Что такое деструктивное поведение
Деструктивная личность — как ее распознать
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Дети выказывают свой негативизм по отношению к игрушкам и родителям.
Подростки часто бывают агрессивными, нарушают нормы и правила поведения в обществе. А взрослые срываются на домочадцах после длительного стресса (что это?) на работе.
Деструктивный — это характер, или обычная реакция на внешние раздражители? Какая причина кроется в таком поведении, и что с этим делать?
Деструктивное поведение – это.
Деструктивное поведение – это физические действия или слова, направленные на разрушение чего-либо: отношений, предметов, здоровья, настроения, мира, спокойствия.
Человек вторгается в чужую жизнь, портит свою. Может переступать через нормы (что это?) и законы.
Выражается как:
Типы деструктивного поведения:
Есть различие в деструктивном поведении в зависимости от пола.
Мужчины склонны к экстремальным видам спорта и развлечениям, выполнению опасных работ. Женщины выбирают пассивную форму саморазрушению – изнуряют себя рутинными обязательствами.
История изучения деструктивности
В теории З.Фрейда о силах, которые движут каждой личностью, значительное место занимает инстинкт смерти.
Он обозначает то, что человек стремится к первичному неживому состоянию с помощью деструктивного поведения.
К.Лоренц, как и Фрейд, считает, что агрессия заложена в инстинктивном механизме. Она способствует адаптации (что это?), приспособлению к различным условиям. А также выживанию среди других индивидов, занимая свою позицию в социальной иерархии.
А.Басс даёт определение:
«Агрессия – это реакция, которая приносит боль организму, на которого она специально направлена».
Это один из видов поведения для достижения цели. Часто смысл агрессии заключается в том, чтобы заставить другого человека что-то сделать – вид манипуляции (это что такое?).
Ф.Аллан считает, что это просто способ собрать свои силы, дабы противостоять внешним факторам. Л.Бендер говорит, что люди используют деструктивность, чтобы приблизиться или отдалиться от человека, ситуации.
Другие точки зрения на деструктивное поведение:
Деструктивность в детском возрасте
Психолог Альфред Адлер — первый, кто начал изучать деструктивное поведение у детей, и классифицировал возможные мотивы.
Борьба за власть
Каждый ребёнок стремится показать свою силу, и попробовать перетянуть на себя покрывало власти.
Некоторые делают это пассивно, и после слов мамы: «Сделай уроки» или «Помой посуду», просто не выполняют эти указания. Другие же сразу агрессивно показывают свою позицию: «Не хочу, не буду».
В такой ситуации родителям стоит объяснить, какие будут последствия невыполнения и непослушания. Пускай сын или дочка сами берут на себя ответственность (что это такое?) за свои поступки и решают, что делать.
Привлечение внимания
Если ребёнок постоянно дёргает родителей и дома, и на улице, и в магазине, а также достаёт учителей с частым выходом из класса во время урока или громкими разговорами, то это всё способы для привлечения внимания. Очевидно, что его не хватает.
Родителям стоит больше времени уделять своим детям. Не только, когда нужно их покритиковать, но и в позитивном ключе. А если ребёнок ноет: «Обрати внимание! Поиграй сейчас!», то стоит сказать: «Хорошо, через 10-15 минут, как освобожусь.», а не бежать сразу, чтобы это не стало механизмом для манипуляции.
Месть
Если детям не нравится, как к ним относятся, они будут мстить самыми различными способами: обзывательствами, обманом, воровством, разрисовкой стен или любимой книги мамы, могут даже ударить.
В таких ситуациях лучше обратиться к психотерапевту. Скорее всего, родители не могут наладить доверительные отношения, и сами выказывают первоначальную злость. Поэтому нужен специалист и взгляд со стороны.
Демонстрация несостоятельности
Ребёнок не верит в успешность выполнения заданий и указаний. Поэтому прогуливает школу и репетиторов, не хочет выходить к доске и устраивает на этой почве скандал, врёт.
Скорее всего, причина в постоянной критике и авторитарном методе воспитания, который нужно немедленно сменить. Нужно поддерживать таких детей во всех начинаниях, хвалить и уделять внимание при совместном времяпровождении.
Деструктивный подросток
В подростковом возрасте чаще подвержены деструктивному поведению те, у кого:
Возможные причины:
В таких ситуациях стоит воспитывать в детях позитивный взгляд на мир, вовлекать в полезные виды деятельности.
А также родители должны настроить доверительный контакт, чтобы взрослеющие личности могли им довериться, попросить о помощи и знать, что они будут услышаны.
Признаки деструктивного человека (деструктора)
Разрушительный характер человека может быть не исправлен в детстве или подростковом возрасте, поэтому он пронесёт его через всю свою жизнь. Как узнать, что перед вами такой тип людей?
Скрытые и явные угрозы
Деструктивным личностям важно знать, что они лучше других, и весь мир им обязан. Чтобы поддерживать это амплуа и самолюбие, не позволяет другим высказывать своё мнение. А также пресекает любое непослушание и критику. Собеседник может услышать приказной тон или угрозу.
Триангуляция
Человек завлекает в спор сторонних людей, мнение которых якобы совпадает с его, а не оппонента. Делает отсылки на то, что его коллеги, друзья, учёные тоже на его стороне. Таким образом, давит на жертву, чтобы она сломалась и приняла позицию собеседника.
Проверка границ
Такие люди любят проверять, где находятся чужие границы. И каждый раз пытаются их разломать, пока остаются безнаказанными. Поэтому, если жертва вернулась к обидчику, то это даёт повод последнему дальше её изнурять своим исследованием рамок.
Жестокий сарказм
Унижение других – любимое дело нарциссов (кто это?) с деструктивным характером. Сарказм (что это такое?) в этом очень помогает, поскольку можно вовремя перевести всё в невинную шутку. А если человек обиделся, то это его «проблема», что такой чувствительный.
Газлайтинг
Если слышите на свое замечание по поводу поведения обсуждаемого персонажа фразу: «Такого не было!», «Что с твоей памятью?!», «Тебе показалось», то знайте, что это манипуляция. Собеседник пытается разрушить уверенность в реальности и пошатнуть убеждённость в своей правоте.
Проекция
Поскольку человек не может признаться себе, что у него есть недостатки, то проецирует это на других. Может сказать, что кому-то не помешало бы пойти в спортзал, если сам не доволен своей фигурой. Таким образом, вызывает чувство стыда, которое должно быть свойственно ему.
Автор статьи: Марина Домасенко
Особенности деструктивного поведения и основные его признаки
Деструктивное поведение – это внутреннее состояния человека, которое проявляется вербальным или практическим методом и приводит к разрушению чего-либо. Первое, что страдает в этой ситуации – это человеческие отношения их взаимоотношения, коммуникация и эмоциональное состояние.
Подобное поведение очень свойственно для подростков, когда они переживают возрастные изменение и резкие скачки гормонального роста.
Проявление деструктивного поведения очень часто можно наблюдать:
— в изменении характера и темперамента человека,
— формировании заниженной или наоборот завышенной самооценки,
— искажении личных потребностей,
— нарушении отношений с родными и сверстниками,
— отсутствии желания контролировать свое поведение.
Если вам приходится наблюдать что-то подобное, то это и есть деструктивное поведение. Но при этом важно понимать, что прежде, чем начать «лечить» данное состояние, необходимо выявить источник его появления.
Основные причины деструктивного поведения
Важно отметить, что существует множество факторов, которые могут провоцировать данное состояние. Они связаны не только с образом жизни, ритмом и манерой поведения, но и наследственным характером.
Условно можно выделить несколько факторов:
— биологические – люди могут быть наследственно склонны к деструкции. На эти факторы влияют: половая принадлежность, выносливость, возрастные изменения, состояние нервной системы;
— психологические – любое деструктивное поведение формируется за счет внешних раздражителей и психологических особенностей, которые и определяют отношение и характер человека;
— социальные факторы – влияние средств массовой информации, традиций и коллектива, в котором находится человек, семейных ценностей. Все эти факторы своего рода и закладывают фундамент нашего состояния и восприятия окружающего мира.
Важно подметить, что деструктивное поведение подростков зачастую связано с имитацией и эмансипацией. Современные дети стараются быстрее стать взрослыми, освободится от родителей, их контроля и правил поведения. В следствии они начинают делать все наоборот и делают так как ведет себя их кумир, это и есть проявление имитации.
Важно также подметить, что во многом процесс имитации связан с такими факторами:
— проявление насилия в семье,
— психологическая травма: развод или гибель близких,
Вследствие деструктивное поведение проявляется не сразу, оно прорастает из состояния страха и злости, что требует времени, а значит, дает возможность старшему поколению присмотреться и поработать над совершенными действиями.
Основные формы и особенности проявления деструктивного поведения
Очень важно осознать, что деструктивное поведение – это не мимолетная форма, которая со временем пройдет, или как любят говорить «перерастет». Оно направлено на разрушение всего вокруг и даже самого себя.
В зависимости от социальных объектов, деструктивное поведение можно разделить на несколько видов:
— интерперсональное: проявление небрежного отношения к себе, употребление алкоголя, несоблюдение правил поведения и этикета, отсутствие контроля за речью и даже внешним видом. Слабость и психологическая неуверенность выражается в данном случае через странные татуировки и шрамы;
— интерперсональное: деструктивное поведение проявляется по отношению к близким и знакомым людям. Теряется значимость связей, традиций, правил;
—метаперсональное: страдающая деструктивными отклонениями личность отказывается выполнять свою роль в определенном обществе. Иногда подобное поведение проявляется в виде буллинга, участия в массовых беспорядках и конфликтах.
Очень важно своевременно реагировать на резкие перепады настроения, смену коллектива и друзей в общении. Более страшным и глубоким является внутридиструктивное поведение, которое может угрожать даже жизни.
1.Суицидальный, когда человек решает свести счеты с жизнью.
2.Конформистский, деструктивная личность подражает своему авторитету и попадает под его влияние.
3.Нарциссический, проявление эмпатии, обесценивание отношений, уверенность в своем совершенстве и завышенная собственная самооценка.
4.Фанатический, слепое следование идеям и взглядам, что может привести к необратимым последствиям.
5.Аутистический, изоляция от общества и жизнь в собственном пространстве, самоизоляция от всех и вся.
Все эти виды классификации деструктивного поведения приводят в итоговом варианте к ухудшению качества жизни, отсутствие взаимопонимания и утрате интереса к жизни вообще.
Основные формы профилактики деструктивного поведения
Первое правило, которое позволяет избежать деструктивного поведения – это профилактика, социализация личности и доверительные отношения. Профилактика начинается в семье и продолжается в обществе, которое помогает адаптироваться к жизни.
Основное, что полагается на современных родителей это любовь, контроль и забота. Эти три фактора включают такие алгоритмы работы:
1.Следите с кем и как общается ваш ребенок
2.Учите и объясняйте ребенку основные правила выживания и безопасности. Дайте четкие определение понятию аморальности.
3.Следите за своими отношениями с ребенком. Это вовсе не означает полный контроль, ищите золотую середину между доверием, контролем и самоконтролем.
4.Своевременно определяйте кризисные моменты у ребенка.
5.Помогите ребенку найти свое дело, хобби, увлеченность.
6.Интересуйтесь делами, проблемами и различными ситуациями в повседневной жизни вашего ребенка.
7.Следите за самооценкой своего ребенка.
8.Важно быть примером для своего ребенка.
9.Периодически давайте ребенку право выбора.
10.Ненавязчиво прививайте ребенку интерес к развитию.
11.Поддерживайте его увлечения и помогайте.
Деструктивное поведение свойственно всем, все зависит от эмоционального состояния и психологический устойчивости человека. Важно знать, что в каждом случае есть спусковой крючок, который и запускает весь этот сложный механизм.
Понятие деструктивного поведения
Деструктивное поведение — описание
Понятие это тесно связано со словом «деструкция» (произошло от латинского destruction), означает разрушение, распад, разложение. Антонимом является термин «конструкция» — строительство, созидание. Деструктивное поведение является по своей природе разрушительным, аномальным, отклоняющимся от нормального (конструктивного) поведения с точки зрения психологии и психиатрии.
Оно выражается в эмоциональных нарушениях, заниженной самооценке, в искаженном восприятии действительности, в снижении критичности оценки своего поведения, в ухудшении качества жизни субъекта. Итогом такого поведения становится потеря способности индивида адаптироваться к социуму, приводящая порой к полной изоляции от социальной среды.
Психологи считают, что зачатки деструктивного поведения заложены в каждом человеке, но проявление его происходит чаще всего в критические моменты жизни индивида. Причиной деструктивного поведения служит мнимая или реальная угроза, которую испытывает субъект со стороны внешнего мира, и ее он переносит во внутренний мир.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
В целях самозащиты индивид идентифицирует себя с агрессивным окружением и подобно ему начинает действовать деструктивно, направляя агрессию как против внешнего мира, так и против самого себя. Объектами такого поведения становятся одушевленные и неодушевленные предметы окружающей среды, собственные тело и психика, любые виды коммуникации с социальным окружением и т.д.
Деструктивное поведение оказывает вредное воздействие, несет опасность как для самого человека, так и для общества в целом.
Конструктивное поведение отличается тем, что в случае возникновения конфликтной ситуации, индивид способен управлять своими психическими реакциями и действиями. Используя хладнокровие, здравый смысл и свои аналитические способности, он будет искать оптимальный вариант решения проблемы, выхода из создавшегося положения, который устроит все стороны конфликта.
Причины и факторы, вызывающие деструктивное поведение
Выяснением причин деструктивного поведения личности психологи занимаются на протяжении нескольких веков. На основании многолетних наблюдений, они пришли к следующим выводам:
Рассмотрим основные факторы, вызывающие появление деструктивного поведения.
Неадекватное воспитание в детстве
Ребенку свойственно перенимать конструктивную или деструктивную модель поведения, которую демонстрировали его родители. Если ребенок растет в атмосфере любви и взаимопонимания, доброжелательного отношения друг к другу, конструктивного решения возникающих проблем, основанного на разумном подходе с учетом интересов всех членов семьи, то его развитие в сторону деструктивного поведения весьма маловероятно.
Если же ребенок не видел со стороны родителей необходимых заботы, любви, внимания, а вместо адекватного воспитания получал лишь наказания и слышал постоянные упреки в свой адрес, то даже в благополучной внешне семье у такого малыша могут сложиться предпосылки для деструктивного поведения, связанные с заниженной самооценкой и отверженностью ближайшим социальным окружением (родителями).
В этом случае в детскую психику закладываются негативные поведенческие паттерны. Он неосознанно копирует модель семейных отношений и поведения своих родителей. Такой ребенок в большинстве случаев имеет явную склонность к деструкции как в отношении самого себя, так и окружающего мира.
Множественные социальные отклонения
В каждом обществе существуют определенные социальные нормы, шаблоны, стандарты поведения, многие из которых поддерживаются на законодательном уровне. Отклонение от этих норм называется девиантным отклонением. В случае, когда они имеют массовый характер, широко распространены и обладают определенной устойчивостью, речь идет о социальных отклонениях.
Это могут быть поступки не только отдельных людей, но и целых групп. К ним относятся такие явления, как преступность, алкоголизм, коррупция, бюрократизм. Индивид, который наблюдает проявление подобных аномальных отклонений от норм морали и права чуть ли не на каждом шагу, привыкает к их постоянному, обязательному присутствию в своей жизни и перестает относиться как к аномальным явлениям.
Понижение уровня порицания
Следствием наблюдаемых в большом количестве социальных отклонений становится либерализация общественного отношения к ним, происходит понижение уровня порицания подобных явлений. Человек смиряется с существованием подобных отклонений, воспринимает их как неотъемлемую часть общественной жизни, как нечто неизбежное, с чем нет смысла бороться.
Общество перестает активно критиковать и порицать нарушение социальных норм, принимать другие меры социального воздействия. В сознании индивида подобные поступки переходят в разряд допустимых для любого человека, а значит, и для своей собственной персоны. Со временем он начинает считать возможным самому вести себя подобным образом.
Ситуативные аномалии
Помимо социальных отклонений в обществе наблюдается широкое распространение ситуативных аномалий. К ним относятся такие явления, как фиктивный брак, спекулятивные действия, укрывание своих доходов, подделка справок и другие аномальные поступки с целью получения определенной выгоды от государства, различных организаций или отдельных людей.
Большинство людей подобные махинации считают не нарушением закона, а хитроумными уловками, позволяющими его обойти. Ситуативные аномалии редко подвергаются осуждению со стороны социума, и поэтому порой воспринимаются как общественно допустимое поведение, что негативным образом влияет на формирование морально-нравственных устоев общества.
Послабление борьбы с аморальными поступками
Еще одним фактором, потворствующим деструктивному поведению, является отсутствие адекватной системы наказаний за аморальные поступки. Большинство таких проступков остается не наказуемыми из-за отсутствия законодательной базы или ненадлежащего исполнения своих обязанностей должностными лицами.
Отсутствие системы штрафов приводит к тому, что отдельные индивиды начинают считать аморальное поведение нормальным, общепринятым, и зачастую даже не скрывают его, действуя в открытую. Самым распространенным примером можно считать несанкционированный выброс мусора, загрязнение окружающей среды.
Некоторые люди считают допустимым выбрасывать окурки мимо урны, пластиковые бутылки и жестяные банки из окон автомобилей, оставлять в лесу после себя загаженные места отдыха. Безнаказанность за подобные нарушения норм поведения рождает вседозволенность, которая отрицательно воздействует на процесс воспитания подрастающего поколения.
Деструктивное поведение подростков
В подростковом возрасте происходит самоопределение личности, и именно в этот период начинает проявляться его склонность либо к конструктивному, либо к деструктивному поведению. Если молодой человек активно демонстрирует свое стремление к внешнему или внутреннему разрушению, то это скорее является его способом привлечь к себе внимание со стороны родителей (при его нехватке) либо со стороны сверстников (при заниженной самооценке).
В этом случае еще возможно уберечь подростка от непоправимых последствий деструктивного поведения, если проявить к нему максимум родительского внимания, любви и заботы, помочь разобраться в психологических проблемах с помощью квалифицированного специалиста.
Но зачастую подростки не склонны к явной демонстрации своего деструктивного влечения, скрывая его от окружающих, и в первую очередь от родителей. Отдельные молодежные течения направлены на разрушение собственной жизни, в других культивируется вандализм.
Нередкими случаями являются подростковые погромы на детских и спортивных площадках, в парках и других местах отдыха, а также в местах захоронений. Собираясь большими компаниями, молодые люди (часто под воздействием алкоголя) ломают постройки, портят скамейки, вырезают ножом на деревянных конструкциях надписи или пишут их краской на стенах домов, оскверняют памятники.
Подобные поступки являются характерными признаками патологической страсти к разрушению. Если не принять вовремя меры, то со временем она будет лишь усиливаться, и может в результате привести к процессу необратимой деградации личности.
Признаками саморазрушения могут служить физические увечья и травмы, которые молодые люди наносят сами себе под влиянием модных в подростковой среде тенденций или для демонстрации своей храбрости в глазах сверстников. Сюда можно отнести пирсинг на лице, включая ротовую полость, тоннели в ушах, «змеиный» язык, обширные татуировки на открытых участках тела.
Стремлением к саморазрушению является увлечение опасными для жизни экстремальными видами хобби. Примером может служить распространенное среди подростков движение «зацеперов» (передвигающихся на транспортном средстве, зацепившись снаружи), а также роуп-джампинг (прыжки на веревке с высоких объектов) и бейсджампинг (прыжки с высотных зданий на специальном парашюте).
Поводами для такого подросткового поведения могут быть семейные проблемы (конфликты как между самими родителями, так и между ними и ребенком), отвергнутая любовь, конфликты со сверстниками, страх остаться одному. Для подростка очень важно быть частью социума, включая семью и круг одноклассников или друзей. Если социальная группа его отвергает, это может привести к деструктивному поведению.
Также большое влияние на молодежь оказывают кумиры, которые не всегда демонстрируют достойное поведение. Поскольку у подростков еще плохо сформировано критическое мышление, они слепо стараются подражать своим кумирам во всем.
Среди источников деструктивного поведения подростков можно выделить следующие:
Виды деструктивного поведения
Проявления деструктивного поведения по своей направленности делятся на те, что направлены вовне (разрушение внешней структуры), и те, что направлены внутрь себя (разрушение собственной структуры).
К направленным на внешний мир проявлениям деструкции относятся:
К проявлениям самодеструкции относятся:
Типы поведения
Принято выделять несколько типов деструктивного поведения:
Профилактика деструктивного поведения
Мероприятия, направленные на предупреждение деструктивного поведения среди детей и подростков, являются более эффективными, чем коррекция уже сформированной разрушительной модели поведения. Под профилактикой подразумевается формирование у подрастающего поколения базисных качеств, позволяющих им стать полноценными членами общества, подготовка их к социализации.
Поскольку основы мировоззрения и морально-этических, нравственных норм закладываются в семье и школе, основные профилактические меры должны проводиться именно там. Для предупреждения аномального поведения подростков необходимо: