Что такое деспотия в древнем египте
Восточная деспотия в древнем Египте
Цивилизация Древнего Египта просуществовала почти три тысячи лет, оставив потомкам величественные памятники и сказочные сокровища. Египет стал колыбелью второй (после шумерской) великой цивилизацией в мировой истории. Она зародилась в долине Нила несколькими веками позднее шумерской цивилизации в Месопотамии, оказавшей несомненное влияние на раннее развитие Древнего Египта.
Дар Нила
Один греческий историк по праву назвал Египет «даром Нила». Люди здесь всегда селились на узких полосках земли по обоим берегам реки, несущей свои воды через сотни километров пустыни к дельте, где, разделившись на множество протоков, она впадает в Средиземное море.
Истоки
Древнее царство
К концу эпохи Древнего царства ycилилось влияние крупной аристократии, центральная власть ослабела. Во время I промежуточного периода (2150-1950 до н. э.) Египет раскололся на несколько враждующих династий, а пирамиды другие гробницы подверглись разграблению.
Древний Египет. Среднее царство
Поздний период Среднего царства отмечен правлением сильных и удачливых фараонов. Они усмирили аристократию, осуществили крупные ирригационные проекты и распространили владычество Египта на юг, покорив Нубию. Однако с наступлением II промежуточного периода (1785-1570 до н. э.) страна вновь вошла в полосу раздоров и упадка, а вершиной всех бед стал захват Дельты Нила азиатскими кочевниками, гиксосами.
Новое царство
Однако правление Аменхотепа IV (1353-1336 до н. э.) вошло в историю небывалой религиозной революцией, которую осуществил сам фараон. Аменхотеп низверг несметную рать египетских богов, не пощадив даже могущественного Амона-Ра, чье имя включалось в имя фараона. Египтянам было велено поклоняться единому богу в образе солнечного диска или Атона. В ознаменование этого фараон сменил свое прежнее имя на Эхнатон и основал в Амарне новую столицу. Древний Египет
Возможно, серьезный урон престижу Эхнатона нанесло его пренебрежение делами империи. Пока он занимался вопросами религии, союзники и сателлиты Египта один за другим пали под натиском врагов. Так или иначе, вскоре после смерти фараона его революции пришел конец, а его имя вызывало такую ненависть, что было вычеркнуто из всех тогдашних списков правителей Древнего Египта. Надписи были стерты, а монументы разрушены, чтобы навеки уничтожить память о нем.
Тутанхамон
Все это делалось от имени зятя Эхнатона, фараона-мальчика Тутанхатона. Царский двор вернулся в Фивы, а фараон, убрав из имени приставку «Атон», вошел в историю как Тутанхамон.
Взойдя на трон мальчиком лет десяти и процарствовав лишь несколько лет (1332-1323 до н. э.), Тутанхамон вряд ли стал бы заметной фигурой в египетской истории, если бы не одна случайность. Он был предан земле в Долине царей, где его небольшая гробница оказалась засыпанной слоем щебня, вынутого при строительстве усыпальницы более позднего фараона. В результате все известные могилы фараонов были разграблены, а гробница Тутанхамона осталась почти нетронутой. Спустя три тысячи лет, в 1922 году, она была обнаружена британским археологом Говардом Картером и оказалась доверху набитой сокровищами.
Фараоны-воители древнего Египта
Глубоко увязший в ближневосточных войнах Египет снова стал великой империей при фараонах-воинах Сети I (1290-1279 до н. э.) и Рамзесе II (1279-1213 до н. э.). Рамзес осуществил грандиозные строительные проекты, завершив колонный зал в Карнаке и скальные храмы Абу-Симбела. Его хвастливые надписи и колоссальные изваяния красноречиво говорят о беспредельной мании величия.
Окончательный упадок древнего Египта
Конец независимости Египта пришел со смертью Клеопатры, и хотя некоторые египетские культы оказали заметно влияние на религиозное брожение позднеримского мира, старая египетская цивилизация постепенно угасла, и на смену ей пришла греко-римская культура. Восточная деспотия в древнем Египте
Слишком горячая и пылкая любовь нагоняет на нас в конце концов скуку и вредна точно так же, как слишком вкусная пища для желудка.
Древние сооружения
Современные сооружения
Все права защищены.
Копирование материалов разрешено только с указанием активной ссылки на сайт античный-мир.рф.
Централизованная деспотия
Централизованная деспотия – форма организации государственной власти, которая сложился в Древнем Египте, в период Древнего Царства, и продолжала существовать вплоть до окончательного распада Древнего Египта, после Птолемеев. Главный институт власти, в централизованном государстве, была власть фараона. Так же существовали особые взаимоотношения центрального правительства с другими областями государства.
Фараону Древнего Египта принадлежала полная власть, которая считалась священной и не имела никаких ограничений. Фараон в этой системе считался свящённой и неприкосновенной персоной, благословенный богами. Роль фараона сводится к руководству религиозными церемониями. Он регулирует противоречия между центральными государственными законами и обычаями. Занимается организацией крупных военных и торговых экспедиций, крупных работ по строительству различных проектов государственной важности. Имеет власть для назначения главных администраторов в царском хозяйстве. Согласно традициям, власть фараона передавалась только наследникам, однако всё было намного сложнее, и египетские династии могли сменять друг друга, передавая власть через наследование титула женщинами. Так как супруг царицы автоматически становился правителем Древнего Египта, то есть фараоном.
Главной фигурой, при фараонах, были так называемые чати – великие управители. Данная должность передавалась только близким родственникам царя. По сути, чати был ответственным за всё хозяйство государства, и именно ему принадлежала вся полнота управления внутренней политикой страны.
Само государство делилось на административные области – номы. Те в свою очередь делились на округа-топы, и далее на общинные округа. Сами номархи должны были жить в столице, и всеми хозяйственными вопросами номов ведали их заместители.
Глава 1 Древний Египет. Государственный строй восточной деспотии
В Древнем Египте, может быть, более четко обнаруживается закономерность возникновения государства из внутренней потребности, в частности из необходимости объединения народа ради решения хозяйственных задач (функция «общественных работ»), а также идеологического сплочения при создании единого мировоззрения в религии.
Древний Египет – одно из наиболее ранних государств, в котором достаточно полно представлены черты такого крупного и яркого исторического явления, как восточная деспотия. Изучение государственного строя Древнего Египта показывает общественную значимость и ценность такой формы государственности, как восточная деспотия, ее зависимость от политического режима, условий среды обитания, духовного состояния народа.
Восточная деспотия была порождена сравнительно низким уровнем развития общества, скованностью личности при наличии крепкой сельской общины с неразвитостью товарно-денежных отношений и господством религиозной идеологии, а также необходимостью управлять большими массами населения, проживавшего на обширных территориях, и проводить крупные общественные работы.
Восточная деспотия характеризуется высочайшим уровнем централизации власти, вся полнота которой сосредоточивалась в одном лице (фараона, вана, императора). Глава государства обладал как светской (законодательной, исполнительной, военной, судебной), так и религиозной властью. Личность главы государства обожествлялась, его воля и власть имели религиозный, сакральный характер и были непререкаемы. Повеления главы государства осуществлялись с помощью громоздкого, сложного, медлительного бюрократического аппарата. Человек ценился невысоко, даже будучи формально свободным он был «рабом порядка», религии, традиций. Восточная деспотия – следствие раннего состояния общества и, в частности, господства общинных отношений. Восточная деспотия могла сосредоточить силы народа на решении важнейших задач – создании ирригационных систем, ведении военных действий. Но она же тормозила раскрепощение личности, подчас деформировала общественные цели (строительство пирамид фараонов в Египте, Великой китайской стены) и была одной из причин «застойного» характера развития стран Древнего Востока.
Излагаемая характеристика восточной деспотии есть, однако, лишь обобщенное изображение реального. В Древнем Китае, например, власть императора Цинь ши-Хуанди всецело опиралась на рационалистические основания. Восточная деспотия типична для многих государственных образований стран Востока. Но, например, в империи Маурьев (Древняя Индия) ряд черт деспотии отсутствовал. Да и в истории Египта имели место случаи острых конфликтов светской и духовной власти, свержения фараона жречеством. Фараон не мог не считаться с мнением и интересами своего окружения.
Государственность в Древнем Египте возникает на территории нижнего течения Нила, где на основе поливного земледелия развивается сельскохозяйственное производство – основная отрасль экономики страны. Образование государства в Египте стимулировалось необходимостью объединения усилий людей для строительства ирригационных сооружений, необходимостью согласования и координации труда и общежития больших масс населения, острой потребностью создания лучшей военной организации.
Государственность древнеегипетской цивилизации за многие века своего существования претерпела значительные изменения. Пройдя стадию мелких полугосударственных образований и период временного распада (при завоевании страны азиатским племенем гиксосов), она перешла от ранней монархии к поздней, при этом на протяжении большой части своей истории сохраняла типичные черты восточной деспотии, когда в руках главы государства сосредоточивалась верховная религиозная (духовная) и светская власть с безусловным правом жизни и смерти в отношении своих подданных.
В истории Древнего Египта выделяют следующие этапы развития:
Раннее царство (XXXI–XXIX вв. до н. э.);
Древнее царство (XXVIII–XXIII вв. до н. э.);
Среднее царство (XXI–XVIII вв. до н. э.);
Новое царство (XVI–XI вв. до н. э.).
Первыми в Древнем Египте (Раннее царство) были небольшие полугосударственные образования – номы. Они представляли собой объединения сельских общин вокруг храмов. Во главе нома зачастую стоял жрец, который, обладая религиозной властью, становился и правителем. С первых шагов своего существования государственность в Египте играла важную роль в организации труда общинников по созданию и поддержанию в надлежащем состоянии ирригационных сооружений.
В период Древнего царства на основе объединения номов образуются два египетских государства – Верхний и Нижний Египет. Сначала они не имели сильной центральной власти и были далеки от подобия восточной деспотии. Укрепившись, они вступают в борьбу за преобладание в Египте. После многих войн страна объединяется под главенством Верхнего Египта. Со времени объединения, в период Древнего царства, египетская государственность и приобретает типичные черты восточной деспотии.
Во главе государства стоял верховный правитель – фараон. Он обладал всей полнотой власти, воплощал в себе мощь египетского государства и наделялся пышным титулом правителя Верхнего и Нижнего Египта, каждый шаг его сопровождался торжественным и сложным церемониалом. Фараон считался воплощением бога и сыном бога, видеть его, даже произносить его священное имя для простых смертных признавалось запретным. Вершиной культа фараонов было строительство пирамид – грандиозных сооружений, над которыми в течение многих лет трудились десятки тысяч людей. По сведениям Геродота, пирамиду Хуфу строили 100 тыс. человек в течение 20 лет. Религиозный характер власти фараона, опиравшегося также и на силу государства, делал его распоряжения безусловно обязательными. Фараон ведал делами культа, регулировал управление, назначал высших чиновников: за службу он жаловал им титулы, предоставлял земли. Считалось, что от него зависели урожаи в стране, справедливость, безопасность. Власть фараона была наследственной. Естественным признавалось наследование власти родственниками-мужчинами. Но допускалось и наследование женщинами. Передача престола требовала религиозного обоснования. Как правило, фараон еще при жизни короновал своего наследника.
В Египте создается бюрократический аппарат. Раннее состояние государственности проявлялось в нерасчлененности государственных служб. Почти все чиновники выполняли и хозяйственные, и военные, и судебные, а также религиозные обязанности. Дворцовые и государственные службы зачастую не отграничивались (такое раннее устройство государственного аппарата в период средневековья стало называться дворцово-вотчинной системой управления). Исторически сложившейся особенностью построения государственного аппарата было деление каждого ведомства на два подразделения, обслуживавшие Верхний и Нижний Египет.
Реальное исполнение государственных дел возлагалось на писцов. Они выполняли административные поручения, руководили общественными работами, ведали делопроизводством, собирали налоги, раздавали продукты и т. д. За службу они получали зерно, земельные владения и даже рабов. Писцы составляли привилегированное сословие. Знатность и богатство человека в Древнем Египте прежде всего определялись тем, какое место он занимал в чиновничьей иерархии.
Повседневное руководство бюрократическим аппаратом осуществлялось джати. Сначала он был жрецом города (резиденции фараона), начальником царского дворца, а со временем в его руках сосредоточиваются нити управления царским хозяйством. Уже в Древнем царстве джати, который обычно был близким родственником фараона, фактически осуществлял управление страной. Джати считался «казначеем богов» и «начальником всех работ и поручений», был верховным судьей, ему докладывали «о крепостях Юга и Севера». Он должен был знать «обо всем выходящем из царского дома… ему докладывали о себе наместники, затем он идет к царю на совет».
В государственном управлении устанавливались, меняли свои названия самые различные должности и титулы. Подчас одно лицо наделялось никак не связанными друг с другом обязанностями (например, носитель царских сандалий был вместе с тем и главнокомандующим армии). Однако со времени Древнего царства достаточно четко выделялись три направления государственной деятельности: финансовое ведомство по сбору налогов, ведомство публичных работ, осуществлявшее, в частности, строительство ирригационных сооружений, и военное ведомство.
Особо обращает на себя внимание широкая деятельность государства в области хозяйства. Государство признавалось верховным собственником земли. За службу земля передавалась знати, чиновникам, храмам. Государство осуществляло наблюдение за разливами Нила, проводило строительство дамб, каналов, водохранилищ. Осушая заболоченные земли, обводняя засушливые, государство активно участвовало в получении высоких урожаев. Уже в Древнем царстве строились пирамиды, крепостные стены, величественные храмы.
В материальном производстве выделялись крупные хозяйства храмов и вельмож, имелись также общинные хозяйства. Здесь производилось почти все необходимое для жизни (натуральное хозяйство), торговля была ограниченной. Хозяйства вельмож, храмов облагались налогами, а их работники и общинники платили в царскую казну подати. Рабов было сравнительно немного, они использовались на тех же работах, что и свободные общинники. В правовом положении резкой грани между рабами и общинниками, работниками царских, храмовых, вельможных хозяйств не было.
Управление в номах осуществляли представители родовой знати – номароси. В Древнем царстве они были подчинены власти фараона, однако не раз проявляли склонность к обособлению. В поздний период Древнего царства, когда усиливается местный сепаратизм, а многие представители номовой знати добиваются получения иммунитетных грамот, экономическое и политическое могущество центральной власти падает. Происходит раздробление прежде единого государства на множество враждующих между собой самостоятельных государственных образований. Складываются отношения, в чем-то напоминающие феодальные. Для Египта наступает время смуты и упадка.
Ослабление центральной власти, политическая раздробленность Египта вели к разрушениям в ирригационных системах, упадку хозяйства, обнищанию населения, что и послужило толчком к новому объединению страны, созданию сильного государства – Среднего царства. Объединяющим началом, способствовавшим усилению центральной власти, становится культ Бога Солнца как главного божества, которому поклонялись египтяне.
В истории Среднего царства выделяется строительство новых ирригационных сооружений, в частности, в районе Фаюмской котловины. Освоение новых земель, хозяйственный подъем сопровождались успешными военными походами, в ходе которых десятки тысяч пленных обращались в рабство.
В это время отмечаются рост частной собственности и активизация роли государства в распределении рабочей силы. Свободные («царские люди») переписывались и распределялись по профессиям (земледельцы, пастухи, ремесленники, торговцы, воины), а затем направлялись в хозяйства для постоянной работы. Распределение рабочей силы, как выражение хозяйственной роли государства, составляло типичную черту восточной деспотии. В целом, однако, характерные, типичные черты государственного строя восточной деспотии в период Среднего царства не претерпели существенных изменений.
История Среднего царства заканчивается народным восстанием и завоеванием страны гиксосами. Противоречия внутри общества ослабили государственную власть, а развитие частной собственности и товарных отношений с интенсификацией методов хозяйствования и эксплуатации непосредственных производителей способствовали росту недовольства. Результатом стали восстание и разрушение государственности.
Исторические источники («Лейденский папирус») донесли до нас яркое описание событий того времени. «Смотрите: было приступлено к лишению страны царской власти немногими людьми, не знающими закона. Столица, она разрушена в один час». «Благородные – в горе, простолюдины же – в радости. Каждый город говорит: «Да будем бить сильных среди нас». Зерно стало общим… Бедные выходят и входят в великие дворцы… дети вельмож выгнаны на улицу. Тот, кто не мог сделать себе саркофага, он [теперь] стал владельцем гробницы. Владельцы гробниц выкинуты на вершины холмов». «Прекрасная судебная палата, расхищены ее акты, лишено хранилище ее тайн [своего] содержания. Вскрыты архивы. Похищены их податные декларации. Рабы стали владельцами рабов… [чиновники] убиты».
Страна с разрушенной государственностью на длительное время подпадает под власть завоевателей.
С освобождением от власти гиксосов (около 1580 г. до н. э.) начинается наиболее блестящий период древнеегипетской истории – период Нового царства. Успешные завоевания превращают Египет в огромную империю. Разграбление завоеванных территорий, приток рабочей силы в виде обращенных в рабов пленников, интенсивное развитие торговли с другими странами, восстановление старых и строительство новых ирригационных сооружений способствовали расцвету экономики Египта. В стране строятся пышные храмы, украшаемые скульптурными и барельефными изображениями.
В период Нового царства основные черты государственного строя восточной деспотии не претерпели принципиальных изменений, но с увеличением государственных дел происходит усложнение государственной организации. По-прежнему верховная духовная и светская власть принадлежала фараону. Фактическое управление государственным аппаратом доверялось второму лицу в государстве – везиру. Центральный государственный аппарат состоял из нескольких палат, возглавлявшихся начальником казны, главным домоправителем, заведующим пашней, начальником над скотом. Везир назначал также чиновников, возглавлявших управление четырьмя большими административными районами Египта.
Право Древнего Египта в данном разделе не рассматривается. В своих общих чертах оно во многом напоминает состояние, описанное в Законнике Хаммурапи Древнего Вавилона.
Несмотря на то, что в истории Древнего Египта выделяются Древнее, Среднее и Новое царства, доказательно говорить о качественно отличных этапах развития его государственности весьма затруднительно. Вполне допустимо, однако, выделять отдельные изменения, в которых проявлялось движение государства и права к более высокому состоянию. В Среднем царстве, например, заметное развитие получают частная собственность, частные хозяйства, рост имущественных различий населения. В Новом царстве, в период расцвета, возрастает и усложняется регулирующая роль государства. Пожалуй, лишь в строительстве вооруженных сил более четко просматриваются качественные преобразования.
Армия. В Древнем царстве преобладала ополченская система построения армии. Она создавалась на время военных походов, по окончании которых ополченцы возвращались к своим хозяйствам. Имелись отдельные отряды наемников из чужеземцев, дворцовая, городская стража, но постоянной армии не было.
В Среднем царстве создается регулярная армия, формируемая по набору, из специально обученных отрядов воинов. К этому времени относится и формирование корпуса кадрового офицерства.
В Новом царстве заметно возрастает роль армии в жизни страны. Регулярная армия увеличивается количественно, а вместе с тем, когда собственный «человеческий материал» в силу падения морального качества и атрофии чувства патриотизма становился малопригодным, возрастает значение отрядов наемников из туземцев-ливийцев. Наблюдается военизация (милитаризация) государства. Военные все более часто наделяются и функциями гражданских чиновников, например чиновников, отвечающих за сооружение каналов. Характерным для Нового царства становится высокая специализация воинских подразделений. Были известны пограничная охрана, гарнизонные войска, столичная полиция, речная полиция, полицейские отряды, осуществлявшие охрану каналов, зернохранилищ, храмов и т. д. С ростом сословных различий населения армия превращается в особое сословное образование. Воины обязаны были жить сообща, постоянно упражняться в воинском мастерстве, не имели права заниматься другими делами.
В поздний период Нового царства внутренние смуты, восстания, а также стремление номов к обособлению и самостоятельности сильно ослабили центральную власть. В результате Египет подвергается завоеванию и теряет самостоятельность.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Деспотия как форма Древнеегипетского государства
Периодизация истории Древнего Египта. Особенности объединения Раннего и Древнего царств. Законы Ману как восточная правовая система. Специфические черты политической организации. Монархия деспотического типа как древнеегипетская система управления.
Рубрика | Государство и право |
Вид | контрольная работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 20.01.2015 |
Размер файла | 32,0 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://allbest.ru
Деспотия как форма Древнеегипетского государства
монархия деспотический древнеегипетский
Признание высшего, божественного авторитета, органически вытекающего из сущего ми-ропорядка, а следовательно, и неограниченных деспотических полномочий правителя и было основополагающим элементом духовной культуры, религиозной идеологии, определяющим в значительной мере различные стороны жизнедеятельности Древнеегипетского государства.
1.Специфические черты политической организации древнеегипетского государства
Древнеегипетское государство территориально размещалось в узкой долине Нила от первого порога до дельты могучей реки. Географической особенностью, придавшей особое направление развитию египетской цивилизации, было чередование плодородных земель и пустынь. Египет делился на Верхний,, занимавший нильскую долину, и Нижний, расположенный в дельте. Долина Нила благоприятна для земледелия, поэтому сюда с изменением климата переселились из саванны племена протосемитов, берберов и кушитов. Нил был единственным источником влаги в засушливом климате Северной Африки, а прирост населения требовал увеличения площадей пригодной для ведения сельского хозяйства земли. Так стала создаваться ирригационная система земледелия бассейнового типа, строилась сеть магистральных и отводных оросительных каналов, дамбы, плотины. Из полезных ископаемых в Египте добывались гранит, базальт, диорит, алебастр, известняк, песчаник, медные руды, золото, но не было залежей железа и олова, что сдерживало развитие техники и промышленного производства.
Перед возникновением государства сложилась довольно развитая организация управления, которую Ф. Энгельс в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» назвал военной демократией. «Постепенное возвышение военного вождя в процессе становления государственности, усиление его роли и влияния является характерной чертой Египта и многих других стран Древнего Востока».1 Вокруг вождя складывается государственный аппарат, состоящий из членов его семьи и его слуг, так формируется одна из древнейших систем государственного управления.
Египетская цивилизацию оставила многочисленные памятники материальной культуры, в т. ч. и письменные, с помощью которых можно получить более полное представление о культуре и государственности Египта с древнейших времен. Из письменных источников до нас дошли «Анналы Тутмоса III», записанные на стенах храма Амона-Ра в Фивах, сочинения жреца Монефона на греческом языке (IV-III век до н.э.), описывающие историю Египта с древнейших времен. Именно он систематизировал и объединил по признаку родства или особенностей внутренней политики несколько сот фараонов в 30 династий, которые делятся на 3 декады по 10 династий в каждой. Эта классификация послужила основой для современной периодизации истории Древнего Египта и выделения ее важнейших периодов: Древнее, Среднее, Новое и Позднее царства.
Сохранились также архивы юридических текстов и документальные материалы из храма царя Неферирка, датируемые XXV-XXIV в.в. до н.э., «Поучения» фараонов (написанные от имени фараонов и адресованные потомкам), содержащие множество информации об устройстве государства, «Поучения» частных лиц, расписывающие преимущества профессии («Поучения Ахтоя») или дающие наставления сыновьям о поведении в обществе («Поучения Аменемопе»).
Представление об устройстве государства в Древнем Египте дают и произведения античных историков: Геродота, Диодора Сицилийского, Страбона, Плутарха.
Сохранились многочисленные предметы материальной культуры: древние захоронения, мумии, предметы быта, раскопки древних городов, храмы, позволяющие изучить быт, нравы, культуру и международные связи Египта.
Древний Египет, как государство, ведет свою историю со времени зарождения классового общества (вторая половина IV тыс. до н.э.) до падения и присоединения его к Персидской державе (VI в до н.э.). История его делится на следующиепериоды:
2. Объединение Египта; Раннее и Древнее царства
Объединение Египта имело большое значение для развития государственного аппарата, хозяйства и культуры. Концентрация ресурсов и людей у единого правительства была обусловлена ходом исторического и хозяйственного развития страны. Создавалась общегосударственная высокоэффективная ирригационная система, составной частью которой были местные системы, что обеспечивало процветание сельского хозяйства. Развивалось скотоводство, разводился мелкий и крупный рогатый скот. Процветали ремесла, высокой степени развития достигла обработка камня, гончарное дело (изображение гончарного круга характерно для декоративного искусства Египта), металлургия (ковка и литье меди). Возведение пирамид и других грандиозных сооружений из камня также требовали концентрации ресурсов государства.
Но работники не были рабами, так как имели семью и некоторую собственность.
Организация царских и храмовых хозяйств была такой же, но в них большую долю составлял рабский труд. Хозяйства вельмож и храмов облагались налогами, а работники отбывали повинности (строительство пирамид, дорог, каналов и т.д.) в пользу центральной власти. Царь мог освободить вельможу от налогов за особые заслуги.
Наряду с этим, существовали и общинные хозяйства, управляемые общинным советом во главе со старостой, подчинявшимся номарху.
Система номового управления копировала центральную и возглавлялась номархами. Община пока еще жила своей жизнью, но вскоре суды и общинные советы превратились в часть огромного, разветвленного чиновничьего аппарата. Такой строй определяется как монархия деспотического типа или древневосточная деспотия.
После объединения Египта встал вопрос укрепления единства. Во внутренней политике к этому подталкивала единая очень разветвленная и обширная ирригационная система страны, потребность в проведении масштабных строительных работ, с наибольшим размахом проводившихся при IV династии, организация центрального управления, ослабление наследственной власти в номах.
Для защиты границ по перифериям государства возводились крепости. Кроме того, Египет проводил активную внешнюю политику, для чего содержал значительную армию, формировавшуюся и пополнявшуюся из двух источников: царский набор из свободного населения и наемники-чужестранцы. Возглавлял войска в крупных походах сам царь, а для внутренних нужд существовала полиция, набиравшаяся из нубийских негров. В результате к Египту были присоединены многочисленные территории, богатые полезными ископаемыми и природными ресурсами, но бурная внешняя и внутренняя политика истощили экономику государства. Жесткая эксплуатация работников привела ко всеобщему недовольству и восстаниям. Излишняя централизация власти вызвала недовольство египетской знати. Не исключено, что смене этой династии произошла насильственным путем.
Продолжается процесс укрепления номовой знати, многие добивались иммунитетных грамот. Внешними проявлениями силы местных аристократов становилось сооружение их усыпальниц в номах, а не рядом с пирамидой фараона. Происходит перераспределение ресурсов в пользу местных властей, падает экономическое могущество центральной власти и внешнеполитическое влияние Египта.
После VI династии власть мемфисских царей становится номинальной, страна распадается на множество самостоятельных княжеств, начинается так называемый I переходные период в истории Древнего Египта.
Распад единого государства привел к упадку ирригационной системы и кризису экономики. Ограниченных средств номов не хватало для поддержания ирригационной системы в рабочем порядке и, тем более, для строительства новых каналов. Такое положение вызывало недовольство народных масс и восстания беднейшей части населения страны (именно о них, по мнению многих египтологов, повествуется в «Речении Ипусера» и «Речении Неферти»). Внутренним упадком воспользовались племена ливийцев на западе и кочевники востока, опустошившие Дельту.
К этому времени относится освоение производства бронзы и изделий из нее, начало производства пастового стекла. Появляются излишки производства, но Египет нуждается в металлах (серебро, олово), которых не имеет на своей территории. Это дает толчок к развитию международной торговли.
Быстрее падает удельный вес храмовых хозяйств, но, наряду с вельможными, сохраняют ведущее значение. Происходят существенные изменения в организации производства. Существуют сведения и о мелких хозяйствах, которые обрабатываются их хозяевами и дополнительной рабочей силой, в т. ч. рабами. В египетских поселениях выделяются зажиточные «дома», включающие целый коллектив родственников. Особенностью экономики среднего царства явилось укрепление средних хозяйств: отношения частной собственности, связи с рынком, применение рабского труда, определенная независимость. Царские имения делятся на мелкие участки, которые передаются в пользование земледельцам с обязательной уплатой налогов и выполнением повинностей, то же происходит и в храмовых хозяйствах. Все непосредственные производители называются «царские люди», это обуславливает особенности распределения рабочей силы: все «царские люди» переписывались и распределялись по профессиям, после чего они направлялись в различные хозяйства, где должны были работать пожизненно, хотя возможны были и перераспределения. Такие работники либо получали довольствие за работу, либо получали земельный надел и с него кормились, могло иметь место и совмещение этих видов содержания. Однако, это не отрицает использование рабского труда, количество рабов увеличивается. В период среднего Египта активно развивается частное рабовладение, т. к. при распределении «царских людей» учитывались интересы крупных хозяйств. Можно также говорить о расширении состава господствующего класса, теперь в его состав наряду с родовитой и служилой аристократией, высшим жречеством входят средние и мелкие рабовладельцы в качестве членов государственного аппарата низших звеньев. Однако фараонам не удалось поставить под контроль номовую знать, попытка сделать это привела к возникновению заговоров и, в конечном итоге, к усилению сепаратистских настроений. В такой ситуации правители предпочитают приближать ко двору выходцев из средних слоев. «Сложные отношения внутри господствующего класса, в частности между номовой родовитой аристократией и служилой знатью во главе с фараоном, в целом усиливали общее социальное положение в стране».
Важную роль в управлении страной играл главный судья. Первоначально он принимал непосредственное участие в хозяйственной деятельности: управлял царской сокровищницей, государственными складами, был организатором царских работ. Позже его функции были отделены от хозяйственных. Судебная власть осуществлялась коллегиальным органом (в разное время это были » совет десяти», «верховная палата шести»). Однако соблюдение верховных предписаний не было нормой деятельности египетских судов; процветало взяточничество.
Теперь организуется не только захват материальных ценностей при завоевании территорий, но и получение с них систематической ежегодной дани, что имело стимулирующее влияние на экономику Египта. Все это дало толчок развитию технической базы и технологии производства.
«Социальное обстановка в Египте эпохи Нового царства была довольно противоречивой: в период успешных завоеваний и экономического оживления она была достаточно стабильна, но внутри египетского общества всегда существовали скрытые противоречия и социальная напряженность: эксплуатация рабов обостряла отношения между рабами и рабовладельцами; положение мелких производителей было неустойчиво; наконец, внутри господствующего класса развивались коллизии, чреватые открытой конфронтацией».1
2. аппарат регионального администрирования, подчиненный номарху. Выделение этого регионального звена способствовало большей централизации, преодолению традиционного сепаратизма. Удалось вытеснить номовую знать из аппарата номового управления, и поставить его под строгий контроль везира. В целом, управление в номах строилось по образцу центральной администрации и состояло из соответствующих палат со своим штатом чиновников;
3. окружное управление (более мелкие административные единицы);
4. управление в деревнях и поселках, подчиненное окружному начальству.
Систематическая эксплуатация завоеванных государств требовала создания постоянной египетской администрации на местах. Южные территории управлялись специальным ведомством во главе с сановником. Для управления областями в Азии была создана египетская администрация во главе с наместником «северных стран». Однако, такая власть никогда не была особенно сильной, что создавало основу для сепаратизма.
Претерпела изменения судебная власть. Высшим судебным органом стало «Присутствие Тридцати», юридическая практика становится обязательным образцом для судебных коллегий округов и городов. Судьям помогают множество писцов. Наряду с этим продолжают существовать храмовые и номовые суды.
Новая религиозная политика фараона, направленная на культ бога Птаха, приводит к росту напряжения между фараоном, его окружением и влиятельным фиванским жречеством. Такие разногласия повлекли за собой ослабление центральной власти, массовые, стихийные восстания и потерю территорий Палестины и Сирии. XX династия восстанавливает потенциал страны, армии с помощью увеличения количества наемников и новой призывной системы. После прекращения этой династии Египет пришел в упадок, подвергаясь набегам варваров и теряя завоеванные территории. Единое государство распалось, на Юге власть захватили жрецы, а на Севере правила XXI династия, под властью которой оставался только Нижний Египет.
Первоначально источником права в Древней Индии являлся обычай, преобразованный в обычное право, в соответствии с интересами господствующего класса. Появление первых сборников правовых норм датируется второй половиной I тыс. до н.э. Дхармасутры были составлены различными брахманскими школами в виде предписаний благочестивому человеку. «При большом разнообразии дхармашастр можно видеть глубокое сходство между ними, взаимовлияние, заимствование, текстуальное совпадение, а главное, единство тех религиозно-философских концепций, на которых они основывались». 1 Они не выделяли правовых предписаний из массы морально-религиозных предписаний. В дхармасутрах рассматривались в основном преступления против личности, а в дхармашастрах больше внимания стало уделяться договорам и имущественным отношениям, ответственности за их нарушение и т.д. Также существовал особый источник права- артхашастра, регламентирующая судебный процесс. Артхашастра- это государственный источник права, а дхармашастра- общинный, именно он, постепенно заимствуя некоторые нормы, вытесняет артхашастры из системы регламентирования общественных отношений. «Таким образом, неписаные правовые обычаи сменились в Индии не государственными предписаниями, как в других странах Древнего Востока, а сборниками религиозно-правовых предписаний, санкционированных государством». 2
До нас дошли такие памятники древнеиндийского права, как: дхармашастры Гаутамы и Апастамбы (вторая половина I тыс. до н.э.), Законы Яджнавалкьи (III в. н.э.), Законы Брихаспати (III-IV вв. н.э.), Законы Нарады (IV-V вв. н.э.), Законы Ману (II в. до н.э.-II в. н.э.), содержание которых чаще всего воспроизводится в более поздних произведениях этого жанра. Среди других дхармашастр они занимают особое место. «Появление Законов Ману и последующих дхармашастр знаменовало качественно новый этап развития правовой мысли в Древней Индии, которая все больше стала испытывать светское влияние и приспосабливаться к нуждам практического применения».3
Право собственности. Именно этой отрасли права в источниках отводится значительное место. Еще в древнейших дхармашастрах появляется, и в Законах Ману окончательно оформляется, разграничение права собственности и права пользования: само пользование не являлось доказательством права собственности. За нарушение вышеуказанных прав предусматривалось строгое наказание. «Предписания Законов Ману направлены на всемерную охрану права собственности на различные виды движимого имущества: рабов, скот, зерно, домашний инвентарь».3
В древнеиндийском государстве закреплялась собственность на рабов, они могли принадлежать государству, общине, частным лицам. Однако, самую грязную и тяжелую работу выполняли не рабы, а низшие касты свободных. По Артхашастре, некоторые категории рабов могли иметь некоторое имущество (по Законам Ману такого права рабы не имели).
Обязательственное право. Законы Ману перечисляют несколько видов договоров, их общие принципиальные положения и возникающие отношения. Так, договор возникает только в силу добровольного, сознательного соглашения сторон; не порождал обязательств договор, заключенный пьяным, безумным, ребенком, в силу обмана или принуждения, а также рабом, если только соглашение не было выгодно хозяину.
Наиболее разработан договор займа. В нормах права нашли отражение формировавшиеся на протяжении веков обычаи. В Древней Индии процветало ростовщичество, узаконено было взимание высоких процентных ставок, к тому же должник фактически находился в полной зависимости от кредитора. Допускались такие формы получения долга, как угроза, хитрость, принуждение, сила и т.д. Никакой защиты от подобных действий для должника не предусматривалось, наоборот: должник, пришедший с жалобой на кредитора, подвергался штрафу. Из-за такого тяжелого положения был довольно распространен институт долгового рабства.
Особое место в системе права занимал договор личного найма. В Законах Ману и других источниках права рабы и рабочие зачастую упоминаются вместе, в некоторых случаях положение рабов было даже лучше, т.к. он имел хотя бы гарантированное пропитание. Права наемных работников всячески нарушались, так, редко, когда получал он полностью полагающуюся ему плату, зато штрафы налагались на него по всякому поводу. Тяжелое положение вынуждало отказываться от личной свободы за содержание. Высшими кастами наемный труд презирался, и в Законах Ману брахманам рекомендуется всячески его избегать.
Договор купли-продажи не был так детально проработан из-за слаборазвитых денежных отношений. Кастовое деление накладывало некоторые ограничения на занятие торговлей представителей для высших варн и на торговлю людьми. Торговля рабами считалась самым недостойным занятием, самопродажа и продажа родственников влекла изгнание из касты(XI, 60, 62). Нестабильность договора влекла возможность его расторжения в течении 10 дней и без указания причины(VIII, 222). При заключении сделок имело значение деление вещей на движимое и недвижимое имущество. Движимое покупалось и продавалось свободно, а при сделках с недвижимостью соблюдался определенный порядок. Преимущественное право покупки имели: родственники, соседи и кредиторы. В более позднюю эпоху стали употребляться специальные грамоты для регистрации сделок с землей.
Брачно-семейные отношения. Эта отрасль права нашла свое отражение в гл. IX Законов Ману. В первых же строках говорится о подчиненном положении женщины в семье и существовании больших патриархальных семей. Отцу беспрекословно подчинялись все члены семьи, особое положение занимал старший сын, относиться к которому должны были с такой же почтительностью, с какой и к отцу.
Были запрещены браки между кровными родственниками, младший брат не мог жениться раньше старшего. Отдельные части посвящены охране жены и «чистоты потомства», которая является обязанностью мужа (IX, 6, 7).
Далее, в гл.X излагается теория «неприкасаемых» каст, рожденных якобы от смешанных браков. Их «нечистотой» и объяснялись многочисленные запреты, налагаемые на них.
Наследственное право. Традиционно в Древней Индии сложилось правило: » не братья, не родители, а сыновья получают собственность отца». Наследства лишались слабоумные, изгнанные из касты, государственные преступники и т.д. Решающую роль при разделе имущества имела кастовая принадлежность матери сыновей, дочери, так же как и братья умершего могли вступить в наследство только при отсутствии сыновей. Женщина традиционно не имела никаких имущественных прав, но муж мог подарить ей поле или сад, в таком случае после смерти это имущество наследовали ее дети, включая дочерей.
При отсутствии всех законных наследников, все имущество переходило в пользу царя. Исключение делалось только для брахманов, имущество которых передавалось лицам, посвятившим себя изучению вед. Правила наследования имущества шудр были менее строгими(могло перейти даже сыну рабыни, если отец его признал).
Широко был представлен и следственный процесс. Имелись специальные службы сыска, которыми применялись обыски, облавы и т.д.
Ответчик не имел права выдвигать встречный иск (кроме дел о ссорах «кражах и согласии торговцев»). Рассмотрение дела прекращалось, если ответчик признавал свою вину, в противном случае ему давалась отсрочка для поиска доказательств, истец должен был оспорить предъявленные доказательства в тот же день, иначе он подвергался штрафу. Бегство от суда было равносильно признанию вины.
Рассматривались и преступления против собственности, при этом различались грабеж (присвоение чужой собственности в присутствии собственника с применением насилия) и кража (присвоение чужой собственности в отсутствии собственника). Наказание назначалось в зависимости от того, что именно и в каком количестве было похищено. Кража «плодов с деревьев, кореньев, дров для огня и пр.» вообще не каралась наказанием. Сословно-варновая принадлежность преступника также играла свою роль. Но здесь наказание для низших варн было более мягким, а выше по сословной лестнице суровость наказания удваивалась, учетверялась и т.д. Соучастниками преступлений против собственности считались те, кто укрывал вора, оказывал ему материальную поддержку, а также брахман, получающий взятки от вора за исполнение жертвоприношения.
В ряду тяжких и наиболее «грязных» преступлений Законы Ману рассматривают клевету и прелюбодеяние.
Иногда предписываемые наказания носилихарактер предостережения и, скорее всего, не применялись на практике. Это так называемые наказания по принципу символического талиона (поднявшему руку на человека следует отрубить руку и т.д.).
Квинт Секстий составил завещание в присутствии 7 свидетелей «посредством меди и весов», назначив единственным наследником племянника, устранив общей формулой подвластных сына и внука. После его смерти они оспорили завещание.
Каким должно быть решение суда по:
A. цивильному праву
Б. преторскому праву.
Наследование было возможно по закону и по завещанию, но особенностью римского права была невозможность совмещения этих двух оснований. Завещанием считалось не всякое распоряжение, а только такое, в котором в самом начале четко указывалось имя наследника. В завещании могли содержаться и легаты, т.е. отказы. В цивильном праве форма завещания была довольно сложной, но потом заметно упростилась, оно должно составляться в присутствии 7 свидетелей и не обязательно в письменной форме.
В цивильном праве у домовладыки была полная власть над всем своим имуществом и подвластными ему неэманципированными детьми. По закону могли наследовать только члены агнатской семьи, а не кровные родственники. Постепенно в преторском праве это стало считаться несправедливым, стали признаваться кровные связи и претор обещал родственникам судебную защиту в таких делах. К тому же постепенно стала выделяться обязательная доля для подвластных домовладыке, независимо от того, кому все имущество было завещано, т.к. вся семья работала на создание имущества совместно, а при полной власти домовладыки в цивильном праве наследство иногда переходило к совсем случайным людям.
А.По цивильному праву завещатель мог оставить свое имущество любым лицам на свое усмотрение. Опротестование завещания подвластными сыном и внуком никаких положительных для них результатов не дало бы.
Б.По преторскому праву первоочередными наследниками являются дети завещателя, но цивильные наследники имеют перед ними преимущество. Сын и внук могут добиться выделения положенной им по преторскому праву доли из наследства (Gai, 2, 124). Также претор мог оставить наследником названного в завещании, но право собственности на имущество передать сыну и внуку (Gai, 2, 125). Кроме того, завещание могло быть аннулировано, т.к. завещатель нарушил моральный закон, оставив все имущество племяннику, и мог быть признан умалишенным в момент составления, что влекло недействительность завещания.
1. История Древнего Востока под ред. В. И. Кузищина, изд.2, М., «Высшая школа», 1988 год.
2. Рабовладельческое и средневековое государство и право стран Азии и Африки, Харьков, 1981 год.
3. История государства и прав зарубежных стран под ред. О.А. Жидкова и Н.А. Крашенинниковой, ч.1., Издательство Московского Университета, 1998 год.
4. История государства и прав зарубежных стран под ред. О.А. Жидкова и Н.А. Крашенинниковой, ч.1., изд. «Норма», 1998 год.
5. Основы римского права Н. Б. Новицкий, 3-е изд., М., 1972 год.
1 «Рабовладельческое и феодальное государство и право стран Азии и Африки» Харьков, 1981 г., стр. 5.
2 «История Древнего Востока» под ред. В.И. Кузищина, изд. 2-е, М., Высшая школа, 1988., стр. 27.
1 Маркс К., Энгельс Ф., Соч., т. 9, стр. 132
1 История Древнего Востока под редакцией В. И. Кузищина изд.2 Москва, «Высшая школа», 1988г.,стр. 53
1 История Древнего Востока под редакцией В. И. Кузищина изд.2 Москва, «Высшая школа», 1988г.,стр. 56
2 История Древнего Востока под редакцией В. И. Кузищина изд.2 Москва, «Высшая школа», 1988г.,стр. 56
2 Рабовладельческое и феодальное государство и право стран Азии и Африки, Харьков, 1981г., стр. 86
3 История государства и права зарубежных стран., ч. 1, под ред. проф. О. А. Жидкова и доктора юр. наук проф.Н. А. Крашенинниковой. Москва, 1997г., стр. 72-73
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Памятники политической и правовой мысли Древнего Египта и Древнего Вавилона. Политическая и правовая мысль Древнего Востока на примере Древней Индии и Древнего Китая. Брахманизм, буддизм, даосизм и конфуцианство: основные принципы, роль и значение.
реферат [35,1 K], добавлен 07.10.2016
Правовая система Древнего Китая: развитие под влиянием этико-политических догматов конфуцианства и политико-правовых концепций легизма. Первые писаные законы в Китае в государстве Шань. Воздаяние за совершенное преступление. Брачные и семейные принципы.
реферат [30,9 K], добавлен 26.09.2009
Периодизация истории Древнего Египта. Период государственного существования шумерийского общества. Политическая власть в греческом полисе. Законы XII таблиц. Достижения Конституции Японии 1947 г. Социальное законодательство во Франции и Англии в 1841 г.
тест [28,9 K], добавлен 19.03.2012
История государства и права Древнего Египта. Общественный строй, вооруженные силы. Вещное, уголовное, семейное и процессуальное право. Основные черты права Древнего Вавилона. Судебная система в Древней Индии. Шань-Инское государство и его право.
реферат [57,8 K], добавлен 10.06.2010
Периодизация истории Египта. Характерные черты политического устройства древнеегипетского общества. Финансовое, военное и строительное ведомства централизованного деспотизма в Египте, его главные сословия (жрецы и воины) и общественные институты.
курсовая работа [44,7 K], добавлен 03.10.2013
Фараон как главная фигура в судопроизводстве Древнего Египта. Роль судебных органов в судебном разбирательстве. Особенности некоторых видов древнеегипетского судопроизводства. Классовый характер древнеегипетского суда. Юридическая сила решения оракула.
реферат [17,1 K], добавлен 22.04.2012
Хозяйственное и политическое развитие Древнего Египта в периоды Раннего, Среднего и Нового царства; управление государством, развитие функций государственного аппарата. Эволюция общественного строя Германского феодального государства в средние века.
реферат [31,8 K], добавлен 26.03.2010