Что такое деструктивное поведение виды причины и формы девиаций

Понятие деструктивного поведения

Деструктивное поведение — описание

Понятие это тесно связано со словом «деструкция» (произошло от латинского destruction), означает разрушение, распад, разложение. Антонимом является термин «конструкция» — строительство, созидание. Деструктивное поведение является по своей природе разрушительным, аномальным, отклоняющимся от нормального (конструктивного) поведения с точки зрения психологии и психиатрии.

Оно выражается в эмоциональных нарушениях, заниженной самооценке, в искаженном восприятии действительности, в снижении критичности оценки своего поведения, в ухудшении качества жизни субъекта. Итогом такого поведения становится потеря способности индивида адаптироваться к социуму, приводящая порой к полной изоляции от социальной среды.

Психологи считают, что зачатки деструктивного поведения заложены в каждом человеке, но проявление его происходит чаще всего в критические моменты жизни индивида. Причиной деструктивного поведения служит мнимая или реальная угроза, которую испытывает субъект со стороны внешнего мира, и ее он переносит во внутренний мир.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

В целях самозащиты индивид идентифицирует себя с агрессивным окружением и подобно ему начинает действовать деструктивно, направляя агрессию как против внешнего мира, так и против самого себя. Объектами такого поведения становятся одушевленные и неодушевленные предметы окружающей среды, собственные тело и психика, любые виды коммуникации с социальным окружением и т.д.

Деструктивное поведение оказывает вредное воздействие, несет опасность как для самого человека, так и для общества в целом.

Конструктивное поведение отличается тем, что в случае возникновения конфликтной ситуации, индивид способен управлять своими психическими реакциями и действиями. Используя хладнокровие, здравый смысл и свои аналитические способности, он будет искать оптимальный вариант решения проблемы, выхода из создавшегося положения, который устроит все стороны конфликта.

Причины и факторы, вызывающие деструктивное поведение

Выяснением причин деструктивного поведения личности психологи занимаются на протяжении нескольких веков. На основании многолетних наблюдений, они пришли к следующим выводам:

Рассмотрим основные факторы, вызывающие появление деструктивного поведения.

Неадекватное воспитание в детстве

Ребенку свойственно перенимать конструктивную или деструктивную модель поведения, которую демонстрировали его родители. Если ребенок растет в атмосфере любви и взаимопонимания, доброжелательного отношения друг к другу, конструктивного решения возникающих проблем, основанного на разумном подходе с учетом интересов всех членов семьи, то его развитие в сторону деструктивного поведения весьма маловероятно.

Если же ребенок не видел со стороны родителей необходимых заботы, любви, внимания, а вместо адекватного воспитания получал лишь наказания и слышал постоянные упреки в свой адрес, то даже в благополучной внешне семье у такого малыша могут сложиться предпосылки для деструктивного поведения, связанные с заниженной самооценкой и отверженностью ближайшим социальным окружением (родителями).

В этом случае в детскую психику закладываются негативные поведенческие паттерны. Он неосознанно копирует модель семейных отношений и поведения своих родителей. Такой ребенок в большинстве случаев имеет явную склонность к деструкции как в отношении самого себя, так и окружающего мира.

Множественные социальные отклонения

В каждом обществе существуют определенные социальные нормы, шаблоны, стандарты поведения, многие из которых поддерживаются на законодательном уровне. Отклонение от этих норм называется девиантным отклонением. В случае, когда они имеют массовый характер, широко распространены и обладают определенной устойчивостью, речь идет о социальных отклонениях.

Это могут быть поступки не только отдельных людей, но и целых групп. К ним относятся такие явления, как преступность, алкоголизм, коррупция, бюрократизм. Индивид, который наблюдает проявление подобных аномальных отклонений от норм морали и права чуть ли не на каждом шагу, привыкает к их постоянному, обязательному присутствию в своей жизни и перестает относиться как к аномальным явлениям.

Понижение уровня порицания

Следствием наблюдаемых в большом количестве социальных отклонений становится либерализация общественного отношения к ним, происходит понижение уровня порицания подобных явлений. Человек смиряется с существованием подобных отклонений, воспринимает их как неотъемлемую часть общественной жизни, как нечто неизбежное, с чем нет смысла бороться.

Общество перестает активно критиковать и порицать нарушение социальных норм, принимать другие меры социального воздействия. В сознании индивида подобные поступки переходят в разряд допустимых для любого человека, а значит, и для своей собственной персоны. Со временем он начинает считать возможным самому вести себя подобным образом.

Ситуативные аномалии

Помимо социальных отклонений в обществе наблюдается широкое распространение ситуативных аномалий. К ним относятся такие явления, как фиктивный брак, спекулятивные действия, укрывание своих доходов, подделка справок и другие аномальные поступки с целью получения определенной выгоды от государства, различных организаций или отдельных людей.

Большинство людей подобные махинации считают не нарушением закона, а хитроумными уловками, позволяющими его обойти. Ситуативные аномалии редко подвергаются осуждению со стороны социума, и поэтому порой воспринимаются как общественно допустимое поведение, что негативным образом влияет на формирование морально-нравственных устоев общества.

Послабление борьбы с аморальными поступками

Еще одним фактором, потворствующим деструктивному поведению, является отсутствие адекватной системы наказаний за аморальные поступки. Большинство таких проступков остается не наказуемыми из-за отсутствия законодательной базы или ненадлежащего исполнения своих обязанностей должностными лицами.

Отсутствие системы штрафов приводит к тому, что отдельные индивиды начинают считать аморальное поведение нормальным, общепринятым, и зачастую даже не скрывают его, действуя в открытую. Самым распространенным примером можно считать несанкционированный выброс мусора, загрязнение окружающей среды.

Некоторые люди считают допустимым выбрасывать окурки мимо урны, пластиковые бутылки и жестяные банки из окон автомобилей, оставлять в лесу после себя загаженные места отдыха. Безнаказанность за подобные нарушения норм поведения рождает вседозволенность, которая отрицательно воздействует на процесс воспитания подрастающего поколения.

Деструктивное поведение подростков

В подростковом возрасте происходит самоопределение личности, и именно в этот период начинает проявляться его склонность либо к конструктивному, либо к деструктивному поведению. Если молодой человек активно демонстрирует свое стремление к внешнему или внутреннему разрушению, то это скорее является его способом привлечь к себе внимание со стороны родителей (при его нехватке) либо со стороны сверстников (при заниженной самооценке).

В этом случае еще возможно уберечь подростка от непоправимых последствий деструктивного поведения, если проявить к нему максимум родительского внимания, любви и заботы, помочь разобраться в психологических проблемах с помощью квалифицированного специалиста.

Но зачастую подростки не склонны к явной демонстрации своего деструктивного влечения, скрывая его от окружающих, и в первую очередь от родителей. Отдельные молодежные течения направлены на разрушение собственной жизни, в других культивируется вандализм.

Нередкими случаями являются подростковые погромы на детских и спортивных площадках, в парках и других местах отдыха, а также в местах захоронений. Собираясь большими компаниями, молодые люди (часто под воздействием алкоголя) ломают постройки, портят скамейки, вырезают ножом на деревянных конструкциях надписи или пишут их краской на стенах домов, оскверняют памятники.

Подобные поступки являются характерными признаками патологической страсти к разрушению. Если не принять вовремя меры, то со временем она будет лишь усиливаться, и может в результате привести к процессу необратимой деградации личности.

Признаками саморазрушения могут служить физические увечья и травмы, которые молодые люди наносят сами себе под влиянием модных в подростковой среде тенденций или для демонстрации своей храбрости в глазах сверстников. Сюда можно отнести пирсинг на лице, включая ротовую полость, тоннели в ушах, «змеиный» язык, обширные татуировки на открытых участках тела.

Стремлением к саморазрушению является увлечение опасными для жизни экстремальными видами хобби. Примером может служить распространенное среди подростков движение «зацеперов» (передвигающихся на транспортном средстве, зацепившись снаружи), а также роуп-джампинг (прыжки на веревке с высоких объектов) и бейсджампинг (прыжки с высотных зданий на специальном парашюте).

Поводами для такого подросткового поведения могут быть семейные проблемы (конфликты как между самими родителями, так и между ними и ребенком), отвергнутая любовь, конфликты со сверстниками, страх остаться одному. Для подростка очень важно быть частью социума, включая семью и круг одноклассников или друзей. Если социальная группа его отвергает, это может привести к деструктивному поведению.

Также большое влияние на молодежь оказывают кумиры, которые не всегда демонстрируют достойное поведение. Поскольку у подростков еще плохо сформировано критическое мышление, они слепо стараются подражать своим кумирам во всем.

Среди источников деструктивного поведения подростков можно выделить следующие:

Виды деструктивного поведения

Проявления деструктивного поведения по своей направленности делятся на те, что направлены вовне (разрушение внешней структуры), и те, что направлены внутрь себя (разрушение собственной структуры).

К направленным на внешний мир проявлениям деструкции относятся:

К проявлениям самодеструкции относятся:

Типы поведения

Принято выделять несколько типов деструктивного поведения:

Профилактика деструктивного поведения

Мероприятия, направленные на предупреждение деструктивного поведения среди детей и подростков, являются более эффективными, чем коррекция уже сформированной разрушительной модели поведения. Под профилактикой подразумевается формирование у подрастающего поколения базисных качеств, позволяющих им стать полноценными членами общества, подготовка их к социализации.

Поскольку основы мировоззрения и морально-этических, нравственных норм закладываются в семье и школе, основные профилактические меры должны проводиться именно там. Для предупреждения аномального поведения подростков необходимо:

Источник

Особенности деструктивного поведения и основные его признаки

Что такое деструктивное поведение виды причины и формы девиаций. Смотреть фото Что такое деструктивное поведение виды причины и формы девиаций. Смотреть картинку Что такое деструктивное поведение виды причины и формы девиаций. Картинка про Что такое деструктивное поведение виды причины и формы девиаций. Фото Что такое деструктивное поведение виды причины и формы девиаций

Деструктивное поведение – это внутреннее состояния человека, которое проявляется вербальным или практическим методом и приводит к разрушению чего-либо. Первое, что страдает в этой ситуации – это человеческие отношения их взаимоотношения, коммуникация и эмоциональное состояние.

Подобное поведение очень свойственно для подростков, когда они переживают возрастные изменение и резкие скачки гормонального роста.

Проявление деструктивного поведения очень часто можно наблюдать:

— в изменении характера и темперамента человека,

— формировании заниженной или наоборот завышенной самооценки,

— искажении личных потребностей,

— нарушении отношений с родными и сверстниками,

— отсутствии желания контролировать свое поведение.

Если вам приходится наблюдать что-то подобное, то это и есть деструктивное поведение. Но при этом важно понимать, что прежде, чем начать «лечить» данное состояние, необходимо выявить источник его появления.

Основные причины деструктивного поведения

Важно отметить, что существует множество факторов, которые могут провоцировать данное состояние. Они связаны не только с образом жизни, ритмом и манерой поведения, но и наследственным характером.

Условно можно выделить несколько факторов:

биологические – люди могут быть наследственно склонны к деструкции. На эти факторы влияют: половая принадлежность, выносливость, возрастные изменения, состояние нервной системы;

психологические – любое деструктивное поведение формируется за счет внешних раздражителей и психологических особенностей, которые и определяют отношение и характер человека;

социальные факторы – влияние средств массовой информации, традиций и коллектива, в котором находится человек, семейных ценностей. Все эти факторы своего рода и закладывают фундамент нашего состояния и восприятия окружающего мира.

Важно подметить, что деструктивное поведение подростков зачастую связано с имитацией и эмансипацией. Современные дети стараются быстрее стать взрослыми, освободится от родителей, их контроля и правил поведения. В следствии они начинают делать все наоборот и делают так как ведет себя их кумир, это и есть проявление имитации.

Важно также подметить, что во многом процесс имитации связан с такими факторами:

— проявление насилия в семье,

— психологическая травма: развод или гибель близких,

Вследствие деструктивное поведение проявляется не сразу, оно прорастает из состояния страха и злости, что требует времени, а значит, дает возможность старшему поколению присмотреться и поработать над совершенными действиями.

Основные формы и особенности проявления деструктивного поведения

Очень важно осознать, что деструктивное поведение – это не мимолетная форма, которая со временем пройдет, или как любят говорить «перерастет». Оно направлено на разрушение всего вокруг и даже самого себя.

В зависимости от социальных объектов, деструктивное поведение можно разделить на несколько видов:

интерперсональное: проявление небрежного отношения к себе, употребление алкоголя, несоблюдение правил поведения и этикета, отсутствие контроля за речью и даже внешним видом. Слабость и психологическая неуверенность выражается в данном случае через странные татуировки и шрамы;

интерперсональное: деструктивное поведение проявляется по отношению к близким и знакомым людям. Теряется значимость связей, традиций, правил;

метаперсональное: страдающая деструктивными отклонениями личность отказывается выполнять свою роль в определенном обществе. Иногда подобное поведение проявляется в виде буллинга, участия в массовых беспорядках и конфликтах.

Очень важно своевременно реагировать на резкие перепады настроения, смену коллектива и друзей в общении. Более страшным и глубоким является внутридиструктивное поведение, которое может угрожать даже жизни.

1.Суицидальный, когда человек решает свести счеты с жизнью.

2.Конформистский, деструктивная личность подражает своему авторитету и попадает под его влияние.

3.Нарциссический, проявление эмпатии, обесценивание отношений, уверенность в своем совершенстве и завышенная собственная самооценка.

4.Фанатический, слепое следование идеям и взглядам, что может привести к необратимым последствиям.

5.Аутистический, изоляция от общества и жизнь в собственном пространстве, самоизоляция от всех и вся.

Все эти виды классификации деструктивного поведения приводят в итоговом варианте к ухудшению качества жизни, отсутствие взаимопонимания и утрате интереса к жизни вообще.

Основные формы профилактики деструктивного поведения

Первое правило, которое позволяет избежать деструктивного поведения – это профилактика, социализация личности и доверительные отношения. Профилактика начинается в семье и продолжается в обществе, которое помогает адаптироваться к жизни.

Основное, что полагается на современных родителей это любовь, контроль и забота. Эти три фактора включают такие алгоритмы работы:

1.Следите с кем и как общается ваш ребенок

2.Учите и объясняйте ребенку основные правила выживания и безопасности. Дайте четкие определение понятию аморальности.

3.Следите за своими отношениями с ребенком. Это вовсе не означает полный контроль, ищите золотую середину между доверием, контролем и самоконтролем.

4.Своевременно определяйте кризисные моменты у ребенка.

5.Помогите ребенку найти свое дело, хобби, увлеченность.

6.Интересуйтесь делами, проблемами и различными ситуациями в повседневной жизни вашего ребенка.

7.Следите за самооценкой своего ребенка.

8.Важно быть примером для своего ребенка.

9.Периодически давайте ребенку право выбора.

10.Ненавязчиво прививайте ребенку интерес к развитию.

11.Поддерживайте его увлечения и помогайте.

Деструктивное поведение свойственно всем, все зависит от эмоционального состояния и психологический устойчивости человека. Важно знать, что в каждом случае есть спусковой крючок, который и запускает весь этот сложный механизм.

Источник

Девиантное поведение: причины, виды, формы

Девиантное поведение: причины,

Противопоставление себя социуму, своего собственного подхода к жизни социально нормативному поведению может проявляться не только в процессе личностного становления и развития, но также идти по пути всевозможных отклонений от приемлемой нормы. В таком случае принято говорить о девиациях и девиантном поведении человека.

В большинстве подходов понятие девиантного поведения связано с отклоняющимся, либо же, асоциальным поведением того или иного индивида.

Подчеркивается, что данное поведение представляет собой поступки (системного или единичного характера), которые идут в разрез с принятыми в обществе нормами, причем, вне зависимости, закреплены ли они (нормы) юридически или существуют как традиции, обычаи конкретной социальной среды.

Человек проявляет себя именно так в силу неадекватного личностного формирования в процессе социализации и освоения нравственных норм, устоев и правил. Собственное поведение таким человеком (с точки зрения стандартов общественной морали) контролируется в весьма незначительной степени.

Педагогика и психология, будучи науками о человеке, особенностях его воспитания и развития, сосредотачивают свое внимание на общих характерных признаках девиантного поведения:

аномалия поведения активизируется при необходимости выполнять принятые в обществе (важные и значимые) социальные стандарты морали;

наличие ущерба, который «распространяется» достаточно широко: начиная от собственной личности (аутоагрессия), окружающих людей (групп людей), и заканчивая материальными предметами (объектами);

низкая социальная адаптация и самореализация (десоциализация) индивида, нарушающего нормы.

Можно с уверенностью утверждать, что девиация и социальная дезадаптация/изоляция – равноценные понятия, поскольку человек не может успешно существовать в определенной (нормальной, обыденной) социальной среде. Т.е., у него имеются отклонения с точки зрения среднестатистического поведения, характерного для большинства людей как представителей социума.

Поэтому для людей с девиацией, особенно для подростков (именно этот возраст необычайно подвержен отклонениям в поведении), характерны специфичные свойства:

аффективное и импульсивное реагирование;

значительные по величине (заряженные) неадекватные реакции;

недифференцированная направленность реакций на события (не различают специфику ситуаций);

поведенческие реакции можно назвать стойко повторяющимися, длительными и многократными;

высокий уровень готовности к асоциальному поведению.

Виды девиантного поведения:

Социальные нормы и отклоняющееся поведение в сочетании друг с другом дают понимание нескольких разновидностей девиантного поведения (в зависимости от направленности шаблонов поведения и проявления в социальной среде):

Формы девиантного поведения систематизируются исходя из социальных проявлений:

негативно окрашенные (всевозможные зависимости – алкогольная, химическая; криминальное и деструктивное поведение);

позитивно окрашенные (социальное творчество, альтруистическое самопожертвование);

социально-нейтральные (бродяжничество, попрошайничество).

Что такое деструктивное поведение виды причины и формы девиаций. Смотреть фото Что такое деструктивное поведение виды причины и формы девиаций. Смотреть картинку Что такое деструктивное поведение виды причины и формы девиаций. Картинка про Что такое деструктивное поведение виды причины и формы девиаций. Фото Что такое деструктивное поведение виды причины и формы девиацийВ зависимости от содержания поведенческих проявлений при девиациях, их подразделяют на типы:

с внутренним проявлением (мысли о суициде, нежелание жить в сложившихся обстоятельствах, фантазии на тему собственной смерти, замыслы и намерения относительно самоубийства);

с внешним проявлением (попытки суицида, реальное самоубийство).

Девиантное поведение считают промежуточным звеном, находящимся между нормой и патологией.

Что такое деструктивное поведение виды причины и формы девиаций. Смотреть фото Что такое деструктивное поведение виды причины и формы девиаций. Смотреть картинку Что такое деструктивное поведение виды причины и формы девиаций. Картинка про Что такое деструктивное поведение виды причины и формы девиаций. Фото Что такое деструктивное поведение виды причины и формы девиацийРассматривая, каковы причины девиаций, большинство исследований сосредотачиваются на следующих группах:

Психобиологические факторы (наследственные заболевания, особенности перинатального развития, пол, возрастные кризисы, неосознанные влечения и психодинамические особенности).

особенности семейного воспитания (ролевые и функциональные аномалии в семье, материальные возможности, стиль воспитания родителей, традиции и ценности семьи, отношение в семье к отклоняющемуся поведению);

окружающий социум (наличие социальных норм и их реальное/формальное соблюдение/несоблюдение, терпимость общества к девиациям, наличие/отсутствие средств профилактики отклоняющегося поведения);

влияние средств массовой информации (частота и детальность трансляции актов насилия, привлекательность образов людей с отклоняющимся поведением, необъективность в информировании о последствиях проявлений девиаций).

нарушение эмоциональной сферы (повышенная тревожность, сниженная эмпатия, отрицательный фон настроения, внутренняя конфликтность, депрессивность и т.п.);

искажение Я-концепции (неадекватная самоидентичность и социальная идентичность, необъективность образа собственного Я, неадекватная самооценка и неуверенность в себе, своих силах);

искривленность когнитивной сферы (непонимание своих жизненных перспектив, искаженные жизненные установки, опыт девиантных поступков, отсутствие понимания их реальных последствий, низкий уровень рефлексии).

Ранняя возрастная профилактика девиантного поведения поможет достаточно результативно повысить личностный контроль над негативными проявлениями.

Необходимо четко усвоить, что уже у детей существуют признаки, указывающие на зарождение девиации:

проявления вспышек гнева, несвойственных возрасту ребенка (частые и плохо контролируемые);

применение намеренного поведения с целью досадить взрослому;

активные отказы выполнять требования взрослых, нарушение установленных ими правил;

частое противостояние взрослым в виде споров;

проявление злобы и мстительности;

ребенок часто становится зачинщиком драки;

преднамеренное разрушение чужой собственности (предметов);

нанесение ущерба другим людям с применением опасных предметов (оружия).

Позитивное действие на преодоление распространенности девиантного поведения оказывает ряд профилактических мер, реализующихся на всех уровнях проявления социума (общегосударственном, нормативно-правовом, медико-санитарном, педагогическом, социально-психологическом):

испытание себя «на прочность» (спорт с риском, восхождение в горы),

познание нового (путешествия, освоение сложных профессий),

доверительное общение (помощь тем, кто «оступился»),

Лишь при адекватном формировании человека как личности в его сознании создается понимание девиантного поведения как неприемлимой и недопустимой формы взаимодействия индивида и социума.

Источник

«Деструктивное поведение человека: причины, виды, формы и профилактика»

Деструктивное поведение человека

В психологии поведение разделяется на две основные категории: конструктивное и деструктивное или нормальное и аномальное. Аномальное поведение, из которого вытекает деструктивное поведение, характеризуется тем, что является не одобряемым со стороны общества, нестандартным, а порой даже патологическим. Оно может являться отклонением, с точки зрения социальных, медицинских и психологических установок.

Важно! Деструктивное поведение человека лежит между нормой и общественной патологией.

Деструктивная модель поведения Деструктивное поведение, как и поведение в принципе, складывается из множества составляющих и отражается на всех уровнях человеческой жизни. В психологии поведение само по себе представлено в виде активной связки «стимул-реакция» и подразделяется на следующие компоненты:

внешняя активность (движения, поступки, высказывания);

внутренняя активность (мотивации, целеполагание, когнитивная обработка, эмоциональная реакция).

Важно! Внутренняя активность всегда найдёт выход во вне. Деструктивные мысли так или иначе воплощаются в деструктивных действиях.

Деструктивная модель поведения обладает рядом особенностей:

вызывает у большинства людей негативную, отрицательную оценку;

не соответствует социальным нормам;

приносит ущерб, как личности, так и окружающим людям;

выступает в качестве ответа на нестандартную ситуацию;

связана с отрицательной направленностью личности;

развивается в результате отсутствия социальной адаптации;

имеет свои собственные индивидуальные черты. Основу модели разрушительного поведения составляют:

Любое поведение человека реализуется в обществе и носит социальный характер и всегда связано с речью, действием и целеполаганием. Деструктивное поведение отражает низкую степень социализации личности, избегание социума, плохую адаптацию к внутренним и внешним условиям.

Важно! Степень адаптации во многом определяет поведение личности.

Зачастую деструктивное поведение демонстрируется людьми, у которых не развито чувство ответственности, которые не умеют принимать самостоятельные решения и делать выбор. На индивидуальном уровне такие личности чаще склонны выбирать путь аномального поведения. Они могут проявлять своё разрушительное поведение по отношению к следующим социальным устоям:

Духовно-нравственные норм ы (общечеловеческие ценности).

Морально-этические нормы (незафиксированные на бумаге правила).

Правовые нормы (правила, закреплённые в правовых актах).

Организационно-профессиональные нормы (инструкции).

Индивидуальные нормы (права личности в обществе, личная ориентированность на те или иные установки и потребности).

Причины деструктивного поведения

Любая модель поведения закладывается и формируется в детстве. В возрасте 4-5 лет ребёнок усваивает информацию, которая будет определять его взаимоотношения с окружающими. Полноценная семья, члены которой проявляют заботу и внимание друг к другу, благотворно влияет на формирование детской психики, закладывает конструктивные поведенческие основы. Таким образом, люди, не получившие грамотного воспитания, любви и тепла, находятся в группе риска.

Важно! Часто дети перенимают деструктивную модель поведения своих родителей.

Учёные пришли к выводу, что деструктивное поведение успешно развивается на фоне следующих факторов:

наличие массовых социальных отклонений (алкоголизм, преступность, бюрократизм);

ситуативные отклонения (наличие спекуляций, браков по расчёту и т. д.);

ослабление мер общественного воздействия (снижение уровня осуждения, критики со стороны);

либерализация мер борьбы с деструктивным поведением (отсутствие штрафов и наказаний за проступки и отклонения).

Виды деструктивного поведения

Классификация деструктивного поведения затруднена, т. к. специалистам приходится работать с плавающей величиной – нормой. Она подвержена изменениям, и то, что сегодня считается приемлемым, завтра будет выходить за рамки адекватного поведения, и наоборот. В основном психологи разделяют деструктивное поведение на две большие группы:

делинквентное поведение (выход за правовые рамки, нарушения закона);

девиантное поведение (несоответствие общепринятым нормам морали и нравственности).

Многие учёные, психологи и социологи ещё с первой трети XX века задумываются над тем, какое именно поведение можно поместить в рамки девиаций и деструктивного поведения, и всегда ли такое поведение несёт исключительно негативные последствия. Разработано множество классификаций. Приведём таблицу, раскрывающую различные подходы к пониманию деструктивного поведения.

Деструктивные формы поведения

Аномальное поведение может принимать различные формы в контексте взаимоотношения с социумом и адаптации к нему:

Радикальная адаптация (попытка изменить, неустраивающий человека мир).

Гиперадаптация (постановка недостижимых целей).

Конформистская адаптация (подстройка под общепринятые нормы, с которыми индивид не согласен).

Девиантная адаптация ( мотивированное деструктивное поведение, выход за рамки нормы).

Социально-психологическая дезадаптация (открытое отрицание необходимости в адаптации к социуму, приложение усилий, чтобы этого избежать).

Деструктивное поведение может выражаться в следующих симптомах:

агрессивное поведение по отношению к людям;

враждебность при общении;

склонность к разрушению вещей;

желание расстроить уклад жизни близких;

отсутствие возможности испытывать эмоции;

угроза чужой и собственной жизни.

Деструктивное поведение в конфликте

Конфликт – это открытое столкновение интересов отдельных личностей или даже групп лиц. Психологи не призывают избегать конфликтных ситуаций, но, напротив, советуют научиться управлять их ходом. В таком случае конфликт приобретает статус конфронтации, цель которой – конструктивно разрешить ситуацию, прийти к консенсусу для всех конфликтующих сторон. Деструктивное поведение в этом случае заключается в неумении адекватно вести конфронтацию. Таким образом, мы имеем следующие стратегии ведения конфликта:

Деструктивная. Отсутствие навыков ведения конфронтации заключается в намеренном обострении конфликта, переходе на личность оппонента, неумении выслушать, излишнем эмоционировании. Девиант провоцирует соперника на агрессию и усугубление проблемы

Профилактика деструктивного поведения

Работа по предотвращению деструктивного поведения должна начинаться с семьи и школьного образования. Именно в этом возрасте детям необходимо закладывать те идеалы, которые станут для них проводниками в мире взрослых людей.

Важно! Основная сложность, с которой сталкиваются родители и педагоги, заключается в том, что дети с деструктивными паттернами считают своё поведение нормой.

Активируйте личностные ресурсы подростка. Помогите ребёнку реализовывать себя в разных направлениях деятельности. Экспериментируйте, добивайтесь того, чтобы он нашёл себе занятие по душе. Это благоприятно скажется на процессах его социальной адаптации.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *