Что такое деструктивная идеология
Что такое деструктивная идеология
Значение идеологии в историческом процессе невозможно принизить, это очень хорошо видно на примере ХХ века. Сейчас сложно представить путь развития человечества без влияния на него идей анархизма, коммунизма или фашизма, которые неожиданно пришли на смену религии и заменили её, поставив население огромной части планеты в очередь на уничтожение с незавидным выбором: быть палачом или жертвой. Идеология стала носить деструктивный характер, мысли значительной части интеллектуальной элиты Европы были заняты поиском путей реализации Идеи, суть которой сформировалась в головах людей конвейерным способом с использованием самых прогрессивных методов тиражирования информации и доведения её до потребителя в соответствии с уровнем его образования. Психоэмоциональное состояние объекта воздействия можно было не брать в расчёт.
История развития общества порой становилась равной его деградации, и объяснить эту метаморфозу можно было только на уровне идеологии, которая никогда не формировала научную мысль, оставаясь непреложной истиной для части людей, объединённых общей позицией на идеологической основе. Появился проблемный вопрос идеологии, который связан с тем, что она объективно лишена научного обоснования и является, по сути, эмоциональным порывом, часто направленным не на созидание, а на разрушение. Разрушение устоев стало равным революции, ведь революция очень привлекательна, поэтому каждое поколение участвует в ней, поражаясь через некоторое время бессмысленности содеянного. Что происходит потом? Конечно, новая революция под новым знаменем, вернее, новой идеологией. Деструктивная идеология находится вне закона здравого смысла, потому что действует без всякого закона — как научного, так и юридического.
Идеи стали приобретать глобальный характер и активно влиять на обустройство государств и международных сообществ, уже созданы идеологические объяснения необходимости развала Евросоюза, окончания действия Шенгенского соглашения, роспуска ООН, продолжают формироваться отряды шахидов, готовых без колебания отдать жизнь за идеи радикального ислама. Идеология XXI века переформатировала часть человечества, превратив его в материал для разрушения и убийства ценой собственной жизни, не во имя будущего созидания, а ради последующего за этим тотального разрушения.
Перспектива победы над экстремизмом и деструктивной идеологией силовыми методами — иллюзия. Любое государство, осуществляя контроль над идеологией, должно осознавать степень своего участия в интеллектуальном воспитании гражданина и ответственности за его поступки.
Пять причин популярности деструктивной идеологии среди молодежи
Одной из причин вовлечения молодежи в деструктивные религиозные течения являются последствия популяризации ислама среди спортсменов боевых единоборств. Об этом и другом рассказал журналисту zakon.kz религиовед, руководитель отдела Центра изучения религий Бексултан Абдуллов.
По его словам, на сегодняшний день значительное число молодых граждан нашей страны находятся под влиянием либо угрозой влияния радикальных религиозных взглядов.
Вовлечение молодых людей в радикальные течения и движения часто обуславливается тем, что их личности еще окончательно не сформированы и легко поддаются влиянию. Кроме того, нестабильные социально-экономические, политические, культурные условия, в которых вынужден действовать молодой человек, также повышают риск вовлечения молодежи в круги радикалов и экстремистов.
Помимо вышеуказанных факторов вовлечения молодежи в число последователей деструктивных религиозных течений, есть универсальная составляющая привлекательности именно самой деструктивной идеологии.
Рассматривая более детально некоторые из причин популярности, привлекательности ДРТ, эксперт отметил, что каждая из причин довольно самодостаточна и важна сама по себе.
Первая причина заключается в зрелищности и «смелости» радикального контента. Ввиду переизбытка производимого и распространяемого контента в социальных сетях и видеохостингах пользователь начинает поиск более уникальных, отличительных и редких кадров, мнений, юмора и т.д.
И здесь как раз и таится опасность, потому что контент, публикуемый радикалами, априори более интересен, чем любой другой контент, по причине своей уникальности. Уникальность контента заключается в его «смелости», запретности, милитаризации, вседозволенности и жесткой критике устоявшихся общественных норм. Начиная потреблять данный контент, молодой человек, начинает рассматривать радикальные материалы как нечто привычное и нормальное.
Вторая причина – это влияние современной поп-культуры, в частности кинофильмов, где антигероям импонируют и разделяют анархические идеи, в пример можно привести титана Таноса из Киновселенной «Marvel», Джокера из Киновселенной «DC», Александра Белова (Саша Белый) из киносериала «Бригада» и мн. др.
Третья причина – социальная несправедливость. Ввиду освещения ряда экономических и социальных проблем, непотизма и коррупции, молодыми людьми ощущается дискриминация со стороны более состоятельных представителей общества, считает эксперт. Нежелание трудиться или неудачи в учебе и карьере рассматриваются молодыми людьми как острая социальная несправедливость, и они начинают обвинять власть имущих, более успешных и богатых в своих бедах. Вследствие чего, как правило, молодой человек ищет отдушину в интернете и социальных сетях, где для него уже подготовлены тысячи гигабайтов «знаний» и общение с довольно интересными людьми, которые разделяют его взгляды, и для которых он является особенным и даже «избранным». «Избранным» на пути построения общества равных возможностей.
Четвертой причиной являются «последствия» популяризации ислама среди спортсменов боевых единоборств. Стремительное распространение ислама среди бойцов в большинстве своем обуславливается компенсаторной функцией религии. Компенсаторная или как ее еще называют психологическая функция, призвана оправдывать неудачи и поражения, снижая психологический стресс человека.
Что касается непосредственно спорта, то на данный момент, ввиду глобальной популяризации MMA, большая часть молодых людей предпочитает следить за смешанными видами единоборств. Подобного рода тенденцию, можно объяснить всплеском «романтизации брутальности», что в свою очередь обуславливается кризисом маскулинности. То есть, если раньше в примеры «настоящих мужчин» приводились – солдаты, воины, герои, то на данный момент эту функцию начали выполнять бойцы ММА.
Следствием чего стало то, что спортсмены стали своего рода носителями пропаганды идеальных мужских качеств, в том числе и религиозных идей. Ключевым моментом влияния в религиозных контексте на молодых людей стала демонстрация своей приверженности к религии. На пресс-конференциях, на взвешивании, после боя, в социальных сетях и интервью спортсмены регулярно произносят фразы и совершают жесты, показывающую их религиозность и частенько бывает «постят» высказывания радикальных проповедников, использую ссылки на деструктивные сообщества, что в свою очередь ведет к популяризации последних. Молодежь воспринимает успешных спортсменов как кумиров, после чего молодые люди начинают проявлять интерес к исламу, и как показывает практика, начинают искать религию в социальных сетях, и зачастую сталкиваются с вербовкой деструктивных религиозных течений, отметил спикер.
Пятая причина – маркетинг. Даже при совершенствовании модерирующих систем в социальных сетях и интернете, авторы радикального контента умудряются их обходить и даже рекламировать через таргетированную рекламу. Обычно, фото и видео загружаются в «таргет» под видом «мирных» толкований, ответов на «интересные» и популярные вопросы, к примеру «Как правильно экономить в исламе?», «Почему нельзя обижать жену?», «Как относиться к родителям?» и т.д. И, к сожалению, эта схема довольно действенна, так как если вы знакомы с таргетом, то вы знаете что его довольно легко настроить, для воздействия именно на ту конкретную целевую аудиторию которая вас интересует. Пройдя по ссылке, молодой человек, обнаружит группу или канал, с довольно интересным и зрелищным контентом, после ознакомления с которым, запустится процесс радикализации с возможной последующей вербовкой.
Приведенные выше причины популярности радикальных материалов, ясно и наглядно показали, что мир не стоит на месте, и деструктивные течения жестко вторгаются в религиозную жизнь сообществ и личности, изменяя и преобразовывая мировоззрения, влияя на разум и поступки людей.
При этом используя наиболее действенные и современные способы коммуникаций и вербовки. Причин популярности контента ДРТ очень много, эксперт указал только часть из них.
Также он напомнил, что, несмотря на все усилия государства по блокировке запрещенного контента, всегда остаются различные каналы и лазейки, через которые люди самостоятельно идут в расставленные сети. В случае возникновения желания изучать религию, он советует обращаться в зарегистрированные религиозные учреждения и не подвергать себя риску из-за непроверенного контента в интернете.
Деструктивная идеология как социальный феномен: социально-философский анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Калинин, Леонид Анатольевич
Оглавление диссертации кандидат философских наук Калинин, Леонид Анатольевич
Глава 1. Система понятий, характеризующих деструктивные идеологии и их сущность.
1.1. История формирования и развития понятийного аппарата для характеристики деструктивных идеологий.
1.3. Сущность деструктивной идеологии как социального феномена.
Глава 2. Типология деструктивных идеологий.
Глава 3. Социально-философские основания деструктивных идеологий.
3.1. Субъективизм как философская основа деструктивных идеологий.
3.2. Антидиалектичность деструктивных идеологий.
3.3. Иррационализм как основа деструктивных идеологий.
Глава 4. Закономерности зарождения, функционирования и развития деструктивных идеологий.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Экстремизм в современной России: механизм воспроизводства и меры социального контроля 2011 год, кандидат социологических наук Вехов, Иван Васильевич
Религиозные организации деструктивного характера и специфика предупреждения органами внутренних дел их криминальной деятельности 2010 год, кандидат юридических наук Демидов, Александр Владимирович
Социальный контроль деструктивной деятельности новых религиозных организаций 2006 год, кандидат социологических наук Петрова, Наталья Вячеславовна
Духовная безопасность в системе национальной безопасности современной России: проблемы институционализации и модели решения 2009 год, доктор политических наук Беспаленко, Павел Николаевич
Исламский радикализм на постсоветском пространстве: идеологические и организационные аспекты 2005 год, кандидат политических наук Егупов, Александр Викторович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Деструктивная идеология как социальный феномен: социально-философский анализ»
Актуальность темы диссертационного исследования. В последние десятилетия в мире наблюдается активизация общественно-опасных политических, религиозных, националистических и иных группировок, деятельность которых основана на абсолютном идеологическом противостоянии с обществом. Их распространение в современных условиях представляет угрозу как для регионов их возникновения, так и для мира в целом.
Феномен перехода от теоретической борьбы между различными мировоззренческими системами к борьбе на физическое уничтожение носителей иной идеологии и репрессиям к оппонентам тесно связан с деструктивными идеологиями.
• Экономическое расслоение и дальнейшее углубление разрыва между развитыми и развивающимися странами, особенно после распада СССР.
• Возникновение очагов социальной напряженности и вооруженные этноконфессиональные конфликты в регионах, имеющих ключевое значение для международных экономических связей (арабо-израильский конфликт, межэтнические конфликты в странах бывшей Югославии и бывшего СССР), так и внутри отдельных государств (ИРА в Северной Ирландии, деятельность баскских сепаратистов во Франции и Испании).
• Развитие средств массовой коммуникации, в особенности электронных СМИ, технологий информационного воздействия на массовое сознание (глобальные информационные сети, телевидение, радио и т.д.), что позволяет отдельному индивиду, небольшой по численности секте или террористической группировке эффективно распространять информационное влияние на большие по масштабам объекты (государства, регионы, международные организации).
• Массовая миграция населения из экономически отсталых в развитые регионы, в основном, из Азии и Африки в Западную Европу и из Южной Америки в США и Канаду, что приводит к обострению конкуренции на рынке рабочей силы и услуг социального обеспечения (льгот, пособий, и т.д.) между коренным населением и диаспорами мигрантов. Данный процесс, в свою очередь, обуславливает рост ксенофобии и националистических настроений в странах-реципиентах.
• Системный экономический кризис и катастрофическое падение уровня производства (за 1990-1998 г. объем промышленного производства сократился более чем в 2 раза [17]), массовой безработица и расслоение населения по уровню доходов, падение уровня жизни широких масс, распространение фрустрации и аномии в результате негативных социальных последствий реформ, проводимых с 1991 г.
• Разрушение важных государственных институтов и отраслей, финансировавшихся из бюджетных средств (армия, промышленность, наука и культура), возникновение частной собственности на средства производства, приватизация предприятий и становление рыночных отношений при моральной неподготовленности большинства населения к реформам, противоречии их с традиционным российским менталитетом.
Всё это создает предпосылки для широкого распространения новых идеологий, как религиозных, так и светских, ориентированных на противостояние либо, в той или иной форме, агрессию по отношению к политическим, экономическим и религиозными институтам.
В такого рода деструктивных идеологиях, несмотря на определенные различия в предпосылках возникновения, характере деятельности и т.д., прослеживаются определенные общие закономерности: отрицание общепринятых законов, моральных норм, культурных и духовных ценностей, стремление к навязыванию своего мировоззрения, политической воли всему остальному обществу, использование методов террора, духовного и информационного насилия либо обмана.
В связи с этим актуальным становится изучение деструктивных идеологий как комплексного явления, имеющего в своей основе общие предпосылки, закономерности, методы воздействия на адептов и социальные институты. В настоящей работе рассматриваются явления и тенденции в формировании и развитии таких идеологий, преимущественно, в современной России.
Острота, актуальность и социальная значимость проблемы послужили основанием для выбора темы диссертационного исследования, связанного с изучением деструктивных идеологий как социального феномена.
Степень разработанности проблемы. Отдельные аспекты проблемы рассматривались в различных отраслях знаний: политологии и социологии: российской (Б.Н. Бессонов [23], А.А. Зиновьев [71], А.Г. Кара-Мурза [85], Г.Г. Почепцов [144144], и другие) и зарубежной (Ш. Айзенштадт [4], X. Арендт [199], 3. Бжезинский [25], К. Маннгейм [111], Э. Тоффлер [206] М. Хоркхаймер [186]), религиоведении и сектоведении (Е.Н. Балагушкин [15], А.В Дворкин [60]. В.И. Ибрагимов [74], А. Хвыля-Олинтер [183],), социальной психологии (Е.Н. Волков [38, 39], Л.П. Гримак [52], Ф.В. Кондратьев [92], Н. Орел [133], А. Филатов [169]).
В работах X. Арендт [199], 3. Бжезинского [26], М. Хоркхаймера [186], А.А. Зиновьева [72], Б.Н. Бессонова [23], А. Мая [203], Е.Н. Старикова [161] и других авторов рассматривались общие теоретические вопросы формирования и функционирования тоталитарных и авторитарных режимов, связь между социальными процессами в тоталитарных структурах и их отражением в идеологии.
К. Маннгейм [111], Ж. Сорель [159], М. Элиаде [195] рассматривали структуру мифологии, характерную для идеологий, в том числе для идеологий тоталитарных и авторитарных политических режимов и религиозных организаций.
Проблема информационного воздействия на массы как специфического вида манипулирования сознанием рассматривались в работах B.JI. Иноземцева и Е. Кузнецовой [77], М. Мосса [122], В.А Лисичкина [109], Л. Войтасика [37], Г.Г. Почепцова [144], С.Г. Кара-Мурзы [85] и других.
Научный анализ деятельности отдельных политических экстремистских группировок, деструктивных религиозных сект осуществлен в диссертационных работах В.Ю. Верещагина [30], В.В. Витюка [34; 35], В.И. Ибрагимова [74], где отражена специфика современного этапа развития идеологий, как религиозных, так и светских, в условиях глобализации и информационной революции.
Преемственности в развитии символического и понятийного аппарата мировоззренческих систем от деструктивных идеологий организаций прошлого до современных исследовались Т Гризингером. [51], Н. Гудриком-Кларком [56], А.И. Дугиным [60].
Вместе с тем, в современной научной литературе отсутствуют работы, в которых давался бы целостный, системный анализ деструктивной идеологии как особого и единого социального феномена. Соответственно, не выработано единой системы критериев для выделения данного явления в контексте конкретно-исторических условий развития общества.
Цель и задачи исследования. Целью настоящей работы является целостный, системный социально-философский анализ феномена деструктивной идеологии.
Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
1. Выявить сущность деструктивной идеологии и дать общее, научно-обоснованное и продуктивное определение понятия «деструктивная идеология».
2. Выработать общую типологию деструктивных идеологий.
3. Выявить общие мировоззренческие основания деструктивных идеологий.
4. Выявить теоретические источники деструктивных идеологий.
5. Дать анализ социальной базы возникновения и распространения деструктивной идеологии и взаимосвязи между социальными процессами и распространением деструктивных идеологий.
6. Выявить характерные этапы развития деструктивных идеологий.
7. Проанализировать место и роль деструктивных идеологий в контексте социогенеза.
Методологическая и теоретическая база исследования.
Методологической базой исследования является объективно-научный диалектический подход к изучению социальных явлений и истории их развития. При выявлении социально-философских оснований деструктивных идеологий использовался метод компаративного анализа деструктивных идеологий различного типа (преимущественно политического и религиозного направлений).
В качестве теоретической базы исследования были использованы научные работы отечественных и зарубежных исследователей, представляющих такие отрасли науки, как социальная философия, культурология, социология, политология, религиоведение. Особую роль в процессе проведения исследования сыграли теоретические идеи Г. Гегеля [47] (принцип изучения предмета в контексте истории его развития), К. Маркса и Ф. Энгельса [112] (социально-экономическая обусловленность массового сознания), Э.Дюркгейма [67] (принцип социально-экономической обусловленности феноменов аномии и девиантного поведения).
Источниковую базу исследования составляют различные теоретические и агитационные материалы, статьи в СМИ, выступления лидеров и теоретиков политических и религиозных организаций, которые относятся к деструктивным, фашистским или экстремистским.
Использовались, в частности, документы, тексты, воспоминания участников деструктивных и террористических объединений, опубликованные в сборниках документов: «История терроризма в России» [80], «История советской политической цензуры» [79], «Новые религиозные организации России» [129;130], «Христианство: догмы и ереси» Т. Ананьеля [10]; «Звезда и свастика» [69]; «История гестапо», Деларю Ж. [61].
Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:
1. Выявлена сущность деструктивной идеологии как целостного, системного социально-философского феномена и дано общее, научно-обоснованное и продуктивное определение понятия «деструктивная идеология».
2. Разработана общая типология деструктивных идеологий.
3. Выявлены общие мировоззренческие основания, присущие всем деструктивным идеологиям.
4. Дан анализ теоретических источников деструктивных идеологий и выявлена специфика построения деструктивной идеологии.
5. Проанализирована социальная база возникновения и распространения деструктивной идеологии и взаимосвязь между социальными процессами и распространением деструктивных идеологий.
6. Определены и охарактеризованы основные этапы развития деструктивных идеологий.
7. Проанализированы место и роль деструктивных идеологий в развитии социогенеза в рамках цивилизационно-формационного резонанса.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Деструктивная идеология есть идеология (система теорий, взглядов, норм, ценностей и методов распространения их в обществе, отражающая интересы определенной социальной группы), способствующая разрушению тех общественных отношений, которые объективно необходимы в данных объективных условиях развития общества. Под относительно-деструктивными или деструктивными в широком смысле могут пониматься такие идеологии, которые способствуют разрушению существующих общественных отношений. Абсолютно-деструктивными идеологиями или деструктивными в узком смысле можно считать идеологии, способствующие разрушению любых социальных связей и институтов, что исключает саму возможность развития и функционирования общества.
2. Деструктивная идеология основывается на неадекватно отражаемых интересах миноритарных социальных групп и теоретически обосновывает реализацию данных интересов неприемлемыми для всего общества методами.
3. Предлагается новая многоуровневая типология деструктивных идеологий основанная на следующих принципах:
• определения термина «деструктивная идеология» в широком и узком социально-философских смыслах,
• определения характера деструктивного воздействия и направленности агрессии;
• определения основной сферы реализации интересов и объекта деструктивного действия;
• определения позиции идеологии в рамках глобализационных процессов.
4. Для деструктивной идеологии, независимо от ее направления, свойственны следующие черты, так или иначе проявляющиеся в теориях:
• субъективистский подход к социальным явлениям (с точки зрения интересов узкой социальной группы);
• антидиалектичность в изучении и отражении социальной реальности;
• иррационалистическая интерпретация объективных социальных процессов.
5. Широкое развитие деструктивных идеологий и активизация соответствующих организаций обусловлены обострением социальных противоречий в постиндустриальном мире, в условиях современной технологической революции, в области средств массовой коммуникации. Социальную базу как субъекта, так и объекта деструктивной идеологии составляют маргинальные группы.
6. Деструктивные идеологии проходят следующие основные этапы развития, в контексте изменения их положения в обществе:
7. Деструктивные идеологии получают наибольшее распространение в моменты острых цивилизационных и формационных кризисов, канализируя социальный протест наиболее маргинальных и миноритарных групп во всех слоях общества.
Апробация работы проводилась на: международных научно-практических конференциях круглых столах и семинарах:
Государственное устройство и народ. Диалог мировоззрений» Н.Новгород, 2001 г.,
Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и списка литературы, содержит 199 страниц, 2 рисунка, 2 таблицы, список литературы из 207 наименований.
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Сектантство как социальный феномен: Исследование в среде осужденных к лишению свободы 2004 год, кандидат философских наук Тонконогов, Александр Викторович
Деструктивное влияние нетрадиционных религиозных движений на духовную безопасность современного российского общества 2013 год, кандидат философских наук Сыроваткин, Александр Николаевич
Эволюция идеологии и деятельности религиозной организации Свидетелей Иеговы в России: Социально-философский анализ 2002 год, доктор философских наук Иваненко, Сергей Игоревич
Тоталитарные сектантские организации и их влияние на социальное поведение молодежи 2006 год, кандидат социологических наук Дзяпшипа, Мириан Нугзарович
Социально-духовные основы современного терроризма 2005 год, кандидат философских наук Краснов, Сергей Иванович
Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Калинин, Леонид Анатольевич
В исследовании проведен анализ сущности и закономерностей развития деструктивных идеологий. В завершение следует охарактеризовать перспективы развития деструктивных идеологий в контексте интеграции России в глобальный мир.
Во-первых, дальнейшее углубление информационной революции, создание технических средств и психологических механизмов влияния на человека, позволяет формировать мировоззрение отдельно взятого индивида вне контекста традиционной культуры. Это создает предпосылки для возникновения принципиально новых форм идеологий, лежащих вне традиционных политических, религиозных или иных концепций.
Во-вторых, особенности современного этап развития экономических отношений, заключающиеся в дальнейшем росте и доминировании транснациональных корпораций, ориентированных на стимулирование сбыта продукции через политику развития брэндов, определяют существование социального заказа на рекламное информационное воздействие. В эитх условиях развиваются формирования мировоззрения широких масс через рекламно-агитационное воздействие. В современной России появилось устойчивое словосочетание «поколение пепси» для обозначения мировоззрения несовершеннолетних россиян 1990-2000 гг., основанных в первую очередь, на рекламных образах. «Поколение пепси» характеризует такие негативные черты личности, как гипертрофированный гедонизм, инфантилизм, потребительский образ жизни, эгоизм, явный космополитизм, интеллектуальную отсталость, отсутствие традиционных для русского (советского) мировоззрения бескорыстия, энтузиазма, духовности.
В-третьих, процессы миграции этнических меньшинств из южных в центральные регионы при низком уровне жизни больших масс населения создает предпосылки для этнонациональных конфликтов и распространения стихийных идеологий националистического характера, причем как специфически-российских (национал-большевизм, псевдо-православные и псевдо-монархистские движения), так и общеевропейских (расистские группировки «скинхэд»).
В-четвертых, противоречивое воздействие глобализационных процессов на Россию приводит к социальной дестабилизации и создает благоприятную почву для распространения как протестных лево-экстремистских течений (в духе антиглобализма Жозефа Бове), так и эскапистских религиозно-мистических сект традиционалистской ориентации. С другой стороны, основные агенты глобализации проводят свою собственную информационную политику, в том числе и через религиозные каналы. В связи с этим следует ожидать экспансии проглобалистских идеологий, в частности, религиозно-мистических учений, направленных на разложение традиционных российских ценностей.
В этих условиях для сохранения России как суверенного государства и самобытной российской цивилизации абсолютно необходимо создание системы постоянного мониторинга развития деструктивных идеологий и принятие адекватных мер социального, мировоззренческого, политического и организационного характера, препятствующих их распространению и активизации их влияния на население страны.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Калинин, Леонид Анатольевич, 2007 год
1. Абдулатипов, Р. Г. Природа и парадоксы национального «Я» / Р.Г.
2. Абдулатипов.-М.: «Мысль», 1991.
3. Азбенова, Ю. Наркомания казнить нельзя помиловать / Ю. Азбенова
4. Свобода и права личности».: Б/м., 17.10.2001- С.1.
5. Азбенова Ю. Экстремисты в своем отечестве / Ю. Азбенова // «Свобода иправа человека». Пробный номер, Б/м., Б/д.
6. Айзенштадт, Ш. Революции и преобразование обществ / Ш Айзенштадт.1. М.: «Аспект-пресс», 1999.
7. Алексеев, В. Идеологические ориентиры России / В.Алексеев М.: «Книгаи бизнес», 1998.
9. Андерсен, Р.Д. Тоталитаризм: концепт или идеология / Р.Д. Андерсен //1. Полис», №3, 1993.
10. Андреев, А.Р. История ордена иезуитов / А.Р. Андреев. М.: «Русскаяпанорама», 1997.
11. Андреев, Э.М., Миронов, А.В. Социальные проблемы интеллектуальнойуязвимости и информационной безопасности / Э.М. Андреев, А.В. Миронов // «Социально-гуманитарные знания», №2,2001.
12. Аннаньель, Т. Христианство: догмы и ереси / Т. Ананьель. СПб.:
13. Академический проект», 1997.
14. Арон, Р. Век толп / Р. Арон СПб.: «Пневма», 1999.
15. Аронсон, Э., Пратканис, Э. Эпоха пропаганды / Э. Аронсон, Э. Пратканис
18. Бабанов, В.Г. Кризисные этносы России / В.Г.Бабанов М.: ИФРАН, 1993
19. Балагушкин Е.Г. Нетрадиционные религии в современной России:морфологический анализ/ Е.Г. Балагушкин М.: Ин-т философии РАН, 1999.
20. Баркашов, А. Из интервью информационному агенству «Виктория-Пресс» /
21. А. Баркашов. Листовка б/м, б/д.
22. Белая книга. Экономические реформы в России 1991-2001г. / М.:1. Алгоритм-Книга», 2002.
23. Бенедиктов, Н.А. Русские святыни / Н.А Бенедиктов. Н. Новгород: Изд-во1. ННГУ, 1998
25. Береславский, И (Архиепископ Иоанн) Жена, облеченная в Солнце /
26. И.Береславский. Б/м., б/д.
27. Береславский, (Архиепископ Иоанн). Соловецкий сад / И. Береславский1. М.: «София Пресс», 2003.
28. Берлин, И. Философия свободы. Европа / И. Берлин. Пер. с англ. М.: Новоелитературное обозрение, 2001. С.448
29. Бессонов, Б.М. Фашизм: идеология, политика / Б.М. Бессонов. М.: 1995
30. Бехтерев, В.М. Коллективная рефлексология / В.М. Бехтерев.- М.: «Наука»,1994
31. Бжезинский, 3. Великая шахматная доска / З.Бжезинский. СПб.:1. Пневма», 1998
32. Бжезинский, 3. Фридрих, К. Тоталитаризм и авторитаризм/ 3. Бжезинский,
33. К.Фридрих. // «Политические исследования», №2 1995. с. 152
34. Боков, Х.Х., Алексеев, В. А. Российская идея и национальная идеология /
35. Х.Х Боков, В. А Алексеев. М.: «Наука», 1996.
36. Васильчук, Ю. Постиндустриальная экономика и развитие человека/
37. Ю.Васильчук // «Мировая экономика и международные отношения». 1997. №9. 74.
38. Вахитов, P.P. Современная российская идеология. Критические заметки /
39. P.P. Вахитов // Альманах «Восток», N 1, апрель 2003 г. http://www.situation.ru
40. Верещагин, В.Ю. Политический экстремизм: этнонациональнаярегионализация /. дис. канд. Юрид. наук. Верещагин, В.Ю Ростов-на-Дону: изд-во РЮИ МВД 2002.
42. РОО «Центр «Панорама», 2000.
43. Винокуров, И.Н. Психотропная война1 И.Н Винокуров М.: «Мистерия»,1997.
44. Випперман, Вольфганг. Европейский фашизм в сравнении. 1922-1982/
45. Вольфганг Випперман. Новосибирск: Сибирский хронограф, 2000.
49. Войтасик, Л. Психология политической пропаганды / Л. Войтасик. М.:1. Политиздат», 1981.
50. Волков, Е.Н. Основные модели контроля сознания/ Е.Н. Волков // «Журналпрактического психолога». №5, 1996.
51. Волков, Е.Н. Феномен деструктивных культов и контроля сознания / Е.Н
52. Волков, // «Журнал практического психолога». №2, 1996.
53. Волков, Ю.Г. Идеология для России / Ю.Г. Волков // «Социальногуманитарные знания», №2, 2001.
54. Вороновой, А. А. Терроризм: понятие, классификация / А. А Вороновой \\http://www.socio.spb.ru/art.php3?rub=347&id=13084. 21.01.2003.
55. Вятр, Е. Социология политических отношений / Е. Вятр. М., 1991.
56. Гаджиев, К.С. Политическая идеология/ К.С. Гаджиев //«Вопросыфилософии». №12; 1998.
58. Гасанов, И. Национальные стереотипы и образ врага/ И. Гасанов //
60. Геббельс, И. Дневники 1945г./ И. Геббельс Смоленск: «Русич», 1993.1. С.21.
61. Гегель, Г. В. Ф. Наука логики / Гегель Г. В. Ф. М.: «Мысль», 1976.
63. Гитлер, А. Моя борьба / А. Гитлер. б/м, ИТФ «Ока», 1992.
64. Гозман, Л.Я., Шестопал, Е.Б. Политическая психология/ Л.Я. Гозман, Е.Б.
66. Гризингер, Т. Иезуиты / Т. Гризингер СПб.: «Лань», 1999.
67. Гримак, Л.П. Гипноз и преступность / Л.П. Гримак М.: «Республика»,1997.
68. Громов, Я. Конспект для проведения экспертизы групп и организаций напредмет их принадлежности к культам / Я. Громов 1 http://www.stolica.narod.ru/index.htm 05.03.2003.
69. Гроссман, В.А. Антисемитизм и национал-социализм / В.А. Гроссман //
71. Груздев, К. Ответ на вопрос «А что по правде было с Лизой Макферсон?» / Груздев, К. // Интернет-форум «Свободная Зона» httpW: www.freezone.ru 14.11.2000.
72. Гудрик-Кларк, Николас. Оккультные корни нацизма / Николас Гудрик
73. Кларк. СПб.: «Евразия», 1995.
74. Гуманистические ценности европейских цивилизаций. / Под ред. В.Л.
77. Гуськова, Е.Ю. История югославского кризиса. (1990-2000) / Е.Ю.
78. Гуськова. М.: «Русский национальный фонд» 2001.
79. Дворкин, А.Л. Сектоведение / А.Л. Дворкин, Н.Новгород. Изд-во братства1. Ал. Невского, 2000.
80. Деларю, Жиль. История гестапо / Жиль Деларю Смоленск: «Русич», 1993.
81. Демушкин, Д. Мистический национал-социализм / Демушкин, Д. //http://www.demushkin.com/p72/modules.php?op=modload&name=Sections&f i 1 e=i ndex&req=vi ewarticl e&artid= 1 &page= 1
82. Деструктивные религиозные организации и некоторые религиозныегруппы матрицы «Экология духа оккультизм и язычество». //www.geocities.com/Athens/6460/handbook. 2004.
84. Джагад Гуру. Вне сектантства и религиозного фанатизма/ Джагад
85. Гуру-М.: «ИнститутТождественности», 1994.
86. Дугин, А. Метафизика национал-большевизма / А. Дугин // Интернетиздание «Элементы» №4: // www.elements.hypermart.net. 2003.
87. Дюркгейм, Э. Метод социологии/ Э. Дюркгейм. М.: 1990.
88. Елькин, Д. Почему правеет национал-болшевизм?/ Д. Елькин // «Лимонка»,123 http//: www.nbp.gok.ru 2003.
89. Звезда и свастика. М.: «Терра», 1994.
90. Здравомыслов, А.Г. Межнациональные конфликты в пост-советскомпространстве / А.Г. Здравомыслов-М.: «Аспект-пресс», 1999.
91. Зиновьев, А.А. Запад / А.А. Зиновьев М.: «Центрполиграф», 1999.
92. Зиновьев А.А. Коммунизм как реальность / А.А. Зиновьев М.:1. Центрполиграф», 1994
94. Социологические исследования», №12; 1996. С.17.
96. Иванов, А. Психиатрия источник эпидемии наркомании/ А. Иванов //
97. Свобода и права личности» Б/м. 17.10.2001
98. Идеология и психологические аспекты исследования массового сознания.1. М.: 1989
99. Иноземцев В.Л., Кузнецова, Е. Глобальный конфликт XXI в./
100. B.Л.Иноземцев Е. Кузнецова // «Полис» №5, 2002.
101. Ионин, Л. Культурный шок: конфликт этнических стереотипов / Л. Ионин.
102. Психология национальной нетерпимости. Минск: «Харвест»,1998.1. C.104-113.
103. История советской политической цензуры. М.: «РОССПЭН», 1997.
104. История терроризма в России. Под ред. О.В. Будницкого. Ростов-на1. Дону, «Феникс», 1996.
106. Казанцев, А.А. Тирания, диктатура: когнитивная схема и историческаясудьба политических понятий / А.А. Казанцев, // «Полис» №5-2002.
107. Камю, Альбер. Исторический бунт/ Альбер Камю // Психологиячеловеческой агрессивности. Минск: «Харвест», 1998.
108. Каптерев Е. Политическая коммуникация / Каптерев Е. Н. Новгород: Издво ННГУ, 2003.
109. Кара-Мурза, А.Г. Идеология и мать ее наука / А.Г. Кара-Мурза. М.:1. Алгоритм», 2002.
110. Кара-Мурза, А.Г., Поляков, JI.B. Русские в большевизме / А.Г. Кара-Мурза,
111. Л.В. Поляков СПб.: Изд-во РХГИ, 1999.
112. Карпухин, О., Макаревич, Э. Формирование масс/ О.Карпухин,
113. Э.Макаревич. Калининград: «Янтарный сказ», 2001.
114. Келле В.Ж., Ковальзон. А.Я. Теория и история/ В.Ж. Келле, А.Я.1. Ковальзон.-М. 1976.
115. Книга Мормона. Солт-Лейк Сити, Юта, США. Изд-во Церкви Иисуса1. Христа с.п.д., 1988.
116. Ковлер А.И. Кризис демократии / А.И. Ковлер. М.: Ин-т государства иправа РАН, 1997.
117. Коммунизм и национал-социализм. М.: ИНИОН РАН, 1999.
118. Кондратьев, Ф.В. Сатанизм как реальность и «сатанизм» как психическоерасстройство/ Ф.В. Кондратьев // Люди погибели. М.: Изд-во Моск. Подворья Троице-Сергиевой лавры, 2000.
119. Короленко, Ц., Дмитриева Н. Психодинамика сект/ Ц. Короленко,
121. Кочеткова, О. Опасные связи (интервью с Е.Волковым)/ О. Кочеткова //
122. Новая газета в Нижнем» №17р (684) 19-25.06.2001.
123. Коэн, Стивен. Провал крестового похода / Коэн, Стивен. М.: Аиро-ХХ,2001.
124. Крахмальникова, 3. Соловецкая голгофа/ 3. Крахмальникова // «Божия
125. Матерь открывает Небо». Б/м, Б/д.
126. Кропоткин, П.А. Современная наука и анархия/ П.А. Кропоткин,- М.:1. Правда», 1990.
127. Кругов, М. Элитные и земноводные/ М. Кругов // «Новая газета», №75718. 15.10.2001.-С.З.
128. Крупник, И. Причины взрыва национализма в нашей стране/ И. Крупник.//
130. Кто такие скинхэды? FAQ. // www.ns-88.org / http://66.235.180.125/nimkrzv/?p=stati&d=faq.
131. Ленин, В.И. Современное положение России и тактика рабочей партии /
132. В.И. Ленин // ПСС., Т. 12. С. 180
133. Ленин, В.И. Партизанская война/ / В.И. Ленин // ПСС., Т.14. С.5.
134. Ленин, В.И. Революционный авантюризм / В.И. Ленин // ПСС Т.6. С. 185.
135. Ленин, В.И. Речь на съезде швейцарской социал-демократической партии /
136. В.И. Ленин //ПСС., Т.ЗО. С.181-183.
137. Ленин, В.И. С чего начать? / В.И. Ленин // ПСС., Т.5. С. 7-8.
138. Либеральный консерватизм: история и современность. Материалы
140. Лимонов, Э. Другая Россия/ Э Лимонов.// http://nbp-mgn.narod.ru/party.html9К-06. 10.2002.
141. Лимонов, Э. Не пренебрегайте спичками! / Э Лимонов // «Лимонка», №166,апрель, 2001.
142. Лисичкин, В.А, Шелепин, Л.А. Третья мировая информационнопсихологическая война/ В.А Лисичкин, Л.А. Шелепин. М.: ИСПИ АСН, 1999.
143. Малахов, Владимир. «Скромное обаяние расизма» и др. статьи/ Владимир
144. Малахов. М.: «Дом интеллектуальной книги», 2001.
145. Мангейм, Карл. Идеология и утопия/ Карл Мангейм. М.: «Терра», 1997.
146. Маркс, К., Энгельс, Ф. Немецкая идеология/ К. Маркс, Ф.Энгельс. М.:1. Политиздат», 1984.
147. Маркс, К., Энгельс, Ф. Соч. т.1. С.422.
148. Маркузе, Г. Одномерный человек/ Г. Маркузе. М., «АСТ», 2003.
149. Мартин, Г.-П., Шуман, X. Западня глобализации. Атака на процветание и демократию / Г.-П. Мартин, X. Шуман. М.: «Издательский дом «АЛЬПИНА», 2001.-С.335.
151. Милза, П. Что такое фашизм?/ П. Милза// «Политические исследования»2, 1995.-С. 156-161.
152. Миронов, А.В., Бабинов, Ю.А. Эволюция религии в современном мире/ А.В. Миронов, Ю.А Бабинов. // «Социально-гуманитарные знания», №2, 2001.
153. Иоанн (Снычев), Митр. Одоление смуты/ Иоанн (Снычев), Митр., СПб.:1. Царское дело», 1995.
154. Молчание знак согласия. Без подписи. // «Сторожевая башня», Б/м,0109.2000.-С.14.
158. Мудрость древних и тайные общества. Смоленск: «Русич», 1995.
159. Муссолини, Б. Доктрина фашизма / Б. Муссолини. Смоленск: «Русич»,2001.
160. Мчедлов, М.П. Политика и религия / М.П.Мчедлов. М.: «Советская1. Россия», 1987.
161. Найер, Арье. Военные преступления. Арье Найер. М.: «Юристь», 2003.
162. Николаи, Г.Ф. Биология войны. Г.Ф. Николаи СПб.: «Манускрипт», 1995.
163. Ницше, Ф. Так говорил Заратустра/ Ф. Ницше //Собр.соч. Т.2.1. М.:«Мысль», 1990.
164. Новые религиозные организации деструктивного и оккультного характера.
165. Справочник. Белгород, 1997.
166. Новые религиозные организации деструктивного и оккультного характера.
168. Ольшанский, Д.В. Психология современной российской политики /
169. Д.В.Ольшанский. Екатеринбург: «Деловая книга», 2001.
170. Он умер за свои убеждения. Без подписи// «Сторожевая башня», Б/м,0105.2000
172. Орехов И. Клятва и проклятие как элемент религиозного культа/ И. Орехов
173. Контроль сознания и методы подавления личности. Минск: «Харвест», 2002.-С. 192.
174. Орлов, А., Спирин, Д. Грядущие рубежи ООН/ А. Орлов, Д. Спирин, //
175. Международная жизнь». №6, 1997 С.52.
176. Пащенко, В.Я. Идеология евразийства/ В.Я. Пащенко. М.: Изд-во МГУ,2000.
177. Первое специальное определение Нижегородской конференции
179. Пивоваров, Ю. Предпосылки тоталитаризма/ Ю. Пивоваров //
180. Современные гуманитарные знания», №2, 2001.
181. Письмо СП-б Управленческого центра регональной религиознойорганизации Свидетелей Иеговы БИА 20.12.1996.
182. Письмо-ответ религиоведческой группы Института развития личности
183. Российской академии образования от 20.10.97 г. депутату Государственной Думы Кривельской H.B.//http: www/stolica/narod.ru
184. Плеханов, В.Г. Избр. Философские произведения/ В.Г Плеханов. T.III.1. С. 180.
185. Полярная звезда, интернет-издание http: wvAV.zvezda.ru /06.11.2002.
186. Поппер, К. Открытое общество и его враги / К. Поппер М., 1992.
187. Почепцов Г.Г. Информационные войны / Г.Г. Почепцов М.: «REEFL1. Ьоок», 2000.
189. Радостные свадьбы, прославляющие Иегову. Без автора. //«Сторожеваябашня». 01.05.2000.-С. 18.
191. Рассоха, И.Н.Тезисы о тоталитаризме/И.Н.Рассоха. // «Полис»№2, 1995.
192. Розенау, Дж. Новые измерения безопасности: взаимодействие локальных иглобальных динамик/ Дж. Розенау, // «Социально-гуманитарные знания», №2, 2001.
193. Саблин, Д. Анархизм как философия/ Д.Саблин. Б/м, б/д. http:// addirect.newmail.ru.
194. Святая Ефросинья Мироточивая. (Откровения Архиепископу Иоанну) М.:
195. Центр Русской духовности», 2001.
196. Секты против Церкви (Процесс Дворкина)/ Составитель Дворкин A.JI. М.:
197. Изд-во Московской Патриархии,2000.
198. Сикевич, З.В. Социология и психология национальных отношений/ З.В.
199. Сикевич СПБ.: «Издательство Михайлова В.А.»,1999.
200. Ситуация. Н.Новгород.№1 ноябрь 2003,
201. Скоро наступят «времена восстановления»! / Без подписи.// «Сторожеваябашня», 01.09.2000.-С. 16
202. Скуленко, М.И. История политической пропаганды/ М.И. Скуленко Киев:1. Лыбидь», 1990.
203. Собрат Ратоборец. Какой должна быть русская национальная идеология?http://vAvw.russkoedelo.org/mysl/ratoborez/kakoibytideologii.php. Б/д
204. Солманов, В.Д. Письмо-обращение в поддержку губернатора
205. Н.Кондратенко/ В.Д. Солманов // «Родные просторы», №3(38) 1998.
206. Сорель, Ж. Размышления о насилии/ Ж. Сорель. М., 1907.
207. Сорокин, П. Национальный вопрос как проблема социального неравенства/
209. Стариков, Е.Н. Общество-казарма/ Е.Н. Стариков Новосибирск:
210. Сибирский хронограф», 1996.
212. Сторожевая башня. 01.09.2000. С. 18.
213. Строганов, В. Русский национализм, его сущность, история и задачи/1. В.Строганов-М„ 1997
214. Тарасов, А.Н. Затмение. Не по Антониони. Студенческие беспорядки иmass media: исследование одного явления / А.Н Тарасов // «Полис», № 6., 1997.-С.87-103.
216. Автореферат дисс. канд. филос. наук. М., 1982.
217. Тузиков, А.Р. Масс-медиа: идеология видимая и невидимая / Тузиков, А.Р.«Полис», №5. 2002.
218. Уледов, А.К. Общественная психология и идеология / А.К. Уледов. М.:1. Мысль», 1985.
220. Фомов, В.М. Несколько слов к вопросу о появлении и развитиисатанизма» и «неосатанизма» в Западной и Восточной Европе / Фомов, В.М.
221. Фрейд, 3. Будущее одной иллюзии/ 3. Фрейд М.: «Московский рабочий»,1990.
222. Фрейд, 3. Массовая психология и анализ человеческого «Я»/ 3. Фрейд.
223. М.: «Московский рабочий», 1990.
224. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности/ Э. Фромм. Минск:1. Харвест», 1998.
225. Фромм, Э. Бегство от свободы/ Э. Фромм М.: «Терра», 1995.
226. Хаббард JI.P. Кредо Церкви Саентологии.http://www.scientology.org.ru/html/partl4/Chp40/pg0728.html 14.11.2000.
227. Хаббард, JI.P. Саентология/ Л.Р.Хаббард М.: «Нью Эра», 1998.
229. Хабермас, Юрген. Техника и наука как идеология/ Юрген Хабермас.1. СПб.: «Пневма», 1999.
230. Хайек, Фридрих фон. Познание, конкуренция, свобода / Фридрих фон
231. Хайек. СПб.: «Пневма», 1999.
232. Харибол-новости, б/м, №4/1999.
233. Хассэн, Стивен. Контроль сознания и феномен культа/ Стивен Хассэн. //
234. Контроль сознания и методы подавления личности. Минск: «Харвест», 2002.
235. Хаут Р. Я сознательно избрал путь борьбы с сектами/ Р. Хаут //
237. Хвыля-Олинтер, А. Религиозные культы зла как источник преступности/ А.
238. Хвыля-Олинтер, // Люди погибели. М.: Изд-во Московского подворья Троице-Сергиевой Лавры, 2000.
239. Ходорковский, М.В. Кризис либерализма в России/ М.В. Ходорковский //http://www.polit.ru/dossie/pv/2004/03/29/khodor st.html 29.03.2004
240. Холодковский, К.Г. Социальные и социально-психологическиепредпосылки фашизма / К.Г.Холодковский.// «Полис», №2, 1995.
241. Хоркхаймер, М., Адорно, Т. Психоанализ антисемитизма/ М. Хоркхаймер,
243. Цюрупа, А. Ксенофобия как проявления инстинкта этнической изоляции.//
245. Чаликова, В.А. Существует ли тоталитарное мышление?/ В.А. Чаликова//
247. Черчилль, Уинстон. Речь 5 марта 1946 г. в г. Фултон, США.
248. Шелленберг, Вальтер. Мои секретные задания / Вальтер Шелленберг.//
250. Шерковин, Ю. Психологические проблемы массовых информационныхпроцессов / Ю. Шерковин М.: «Политиздат», 1973.
251. Шпенглер, Освальд. Закат Европы / Освальд Шпенглер. СПб: «Пневма»,1998.
252. Шри Ишопанишад. Мантра 17 / Шри Ишопанишад // «Харибол-Новости»,4, 1999.
253. Шулындин, Б.П. Исторический путь России в аспекте цивилизационного иформационного подходов/ Б.П. Шулындин // «Социально-гуманитарные знания», №2,2001.
254. Элиаде, Мирча. Мифы, сновидения, мистерии / Мирча Элиаде // Психология религии и мистицизма. Минск: «Харвест», 2001.
255. Этничность и национальные движения. СПб.: «Петрополис», 1995.
256. Яковлев, А.Н. Эффективность идеологической работы/ А.Н. Яковлев М.:1. Политиздат», 1984.
257. Ясперс, Карл. Избранные труды по психологии / Карл Ясперс. М.:1. Наука», 1993.
258. Arendt, Hanna. The Origins of Totalitarism/Hanna Arendt-N.Y., 1951
259. Brooker, Peter. Non-democratic Regimes: Theory, Government and Politics/1. Peter Brooker-N.Y. 1999.
260. Ellul, Jaques. Propagandes / Jaques Ellul. Paris, 1962/
262. May, A. The models of lead ideology./ A. May Jerusalem: The Hebrew
263. University of Jerusalem? 1997.
264. McLuhan, Herbert Marshall. Myth and Mass Media / Herbert Marshall
266. Meinhof, Ulrike. Naturlich kann geschossen warden / Ulrike Meinhof // Spiegel.1970. №25. S.74-75.
267. Toffler, Alwin. The Third wawe / Alwin Toffler N.Y., 1980.
268. Wilkinson, Peter. Pathology and Terror / Peter Wilkinson // The terrorism reader.
269. A historical anthology. Edited by Walter Laqueur. Wildwood house London, 1987/
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.
Digital Science & Education LP, 85 Great Portland Street, First Floor, London, United Kingdom, W1W 7LT