десятков | 4 | 2 |
Количество единиц | 2 | 4 |
1. Сравнение двузначных чисел всегда начинается с десятков.
2. Если количество десятков одинаково, тогда переходят к сравнению единиц.
Круглые числа
10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90, 100.
1 дес. + 4 дес. = 5 дес.
10 + 40 = 50
Счёт десятками
Десять любых предметов можно назвать – ОДИН ДЕСЯТОК.
Десятками можно считать:
Действия с десятками и единицами
— это 31
Как решить пример 34 + 25?
3 дес. и 4 ед. + 2 дес. и 5 ед. = 5 дес. 9 ед.
Можно записать короче:
Число 34 представляю в виде суммы разрядных слагаемых: 30 и 4, число 25 тоже представляю как 20 и 5. Теперь начинаю вычислять:
Сначала складываю единицы:
Теперь складываю десятки:
Запись решения выглядит так:
34 + 25 = (30 + 20) + (4 + 5) = 50 + 9 = 59
Десятки складываются с десятками.
Единицы складываются с единицами.
Можно рассуждать так:
Число 38 представим в виде суммы разрядных слагаемых 30 и 8, а число 16 представим так: 10 и 6. Удобно число 6 вычесть из числа 8, получим 2. Затем число 10 вычтем из числа 30, получим 20. Теперь 2 прибавим к числу 20. Получим 22.
Десятки вычитаются из десятков.
Единицы вычитаются из единиц.
Мы рассмотрели случаи устных вычислений с двузначными числами.
Познакомиться с письменными приема вычислений (сложением в столбик и вычитанием в столбик) можно в нашем справочнике.
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Основные правила по математике во 2 классе
ПРАВИЛА ПО МАТЕМАТИКЕ 2 класс
Слагаемое + слагаемое = сумма
Как найти неизвестное слагаемое?
Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо
из суммы вычесть известное слагаемое
Переместительное свойство сложения
От перестановки слагаемых сумма не меняется.
Сочетательное свойство сложение
Вычитание суммы из числа
Вычитание числа из суммы
Уменьшаемое – вычитаемое = разность
Как найти уменьшаемое?
Чтобы найти уменьшаемое, надо
к разности прибавить вычитаемое.
Как найти неизвестное вычитаемое?
Чтобы найти вычитаемое, надо
из уменьшаемого вычесть разность.
Как узнать, на сколько одно число больше или меньше другого?
Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего вычесть меньшее.
На сколько 8 больше 5?
Числа, которые записывают одной цифрой называют однозначными (содержат только разряд единиц)
Числа, которые записывают двумя цифрами
(содержат разряд десятков и разряд единиц)
24 = 2 десятка 4 единицы
38 = 3 десятка 8 единиц
50 = 5 десятков 0 единиц
Числа, которые записывают тремя цифрами
(содержат разряд сотен, разряд десятков и разряд единиц)
723 = 7 сотен 2 десятка 3 единицы
100 = 1 сотня о десятков о единиц
Какие числа называют круглыми?
У круглых двузначных и трехзначных чисел в разряде единиц записывают 0
Как к двузначному числу прибавить двузначное число?
Чтобы сложить двузначные числа надо
2 дес + 3 дес = 5 дес
Как из двузначного числа вычесть двузначное число?
Чтобы вычесть из двузначного числа двузначное число надо
Как к трехзначному числу прибавить трехзначное число?
Чтобы сложить трехзначные числа надо
1 сот + 1 сот = 2 сот
2 дес + 3 дес = 5 дес
2 сот 5 дес 8 ед = 1 5 8
Как из трехзначного числа вычесть трехзначное число?
Чтобы вычесть из трехзначного числа трехзначное число, надо
1 сот- 1 сот = 0 сот
Чтобы найти часть, надо из целого вычесть известную часть.
Чтобы найти целое, надо части сложить.
Что называют разностью?
Разностью называют то, на сколько одно число больше или меньше другого.
Как найти разность?
Что называют умножением?
Умножение – это сложение одинаковых слагаемых.
Как называются компоненты умножения?
Множитель множитель = произведение
Переместительное свойство умножения
От перестановки множителей произведение не изменяется.
Взаимосвязь компонентов умножения
При увеличении множителей произведение увеличивается.
При уменьшении множителей произведение уменьшается.
Что называют делением?
Деление – это действие, обратное умножению.
Название компонентов деления
Делимое : делитель = частное
Особые случаи умножения
При умножении любого числа на 0 получится 0.
При умножении любого числа на 1 получится то же самое число.
Особые случаи деления
При делении числа на себя получается 1.
При делении числа на 1 получается то же самое число.
При делении нуля на любое число, получится 0.
Делить на 0 нельзя!
Как найти неизвестный множитель?
Увеличение и уменьшение на несколько единиц
Увеличить число на а единиц значит прибавить а единиц.
Уменьшить число на а единиц – вычесть а единиц.
Увеличение и уменьшение в несколько раз
Увеличить число в а раз значит умножить его на а.
Уменьшить число в а раз – разделить его на а.
1. В выражении со скобками первым выполняется действие в скобках.
2. В выражении со скобками вторым выполняется деление или умножение.
3. Последним выполняется действие сложение или вычитание.
Все действия выполняются слева направо!
12 – кратное чисел 2 и 6.
2 и 6 делители числа 12.
Что значит решить уравнение?
Решить уравнение – значит найти значение неизвестного компонента (корня).
Противоположные стороны у прямоугольника равны. Большая сторона называется длиной.
Меньшая сторона прямоугольника называется шириной.
Мерка – это единица измерения величин.
Величина – это такое свойство предметов, которое можно измерить и результаты измерений выразить числом.
длина, масса, ёмкость, время, площадь
Периметр прямоугольника – это сумма длин всех его сторон.
Площадь – это часть плоскости, которую занимает геометрическая фигура.
Площадь прямоугольника равняется произведению его длины и ширины.
Как найти сторону прямоугольника?
Чтобы найти длину одной стороны прямоугольника, надо площадь разделить на длину известной стороны.
Острый (меньше прямого угла), прямой, тупой (больше прямого угла).
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-055992
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
АСИ организует конкурс лучших управленческих практик в сфере детского образования
Время чтения: 2 минуты
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
При засыпании человеческий мозг может решать сложные задачи
Время чтения: 1 минута
В России стартует пилотный проект по реабилитации детей-инвалидов
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.