Что такое деструктивная секта
Что такое деструктивная секта
Если к вам на улице подойдет улыбающийся молодой человек и попросит у вас минутку внимания, чтобы продать вам какую-нибудь щетку для мытья машин или затащить вас в туристическую фирму, в этом случае ответить отказом легко и просто. Сложнее, если прохожий обещает помочь вам обрести счастье, открыть свет истины, интересуется вашей верой в Бога или приглашает на семинары по изучению Библии: соглашаясь, вы, сами того не ведая, отдаете себя во власть мошенников от религии.
Итак, религиозные секты. Нынешнее законодательство достаточно благоприятствует их процветанию: любые десять человек могут зарегистрироваться как религиозная организация — государство освобождает ее от налогов и вообще дает «зеленую улицу». А вербовать доверчивых людей, играя на ихлучших чувствах, сейчас проще простого: в обществе царит атмосфера отчуждения — чем заполнить духовный вакуум? Неудивительно, что, например, в разгар деятельности «АУМ сенрике» в мае 1994 года в эту секту было вовлечено 48 600 россиян. К концу 1998 года в стране было зарегистрировано более 6 тысяч организаций сектантского типа, а в настоящий момент 500 тысяч несовершеннолетних и 1 миллион молодых людей в возрасте от 18 до 25 лет находятся под влиянием религиозных культов.
Что же такое секта? Каковы ее характерные признаки?
Иначе ее еще можно назвать деструктивный культ или культовое новообразование. Это организация, провозглашающая религиозные цели, но отделяющая себя от традиционных религиозных конфессий. Она обращается к духовным потребностям любого нормального человека: поиск смысла жизни, вера в бессмертие души, избавление человечества от страданий и просто самосовершенствование. Эта «вывеска» и привлекает новичков. На самом же деле большинство сект преследует самые что ни на есть меркантильные интересы: обогащение элиты за счет финансовой и физической эксплуатации рядовых членов и завоевание власти. Для этого выстраивается иерархия — с железной дисциплиной, беспрекословным повиновением «учителю», принципом утаивания главных задач (правду знает лишь узкий круг, и сектант постепенно посвящается в планы «учителя» — по мере продвижения по «служебной» лестнице).
Не правда ли, эта система очень похожа на модель государства? Те же механизмы власти, та же идеологическая обработка «низов». Не зря специалисты — юристы и психологи — называют религиозные секты тоталитарными. В радикальном своем проявлении эти религиозные структуры еще более опасны, чем мафиозные кланы. Не случайно именно по принципу религиозных сект построены практически все современные экстремистские и террористические организации. Впрочем, как и противостоящие им государственные силовые структуры.
Людей, принадлежащих к одной из традиционных мировых религий, объединяет общее понимание ценностей и принципов, а сектантов — более всего авторитет учителя и личные отношения с другими членами секты. Отсюда — некоторая организационная рыхлость больших религий и противостоящая им железная организованность сект, стремление полностью завладеть человеком, контроль за всеми сторонами жизни члена секты.
Зомбирование является одним из многочисленных методов психологической обработки адептов сект, позволяющим контролировать их психику и управлять поведением.
Секты оказывают крайне деструктивное воздействие на здоровье на всех уровнях функционирования общества: индивидуальном (уровне личности), микросоциальном (уровне семьи, социальной группы, трудового коллектива), макросоциальном (уровне всего общества).
Сектантстсво и молодое поколение
Для современного сектантства характерно усиленное внимание к молодому поколению. Это в первую очередь касается протестантских и исламских сектантских течений, ибо идущие к распаду старые русские секты индифферентно относятся к миссионерской деятельности. Что же касается, например, сектантских объединений протестантского типа, то они правомерно связывают свое будущее с притоком свежих сил. Руководители общин, помимо прочего, понимают, что молодежь, у которой не сформировались в полной мере мировоззренческие принципы, система убеждений, легче «обработать», подчинить своему влиянию. Во многих предписаниях верующих родителей наставляют в необходимости воспитывать детей «в вере», и зачастую сектантские общины пополняются именно за счет детей верующих.
«Возьми этого сына или эту дочь, воспитай для меня, отполируй их характер, как драгоценности для царского дворца, чтобы им сиять в чертогах господних всегда».
Подобным образом наставляют верующих родителей идеологи иеговизма. В журнале «Сторожевая башня» иеговистский автор пишет: «Родителям придется держать ответ не только перед своей совестью, но и перед Иеговой, сделали ли они все для того, чтобы указать детям путь к спасению».
Как завлекают и обрабатывают
От людей утаивают информацию или просто искажают ее. Но этот обман — детские шалости по сравнению с психологическим программированием, которому подвергаются рядовые сектанты. Для этого применяется «контроль сознания».
Что же происходит с человеком, попавшим в секту? С его точки зрения: он видит божественный свет, познает истину или, например, получает откровение.
С точки зрения медицины, у него развиваются новые психические качества, которые в международной классификации болезней называются «зависимое расстройство личности» (перекладывание на других права принимать решения, подчинение своих потребностей потребностям других людей, страх одиночества и т. д.). Говоря проще, человек впадает в детство. Ему предлагается мироощущение ребенка, и он его принимает. Более того, он вынужден полностью отказаться от собственной индивидуальности, от своего «я» в угоду интересам секты. Известно, например, что «Церковь единения» имеет промышленные предприятия во многих странах мира и сектанты вынуждены работать на них за мизерную плату. Почти все секты требуют, чтобы «новообращенные» отчисляли им значительную часть своих доходов и переписывали на них свое имущество.
Как вывести человека из секты
Это и есть основная проблема. Человек уходит туда добровольно — покидать новообретенную «семью» он не намерен, потому что счастлив в ней. «Семья» в свою очередь яростно борется за каждого члена, если родственники пытаются спасти его.
В США выработано два способа извлечения людей из деструктивных культов. Первый — депрограммирование — заключается в том, что человека насильно увозят из секты, запирают в четырех стенах и сообщают страшную правду, которую ему совсем не хочется слушать: о том, как ему «промыли мозги», о том, какой коварный обманщик его «учитель», и т. д. Метод жестокий, но эффективный. Однако он сопряжен и с юридическим риском: секты возбуждают против родителей судебные иски и часто выигрывают их.
Второй способ более гуманный. Он называется «консультирование о выходе»: родственники приглашают психологов, и они с добровольного согласия культиста сообщают ему всю информацию, которую от него утаивает руководство секты. После этого человек сам делает выбор: вернуться ему в секту или нет.
Что такое деструктивная секта
Если к вам на улице подойдет улыбающийся молодой человек и попросит у вас минутку внимания, чтобы продать вам какую-нибудь щетку для мытья машин или затащить вас в туристическую фирму, в этом случае ответить отказом легко и просто. Гораздо сложнее, если прохожий интересуется вашей верой в Бога и приглашает на семинары по изучению Библии: соглашаясь, вы, сами того не ведая, отдаете себя во власть мошенников от религии.
Сектантство и молодое поколение
Для современного сектантства характерно усиленное внимание к молодому поколению. Это в первую очередь касается протестантских и исламских сектантских течений, ибо идущие к распаду старые русские секты индифферентно относятся к миссионерской деятельности. Что же касается, например, сектантских объединений протестантского типа, то они правомерно связывают свое будущее с притоком свежих сил. Руководители общин, помимо прочего, понимают, что молодежь, у которой не сформировались в полной мере мировоззренческие принципы, система убеждений, легче «обработать», подчинить своему влиянию. Во многих предписаниях верующих родителей наставляют в необходимости воспитывать детей «в вере», и зачастую сектантские общины пополняются именно за счет детей верующих.
«Возьми этого сына или эту дочь, воспитай для меня, отполируй их характер, как драгоценности для царского дворца, чтобы им сиять в чертогах господних всегда».
Подобным образом наставляют верующих родителей идеологи иеговизма. В журнале «Сторожевая башня» иеговистский автор пишет: «Родителям придется держать ответ не только перед своей совестью, но и перед Иеговой, сделали ли они все для того, чтобы указать детям путь к спасению».
Как завлекают и обрабатывают
«Семья» отделена от остального мира. Эта изоляция отбивает у сектанта желание сопоставлять слова «учителя» с реальностью.
Используются техники, останавливающие мышление. Монотонное пение и повторяющиеся действия вводят человека в состояние сильной внушаемости.
Поощряются отказы от сна под маской духовных упражнений.
Недостаточное питание преподносится как диета для достижения высокой духовности или часть ритуалов.
Что же происходит с человеком, попавшим в секту? С его точки зрения: он видит божественный свет, познает истину или, например, получает откровение.
С точки зрения медицины, у него развиваются новые психические качества, которые в международной классификации болезней называются «зависимое расстройство личности» (перекладывание на других права принимать решения, подчинение своих потребностей потребностям других людей, страх одиночества и т. д.). Говоря проще, человек впадает в детство. Ему предлагается мироощущение ребенка, и он его принимает. Более того, он вынужден полностью отказаться от собственной индивидуальности, от своего «я» в угоду интересам секты. Известно, например, что «Церковь единения» имеет промышленные предприятия во многих странах мира и сектанты вынуждены работать на них за мизерную плату. Почти все секты требуют, чтобы «новообращенные» отчисляли им значительную часть своих доходов и переписывали на них свое имущество.
Психология деструктивной религиозности:
Как вывести человека из секты
Второй способ более гуманный. Он называется «консультирование о выходе»: родственники приглашают психологов, и они с добровольного согласия культиста сообщают ему всю информацию, которую от него утаивает руководство секты. После этого человек сам делает выбор: вернуться ему в секту или нет.
Деструктивные религиозные организации — деструктивные религиозные организации, культы, секты
Деструктивные религиозные организации, секты, организации, возникающие на основе определенного деструктивного культа, характеризуются как преимущественно религиозное направление, но возможны и вариации, причиняющие вред обществу или членам такой организации, вред может быть как материальным, так и психологическим, физическим, а кроме того из потенциальной опасности причинения такого вреда и вреда гражданам государства и государству подозреваемых.
Этот термин возник во французском языке и был распространен в 19 веке. В 20 веке этот термин вошел в оборот в Англии. В нашей стране деструктивные религиозные организации, а вместе с ними и терминология, обозначающая их, начали формироваться и образовываться в начале 1990-х годов, или с момента распада СССР, который произошел хронологически в одно время. Появление таких организаций было вызвано распадом атеистической системы, сформировавшейся во времена Советского Союза, и носило массовый и зачастую неконтролируемый характер.
За пределами бывшего Советского Союза это явление было наиболее ярко выражено в 1960-х и 1970-х годах в США, а затем в Западной Европе.
В России религиозные образования возникали и распространялись в основном благодаря усилиям иностранных миссионеров, в то время как некоторые неорелигиозные объединения возникли исключительно на российской почве.
В процессе своего формирования и распространения на территории Российской Федерации такие организации наносили ощутимый вред жителям и способствовали созданию, больших групп людей, используя различные психологические методы внушения и воздействия, что приводило к психозам и психологическим отклонениям и дегенерации среди значительной части населения, независимо от их социального статуса.
Иногда такие организации имели ярко выраженный садомазохистский, экстремистский, а зачастую антигосударственный, сепаратистский и террористический характер.
Часто деструктивные организации носили исключительно мошеннический характер и создавались различными мошенниками с целью наживы. Среди разнообразных и многочисленных случаев таких организаций есть психически нездоровые люди, которые стоят во главе их.
Актуальность проблемы. Актуальность проблемы определяется тем, что процессы, происходящие в современной России, сложившаяся социально-политическая, экономическая, духовно-нравственная ситуация, неспособность во многих случаях государственных органов решать свои проблемы, способствуют поляризации и дифференциации общества, его расслоению, разделению на социальные группы различной, даже деструктивной направленности. В таких группах, декларирующих в основном приверженность идеологически привлекательным традициям и поиск инноваций во всех сферах социальной жизни, личность ищет защиты от всего негативного, что окружает ее в обществе, одновременно пытаясь реализовать свое стремление к идентификации и самосовершенствованию.
Изучение и анализ деятельности таких организаций, защита от их воздействия, контроль за их созданием и распространением имеет важное значение, чем и обусловлена актуальность темы данной работы.
Деструктивные религиозные организации, культы, секты
К числу опасностей, которые таятся для молодежи, следует отнести религиозные тоталитарные культы. Они привлекают молодежь, используя сетевые технологии и опираясь на мощные материальные ресурсы (обычно из-за рубежа).
Их служители проявляют настойчивость и терпение. Молодой человек может только посмеяться над попутчиком, который заводит разговор на религиозную тему, спрятать подальше пропагандистскую брошюру, забыть случайный визит в семинарию. Однако подсознание продолжает работать.
И при определенных обстоятельствах человек может вернуться к этим мыслям, поверить сектантам и попасть под их полное влияние.
Проблема сект сегодня стоит очень остро. Многие молодые люди, не имея достаточного представления обо всех аспектах этого вопроса, вступают в религиозные организации. Это приводит к разрушению семей и сломанным жизням.
Секта — это организация или группа людей, замкнутых в своих интересах (включая культы), не согласующихся с интересами общества, безразличных к ним или противостоящих им.
Культ: Та или иная мистическая практика или поклонение (религиозные культы), или круг людей, объединенных чрезмерной привязанностью, преданностью и почитанием какого-либо деятеля, направления, художественной или интеллектуальной программы, почти всегда сопровождаемые явными или неявными ритуалами; культы могут быть полезными или даже позитивными по своей природе.
Следует отметить, что нужно делать различие между терминами «культ» и «тоталитарный культ». Культами можно назвать большинство новых религиозных движений, выросших из ответвлений каких-либо традиционных религий, и это слово не несет в себе характеристику такой организации как чего-то плохого. Напротив, религиозные секты могут оказывать культурообразующее влияние на традиции народов и постепенно превращаться в мощные религиозные позитивные движения, отличающиеся от материнской религии лишь некоторыми догмами. Примером здесь может служить протестантизм.
Деструктивный культ — это группа или движение, которое демонстрирует значительную, глубокую или чрезмерную приверженность или увлеченность, преданность определенному человеку, идее или делу и использует неэтичные манипулятивные техники убеждения и контроля (например. изоляция от бывших друзей и семьи, истощение, использование специфических техник, направленных на повышение внушаемости и слепой преданности, сильное давление со стороны сверстников, управление информацией, временное устранение индивидуальности или приостановление критического здравого смысла, поощрение полной зависимости от группы и страха покинуть ее и т.д. и т.п.), направленные на достижение целей лидеров группы с фактическим или потенциальным ущербом для членов этой организации, их семей или общества.
Термин «секта» в научной литературе
С конца 80-х годов прошлого века в России появилось много новых религиозных объединений. Запрещенные во многих странах мира, они получили государственную регистрацию и свободно осуществляют свою деятельность в России.
Большое количество россиян, ранее отстраненных от религии, последовали призыву миссионеров, распространяющих нетрадиционные для России учения, и уже искалечили свою судьбу. Примеров социальной опасности сект становится все больше и больше.
Разнообразие религиозных образований настолько велико, что возникла необходимость в их общем обозначении. Единого мнения по их терминологическому обозначению нет ни в России, ни за рубежом.
Они называются по-разному: Секты, нетрадиционные религии, новые религиозные объединения, альтернативные верования, зарождающиеся религии или просто культы, New Age — религии нового века и т.д.
Отсутствие терминологии привело к тому, что каждый интерпретирует эти термины так, как считает нужным, исходя из своей идеологической позиции.
В последнее время не только современные публицисты, представители СМИ, религиозные деятели, но и ученые стали широко использовать слова «секта» и «сектант». Большое значение имеет позиция автора определения и его отношение к проблеме.
Некоторые авторы представляют сектантство исключительно как вид мошенничества и мошеннических образований, использующих обманные методы. Конечно, такой взгляд сильно мешает объективному изучению сектантства. Термин «культ» уже давно утвердился как научный термин, что позволяет использовать его в качестве термина в социологии религии. Термин «секта» использовался еще древнеримскими авторами.
Т.И. Буткевич напомнил, что «секта» — слово латинское, и античные авторы (Цицерон, Плиний, Тацит и др.) использовали его для обозначения философского метода, правила, школы или учения, отличного от общепринятого мировоззрения, методов, правил и господствующей философской доктрины.
Таким образом, термин «секта» изначально не имел оскорбительного значения. Поэтому мы не можем согласиться с мнением А. А. Николаева, который считает, что слово «секта» с самого начала имело негативный оттенок. Позже, когда возникло христианство, его первоначально называли сектой. Плиний Младший говорит о секте христиан, появившейся среди евреев в его время.
Происхождение слова «секта» трактуется по-разному. Авторы Словаря иностранных слов считают, что оно происходит от латинского secta — доктрина, течение или школа. Согласно D. Ушаков дословный перевод латинского слова secta означает отрезанный, отдельный.
С точки зрения А.Л. Дворкина, слово «секта» может быть образовано либо от латинского secare, что означает «отрезать» (часть от целого), что согласуется с предыдущим толкованием, либо от латинского segui, «следовать» (следовать за лидером, дающим направление).
Каждая из этих этимологий по-своему раскрывает понятие «сектантство», но если первая из них больше подходит для исторических сект (таких как менноиты, баптисты, молокане), то вторая — для новообразованных сект.
Различные толкования происхождения каждого слова также отражены в определениях. «Секта — религиозное течение (община), отделившееся от какого-либо учения и отвергающее его». Слабость этого расплывчатого определения заключается в том, что секта не всегда отделена от учения, но может буквально возникнуть из ничего, что характерно для новообразованных сект.
Это же наблюдение относится и к термину, обозначенному в Иностранном словаре, который определяет секту как «религиозную общину, группу отделившихся от господствующей церкви».
То же самое касается и следующего определения: «Секта — религиозная община, состоящая из людей, отколовшихся от господствующей церкви и принявших новое учение».
Возникновение деструктивных религиозных организаций
Конституционные гарантии права на свободу совести и вероисповедания, а также свобода выбора религии предоставляют верующим широчайшие возможности для создания религиозных объединений. При этом их доктрины и деятельность могут иметь как конструктивный, высший духовно-нравственный смысл, так и деструктивную, антисоциальную направленность. Например, религиозные организации Русской православной церкви характеризуются законопослушностью.
В «Принципах социальной концепции Русской Православной Церкви», принятых Юбилейным Архиерейским Собором в августе 2000 года, говорится, что «Церковь не только навязывает своим чадам послушание государственной власти без учета веры и убеждений ее носителей, но и молится за них. Этот документ основан на концепции морального чувства страны в сдерживании зла и поддержке добра. Но Церковь считает себя вправе отказаться от послушания государству, «если власть принуждает православных верующих к отступничеству от Христа и Его Церкви и к греховным, пагубным для души действиям».
В 1990-х годах произошло целое нашествие деструктивных религий. На территории России появились новейшие, нетрадиционные, сектантские образования религиозного толка. Из подполья вышли даже религиозные организации, деятельность которых была запрещена. В страну хлынули миссионеры и проповедники со всех концов света, представляющие различные группы и секты и работающие с антигосударственных, антиобщественных, аморальных позиций. Только после десяти лет беззакония власти осознали опасность незаконной деятельности иностранных религиозных организаций в нашей стране. В новой редакции Концепции национальной безопасности России (10 января 2000 года) указывается на необходимость противодействия негативному влиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров, а также «экономической, демографической и культурно-религиозной экспансии других государств в Россию».
Следует отметить, что деструктивная деятельность религиозных объединений в России имеет определенные сопутствующие предпосылки, созданные длительной атеизацией российского общества и утратой ценностей и смысла жизни у значительной части россиян в постсоветский период.
Сознание многих людей было разделено, незащищено от развращающего влияния СМИ и различных культовых проповедников.
Подавляется восприятие реальности опасности, исходящей от новейших религиозных объединений деструктивного и оккультного характера. Опасности действительно существуют, они сформированы, а субъекты сохранения, равно как и объекты, не понимают приближающейся катастрофы.
Характеристика деструктивных религиозных организаций
В качестве единой зарубежной классификации деструктивных культов можно привести список религиозных объединений, которые, по мнению экспертов Государственного собрания Франции, могут представлять угрозу обществу по состоянию на 2009 год. Кандидаты в список были отобраны экспертами на основе десяти качественных критериев, с учетом наличия деструктивных характеристик:
Ассамблея обеспокоена существующими расхождениями в отношении деятельности сект и новых религиозных движений. Различные ассоциации и семьи, которые чувствуют себя ущемленными деятельностью культов, должны принять меры, отметил, что в докладе COTREL Европейский парламент обратился к Совету Европы с просьбой решить эту трудность. Просит все стороны обрисовать методы работы и юридические трудности. Считает, что свобода совести и религии, гарантированная в статье 6. Европейская конвенция по правам человека делает первичное законодательство о сектах нежелательным, если такое законодательство вмешивается в фундаментальные права и наносит ущерб обычным религиям.
Справедливости ради, следует отметить, что в рекомендации Совета Европы нет термина деструктивная религиозная организация, который мы использовали. Что же это за культы, которые встревожили все позитивные силы в мире? Деструктивные культы — это вид культов, которые разрушают естественное гармоничное состояние личности: духовно, психически и физически (внутренняя деструктивность), а также созидательные традиции и нормы, существующие социальные структуры, культуру, веру, порядок и общество в целом (внешняя деструктивность). Такие культы противоположны обычным творческим доктринам, хотя часто имеют поверхностное внешнее сходство. Термин «культ» пока не имеет четкого научного определения в социологии и психологии, хотя в международной юридической практике он достаточно распространен и считается устоявшимся юридическим термином.
Многие деструктивные религиозные организации, получившие официальную поддержку и покровительство государственных и городских властей в России, широко известны на Западе злостным уклонением от уплаты налогов, обилием судебных исков о нанесении психологического и физического вреда последователям, различными антиобщественными и антигосударственными действиями, вплоть до проникновения в государственные органы, заговоров против государства»….
На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».
Читайте дополнительные лекции:
Образовательный сайт для студентов и школьников
Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.
© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института